Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Правило Лаодик. 50 предписывает нам во всю Четыредесятницу сухоядение, и божественный Епифаний в главе о 75-й ереси говорит: «В Четыредесятницу – пост, сухоядение и целомудрие» 495 . А данное апостольское правило вместе с постом Четыредесятницы называет пост среды и пятницы. Следовательно, и пост каждой среды и пятницы должен заключаться в сухоядении наравне с постом Четыредесятницы. Сухоядение же состоит в том, что едят один раз в день в девятый час, не вкушают масла и не пьют вина, как мы сказали в толковании Апост. 64. Потому и Вальсамон запрещает в среду, пятницу и Четыредесятницу есть ракообразных. Свидетельствует о верности сказанного и божественный Епифаний, говоря: «Пост в среду и в день перед субботой, т. е. пятницу, – до часа девятого» 496 . Филосторгий (Церковная история. Кн. 10) также говорит: «Пост среды и пятницы не ограничивается воздержанием от мяса, но, по правилам, состоит в том, чтобы совершенно не касаться пищи до вечера» 497 . Потому и блж. Венедикт в своем 41-м правиле определяет, чтобы подчиненные ему монахи постились в среду и пятницу до девятого часа. И богоносный Игнатий пишет в послании к филиппийцам: «Четыредесятницы не уничижайте, ибо в ней – подражание жительству Господа. После Страстной седмицы не пренебрегайте постом среды и пятницы, отдавая излишки бедным» 498 . Итак, пусть не обманываются те, которые говорят, что пост среды и пятницы не является апостольским законоположением. Ведь вот же апостолы в своих правилах перечисляют его наряду с постом великой Четыредесятницы, а в своих «Постановлениях» – наряду с постом Великой седмицы. В них действительно написано: «Необходимо поститься в Великую седмицу, в среду и пятницу» 499 [ 500 ] . Но почему я сказал, что его установили апостолы? Сам Христос дал закон о посте в эти два дня. А о том, что это истина, послушай самих святых апостолов. В «Постановлениях» (кн. 5, гл. 14) они говорят: «Он Сам повелел нам поститься в среду и пятницу» 501 . Видишь, что Сам Господь – Законоположник поста этих двух дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сего убо ради образа притча десяти дев, зде положена быти богоносными отцы учинися, наказующая нас присно бдети, и готовым быти к сретению истиннаго Жениха, благими деянии, паче же милостынею: зане безвестен день и час кончины: якоже и Иосифом целомудрие стяжати, и смоковницею присно плод духовный предлагати. Иже бо дело единое и пребольшее убо яве делает, о других же небрежет, паче же о милостыни, не входит со Христом в вечное упокоение, но возвращается вспять посрамлен. Ничтоже бо печальнейше, и срама исполненнейше, якоже девство побеждаемое имением. Итак, притчу о десяти девах, научающую нас всегда бодрствовать и к встрече истинного Жениха благими делами и особенно милостью готовыми быть, ибо неизвестен день и час кончины, богоносные отцы установили поместить здесь по тому же побуждению, по какому установлено было, чтобы от Иосифа научились мы достигать целомудрия, а от смоковницы – приносить духовный плод. Ведь делающий одно, пусть величайшее дело, и небрегущий о других, особенно же о милостыне, не входит в вечное упокоение со Христом, но возвращается посрамленный. Ибо нет ничего более достойного слез и исполненного стыда, чем девство, побежденное вещественными благами. Но о Женише Христе, с мудрыми нас сочетай девами, и избранному Твоему сопричти стаду, и помилуй нас, аминь. Но причисли нас, Жених Христос, к мудрым девам, соедини с избранным Твоим стадом и помилуй. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Среду Стихи: Жена полагающи телеси Христову миро, Никодимов предприят смирналой. Стихи: Та, что на тело Христа возлила многоценное миро, Предвосхитила смирну с алоем, кои принес Никодим. Во Святую и Великую Среду, помазавшия Господа миром жены блудницы, память творити повелеша Божественнейшии отцы: зане мало прежде спасительныя страсти сие бысть. Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь ее память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о ее ревностном поступке.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   Да, братья мои. Я так поступил. Хотите узнать по­ чему? Если в сто мер муки положить немного заква­ски, то закиснет вся мука. Так и случилось со всеми добрыми делами Петра: отказавшись простить брата, он своей враждой обратил их в диавольский яд. Поэ­тому я и решил, что его место в аду вместе с диаволом. А грехи Павла были подобны горе из дров, но, когда он простил своего врага, все они сгорели в огне покаяния. Вот почему я определил его в райские обители, где он теперь вечно радуется.    Вы исповедуетесь? Как у вас с этим? Если вы хрис­тиане, должны исповедать ваши грехи.    Богатый человек приходит к духовнику на испо­ведь. Какую епитимью должен тот на него наложить? Он должен велеть ему три дня подряд сидеть на хле­бе и воде и положить три тысячи земных поклонов. Тогда скажет богач: «Пусть огонь сожжёт проклятый грех. Лучше бы я его никогда не совершал». А если духовник велит ему дать милостыню, то тот испол­нит это с готовностью и не исправится. Исповедует­ся и бедняк. Как должен с ним поступить духовник? Велеть раздать ему пятьсот монет милостыни. А по­скольку у бедного нет таких денег, он скажет: «Да сго­рит грех синим пламенем! Не буду впредь его совер­шать». А если бы духовник велел ему поститься, то в этом не было бы никакого смысла, — бедный человек и так всё время постится. И если бы сказал ему делать поклоны, — какой был бы от этого толк? Тот и так, тру­дясь, всё время наклоняется. Надо исходить из про­тивного, как в случае бедняка, так и богача.    Человек идёт на исповедь, а священник, чтобы от­ пустить ему грех, требует денег. Как следует посту­пить? Надо сказать ему: «Как скажешь. Сколько де­нег ты хочешь? Я отдам их тебе, когда получу проще­ние своих грехов». А когда священник прочитает раз­решительную молитву, сказать ему: «Отче, я обманул тебя, ничего тебе не заплачу, ибо Дары Духа Святого продавать нельзя». Так исправляется и духовник.    Братья мои, в Великую Среду Господь был предан в руки беззаконных иудеев, был поносим, бит, осмеян. В Великую Среду он был продан, а в Великую Пятницу распят. Поэтому подобает и нам, братья, благоче­стивые христиане, соблюдать пост в среду и пятницу. Также нужно поститься и в дни долговременных пос­тов, как нам предписали Святые отцы Церкви, просве­щённые Духом Святым. В своих писаниях они велели нам поститься, смирять тело и умерщвлять страсти, подобные опасным диким зверям. Опять же, питаясь умеренно, мы без труда сможем прожить, а когда много едим, то и расходы у нас большие. Мне для про­питания достаточно ста драми хлеба. Их Бог благо­ словил, так как они нам необходимы. А излишки он не благословил, но проклял. Они не принесут нам поль­зы, их следует отдать бедным. Вы соблюдаете все пос­ты, христиане? Как у вас здесь с этим обстоят дела? Если вы христиане, должны их соблюдать. В особен­ности Великий пост. Держите ли вы здесь трёхднев­ный сугубый пост, начиная с Чистого Понедельника? Правильно и богоугодно это делать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

И возглашает на той же строке по тем же местом, где святитель возглашает. Евангелие от Матфея зачало 106. Рече Господь, егда приидет сын человеческий в славе своей... праведницы же в живот вечный. Егда же святитель возгласит последнюю строку евангелия. И подияки встав на среду против святителя, поют исполайти деспота. А святитель знаменався у евангелия, целует. И ризянией прием от святителя благословение, отходит со евангелием. И диякони со свечами на среду, и ожидают от протодиякона скончания евангелию. И как подъяки пропоют исполайти, таже протодиакон дочтет конец евангелия. И по совершении евангелия певцы поют: слава тебе Господи. А протодиакон со евавгелием и подияки со свечами, пришед на среду, и станут вряд с ризничим и с дияконы, и творит протодиакон ко святителю поклонение и подносит евангелие. Святитель же целует святое евангелие и благословляет протодиакона рукою. Протодиакон же паки отходит на среду к ризничему и творят вси вкупе поклонение святителю и отходят и полагают евангелия пакп на налогех. А в то время поломонарь паки поставляет налог на прежнее место. Таже протодиакон прием от святителя благословение с кадилом, и глаголет ектению великую: помилуй нас Боже по велицей милости Твоей и прочая, и кадит по чину. В тоже время приходят подияки ко святителю с рукомоем, и святитель, седя, умывает руки, а власти подносят ко святителю полотенца на руки. По умовении же рук, святитель сшед с места своего, и идет к чаши. И погружает честный крест и глаголет с прочими священники тропарь: спаси Господи люди своя г-жды, и по погружении креста, губою со святою водою отирает святые иконы. А протопоп с дияконом вершат действо освящению воде. И святитель совершит, яже о воде, и станет паки на своем месте. И по окончании ектении от протодиакона, святитель глаголет возглас: яко милостив и человеколюбец Бог еси и тебе славу возсылаем. Таже святитель приемлет крест и осеняет народы крестом на д страны. А протодиакон противу кадит честный крест и на коемждо кажении вначале возглашает протодиакон: Господу помолимся рцем вси.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 16 апреля 2014 г. 20:52 16 апреля 2014 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (Мф. 26:6-16). Это предательство произошло в доме Симона прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После их кончины также возливали благоухание, — чтобы как можно дольше сохранять тела усопших от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что по цене миро было как целое состояние. И вот эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя. Один этот факт свидетельствует о том, что женщине было нечто открыто, ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и Воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества — ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах, но ей было открыто нечто, и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за всё, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу. В тот же самый момент Иуда принимает решение пойти и предать Спасителя. Что означало предательство? Оно означало большую услугу тем, кто хотел убить Господа. Поскольку Спаситель, совсем недавно воскресивший Лазаря, пользовался огромным уважением, так что вокруг него собирались сотни, а может, и тысячи людей, то взять Его, арестовать при людях было опасно — можно было навлечь на себя гнев разъяренной толпы. Поэтому те, кто замышлял это преступление, нуждались в помощнике, — им был нужен некто, кто предал бы Спасителя, кто сказал бы желающим схватить Его, где и когда это можно сделать без риска народного сопротивления.

http://patriarchia.ru/db/text/3627942.ht...

Но, о Женише Христе, сочетай нас с мудрыми девами, сопричти нас избранному Твоему стаду и помилуй нас. Аминь. (См. «Воскресное чтение» за 1846/7 г., 51). Беседа 3. О воспоминаниях Великой Среды Синаксарь на Великую Среду I. Во Святую и Великую Среду божественные отцы уставили совершать воспоминание о блудной жене, помазавшей Господа миром, потому что это случилось незадолго до спасительного страдания. II. Когда Господь восходил в Иерусалим и был в дому Симона прокаженного, блудная жена приступила к Нему и возлила на главу Его многоценное миро. Память о сем событии здесь положена, чтобы, по слову Спасителя, везде и при всяком случае было проповедано крайне усердное ее дело. По какому побуждению она пришла? Потому, что она видела сострадательность Христа и общительность Его со всеми, а особенно ныне, когда увидала Его, вшедшего в дом прокаженного, которого закон признавал нечистым и отлученным от общения (с другими). Жена соображала, что если Он исцелил у этого проказу, то и у нее исцелит болезнь душевную. И вот, когда Он возлежал за вечерею, она возливает на голову Его миро (купленное) ценою в 300 динариев. За это ученики, а больше всех Иуда, вознегодовали на нее, но Христос вступился за нее, чтобы они не уничтожили в ней благого намерения. Потом упоминает о Своем погребении, отклоняя Иуду от предательства, жену же удостаивая чести тем, что благое дело ее будет проповедано во всей вселенной. Св. ев. Марк прибавляет, что женщина из усердия разбила и сосуд – узкогорлый, который Он называет алавастром. Сосуд этот, как говорит святой Епифаний, стеклянный, без ручек, который также называется викион (по-гречески). Миро это было составлено из многоразличных видов (благоуханных веществ), но преимущественно из следующих: цвета мирры, благоуханного кинамона, ириса, ароматического тростника и масла. III. Помазанный умственным миром, Христе Боже, освободи от нечистых страстей и помилуй нас, как один святый и человеколюбивый. Аминь. Приложение к беседам 1–3 Из церковных песнопений в первые три дня Страстной седмицы На утрени в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы. а) Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В среду первой седмицы на утрени Стихиры на Стиховне. Гл. 8. Постом помышлений страсти приидите поработим, духовными себе крилы покрывше; да вражию движимую бурю легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закланнаго волею Сына Божия; и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца. Приидите покорим постом страсти помыслов, покроем себя духовными крыльями, чтобы с легкостью перейдя волнующуюся бурю врага, соделаться нам достойными поклонения кресту волею закланного за мир Сына Божия и духовно праздновать воскресение из мертвых Спасителя и, восшедши на гору вместе с учениками, прославлять получившего всякую власть, человеколюбивого Сына от Отца. Слава и ныне. Крестобогородичен, гл. той же. Что зримое видение, еже моими очесы зрится, о Владыко? Содержав всю тварь, на древо вознесен еси, и умерщвлен всем даруяй живот: Богородица плачущи глаголаше, егда зряще на кресте, Всечистая, из Нея неизреченно возсиявшаго Бога и человека. Что за зрелище, которое усматривается глазами моими, Владыка? – «Держащий всю тварь, Ты повешен на древе, и умираешь, Подающий жизнь всем», с плачем говорила Богородица, когда Она, Всечистая, увидала на кресте Того, Кто неизреченно воссиял из Неё, – Бог и человек. В среду 1 недели на Литургии Преждеосвященных Даров Литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток св. Четыредесятницы, четверг 5-й нед. В. поста, в первые три дня Страстной седмицы: По прочтении 3, 6 и 9 часа и изобразительных – возглас Литургии; Пс. 103 , великая ектенья; Кафизма 18; «Господи воззвах». Из стихир на Господи воззвах. Гл. 8. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость. Братия! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, – не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010