Христиане постились чаще иудеев, но образ пощения был почти одинаков, и сопровождался естественными знаками печали. Пост существенно состоял в том, чтобы есть однажды в день к вечеру, то есть, только ужинать, воздерживаться от вина и яств наиболее вкусных или питательных, и провождать день в уединении и молитве. С постом всегда соединяли милостыню; и сам пост доставлял к тому средства, ибо при нем сберегалась часть обыкновенных расходов. Пить прежде или после стола почитали они нарушением поста. В первые времена, те только посты считали за повеленные в новом законе, которые предшествовали Пасхе, то есть, Великий Пост. Были и другие посты, по набожности токмо употреблявшиеся, как-то в среду и пятницу каждой недели, и посты, установляемые епископами в чрезвычайных нуждах церкви, и наконец посты четырех времен года, дабы покаянием освятить различные времена года. Посты были различны и троякого рода: посты стояний, оканчивавшиеся в три часа по полудни, и называвшиеся также полу-постами; пост великий, продолжавшийся до шести часов вечера и до захождения солнца; пост сугубой, когда целой день ничего не вкушали. Постились таким образом в великую субботу; а некоторые кроме сего и в великую пятницу, иные проводили три дня, другие четыре, некоторые же наконец и все шесть дней страстной недели, не приемля пищи каждой по своим силам. Степени пощения были также различны, одни не ели ничего вареного, а другие ограничивались сухоядением, воздерживаясь не токмо от мяса и вина, но и от всех винных и сочных плодов, и вкушая с хлебом токмо орехи, миндаль и подобные плоды. В торжественные посты церкви, особенно же в четыредесятницу, никто не был от оных увольняем, и ни состояние, ни возраст, не были приемлемы законными оправданиями. все дела прекращались: в многолюднейших городах было столь же тихо, как и в пустынях, наипаче же по даровании религии спокойствия. Верные большую часть дня проводили во храмах; молились, слушали чтения и поучения; из чего следует, что служба в сии дни всегда была весьма продолжительна. В течении поста не совершали браков; отказывались от самых невинных позволенных увеселений; не разбирали тяжб; не носили оружия; не предпринимали даже путешествия без величайшей нужды; и все спасительные обряды сии наблюдались еще благоговейно в великий Пост в IX веке. Но где ныне сия благочестивая ревность? Нравы духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Улетали мы в Великую Среду. Я радовалась тому, что окажусь на море (не была давно), но и печалилась все же. Планы-то мои по благочестивому проведению Страстной были нарушены! И как обычно, думалось о том, что пост пролетел, ты вроде бы даже что-то пыталась делать и исправлять в себе, а ничего не вышло. И вот он, видимый результат всех моих малых и недостаточных усилий — вместо того, чтобы быть там, где я должна быть, лечу на море, поскольку как-то вовремя маме не объяснила, зачем мне нужен был отпуск в это время и почему я хотела остаться дома… Впрочем, как выяснилось уже в аэропорту, тетя Люба взяла двух своих знакомых, так что у нас еще и компания была веселая. Ситуация совсем не располагала к рефлексии. Все было обыкновенно для таких поездок — и совершенно не совпадало с моим настроением. По приезду на место мои мрачные мысли о собственной несостоятельности немного развеялись. Море всегда успокаивает и умиротворяет. Спутницы мои строили планы, как они на следующий день первым делом после пробуждения пойдут купаться. Четверг-то — Чистый. Искупаться, стало быть, надо. Но даже веселый треп об этом не раздражал. Курортная жизнь пошла своим чередом: какие-то экскурсии, походы на пляж, обеды-ужины. Были первые числа апреля, погода стояла нежаркая, отчего было очень приятно. Отдых получался расслабленным. И как-­то даже отодвинулось в сознании все — и Страстная, и мои мысли о собственном несовершенстве. Но ненадолго отодвинулось. Вечером в Великую Субботу мы сидели с тетей Любой в каком-то ресторане на территории отеля, и теперь я думала даже не о том, как плохо провела пост, а о том, что вот этим расслабленным отдыхом лишила себя чего-то очень важного. Море — это, конечно, радость. Летняя погода после прохладной Москвы — это очень хорошо, но ведь главное-то не это. Думала, что могла бы быть там, в весенней еще Москве, на пасхальной службе… Было уже около двенадцати по Москве — я бы как раз  в это время дошла до храма. И люди бы вокруг не сидели лениво, потягивая бесплатное виски с колой, а шли крестным ходом с зажженными красными свечками и пели бы знакомое и любимое: «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Это всегда трогательный момент. Такая тихая-тихая радость, которая постепенно становится совсем не тихой: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

http://pravmir.ru/strannaya-pasha-ili-ob...

Но и эти непродолжительные молитвословия приносили свой плод. Поначалу ее сестра, хотя и понимала неизбежность скорой кончины, но старалась максимально отодвинуть последний земной рубеж. Поэтому она избегала даже разговоров о Соборовании и причащении, видя в этом опасность быстрой смерти, но день за днем ее настроение менялось. И вот на Страстной Марина, наконец, сдалась. — Зови, сестричка, попа, наконец, пора мне уже. — От Соборования ты не умрешь, — сказала монахиня, — а умрешь тогда, когда будешь к этому готова. — Да я, кажется, уже и готова. Пасху мне уже не увидеть, – еле слышно сказала больная сестра. Она была права. Соборовавшись в Великую среду и причастившись (вместе с монахиней) в Великий Четверток, в день, когда Господь на Кресте испустил дух, отошла ко Господу и Марина. photosight.ru. Фото: Быстров Михаил1 Отпевали ее вечером в субботу, а на Пасху, вместо обычного пения на клиросе, мать Конкордия шла за гробом в сопровождении Нины Николаевны и оторвавшихся от обычных своих пересудов на скамейке у подъезда соседок. Ярко светило солнце, согревая изнутри пасхальной радостью душу многоопытной монахини, она в умиленном состоянии шла за гробом сестры, тихо напевая часы святой Пасхи: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Мать Конкордия получила еще один жизненный урок, столь необходимый каждому, кто стремится познать великую тайну человеческой души и ее взаимоотношений с Творцом всяческих. Лишь совершенные духом могут в одиночестве хвалить Бога и не возгордиться, остальным нужно иметь общение с окружающим миром, чтобы их светильник веры, зажженный Самим Господом, светил находящимся во тьме. Это отнюдь не повод для превозношения, а проявление той любви, по которой внешние узнают, что мы – Христовы ученики. Читайте также: Конкордия и Борис Преображенская история Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mat-konkordiya-zatvorn...

А потом батюшка выходит через храм и, как обычно, прихожанки окружают его для еще одного благословения. «Батюшка! – кричу я – благослови на Пасху перелезть к вам через забор!» Его ответ тонет в радостном смехе. «Что он сказал?» – спросила стоящая рядом женщина. «Я не расслышал, но понял, что меня благословили». А в понедельник было опубликовано решение митрополита о том, что Пасхальные службы будут проводиться без прихожан… После работы еду к храму на разведку забора. Забор серьезный – два с лишним метра, да еще прутья наверху раскованы острыми пиками, и поперечин, куда можно было бы поставить ноги, нет… Но территория большая – надеюсь где-нибудь найти слабое место в «обороне». И нашел! В одном месте есть калитка, по которой можно взобраться вверх, стать на ворота, развернуться и по калитке спустится вниз! А там уже и до храма недалеко! В Великую среду опять еду в разведку. На воротах объявление, что вход на территорию храма только для служащих в храме и волонтеров. Калитка открыта. Спрашиваю охранника, можно ли пройти? Ответ уклончив – я прохожу. В храме вечерня. Человек 100-150. Батюшка исповедует. Исповедуюсь. Получаю благословение причаститься на Пасху. Про забор тоже спросил. Батюшка рассказывает о том месте, которое я уже нашёл ранее. В Великую субботу освящаю снедь на территории храма. Запрета на вход нет. Решаю приехать часам к 9 вечера (пока нет милиции), зайти в храм и там уже дожидаться начала Праздника. Приехал. У ворот стоит патрульная машина с зажженными фарами. Людей не видно. Осторожно прохожу мимо, боясь, как бы меня не окликнули – ведь, если я начну лукавить, то причащаться-то мне как? Иду в сторону моей разведанной калитки. Никого нет. Калитка закрыта на замок. Взбираюсь по калитке на забор. Ставлю свои 45-е размеры между пиками – встали очень плотно, не только без зазора, но и с серьезным натягом. Надо повернуться на 180 градусов и спускаться по калитке, но пики не дают развернуться. Пытаюсь стать одной подошвой на пику – она начинает протыкать подошву. Балансирую на заборе. Что делать? И назад не вернуться, и вперед никак. Чувствую, что силы начинают покидать – 68 лет – это серьезно. Наконец, пробую стать ногой одновременное на две пики и развернуться. Получилось! Тяжело дыша, спускаюсь на территорию храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/sa...

Киприан первый из русских пастырей настаивал на отмене прежнего обычая служить литургию преждеосвященных в середу и пятницу сырной недели и в пятницу на страстной. В этом случае он следовал практике палестинских монастырей, которая стала входить в общее употребление с иерусалимским уставом, и выразился на этот счет в грамоте к Новгородскому духовенству таким образом: «а в среду масленой недели и в пятницу нет никакой службы, но только часы с вечернею поются, и в великую пятницу потомужь». Согласно этому правилу, он воспользовался для своего служебника теми списками, которые были соглашены с требованием иерусалимского устава, между тем как в студийских 16 в самом начале преждеосвященных читалось такое замечание: «в среду сыропустныя недели вечер на литургии». В Киприановом служебнике обряд осенения свечами с кадилом, на преждеосвященной, усвояется священнику, между тем как в служебниках прежней редакции (по крайней мере, во многих из них) возглас: свет Христов... произносит дьякон, выходя, после первой паремии, к царским вратам с кадилом и двумя или тремя свечами. Что касается до положения лица, совершающего этот обряд, то оно представляется здесь иначе, чем в теперешнем служебнике и прямо замечено, что иерей, став пред Св. трапезою, на восток зря,.. назнаменовав крестообразно кадилом на св. трапезу, речет велегласно: «свет Христов»... Чтобы священник подходил при этом к царским дверям и обращался к народу, мы нигде не читали в старинных требниках: здесь говорится глухо ισταται κατενωπιον της αγιας τραπεζης, и только в одном списке, приводимом у Гоара, замечено, что священник произносит эти слова «εις διαστυλα» т. е. близ алтарной решетки (р. 202). 17 По теперешнему уставу священник, взяв свечу и кадило, сначала становится перед престолом, к востоку зря, а потом обращается к народу и произносит: свет Христов... Такое исполнение исторически вернее и соответствует древней постановке этого обряда, когда он совпадал со временем зажигание свечей при наступлении сумерек, и дьякон выходил для этого со свечей из алтаря, а слова «свет Христов» произносил в церковных вратах, следовательно, между притвором и храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

4 мая 1864 г. В великую среду приехал сюда князь Урусов 1142 на несколько часов единственно для свидания с ректором и со мною. Ему нужно было переговорить с нами по одному секретному делу, касающемуся раскола, и мне поручено было составить по этому делу записку. Она отняла у меня все время в конце Страстной и в начале Пасхи, так что при говении и посещении праздничных служб нельзя было и подумать заняться чем-нибудь посторонним, даже письмами. В четверг на Пасхе отправился я в Москву с моим делом и в пятницу, в сопровождении ректора, был у князя, который принял меня чрезвычайно ласково. У него застали мы еще литургию (в домовой церкви), и мне пришлось стоять вместе с аристократическими дамами, в числе которых была фрейлина Ее Имп. Высочества Елены Павловны – г-жа Эйлер: признаться сказать, чувствовал я себя в своем оборванном фрачишке с белыми пуговицами не очень ловко... После обедни занялись делом. Князь рассыпался в благодарностях, особенно, когда я поднес ему (и обер-прокурору, по поручению которого князь и приезжал к нам) свою книгу о Никоне. Об этой книге я еще прежде слышал от него лестный отзыв. Кончивши дело, я занялся в Москве бездельем и домой возвратился только во вторник к вечеру, а в среду к нам приехала Великая Княгиня Елена Павловна; нужно было готовиться к встрече Ее Высочества. Она прибыла в половине 2-го часа и после обычных молитв в лавре, посетила Академию. Мы представлены были в зале, вместе с студентами. С некоторыми, в том числе и со мною, В. Княгиня сказала по несколько слов. А когда пошла к студентам, ко мне подошел один генерал с объяснением, что со мною желает познакомиться фрейлина Ее Высочества. Это была именно г-жа Эйлер. Она сказала, что видела меня у князя Урусова и очень жалела, что князь тогда же не познакомил меня с нею. Стала говорить о моих сочинениях. Между тем мы перешли в библиотеку. Здесь со мной познакомилась другая старшая фрейлина, баронесса Раден, и говорила весьма долго – и в библиотеке и у ректора в квартире. Наконец, я возвратился домой, очарованный любезностью высших особ; но здесь ожидала меня новая неожиданность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(«Новое Время»). В. Розанов Со „скрижалей сердца“//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 989–1004 Крестьянские беспорядки, политическая пропаганда и миссия в сих случаях приходских пастырей. – Верные соображения кн. Мещерского и правдивое письмо священника. – Франко-русские празднества в столице и президент Лубэ в Лавре. Из событий последнего времени наиболее глубоко и болезненно сильно отозвались на сердце каждого мыслящего и чувствующего русского православного человека крестьянские беспорядки, разразившиеся в пределах Полтавской и Харьковской губерний, как-то неожиданно, стихийно, подобно губительному извержению вулкана на острове св. Мартиника. Страшны и возмутительны эти беспорядки в своих подробностях, представляя собой страничку из пугачёвщины... Но они ещё более ужасны по причинам, порождающим подобные печальные события в нашем тёмном народе, а равно и по сопровождающим их обстоятельствам и последствиям. Правительственное сообщение, выше напечатанное у нас, не оставляет сомнения, что здесь мы имеем дело с злонамеренной революционно-политической пропагандой, как ближайшей и главной причиной беспорядков. Последняя суетливо и упорно „действует“ ныне всюду, ища для себя, подобно некоей смертоносной бацилле, удобной среды и почвы в условиях государственной, – общественной и народной современной жизни России. Ранее несколькими годами пропаганда эта нашла себе такую удобную среду и свила гнездо среди учащейся молодёжи, оттуда перекинулась в фабричное рабочее население, где беспорядки сделались хроническим недугом. Теперь видим, что и наши мирные деревни агитация смутьянов не оставила в покое. Собственно говоря, покой южнорусской деревни нарушается, давно, – со времени распространения здесь штунды, которая, не будучи сама по себе прямо политической сектой, создаёт в народной массе прекрасную среду для проникновения в неё всяких измов. Мы не раз говорили, что штунда и вообще наше рационалистическое сектантство – это инструмент, на котором политические музыканты могут какую угодно взять ноту и разыграть любую драму. Будем откровенны, – высказанная нами не раз, эта мысль вызывает в либеральном лагере общества и печати против нас, как деятеля и писателя, большое предубеждение, в чём мы имели случай убедиться и в религиозно-философских собраниях во время прений о свободе совести... Но толстовская эпопея и Сумское печальное событие с разгромом сектантами церкви-школы с очевидностью подтверждают наши доводы и показывают, куда и до чего можно довести наше сектантство. Не подлежит сомнению, что Тодосиенко жестоко фанатизированный политический агитатор и он не единственный в штунде... Известно, что он ещё в позапрошлом году расхаживал с каким-то неизвестным господином «в пальто и поярковой шляпе» (выдавая последнего за великую особу) по экономиям Киевской и Харьковской губернии, – при этом Тодосиенко исчислял количество десятин, находящихся во владении помещиков, говоря, что скоро всё это должно переделиться между местными крестьянами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в одну минуту можно все поправить... Сделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положим твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на Кресте Господь и намерение примет как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностию устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа в сии дни воспоминания Его... В Ветхом Завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь народ отвечал: «Вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем..» ( Исх. 19, 8 ). Вот Господь со Креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писаному свои чувства и расположения и скажем: «Будем, Господи, соблюдать все заповеданное Тобою, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть». Аминь. 30 марта 1860 г., в среду Страстной седмицы 13. Главное – знать и чувствовать свою бедность и богатство Христово и пребывать в сочетании со Христом В Великую Среду, если помните, я предлагал вам завет, завещанный нам Господом нашим Иисусом Христом, написанный кровию Его и запечатленный крестною смертию Его. Пункты сего завещания по их численности можно было тогда только указать кратко или только озаглавить. Но как они все должны составлять главный предмет нашего ведения, равно как и главную заботу нашей жизни и деятельности, то считаю себя обязанным подробнее растолковать их вам, а вас прошу приложить посильное внимание и терпение в слушании. Думаю разъяснять вам это теперь потому, что Господь, по воскресении Своем четыредесять дней являясь ученикам Своим, глаголал им «яже о Царствии Божии» ( Деян. 1, 3 ); Царство же Божие, которое «внутрь нас есть» ( Лк. 17, 21 ), в чем другом и состоит, как не в чувствах и расположениях, к которым обязал нас Умерший за нас и Воскресший? Так беседуя о сем, мы войдем в соучастие бесед Господних и продолжим некоторым образом дело Его, которое совершил Он в предлежащие нам дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А. По словам Баранова, Ваше высочество из " являли намерение ехать в Гатчину на этой неделе в среду, если охоты не будет. Но в среду ожидается приезд государыни императрицы, по той же дороге, в 4 ч. пополудни. Мне приходит на мысль, что если Ваше высочество изволите выехать навстречу, то может быть с этим можно было бы согласить и осмотр лодки в Гатчине в то же утро. К. Победоносцев. 22 января 1880 г. 9 . Можно будет принять и благодарить его, но подумайте, как устроить дело. А. Ваше высокопревосходительство, милостивый государь Константин Петрович. В июне месяце 1876 года я имел счастие повергнуть к стопам его императорского высочества государя наследника цесаревича всеподданнейшее мое ходатайство о принятии принадлежащего мне участка земли с двухэтажным домом (находящейся в Области Войска Донского, на берегу Азовского моря, близ Таганрога, при станции Морской) и капитала в процентных бумагах на номинальную сумму в 25.000 рублей с тем, чтобы земля, дом и капитал сей послужили основанием для учреждения училища Русского Добровольного Флота в память пребывания его императорского высочества на театре военных действий в минувшую восточную войну. По всестороннем обсуждении вышеизложенного моего ходатайства, как изволили мне Ваше высокопревосходительство об " яснить, комитет Добровольного Флота затруднился в организации предположенного училища и не нашел, для Общества Добровольного Флота, возможным осуществить мое предположение, так как подобное самостоятельное учреждение потребовало бы на содержание его значительные денежные средства, которыми Общество еще не располагает, почему мое предположение и не могло осуществиться. Желая же со своей стороны ознаменовать пребывание государя наследника на театре военных действий каким-либо добрым делом, я, взамен не осуществившегося вышеизложенного предположения, имел счастие представить в распоряжение его императорского высочества наличными деньгами 22 т. рублей на предмет изобретения подводного судна, могущего оказать великую пользу в морской войне против неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В понедельник вечером Непроходимые Врата, таинственно запечатанные,/Благословенная Богородица Дева!/Прими моления наши и принеси их Твоему Сыну и Богу,/да спасет Он по молитвам Твоим души наши. Во вторник утра: Радуйся, Марие Богородице, храме неразрушимый,/паче же святый, якоже вопиет пророк:/свят храм Твой, дивен в правде. Во вторник утром Радуйся, Мария Богородица,/Храм нерушимый, а главное – святой,/как взывает пророк:/“Свят Храм Твой, дивен в правде”. В среду вечера: Яко плодовита маслина,/Дева израсти Тебе,/Плода Животнаго,/плодоносити мирови/велию и богатую милость. В среду вечером Как маслина плодовитая,/Дева произрастила Тебя, Плод Жизни,/чтобы миру принести/великую и богатую милость. В четверток утра: Все упование мое/на Тя возлагаю, Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. В четверг утром Всю надежду мою/на Тебя возлагаю, Матерь Божия,/сохрани меня под покровом Твоим. В пяток вечера: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице Дево,/яко вси по Бозе к Тебе прибегаем,/яко к нерушимей стене и предстательству. В пятницу вечером Спаси от бед рабов Твоих, Богородица Дева,/ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем,/как к нерушимой Стене и Заступнице. В субботу утра: Приидите, Матерь Света, песньми немолчными зовуще,/вси прославим,/Та бо роди Спасение наше,/и радуйся принесем, яко Единой, рождшей всех Начальнейшаго,/Иже прежде век Бога;/радуйся, Яже Еву падшую паки наздавшая;/радуйся, Пречистая Дево, Неискусобрачная. В субботу утром Придите, Матерь Света все прославим,/взывая песнями не умолкающими,/ибо Она родила Спасение наше,/и “Радуйся” принесем, как Единой родившей всего Начало –/прежде всех веков Сущего Бога./“Радуйся, Еву падшую вновь воссоздавшая./Радуйся, Пречистая Дева, брака не познавшая!” В неделю вечера: Богородице, Предстательнице всех, молящихся Тебе,/Тобою дерзаем и Тобою хвалимся,/и к Тебе все упование наше есть,/моли Рождшагося из Тебе за непотребныя рабы Твоя. В воскресенье вечером Богородица, Защитница всех молящихся Тебе,/с Тобою мы дерзаем, и Тобою хвалимся,/и на Тебя – вся надежда наша;/моли Родившегося от Тебя/за непотребных рабов Твоих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010