Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие. Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7=35 + Великая суббота=36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, – вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу. Конечно, Бог ничем из этого не пользуется, но мы получим большую пользу от этой духовной борьбы. Вопросы по окончании беседы Митрополит Лимассольский Афанасий – Что бы вы сказали о двух людях, по-разному относящихся к посту: один стремится не нарушить ничего ни на одну тысячную долю процента, а другой более умерен и не столь строг. Кто из них постится правильно? – Если тот, кто чрезвычайно строг и педантичен, делает это не потому, что благорасположен к Богу, а потому, что верит, будто спасется этими своими делами, а также думает, что если проглотит каплю растительного масла, то отправится в ад, не понимая, что он не спасется одной каплей растительного масла, – тогда его одолел перфекционизм. Пост – это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, – тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть – совесть, которая с легкостью ранится. Он не принимает подобной широты.

http://pravoslavie.ru/68837.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что сказал Патриарх про строгий монашеский пост для мирян? 2 мин., 10.01.2020 20 декабря 2019 года прошло Епархиальное собрание Москвы. Выступая перед собравшимися, Патриарх Кирилл озвучил несколько важных тем из практики церковной жизни . В том числе, он сказал, что пост для монахов и мирян может отличаться – нынешний устав строгий, и написа н для монахов. Простым верующим поститься также необходимо, только вот строгость поста нужно регулировать индивидуально со священником. Вот что дословно сказал Святейший Патриарх: – Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику. Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов. Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, – участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно. В преддверии поста это лишний повод призвать во время проповеди редко бывающих в храме людей подойти на беседу к священнику. Смотрите также: «Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника Как возникли посты? Зачем нужен пост? Фото: USDA/ flickr.com Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-patriarh-skazal-pro-...

О посте 06.03.2023 18:43:14 о. Александр: - Доброго вечера, дорогие братья и сестры! Рад нашей встрече. Хочется немного поговорить о том, как нам проводить Четыредесятницу, как лучше подойти к Пасхе. Часто бывает, что мы задаем этот вопрос, но не спрашиваем себя, чего нам ждать от самих себя в Великом посту. Большинство и нас – те, для кого этот пост не будет первым. Мы его ожидаем, помним, что пост – духовная весна, что есть необходимость обновиться, но для многих из нас это остается благими пожеланиями. На каком-то этапе мы приходим к мысли, что у нас ничего не получается, и не получится наверное, значит будем делать что-то минимальное: соблюдать пищевую сторону сторону, чаще ходить на службы, и может за эту нашу дисципдлинированность, пост пройдем мягче и лучше, а мы сподобимсся участия в пасхальном торждестве. Ткакя позиция, особенно закрепленная многолетним опытом, недостаточна. Мы являемся свидетелями, а то и участниками колоссальных, библейского масштбаба перемен, происходящих в нашей стране, в мире. Мы участвуем в исторических событиях. А в таких событиях пост, который на себя берет народ, люди Божии, приобретает особый характер. Когда древний Израиль постился перед лицом Божиим, он это делал для того, чтобы просить у Бога благословение. Подвиг на себя брал весь народж, единый народ. Уклонение народа от выполнения его общещаний, означало, что народ не благословляется. Наш Авеликий пост безусловно окрашен в цвета тревоги и надлежды. Мы можем прямо сказать, что это совсем необычный Великий пост, мы будем стараться делать то и то, чтобы Ты, Господи, приклонил Свою милость ко мне, к моим близким, воинам нашей стране, чтобы Ты дал мир, но не любой ценой, а мир достигнутый победой. Если мы в верующем, религиозном христианском отношении возьмем на себя пост, то он будет для нас делом, а не просто периодом, в который нужно иначе себя вести, а серьезным большим хритаиснским делом. Ты берешься за дело, знаешь, что будешь уставать, нужно распределить силы, знаешь, что это дело важное, и поставь его среди важных дел своих, а не после того, как остальные дела уже сделаны, займусь постом.

http://radonezh.ru/2023/03/06/o-poste

Детский пост Картофельные чётки Сколько картошки необходимо начистить, чтобы сварить её на день всем постящимся, из части сделать пюре малышам, а часть замочить в воде с целью жарки на ужин мужу? В каких пропорциях должны соотноситься эти части? К кому примкнуть на трапезе? «И как тут не поправиться?» - добавит современная леди. Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Александр Ильяшенко Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко. Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Вопросы о посте и ответы на них священников В чем смысл поста? Что сделать, чтобы пост прошел не зря? Как поститься беременным и детям? Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? Дети и пост Легко и органично родитель может предлагать ребенку только то, что сам видел и усвоил в детстве. Но большинство из нас выросли в семьях, далеких от веры, и нам бывает сложно оценить соразмерность своих требований к детям в том, что касается религиозных вопросов Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост? Рождественский пост и Рождество в нашей семье. Матушка Светлана Радаева Однажды наступил момент, когда старшие мне заявили: мама, почему мы чай пьем, ведь батюшка в проповеди говорит, что надо причащаться натощак, мы больше чай пить не будем. Насильно ограничивать бесполезно, ребенок сам почувствует свои силы и скажет: я могу справиться с этим, подготовиться и причаститься.

http://pravmir.ru/tag/detskij-post/page/...

4. Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви – в области проповеди и катехизации – чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология. 5. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания (см. Ис.1:13–20 ), гораздо более достоин осуждения пост христиан, когда он теряет свой духовный смысл и становится вопросом изменения диеты и кулинарного искусства. 6. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи». Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании (о. Родос, 1961 г.) и было включено в каталог тем для готовившегося тогда Великого Собора Православной Церкви. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе. Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Митрополит через решетку читал молитвы и совершал монашеский постриг Впоследствии один из этих узников написал мне длинное письмо, в котором рассказывал, что, когда мы надевали на него рясу, «решетка словно испарилась, и появились сотни мужей, одетых в черное и с бородами – все они присутствовали на моем постриге. Это было нечто невероятное». Эти арестанты так серьезно отнеслись к своей вере! Тюрьма была разделена на девять разных отделений, каждое из которых имело свой уровень строгости режима и служило своим целям. В одном из отделений три или шесть рядов, а в каждом ряду – две группы камер, по двенадцать наверху и внизу. Узники устраивали своеобразную «телефонную связь» друг с другом. С помощью рулона туалетной бумаги, который накладывался на водосток, они (заключенные) с силой выдували воду из водопровода, достаточно далеко – чтобы трубы были пусты между вашей камерой и камерой вашего соседа. Конечно, не сразу, но со временем им удалось настроить «телефонную связь». Так получилось, что двое из постриженных в монахи заключенных сидели в камерах, находившихся одна над другой. Однажды они так сидели и разговаривали о приближавшемся Великом посте. «Ох! Не могу дождаться Великого поста! Я так люблю поститься!» – говорил каждый из них. У них созрел план – прочитывать каждую неделю Новый Завет целиком на протяжении всего поста. Так проходил период Великого поста. Женщина в белом обратилась к заключенному: «Возьми Моего Сына!» Как можно догадаться, 24 камеры располагались в два этажа, и, соответственно, «общение по телефону» узников не было приватным. Другие заключенные любили слушать беседы своих собратьев, потому что никогда не знаешь, что услышишь в таких случаях! Так вот, один из «соседей»-узников услышал однажды разговоры о посте и глубоко проникся этой темой. До этого он ничего не слышал о Православии, но теперь был в восторге и сказал сам себе: «Здорово! Я скоро буду поститься!» Но он не знал, как надо поститься, поэтому с первого дня поста просто перестал есть совсем! После полного воздержания от еды на протяжении первых трех дней он ночью внезапно проснулся от того, что увидел Женщину в белом, излучавшую яркий неземной свет.

http://pravoslavie.ru/108329.html

«Матушка, – пишет о. Макарий о Великом посте 1852 года, – прошу вас Бога ради приобщитесь этот пост два раза; вы увидите, как для души полезно… Приобщиться Св. Таин я вам, матушка, непременно советую два раза на первой и страстной седмицах. Пожалуйста, вы не верьте причудам туляков, соединяйтесь ближе со Христом… Мы до конца жизни не будем достойны, а вам теперь все благоприятствует» 101 … «Опять пост, – говорится в том же году о посте Успенском. – Вы не приобщались Св. Таин. Я вас уверяю Богом, что, кроме спасения души, вы ничего не получите: и совесть мирнее и спокойнее на душе будет. Не слушайте мирских разговоров. Прежние христиане приобщались каждую неделю. Ваши лета уже теперь такие, что можно отказаться от домашних забот. Впрочем, как угодно, – только нужно исполнять Св. Таин приобщение» 102 . «Не всё поклоны, – дает советы своей матери о. Макарий относительно христианской жизни вообще, – а возьмите лестовочку или четочки, что положено у вас пройдите, в сидячем положении или ляжте, и не считайте это за грех…, потому всегда поклонение творить нельзя. Если стоя не можете читать – сядьте, не сумневайтесь, а надейтесь на Бога… Читайте почаще молитву Иисусову и Богородице Дево, радуйся», где придется. Эти две молитвы возвышают горе душу 103 , молитва „Господи Иисусе“ и Богородице, сидя, ходя, лежа – везде да будет с вами. Не забывай бедных, но без ропота, подавай сколько можешь» 104 . «Молитва к Богу и любовь ближнего есть все заповеди; в сих двух закон и пророки висят. Что делать, быть может, иногда враг и наводит, будто жалко сделать что, или подать, или пожертвовать, но дело Божие без награды не бывает, а особо, если оно сделано без жалости внутренней и наружной. Этого должно беречься. За то в то время, когда разлучатся душа от тела, эти дела будут щитом ограждения. Точно, тяжело теперь молиться, тяжело сносить грубости, невыносимо исполнять волю чуждого распоряжения, и что там за пределами гроба, где и за праздное слово дадут ответ? Побеждайте мысль, воспрещающуюся наградить бедняка, не делать добро какое-либо, но вспомните вечность: Царствие небесное или ад, средней дороги нет, – тогда доброе дело насильно сделаешь, и значит, – две победы: победишь мысленного врага и сделаешь добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре. Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал». Еще Антоний Великий , основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден. 6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва? В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков. 7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

Цитата из патриарха Сербского: «Великая Четыредесятница, также предписанная 69м Апостольским каноном, остается, безусловно, в целости». Сейчас я просто выписал эту цитату для того, чтобы вы подметили, что он не из Русской Православной Церкви. «Великая Четыредесятница… остается, безусловно, в целости» – это он предлагает на Соборе. «Первая седмица без елея, а также Великая, а остальные седмицы: среда и пятница без елея, а в другие дни с елеем. В субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться, как и было доныне. Соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную». Вспомните: у нас в Неделю Крестопоклонную нет попущений поста, а у сербов есть, у них иначе. У них – с елеем, кроме среды и пятницы, у нас – строже, но я думаю, что на практике у нас в основном так же, но, тем не менее, мы придерживаемся других правил. Я думаю, что там, где мы слышим об очень коротких постах, наверняка люди вообще ничего не ели. Или же поступали как в палестинской традиции – днем не едят, едят вечером, ночью, как мусульмане сейчас. Была такая традиция у христиан. У нас очень богатая традиция. Теперь я хочу сказать немного о посте для того, чтобы мы все-таки, зная о том, что пост этот получается как бы Пасхальный, по-нашему. Получается, по нашим грехам,  кто в Великом посту плохо постился – а все мы много сачковали в Великом Посту, – где-то кто-то недопостился, дополнительные 42 дня в этом году выделяются на повторение, на работу над ошибками. Последние времена, потому что длинный пост? Так у нас эти последние времена повторяются периодически, циклично, в этом есть некоторая справедливость. И возгласы о последних временах в Церкви повторяются периодически. Я вам выписал немного из Триоди Постной. Это, правда, касается Великого Поста, но тем не менее: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядению, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

http://azbyka.ru/petropavlovskij-post

Дотоле оно было в ней верой если не господствующей, то терпимой совершенно столько же, сколько господствующая; оно быстро и свободно распространялось в литовском народе и имело все надежды стать верой господствующей; сам великий князь был уже Православным христианином, ибо таковым был после Ольгерда Ягайло. Отселе, с водворением в Литве господства католичества, Православие стало в ней верой схизматической, ненавистной для правительства, которое поставило своей целью по отношению к ней то, чтобы угнетать и подавлять её и стремиться к её искоренению. Впрочем, лично для Киприана, как митрополита литовско-русского, чрезвычайно важное событие, случившееся в Литве, не имело особенного значения: он был в весьма хороших отношениях с Ягайлом и с посаженным от последнего на великом княжестве литовском его двоюродным братом, вместе с ним перекрестившимся из Православия в католичество, Витовтом 646 и лично не испытал никакого ущерба от того, что совершенно изменилось в Литве положение Православия. Для первого посещения Киприан отправился из Москвы в Литву в великом посте 1396 года, за две недели до Пасхи, которая была в том году 2 Апреля. Он пошёл с Москвы вместе с великим князем Василием Дмитриевичем, который хотел видеться с тестем своим Витовтом 647 , так как тот находился недалеко от Москвы, в только что перед тем взятом им Смоленске. Пробыв с великим князем у Витовта праздник Пасхи, Киприан отправился в Киев и прожил в нём и вообще в Литве полтора года 648 . Незадолго до его прибытия в Литву случилось в Киеве происшествие, которое, как нужно думать, причинило ему большие или меньшие неприятности. В Январе месяце 1396 года умер в Киеве подозрительной скоропостижной смертью тамошний князь Скиригайло Ольгердович, и молва обвиняла в его смерти киевского митрополичьего наместника чернца Фому Изуфова святогорца, утверждая, что он поднёс князю зелье отравное на устроенном для него пиру 649 . Вероятно, молва считала Фому орудием кого-нибудь из врагов Скиригайловых в многочисленном семействе князей литовских 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010