♦ В отношении чувства, сопровождающего акт зачатия, отметим следующее. Чувство удовольствия (удовлетворения), получаемое от этого акта, не является греховным само по себе 156 . Это обусловлено тем, что, во-первых, размножение благословлено Богом ( Быт. 1: 28; 9: 1, 7 ), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей ( Быт. 9:1,7 ). Во-вторых, в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данного чувства. Апостол Павел пишет: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим … Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:2,5,9 ); «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» ( Евр. 13:4 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» 157 ; «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (194, часть 2, §19); «Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Апостол Павел, переживший все ужасы гонений за Христа и увенчавший свою жизнь, как и большинство апостолов, мученическою кончиною, говорит о себе: Мы… во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех ( 2Кор.6:4-5 ). Мы «… во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, Под ударами, в темницах, в изгнаниях». От Иудей пять краты четыредесять разве единыя приях: трищи палицами биен бых, единою каменьми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубине сотворих: в путных шествиих множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии: в труде и подвизе, во бдениих множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе ( 2Кор.22:24-27; сравните 1Кор.4:11-13 ). «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укоряеми, благословляем: гоними, терпим: Хулими, утешаемся [молим]: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе ( 1Кор.4:11-13 ). «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Такая же участь постигала и всех христиан. Святой Иоанн Златоуст, близкий ко времени гонений на христиан, свидетельствует: «Повсюду восставали против них целые города и народы, враждовали все властители, вооружались цари, поднималось оружие, изощрялись мечи, выступали войска, вымышлялись всякого рода казни и мучения. Разграбление и отнятие имуществ, ссылки, ежедневные смертные казни, пытки и темницы, огонь, железо, звери, виселица, колесо, пропасти, утесы, и все, что только можно придумать, употреблялось для истребления верных» (Святой Иоанн Златоуст, т. V. стр. 20). «Все оплевывали их, презирали, осмеивали, вышучивали, называли глупыми и несмысленными» (Святой Иоанн Златоуст, т. V. стр. 20).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвой и постом ( Мк.9:29 ): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, – повествует святой Лука, – совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. – «Много раз, – говорит Апостол, – был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:26–27 ). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду – то есть пощение поневоле – от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст . Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ), – «колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. – Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В этом проявляется еще одно фундаментальное свойство трезвения – исцелять человека, заменяя различные состояния, водворенные в нем грехом, патологические по отношению к его истинному бытию и прежде всего к Богу, а именно: духовный сон 3630 , равнодушие 3631 , забвение 3632 , беспечность 3633 , небрежение 3634 , рассеяние 3635 , несознательность и неведение 3636 . Важнейшими тремя из них являются (и к ним можно свести все остальные) забвение, небрежение и неведение, которые преподобный Марк Подвижник (а вслед за ним преподобный Иоанн Дамаскин 3637 ) называет «тремя инородными великанами» или «тремя сильными великанами диавола», из-за которых «остальные страсти растут и усиливаются», которыми «вся армия духов зла вкрадывается, закрепляется и может осуществить свои замыслы и без [которых] она не может удержаться» 3638 . Итак, мы видим фундаментальное место, которое занимают трезвение и его спутники в духовном исцелении человека и его возвращении к здоровью. Глава 6. Вспомогательное лечение: телесная аскеза Мы видели, что в широком смысле понятие аскезы может быть уподоблено понятию делания, которое означает двоякое движение, в котором человек очищает себя от страстей и приобретает добродетели. Однако поскольку человек должен столкнуться в первую очередь с так называемыми «телесными» страстями, а также встречает в духовной жизни препятствия, вызванные определенными телесными состояниями, аскеза часто понимается в более узком смысле – как совокупность практик или упражнений, относящихся непосредственно к телу. И тогда в более общем смысле можно говорить о «телесной аскезе», отличая ее от аскезы «внутренней» (иногда называемой «сердечной аскезой» 3639 ), которая логически, но не во времени предшествует телесной. Именно к этой телесной аскезе делает отсылку апостол Павел, говоря: Усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9:27 ). Во главе практик, которые ее составляют, следует назвать пост, бдения, изнурительный труд 3640 , земные поклоны 3641 . Но к ним можно присоединить все труды, которым человек подвергает себя добровольно 3642 или которые принимает на себя, когда они выпадают ему помимо его воли 3643 , например болезни, скорби и различные потрясения, претерпеваемые на протяжении земного существования. Вот как говорит апостол павел: во всем являем себя как служители божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2кор. 6:4–5); и еще: В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11:27 ) 3644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вот эти ужасные слова, обмирщающие человека и заставляющие его, как все, глядя на людей, идти к гибели. И всё это делал, делает и будет делать враг спасения нашего. Но преподобный Серафим и богоносные отцы наши освещают нам путь светом своей благодати. Мы видим, где наш враг, и не хотим его слушать. Аминь.   БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ Во имя Отца и Сына и СвятагоДуха! В Слове Божием говорится: " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " . И далее: " Горе тому человеку, через которого соблазн приходит " (Мф. 18, 6–7). Тем более тяжко сознавать, что соблазн иногда приходит через тех, кому надлежит особенно блюсти, чтобы соблазн не пришёл в мир, — я разумею пастырство. К великому несчастью, защищать пост приходится не только от безбожников, не только от поверхностного понимания мирян, но также и от служителей Церкви — пастырей. За это время мне уже несколько раз пришлось выслушать на исповеди о том великом смущении, которое испытывают верующие, видя, как на некоторых торжествах после престольных праздников пастыри нарушали Рождественский пост. Мне пришлось слышать ещё более тяжкое, как некий пастырь публично сказал: " Посты, собственно, ерунда " . Дело не наше — судить грехи отдельных людей, каждый из нас за свои грехи будет ответствовать перед Господом, личные грехи — это дело совести человека и дело духовника, но " горе тому человеку, через которого соблазн приходит " . И когда то или иное соблазняющее деяние становится не личным уже грехом, а общецерковным явлением, тогда не только можно, но и должно так или иначе защищать от него соблазняющихся. И вопрос о посте тем более подлежит защите, что он, во–первых, является действительно необходимейшим делом нашего оцерковления и, во–вторых, потому, что пост решительно уходит из нашей жизни. Здесь слишком легко соблазнить и слишком легко соблазниться, и посему с особой настойчивостью и горячностью надлежит всем сознающим эту опасность везде и всегда свидетельствовать об обязательности для верующих нести пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

вратам обители. Даже теперь, по асфальтированной дорожке с мостиками и лестницами, это приятная, но долгая и утомительная прогулка. Можно себе представить, каково было отшельникам V-VI вв. Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов св. Иоанн Хозевит, а через несколько десятилетий – преп. Георгий, родом с о. Кипр, прибывший для поклонения св. местам Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет обители. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита. Место выбрано было неслучайно. Здесь указано было Богом спасаться пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар. 17:2–7). Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. Сохранилась и пещера, куда вороны носили пророку пищу, в ней устроена церковь . В церковном предании эта пещера связана еще с одним, уже новозаветным событием. Мы говорили выше о доме Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, в Иерусалиме. Когда священники в Храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве 40 дней и ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Да настигнет его сеть, которой не знает он, и ловушка, которую скрыл, да захватит его, и в сеть – да падет в неё! Душа же моя возрадуется о Господе, насладится спасением от Него; все кости мои скажут: «Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляющему нищего от руки сильнейших его, и нищего и бедного – от грабителей его». Восстали на меня свидетели неправедные, о чём я не знал, вопрошали меня, воздали мне злом за добро, и бездетностью – душе моей. Я же, когда они досаждали мне, одевался в рубище, и смирял в посте душу мою, но молитва моя в лоно моё возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; как скорбящий и сетующий – так я смирялся. И они возрадовались и собрались, собрали на меня удары – а я и не знал. Они разделились, но не смягчились: искушали меня, насмеялись надо мною с глумлением, скрежетали на меня зубами своими. Господи, когда Ты это увидишь? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою. Я прославлю Тебя, Господи, в собрании великом, среди народа сильного восхвалю Тебя! Да не возрадуются обо мне враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и подмигивающие глазами. Ибо мне они о мире говорили – но во гневе коварства измышляли. Раскрыли на меня уста свои, сказали: «Хорошо же, хорошо же, видели глаза наши». Ты видел это, Господи! Не промолчи. Господи, не отступи от меня. Пробудись, Господи, и обратись к суду моему, Боже мой и Господи мой, – к тяжбе моей! Рассуди меня, Господи, по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не возрадуются они о мне, да не скажут в сердцах своих: «Хорошо же, хорошо же душе нашей», и да не скажут: «Мы поглотили его». Да устыдятся и посрамятся вместе радующиеся несчастьям моим; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мной. Да возрадуются и возвеселятся желающие оправдания моего, и да говорят всегда: «Да возвеличится Господь» желающие мира рабу Его. И язык мой будет проповедовать правду Твою, весь день – хвалу Твою. Боже, на хвалу мою не промолчи! Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным, и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

е. отлучает, явных противников установленных ей постов. 8) В воспоминание чего мы содержим посты в известные дни и в определенное время? 8) Успенский пост установлен св. Церковью в память о смерти Пресвятой Богородицы, постившейся перед Своей кончиной; Рождественский пост установлен для приготовления христиан к достойной встрече великого праздника Рождества Христова; Великий пост соблюдаем в подражание Христу, постившемуся в пустыне 40 дней и ночей; Петров пост установлен в память поста новозаветных св. пророков, учителей и Апостолов перед их выступлением на проповедь ( Деян. 13:1–3 ). Однодневные посты установлены в память следующих событий: пост 14 сентября – в память обретения и воздвижения св. Креста Христова; пост 29 августа – в знак печали о мученической смерти св. Иоанна Крестителя, пост накануне Богоявления содержим для приготовления себя к великому празднику Крещения Господня, посты в среду и пятницу установлены для воспоминания о том, что Христос в среду был предан на мучения, а в пятницу распят и умер на кресте за нас и за грехи всего мира. 9) Какая конечная цель соблюдения христианами постов? 9) Получения венца нетленного: «все подвижники, говорит св. Апостол о борцах и состязающихся в бегах, а также и о христианах, стремящихся к царству небесному, воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы –нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:24–27 ). Учение о христианских постах мы находим в творениях многих св. отцов и учителей Церкви, начиная с первых веков ее существования. Приведем свидетельство об этом некоторых из них. В Правилах Апостольских читаем о постах в среду и пятницу, а также и о Великом посте следующее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Зачастую Великий пост сужают до суетных забот о пригодной постной пище. На это тратятся немаловажные ресурсы времени и сил. Нередко возникают серьезные бытовые проблемы. Типичные случаи - когда православный пребывает в обществе людей, далеких от Церкви, или физически немощен (болен). Тем не менее, постная еда - всего лишь одно из «телесных» средств Великого поста. Конечно, подобное воздержание духовно очень полезно, но оно не самое необходимое. Гораздо значительнее покаяние. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3). «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост,- известное поучение святителя Иоанна Златоуста, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Однако покаяние, смирение и удаление от всего плохого - опять средство, а не цель. Истинная задача Великого поста - еще выше. Она значимее всего остального в человеческом бытии. Какая же она? Вспомним разнообразные смыслы слова «пост»: Все указанные толкования слова «пост» объединяет в одну смысловую группу их общее значение: что-то главное для людей в конкретном месте пространства и времени, в последовательности действий. Охраняющее, защищающее, обновляющее, спасительное. Что же самое сокровенное у нас - христиан? «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). Вот без чего никак не состоится истинный Великий пост! Центр в Великом посте - наши усилия по охране христианской любви, стоянию в христианской истине, расторжению греховного ярма страстей и соблазнов, освобождению от оков неправды! Наивысшее, святейшее среди них - любовь. Да будет с нами спасающая благодатная любовь Господа Иисуса Христа!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста. Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно. 8. Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг. Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета. Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя. Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010