Великомученица Параскева Пятница В житии святой великомученицы Параскевы есть детали, над которыми стоит поразмыслить. С теми или иными подробностями во всех рассказах о страданиях святой говорится, что великомученица несколько раз была обречена на верную смерть от нанесенных ей жестоких ран. Однако каждый раз Господь чудесным образом исцелял ее, и она представала перед мучителями совершенно здоровой. При этом явное чудо никак не вразумляло жестоких гонителей, а наоборот, еще больше распаляло их ненависть. И языческие жрецы требовали единственного – умертвить «волшебницу», разрушившую их идолов. Эта история, уходящая корнями в далекий век, всё же и для жизни современных христиан остается актуальной. Речь идет не о гонениях, но о другом факте из жизни великомученицы Параскевы. И сегодня вопрос о соотношении веры и чуда остается открытым. Ведь на самом деле, очень трудно христианину отказаться от права на чудо по вере в своей жизни. Кого-то требовать у Бога сверхъестественного вмешательства побуждают обстоятельства: тяжелая болезнь, бедствие. Кто-то же, руководимый благими целями защиты веры, ищет неопровержимых доказательств истинности Православия: почему Бог не может Своим явным вмешательством раз и навсегда разрешить вопрос об истинной вере? Мы слишком часто обращаемся к Богу с просьбой вмешаться в нашу жизнь. И это обращение не бывает пустым, оно всегда исполнено такой силы искренних ожиданий, что пережить молчание Бога удается не всем. А ведь Господь, и в самом деле, далеко не всегда отвечает на ожидания чуда. Встреча с чудом далеко не всегда оканчивается торжеством веры Чтобы понять, почему так происходит, стоит вспомнить мучителей, некогда стоявших перед святой великомученицей Параскевой. Орудия пыток еще не успели очистить от крови верной последовательницы Христа, а она смиренно, но с чувством особого достоинства предстояла перед судьями совершенно невредимой. Уставшие от истязаний палачи только и могли, что с вопрошающим недоумением смотреть на властителей, жаждущих лицезреть мучительную смерть той, которая, сохраняемая неведомой силой, оставалась невредимой и в огне, и под ударами жестоких орудий. Всё это было более чем достаточным свидетельством истинности веры святой. И даже многие случайные свидетели происходившего уверовали во Христа, только не те, кто судил мученицу. Чудо для них оставалось безмолвным. И это первый факт, который мы не должны забывать: встреча с чудом далеко не всегда оканчивается торжеством веры. Мы склонны преувеличивать значение сверхъестественных явлений силы Божией в нашей жизни, однако Господь знает их границы. Поэтому Евангелие не столь оптимистично в этом отношении. Спаситель говорит однозначно о свидетелях многих Его чудес: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24).

http://pravoslavie.ru/75003.html

Фольклорист А. Ф. Можаровский в сборнике 1903 года «Отголоски старины и народности» отмечал, что часовни с деревянными образами святой Параскевы часто служили миссионерским целям в местах, где православное население соседствовало с иноверческим. Св. Параскева почиталась и среди язычников, и среди представителей традиционно мусульманских народов, считавших пятницу священным днем. Исследователь писал: «Места, где Пятница-льняница находит себе приют, народ наш еще доселе почитает, он ставит при колодцах и перекрестках крест, а чаще столбики с местом наверху для икон, и такие часовенки называет пятницами». Можаровский также указывал, что в этих часовнях-пятницах в «инородческих местностях» ставились грубой работы резные скульптуры Николая Чудотворца или св. Параскевы, украшенные одеждой, поясами, холстами и платками. К «пятницам» и резным иконам ходили молиться чуваши, черемисы, мордва, мещеры и сами русские. Резные изображения святителя Николая или великомученицы Параскевы в начале XX века нередко можно было увидеть в каменных часовнях на торговых площадях разных городов. Как писал Можаровский, такие часовни были в г. Козьмодемьянске, Чебоксарах, в селе Остолопове (Речное) Казанской губернии, Липецке. Однако Церковь ограничивала распространение подобных резных икон. Указом Святейшего Синода 2 июня 1835 года они были запрещены для размещения в храмах на видных местах, поскольку «были изваяны весьма худо без соблюдения правильности и приличия». Из храмов большую их часть переместили в часовни или укрыли в специальных нишах. Обратной стороной большой популярности великомученицы Параскевы стало появление связанных с ней народных суеверий и отождествление христианской святой со сказочным персонажем Пятницей-льняницей. Большое распространение среди грамотных крестьян и мещан в XIX веке имела «отреченная» (ложная) апокрифическая книга «Сказание о двенадцати пятницах». Согласно этому сочинению, христианский книжник Ельферий узнал от иудея-философа о существовании утерянного свитка одного из апостолов с учением о двенадцати пятницах. Этот день недели в утраченном свитке приобретал особое мистическое значение в истории человечества: якобы именно в пятницу Адам был изгнан из рая, Каин убил Авеля, разрушен Содом и Гоморра, халдеи захватили Иерусалим, на Египет были посланы «десять казней», был обезглавлен Иоанн Предтеча, Моисей разделил жезлом море … В Царство Небесное мог попасть тот, кто в течение года соблюдал особые двенадцать пятниц, то есть в определенные дни молился, вкушал только хлеб и воду, творил милостыню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

в Константинополе, а ещё более – в Афинах), что он и призван и может и должен вести за собою всё христианство , идя впереди всех со своим византийским знаменем. Третье Святилище, обращённое в мечеть, зовомое теперь: Эски-Джума (старая Пятница или Параскева) нам не удалось видеть. Оно было заперто, и некому было отворить его. Itinéraire уверяет, что оно стоит на месте языческого храма Венеры. Ему ведать про то. От прежнего знакомства моего с ним осталось в памяти, что там нет никакого явного следа существовавшей в нём церкви. Два ряда прекрасных колонн его из зелёного мрамора столько же могут принадлежать христианской церкви, сколько и языческому храму. Весьма ощутительная сырость в нём могла бы наводить на мысль что и тут, как в Ротонде, могла быть когда-то Общественная баня (ферма). Мы подошли к великой и преславной церкви – мечети Св. Великомученика Димитрия. Прекрасный и величественный алтарь её, прежде всего открывающийся с улицы, пленяет взор своими высокими окнами, разделёнными каждое посередине колонною. Он принадлежит лучшей эпохе византийского искусства, и стоил бы того, чтобы стоять, не загораживаясь ничем, на открытой площади – обстоятельство, почти неведомое Востоку, где, как мы уже не раз замечали, всё скучено, исковеркано, и всё мешает одно другому. Внутренность бывшего святилища христианского на каждом шагу представляет смесь красоты с безобразием, красота – в архитектуре и в дорогом материале, безобразие – в запущенности всего, что видит глаз и в неумении поддержать его. О самой гробнице Великомученика уже не говорим. Кстати, её можно рассматривать только при огне. Да, к тому же она и не составляет одного целого с храмом. Как уже это вышло, не знаем. Может быть в тесном приделе, вмещающем её, можно ещё отыскивать следы первобытной малой молельни, воздвигнутой вскоре по кончине Мученика потаенными чтителями его, и не тронутый боголюбивым проконсулом Иллирика Леонтием. Каких издержек требовала такая громадная постройка? Древние были, кажется, не только набожнее, но и богаче нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

30) Пятница-Берендеево, на р. Истре, в 22 вер. от Воскресенска, с двумя каменными церквами: 1) во имя Св. Троицы, построенная в 1771 г., 2) во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, построенная в 1807 году. Берендеева слобода, бывшая близ нынешнего села на горе Верзневе, упоминается с XIV века, Берендеев же Пятницкий монастырь, бывший (до 1764 г.) на месте, где стоят нынешние церкви, основан во второй половине XV столетия Рябчиковыми; разорен в литовское нашествие в 1610 г., восстановлен в 1629 г. В Писц. книге Дмитровского уезда Берендеева стана 1627 г. монастырь сей описан следующим образом: «Монастырь великого Чудотворца Николы и святые великомученицы Парасковеи нареченные Пятницы, что в Берендееве, на реке Истре; а на монастыре церковь Николы Чудотворца древяна на каменное дело, да вверху придел Похвалы Пречистые Богородицы; а в церкви Николы Чудотворца Божие милосердие, деисус и двери царские, образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, а придел Похвалы Пречистые Богородицы стоит без пения, да церковь святые великомученицы Парасковеи нареченные Пятницы древяна клетцки, стоит без пения, ветха, обалялась, а на монастыре келлия игумена Ионы с братиею»... В 1679 году, при царе Феодоре Алексеевиче, Берендеев Пятницкий монастырь приписан к Воскресенскому монастырю. В 1711 г. вотчины Берендеевского монастыря отписаны в дворцовое ведомство и доходы с них определены на содержание двора вдовствующей царицы Параскевы Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевич а, при чем мужеский монастырь в Берендееве закрыт, а вместо его открыт женский – в селе Ильинском на Котыше (ныне село Клинского уезда). В 1732 г., по указу императрицы Анны Иоанновны, Берендеев монастырь восстановлен и с вотчинами снова приписан к Воскресенскому монастырю, за коим и оставался до 1764 года. Ныне при церквах села Берендеева два причта, в селе еженедельно по пятницам бывают торжки, ибо село это продолжает служить торговым центром для окрестного населения, которое тянет к нему по старине, как к центру древней Дмитровской Берендеевой волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Рассказывает игумен Венедикт и о некоторых других греческих святых. Это святой великомученик Димитрий Солунский, бывший проконсулом Фессалоникийской области, проповедовавший христианство вместо того, чтобы согласно воле императора истреблять его последователей. Это святитель Григорий Палама, в тридцатые годы XIV века бывший игуменом Есфигменского монастыря на Афоне. Это Патриарх Григорий V, убиенный турками в 1821 году за поддержку, которую он оказывал греческим патриотам, мученица Параскева Пятница, всегда особенно почитавшаяся в России, один из самых известных греческих святых XX века святитель Нектарий Эгинский и исповедник Иоанн Русский, чьи мощи покоятся на острове Эвбея. Очень интересна глава, посвященная особенностям богослужений в Греческой Православной Церкви, многие из которых могут показаться русскому богомольцу необычными. Например, то, что исповедь в греческих храмах совершается не перед литургией и не во время богослужения, а в другое время, о котором можно узнать из объявлений, вывешенных в каждом храме или монастыре. Помимо литургий святых Иоанна Златоустого и Василия Великого, в Греческой Церкви один-два раз в год совершается Божественная литургия святого Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. «Советуем не пропустить этой редкой возможности прикоснуться к молитвенному миру века апостольского, – пишет игумен Венедикт. – Вспомним только один молитвенный призыв этой Литургии: “Помяни, Господи, и Матерь Твою”. А ведь при этой литургии Она явно могла присутствовать». Второй раздел, подготовленный для книги игуменом Венедиктом (Кантерсом), называется «Святая Гора Афон». В нем рассказывается об истории Святой Горы и современной жизни двадцати афонских монастырей, среди которых один является русским, один болгарским, один – сербским, а все остальные принадлежат грекам. Особое внимание автор уделяет русскому монастырю во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Нужно сказать, что стиль игумена Венедикта далек от научного. Он очень тепло беседует с читателем, и нельзя не почувствовать, что его рассказ о святых местах Греции во многом основан на личных паломнических впечатлениях. Написанные игуменом Венедиктом разделы, открывающие и завершающие книгу, превращают ее из путеводителя в произведение, по своим жанровым особенностям отчасти приближающееся к путешествию. Неслучайно первая глава книги так и называется – «Приглашение к путешествию».

http://pravoslavie.ru/11724.html

Георгий. Икона мозаичная. XII в. Монастырь Ксенофонт. Афон Мученики в православной иконописи не изображаются и с атрибутами своих мучений, ибо для Церкви важно не то, как и чем их пытали, а то, за что они пострадали. Здесь следует отметить, что и изображения мучений встречаются на иконах святых исключительно редко (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Когда же они изображаются, то помещаются в так называемых клеймах на бортах иконы святого в качестве второстепенного, добавочного элемента. Другими словами, в иконе, как и в службе святому, центр тяжести всегда лежит не на мучительности и тяготе подвига, а на радости и мире, которые являются его плодами. Усекновение главы Иоанна Крестителя. XVII в. Строгановская школа. Музей икон. Реклинхаузен (Германия) Мучение св. Параскевы огнем. Клеймо c иконы Мученица Параскева Пятница житием. Россия. XVI в. Псковский музей-заповедник В иконах свт. Василия Великого и св. великомученика Георгия особенное внимание привлекают лики как своим внутренним содержанием, так и манерой исполнения. Так же как и фигуры святых, они написаны с крайней непосредственностью и точностью. Зеленоватый с коричневым оттенком санкир (основной тон) положен легко и прозрачно. Местами сквозь него просвечивает белый фон доски, создавая игру теней и придавая им глубину и прозрачность. На этот довольно темный санкир свободной плотной плавью положены последовательно два высветления: первое – из желтой охры с красной, второе – из желтой охры с белилами. Обработка формы завершается сильными, смело и точно положенными оживками. Они сделаны чистыми белилами и положены так, что выравнивают и закрывают неровные края плави. Темные волосы св. Георгия высветлены золотистой охрой; у свт. Василия они, как и его борода, лежат сплошным пятном, разбитым несколькими штрихами более темной краски. Вообще, техника отличается простотой, уверенностью и силой и напоминает технику фрески. Она несколько грубоватая, но сильная и точная, с большим живописным размахом. В ликах святых нет суровости. Они притягивают каким-то «неподвижным» покоем, и в то же время трудно определить, чем больше передано движение вперед – телом ли, молебно простертыми руками или глазами. Лики и глаза святых, т. е. то, что выражает высшее средоточие духовной жизни человека, показывают полную власть духа над телом, особенно свойственную русской иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Необходимо глубокое проникновение в суть подвига святой, чтобы дать представление, как это сделано на нашей иконе, о его смысле и о характере самой мученицы. Отмеченная характерная черта святой выражена здесь с большой силой не только внешними атрибутами, но и всем ее обликом. Жест, которым она держит в поднятой руке крест, сосредоточенно-строгое выражение лика передают то дерзновение и непоколебимость, с которыми она проповедовала и переносила мучения. Спокойствием и твердой верой, которых не могли сломить ни пытки, ни меч, веет от лика и всей фигуры св. Параскевы. Это типичная икона мученицы-исповедницы, т. е. человека, завершившего свою жизнь подвигом свидетельства об Истине, запечатленном кровью. Святая изображена в традиционном красном плаще, символе мученичества, и глубоком темно-синем исподе. В правой руке она держит непременный атрибут мученичества, оружие своей победы – крест, знак последования страданиям Христовым, в левой –развернутый свиток, на котором написан Символ веры . Это является выражением в слове и образе той истины, за которую она пострадала. На голове ее, поверх спадающего белого плата, символа девства, надета украшенная камнями патрицианская диадема. Два ангела, один в красном плаще, другой в темно-синем, держат над ее головой золотую корону – венец мученичества, ответ на ее свидетельство свидетельства Христа. «Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель» 233 . Простые и сильные краски еще больше подчеркивают и усиливают внутреннее содержание образа. Характерная для XVI в. тонкая разделка плаща и испода, сделанная здесь чистыми белилами, несколько приглушает звучность красного цвета, но хорошо соединяет его с белыми, оттенка слоновой кости, платом и свитком. Эти краски, вместе с золотом и золотистыми, темной охры, ликом и фоном, создают сильную и спокойную гамму. Св. Параскева Пятница. Вторая половина XVI в. Частная коллекция. Париж Святой великомученик Георгий Победоносец или чудо святого Георгия о змие Святой Георгий (γεοργς – земледелец) почитается как «пленных освободитель и нищих защититель» 234 , а также как покровитель земледелия, стад и пастухов, которым он, по преданию, при жизни и после смерти оказывал помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В 1981 году покинул отряд космонавтов, но продолжил работать в Центре подготовки полетов космонавтов. Автор 16 научных работ. С 1988 года в отставке. Борис Ефимович Немцов (9 октября 1959 – 27 февраля 2015) Российский политик, государственный деятель, бизнесмен, квантовый физик. Родился в Сочи. Окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета. Изучал проблемы физики плазмы, акустики и гидродинамики. Изобрел акустический лазер. Автор 60 работ по квантовой физике. Расцвет его карьеры пришелся на эпоху Ельцина. В 1990 году Немцов избран народным депутатом РСФСР, доверенным лицом Ельцина по Горьковской области, участвовал в подготовке президентских выборов. До 1994 года являлся полномочным представителем президента РФ. В 1995 году – губернатор Нижегородской области. Весной 1996 года выдвинут на пост президента России, но, оценив шансы, от участия отказался. В 1997 году назначен зампредседателя Правительства России, занимал должность министра топлива и энергетики. Член Совета безопасности. В сферу его деятельности входило курирование ЖКХ, вопросов строительства, контроль антимонопольной политики. Весной 1998 года назначен зампредседателя Правительства, курировал финансовый и социально-экономический блок. После дефолта августа 1998 года подал в отставку. Возглавил политическое движение «Россия Молодая». В 2004 году поддержал «Оранжевую революцию» на Украине и стал внештатным советником Виктора Ющенко. В декабре 2007 года планировал участвовать в президентской гонке от СПС, но снял кандидатуру в пользу Касьянова. В 2012 году стал сопредседателем партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» (РПР-ПАРНАС). Александр Михайлович Соколов (1 октября 1960 – 27 февраля 2015) Иконописец, преподаватель иконописи, автор чудотворного списка иконы «Неупиваемая чаша». Выпускник МХШ при Академии художеств. Окончил отделение реставрации Московского высшего художественно-промышленного училища им. Строганова. Еще в школе пришел в Церковь, крестился. В 1980-е годы начал писать иконы. В 1993 году по благословению архимандрита Иосафа стал автором чудотворного списка иконы «Неупиваемая чаша» для Серпуховского Высоцкого монастыря. Написал иконы новомучеников для алтаря одного из приделов храма Казанской иконы Божией матери в селе Пучково. Восстанавливал Свято-Данилов монастырь. Участвовал в росписи храмов великомученицы Параскевы в селе Пятница Владимирской области, Св. Иоанна Богослова в Москве, деревянного храма в японском городе Сукава, а также храмов в США и Польше. Аркадий Лазаревич Кушлянский (3 ноября 1924 – 28 февраля 2015)

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Храм великомученицы Параскевы (Благодатное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм великомученицы Параскевы в селе Благодатное возведен в 2007-2017 годах. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Содержание История [ править править код ] Деревня Благодатное была основана в 1780 году у реки Терешки к западу от Казанского почтового тракта из Вольска через Хвалынск в Сызрань. Она входила в состав новообразованного Хвалынского уезда Саратовской губернии и принадлежала дворянскому роду Давыдовых. В 1839 году в селе на средства генерал-майора К. Ф. Остина была построена первая церковь, деревянная, холодная, с престолом во имя святой великомученицы Параскевы. Вместо сгоревшей старой церкви в 1901 году была построена новая деревянная церковь великомученицы Параскавы с колокольней. В начале 1930-х годов церковь великомученицы Параскевы была закрыта, в 1936 году разобрана на стройматериалы. Жители села обратились в Саратовскую епархию с прошением об открытии православного прихода в селе. В 2006 году в село был направлен священнослужитель для организации приходской жизни. В 2007 году было начато строительство нового храма. 4 января 2017 года благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко в сослужении духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма. В этот же день состоялось освящение колоколов для звонницы строящегося храма. 7 октября 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения и первую Божественную литургию в новопостроенном храме. Престольные праздники [ править править код ] Параскева Пятница, великомученица - 10 ноября Контакты [ править править код ] Адрес: 412753, Саратовская область, Хвалынский район, село Благодатное, улица Центральная, дом 117а Как добраться: поездом от Саратова до станции Возрождение, от станции Возрождение автобусом до села Благодатное. Расстояние от Саратова до села Благодатное — 260 км. Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по воскресным дням и Великим праздникам: Литургия — в 08:30, накануне вечернее богослужение — в 16:00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь села Ильинского в Лугах /// Объект утрачен Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1796 году на средства крестьянина Матвея Дмитриевича Пчелина. Престолов было шесть: во имя Пророка Илии; во имя великомученика Димитрия Солунского; во имя великомученицы Параскевы, именуемой «Пятница»; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя святителя Димитрия,митрополита Ростовского. Зданием церковь каменная,с такой же колокольнею и оградою, двухэтажная, крепка, приходская. Стенопись холодного верхнего храма была выполнена масляными красками в древнерусском стиле в 1810 году большесольским иконописцем Семеном Николаевичем Казаковым. В 1837 году он же с сыном Никанором расписали нижний храм в ампирных традициях и его двухпридельную трапезную. На территории прихода были: церковно-приходская школа, приходское попечительство и общество трезвости. Церковно-приходская школа была открыта в селе Ильинское в Лугах в 1884 году и являлась на тот момент первой из подобных учебных учреждений в Ярославской губернии. Прихожанин Ильинской церкви, крестьянин Иван Михайлович Шуршин отдал под школу новый дом и взял на себя обязательство содержать школу и учителя. Первым учителем был молодой священник Александр Александрович Хрусталев, являвшийся талантливым педагогом, художником и замечательным музыкантом. Стараниями отца Александра был создан церковный хор, ставший известным не только в округе, но и по всей губернии. Со слов старожилов, храм был закрыт в 1937 году, а с 1941 по 1945 гг. в нем размещалась ремонтная мастерская. В 1945 году храм был разобран на кирпич для строительства фермы. Книга: " Тщанием прихожан построены " . 2016 год Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61794

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010