В Кузбасс прибудет главная святыня дома Романовых Кемерово, 6 августа 2007 г. Великая православная святыня - чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) – будет находиться в Кемеровской епархии с 15 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания - кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии. Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня Шахтера, сообщает пресс-служба Кемеровской епархии . Организаторы прибытия святыни в Кузбасс – Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием в 13 веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения, князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и пребудет в Кемеровскую епархию.

http://pravoslavie.ru/23417.html

Фефелово. Параскево-Пятницкая, что на Бору, женская община. Пустынь Пятница-Бор /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1902 и 1907. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Вышневолоцкий район, Фефелово Координаты: 57.858123, 34.41012 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Вышневолоцком уезде святых обителей, посвящённых святой Параскеве, в разные времена было три. Самая известная среди них Параскево-Пятницкая, что на Бору, община женская. На берегу озера Тубосс издавна стоит небольшая деревенька Фефелово. Еще во времена Анны Иоанновны недалеко от деревни, в непроходимом бору, явилась икона святой Параскевы. На месте явления была поставлена вскоре небольшая деревянная часовня. В 1902 г. монахиней Казанского монастыря Антонией на этом месте основывается киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. 7 июля 1907 года она была преобразована в самостоятельную женскую общину. Земли для общины были куплены купчихой Е.И. Кирсановой у крестьян деревни Фефелово. В 1860-е годы дворовая девица Пелагея Силантьева, будущая схимонахиня Пелагея Казанского женского монастыря, поставила вблизи Параскево-Пятницкой часовни первый домик-келию. После открытия киновии в ней была выстроена каменная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. В девятую Ильинскую пятницу (по Пасхе) и 28 октября, в день памяти святой Параскевы, в киновии собиралось на поклонение явленной иконе множество богомольцев из ближних и дальних уголков России. В киновии были возведены колокольня, два корпуса для сестер, просфорня и хлебопекарня, трапезная с кухней, дом для священника, странноприимный дом со двором, сторожка и различные хозяйственные службы. Располагала обитель и достаточным количеством пожертвованной земли. В 1907 году киновия была преобразована в самостоятельную женскую общину. В 1915 году в обители под началом матери Ермолии трудилось шесть монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=36043

1049  В настоящее время находится в алтаре Московского Благовещенского собора и от одного совершённого ею чуда называется „мироточивою”, – архимандрита Иосифа Путеводитель к святыне Москвы. 1050  Об этом разногласии даже в половине XV века (и при том весьма значительном и свидетельствующем о господстве чуть ли ещё не совершенного произвола) говорит Григорий Мамма в одной из своих апологий против Марка Ефесского , – у Миня в Патрологии t. 160, p. 140. 1051  Все три поста предписывает соблюдать митрополит Георгий, см. I т. 2 половину стр. 400/463 ; только два поста предписывают соблюдать три неизвестные нам по именам составителя учительных слов, см. Описание Синодальных рукописей Горский и Невоструев лист 253 и лист 226 оборот и в Памятниках Павлова col. 123 (Наставление о трёх постах, – Филарет архиепископ Черниговский Обзор стр. 71 fin.). 1053  Об этом посте говорится уже в вопрошании Кирика, – в Памятниках Павлова col. 52 fin., § 4. В рассматриваемое нами время подтверждают его митрополиты Киприан и Фотий, – ibid. col. 253, 378, 517 начало. (О времени появления поста у Греков см. в исследовании Мансветова: Митрополит Киприан в его литургической деятельности, – стр. 200). 1060  Ibid. col. 378 (Образ выражения митрополита Киприана в предписании о нашем посте игумену Афанасию даёт знать, что и в его – Киприаново время и в других местах России, кроме Псковской области, постились накануне Воздвижения; он говорит, что должен быть соблюдаем пост „в самый той (Воздвижения) день”, – ibid. 253. 1061  Параскев или Параскевий в наших святцах четыре: мученицы римской, сестры Фотины самаряныни – 20 Марта; преподобномученицы – 26 Июля, преподобной Сербской (Епиватской) – 14 Октября, и великомученицы Иконийской – 28 Октября. Собственная Параскевия, нарицаемая Пятница, которую особенно почитает народ и о которой народные легенды, есть последняя. 1065  Ответ, данный Константинопольским собором епископу Феогносту, не совершенно согласен с Правилом митрополита Максима, что должно объяснять или тем, что он дан не совсем обстоятельный, или тем, что он не совсем обстоятельно записан, или, наконец, – тем, что мы имеем неисправные списки.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Саратов прибывает чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 5 марта 2007 г. 12:16 5 марта в 16.00 великая православная святыня — чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет доставлена в Покровский храм Саратова. Молебен Божией Матери перед чудотворной иконой отслужит епископ Саратовский и Вольский Лонгин . В дни пребывания образа в Саратове — с 5 по 12 марта — Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери считается покровительницей рода Романовых. Именно этим образом в Костроме (именно там проходил в 1613 году Земской собор) благословили на царство юного Михаила Феодоровича Романова. Это событие стало завершением Смутного времени в России. В период с 1914 по 1918 годы образ потемнел и остается таким до сих пор, возможно, в напоминание о мученической кончине святых царственных страстотепцев. После революции 1917 года на Православную Церковь начались гонения, которые отразились и на судьбе чудотворного Феодоровского образа. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году с иконы была снята драгоценная золотая риза, выполненная в 1891 году. Летом 1922 года святыня оказалась в руках у представителей обновленцев — раскольнической церковной группировки. С 1944 г. икона находилась в разных храмах Костромы. Удивителен тот факт, что, несмотря на все трудности советского богоборческого периода российской истории, Феодоровская икона не покидала города и всегда была доступна для верующих людей. С 18 августа 1991 года чудотворный образ пребывает в Богоявленско-Анастасиином соборе — кафедральном храме Костромской епархии . Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Феодоровская икона особо почитается верующими как покровительница семейного благополучия, перед ней молятся Божией Матери о даровании чад и просят у Нее помощи в их воспитании. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/207723.htm...

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибудет в Кемеровскую епархию 11 августа 2007 г. 15:39 Великая православная святыня — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) — будет находиться в Кемеровской епархии с 14 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания — кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии . Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня шахтера. Организаторы прибытия святыни в Кузбасс — Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием b XIII веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм святого великомученика Феодора для поклонения святому образу. Многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ, и святой Василий основал после этого первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двусторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и прибудет в Кемеровскую епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/280180.htm...

" Учиться любви " ноября 2023 Митрополит Варсонофий возглавил престольный праздник храма святой Параскевы в Малиновке B день памяти великомученицы Параскевы Пятницы , 10 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил престольный праздник храма села Малиновки Саратовской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископы Балашовский и Ртищевский Тарасий, Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий, Балаковский и Николаевский Варфоломей, клирик Саранской епархии протоиерей Геннадий Позоров, секретарь Саратовского епархиального управления иерей Александр Чеботарев, настоятель храма иерей Димитрий Гудков, иерей Павел Ермошкин, духовенство Саратовской митрополии. Богослужебные песнопения исполнял архиерейские хор Саратовской епархии. Среди молящихся были глава Аркадакского района Николай Луньков и депутат Саратовской областной думы Василий Кравцов. Было совершено славление перед иконой великомученицы Параскевы. " Святая великомученица Параскева жила в начале четвертого века, была замучена при императоре Диоклетиане, - сказал владыка в проповеди. - Она родилась в благочестивой семье. Родители назвали дочь, которая появилась на свет в пятницу - а это день особый, когда мы вспоминаем страдания распинаемого Христа, - Параскевой, что по-гречески и означает " пятница " . Она засвидетельствовала свою любовь к Господу страданиями. В то время были гонения на веру, власти принуждали людей сообщать, где живут христиане. Всегда найдутся предатели, и они указали на Параскеву. Мученица предстала перед властями и исповедовала веру в Спасителя. Ее подвергли мучениям, но явился ангел и исцелил ее. Вскоре она была усечена мечом. В честь нее по всей земле строятся храмы как свидетельство веры во Христа той, что доказала жизнью свою любовь к Нему. Этот храм первоначально был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и только придел был в честь великомученицы Параскевы. Потом его закрыли, сломали, убранство было утрачено, а позже восстановили и освятили в честь святой " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Архив Пн Сторонники «ПЦУ» захватили два храма Бориспольской епархии Украинской Православной Церкви 15 августа 2023 г. 20:42 Сторонники раскольнической «Православной церкви Украины» захватили два храма в Вышгородском районе Киевской области: храм Архистратига Божия Михаила в селе Катюжанка и церковь великомученицы Параскевы в селе Литвиновка. Рейдерские атаки на храмы Бориспольской епархии Украинской Православной Церкви совершены в один день – 8 августа 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь» . По заявлению юридического отдела епархии, в Михайловский храм села Катюжанка сторонники «ПЦУ» проникли, срезав дверные замки. Силовой захват Параскевинского храма в селе Литвиновка совершила группа в количестве около 30 человек. Среди прибывших на территорию прихода были служитель «ПЦУ» и только семь местных жителей. Верным чадам Украинской Православной Церкви рейдеры заявили, что по документам храм переведен в юрисдикцию «ПЦУ», и потребовали в течение недели забрать личные вещи и освободить помещение. На возражение, что прихожане самостоятельно строили церковь и колокольню, захватчики ответили, что теперь все приходское имущество принадлежит их структуре. В юридическом отделе Бориспольской епархии отметили, что силовые захваты храмов в Катюжанке и Литвиновке происходили при участии сотрудников полиции. В правоохранительные органы поданы соответствующие заявления. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6049557.ht...

Н. Н. Томасову, кроме упомянутого выше перевода двух больших текстов, мы обязаны любезною помощью при списывании и сличении рукописей, а также и составлением указателя. [III] I. Житие св. Фотины Самарянки и дружины ее. В Евангелии от Иоанна (IV, 5–42) подробно изложена беседа Иисуса Христа с женою Самарянкою близ г. Сихаря у колодезя Иаковлева. Имя этой Самарянки евангелистом не названо, и о дальнейшей судьбе ее ни в Евангелии, ни в Деяниях или Посланиях апостольских, ни у отцов церкви, насколько нам известно, нет никаких упоминаний. Тем не менее, возникло предание, что эта Самарянка, носившая имя Фотины, уверовала во Христа вместе со своими сыновьями Виктором и Иосией, пятью сестрами (имена их: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева и Кириака) и многими другими Самарянами, и после Вознесения Христова сначала была в числе последователей апостола Петра, а потом самостоятельно проповедовала св. Евангелие в разных странах, между прочим в Карфагене. При Нероне все они были вызваны в Рим и подвергнуты самым жестоким и утонченным мукам, от которых и скончались в разное время. О времени и месте возникновения этого предания трудно сказать что-либо определенное, так как известные нам агиографические тексты не дают на этот счет никаких указаний или даже намеков. Автор печатаемого ниже пространного Венского жития как бы предвидит возможность сомнения в тожестве св. Фотины с собеседницей Христа у колодезя Иаковлева и дает свое объяснение (см. гл. 4, греч. текст на стр. 2, русский пер. на стр. 75). Далее (в конце гл. 5) автор ссылается на “ta palaia kai jilalhqh suggrammata”, подтверждающая это предание, но какие произведения он имел в виду, остается неизвестным. Так как имена великомученицы и сестер ее – чисто греческие, имя старшего сына – латинское и только младшему сыну усвояется еврейское имя, то отсюда, как нам кажется, следует заключить, что предание об этих мучениках и мученицах возникло уже на греческой почве. Имена младших сестер Фотины – Paraskeuh и Kuriakhcbuдemeльcmbyюm, что предание явилось уже в такое время, когда эти греческие слова вошли во всеобщее [IV] употребление для обозначения дней недели (пятница и воскресение). К сожалению, однако, это свидетельство не может оказать помощи к определению термина post quem, так как обозначение дней недели этими словами началось уже очень рано. Напр., выражение kuriakh нтегавстречается уже в Апокалипсисе (I, 10) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконостас решили устроить мраморный и поэтому церковный староста А. Абрамов заказал его на собственные средства в Москве мастеру Кутырину за 22 тыс. руб. Он же заказал московской фирме «Немиров-Колодкин» серебряные царские врата для главного алтаря за 10 тыс. руб. из средств, завещанных его братом И. Абрамовым. Он же устроил на свои средства пол из сосновых пластин. Летом 1896 г. был получен и установлен иконостас, а также устроены клироса, солея, оклады для главного престола и жертвенника. В ноябре 1896г. мраморные работы в храме завершились, и рабочие уехали в Москву. 30 ноября 1896 г. причт и староста Александро-Невской церкви, а также прихожанин генерал А.П. Короченцев обратились к Н.И. Святополк-Мирскому с прошением выделить из войсковых сумм на сооружение каменной колокольни, церковной сторожки и ограды 25 тыс. руб. 22 декабря 1896г. совершена последняя в старом деревянном Александро-Невском храме литургия, во время которой священник Василий Петров проникновенно произнес речь о любви к своему храму, который в течение 86 лет являлся средоточием духовной жизни многих людей. Вечером этого же дня совершили первое всеношное бдение в новом каменном Александро-Невском храме. Перед этим в 16 часов дня с крестным ходом перенесли антиминс из старого храма в новый. 23 декабря 1896 г. священниками В. Петровым, В. Ермоловым и А. Мануйловым совершено освящение придела в честь святителя Христова Митрофана, первого Епископа Воронежского (Архиепископ Афанасий в эти дни болел и благословил приходских священников на освящение придела церкви). Высокопреосвященнейший Афанасий из-за болезни не смог освятить и главный престол в Александро-Невской церкви. Это совершил 19 января 1897 г. Епископ Иоанн при сослужении ключаря кафедрального собора священника Тита Климентьева и приходских священников. За литургией священник Александро-Невской церкви произнес соответствующее слово  («Донская Церковная Старина», вып. 2-й, 1909 г., стр. 41-44). Правый придел церкви устроили в честь св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Его освятили 19 октября 1897 г. с благословения Архиепископа Афанасия три священника Александро-Невской церкви: В. Петров, В. Ермолов и А. Мануйлов. Этим закончилось освящение всего трехпрестольного Александро-Невского храма.

http://sobory.ru/article/?object=50711

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010