(Славянская форма слова – аллилуия есть форма греческая – λληλοα; собственная еврейская форма есть: галелуия или с полугласным е гальлуия. Слово значит: хвалите, славьте Бога; сложено из двух слов: галелу или гальлу – хвалите, славьте, от галал – хвалить, славить, и Ия (Jah), что есть сокращение слова Иегова – Бог) 928 . У евреев песнь аллилуия была песней радости и тор­жества, почему возглашалась преимущественно в праздник пасхи (псалмы 113–118, имеющие в своем надписании: аллилуия, были петы в праздник пасхи; принимают, что Спаситель по совершении пред своим страданием ветхозаветной пасхи и новозаветной тайной вечери пошел с учениками на гору Елеонскую, «воспевше», – Мф.26:30 , Мк.14:26 , именно песнь аллилуия). В —198— западной или римской христианской церкви песнь аллилуия сохранила свое еврейское значение песни радости и тор­жества; почему там вошло в обычай не возглашать ее в продолжение великого поста и на литургиях заупокой­ных с другими заупокойными службами (а возглашать усиленно в день пасхи и в продолжение пятидесятницы) 929 . Напротив, в церкви восточной, греческой, песнь алли­луия получила значение по преимуществу песни умилости­вительной и покаянной, имеющей напоминать о втором пришествии Господнем для суда праведных и грешных и о том, что грешники должны стараться избегнуть осу­ждения посредством покаяния 930 ; почему в греческой церкви она поется в продолжение всего года, но преиму­щественно в великом посте, а также на службах за­упокойных. —199— Относительно двух спорных между нами и старообряд­цами способов возглашения песни аллилуия – троения и двоения до недавнего времени у нас было принимаемо, что всегдашне-единственным, начиная с древнего времени, способом возглашения песни у греков было троение, а что двоение есть произвольная новизна, или наша русская или же сербская. Но по новейшим археологическим све­дениям оказывается, что это не так, а именно – что и двоение есть такая же древность у греков, как и трое­ние, и что оба способа возглашения песни находились у них в совместном или одинаковом употреблении до позднейших времен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Марк Захаров: Такие ужасы есть, как например, чтобы вам сказать: «Хотите вечную жизнь?» Вы будете всегда жить, но это страшное, наверное, наказание, которое мы можем только придумать. Ничего более страшного не может быть, если любое желание выполняется. С похожими обстоятельствами, кстати, сталкиваются у нас и за рубежом некоторые богатые обеспеченные люди, когда подрастают дети, которые не знают цену одежде, еде, не понимают. И тут происходят иногда очень неприятные события с детьми из таких обеспеченных семей. Тут надо проявлять родителям какую-то особую сноровку, особый родительский талант, особое внимание и заботу о воспитании. Дмитрий Дибров: Марк Захаров, 79 лет, народный артист СССР, руководитель театра «Ленком». Кстати, его дочь добилась исполнения своего желания стать актрисой. Прот. Алексий Уминский: Кстати, он сказал интересные вещи. «Жить вечно — сказал он — кто же захочет». Интересно — смотря где, смотря как жить вечно. А любить вечно хотите? Дмитрий Дибров: Да. Прот. Алексий Уминский: Спросите Марка Захарова. Александр Карлов: Смотря, что вкладывать. Прот. Алексий Уминский: Вкладывать, по крайней мере, наш опыт любви, а любить по- настоящему вечно, хотите? А жить в свете свободы и радости, окруженные любовью и теплом, хотите? Конечно, жить здесь вечно, фактически в аду, практически встречающемуся на каждом шагу, кошмар. Александр Карлов: Давайте тогда разберемся, что такое ад и что такое рай? Прот. Алексий Уминский: Давайте разберемся. Александр Карлов: Нам раньше геенну огненную рисовали, вроде как верили. Прот. Алексий Уминский: Если рай — это языковский санаторий, то не дай Бог. Александр Карлов: Где все это расположено? Прот. Алексий Уминский: Сначала здесь, прежде всего. Начинается все здесь. Когда Христа спросили: скоро придет Царство небесное, где это Царство Небесное? Он говорит: Царство Небесное внутри вас». И вот все начинается здесь. Когда человек, и это связано, в том числе, с целью поста, чтобы вот здесь, наконец то, что-то такое, Царство Небесное в тебе родилось. Царство Небесное — это такое слово, которое уже навязчиво звучит. Мы привыкли уже к такой идиоме и не представляем, что такое Царство Небесное. Где это? На облаках, в каком-то космосе где-нибудь? Конечно, мы понимаем, что это не имеет своего географического расположения, Царство Небесное. На ракете туда не долетишь.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Жизнь порочная называется также путём, но гладким (ровным, удобопроходимым), ведущим многих к погибели, потому что порок уловляет гладкостью удовольствия (τ λειω τς δονς). Под гладкостью этого пути (τ λεον τς δο) разумеется увлекательная сладость удовольствий; следовательно, τ λεον τν δονν в переносном смысле означает сладость неразумных удовольствий (Диадох, гл. 7: δτης τν λγων δονν). Бл. Диадох говорит, что демоны обольщают подвижника через телесные чувства, охотно увлекающиеся τ λε τν δονν. Об Антонии Великом св. Афанасий заключает, что «враг» представлял названному подвижнику τ λεον τς δονς (Μ. XXVI, 848 С.). В гл. 82 бл. Диадох пишет: должно соразмерно истончать тело, чтобы μ – λισϑαν νος ες τ λεον τν δονν. Григорий Нисский порицает людей δι το λεον τς δονς λισϑσαντες в бездну ада (De pauperibus amandis. M. XLVI, 485 В.). Таким образом, выражение τ λεον τν δονν и содержащаяся в нём мысль церковными писателями применялись к нравственно-подвижнической жизни и раньше бл. Диадоха. Глава 80. Κεφ. π´ τι ο λγοντες μο εναι ν μν τν τε χριν κα τν μαρταν, ς ξω τν γων (Γραφν) φρονοντες, λγχονται О том, что утверждающие, что в нас вместе пребывают и благодать и грех, обличаются, как мыслящие вне Священных Писаний Говорящие, что «в сердцах верующих вместе пребывают два лица – благодати и греха», желают основывать своё предположение на том, что сказал Евангелист и свет во тьме светит и тьма не объяла его 1629 , утверждая, что «божественная светлость никоим образом не оскверняется сопребыванием лукавого, хотя бы и каким бы то ни было образом божественный свет приблизился в душе ко тьме демона». Но они, мыслящие вне Священных Писаний, самим евангельским речением обличаются. Ибо так как Слово Божие, свет истинный 1630 , удостоило явиться своей твари во плоти, по безмерному человеколюбию возжёгши в нас свет своего святого знания, мудрование же мирское не объяло совета Божия, т. е. не познало, потому что мудрование плотское вражда на Бога 1631 : то ради сего Богослов употребил таковое речение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Впрочем, меня уклали, я уснул и окреп. Кажется, ту женщину зовут Марья Платоновна. От Амвросия Вас. я отправился домой с батюшкою и сестрою Марьей, которая тут гостила доселе. При расставании я горько плакал и сам не знаю, о чём. Мне видно было, что Амвр. не будет хорошо жить с сестрою (это скоро и оправдалось). И нас он принял довольно холодно. Но, кажется, при наполненной видными парами голове и малые досады делаются большими. Я плакал от досад. Тут я видел два ужасных зрелища: 1) один мужик опился. Мы ходили смотреть. Лежит черный, как котел. Дочь замужняя упала, подходя к нему, и начала беситься. 2) Женщину секли кнутом, за покушение отравить пасынка. Женщина лет 30; ей дано только 3 удара, однако она к вечеру умерла. Ужасная сцена! от первого удара у неё подкатился весь живот к груди; два последние удара были, уже так сказать, по животу. Каждый раз в ту ж минуту багровел и делался черным. Ужасная сцена! Этот мой Амвр. Вас., прожив в селе Мячкове немного побольше года, в Великом посте приехал ко мне, умолял меня, чтоб я согласился на выход его из сего села, для перехода в другое, по его речам, несравненно лучшее село. Сколь ни странно показалось мне его желание, сколь я его не убеждал оставить такие затеи, грозя и гневом Божиим и прогневанием Митрополита (ибо, что можно было представить в резон для перехода из прежнего прекрасного села?): Амвросий только просил, чтоб я написал от него просьбу Митрополиту. Я написал и не в форме бумаги, а в виде письма. Оно написано с чувством и видно сильно. Помню, в оправдание малодушия просителя, я воспользовался тем, что Св. Григорий Богослов отказался от Архиерейства в плохом городе Куманах, куда его хотел произвести св. Василий Великий . Паче чаяния, —552— наша просьба возымела действие. Отказано 30-ти; Амвросию дано просимое место, где он и находится до ныне. Но его Бог посетил великими скорбями на сем месте, без сомнения, в наказание за его строптивость, гордость и маловерие (по крайней мере, я так думаю). Первая беда: открылись жестокие сомнения в рассуждении верности его к жене.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Добродетельные деяния самого епископа Раббулы, в которых выражалось постоянное его поведение Итак, во всякое время он ясно подвизался в великом посте, хотя и его терпение было совершенным постом. Ибо он не только совсем не давал места послаблению в своей душе, чтобы пользоваться разными кушаниями, но и во время вкушения пищи он не обращал внимания на силу голода, чтобы не насытиться. Ибо до его желудка достигали хлеб в количестве трех унций вместе с неизысканною пустою похлебкою, тогда как он воздерживался и от масла и от вина Ведь с того дня, как на нем было нареченно имя Христово, (421) ничем он не побуждался повиноваться тому, чтобы утолить свой голод. Он ведь постоянно терпеливо вел войну со всеми нашими похотями, и.— во всякое время он был высок и еще более возвышался победами над этими слабыми страданиями, укрощающими сильных, находясь в суровом подчинении нужде, которая выше их. Ибо для каждого человека пост имеет укрощающее значение, когда он чужд гордости, и он сам по себе приучался к умеренности в пище. Ибо многочисленные приношения различных снедей, которые делались ему многими в той уверенности, что он воспользуется ими, он, соглашаясь В " , принять их, отсылал их больным и слабым в странноприимнице и тем, которые подвизались в болезнях в отдаленном отшельническом монастыре. Вся же незначительная наличность (для) его жалкой трапезы состояла в следующем: в стеклянной тарелке и глиняной чашке с деревянною ложкою. Тому же самому он научал, сообразно их силе, и живущих в его доме, чтобы они воплотили в себе подобие его добродетелей. И они по воле своей старались (об этом), ибо в постоянных бдениях с псалмами и молитвами они проводили большую часть ночей вместе с ним самим, тогда как все дни они трудились в делах, [помогая] обиженным, и в чтении пред ним. Они ежедневно постились с ним, для них достаточно было в качестве двух блюд употребление бобов и зелени. (422) Этому соответствовал и бледный (цвет), которым они вместе с ним украшали и свои лица, так чтобы он (цвет) видом своим свидетельствовал об образе их жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3825...

ум, как начальствующий, а под «лицом» – воображение, в котором сосредоточиваются впечатления, проистекающия от чувств, – и нам, если мы правильно совершаем пост, следует помазать голову елеем, т.е. наш ум сделать милостивым, а наше лицо, т.е. воображение, омыть от постыдных и нечистых помыслов, а также от гнева и от всего дурного». Во время поста враг спасения нашего часто воспламеняет нас гневом на ближнего и этим сводит на нет все наши труды. Об этом так говорит Святитель: «Имеется, братие, и иного рода пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но – от гнева на ближнего и ненависти, и злопамятства, и проистекающих от них зол... Вот, такого рода пьянство, проистекающее от ненависти и вызывающее отвращение от нас Бога, диавол пытается вызвать в молящихся и постящихся и влагает в их память провинности, которыми кто их обидел, и доводами подвигает их к злопамятству и обостряет их язык к злословию, делая их таковыми, как Давид описывает человека, молящегося в злобе, говоря: «Неправду умысли весь день, язык свой яко бритву изостри» ( Пс.51:4 ). Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели бы против кого-нибудь, простим и будем полны любви, более того – следящими друг за другом ради побуждения к любви и добрым делам и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, – дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, и чтобы на основании его наши прощения были благоприемлемы Богом, так чтобы, по благодати, подобающим образом и «Отцем» Его именовать и возмочь говорить Ему со дерзновением: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф.6:12 ). Но пост не такого рода и не таким образом совершаемый – более родствен злым ангелам: потому что им свойственны неядение, связанное с гневом и ненавистью, и высокомерие и противление Богу, – и мы, будучи рабами и служителями Добра, противостоим им». Но поскольку любовь по отношению к нашим ближним не может ограничиваться лишь словами, то Святитель призывает к обильному творению милостыни во время поста: сказав, что тот, кто оказывает сострадание бедным, спасется, он затем прибавляет: «Приобретем добродетель милосердия; дадим от себя доказательство любви нашей к брату и преданности общему Отцу и Владыке; и более благоприятного времени для этого, чем время нынешних постных дней, никто не нашел бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

— И последний вопрос накануне праздника Торжества Православия. Ваши поздравления всем верующим, и что будет объединять нас всех вокруг этого праздника? — На это нам любовь. Бог возлюбил мир, послал Сына Единородного и дал  нам все средства и возможности, чтоб мы творили добро и любили ближнего, как самого себя. Потому что без этой любви, без этого взаимопонимания, без этого терпения друг друга не бывает добра с делом. — Спасибо Вам, Ваше Блаженство, спасибо за Ваши ответы. Я думаю и верю, что многие люди, которые увидят сегодня Вас на экранах, будут уверены, что руль их церковного корабля по-прежнему в надежных руках, что мудрость, сила, вера, молитвы будут той путеводной звездой, за которой пойдут тысячи людей, верю, что она приведет их ко спасению. Здоровья Вам и поскорее возвращайтесь ко всем нам! — Спасибо Вам. Помогай Вам всем Бог! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 марта, 2022 16 марта, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 13 апреля, 2022 16 марта, 2022 16 марта, 2022 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

Естественно прибавить к сказанному, что, чтобы церковно-приходские попечительства были в силах действовать плодотворно и благоуспешно и достигать желаемой цели, нужно придать им большее значение в глазах прихожан, расширить их компетентность особенно в благотворительности общественной, нужно урегулировать их. Тогда и другие общества, как напр. общества трезвости, в настоящее время открывающиеся с целью противодействия развивающемуся злу, в связи с попечительствами, получат большую силу и значение. Попечительства, понятно, имеют и должны иметь большую силу в сравнении с обществами трезвости, так как они обнимают собою не один класс простого народа, который главным образом имеют в виду те общества (трезвости), а обнимают все классы, составляющие церковно-приходскую общину. И будет величайшей заслугой и полезнейшим делом, если в противодействии злу и уменьшении его примет участие и интеллигентное общество, и покажет собою пример воздержания; тогда легче и успешнее можно будет действовать и в среде простого народа, и проводить в его сознание добрые нравственные начала, как существенные жизненные основы. По поводу зрелищных представлений и разных мирских увеселений в Великом посте Каждый человек, по требованию самого существа своего, входит в те или другие соотношения с обществом и есть член общества, имеющего свои задачи, свои цели, жизненные особенности; и чем шире развита жизнь общественная, тем шире заявления ее и потребности. И все, доброе или худое, допускаемое и испытываемое частным лицом, так или иначе отзывается на общественном организме. Живя жизнью общественной, каждый, естественно, подчиняется тем или другим условиям. Но смотря по тому, каковы эти условия по своему качеству, по своим задачам, должно относиться к ним обдуманно, сознательно, так как человек, как разумно-свободное существо, обладает свободою выбора, и должен избирать то, что полезно для него и для общества, и отвергать то, что вредно. Всякому понятно, что полезно, напр., стремиться к возвышению нравственному и охранять то, что ведет к этому, ибо благочестие на все полезно есть, как жизненная основа, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ) и апостол убеждает христиан достойно ходити звания, в неже звани бысте ( Еф.4:1 ); полезно стремиться и к довольству материальному в благочестии, как необходимому жизненному условию и как требованию обязанности благотворительности и взаимопомощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Смысл такого домашнего свитка не в том, чтобы сделать и на стенку повесить, а в том, чтобы он стал поводом для разговора и призывом к молитве. Что нужно человеку для праведной жизни? Просим у Господа. В чем нет для нас никакой пользы, от чего просим Господа нас избавить? Просим от всего сердца, колени преклоняем. Можно написать эту молитву на церковно-славянском, а можно, если в доме маленькие дети, написать в переводе на русский язык, как это предлагает София Куломзина : «Господи, помоги мне не быть ленивым, не повелевать, не властвовать над другими, не болтать попусту (Поклон). Дай мне быть чистым в мыслях, не хвастаться, быть терпеливым и любить других (Поклон). Господи, помогай мне видеть мои плохие поступки и никого не осуждать (Поклон)». Можно вместе сделать для детей Календарь поста, на котором наглядно показывается весь путь, который мы должны пройти к Светлому Христову Воскресению. Известна русская загадка о Великом посте: «Протянулся мост на семь верст, впереди моста – золотая верста». Этот образ может быть использован в календаре: мост на семи сваях, как дорога с одного берега на другой. Каждую неделю будем вместе с детьми передвигать по мосту фигурку путника или путников (эти путники – мы, наша семья, шагающая дорогой Великого поста к Светлой Пасхе). Мост – на семи сваях, по числу недель поста. Берег за спиной – заснеженный, там масленичный костер догорает… Другой, к которому идем – весенний, на нем ждет нас храм, дверцы которого могут открываться. А за ними – знакомые детям вестники  Пасхи  – сияющие буквы ХВ – Христос воскрес, красные свечи в куличе и пасочке, крашенки на блюде. За оконцем колоколенки – маленький колокол. Можно потрогать. Но звонить пока еще нельзя. Не пришло время. Придет Пасха – зазвонят по всей земле колокола, понесут весть во все концы праздничным перезвоном: «Хрис-тос вос-крес! Во-истину вос-крес!» Из разговоров детей у календаря Великого поста в Семейном центре «Рождество»: – О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «Господи, помилуй», помнишь?… а тут, гляди – птица из клетки вылетает.

http://pravmir.ru/chistyj-ponedelnik-s-d...

Звон в один колокол, а затем и во все колокола бывает в известные дни года красный (тип. последование среды 5 седмицы вечера), а в другие – косный (тип. понедельник 1-й седмицы св. Четыредесятницы ). Красный звон это тот, который совершается пред утренним, дневным и вечерним богослужением в праздничные и простые дни всего года, великого поста. Красным называется он потому, что удары в один колокол и во вся совершаются чаще, и частые звуки возбуждают в душе красное, т.е. светлое и радостное настроение. На тоже указываешь и наименование благовест. В противоположность этому звон во дни великого поста положено производить косно, т.е. медленно для возбуждения грусти, сокрушения о грехах, к чему побуждает нас великопостное богослужение. Совершать звон красно нужно таким образом: ударив в колокол первые три раза редко, с промежутками в 10 секунд, а потом нужно ударять через каждые 2–3 секунды. Там, где колокол очень большой и благовест производится в оба края, промежутки ударами определяются движением языка, приблизительно они будут 1–2 секунды. Медленный, косный звон в великом посте должен производиться с промежутками между ударами языка в 10–15 секунд, когда звук колокола совершенно замирает. В уставе указана продолжительность времени для благовеста и звона во вся пред богослужением. К всенощному бдению на воскресенье повелевается ударять в великий кампан не скоро, поя непорочные (17 каф.) или глаголя псалом 50 тихо двенадцатью» (тип. 2 г.) Для трезвона устав назначает меньше времени. По окончании полунощницы в будние дни «клеплешь в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50 весь» (тип. гл. 9). В великие праздники, напр, в Пасху, Благовещение и др. звон в один колокол и во вся назначается более продолжительный. В типиконе указывается в эти дни «ударять в великий компан довольно», «ударяет во вся компаны и тяжкая и клеплет довольно» (последование Благовещения и Пасхи). По некоторым епархиям, например – Кавказской были распоряжения в праздничные и воскресные дни к утрени, литургии и вечерне благовестить полчаса, а в будние дни – двадцать минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010