Дневник инокини: Я честно держалась и пила водичку Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем 20 февраля, 2018 Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем Как поститься при современном рабочем ритме, можно ли выдержать пост по Типикону, почему монах драит келию вместо службы и что кричит нам прямо в ухо Андрей Критский – рассказывает в записках о посте инокиня Евгения (Сеньчукова). Инокиня Евгения (Сеньчукова) Главный закон пищевой стороны Великого поста: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Поэтому с утра решила поститься по Типикону, пока сил хватит – то есть «трапезу не поставлять». Вообще-то трапеза у нас в первые два дня Четыредесятницы и «не поставляется», но можно погрызть орешки или яблоки. Я честно держалась и пила водичку, а параллельно убиралась в келии. Внимательный и вдумчивый читатель имеет полное право спросить, чего это инокиня не молится утром в храме, а келию драит. А инокиня, печально опустив голову, ответит: «не шмогла». С сегодняшнего вечера все службы собираюсь посещать. Порядок наводить – тоже своего рода аскетическая практика, в конце концов. Пока разложишь книжки по стопочкам, пыль протрешь, ненужные бумажки выбросишь, соберешь ненужные себе, но полезные еще кому-то вещи для социального отдела – можно поразмышлять о своем окаянном житии. И в голове и душе тоже будет наводиться порядок потихонечку. Вообще для людей, чья работа и послушания связаны с информацией (журналисты, пресс-секретари и т.д.), одно из важнейших упражнений в Великий пост – хранить себя от лишней информации. Понятно, что журналист-новостник просто вынужден отсматривать все новостные ленты, блоги, социальные сети. События происходят не по календарю. Или по календарю – вот воскресная трагедия в Кизляре, убийство пятерых прихожанок, предположительно ИГИЛовцем (ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.) . Пост начинается… Но можно не участвовать в бесплодных дискуссиях, например. Воздержаться от развлекательно-отвлекающего использования социальных сетей. Каюсь, не утерпела – влезла аж в две бесплодные дискуссии: о женском призвании в христианстве и о современном искусстве перфоманса. В качестве доказательства их бесплодности – убедить никого ни в чем не удалось, все остались при своих, так сказать.

http://pravmir.ru/dnevnik-inokini-ya-che...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Макарские Виктория и Антон о Великом посте 3 мин., 01.04.2013 Виктория: Постный торт… Антон: Объявление в ресторане: «У нас самые вкусные постные блюда!» Виктория: Мне это немножко непонятно. Мне не понятно, зачем тогда, если человек борется со своей страстью обжираться сладким и вместо целого торта непостного он сожрет целый постный торт. Простите за такое слово, но мне кажется, оно больше всего подходит. Я не вижу в этом посте смысла. Простите меня, пожалуйста.м Если человек решил себя в чем-тоограничить, чтобы испытать себя. Потому что когда ты ограничиваешь себя в мелочах, допустим… Ел ты обычно конфеты на ночь, а сейчас возьми, ну хоть немножечко потрудись, испытай себя, ограничь себя, ну не наедайся ты сладкого, в этом мне кажется радость, в преодолении себя. Это не мазохизм, я не считаю, что православные такие мазохисты, ограничивают себя в чем-то. Потому что когда к нам приезжали нашимонахи-друзья, я говорю: «Вот цыпленочек, вот такой маленький, нежненький, ну съешьте, ну что стоит». И мне батюшка Дионисий говорить: «Да, я не потому его не ем, что нельзя, а потому что после мяса молиться плохо». Антон: Осознание того, что ты немощный человек и вдруг у тебя ушлакакая-тострасть, ушло отвратительное желание напиться, обожраться или тамчто-нибудьеще сделать неприемлемое, непристойное. Вот это радость. Плоды в том, чтобы увидеть, насколько ты… Виктория: Насколько ты слаб. Ну допустим ты съешь эту конфету на ночь, потом ляжешь и будешь думать, вот я не смог от нее отказаться. А почему? И мне кажется, этот вопрос сам по себе: «А почему я не смог отказаться от этой конфеты? Почему плоть так сильна надо мной?» И мне кажется, что возможно это размышление после этой съеденной конфеты на ночь «почему», оно гораздо важнее от не съеденной конфеты «какой я молодец». Для меня лично, главное — это избавление от какой-тострасти. Вот именно побеждать хотьчто-то. Хотьчто-то. Я не говорю себе: «молодец!» Я говорю: «Слава Богу, что эта гадость от меня ушла». Та гадость, о которой я даже представить себе не могла, что она может уйти в принципе.

http://foma.ru/makarskie-viktoriya-i-ant...

1188 Егда придет время питию, тогда всяка пияница возрадуется, читаем мы в одном древнем памятнике, а егда приидет пост, тогда оскорбеют пияницы. Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво) л. 55. Слово св. Апостолов и отцев о посте. Ср. Пр. Соб. 1895. ч, III. Два древния поучения о посте. 449. 1189 Костомаров. 135. 196–197. Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории, ч. I, М. 1872. 187–188, Слово о корчмах и о пьянстве. Приложение XXII. 1194 Памятники старинно русской литературы, изд. Кушелевым – Безбородко, вып. IV, 186–188. Макарий. История Русской Церкви т. V. СПБ. 1866. Приложение VI. 413–414. 1195 Акты Археогр. Экспед. т. I, 369, 1410. 461–463. Послание м. Фотия к Новгородцам. Прав. Соб. 1860 г. ч. II, 469. Поучение митроп. Фотия. 1197 Таковы поучения: слово св. отец о пиянстве. (Рукоп. Кирилл. библ. (не разборчиво), л. 14–16), слово о многопотопном и прелестном пиянстве (Рукоп. Соф. библ. 1480, л. 1–14), поучение о безвременном пиянстве (Рукоп. библ. купца Хлудова 30, 116. Первое прибавление к описанию рукописей библиотеки А. И. Хлудова, сост. Поповым. М. 1875. 56–58), словеса мудрыя о пиянстве (Рукоп. Кирилл. библ. (не разборчиво) л. 142–143) и множество других. Много слов против пьянства известно и в печати. См. древнерусская проповедь против пьянства. Прав. Соб. 1862 г. ч. I, 261–288. 369–398. Памятники древней письменности 1878–1879. 85–152. Сборник повестей скорописи XVII в. Булгакова. Буслаев. Истор. очерки русской народной словесности и искусства т. II, 530–568. В этих поучениях со всею убедительностью доказывалось, что «пиянство всем злым вина» (Рукоп. Соф. библ. л. 400–401. Слово о пиянстве яко всем злым вина). Снес. стоглав, гл 52, о пьянственном питии. 1198 В обыденной жизни эта снисходительность к пьянству доходила до того что не считали вовсе пьяницею того, кто хотя и напивался до бессознательного состояния, но спал после этого покойно и не производил буйства и драк, столь обычных для каждого пьяного русского человека. В то время общею поговоркою было: «то есть не пияница, иже упився ляжет спати, но то есть пияница, иже упився толчет, бьется, сварится. Рукоп. Императ. Публичн, библ. из древлехран. Погодина 1024, л. 341–342. Слово св. отец о посте великом. Под. Рукоп. Моск. Дух. Акад. из собран. Волок. м-ря (не разборчиво). Сборник XVI века л. III. Слово о пьнстве. Приложение XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Важнейшее время для поста или, как говорит Катехизис,  «важнейший пост» святая есть Четыредесятница и страстная седмица. В обычных разговорах эти оба поста вместе называются «Великим постом», но собственно Великий пост  составляют 40 дней, начиная с понедельника первой недели после масленицы до Лазаревой субботы. Суббота Лазарева и следующее за ней Вербное Воскресенье уже не относится к Великому посту, но они составляют промежуточные дни между Великим постом и страстной седмицей (в первый из означенных дней, в Лазареву субботу, разрешается на масло и икру, а во второй, в Вербное Воскресенье, – и на рыбу). Посты сии, как известно, положено наблюдать пред праздником Пасхи: первый, т.е. св. Четыредесятницу, «по примеру Самого Иисуса Христа, Который  постился сорок дней и сорок ночей», когда вступал в дело общественного служения роду человеческому (Мф. 4:2), а второй, т.е. страстную седмицу, в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он окончательно уготовал Себя на страдания и пострадал за нас на кресте. Тот и другой пост ведут свое начало от времен самих Апостолов. В «Постановлениях Апостольских» о Великом посте (т.е. Четыредесятнице) говорится: «да совершается этот пост прежде поста пасхи (т.е. страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т.е. с понедельника первой недели), а оканчиваясь в пятницу (т.е. на шестой неделе пред Лазаревой субботой): потом начинайте святую седмицу пасхи (т.е. страданий Христовых) 176 . О посте страстной седмицы в тех же «Постановлениях Апостольских» говорится следующее: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибающих. Он и Сам плакал о них, что они не уразумели времени посещения их... Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения. Посему поститесь во дни пасхи (т.е. страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой; воздержитесь в сии дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пробудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, – можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, то да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них жених. и тогда постятся в тыя дни ( Лк. 5:35 ). В сии то дни Господь отъят был от лжеиудеев и ко кресту пригвожден и со беззаконными вмянен ( Ис. 53:12 )« 177 . Из приведенных слов Постановлений Апостольских можно хорошо видеть как основание, так и назначение святой четыредесятницы и страстной седмицы: общее их основание – пример Самого Христа, назначение – желание подражать Ему и помнить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

I. Существование постов в ветхозаветной церкви Древность поста в его учреждении Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу. Обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте, и в плачи и в рыдании. ( Иоил.2:15,12 ). Такое дано повеление Богом чрез пророка Иоиля Израильскому народу, чтобы Израильтяне при постигшем их опустошении от саранчи и великом неурожае от сильной засухи, в сокрушенном духе обратились к Богу со всею искренностью в посте, плаче и рыдании 1 . Саранча, во множестве налетевшая на виноградники и сады, и одна за другою в разных видах зарождавшаяся, истребила плоды виноградников, а последовавшая за тем засуха, обнажив поля от посева, и удолия от произрастаний, лишила людей и скотов нужной пищи и пития. Посему Пророк, показывая причину этого бедствия в неправдах и беззакониях людских, повелевает гласом Божиим Израильтянам всем сердцем обратиться к Богу в посте, притом с плачем и рыданием. Из сего во 1-х видно то, что пост и в ветхом Завете служил самым первым и верным путем для народа Божия к умилостивлению Бога в постигавших бедствиях и злоключениях; во 2-х то, что пост, как целебное врачевание грехов, как необходимое средство к избавлению от гнева Божия и соединенного с сим злоключения, долженствовал состоять в сердечном обращении к Богу, соединенным с умилением и сокрушением, с плачем и рыданием о своих грехах. Итак, пост есть установление Божественное, имеющее начало свое в ветхом Завете в самой глубокой древности. Общее свойство поста в его действии Будучи духовным средством для приближения к Богу, пост всегда соединялся и с внешним воздержанием в пище и питии, и с устранением от чувственных утешений для очищения тела и телесных чувств; тем паче соединялся с внутренним воздержанием в обуздании порочных расположений, для очищения души и душевных чувств, для очищения ума и сердца. И как внутреннее очищение, для нарочитого приближения к Богу, при внешнем воздержании от чувственных услаждений, необходимо требует внутреннего сознания грехов и неправд пред Богом, каковое сознание иногда сопровождалось внешним открытым исповеданием преступлений в установленном порядке ( Нав.20:21 ): то пост существенным образом соединялся с действием покаяния, обращения и умиления, как таких расположений, которые всего действительнее приближают человека к Богу. В такой силе издревле существовал пост в ветхозаветной Церкви, и в таком духе был по временам особенно заповедуем Богом верным ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

10 суеверий и заблуждений о Великом посте Все знают, что дела в пост идут хуже некуда, а дети рождаются больными 1 марта, 2017 Все знают, что дела в пост идут хуже некуда, а дети рождаются больными Поститься по строгому уставу, не шутить, не смеяться, внимательно читать состав продуктов и готовиться к самому худшему – все же знают, что в пост дела идут хуже некуда. «Правмир» представляет 10 популярных суеверий и заблуждений относительно Великого поста. Знаете еще? Добавляйте в комментариях на форуме. Конечно, вы можете так поступить, ведь пост, во-первых – дело личное, во-вторых – творческое. Постарайтесь, чтобы ваше творчество не привело к Торжеству Православия на больничном одре. Придется вкушать неуставную еду, а то и бульон мясной заботливые родственники притащат. Весь пост насмарку. Правильно будет соизмерять силы и здоровье со своим стремлением поститься по всем правилам. Жесткий устав придуман был для монашествующих. А постная практика Восточного Средиземноморья в холодной части России – это, как минимум, не для всех. Если же вы крепки телом и духом – пробуйте постепенно, и не надо никому ничего навязывать.   Пожалейте батюшку! У него большие нагрузки, особенно в первую седмицу, когда вы еще не определились с тем, что вам можно и нельзя. О мере поста хорошо было бы советоваться заранее. Во всяком случае, не тащите священнику упаковку и не заставляйте его с лупой разбирать, какой в этих печеньках меланж – это просто глупо и невежливо. Меру поста стоит определить для себя глобально. Но если уж вам так нравится выискивать следы молочного в капустных котлетах, эти поиски поддерживают в вас бодрый постный настрой, делайте это самостоятельно.   Вспоминается товарищ Огурцов: «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам». Он тогда пытался отравить всем Новый год, но из этого ничего не вышло. Зато какой образ! Так что если цель – показать родным и коллегам, что православный пост – это не шутки, а весьма унылое и беспросветное существование, милости просим. Веселье испортить не выйдет, однако вряд ли ваши друзья через это приблизятся к христианству.

http://pravmir.ru/10-sueveriy-i-zabluzhd...

Священник: «Премудрость». Чтец: «…чтение» (объявляет заголовок паремии). В седмичные дни святой Четыредесятницы читаются паремии из книги Исаии («Пророчества Исаиина чтение»). Священник: «Вонмем». Чтец читает паремию. Священник: «Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает 2-й прокимен) ». Хор поет 2-й прокимен. Чтец говорит стих 2-го прокимена. Хор поет 2-й прокимен. Чтец говорит половину 2-го прокимена. Хор допевает оставшуюся часть прокимена. Чтец: библейские стихи часа «Скоро да предварят ны…» и Трисвятое по чину. По «Отче наш…»: «Спасение соделал еси…», «Слава»: «Пречистому образу Твоему…» . На «И ныне» в понедельник, вторник и четверг читается Богородичен «Милосердия сущи Источник…» , а в среду и пятницу – особый Крестобогородичен «Препрославлена еси, Богородице Дево…». На 9-м часе Тропарь часа «Иже в девятый час...» . Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...». По «Отче наш…» читаются всегда одни и те же молитвословия: «Видя разбойник Начальника жизни…»; «Слава»: «Посреде двою разбойнику…», «И ныне»: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира…». В конце часа после «Боже, ущедри ны…» молитва преподобного Ефрема Сирина всегда совершается только с тремя поклонами. Вот как объясняет эту особенность святитель Афанасий (Сахаров) : «В Великом посте на 9-м часе молитва Ефрема Сирина читается один раз и сопровождается только тремя поклонами. А в малые посты, когда совершается служба с аллилуией, почти великопостная, на 9-м часе молитва св Ефрема Сирина читается дважды с 16-ю поклонами. Это потому, что в Великом посте следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и не беззатруднительно для многих богомольцев. Но Блаженны поются один раз в сутки, и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св Ефрема Сирина читается один раз. А в малые посты промежуток между чтением на 9-м часе молитвы Ефрема Сирина и пением Блаженных более продолжительный, ибо за молитвой 9-го часа должно быть междучасие и на изобразительных прежде Блаженных будут псалмы 102 и 145 и песнь “Единородный Сыне”. Поэтому здесь не будет чрезмерного соединения в одном месте многих поклонов, а разделенные достаточным промежутком, они не будут утомительны и для слабых силами богомольцев» 231 . §4. Особенности великопостных часов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Посредством чистой любви, посредством бесстрастной любви к ближнему можно стяжать эти две великие добродетели – молчание и неосуждение. Когда сердце твое пленено любовью ко Христу, тогда ты уже не можешь ни осуждать, ни злословить кого бы то ни было. Поэтому я сделал бы такое увещание: будем обращаться на молчание и неосуждение, и еще раз уточню: все мы, не только монах, но и каждый православный христианин. Монах пребывает в беспрерывном Великом посте Особым образом монах пребывает в беспрерывном Великом посте , он находится в перманентном состоянии воздержания и хранения ума, ответа на зов Божий и украшения жизни своей именем Иисусовым. Когда монах единожды взял свой крест, чтобы следовать за Христом, вся его жизнь стала восхождением. Он уже не может сказать: «Сейчас я приближусь ко Христу в этот сорокадневный период, а потом забуду об этом и вернусь к прочим занятиям», – нет, он всегда должен находиться в духовном восхождении. Потому что если мы не восходим, дорогие мои отцы и возлюбленные братья христиане, если мы не восходим, тогда мы опускаемся вниз!      Не существует состояния стагнации, не существует состояния, в котором человек сказал бы: «Мне достаточно этого, вот этих добродетелей, которые я стяжал до сих пор, мне хватит их, я больше ни в чем не нуждаюсь», – потому что, когда он скажет так, не последует ничего, кроме падения! Потому что воображение, как мы слышим это и в молитве святого Ефрема Сирина, воображение, гордость ума – это грех, тут же сталкивающий вниз и отлучающий нас от красоты спасения. Вот к чему я увещаю вас в начале Великого поста – к молчанию и неосуждению. Но чтобы достигнуть этого, как я сказал, необходимо иметь доверие, доверие к Благому Богу. Нужно верить, довериться, а потом любить ближнего своего. Когда нам удастся полюбить ближнего, тогда нам удастся избавиться от многих и многих зол и беззаконий, и тогда полюбим молитву. Никто из злословящих, никто из клевещущих, никто из порочащих другого не может приблизиться к чистой молитве. Потому что если ты не любишь хотя бы одного человека, если ненавидишь хотя бы одного человека – твоего ближнего: брата, сестру или, в монастырской жизни, кого-нибудь из отцов или братий, – ты уже не можешь достигнуть Бога. Твое сердце узко, когда ты не любишь. Стеснен и твой ум, когда ты не любишь.

http://pravoslavie.ru/68905.html

О глотке воды и Великом посте Как много сил тратится на чтение акафистов и коленопреклоненных молитв, как вчитываемся мы в состав ингредиентов тех продуктов, которые мы покупаем, как много мы размышляем о духовных метаморфозах нашей жизни. И где-то на краю земли, какой-то малыш просит воды у своей матери и умирает от жажды. 14 марта, 2012 Как много сил тратится на чтение акафистов и коленопреклоненных молитв, как вчитываемся мы в состав ингредиентов тех продуктов, которые мы покупаем, как много мы размышляем о духовных метаморфозах нашей жизни. И где-то на краю земли, какой-то малыш просит воды у своей матери и умирает от жажды. Всякий раз, когда вступаю в Великий пост, рассуждаю над тем, для чего я это делаю. Конечно же, понимаю, что это особое время, и у меня есть возможность что-то исправить в своей жизни. Постился Господь, и святые пост называют духовной весной. Но одно мне всегда было непонятно… Ведь все, что я делаю, делаю для себя. На мой взгляд, этот духовный эгоизм был так далек от всего того, чему учил нас Господь. Сегодня в программе новостей я услышал историю о девятилетней девочке Рейчел Бэквис Она узнала, что в мире ежедневно в странах, живущих за пределами бедности, умирает множество людей от нехватки чистой воды. Это число сопоставимо с тем, как если бы 9 огромных самолетов разбивались каждый день, унося жизни ни в чем не повинных людей. Эта девочка, живущая в Сиэтле, попросила, чтобы ей на день рождения не дарили куклы и прочие подарки, а подарили деньги, на которые она смогла бы купить чистую воду и отправить тем, кто в ней нуждается. Она мечтала собрать 300 долларов, чтобы напоить водой 15 человек. Но ей удалось собрать меньше, она опечалилась, что может напоить лишь 11 человек. А потом была страшная авария… На трассе из всех пострадавших умерла лишь она – Рейчел. После того, как люди узнали об этом, фонд помощи людям, которые нуждаются в питьевой воде, получил 1 млн. 200 тыс. долларов. И теперь более чем в 250 населенных пунктах Африки смогут пробурить скважины для добычи воды.

http://pravmir.ru/o-glotke-vody-i-veliko...

   Итак, от символического и номинального поста, мы должны вернуться к настоящему посту. Пусть он будет ограниченный и скромный, но зато последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных способностей, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека — возможно Богу. 4. Великопостный образ жизни, быт    Мы посещаем церковные службы, постимся и молимся в определенное время, но всем этим мы еще не исчерпываем постный подвиг. Для того, чтобы все это было действенным и плодотворным, требуется еще поддержка всей нашей жизни. Другими словами, требуется известный «образ жизни», который не был бы противоположностью посту, не раздваивал бы наше существование. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу жизни совокупностью обычаев и навыков, как личных, так и коллективных, создававшей. то, что так хорошо выражается русским словом «быт». В течение Великого Поста все общество подчинялось известному ритму жизни, правилам, которые постоянно напоминали отдельным членам этого общества о Великом Посте. В России, например, постоянно напоминал об этом особый великопостный звон церковных колоколов; театры были закрыты, прекращались великосветские приемы. Сами по себе эти внешние правила, конечно, не могли возбудить в человеке покаяния и направить его на более активную религиозную жизнь. Но создавалась известная великопостная атмосфера, которая облегчала личное, индивидуальное усилие. Мы слабы, нам необходимы внешние напоминания, символы, знаки. Конечно, всегда есть опасность, что внешние символы сами по себе будут сочтены совершенным и достаточным соблюдением поста и, вместо того, чтобы напоминать о Великом Посте, заслонят его истинный смысл и значение. Мы уже упоминали об этой опасности, говоря, что внешние обычаи и правила могут подменить настоящий личный подвиг. Однако, при правильном подходе, видишь, что эти обычаи являются как бы передаточным ремнем, соединяющим духовный подвиг со всей совокупностью жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010