Пишешь, что прежде употребляла пищу в Великую Пятницу, и несмотря на это изнемогала от поста, теперь же, благословившись от меня, совсем ничего не вкушала в Великую Пятницу и не чувствовала ни слабости, ни головной боли, и приписываешь это мне. Не от меня это, а по твоей вере Господь тебе помог и укрепил... (преп. Иларион). Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Вот теперь Страстная неделя, и ты непременно постись... Непременно постись! (преп. Анатолий). ...Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной вам пищи (преп. Лев). А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил недостает о сем сорассудить, не знавши потонку ваших там дел и между собой с сестрами... Но только, хотя вы несколько и заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телу движениям облегчение, но, однако, хотя я и согласую с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие. Но проси Матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, и ежели ей Бог возвестит и попустит, то и я благословляю, и ежели же после усмотрите, что вы сим будете вредиться (то есть гордиться), то она, и не относясь со мною, может вам и паки сие оставить... Я не знаю, что для вас тяжелым покажется, что не досыта наедаться, а видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать... и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают... Но как выше сказано, Матушка поблагословит, так и располагайся... (преп. Лев). На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

189. В Великую среду Последние дни пред Своими страданиями Господь проводит между самыми искренними друзьями своими; – сегодняшний вечер был Он в Вифании, в дому вифанских друзей, а завтрашний день между святыми апостолами. Все беседы Его, запечатленные грустно и глубоким назиданием – столько любвеобильны, столько многознаменательны и богаты мыслями Божественными, что нельзя их читать без слез и умиления: обличив своих врагов в их невежестве и предсказав о разорении Иерусалима и о страшном втором пришествии, Господь не стал с ними более говорить; – Он ищет покоя Своему духу между самыми искренними друзьями, их старается успокоить, утешить, ободрить. И вот Симон прокаженный приглашает Его на вечерю со святыми апостолами, с которыми Он не расстается ни на одну минуту. В доме Симона, казалось, были одни друзья Его: Симон, которого Он исцелил от проказы, – Лазарь, которого Он воскресил, Мария и Марфа – сестры Лазаря; они окружают Его откровенностью и любовью; но сердце Его и тут не нашло спокойствия. С одной стороны фарисеи, наблюдавшее за Ним, не дают Ему покоя своими вопросами, с другой – между апостолами нашелся такой враг, который в сии самые драгоценные минуты жизни – оскорбил Господа. Чтоб сколько-нибудь доставить своему Господу утешение – Мария разбивает сосуд с драгоценным миром и помазует ноги Спасителя, и отирает власами своими; но Иуда делает замечание, что это многоценное миро напрасно истрачено; что лучше было бы оное продать на большие деньги, и раздать деньги на нищих. „Нищих“ заметил Господь, „вы всегда имеете, а Я с вами в последний раз провожу время“ ( Ин.12:8 ). Думаю, что слезы показались на глазах у всех друзей на такую дерзкую и обидную выходку Иуды. Но кротчайший взор Спасителя успокоил всех. Чаще всего в эти дни и часы обращался Господь со словами к Своим апостолам. „Да не смущается сердце ваше“, сказал Он, – „веруйте в Бога и в Меня, веруйте; в дому Отца Моего на небе много обителей; Я иду место приготовить и вам, потому что Отец во Мне, и Я во Отце; верующий в Меня будет совершать такие же дела и больше, какие Я совершил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Мы приведем здесь то, что говорится об этом в синаксаре во святую и Великую Среду, где также ясно различаются две вечери, бывшие в Вифании. «В святую и Великую Среду, – говорит синаксарь, – божественнейшие отцы повелели творить память помазавшей Господа миром жены блудницы, так как это (помазание) было пред самым временем спасительных страданий Христовых. Ибо по входе Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он был в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина и излила на главу Его драгоценное миро. Итак (воспоминание об этом) установлено здесь (совершать) для того, чтобы, по слову Спасителя, везде и у всех проповедано было дело теплейшего усердия той жены. Что же побудило ее придти (ко Христу)? То, что она видела сострадательность Христову и общительность ко всем, – особенно же ныне, когда видела, как Он введен был в дом прокаженного, которого закон признавал нечистым и лишенным права на общение. Итак, помыслила жена, что как у того исцелена проказа, так будет исцелен и ее душевный недуг. И вот, когда возлежал Господь на вечери, льет она на верх главы Его миро, ценой около 300 динариев, т.е., 60 ассариев, 10 пенязей и 3 сребренников. 494 Ученики запрещали ей, и наиболее Иуда Искариотский; но Христос защитил ее, чтобы не пресекли доброго ее намерения. Потом и о погребении Своем воспоминает, – Иуду отклоняя от предательства, а жену сподобляя чести, – что везде, по всей вселенной, будет проповедано это ее доброе дело“. Итак, очевидна цель вечери, бывшей в доме Симона прокаженного, о которой говорят первые два евангелиста, и бывшего на ней помазания Господа. Если вечеря, упоминаемая евангелистом Иоанном, по выражению автора, «является результатом той благодарности, которую имели облагодетельствованные родственники Лазаря к их благодетелю:“ то и последовавшая чрез несколько дней после того вечеря в доме Симона была также «результатом той благодарности, которую Симон имел к Спасителю, исцелившему его от проказы; а со стороны жены, помазавшей Господа на вечери, она была «делом теплейшего ее усердия, выражение ее благодарности за исцеление от душевного недуга, и сам Господь назвал это ее дело – добрым и, стало быть, тоже не бесцельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая Среда Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: “весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”. Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду. ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского “пейсах”, что значит: “прохождение”, “пощада” в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался. В память первоначального окропления кровью его косяков и порогов, впоследствии при праздновании Пасхи кровью закланного агнца кропили жертвенник, почему агнец и закалался при скинии, а потом при храме. Приготовленного агнца ели всего сполна, не оставляя ни костей, ни жил и т. п. с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 Нисана. Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие: это называлось “первая чаша”. После сего умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать агнца пасхального, с пресным хлебом, горькими травами и родом густого соуса из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие, после чего блюда уносились и снова поставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились, чтобы возбудить любопытство детей и на расспросы их рассказать историю праздника (Исх. 12:26-27).

http://pravmir.ru/v-velikuyu-sredu-gospo...

Киприан первый из русских пастырей настаивал на отменении прежнего обычая служить литургию преждеосвященных в среду и пятницу сырной недели и в пятницу на страстной. В этом случае он следовал практике палестинских монастырей, которая стала входить в общее употребление с иерусалимским уставом, и выразился на этот счет в грамоте к Новгородскому духовенству таким образом: „а въ среду масленыя недли и въ пятницу нтъ никакой службы, но только часы съ вечернею поются, и въ великую пятницу потомужь“. Согласно этому правилу, он воспользовался для своего служебника теми списками, которые были соглашены с требованием иерусалимского устава между тем как в студийских 16 в самом начале преждеосвященных читалось такое замечание: „въ среду сыропустныя недли вечеръ на лumypriu“. В Киприановом служебнике обряд осенения свечами с кадилом, на преждеосвященной, усвояется священнику, между тем как в служебниках прежней редакции (по крайней мере во многих из них) возглас: свтъ Христовъ… произносит диакон, выходя, после первой паремии, к царским вратам с кадилом и двумя или тремя свечами. Что касается до положения лица, совершающего этот обряд, то оно представляется здесь иначе, чем в теперешнем служебнике и прямо замечено, что иерей, став пред Св. трапезою, на востокъ зря…, „назнаменовавъ крестообразно кадиломъ на св. трапезу, речетъ велегласно: „свтъ Христовъ““… Чтобы священник подходил при этом к царским дверям и обращался к народу, мы нигде не читали в старинных требниках: здесь говорится глухо ισταται κατενωπιον της αγιας τραπεζης, и только в одном списке, приводимом у Гоара, замечено, что священник произносит эти слова „εις διαστυλα“, т. е. близь алтарной решетки (р. 202) 17 . По теперешнему уставу священник, взяв свечу и кадило, сначала становится перед престолом, к востоку зря, а потом обращается к народу и произносит: свтъ Христовъ… Такое исполнение исторически вернее и соответствует древней постановке этого обряда, когда он совпадал с временем зажигания свечей при наступлении сумерек, и диакон выходил для этого со свечею из алтаря, а слова „свтъ Христовъ“ произносил в церковных вратах, следовательно между притвором и храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Разделы портала «Азбука веры» Русский ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ ВЕЧЕРА ПОВЕЧЕРИЕ ГЛАГОЛЕМ МАЛОЕ, ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ НА МАЛОМ ПОВЕЧЕРИИ на немже поем трипеснец господина Андреа Великаго Четвертка. Глас 6. Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великаго Четверга господина Андрея Критского. Глас 6. Песнь 4. Ирмос: Услыша пророк/пришествие Твое, Господи, и убояся,/яко хощеши от Девы родитися/и человеком явитися, и глаголаше:/услышах слух Твой и убояхся,/слава силе Твоей, Господи. Песнь 4 Ирмос: Услышал пророк/о пришествии Твоем, Господи, и убоялся,/что Ты хочешь от Девы родиться и людям явиться, и возглашал:/“Услышал я весть о Тебе, и убоялся”./Слава силе Твоей, Господи!  (2) Горница постланая, прият Тя Создателя и стаинники,/и тамо Пасху скончал еси,/и тамо соделал еси таинства:/тамо бо двема посланома ныне ученикома Твоима,/Пасха уготовася Тебе. Горница устланая/приняла Тебя, Творца,/и в Твои тайны посвящаемых,/и там Ты Пасху совершил,/и там установил Свои Таинства;/ибо там двумя посланными ныне Твоими учениками/была Пасха приготовлена Тебе. Идите ко онсице,/вся ведый предглаголет апостолом,/и блажен есть, иже может верно прияти Господа:/горницу убо сердце предуготовав,/и вечерю благочестие. “Идите к такому-то”, –/все Знающий предрекает апостолам,/– “и блажен, кто может с верою принять Господа:/как горницу сердце предуготовив,/и как вечерю – благочестие!” Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо:/вверен бо быв един токмо ковчежцу,/всяко не преклонился еси к милосердию,/но заключил еси жестокаго твоего сердца утробу,/предав единаго Благоутробнаго. Ум твой полон сребролюбия,/и нрав твой – безрассудства, безумный Иуда:/ибо тебе одному был вверен денежный ящик,/но ты совсем не склонился к состраданию,/но затворил внутренность жестокого твоего сердца,/предав Единого Милосердного. Нрав богоубийц проданию сребролюбца смесивыйся:/ов убо ко убиению вооружився,/ов же к сребренником устремляшеся:/удавлением бо тогда предразсудив покаяние зле,/еже жити лишися.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

“Ароматами я богата,/добродетелями же скудна;/что имею, Тебе приношу:/дай мне Сам то, что имеешь,/и отпусти мне и прости”, –/взывает блудница Христу. Миро у мене тленное,/миро у Тебе жизни,/миро бо Тебе имя излиянное на достойныя,/но ослаби ми, и остави,/вопиет блудница Христу. “У меня – миро тленное,/у Тебя миро жизни,/ибо имя Тебе – Миро, излитое на достойных;/но отпусти мне и прости”, –/взывает блудница Христу. Слава:  Безначален еси Отче,/несозданен еси Сыне,/сопрестолен и Душе,/едино три Естеством, и три Лицами,/един Бог истинный. Слава:  Безначален Ты, Отче;/не создан Ты, Сын;/равен Им престолом и Дух,/Трое – одно Естеством,/и три – Лицами:/единый Бог истинный. И ныне, Богородичен:  Богородице, упование чтущих Тя присно,/не престай молящи из Тебе Родившагося,/избавити мя бед, и всяких искушений. И ныне, Богородичен:  Богородица, надежда чтущих Тебя всегда,/не переставай молить от Тебя Рожденного/об избавлении меня от бед/и всевозможных искушений. Вместо Достойно: ирмос 9я песни: Сверхъестественно плотию Зачавшую:  И земной поклон. Трисвятое по Отче наш:  Кондак дня. Затем Господи сил, с нами пребудь:  И прочее, как обычно. ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ, НА УТРЕНИ, ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ НА УТРЕНИ по шестопсалмии Аллилуиа,  на глас 8, После шестопсалмия Аллилуия,  на глас 8. И тропарь трижды, глас 8: Тропарь, глас 8 Се Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./блюди убо душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши,/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси Боже,/Богородицею помилуй нас. Вот, Жених приходит в полночь,/и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,/но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным./Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,/и заключена вне Царствия,/но воспрянь, взывая:/Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!  (3) И стихословие. По 1 стихословии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

иером. Иаков (Цветков) Во Святую Великую Среду 47 Кондак, глас 4-й. Подоб. Вознесыйся... Беззаконновав, Блаже, паче блудницы, никогда не приносил я пред Тобою дождя слез: но в молчании моляся, припадаю к Тебе, с любовно лобызая пречистыя нозе Твои, да даруеши, яко Владыка, прощение долгов мне взывающему: «Избави мя, Спасе, от скверны дел моих». Икосы: ( πρην) Прежде блудница, вдруг явилась целомудренною, возненавидев дела своего постыднаго греха, и страсти телесныя, помышляя о великом стыде и осуждении на наказание, какому должны будут подвергнуться блудники и развращенные, из числа которых я – первый; а хотя (по временам) и страшусь, но (большею частию) погрязаю, безумный, в своем греховном обычае (φαλ συνηθε). Но жена блудница, скоро убоявшись, и тотчас поспешив, пришла к Искупителю, воюя: «Человеколюбче и Щедре, избави мя от скверны дел моих». (Ως ιδε) Оная благоразумная и пречестная жена, как скоро узрела Агнца, пришедшаго (ληλυθ’τα) от (непорочныя) Агницы, и повсюду ищущаго заблуждших, на весах (совести) своей измеряла тяжесть греховнаго (своего) долга, в молчании своему как думаю, помышляя так: «Для меня пришел Жених: а я не хочу, не желаю отстать от злых дел своих для меня Он повсюду странствует, для меня и обедает вместе с фарисеем. Итак пойду туда, вопия «о слезами: «Избави меня от скверны дел моих». (Δκην) Блудница, обонявшая крохи от трапезы Христовой – подобно как благовонное миро, бросив прежняя свои благоухания и (нарушив) плетения влас, приступает ко Христу с расплетенными власами, вопия (в душе своей) сильнее, нежели Хананеянка: «Ища крупиц, я, гладная, получу хлеб правды, и много им насыщуся». (Ибо так говорила она), быв оправдана не чрез (громкий) вопль, но в молчании своем; ибо с плачем умоляет Владйку – Господа: Избави мя от скверных дел моих». 47 Переведено из „Anal. sacra“. Весьма близкое сходство по содержанию, тону речи и даже по буквальным выражениям с творением св. Романа на сей же день не оставляешь никакого сомнения приписать и предлагаемых песнопения св. Иосифу песнописцу. В Афон. конд. помещены на сей день кондак и 1-й только икос (см. кондакарии архимандрита Амфилохия, стр. 145). Из представленных краестрочий икосов мог бы быть след, акростих: δ ’Ιωσφ. Но в Тавринском кодексе, из которого заимствовал сии и икосы сам Питра только три начальных буквы напоминают о таковом акростих! Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не приноси брашна во уста своя, о иноче прежде даже не пожреши. ниже беседуй, сущу брашну во устех твоих. ибо ядыи в трапезе, и глаголяи что, кроме Исусовы молитвы, юже заповедахом глаголати, подобен есть псом ядущим. и свиниям, и коткам. Но сие есть устроению иноческому лепо, еже благодарити прежде ястия и послежде. такожде беседовати нимало что, но спасительная и полезная. и да не возрадуется враг о безчинии нашем. паче же да возрадуется, иже обретающеися с нами ангели. о них же и повесть сия прилично зде прилагается [Патерик, слово 16]. Глаголаше убо некии старец, яко седящим единою с старцем, и глаголющим о пользе. бе некто мних прозорливыи, и видяше ангелы помогающия им и хвалящя я. егда же прихождаше иная беседа, отхождаху ангели, и каляхуся свиния посреде их полныя смрада, и оскверняху я. егда же паки глаголаху о пользе, прихождаху ангели и прославляху я. О святей и великой, 40-це. и о всякой среде, и пятке [выш. прав. 98. святых апостол прав. 69]. Аще кто епископ, или священник, или диякон, или поддиякон, или чтец, или певец, не постится великую 40-ницу и дни страстей, и всяку среду, и пяток, да извержется. аще ли мирянин да отлучится, но точию за немощь телесную да пощадится. От Зонарева толкования. Всяцем образом сие правило ищет. да вернии святую 40-ницу, и дни страстей. среды и пятки. во всех седмицах, во всем годище, кроме светлыя недели, и всех всеедных недель, в посте пребывают. разве кто за телесную немошь поститися не может. ибо за смирение плоти, пост умышлен бысть. аще же недугом, или немощию. соодолевается плоть, еже от поста смирение оное несть нуждно. а правила сего не хранящих, освященных убо изврещи повелевает. простых же отлучает, сиречь, от причастия на время. Ведомо же буди, яко в равном чину полагает правило, святую 40-ницу, и всяку среду и пяток. Разрешаяи же среды, или пятка пост, кроме немощи телесныя, и праздников, приимет месть, иже апостольское шестьдесят девятое истязует правило. но иже немощи ради понуждени. оливою и рыбами тело успокоити возмогут. мяса же и сыра и масла кравияго, ниже коснутися есть прощено, в великую 40-цу, аще и конечне умрети хощет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

38. Поучение в Великую среду Последний вечер пред своими страданиями Господь проводит в доме Симона прокажённого. Два лица с противными мыслями, желаниями и делами виднеются здесь более других: жена грешница и Иуда предатель. Жена грешница проливает алавастр – сосуд драгоценного мира на главу Спасителя, – и из грешницы делается святою, и заслужила вечную память, будучи прославляема всеми народами; Иуда – апостол, – упрекнув женщину в такой расточительности, оставляет святое собрание апостолов, идёт к иудеям и продаёт Божественного Учителя за тридцать сребреников, и заслужил вечное проклятие. – Все зависит от воли человека, – на что решится он – на доброе иди худое; на добродетель или на грех, на спасение или на погибель. Кто побудил жену грешницу, оставив путь разврата, принести покаяние в излиянии мира на пречистую главу Спасителя? – Одна её добрая воля. Кто заставил Иуду из апостола сделаться диаволом? – Своя воля – заражённая страстью сребролюбия. Если бы человек предвидел величайшую награду за добродетель, и ужаснейший конец греха, то всегда стремился бы к добру, и отвращался бы от зла. Конец добродетели – рай и вечное блаженство с праведниками. Конец греха – ад со всеми вечными мучениями. Неужели Иуда не предвидел своей ужасной участи? Спросите: неужели пьяница, или сребролюбец, или блудник, или другой нераскаянный грешник – не предвидит погибели своей? – Все предвидят; ибо в непреложном слове Божием сказано, что все такие нераскаянные грешники не получат Царства Небеснаго; но – как можно привыкнуть к яду до того, что многие принимают его в большом количестве, например – китайцы, из которых один человек принимает опиуму столько, что от сего вкушения могло бы умереть десять человек; так привыкают люди ко греху. Грешник ходит как сонный, как заражённый ядом. От того у него иначе судит разум, нежели у других; не того требует желание, чего требует оно у доброго человека; не туда стремится воля, куда следует: все в душе действует беззаконно, беспорядочно, бестолково, как у сумасшедшего – так, что ему кажется чёрное – белым, кривое – прямым, тёмное – светлым, безумное – разумным, гибельное – спасительным. Вместо разума безумие им управляет, вместо заповедей Божиих – слепые страсти; вместо закона – скотское желание, – тьма покрывает все его дела. А как всеми такими лицами управляет диавол, то и конец их гибелен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010