Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени. Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню 388 . Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектении перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» – пение канонов. Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи – полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель. Трипеснцы содержат следующие песни: В понедельник – 1, 8 и 9 песни; во вторник – 2, 8 и 9; в среду – 3, 8 и 9; в четверг – 4, 8 и 9; в пятницу – 5, 8 и 9; в субботу – 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец). Главные особенности пения канонов утрени следующие. Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу – пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник – «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас – тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания. После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия – ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Как будущие хозяйки дома, они ознакомливаются здесь с правилами гигиены, обучаются разного рода рукоделиям; приучаются, по возможности, и к так называемому черному труду, дабы они научились относиться к нему с должным уважением. Как будущим учительницам и воспитательницам, им преподается и наука о воспитании. Питомицам этого учреждения, воспитываемым и содержимым на средства Церкви и для служения Церкви, приличного их полу, грешно было бы уклоняться от этого служения, к которому они столь тщательно приготовляются. Но при этом представляется возможным вопрос: ужели после этого заслуживает порицания всякое уклонение от такого служения переходом на поприще деятельности в другую среду, которая мало соответствует духу Церкви? Конечно нет. Если признано отцами и учителями Церкви, что возможно спасение во всяком звании и состоянии, то несомненно также и то, что, находясь во всяком звании и состоянии, можно не только оставаться верным правилам своего воспитания, но и там совершать служение Церкви. В наше время есть много людей, которые очень далеко стоят от Церкви: таковые обретаются не только среди простого невежественного народа, но и среди образованного класса. Проникнуть в эту среду и своим словом, а еще более – своей жизнью показать, что и здесь, оставаясь в светском звании, можно быть в то же время и добрыми христианами, и послушными чадами Церкви, было бы великой заслугой, великим служением Церкви для того, кто сумел бы исполнить это. Но тем, кто решился бы на служение такого рода, как бы на миссионерство среди язычествующих христиан, должно помнить, что им грозит опасность самим увлечься соблазнами той среды, в которую они желали бы внести свет истинного христианства, тот дух церковности, в котором они были воспитаны, и, таким образом, сделаться для одних посмешищем, а другим причинить великую печаль. Из этого усмотреть можно, что не всякая воспитанница духовной школы способна к сейчас сказанному великому миссионерскому служению среди общества людей, чуждых веры и Церкви, хотя и научно образованных и в приличиях света воспитанных, но способны только те, которые крепки верой, тверды в правилах церковно-христианской жизни. Только таковые пионерки христианского просвещения могут благонадежно совершать просветительное служение среди чуждой им среды и тем достигать той высокой цели, какая указана им воспитанием в духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

III. Паремия, положенная на вечерне в среду первой седмицы Великого поста (Быт 1:24–31, 2:1–3). В сей паремии повествуется о шестом дне творения и о седьмом покоя.   Быт.1:24 .  И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая [п](точнее с еврейского: скот) и гады, и звери земли по роду. И бысть тако. Идет речь о сотворении животных, живущих на суше. Между ними различаются скоты, пресмыкающиеся и звери земли [полевые]. Различие между скотами и зверями состо­ит в том, что первые большею частию принадлежат к четвероногим домашним, легко привыкающим жить вмес­те с человеком ( Быт 47, 18 ; Исх 13, 12 ), последние назна­чены для обитания только в степях и лесах.   Быт.1:25 .  И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра. «И сотвори Бог звери...». Это значит, что земля, которой повелено извести назначенных для обитания на ней живот­ных, могла быть только орудием в руках Творца для про­изведения их, а не виновницею их бытия, – одно Творчес­кое всемогущество могло даровать им бытие по роду их, т. е. с разделением их на существующие теперь роды, вслед­ствие которого животные одного рода  не могут выродиться в животных другого рода. «И виде Бог, яко добра». Одобрение Творца простирается на животных не только в первоначальном, но и в последу­ющем их состоянии. Вследствие грехопадения Адамова они утратили часть своих совершенств, но и доселе не перестают являть на себе следы премудрости и благости Творческой. В устройстве их тела заметно приспособление к потребностям их питания и защиты. Кроме того, живот­ные приносят великую пользу человеку, служа разным его потребностям. В общей экономии природы полезны и пло­тоядные животные: истребляя других животных, они пре­пятствуют излишнему размножению их ко вреду человека и прочих существ; пожирая трупы естественною смертию умерших животных, они не дают воздуху испортиться от тления разлагающихся трупов. Творец, предвидя, что под­чиненные человеку звери некогда восстанут на падшего своего владыку и сделаются опасными для его жизни и благосостояния, разъединил их от него и местом житель­ства, и временем деятельности. Зверям диким Он установил жить в лесах, в степях, в местах, необитаемых людьми. Временем деятельности определил им ночь; с наступлени­ем ее «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи, и требуя от Бога пищи себе. Воссиявает солнце, и они скрываются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое, и на работу свою до вечера». Пораженный мудростию такого распоряжения псалмопевец восклицает: «как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» ( Пс 103, 20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Феодору Студиту , вторая – в местностях, державшихся устава Иерусалимского. Поэтому, когда в самой Греции, а потом и в России устав Студийский уступил своё место Иерусалимскому, явилась и окрепла почти повсеместно практика второго рода. Кирик спрашивал еп. Нифонта (см. 144 стр. печатного оригинала) о том, как поступить с Агнцем запасным в том случае, если не доведётся служить преждеосвященную литургию в какой-либо день недели, а между тем св. Дары приготовлены для пяти дней (Рус. ист. библ. VI, 51); отсюда следует, что у нас в России в XII в. преждеосвященная литургия совершалась 5 раз в неделю, согласно с практикой Студийского устава. В древних славянских списках уставов до XV в. предписана та же практика, и сверх того положена преждеосвященная литургия в среду и пяток. Но с XIV–XV в. начинается поворот к практике Иерусалимской. Преждеосвященная литургия в среду и пяток Сырной недели отменяется, как это видно из ответов Константинопольского собора (1276–1301) на вопрос Сарайского епископа Феогноста. Вместе с тем отменяется служение преждеосвященной литургии в Великую пятницу и по понедельникам, вторникам и четвергам великопостных недель. Последовательность требовала, при этом, отмены преждеосвященной литургии и в первые дни Страстной седмицы, что было бы вполне согласно с Иерусалимским уставом; однако этого не случилось; уцелело одно из преданий Студийского устава. Отсюда ведёт своё начало господствующая у нас в настоящее время практика. Нельзя сказать, чтобы эта практика не допускала исключений. По свидетельству Льва Алляция, даже в XVII в. христиане острова Хиоса и других островов моря Эгейского и Ионического совершали преждеосвященную литургию сообразно с требованиями Студийского устава. Такова же и практика Киево-Печерской Лавры, где преждеосвященная литургия совершается во все седмичные (кроме субботы и воскресенья) дни Великого поста; эта практика представляет собою остаток первоначальных Студийских порядков, насаждённых основателями Лавры, – остаток, уцелевший даже и после повсеместной замены Студийских порядков Иерусалимскими 94 (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Богослужебный порядок устава Студийского по триоди цветной так же значительно разнится от современного порядка, как и порядок богослужения того же устава по триоди постной. Пасхальная утреня, по уставу Студийскому, отличается тем, что ей не предшествует полунощница и не бывает пред началом её крестного хода вокруг церкви с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... После стихир на хвалитех поется славословие великое «потиху» и в конце возглашается сугубая ектения, в которой после первого прошения поется «Господи помилуй» три раза, а после второго двенадцать раз и непосредственно отпуст. 114 Часы пасхальные, по уставу Студийскому, также имеют вид отличный от часов, отправляемых в тот же день по уставу Иерусалимскому. На них в начале поется: «Христос воскресе» трижды, затем, «Веселитеся небеса», слава «Аще и во гроб» и ныне – «Что Тя наречем», Святый Боже и по Отче наш : Господи помилуй 12 раз; таким образом поется за все четыре часа. 115 Такой же точно вид, но только без тропарей «Аще и во гроб» и «Веселитеся небеса», имела, по уставу Студийскому, и пасхальная повечерница. 116 При изложении порядка литургии в день Пасхи замечено, что вся служба божественной литургии в великую неделю, кроме антифонов, поется от священников внутри алтаря. 117 Особенности богослужебного порядка в пасхальную седмицу заключаются в том, что в день Пасхи на вечерне поются стихиры на «Господи воззвах» на восьмой глас, во вторник те же стихиры на первый и второй гласы, в среду – на четвертый и пятый, а в четверток – на шестой и восьмой; в пятницу, как и в понедельник, на восьмой. 118 Особенности богослужебного порядка в светлую седмицу в отправлении утрени заключаются в том, что пасхальный канон полагается петь только в понедельник, вторник и субботу, а в остальные дни, как канон так и стихиры на хвалитех поются тех воскресных гласов, которых накануне пелись стихиры на «Господи воззвах», – так в среду поются каноны и стихиры на хвалитех воскресные 1 и 2 гласа, в четверток 4 и 5 и в пятницу 6 и 8 гласа. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ    Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени.    Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню.    Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектений перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников).    После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» — пение канонов.    Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи — полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель.    Трипеснцы содержат следующие песни:    В понедельник — 1, 8 и 9 песни;    во вторник — 2, 8 и 9;    в среду — 3, 8 и 9;    в четверг — 4, 8 и 9;    в пятницу — 5, 8 и 9;    в субботу — 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец).    Главные особенности пения канонов утрени следующие.    Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник — 1 песнь, во вторник — 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу — пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник — «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас — тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.    После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия — ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Когда диакон произносит: «Прииде к Симону Петру, и глагола Ему той», – первый архимандрит встает и говорит: «Господи! Ты ли мои умоиши нозе?». Архиерей говорит: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумееши же по сих». Архимандрит говорит: «Не умоеши ногу моею во веки». Архиерей отвечает: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Архимандрит говорит: «Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу». Указав на свои руку и главу, архимандрит садится. Архиерей говорит: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти: есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси», и омывает ноги архимандриту. Затем архиерей восходит на свое место и снимает запон и лентион. В Киеве (в Успенском соборе Лавры) и Москве (в Успенском соборе, в Кремле) в Великий четверток (в некоторые годы, по мере надобности) совершается освящение мира следующим образом. – В первые три дня – понедельник, вторник и среду – производится мироварение. Состав мира приготовляется, по особому чиноположению из разных веществ, в знак многоразличных даров Святого Духа. По «Чину священнослужения и обрядов» Москов. Успенского собора, в состав мира входят следующие вещества; елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны – росной, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика (трава), бальзам перувиантский, терпентин венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, размариновое, лигниродийное, коричневое, маиоранное, померанцевое и мушкатное густое и жидкое. Весь составь мира окропляется св. водой, освященной самим архиереем. Приготовленное вещество влагается в мироваренные сосуды, под которыми сам архиерей возгнетает огонь, поддерживаемый потом священнослужащими иереями и диаконами. Во все время мироварения священники читают непрерывно св. Евангелие, а диаконы в облачении промешивают в котлах положенное туда вещество. Приготовленное таким образом миро в Великую среду разливается потом в двенадцать сосудов (по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святого Духа чрез возложение рук, вскоре потом замененное миропомазанием) и оставляется в этих сосудах запечатанным до следующего дня вместе с алавастром (круглым, с узким длинным горлышком, без ручки, сосудом), хранящим в себе прежде освященное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала. Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях: 1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки» 86 ). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день 87 (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 88 . 2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И в одну минуту можно все поправить... Сделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию, и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положив твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на Кресте Господь – и намерение примет, как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностью устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа – в сии дни воспоминания Его... В Ветхом Завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь народ отвечал: вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем... 240 Вот Господь со Креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писаному свои чувства и расположения и скажем: будем, Господи, соблюдать все, заповеданное Тобою, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть. Аминь. 30 марта 1860 г. В среду Страстной седмицы Как сердце сочетавается с Господом Главное – знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом. В Великую среду, если помните, я предлагал вам завет, завещанный нам Господом нашим Иисусом Христом, – написанный кровью Его и запечатленный крестною смертью Его. Пункты сего завещания, по их численности, можно было тогда только указать кратко или только озаглавить. Но как они все должны составлять главный предмет нашего ведения, равно как и главную заботу нашей жизни и деятельности, то считаю себя обязанным подробнее растолковать их вам; а вас прошу приложить посильное внимание и терпение в слушании. Думаю разъяснять вам это теперь потому, что Господь, по воскресении Своем четыредесять дней являясь ученикам Своим, глаголал им, яже о Царствии Божии; Царство же Божие, которое внутрь нас есть, – в чем другом и состоит, как не в чувствах и расположениях, к которым обязал нас Умерший за нас и Воскресший? Так беседуя о сем, мы войдем в соучастие бесед Господних и продолжим некоторым образом дело Его, которое совершил Он в предлежащие нам дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Настроение у меня было до высшей степени тяжелое — в Ленинграде такого и тени не было. Голод, вши, беспросветная внутренняя тоска. Чувства мои ко Господу совсем остыли. Я катилась вниз. Помню, ночевала в Усть-Оше на печке, не зная, куда податься; везде голод, голод, голод. И тоска без Церкви. Из Усть-Оши я пошла в Кондрашино, в надежде, что эвакуированные, живущие там две семьи, может быть, меня накормят. Это были две женщины, не из интеллигенции, но развитые и имеющие много вещей для продажи. У обеих были дети: у одной два мальчика, у другой — две девочки. Меня действительно покормили, уже не помню чем, и я была оставлена ночевать. Стояла морозная ночь. Утром я проснулась вся окоченевшая. Бацилла тифа взяла меня в страшный плен. Долго перебивалась я на ногах, дней десять, хотя чувствовала себя как в тумане, как будто кто-то во мне поселился и этот туман давит на голову. В Великую Среду меня пригласили на Страстные дни и Пасху в соседское село. Стояла весна. Пасха в 1943 году была, насколько я помню, 21 апреля. Я шла как в чаду. У меня был термометр, но я ни разу за эти дни не померила температуру. У хозяйки Паны я сразу легла и ничего не могла есть, хотя она, ожидая меня, наготовила всего постного. Так, в полузабытьи, я провела на постели Среду. В Великий Четверг утром я, употребляя сверхвозможные усилия, поднялась, раскрыла Новый Завет и хотела читать 12 Евангелий, чего, собственно говоря, и ждала от меня Пана, прочла полстраницы и более не смогла. “Мне плохо, Пана, — сказала я, — у меня, вероятно, сильный жар”. Пана помогла мне надеть пальто, боты и шапку и вывела на улицу, желая проводить меня к Феодоре. У Паны был сынок лет пяти, оставить меня у себя она не могла. Но и идти я не смогла. Тогда Пана, молодая сильная женщина, взяла меня на руки и на руках перенесла меня через лед реки Айова на наш берег. Каково было Феодоре увидеть свою квартирантку в таком виде! Когда я села, вернее, была посажена, и сняла боты (чулки спустились), то увидела у себя на ногах пятна тифозной сыпи, которую когда-то видела на больных. Вскоре я потеряла сознание. Лежала в “избе” — по нашему понятию, на кухне. Очнулась я в первый день Пасхи. Никаких сил не было не только встать, но и приподняться.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010