Но слова сии нельзя относить исключительно к высшему кругу, как объясняет сам проповедник и доказывает дальнейшим содержанием своей проповеди, – именно – так как в Великом посту предавались увеселениям, которых неуместность, особенно в это время, он обличает, не только люди из высшего круга, а большая часть образованных людей из всех классов общества; то и обличение его относилось не исключительно к лицам только высшего круга, а ко всем вообще образованным людям, нарушавшим церковные правила о посте, – что подтверждается из перечисления в проповеди и таких мест увеселения, которые посещаются лицами не высшего, а других классов, каковы все собрания или клубы, в числе которых есть купеческий, прикащичий, художнический 7 , загородные трактиры, цирк – и проповедник имел в виду лиц, не поставленных во главе народа и руководителей его, а считающих себя таковыми; б) несправедливо поставляется в обвинение проповеднику, что он умолчал о всех бесчинствах, грабежах и убийствах, делаемых, большею частию, необразованным классом – потому что, избрав предметом своего обличения увеселения, которым православные христиане предавались в Великом посту, он не обязан был и даже не мог в одной своей проповеди совместить обличения разнообразных нравственных недостатков и пороков, замечаемых во всем обществе христиан; проповедь его необходимо должна была ограничиться известным кругом недостатков, проявляющихся в среде слушателей его проповеди и совпадающих с одной стороны со временем Великого поста, а с другой – бедственным положением страждущих от голода. Нет никакого основания подозревать в проповеднике желание восстановлять бедных против богатых; он обличал недостаток теплого и деятельного сочувствия в православном обществе к страждущим, на каковой недостаток указывали и некоторые органы печати; если этому обличению придавать характер возбуждения одних членов общества против других; тогда невозможно и непозволительно было бы никакое обличение, потому что всякий недостаток или порок одних членов общества непременно, прямо или косвенно, сопровождается более или менее вредными последствиями для других членов, между тем, обязанность обличения возлагается на служителя слова Божия самим званием его, как пастыря и учителя верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Впрочем, кто говеет в мясоед, тому строгого поста не полагается, разве по собственному его на то желанию. в) Во время говения в посте, особенно великом, нужно пищу употреблять только растительную и притом самую простую, отнюдь не изысканную, и в малом количестве. Да и то по окончании часов с вечернею, или обедни, по уставу, только однажды в день, по вечеру. г) Исповедь всего лучше принести 42 не только накануне Причащения, как это делают иные в Великом посту, только по пятницам, когда нет возможности долго и подробно исповедовать свои грехи, при множестве других, желающих в один и тот же день принести Святое Покаяние, но дня за два, даже за три до Святого Причащения. Особенно старым и малым, равно как больным и особенно глухим, советуется всего лучше принести Святое Покаяние в среду или четверток, чем только в пятницу в ужасной тесноте. После исповеди они немного согрешат, – да и то такими грехами, которые Святому Причащению не препятствуют, потому что они снова в них покаются пред Богом во время чтения молитв пред Причащением. Употребление легкой, растительной пищи и простого питания после ранней исповеди не послужит им препятствием к Святому Причащению. А если б у иного после этой ранней исповеди и случился тяжкий грех (чего трудно и допустить), то что мешает таковому снова прийти на исповедь хотя в самую субботу, пред обеднею, и покаяться духовнику только в этом тяжком грехе, не повторяя других? д) Довольно воздержаться от пищи и пития только накануне Причащения, с шести часов вечера. Да и то слабым или малым, немощным можно и попить, и закусить чего-нибудь вроде хлеба и воды или чаю с булкой и после шести часов вечера, но только не позже полуночи (до 12 ч. ночи). А тот тяжко согрешает, кто по крайнему невежеству или по непростительной дерзости и после полуночи, до обедни, в день Святого Причащения, себе дозволит хоть что-нибудь выпить или закусить. Таковые не должны и причащаться в этот день, а отложить Причащение до другого дня и снова прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот грех невоздержания. Пред Причастием, кроме тяжко больных, не позволяется никому даже и просфору кушать или пить святую воду. Даже и младенцев нужно приучать к тому, чтобы причащались натощак.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—378— народом даже больше того: переполнены им. Ни грязная и ненастная погода осени, ни стужа и вьюга зимы не могли многих удержать от посещения чтений. Очевидно, не праздное любопытство влекло народ сюда, а живой интерес к читаемому, желание найти полезное и разумное занятие, здоровое развлечение. Чтения, сопровождаемые показанием картин и объяснением их, возбуждали особый интерес и сильное внимание слушателей еще и потому, что сопровождались иногда пением гимнов, и песней религиозного и патриотического содержания, исполняемых любительским студенческим хором. Содержание чтений касалось разнообразных предметов. Были чтения из церковной и отечественной истории; состояли они из описания земель, народов и монастырей, а также – из разного рода повестей, рассказов и стихотворений. Начиная с 5-го ноября 1900 г. и кончая 18-м марта 1901 года, всех чтений было до 18. Первое чтение было о «царе Петре Великом». В начале этого чтения, в виду возобновления чтений, заведующий чтениями, Инспектор Академии Архим. Евдоким обратился к слушателям с краткой речью. В ней он говорил о пользе чтений, ведущихся студентами, отметил замечательную любовь народа к чтениям и пожелал, чтобы эта любовь возрастала еще более и более. Остальные чтения касались следующих предметов: 2) «об Александре Освободителе крестьян», 3) «об Екатерине II-oй», 4) «Братья-разбойники» Пушкина, 5) «о свв. просветителях славян Кирилле и Мефодие», 6) «о св. Николае Угоднике», 7) «об Александре 8) «о Волге и ее значении», 9) «о Ломоносове», 10) «о грозных явлениях природы», 11) «о Турках», 12) «объяснение всенощной», 13) «о свв. митр. Моск. Петре и Алексие», 14) «о премудрости и благости Божиих в устройстве и распространении света в природе», 15) «об Англичанах и Лондоне», 16) «о посте великом», 17 и 18) «о Св. Земле». 14-ое чтение «о премудрости и благости Божиих» было предложено профессором Московской Духовной Академии Д. Ф. Голубинским . В этом чтении в общедоступной форме им было преподано слушателям объяснение действия света солнца, луны, звезд и других небесных светил. При помощи световых картин, наглядно были выяснены

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—152— влекла за собой эта точка зрения. Так, даже в тех действиях турецкого правительства, которые направлены к очевидному благу государства, он часто не хочет ничего видеть, кроме коварства, фанатизма и прикровенного желания если не совсем истребить, то принизить и сдавить христианство. Для получения степени кандидата богословия сочинение удовлетворительно». 34) Экстраординарного профессора Ивана Попова о сочинении студента Титова Михаила: «Нравственное учение св. Василия Великого »: «Довольно обширное сочинение г. Титова распадается на две неравных части: введение и самое исследование. Во введении автор сообщает краткие биографические сведения о св. Василии Великом и делает краткое обозрение его сочинений. В главной части сочинения он излагает нравственное учение Василия Великого в следующем порядке: источники нравоучения (гл. I), учение о человеке (гл. II), о страстях (гл. III), о свободе воли (гл. IV), о благе (гл. V), о добродетели (гл. VI) и о грехе (гл. VII). Это краткое перечисление предметов, которых автор касается в своем сочинении, показывает, что в его исследовании о нравственном учении Василия Великого есть пробелы и неполнота. Во-первых, в нем излагается только учение св. Василия об основных понятиях этики, но оно вовсе не знакомит нас с нравственным учением Василия Великого по частным вопросам нравственности – напр. о посте, браке, войне, клятве. Во-вторых, и это гораздо важнее, автор не занялся вопросом о монашеских правилах Василия Великого и не выяснил его значения в истории монашества. Между тем в существующей литературе о Василии Великом эта то сторона предмета и является наименее освещенной. Сочинение г. Титова , не принимая во внимание его неполноты, отличается большими достоинствами. Во-первых, оно безукоризненно в литературном отношении. Простота и естественность плана, точность и определенность выражения мысли, правильность и по местам даже изящество изложения – все это показывает, что автор хорошо владеет пером и имеет навык к литературному труду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

фото: gettyimages.com – Мне кажется, что есть книги, которые можно отнести именно к духовному чтению. Например, «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова). Эти произведения написаны сравнительно легким языком, легко воспринимаются. Безусловно, можно найти и другие книги, которые легки для восприятия, и вместе с тем – не отвлекают человека, а наоборот, помогают ему идти дорогой поста. Очень важно ограничить себя именно в развлечениях. Но, если речь идет о чем-то, что приносит пользу твоей душе, то это собственно и не развлечение. Совсем неплохо сходить на какую-то интересную лекцию, на интересную выставку. А вот просмотры художественных фильмов – это все-таки большая эмоциональная нагрузка. И если фильм талантливый, он тем более будет развлекать ум и отвлекать его от поста. Так что здесь нужен еще более строгий подход. – Подскажите, пожалуйста, как провести пост человеку, который делает только первые шаги на пути церковной жизни? Я была крещена в детстве, но в семье о вере никогда не говорилось. Относительно недавно стала интересоваться Богом и через мучительный поиск уже сама пришла к православию. Регулярно читаю Священное Писание и Священное Предание, много молюсь, но моя жизнь в храме только начинается. Живу в Америке, поэтому нет возможности часто бывать на службах, исповедоваться и причащаться. Посты никогда не соблюдала. Попыталась найти информацию о Великом посте в интернете, но поисковик выдает только монастырский устав. Прочитав этот устав, испытала чувство провала и невозможности выдержать пост, даже его не начав. Что бы вы порекомендовали в такой ситуации? – Мера поста, конечно же, зависит от возраста. Для человека юного, молодого, пост должен быть ограничен. С другой стороны, сегодня в магазинах такой выбор постной питательной вкусной пищи, что поститься стало гораздо легче. Господь и намерение приемлет. Если человек прикладывает какое-то усилие, ограничивает себя в чем-то, то – уже хорошо. Хуже, если он начинает стремиться просто к фарисейскому исполнению буквы, то есть просто садится на некую диету. Вообще лучше всего о мере поста лично советоваться со священником. Ему проще, видя перед собой человека, понять, какая мера послушания будет посильной.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

Мы слабы, нам необходимы внешние напоминания, символы, знаки. Конечно, всегда есть опасность, что внешние символы сами по себе будут сочтены совершенным и достаточным соблюдением поста и, вместо того, чтобы напоминать о Великом Посте, заслонят его истинный смысл и значение. Мы уже упоминали об этой опасности, говоря, что внешние обычаи и правила могут подменить настоящий личный подвиг. Однако, при правильном подходе, видишь, что эти обычаи являются как бы передаточным ремнем, соединяющим духовный подвиг со всей совокупностью жизни. Мы не живем в православном обществе, и поэтому общественная жизнь в наши дни не может создать великопостной атмосферы. Мир, окружающий нас, мир, к которому мы принадлежим, не меняется Великим Постом. Поэтому от нас требуется новое усилие, необходимо еще раз обдумать религиозную связь между внешней и внутренней жизнью. Духовная трагедия секу-ляризма, обмирщенности нашей цивилизации в том, что они вталкивают нас в подлинную религиозную шизофрению: деление жизни на две части — религиозную и светскую, без какой-либо связи между ними. Поэтому для замены внешних символов и напоминаний в наши дни требуется особенное духовное усилие. Схематически это усилие можно рассматривать, во-первых, по отношению к нашей домашней жизни и, во-вторых, по отношению к жизни нашей вне дома. В православном мировоззрении домашняя жизнь, семья составляют основу христианской жизни, применение христианских принципов в ежедневной жизни. Основы христианского мировоззрения закладываются в нас именно дома, в быте и духе семейной жизни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но в конце концов становится решающим фактором всей нашей жизни. Старец Зосима в Братьях Карамазовых Достоевского говорит: «… ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства». Этими воспоминаниями спасен человек на всю жизнь. Очень важно, что говорит он это, вспоминая, как мать водила его к Литургии Преждеосвященных Даров, вспоминая красоту этой службы, неподражаемую красоту великопостного напева «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою…» В наших церковных школах проводится теперь замечательная работа по религиозному образованию детей; но она очень мало что может сделать без домашней, семейной основы этого образования.

http://pravmir.ru/chto-takoe-post-v-nash...

Между святостью и цинизмом разочарования находится великая и божественная добродетель терпения — прежде всего, терпения по отношению к самому себе. Не существует сокращенных путей к святости, мы должны заплатить полную цену за каждый шаг, за каждую ступень. Поэтому лучше и безопаснее начинать с минимума — только слегка выше наших естественных возможностей — и мало-помалу усиливать пост, чем сразу, в начале поста вознестись слишком высоко и затем разбиться, падая назад на землю. Итак, от символического и номинального поста, мы должны вернуться к настоящему посту. Пусть он будет ограниченный и скромный, но зато последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных способностей, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека — возможно Богу. Мы посещаем церковные службы, постимся и молимся в определенное время, но всем этим мы еще не исчерпываем постный подвиг. Для того, чтобы все это было действенным и плодотворным, требуется еще поддержка всей нашей жизни. Другими словами, требуется известный «образ жизни», который не был бы противоположностью посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу жизни совокупностью обычаев и навыков, как личных, так и коллективных, создававшей то, что так хорошо выражается русским словом «быт». В течение Великого Поста все общество подчинялось известному ритму жизни, правилам, которые постоянно напоминали отдельным членам этого общества о Великом Посте. В России, например, постоянно напоминал об этом особый великопостный звон церковных колоколов; театры были закрыты, прекращались великосветские приемы. Сами по себе эти внешние правила, конечно, не могли возбудить в человеке покаяния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная атмосфера, которая облегчала личное, индивидуальное усилие.

http://pravmir.ru/chto-takoe-post-v-nash...

И вот слова Христа открывают, в чем истинное наше сокровище. Они открывают, что Царство Божие – высшая цель, главное содержание и абсолютное, неумирающее счастье человеческой жизни. И потому, когда узнает об этом сокровище человек, то не может не отдать ему свое сердце, и значит – то сокровенное желание, без которого жизнь не есть жизнь. Этими тремя призывами, тремя утверждениями открывается Великий пост. И назначение его в том, чтобы услышали мы призыв возродиться любовью через прощение, очиститься от лицемерия, и главное – за мелочной суетой и греховностью нашей жизни увидели то Царство любви и истины, «жизни нестареющей», радости совершенной, для которой созданы Богом. И увидев это Царство, отдали бы ему наше желание, наше сердце, нашу жизнь. Светлая печаль Лучшее в человеке С незапамятных времен, и до христианства, и в христианстве, религиозная жизнь человека неизменно строилась по принципу некой поляризации, или чередования, грусти и радости, покаянного усилия и празднования. Вот и сейчас христиане находятся в начале длинного периода печали о грехах, сосредоточенности на собственных недостатках и падениях. Я говорю о Великом посте – времени сердечного сокрушения и очищения души. Но период этот не самодовлеющий, он предшествует самому большому, самому радостному из всех христианских праздников – празднику Пасхи. В каком-то глубочайшем, духовном смысле он есть его начало. Критики и враги религии так никогда и не поймут, должно быть, этого чередующегося ритма печали и радости, поста и праздника. И не поймут потому, что, несмотря на десятилетия критического изучения религии, или, как они говорят, «научной борьбы» с ней, она остается для них закрытой книгой, миром, в который им нет доступа. Чтобы бороться с религией, чтобы сокрушить этого ненавистного им врага, они следуют старой и испытанной системе – системе упрощения и редукции. Религия либо попросту отождествляется ими с пессимизмом, страхом, придавленностью и самоущерблением, преподносится как нечто сугубо мрачное и античеловечное, как отрицание жизни с ее радостями и заботами, либо бичуется за «сплошные праздники», за «потакание» лени, разгулу и иным страстям. Примеров той и другой редукции в антирелигиозной литературе всех времен сколько угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

8.04.24, 10.04.24 и 12.04.24 – сухоядение; 9.04.24 и 11.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 13.04.24 и 14.04.24 – обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом. Читайте также: Рецепты для Великого поста в разных странах Великий пост в 2024 году. Пятая неделя 15.04.24, 17.04.24 и 19.04.24 – сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб; 16.04.24 и 18.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 20.04.24 и 21.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом. Великий пост в 2024 году. Шестая неделя 22.04.24, 24.04.24 и 26.04.24 – сухоядение; 23.04.24 и 25.04.24 – вареные, тушеные овощи и фрукты без масла; 27.04.24 – дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла; 28.04.24 – Вербное Воскресенье, разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. В Лазареву Субботу (в 2024 году – 27 апреля) можно есть икру, хотя рыба не разрешается. Великий пост в 2024 году. Седьмая неделя 29.04.24 – 2.05.24 – употребление сухофруктов, моченых и свежих овощей и фруктов; 3.05.24 – запрет всякой еды; 4.04.24 – сухоядение. Питание в Великий пост: разрешенные продукты Придерживаясь календаря питания в Великий пост в 2024 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты: Важно понимать, что суть поста не в пищевом ограничении, если у вас есть проблемы со здоровьем, лучше поговорить с врачом и со своим духовником. Следуя календарю Великого поста в питании по дням, не стоит забывать о молитве и духовной стороне поста . Смотреть видео о Великом посте: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021

http://pravmir.ru/velikiy-post-kalendari...

—471— Об этом параграфе говорили тогда, что своим происхождением он всецело обязан Александру Васильевичу. То есть, участвуя в заседаниях комитета, А.В. по ходу дела видел, что преподавание математики не могло уже быть удержано в нашей Академии, как это было прежде; но он желал, чтобы открыта была кафедра естественных наук. Для беспрепятственного достижения этой цели он предложил комитету, чтобы в новый устав был внесен таковой параграф. И это было принято. Устав духовных Академий, утвержден был 30 мая 1869 года. Но самое введение его в нашей Академии отложено было на год. Таким образом наступивший учебный год прошел по прежнему. 1869 года 1 декабря пришел я к А.В. Он спросил меня о том, как я думаю о моей дальнейшей деятельности. На это я отвечал, что не теряю надежды на возможность открытия в нашей Академии кафедры естественных наук и желаю составить проект. С полным участием принял это А.В. и просил потрудиться. Представленный мною к концу декабря проект А.В. рассмотрел внимательно и говорил, что главная цель предполагаемой кафедры должна быть апологетическая. Исправленный мною по его указаниям проект был представлен ему и одобрен им в великом посте 1870 года. А.В. благословил меня отправиться в С.-Петербург для личного объяснения дела Митрополиту Иннокентию, к которому потом дал мне большое письмо. 1870 года, апреля 16 приехал я в С.-Петербург, а 19-го вечером я явился к Митрополиту Иннокентию. В это время беседовал с ним Константин Петрович Победоносцев . Помню, с какою радостью Владыка воспоминал о совершившемся 25 января сего года открытии православного миссионерского общества. Когда окончилась их беседа, подал я Владыке письмо А.В-ча, который, как известно, писал мелко. А потому Владыка сказал: «трудно мне читать его письма, конечно здесь секретов нет, прочитайте сами». Читаю, и мне становится весьма совестно, потому что А.В. в этом письме очень хвалил меня. Владыка благосклонно принял мое дело, выслушал и чтение проекта, и со всею готовностью обещал дать средства для новой академиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010