Сохранившаяся каменная Успенская церковь с пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVII века. У летописца церквей Московской епархии В. И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…» Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…». Параскева Пятница была одной из самых почитаемых святых на Руси. Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли. Память святой Параскевы отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи. Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который, согласно Евангелию, был распят Спаситель, поэтому она и получила свое имя Параскева (Пятница). В гонение римского императора Диоклетиана (III век н.э.) Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам. За свою веру она была обезглавлена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с первыми словами Символа веры. Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIII и XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Максима Земнова. Рисунок Марии Заикиной//Фома. - – ноябрь 2021. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Что такое хризма? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Хризма наверху иконы равноапостольного Константина//Фома. - – ноябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему святая Параскева Пятница на иконах в короне? И почему она — Пятница? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас».Ил.: Великомученица Параскева Пятница, икона конца XIX в.//Фома. - – ноябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает публицист, колумнист Виктор Мараховский . Фото Людмилы Заботиной//Фома. - — ноябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Мне больше всего понравился материал из «культурологической», второй половины журнала — о Брейгеле (с.74)... Сегодня 400-500-летние полотна и образы могут говорить с нами по-настоящему только тогда, когда мы понимаем их язык — поэтому расшифровка и разъяснение того, что было открытой книгой для современников, необходимы жителям XXI века. 2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы посоветовал прочесть текст о предательстве (с.22) … Чувство реального масштаба проблем повседневности и вечности, даваемое подобными материалами, крайне уместно. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я хотел бы прочесть текст о работе, трудоспособности и трудолюбии. В наше время трудолюбие имеет репутацию по меньшей мере сомнительной добродетели... Мне кажется, христианская позиция относительно труда, работы (и зарабатывания) должна звучать сегодня громче. На задней обложк е — обращение к читателям с просьбой поддержать журнал и другие проекты «Фомы». Поддержку можно оказать на сайте Foma.ru или по ссылке в QR-koдe. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Почитание св. мученика в Русской церкви известно уже с XII в. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 г. В день памяти Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами, при Гангаузе в 1714 г. и в 1720 г. при Гренгаме. Великомученик Пантелеимон почитается в Русской церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя – Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении – Пантелеимон, т.е. «всемилостивый», раскрывается из почитания святого как целителя. Мч. Параскева, нареченная Пятницею Память ее празднуется 28 октября/10 ноября Параскева Пятница одна из любимейших русским народом святых. С древности считалась покровительницей полей и скота, поэтому в этот день в храмах освящали приносимые крестьянами плоды, которые потом как святыню хранили весь год. А еще святая Параскева почиталась как врачевательница самых тяжелых телесных и душевных недугов. Ее житие на Руси знали и с малых лет читали детям. Родилась святая в богатой и благочестивой семье. Родители ее особенно почитали день страданий Господних – пятницу и поэтому дочь свою нарекли Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Когда девушка выросла, она решила себя посвятить Богу, дав обет безбрачия и выбрав путь приведения ко Христу язычников. За исповедание православной веры язычники предали святую великим мучениям: привязав к дереву, терзали тело святой мученицы железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей бросили в темницу. Господь не оставил своей рабы, чудесно исцелив ее за ночь. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить святую Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Преподобная Пелагия Память ее празднуется 8/21 октября Это было в середине V века. На собор в городе Антиохии собрались епископы; обсудив важные церковные вопросы, они пожелали услышать поучения блаженного Нонна, святителя Илиопольского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Этот прием позволял иконописцам уплотнить смысловое значение произведений, представить на небольшом иконном поле картину «всеохватности» Божественного домостроительства. Напоминая части монументальных стенных росписей, они, благодаря своей архитектоничности, «собрали» в себе и их литургическое пространство, и их литургическое время. Таким образом, все части изображения становятся зримыми воплощениями мысленных образов богослужебного действия. Так, «Сошествие во ад» из Острова основной своей композицией как будто воспроизводит изображение конхи апсиды, а ее нижний регистр с 11-ю святыми – святительский чин алтаря и росписи нижней части столпов. Частью монументальной стены воспринимается небольшая «Четырехчастная икона», в которой, как и на поверхности фресковой живописи, не совпадают разгранки клейм. Росписью небольшой ниши или аркосолия с деисусным чином над ним кажутся иконы Псковского музея и собрания Н.П. Лихачева. Состав святых на всех рассматриваемых иконах довольно устойчив. Попытки исследователей объяснить их подбор посвящением храмов или патрональными заказами, на наш взгляд, не раскрывают замысла произведений. А поскольку именно он определяет идейную программу всех икон, обусловившую их художественное и иконографическое своеобразие, попытаемся рассмотреть образы представленных здесь святых в едином контексте с центральным изображением. Из пяти интересующих нас икон лишь на одной (ГТГ) отсутствует дополнительный ряд святых. На двух он представлен в виде деисусного чина (Лихачев, Псковский музей), а на других – рядом святых. На «Четырехчастной иконе» под «Сошествием во ад» в отдельном клейме изображены Варвара, Никола и Ульяна; на иконе из Острова в нижнем регистре: мученицы Екатерина, Анастасия, святые Фотий, Никола, Василий Великий , Иоанн Милостивый (?), Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , мученики Никита, Варвара, Параскева. На иконе из собрания Н.П.Лихачева в центре деисусного чина представлен Никола, слева от него – Богоматерь, архангел Михаил, Дмитрий Солунский и Параскева Пятница, справа – великомученик Георгий, архангел Гавриил, Илья, Козьма, Варвара. На аналогичной иконе из Пскова в центре также Никола, слева от него мученики Никита, Козьма, Варвара, святой Власий, архангел Михаил, справа – Варлаам (Хутынский?), мученики Дамиан и Ульяна, святой Нифонт, Параскева Пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой с лучезарным венком на голове. Тропарь: Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергша, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу – жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Преподобномученица Анастасия Римлянина 11 нояб. (29 окт. по церк.кал.) Святая Анастасия Римлянина осиротела в возрасте 3-ех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнилось 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

сподвижник Иоанна Колова, 19 июня.     Паисий пр. углицкий, 6 июня.     Пактовий (сохраняющий жизнь греч.) воин, муч. севастийский, 3 ноября.     Палладий (Паллады, богини мудрости, греч.), преп. сирийский. 28 янв.     Палладий, преп. александрийесий, 27 нояб.     Памва (пастырь всех. сокращ. из παμβωτωρ ­ παμβ греч.), преп., пустынник нитрийский, 18 июля.     Памвон (см. выше: Памво). муч. египетский, 5 июня.     Памфалон (вернее памфилон, из всех родов, разных родов, греч.), муч. хаокидонский, 17 мая.     Памфил (всеми любимый, всех друг, греч.), пресв., муч., 16 февр.     Памфил и Капитон мучч., 12 авг.     Панкратий (всем владеющий, всесильный, греч.) священномуч., еп. тавроменийский, 9 февр. и 9 июля.     Пансофий (всемудрый, греч.), муч. александрийский, 15 янв.     Пантелеимон (всемилостив, греч ), или Пантолеон (везде лев, греч.), безмездный врач, муч. никомидийский, 27 июля.     Панхарий (всем милый греч.), муч. никомидийский, 19 мар.     Папий (папинька, греч ), муч. диррахийский, 7 июля.     Папий, муч. коринфский, 31 янв. и 10 мар.     Папий, в Перге памф., 3 февр.     Папий воин, муч. римский, 7 июня.     Папий или вернее Папа (отец, греч.), муч. ликаонский, 16 марта и 14 сент.     Папила (папинька, греч. от παπας), фиатирский, муч. 13 окт.     Парамон (твердый, постоянный, греч.) и с ним 370 мучч., 29 ноября.     Параскева (приготовдение, пятница, греч.), муч. римская, с сестрою Фотиною самарянынею, 20 марта.     Параскева преподобномученица, 26 июля.     Параскева, великомученица иконийская, 28 окт.     Параскева, преподобная сербская, 14 окт.     Пард (Барс, но точнее Павел) отшельник, 15 дек.     Паригорий (убеждающий, утешающий, греч.), муч. самосатский, 29 янв.     Пармений (твердостоящий, греч.), пресв. вавилонский, муч. кордувский, 30 июля.     Пармен, ап. из 70, 28 июля.     Парод (дорога, выход, греч.), пресв., муч. болгарский, 22 янв.     Парфений (девственник, греч ), еписк. лампсакский, 7 февр.     Пасикрат (вседержащий, греч.), муч. из Доростола, 24 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благодать на нас изливалась преизобильная. Я решилась на большее. – Дэда Параскева, вы же храните кровь старца… – Да, она всегда при мне. Двадцать лет не расстаюсь. И сплю с ней на груди. Мать Параскева достала из потайного кармашка чудесную пробирку с нетленной кровью старца и быстрыми движениями крестообразно помазала каждого из нас. Время пролетело незаметно. Надо было уезжать. И невдомек мне было тогда, что Господь приготовил мне еще не одну необыкновенную и незабываемую встречу. Встреча вторая. Садгери Храм вмч. Георгия в Садгери      Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1 Ин. 4: 16) 26 сентября мои знакомые предложили поехать в Садгери, в монастырь великомученика Георгия Победоносца. Это был день памяти святой царицы-великомученицы Кетеван и, соответственно, день ангела одной из монахинь – матушки Кетеван (Точилашвили). Монастырь располагается высоко в горах, окружен с трех сторон глубоким ущельем, где-то далеко внизу гулко шумит стремительный поток… Мы поставили свечи в храме святого Георгия, вскоре нас пригласили в небольшой храм во имя великомученицы Кетеван. Встретила нас сама матушка Кетеван – довольно молодая, красивая, с глубокими умными глазами. Храм и икона святой Кетеван были украшены цветами. Нино сообщила, что роспись в храме исполнена матушкой. Мы сердечно поздравили именинницу с днем ее ангела, и были приглашены в трапезную. Войдя в нее, потеряли дар речи: перед нами стояли мать Параскева и патара Габриэл – настоятель монастыря Цихисджвари, который мы посетили накануне. Нужно ли объяснять, какая это была радость – встретиться снова? Тем более что у меня оставались еще вопросы к келейнице старца Гавриила. И наш разговор продолжился к великому удовольствию всех присутствовавших, так как старца в Грузии необычайно любят и почитают. Рассказ монахини Параскевы Монахиня Параскева (Ростиашвили), келейница старца Гавриила      – Итак, я начала служить отцу Гавриилу. Божия Матерь, как и обещала, всегда помогала и укрепляла меня. Я неоднократно ощущала Ее помощь. Последнее время жизни старец очень сильно болел. Периодически ему становилось лучше, но потом стало так худо, что пришлось поставить в келье второй топчанчик, чтобы я могла быть при нем неотлучно. Я попросила его быть моим духовником, и он согласился, сказав, что мой духовный наставник всегда наблюдает за мной.

http://pravoslavie.ru/87351.html

– Итак, в руках у мучеников может быть крест, в ранних памятниках – венок. А еще? – Достаточно в позднее время в руках у мучеников и мучениц может изображаться свиток или кодекс, где указывается, за что они пострадали. Мы знаем много икон XVI века, особенно великомученицы Параскева, в руках со свитком, на котором – Символ веры, ведь Параскева пострадала за веру в единого Бога. Вмц. Параскева с житием. XVI в. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» Вмц. Параскева Пятница. Русский Север. Начало XVI в. ГИМ Однако нельзя говорить, что ранее подобного не было совсем. Еще в миланских мозаиках V века мы видим у мучеников книгу с надписями. – Какую роль играет цвет в иконах мучеников? – Какая-то деталь одежды (например, плащ) может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут. В иконографии конкретных святых есть те или иные цвета, которые чаще имеют место быть при изображении этих святых. Иногда цвета могут быть вариативными. Например, нижняя одежда теплых оттенков, а верхняя – холодных. Или наоборот. Чем более почитаемый святой, тем у него складывается более стабильная традиция цвета одежд. – Мы в основном говорили про иконографию мирян. А какие особенности есть в иконографии преподобномучеников и священномучеников? Какая-то деталь одежды может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут – Чаще всего они изображаются в своих одеждах – преподобнических, священнических, в одеяниях святителя, диакона. При этом у них гораздо реже в руках встречается крест как атрибут мученичества. Особенно у святителей и священников. Хотя есть немногочисленные примеры, где это имеет место. А вот сегодня мы в большинстве случаем можем увидеть крест в руках новомучеников. Тем самым подчеркивается факт мученичества. Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Греция, XV (?) в. Монастырь Ватопед Сщмч. Василий Сыпановский. Алешин А.В. Фреска собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Мч. Исавр. Фреска монастыря Водоча. Северная Македония. 1-я пол. XI в.

http://pravoslavie.ru/159636.html

Пушкинские Горы. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:не позже 1880. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Псковская область, пос. Пушкинские горы Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1880. Имелись приделы Спаса Нерукотворного и Александра Невского. Закрыта в 1930-х. Сожжена в 1944 отступающими немецкими войсками. http://svyatayarus.su/church/detail/51682/ Деревянная церковь построена в 1795 году, рядом со Святогорским монастырем. Со временем она обветшала и в 1880 г. прихожанами построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь. Престолов в церкви было вначале два, в документах 1914 года речь идет о трех престолах. Кроме главного престола, в правом приделе был престол в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в левом приделе – святого Благоверного князя Александра Невского. В церкви находились почитаемые народом иконы: Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, и Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского с ликами святых, имена которых носит императорская фамилия. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, построена в связи с церковью. На ней было пять колоколов. Первый колокол весил 55 п. 22 ф., второй – 7 п. 1 ф., третий – 5 п., четвёртый – 1 п. 3 ф. и пятый – 37 ф. Одинаковая надпись была на третьем и четвёртом колоколах: «Вылит в Валдае в заводе купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой». На втором колоколе тоже была надпись: «Сей колокол куплен крестьянином деревни Кошкино», имя и отчество жертвователя не указано. Вне села, на расстоянии 100 саженей, у Казанской церкви, находится кладбище. Крестьянином Слободы Таболенец Федором Лужковым, купеческой вдовой г. Острова Анной Посисьевой, дворянкой Софьей Борисовной Вревской сделаны пожертвования в пользу причта на вечное поминовение их сродников. В приходе церкви были три часовни. Одна находилась на Тимофеевой Горке, вторая – в деревне Лобозы, третья – в деревне Ганьково. Все часовни были деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=44336

По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии . По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия 16 июня 2021 года учреждено Крестовоздвиженское подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в городе Саратове. Матушка Игумения Феодосия назначена настоятельницей Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря. Престол: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 22 августа 2006 г., по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне - Митрополита Симбирского и Новоспасского), протоиерей Сергий Догадин совершил чин положения Антиминса. Здание, в котором освящен Крестовоздвиженский храм - единственная сохранившаяся до наших дней постройка Крестовоздвиженского женского монастыря. Первое упоминание об этой древнейшей женской обители саратовской земли относится ко второй половине 17 века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались. В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В В 1828-1830 годах по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И.Семидетнова. Проект подготовил саратовский архитектор Ю.Н.Терликов. По свидетельству современников, храм «поражал своей грандиозностью и великолепием».

http://sobory.ru/article/?object=14808

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010