б)  За кого христианин терпит гонение? За Иисуса Христа. Вот второе утешение в гонении за правду! Кто имеет мягкое сердце и нежную душу, тому не покажется это непонятным. Он знает, что не столь приятно бывает веселиться с любезным нам человеком, сколь приятно разделять его горесть, не так сладостно благодетельствовать ему, сколь сладостно страдать за него. Ужели же покажется неимоверным то, чтобы христианин находил великое удовольствие в страдании за Иисуса Христа, чтобы не только не избегал, но даже желал частых случаев терпеть за Него, как случаев приятных и вожделенных? Кого любим больше, за того и страждем охотнее; а какая любовь может сравниться с любовью христианина к Иисусу Христу? Тот, который свидетельствовал о христианах, что ничто не может отлучить их от любви Божией, ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, без сомнения, не находил для них безутешными страдания за Иисуса Христа. Ибо он, тотчас после этого свидетельства, выставляет себя и прочих христиан в пример противного. Наши страдания, говорит, за Иисуса Христа суть самые продолжительные и самые тягостные: Тебе ради умерщвляемы есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения. Но что же? Унываем ли мы от того? Теряем ли бодрость? Впадаем ли в отчаяние? Нет; но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшего ны. III. Так, возлюбленные во Христе братия, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя; он шествует по земле, как герой, и, как победитель, вступает во врата неба; множество гонителей своим тщетным преследованием довершают его торжество. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Св. великомученица Параскева (Польза размышлений о страданиях Христовых) I. Cb. великомученица Параскева, память коей ныне совершает св. Церковь, жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит Пятница. Впоследствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу и, в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец, и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Греции культ П. тесно соотносится с водными источниками, как и культ Параскевы Иконийской на Руси, что говорит о древнем родстве почитания этих святых, ныне забытом. В разных частях правосл. мира один и тот же культ Параскевы Пятницы, связанный с персонификацией Пятницы, а также с народными и языческими поверьями (подробнее см. в ст. Параскева (Пятница) , вмц. Иконийская), относился к 3 святым: П.- на Западе, в Греции и Румынии, Параскевы Иконийской - в М. Азии и на Руси, Параскевы (Петки) , прп. Эпиватской (Новой, Тырновской),- в Болгарии, Сербии, Молдавии и Румынии. Глава или часть главы П. хранится в Русском во имя великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, также части главы могут находиться в др. мон-рях. Частицы мощей П. имеются в сотнях храмов и мон-рей Греции, Кипра и Палестины, что свидетельствует об очень широком почитании святой (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 233-235). Западная традиция Западная традиция зафиксирована Петром Наталисом ( Petr. Natal. CatSS. LXI). П. почитается (особенно широко в Юж. Италии) под именем Венеранда (Венера) также в связи с рождением в пятницу (лат. «пятница», dies Veneris,- день Венеры, и чтобы не называть дочь именем языческой богини, ее отец-христианин придумал форму «Венеранда»). Согласно сведениям Петра Наталиса, Венеранда род. во II в. в Галлии, с юных лет отличалась добродетелями, изучала Свящ. Писание. Осиротев, отправилась на проповедь христианства на Сицилию. Там она поселилась в пещере и стала помогать больным и бедным. Проповедовала в Калабрии и Кампании. Во время гонения на христиан ее по доносу арестовали и подвергли пыткам - бросили в котел с кипящим маслом, однако мученица вышла оттуда совершенно невредимой, после чего была обезглавлена. В лат. преданиях имена родителей Венеранды передаются как Агафон и Ипполита, пытавшие ее правители: Антонин (Антоний) (повторяется сюжет из греч. Мученичества с ослеплением Антонина кипящей смолой и исцелением по молитвам Венеранды), Темий (Фемий) (Themios) или Феотим (Theotymos) (повторяется сюжет с драконом) и Асклепий, к-рый казнил Венеранду за отказ принести жертву Аполлону.

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Вскоре после крестного облачения во Христа, освободившись от языческого идолопоклонничества, истребив памяти былых божков, величаемых болванами , русские крестьяне мистически осознали бесплотную ангельскую силу, христианских святых пособниками при житейских нуждах, покровителями лесов, полей, вод, народных ремесел и профессий. Ныне зрим в православных святцах: Михаил Архангел - небесный покровитель русского воинства; Георгий Победоносе ц - покровитель русского воинства, а так же вместе с Афанасием и Кириллом - рабочего скота; Апостолы Петр и Павел - покровители рыболовства; Николай Угодник - покровитель путешествующих, особо моряков и рыбаков; Сергий Радонежский - покровитель вод и целеб­ных источников (как и святая мученица Параскева Пятница) а так же и домашней птицы; Борис и Глеб - покровители земледелия; Апостол и евангелист Лука - покровитель священно­го ремесла иконописи (богомазов); Флор и Лавр - покровители коневодства; Зосима и Савватий - покровители пчеловодства; Наум - грамотник, покровитель среднего образования; целитель Пантелеймон - спасает при любой бо­лезни; Косма и Дамиан , - целители, покрови­тели врачей; Гурий, Самой и Авива - покровители честного брака, им же молятся при зубной боли; Власий - покровитель всякой домашней животины; Анисим и Мамонт - овчарники, покровитель коз и овец; Никита - гусятник; Кирик и Улита - покровители кур; Харитина - ткачиха; Прокопий - жнец; Сорок мучеников, утопленных за веру в Христа , - покровители певчих птиц, услаждающих слух, истребляющих вредных насекомых; Зиновий - покровитель зимующих птиц; Артемию молились при " грыжной болезни " ; Киприану и Устинье - молились против нечистой силы; Дио­нисию - от сглаза; Модесту - при падеже скота; Варваре усердно молились мужние жены, особо на сносях, прося благополучного разрешения бремени, а при мучительных родах жены давали обет великомученице Варваре. Русские, особо простолюдье, скинув ветхое язычество, облачившись во Христа, с веками нежданно-негаданно выделили из сонма христианских святых и полноправно ввели в народно-обрядовую жизнь, хотя сии святые, уроженцы древних народов, жили задолго до крещения Руси: Николай Угодник (Никола Зимний, Никола Вешний ), Илья пророк (Ильин день) , Иоанн Креститель (Иванов день, Иван Купала), Георгий Победоносец (Егорий Храбрый) , святые апостолы Петр и Павел, Алексий-Божий человек, Параскева Пятница.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

В ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы, перед которым после трехдневного поста был проведен молебен. Молитва русского народа была услышана – 4 ноября 1612 г. русские войска освободили Москву от захватчиков. Апостол Иаков, брат Господень 5 ноября отмечается память апостола от 70-ти Иакова, которого называют братом Господним по плоти, поскольку он был сыном праведного Иосифа Обручника. По свидетельству древних историков, Иаков был первым епископом Иерусалима. Он является автором входящего в Новый Завет Послания Иакова, а также апокрифического Протоевангелия, многие сведения из которого вошли в состав Священного Предания. В 62 г. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен с крыши храма и побит камнями. Димитрий Солунский На 6 ноября в этом году выпадает Димитриевская родительская суббота – день поминовения павших воинов и всех усопших, которое совершается в субботу перед 8 ноября — днем памяти вмч. Димитрия Солунского . Димитрий был римским проконсулом в Фессалониках, воспитанным в христианской вере. Открыто исповедуя свою веру, он обратил в христианство многих римских подданных. Около 306 г. святой принял мученическую кончину. Нетленные мощи Димитрия спустя столетие начали мироточить. Русские воины почитали великомученика одним из своих покровителей. Параскева Пятница Святую мученицу Параскеву церковь вспоминает 10 ноября. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что по-гречески значит «Пятница». Параскева с детства решила посвятить свою жизнь Богу и дала обет безбрачия. Отказавшись принести жертву языческим идолам, она стойко претерпела мучения и отошла к Господу. Эта святая особо почитается русским народом как целительница тяжелых душевных и телесных недугов. Косьма и Дамиан Память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается 14 ноября. Искусные врачи, они стяжали дар Святого Духа — исцелять силою молитвы душевные и телесные недуги. С больных братья никогда не брали никакой платы.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

Храм выглядит нарядно и празднично, и святые со стен смотрят на все восемь сторон. В 2000-2001 годах была заново возведена колокольня над западным крыльцом по точному образцу старой разрушенной. Она равна высоте основного объема. Церковь довольно большая, по меркам приходского храма. В XVIII – XIX веках у нее было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли в честь левого придела – св. великомученицы Параскевы, – и в честь ее чудотворного образа, находившегося там. Деревянная церковь Параскевы Пятницы на этом месте (и сам чудотворный образ в ней) известны еще с XVI века. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (пятница недели Всех Святых и 28 октября/10 ноября). Известна эта первая деревянная церковь и тем, что в 1579 г. именно в ней некоторое время пребывала только что обретенная Казанская икона Божией Матери. Правый придел – свв. Гурия, Варсонофия и Германа, – до наших дней не сохранился. Церковь горела в 1815 году и после этого долго перестраивалась. Главный престол восстановили лишь в 1831 г. и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий. Левый, Пятницкий, придел был разобран и построен заново архитектором Ф. И. Петонди в 1855 г. Из-за этого он так сильно выступает сейчас к северу. Впрочем, это абсолютно традиционно: большинство приходских храмов тех времен очень несимметрично расширены, за счет придела, именно к северу. С юга приделы пристраивали гораздо реже, чтобы не затенять с солнечной стороны основной храм. Любопытно, что сейчас придел и главный престол поменялись названиями. Весь храм теперь именуется Пятницким, а придел – наоборот, Рождество-Богородицким. Внутри посетителей больше всего поражает сейчас парадно-красный, пасхального цвета, иконостас в 4 яруса – современной столярной работы, но выполненный с большим искусством и в старинном стиле. Высокий кратер основного объема (почти 20 м от пола до потолка) заставляют верующих поднимать взгляды к изображению Спаса Вседержителя в купольном своде – специально вознесенной туда огромной круглой иконе, которая снизу кажется совсем маленькой. Выполнена она была в 1998 г. Оттуда же свешивается огромная люстра-паникадило, торжественно установленная накануне Рождества Христова 1999 г.

http://sobory.ru/article/?object=06602

Закрыть Покровитель больных и воинов Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге Марина Михайлова   01:35 09.08.2023 3423 Время на чтение 14 минут Память 27 июля/9 августа Неподвластными человеческому разумению путями чрез богоизбранных людей прилеплялась русская душа ко Господу. Еще в своем духовном младенчестве особо полюбила она некоторых вселенских святых, навсегда соделав их родными себе. Первый в этом ряду, бесспорно, святитель Николай Чудотворец, а также великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница, особо, до языческих предрассудков, почитавшаяся русскими женщинами, и, конечно же, великомученик и целитель Пантелеимон, которому и посвящен этот рассказ. Не отъять теперь святого Пантелеимона целителя от духовной жизни Святой Руси, он ее небесный заступник, один из самых чтимых и любимых святых нашего Отечества. Почитание этого никомидийского великомученика известно еще со времен Киевской Руси. Из летописей знаем, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимоном (1097 - 1154). Он имел на своем боевом шлеме изображение святого великомученика и был чудесно спасен его заступничеством от верной смерти в битве 1151 года. С тех пор почитание св. Пантелеимона как милостивого целителя на Руси соединилось с его почитанием как крепкого покровителя воинов. Это его служение раскрывается в имени, данном до крещения - Пантолеон, что значит " лев во всем " . Иконописец Р.Гирвель Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Полина говорит: «Вроде бы и ничего особенного не произошло, но эта история очень меня поразила и укрепила в вере: масло стояло больше 10 лет и ждало своего часа, и оказалось мне во исцеление в итоге. Я потом принесла той самой подруге пузырек с этим елеем и отлила от него немного в подарок. С тех пор прошло достаточно времени, но это освященное масло у нас обеих по-прежнему свежее, и все так же имеет тонкий приятный цветочный аромат». В заключение стоит отметить, что чудо – это не всегда что-то из ряда вон выходящее. Иногда со стороны это может казаться естественным ходом вещей. Но для самого человека при этом вмешательство Божие очевидно. Рейтинг: 10 Голосов: 985 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Л. 13 ноября 2022, 22:55 Слава Богу! Меня в тяжёлом состоянии при ковиде спасла Пресвятая Богородица! и в исцелении особо и явно помогли святые великомученики Пантелеимон Целитель! и Георгий Победоносец! а также Архангел Михаил, Ангел Хранитель! и все Святые Ангелы и Угодники Божии, Молитвенники! Благодарю! Юрий 10 ноября 2022, 16:43 Святая мученица Параскева моли Бога о нас! О стране нашей Российской, Богохранимой, Православной! Анна 10 ноября 2022, 10:20 Очень люблю Параскеву Пятницу. Думала, что на иконе она изображена зовущая к объятьям и меня это очень радовало. Этим летом очень сильно болели ноги (плоскостопие со всеми " вытекающими " неприятностями), а тут ещё и пёс мой захромал (артрит у него) и в какой-то момент я начала молиться - матушка Параскева, так ноги болят, сил нет, а мне ходить нужно.. помоги.. и животину жалко, молча терпит боль.. помоги нам и незаметно, день за днём боль стала стихать... Обычно при плоскостопии, чтоб боль уменьшилась нужно ограничить " походы " максимально, желательно находиться дома несколько дней, а тут не меняя рабочего графика боль начала уходить... это для меня ЧУДО. (и пёс не хромал - лучше ему стало). Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы

http://pravoslavie.ru/149319.html

См. Островоезерский Троицкий. Острогожский Дивногорский Успенский монастырь См. Дивногорский Успенский Острогожский. Острогожский Преображенский монастырь Мужской, упразднённый, после бывший городовым подворьем Дивногорского Успенского монастыря для приезда и временного пребывания Настоятелей. Находился в Воронежской Епархии в уездном городе Острогожске. В нём были две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Преображения Господня, которая ныне уже сломана; 2) во имя Св. Иоанна Предтечи под колокольней, существует ещё доныне. При ней находятся комнаты духовного Правления. Острогожский Пятницкий монастырь Женский, упразднённый. Находился в Воронежской Епархии в городе Острогожске, от чего и прозван Острогожским, а Пятницким – по придельной церкви. Начался оный около 1663 года, т. е. вскоре по населению самого города Острогожска. Основателем монастыря сего был Острогожский Полковник Иван Дзиньковский, который испросил между Патриаршеством от Преосвященного Питирима, Митрополита Сарского и Подонского, грамоту на сооружение своим иждивением деревянной церкви во имя Великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятница. И хотя в грамоте назначен был один храм, однако построены два, из которых настоящий назван Успенским, а придельный – Пятницким. А потому с начала этот монастырь назывался Успенским и Пятницким. Последнее имя более вошло в употребление и до конца осталось. Эти церкви в 1702 году сгорели, а на место их, по благословению Преосвященного Митрофана, Епископа Воронежского, построена в 1704 году новая Пятницкая одна, деревянная же, а в 1705 году и освящена. Кто был в этом случае Строителем церкви, не известно; но грамота дана была на имя Игуменьи Евдокии с сёстрами. На месте этой деревянной церкви около 1760 года сооружена довольно порядочная каменная церковь , которая есть и теперь, во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Великомученицы Параскевы. Придел освящён в помянутом 1760 году. Около 1730 года пристроена к церкви и КОЛОКОЛЬНЯ. Всех этих каменных зданий строителями были прихожане; монастырские же здания были все старого построения деревянные, и такая же ОГРАДА. Весь этот монастырь обселён был кругом городскими жителями, и стоял среди города. Ныне же не существует уже, а церковь оного обращена в приходскую по Указу 1786 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН ТРОПСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киприан Тропский, Ярославский (+ ранее 1560-х), основатель Николо-Тропского монастыря , преподобный Память 31 августа и в Соборе Ростово-Ярославских святых Происхождение, место, год рождения и мирское имя Киприана неизвестны. По позднейшему преданию, преподобный Киприан поселился в Пошехонском уезде, в лесу, на р. Золотухе (в 30 верстах к северо-востоку от города Рыбинска ), где ему чудесно явился образ святителя Николая Чудотворца . На месте явления образа преподобный Киприан основал Никольский монастырь на Тропе . Местное почитание преподобного началось, вероятно, вскоре после его кончины. По данным книги по межеванию дворцовых сёл 1561 года, в Николо-Тропском монастыре имелось два храма: холодный Никольский и тёплый во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 1561 году в монастыре проживало 11 человек братии - игумен Феодосий и 10 старцев. По-видимому, уже в XVI веке возле монастыря появилась Германова слобода (позднее село Никольское, что на Тропе, ныне деревня Николо-Тропа ). В 1561 году в обители имелось несколько икон, связанных с преподобным Киприаном: " Деисус на бели с пророки и с праздники на одной цке, да образ Пречитая Одигитрия на золоте полутора пяди, а у ней пять гривен серебряных; да образ Пречитые за престолом на бели полутора пяди; да образ Николы Чудотворца обложен басмы медяны, Пятница, а у него пять гривен сер(ебряных), венец золотой. А те образы началье старца Киприяна, дал их в дом Николе Чудотворцу " . По данным описных книг, в 1750 году в монастыре имелось три храма: каменный в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом великомученицы Параскевы Пятницы (построен между 1730 и 1750), деревянный шатровый Никольский и деревянный во имя святого покровителя Киприана - священномученика Киприана, епископа Антиохийского. Рядом с храмами возвышалась отдельно стоящая деревянная колокольня с шестью колоколами. Монастырь окружала деревянная ограда с четырьмя угловыми башнями. Рядом с ним, в лесу, находилась деревянная часовня, поставленная на месте явления Киприану образа святителя Николая.

http://drevo-info.ru/articles/13678157.h...

Адрес: Псковская область, Дедовичский район, село Пожеревицы. В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 гг. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Подробнее... Дновский район [ править править код ] Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Белая) [ править править код ] Адрес: Псковская область, Дновский район, деревня Белая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1831-1838 годах на средства прихода, вместо двух пришедших в ветхое состояние, деревянных храмов Рождества Пречистой и Пресвятой Троицы. Храм пятипрестольный: в честь свв. мчч. Мины, Виктора, Викентия, в честь Святой Троицы, в честь Смоленской иконы Божией Матери, в честь свв. прпп. Никандра Псковского и Нила Столобенского (в 1865 был пристроен придел на средства завещанные прихожанкой помещицей Крижтановской). В 1882 были заменены все 3 иконостаса. В 1934 храм закрыли, в 1941 — открыт оккупационными властями.. Подробнее... Церковь Преображения Господня (Гористо) [ править править код ] Адрес: Псковская область, Дновский район, село Гористо. Деревянная церковь Спасо-Преображения в Гористо была построена в XVI веке, современный каменный храм — в начале XIX века на средства подпоручика гвардии Мягкова. Ныне существующая кирпичная церковь построена в 1808 году на средства Михаила Федоровича Мягкова. В 1911-1912 произведен капитальный ремонт, состоящий в пристройке нового алтаря с восточной стороны, 12 ноября 1913 года состоялось вновь освящение главного храма. Престолов в церкви два, главный в честь Преображения Господня, в приделе в честь Святителя и Чудотворца Николая. До 1917 года в церкви хранились почитаемая в приходе икона Божией Матери «Старорусская», иначе называемая «Тихвинская» новгородского письма; медное блюдо с латинской надписью «Iesus Christus, Niciclimus» с изображениями, 1661 года; Евангелие, изданное при Патриархе Иоакиме в 1685 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010