Святой источник Параскевы Пятницы (Дубровка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Святой источник Параскевы Пятницы — источник, по рассказам старожилов, появившийся в конце 19-го века - в нескольних килосетров от села. История [ править править код ] Местный пастух пас стадо и в полдень подогнал скот к реке на водопой. В воде, недалеко от берега, увидел плавающую икону. Как ни пытался пастух ее достать – в руки она не давалась. Тогда он побежал в село и рассказал обо всем народу. Тут же несколько человек вскочили на лошадей и помчались в соседнее село Владимировку, к священнику. Когда вместе с батюшкой вернулись к реке, на берегу уже собрался народ. Был отслужен молебен. Не успел батюшка закончить молитву, как на том месте, где люди молились, забил родник. После окончания молебна все подошли к реке. Икона плавала у берега и батюшка смог без труда ее поднять. Это был святой образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Тут же люди решили назвать источник в честь святой девы. С той поры установился обычай встречать праздник великомученицы Параскевы молебном на святом источнике. На праздничное богослужение приезжали на лошадях, коровах, шли пешком. Здесь же, у родника, ставились столы со снедью. Привечали и угощали всех. Позднее у родника была поставлена часовня, которую большевики дважды ломали. Святой образ Параскевы Пятницы до октябрьского переворота находился в храме села Владимировки. В годы гонений икону прятала жительница села Дубровки, а когда церковь была возвращена верующим, икона вернулась в храм. Нынешнее время [ править править код ] Каждый год на 9-ю пятницу по Пасхе от сельского храма верующие идут крестным ходом к святому источнику. В этот день сюда приезжают сотни людей - со всей Самарской области. В 1993 г. «Родник Девятая пятница» признан памятником природы регионального значения. Общая охранная территория 0,5 га. Расположен 1,5 км юго-восточнее села Дубровка Хворостянского района. Основные объекты подлежащие охране: родник и растительность в округе родника, некоторые виды которой занесены в Красную книгу Самарской области. Адрес : Самарская область, Хворостянский район, село Дубровка Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

" Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Калачной слободе Ярославля " . Б.м., Б.г., 12 с. Храм построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 году. Приделы построены и освящены в 1868 году. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Храм был закрыт в 1931 году. Последняя служба состоялась 1 июля 1931 года. В этом же году сброшены колокола и снят купол с крестом. В храме был размещен соляной склад, а затем общежитие. В 1956 году была разобрана колокольня. Храм был передан Русской Православной Церкви в 1995 году. Первая служба состоялась 14 октября 1995 года. В 1996 году восстановлены купол храма с крестом, церковная ограда. В 2000 году восстановлен резной иконостас главного алтаря. В 2007 году построена новая колокольня храма. 12 сентября 2007 года состоялось великое освящение всех трех престолов храма. Совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи и блаженной Матроны Московской http://pravyaroslavl.ru/ Ярославский Пятницкий приход в XVIII - первой трети XX в.в. состоял из двух храмов: летней Троицкой церкви и зимней - Параскевы Пятницы. Летний храм не сохранился. Местность, где располагались храмы Пятницкого прихода, издавна в Ярославле называлась Таборы. По преданию, в 1612 г. здесь лагерем стояли дружины Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, собиравшиеся для освобождения Москвы от войск Лжедмитрия. Впервые деревянный Пятницкий храм упоминается в Переписной книге 1646 года, а через два десятилетия сообщается не только о самом храме и посвящении его престолов «в Духовской сотне церковь приходская во имя Живоначальной Троицы да придел Великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятница», но и о православной традиции давать пристанище нищим около храма, где им было легче найти пропитание: «а около той церкви живут в дворишках и в кельишках бедные людишки - кормятся Христовым именем да черною работою». С середины XVIII в. при Пятницкой церкви значилась богадельня «для разных чинов людей, солдат, их жен и детей».

http://sobory.ru/article/?object=01941

А женским он стал недавно: лишь в середине XX века. И это так хорошо! Ведь если б он остался мужским, мы бы не познакомились с матушкой Параскевой. И имя у неё чудесное. Параскева — значит приготовление, подготовка к субботе, то есть пятница. Вот и получилось у святой великомученицы двойное прозвание, греческое с русским переводом: Параскева Пятница. По-сербски — Петка, а в русском народе — Прасковья, уменьшительно-ласкательно — Фрося или, как у Пушкина в «Медном всаднике», — Параша. В древности святая была настолько любима православными и так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами, ибо в каждой из них стояла её икона. И святителя Николы Угодника, конечно. В древности святая была так популярна, что придорожные часовни в народе называли пятницами На этот раз мы собрались в монастырь на неделю. За несколько лет до памятной поездки я по случаю купил в антикварной лавке на окраине города медную икону великомученицы Параскевы Пятницы. Тогда я ещё не знал о существовании ни обители, ни её настоятельницы. И вот, перед самым отъездом в монастырь жена предложила: — Давай подарим матушке твою медную иконочку святой Параскевы. Я был в лёгком шоке. Не скажу, что у меня большое собрание медных икон, я их покупал по случаю, чтобы просто спасти от нечистых рук «коллекционеров» и спекулянтов. Так накопилось полтора десятка образов. Все они стояли в красном молитвенном углу. Я даже познакомился с собирателями медных икон, чтобы хоть немного освоить датировку. Моя Параскева, согласно мнению ценителей, оказалась древней. И вдруг: здравствуйте, пожалуйста. Одну из лучших моих икон отдай игуменье, которую я и видел-то всего два раза в жизни. И только потому, что её зовут Параскева. А у меня есть и святитель Николай, и страстотерпцы Борис и Глеб, и преп. Нил Столобенский, и Феодор Тирон с Феодором Стратилатом, и… Да мало ли кто у меня есть! Так можно ради совпадения имён все иконы раздарить… В общем, пожалел я, пожадничал. На границе с Сербией очередь оказалась непривычно длинная, к тому же в 5–6 рядов. Придётся простоять несколько часов. Как правило, мотор на границе не выключаешь, очередь движется быстро. А тут застопорилась. Турки на шикарных немецких машинах ехали с многочисленным семейством из Германии к себе домой, в отпуск, а их на предмет контрабанды проверяли заметно строже. Все заглушили моторы и, когда надо было подвинуть машину, просто толкали её руками. Иначе задохнёшься в выхлопных газах.

http://pravoslavie.ru/135174.html

Народный стих, как видим, напоминает апокриф, но благодаря обыкновению народа переделывать длинный материал по-своему, апокриф отличается от стиха: в апокрифе на время грешники получают облегчение от своих мук, тогда как по стиху оказывается невозможным дать прощение грешникам. Памятники древнерусской церковной письменности часто останавливаются на жизни Богоматери, особенно Её детстве и успении; но народ не остановил серьёзного внимания на жизни Пресвятой Девы. После Богоматери из святых женского типа народ русский более всего останавливается на св. Параскеве, св. Екатерине, Варваре и Агафии. Св. Параскева считается в народе покровительницею невест. Как к Покрову девушки обращаются с мольбою: «Мать Покров, покрой землю снежком, меня женишком», так и Пятнице Параскеве молятся: «Матушка Пятница Параскева! Покрой меня поскорее» или «Пятница Параскева, пошли женихов поскорее» 463 . Кроме того, св. Параскева считается народом покровительницею земного плодородия 464 , хранительницею скота от падежа 465 , целительницею головной боли, хранительницею от нечистого духа 466 . Основанием для составления подобного образа св. Параскевы послужило сказание (в рукописных житиях) о том, что Параскева пред своею смертию молилась Богу, чтобы Господь услышал молитвы всех скорбящих, которые её именем будут просить о помощи, и благословил их дом 467 . А благословение дома в народных воззрениях равнозначаще обилию и счастию в детях, достатку в хлебе и скоте. Учёные сближают Параскеву Пятницу с языческой богиней плодородия (Фреей, Живой, Ладой), празднество которой совершалось в пятницу 468 . Нужно сказать, что лицо св. Параскевы, как и лицо Иоанна Крестителя, как христианский моральный образ, ещё не успело сложиться в народном мировоззрении. Св. Екатерина в народе русском считается покровительницею брака и помощницею жёнам в болезнях чадорождения. Воззрение на великомученицу, как целительницу женских болезней, обусловливалось сказанием в её житии, что она была просвещённою женщиною и между другими знаниями обладала врачебными сведениями – «врачев книги добре уведе»; представление же св. Екатерины покровительницею брака обусловливалось сказанием в жизнеописании, как она, будучи невестою, отказала всем искателям её руки и выбрала жениха небесного Иисуса Христа 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь святой Параскевы Пятницы (Несебыр) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святой Параскевы — это средневековая православная базилика в Старом Несебре. В данное время она превращена в музей и в ней размещается картинная галерея. Храм является частью архитектурно-исторического заповедника «Старый Несебр», признанного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Церковь Святой Параскевы была возведена в виде однонефной византийской базилики с характерным нартексом (или притвором – входным помещением, примыкающим к западной стороне храма) и алтарной апсидой. Небесным покровителем храма была выбрана Святая Параскева Иконийская, или Святая Параскева-Пятница – христианская великомученица, принявшая смерть за веру в III веке. Святая Параскева считается покровительницей полей и скота, а также целительницей людей от самых тяжелых телесных и душевных недугов; почитается в православной церкви 28 октября по юлианскому календарю. Строительство церкви Святой Параскевы в Несебре датируется XIII-XIV веками. Материалом при строительстве храма послужили кирпич и тёсаный камень, чередуемые рядами. Первоначальная конструкция крыши не сохранилась, но, предположительно, церковь была купольной, и, как было принято, над нартексом возвышалась башня-колокольня, о чём свидетельствует каменная лестница, встроенная в стену, отделяющую неф от притвора. Размеры храма составляют 14,7 метров в длину и 6,6 метров в ширину. Фасад церкви украшен в стиле керамопластики. Вдоль северного и южного фасадов проходит ряд слепых арок, богато украшенных в византийском стиле. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время церковь Святой Параскевы – недействующий храм, в здании проводятся художественные выставки. Престольные праздники [ править править код ] Параскева Пятница, великомученица - 10 ноября Контакты [ править править код ] Церковь «Святой Параскевы» находится в центральной части Старого города, по адресу улица Хемус От автостанции «Старый город» или Морского вокзала дойти до базилики можно пешком за десять минут. Адрес: 8231 Staria Grad, Nessebar, Болгария Телефон: +359 55 446 019 Паломнику [ править править код ] Церковь «Святой Параскевы» и картинная галерея размещенная в ней открыты для посещений каждый день, но время для посещения зависит от сезона. С мая по октябрь включительно она принимает экскурсантов ежедневно с 10:30 утра до 19:00 вечера. В период с ноября по апрель включительно, посещение возможно только по запросу. Вход платный. Цена билета составляет 3 лева для взрослых и 2 лева для детей. Организованным группам от 20 человек предусмотрены скидки, также можно воспользоваться услугами экскурсовода, что обойдется в 30 левов с группы. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святой...

Храм Параскевы Пятницы (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Параскевы Пятницы, что в Калашном ряду, был построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 году. Приделы построены и освящены в 1868 году. Правый придел — святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел — преподобной Пелагеи. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Содержание История [ править править код ] XVIII век. Ярославский Пятницкий приход в XVIII — первой трети XX вв. состоял из двух храмов: летней Троицкой церкви и зимней — Параскевы Пятницы. Летний храм не сохранился. Местность, где располагались храмы Пятницкого при­хода, издавна в Ярославле называлась Таборы. По преданию, в 1612 году здесь лагерем стояли дружины Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, собиравшиеся для освобождения Москвы от войск Лжедмитрия. Впервые деревянный Пятницкий храм упоминается в Переписной книге 1646 года, а через два десятилетия сообщается не только о самом храме и посвящении его престолов («в Духовской сотне церковь приходская во имя Живоначальной Троицы да придел Великомученицы Парас­кевы, нарицаемой Пятница»), но и о православной традиции давать пристанище нищим около храма, где им было легче найти пропитание: «а около той церкви живут в дворишках и в кельишках бедные людишки — кормятся Христовым именем да черною работою». С середины XVIII века при Пятницкой церкви значилась богадельня «для разных чинов людей, солдат, их жен и детей». Каменный холодный одноглавый храм во имя Живо­начальной Троицы был построен на средства прихожан в 1730 году, расписан в 1795—1796 годах ярославскими мастерами во главе с Иваном Смирновым и Петром Икон­никовым. Среди документов о династии иконописцев Смир­новых, выявленных А. И. Шемякиным, есть договор от 3 мая 1795 года, заключенный мастерами со священником и церковным старостой на росписи Троицкого храма, в котором деталь­но изложена разработанная «с общего совета» заказчиков и мастеров программа стенописей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Параскевы...

I. Св. великомученица Параскева, память коей ныне совершает святая церковь , жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит «Пятница». В последствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу, и в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения. Приведенная на суд, св. Параскева, еще юная дева, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее, ради спасения своей жизни, принести жертву идолам. Тогда мучитель приказал св. исповедницу повесить на дереве и терзать тело ее железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и чуть живую бросить в темницу. Но Бог не оставил без утешения и чудесной помощи мужественную страдалицу. В темнице предстал ей ангел, держа в руках своих орудия Христовых страстей – крест, терновый венец, копие, трость, губу – и сказал: «встань, девица, общница Христовых страстей, я прислан от Бога посетить тебя, – в отраду души твоей и исцеление болезней твоих приношу тебе сии орудия страданий Господа нашего Иисуса Христа. Встань, исцеляет тебя Христос Господь». Св. мученица тотчас встала, облобызала орудия страстей Христовых, а ангел губою отер раны ея, и вдруг все тело ее исцелилось от язв, так что пришедшие утром темничные стражи, думая найти мученицу мертвою, увидели ее в прежнем цветущем виде и красоте. В этом чудесном исцелении св. мученицы злобный мучитель не уразумел непобедимой сиды распятого Господа и продолжал истязать св. Параскеву, приказав ее, повешенную на дереве, жечь факелами и наконец отсечь голову ее мечем. Так св. великомученица, в брачном одеянии девства, украшенная кровию своею, предстала небесному Жениху своему Христу, сделавшись причастницею и общницею страстей Его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Димитрий был замучен в начале IV в. при Диоклетиановых гонениях на христиан. Согласно истории его мученичества Максимиан назначил его анфипатом (проконсулом), не зная, что молодой Димитрий христианин. Вместо того чтобы принять должность, обязывавшую его уничтожать христиан в Фессалониках, Димитрий стал проповедовать Евангелие. Он был арестован и посажен в тюрьму, где убедил своего друга Нестора сразиться с гладиатором, который на арене умерщвлял христиан, бросая их на копья. После победы, а затем и мученичества Нестора Димитрий по приказу Максимиана был прободен копьями в тюрьме. Память его празднуется 26 октября. Св. Димитрий Солунский. Греция. Около середины XV в. Музей Бенаки Воспроизведенная здесь греческая икона святого восходит к середине XV в. 229 Великомученик изображен в рост. Его короткая туника открывает колени. Ноги обернуты в перекрещивающиеся полосы материи. Поверх туники – панцирь с небольшим восьмиконечным крестом на груди. На его плечах плащ; на левом плече висит шлем. В правой руке Димитрия копье, левая опирается на богато украшенный щит. Большой крест за этим щитом, приписанный позже, указывает на то истинное оружие, которое в час смерти сделало мученика бесстрашным. Святая мученица Параскева Пятница Икона второй половины XVI в. 230 Святая мученица Параскева, уроженка Иконии (Малая Азия), была замучена во время гонений при Диоклетиане 231 . Память ее празднуется 28 октября. С греческим именем Параскевы, данным ей при крещении в честь дня недели, посвященного страстям Господним (Пαρασκευ), соединяется перевод его на русский язык – Пятница. Употребление этого перевода вместе с именем служит как бы напоминанием о его значении и его соответствии с подвигом его носительницы. Святая Параскева пользуется с давних времен особым почитанием у славян. Она считается покровительницей женского труда и, очевидно, в связи с тем, что пятница была базарным днем, покровительницей торговли. Характерной чертой св. Параскевы является ее дерзновенная проповедь христианства. Даже на вопрос о ее имени во время допроса она вместо прямого ответа начала проповедовать Христа. Когда же ее спросили, почему она не называет своего имени, она ответила: «Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

19 я неделя. 2 обедни. Вечером беседа и акафист. 5 Вечером всенощная накануне Скорбящей 6 “Всех скорбящих” литургия в 9 ч. утра. 7 Среда. Будни. Служба окончилась в 9 ч. утра. 8 Великомученика Димитрия Солунского. Полиелей. Крестили в 3 приема. 9 Пятница. Будни. 10 Суббота. Мучеников Терентия и Неонилы. Великому­че­ницы Параскевы. Праведного Иова Почаевского. 11 Воскресенье. 20 я неделя. 2 литургии. Вечером беседа о. Алексия. 12 Будни 13 Будни 14 Святых бессребренников Космы и Дамиана. Утреня утром. 15 Будни. 16 ноября. Пятница 17 Суббота. Преподобного Иоаникия Великого. 18 Воскресенье, неделя 21 я 2 литургии. Вечером беседа. 19 7 ми дев. Причастниц 60. Я помогал. Проверка топлива. 20/XI Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Вечером акафист. Народу больше в 2 раза, чем в субботний вечер. 21/XI (8/XI) Святого Архистратига Михаила. 2 литургии. После ранней молебен с акафистом. Я служил позднюю. Сделано замечание Варваре о Царских вратах, 9 ти частной просфоре. Вечером Богослужение Скоропослушнице. Пел левый хор с бригадой. 22/XI Четверг. “Скоропослушница”. Литургия в 9 ч. утра. Причастников 40 ч-к. Накануне была всенощная с акафистом. Было 500 человек. 23/XI Пятница Святых апостолов Ореста, Олимпа, Родиона и иных 70 ти 24/XI Мины, Виктора и Викентия. Служба будничная. Вечером всенощная. 25/XI Воскресенье неделя 22 я . 2 литургии. Вечером всенощная и беседа. 26/XI Святителя Иоанна Златоустого. 27/XI Святого апостола Филиппа. Заговенье. 28/XI Начало Рождественского Поста. Среда. 29/XI Святого апостола и евангелиста Матфея. 30/XI Пятница. Святителя Григория Неокесарийского. Декабрь 1 Суббота. Будничная служба. Вечером всенощная. 2 Воскресенье. 2 литургии. Вечером — беседа моя. 3 Преподобного Григория Декаполита. БЫЛ у СВЯТЕЙШЕ­ГО. Высказал желание освободиться от благочиния. Принято благосклонно. Вечером всенощная. 4/XII Введение Божией Матери 2 литургии. За ранней все поминовения, панихида и молебен. 5/XII День Конституции. Служба будничная. 6/XII Четверг. Святого Ал-дра Невского.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В родном городе Николая Угодника жил некий богач, имевший трех дочерей-красавиц. Он разорился и впал в такую нищету, что решил предложить своим дочерям заработать на пропитание своей красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай тайно подбросил в окно несчастным мешочки с золотом. На ниспосланные деньги отец удачно выдал дочерей замуж. Так святитель Николай в народном представлении стал устроителем супружеского счастья.   Святая блаженная Ксения Петербургская Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII. После смерти мужа, почившего без покаяния, она раздала все свое имущество бедным и приняла на себя подвиг юродства. Молодую женщину вначале считали сумасшедшей, обижали, но скоро очевидным стал дар прозорливости. Блаженная Ксения предсказала замужество одной бедной девицы. После кончины тело Ксении Петербургской было погребено на Смоленском кладбище. У ее гроба совершалось   много знамений  и чудес, по ее молитвам Господь спас другую девицу от ужасного брака с беглым каторжником. Святая великомученица Параскева Святая великомученица Параскева жила в III веке в Римской империи. Ее семья особо чтила пятницу — день страданий и крестной смерти Иисуса Христа, поэтому для дочери было выбрано имя, которое и означает — «пятница». Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. Она отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям и казнена. На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая  православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. Святые праведные пророк Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя Святые пророк Захария и праведная Елисавета были родителями Иоанна Крестителя. Праведные супруги страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Захария усомнился ангельском предсказании о рождении у его пожилой супруги сына и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она объявила, что назовет младенца Иоанном, спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи.

http://pravmir.ru/svyatye-pokroviteli-ly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010