К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить его. «Я столько лет провел здесь в великом посте», сказал он ученику своему, «и никто не приходит ко мне; а этот пришелец только несколько дней живет здесь, – и все идут к нему. Поди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью“. Как же поступил ученик? Пришедши к пустыннику он сказал ему: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?“ Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, чтобы он помолился обо мне; я немного болен». Ученик, пришедши к старцу своему, сказал, что пустынник нашел себе келью, и скоро отсюда выйдет. Спустя несколько дней, старец опять посылает ученика своего сказать гостю, что если он скоро не выйдет, то он выгонит его. Но ученик, пришедши к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты болен, и послал меня навестить тебя“. Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись ученик сказал старцу, что гость на этой неделе выйдет. Когда прошла неделя, а пустынник не уходил, то старец взял свой посох и пошел выгонять его. Но ученик и здесь нашелся, что сделать. «Подожди, отче, сказал он старцу, я пойду вперед и посмотрю, нет ли там кого из посторонних, чтобы не сделать соблазна». И пришедши к пустыннику, сказал ему: «Отец мой идет звать тебя на ужин». Услышавши это, гость поспешил навстречу к старцу и, кланяясь ему издали, сказал: «Не трудись, отче; я прииду к тебе». И чем же кончилось дело? Умиленный такою кротостью и добросердием пустынника, старец обнял и целовал его, как будто бы ничего не было между ними, и ввел его в свою келью. Угостивши и проводивши гостя, спросил ученика своего: «Ты не говорил ему, что я тебе приказывал?» «Нет», отвечал ученик. Обрадовавшись и познавши в своей вражде к пришельцу действие вражеской зависти, старец упал к ногам ученика своего и сказал ему: «Отныне ты отец мой, а я ученик твой, потому что чрез твое мудрое и благое действие спасены души обоих нас» (Пример. Благоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Когда некоторые приступили к Нему, спрашивая: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? (Мк. 2, 18), то в ответ на это Господь сказал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 19-20). Этими словами Господь говорит, что тот, кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и разделяет Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь Его будет взят на страдания и смерть, тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так и поступает Святая Православная Церковь, освящая время страданий Христовых особенным постом. Пост дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к стяжанию святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так и воздержание сообщает мыслям свет, чувствам - чистоту, духу - свободу и крепость. Один из святых Отцов говорит: " Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабев, оставят душу " . По слову святителя Иоанна Златоуста, кто постится, тот угашает злые свои страсти. Пост делает душу бодрой, возносит ее выше земного и влечет к Небесному. Все святые уважали пост и почитали его как самое благоприятное время для своего исправления и усовершения. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством и удостаивались великих Откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них сие соприкосновение и низводил на них великие милости Божии. Так, например, святой пророк Моисей в сорокадневное пребывание на горе Синай, во время строгого поста, удостоился получить от Господа каменные скрижали, на которых начертан был Богом данный Закон для израильского народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Нужно учить людей догматическому и нравственному преданиям Церкви. Нужно учить первым правильным проявлениям покаяния в человеке – страху Божию, сокрушению сердца, плачу о своих греховности и погибели, нищете духа. Нужно учить людей заповедям Евангелия, по которым все мы будем судимы на Страшном Суде и их правильному исполнению. Нужно учить людей правильному отношению к Таинствам, особенно к Исповеди и Причастию. Нужно учить людей правильной молитве и правильному отношению к посту. И многим другим необходимым элементам покаяния пастырям необходимо постоянно учить своих прихожан. А пока даже те мизерные остатки крещёных людей, которые еще посещают храмы, остаются ненаученными покаянию и погибают в своём неведении и греховности. О Вере и покаянии каждый думает по-своему, каждая овца бредёт в свою сторону и никто ее не останавливает, никто о ней не заботится. «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов » (Мф. 24:45-51). Остались ли еще такие пастыри, которые во время дают вверенным им овцам Христовым пищу для их ПОКАЯНИЯ? Остались ли еще такие пастыри, которые, понимая, что до сих пор не делали того, что должны делать, захотели бы, подобно неверному управителю (Лк. 16:1-9), получить прощение от Господа и даже быть Им похваленными? Если остались, то совершенно понятно и очевидно, что сразу они ничего сделать не смогут. Духовное состояние паствы чрезвычайно запущено. И то, о чём я писал выше – это могло бы быть лишь идеалом того, что нужно делать для обучения прихожан.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/28/o_...

О преставлении старца Иринарха. Сей человек праведный и многострадальный Иринарх призвал нас, своих учеников, и сказал нам: «Братья мои и сопостники! Молю вас: вот отхожу от жизни сей к Господу Богу моему. Молите же за меня Пречистую Богородицу в час смерти моей, да изымут милостивые ангелы душу мою, да избегну я сетей вражеских и воздушных мытарств вашими святыми молитвами, поскольку грешен я. А вы, господа мои, пребывайте после смерти моей в посте, и в молитвах, и в трудах, и бодрствовании, в слезах, а еще – в любви между собою, без ропота, и в послушании, и в покорности. Ибо написано: „Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они сыновьями Божьими назовутся. Блаженны изгнанные ради правды, ибо им принадлежит Царство Небесное. Блаженны вы, когда ругают вас и изгоняют, и скажут о вас всякое злое слово, оболгут вас ради имени моего. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах”». И многое другое старец наказал своим ученикам, и наставлял, что служит ко спасению. Ученики же, видя старца при последнем дыхании находящегося, пребывали в великом умилении, и в сетовании, и во многих слезах, и сказали: «О добрый наш пастырь и учитель! Вот уже ныне молим тебя при последнем вздохе на исходе жизни. Теперь же к кому прибегнем, и от кого насладимся медом истекающих слов учения, и кто печься будет о наших грешных душах? Но умоляем тебя, угодник Спасителя, если обретешь милость от Бога после ухода из жизни сей, моли о нас непрерывно Бога и Пречистую Богородицу, как угодно твоей святости, поскольку тебе все наши потаенные страдания известны». И сказал старец Иринарх ученикам своим: «Я отхожу от вас телом, а духом – с вами неразлучен». И еще к тому прибавил: «Если кто начнет обижать вас и притеснять эту мою обитель, свыше данную от Бога, выкупленную прошением игумена и братии, – и их будет судить Бог и Матерь Божия». И дав ученикам прощение, и ради Христа исполнив обряд прощания, стал на молитву, и молился долго: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй меня, грешного, избавь, Господи Боже мой, грешную мою душу от рук князя тьмы и сил владык мира; на воздухе будут держать предо мною свитки, в которых написаны все мои грехи дневные и ночные. Пошли, Господи, милость свою, и сотри, Господи, рукописания эти молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и святой великомученицы Екатерины, и всех святых. И мою душу прими, Господи, ибо благословен вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Победоносное вхождение Господа на небеса было таким же чудесным, как и Его сошествие с небес! Чудесно рожденный от Святой Девы и силы Божией, Он чудесно вознесся на небеса силой Божественной, на глазах у Своей Святой Матери и учеников Своих. Вознесение Его словесно. Вознесение Его засвидетельствовано. Словесно по высшей словесности небесной; засвидетельствовано очевидцами, добровольно принявшими страдания за свидетельство свое. Множество свидетелей: кто сочтет их? Святой апостол и евангелист Марк пишет о вознесении Господа: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ). Подробнее повествует об этом великом событии святой Лука, врач, говоря: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1, 9–11 ). Мы видим, что и при этом событии присутствуют ангелы Божии, как и при зачатии и рождении Спасителя, как при Его сорокадневном посте после крещения, и во время Его страданий в Гефсиманском саду, и при славном воскресении Его. Воины небесные всюду следуют за своим Царем и являют себя людям видимым образом, когда Царь сочтет это полезным. Еще древний псалмопевец пророчески говорил: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Господь сил, Той есть Царь славы» ( Пс. 23, 7–8, 10 ). И еще говорил: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс. 109, 1 ). И Сам Господь – Свидетель над свидетелями – пророчествовал Свое вознесение на небеса и Свою будущую славу. Пророчествовал о ней в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника заушали и бичевали Его. Он изрек Свои святые слова: «даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26, 64 ). Какое еще свидетельство нужно людям, кроме Его собственного? В устах Мессии нет лжи ни о прошлом, ни о будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После того преподобный Кирилл весь предался Богу и взял на себя большие подвиги: трудом изнуряя плоть свою всякий день, бодрствуя и молясь неленостно в славословии всякую ночь, сонную леность отгоняя. И для воздержания плоти трудился руками своими, работая каждый день, вспоминая псаломское слово: «Виждь смирение мое и труд мой и отпусти все грехи мои». И так преподобный воздержанием смирял душу свою, а тело свое томил трудами и подвигами, что и преподобный Корнилий, и вся братия удивлялись великому его смирению и покорности, и такому в юности благонравию, и крепости, и бодрости, и много прославляли за все Бога. Преподобного же Кирилла, как ангела Божия между собой почитали, как светильник некий проносили; все его хвалили: одни – говоря о его смирении, другие же – рассказывая друг другу о великом его воздержании и посте. Но он, уже и в юности не желавший славы, предпочел подобно Аврааму уйти из земли своей и от рода своего, и идти в землю, где его никто не знал бы, и там прожить оставшиеся годы, никем незнаемый. Так, этим помыслом устраивал Бог его спасение. О взыскании отрока Родители блаженного отрока много искали его в граде Галиче, и в иных городах, и во окрестных сторонах и весях, и, не найдя его, как о мертвом плакали о нем горько, в грудь себя ударяя. И приказано было по всей стороне той, если кто-нибудь где-нибудь увидит этого отрока или услышит о нем, то, придя, пусть известят отца его и получат вознаграждение за известие о нем. Вот уже семь лет не могли его нигде найти, как бисер некий, пропал и не находился. Пишет же Лука в Святом Евангелии: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом или ставит под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы входящии видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». И некоторое время спустя пришел старец из Корнильева монастыря, сообщил отцу его о блаженном отроке, что пришел он в монастырь к преподобному Корнилию и принял иноческий образ, жизнь же его чиста и свята, почитают его все за ангела Божия, все хвалят усердную его жизнь, в Боге любовь имеет ко всей братии, и послушание, и покорность, к тому же пост и молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому каждому человеку необходимо соизмерять свои силы с реальными условиями своей жизни. Напряжение — да, должно быть, но у каждого свой предел. И в этом надо проявлять свое послушание Матери-Церкви. Великий пост сильно отличается от всего остального года в богослужебном плане: он концентрирует внимание на покаянии. Но покаяние — обычное состояние христианина в любое время. В чем же разница? Великий пост — это такой период в жизни человека, когда ему дается еще один шанс стать другим, и этот шанс человек волен принимать или не принимать. Каким образом он ему дается? Тем, что создаются все условия для того, чтобы человек до предела — насколько он может — пытался поднять градус своей христианской жизни. А когда он его поднимает до предела, то ощущает, как правило, вовсе не то, что у него между лопатками начинают пробиваться нежные ангельские крылышки. Напротив, он ощущает, что в его жизни есть какие-то существенные изъяны, хронические ошибки, с которыми ему совершенно непонятно, как быть! Ведь проблема любого человека заключается в том, что все мы видим себя своими глазами, в то время как у нашего зрения сбита фокусировка, наш прицел всегда имеет некий крен — как правило, всегда в сторону самооправдания. Мы объективно не способны себя увидеть такими, какие мы есть на самом деле! А что такое покаяние? Это всегда есть сфокусированный взгляд на самого себя перед лицом Божиим. Когда появляется фокус, ты видишь свои изъяны, и такое состояние является наиболее плодотворным и удобным для того, чтобы человек выходил на новый уровень своего общения с Богом. В чем этот новый уровень? В том, что пропорционально стремлению человека жить по-христиански, исполнять заповеди уменьшается его надежда на самого себя и уверенность, что хватит своих сил, своей веры, своей доброты, своей праведности для того, чтобы устоять даже в том минимальном образе благочестивой жизни, которую он ведет! То есть человек умаляется. Чем тщательнее он старается жить лучше, тем яснее понимает, насколько он немощен, слаб. Именно это заставляло апостола Павла хвалиться своими немощами! Недаром он пишет: Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор 12:9). Это было не позерством, а свидетельством о глубине христианского смирения от реального приближения к Богу, Его святости.

http://pravmir.ru/vremya-podoyti-k-zerka...

(Работать в праздничные дни запрещается для того), чтобы беспрепятственно употреблять их на святые и богоугодные дела. Катих. 105. Во весь оный (воскресный) день мы должны оставить свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы всякого рода не должны в сей день заниматься работою, но должны делать богоугодные дела и молитвами прославлять Бога. По силе сей заповеди (4-й десятословия) мы обязываемся сохранять и все другие дни, которые повелела Церковь святить… Испов., III, отв. на вопр. 60. (В праздничные дни прилично именно) 1) приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения, и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. Катих. стр. 105. См. также (ниже, о зрелищах) Карф. соб. прав. 72 и VI Всел. соб. прав. 66. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не приличны дням святым, то кольми паче бесполезные, плотские и порочные. Катих. стр. 106. . б) Постов. Пост – тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития; также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с той целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога, также чтобы мог умертвить плотские вожделения и получать благодать Божию. О таком посте Свящ. Писание говорит так: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5 ). И в другом месте: вострубите трубою на Сионе назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ; и ниже: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание ( Иоил.2:15, 16–17 ). Таковый пост, когда совершается надлежащим образом, много способствует к умилостивлению Бога за грехи наши, чему примером служит Ниневия... Испов., III, отв. на вопр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего кровь Свою за нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради Царствия Небесного постараемся употребить все усилия и усердие наше, чтобы говение не было напрасно или во грех, чтобы получить пользу духовную, постараемся правильно исповедоваться и достойным образом приобщаться святого тела и крови Христовых, и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будут с нами! Аминь. В первую седмицу Великого поста на Великом повечерии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды… Такими словами Господь призывает всех нас к искреннему раскаянию в своих грехах. После грехопадения первых людей — Адама и Евы человек был изгнан из рая, из Царствия Небесного. Возвратиться в рай, в Небесное Отечество, возможно только через покаяние. В этом и состоит смысл жизни человека на земле — очиститься от греха через искреннее покаяние и приготовить себя к вечной блаженной жизни. Вся история человечества является историей покаяния, приближения к Богу. Господь не только призывает нас к покаянию, но и Сам постоянно промышляет о нашем спасении. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез его . Господь не желает смерти грешников, Он с долготерпением ждет и желает, чтобы мы воспряли от греховного сна, осознали свою греховность перед Ним, принесли искреннее раскаяние и получили спасение. Еще на заре человечества, в первой семье, сын Адама Каин возненавидел брата своего Авеля за его святую жизнь и решил убить его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от’ чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Этими словами Господь призвал Каина к покаянию и нас призывает, чтобы мы господствовали над грехом, с помощью Божией человек может победить в себе грех. Великий Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, приготовляя народ к принятию (Спасителя мира, начал свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что знаменательно, и Сам Христос Спаситель начал Свою божественную проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Поэтому-то в святом Евангелии почти нет страницы, где бы не было явлено милосердие Божие к кающимся грешникам.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

С бедностью 26 физической организации, незначительностью внешнего вида, слабостью речи, с отсутствием вообще всего, что так высоко ценилось греками для убедительности и силы слов человеческой мудрости, – Павел стал избранником Божиим, вмещавшим небесное сокровище в глиняном сосуде, для возвещения имени Божия перед народами и царями и сынами израилевыми, – носителем силы Божией в немощи плоти 27 . Трижды даже молит он Господа, чтобы избавиться от этого «жала во плоти, ангела сатанинского, удручавшего его». Но Господь сказал ему: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается». 28 Эта сила заставляет Апостола даже радоваться своему бессилию по плоти и похваляться своими немощами, – благодушествовать в болезнях, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях за Христа и взывать: «когда я немощен, тогда силен». Она 29 влечет Апостола к постоянному и тяжкому подвигу целой жизни ради любви ко Христу, – дневному и нощному изнурению себя тяжелым ремеслом для пропитания, – ежечасно быть в бедах, великом терпении, нуждах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в бдениях, в постах, в ранах, многократно при смерти, в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в городе, пустыне, на море, между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, нередко в посте, на стуже и в наготе, с постоянными язвами Господа на теле своем. 30 И при том всегда благодушествовать и ни на один миг не поколебаться, впасть в уныние, издать жалобу, потерять из виду свое дело и светлый лик Христовой любви, – изнемогать с изнемогающими, воспламеняться за соблазняющихся, – будучи свободным от всех, всем поработить себя, дабы больше приобресть, – для всех стать всем, чтобы всех спасти. 31 Та же сила сообщает ему дерзновение говорить пред царями и владыками, пред разъяренной толпой народа, пред образованными фанатиками иудейского патриотизма, пред утонченно развитыми Афинянами, – посылать грозные послания для низвержения мудрости века сего безумием слова о кресте. 32 Она дает ему сознание власти пленять всякий разум в послушание Христу, – открывает ему увлекательность его проповеди не в убедительных доводах мудрости человеческой, но в явлении духа и силы, – заставляет видеть мощь христианства не в слове, а в силе, – властно подвергать наказаниям непослушных и горделивых. 33 Она доводит Апостола почти до сознания своего всемогущества: «все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе, давшем мне силу, – ходя по плоти, мы не по плоти воинствуем, оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь, мы ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, возстающее против разума Божия, и пленяет всякий разум в послушание Христу, и в состоянии мы наказать всякое непослушание». 34

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010