В начале утрени он тоже должен совершить каждение всего храма. Но здесь в его распоряжении значительно меньше времени, всего столько, сколько займет чтение двух небольших псалмов. Поэтому задерживаться остановками для совершения поклонов он не может, так как он должен возвратиться в алтарь к окончанию молитвы Господней. Поскольку священник в данном случае не имеет возможности совершать поклоны, ради единообразия они отменяются и для всех молящихся. В Великом посте на 9-м часе молитва Ефрема Сирина читается один раз и сопровождается только тремя поклонами. А в малые посты, когда совершается служба с аллилуйей, почти великопостная, на 9-м часе молитва св. Ефрема Сирина читается дважды с 16-ю поклонами. Это потому, что в Великом посте следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и не беззатруднительно для многих богомольцев. Но Блаженны поются один раз в сутки и поклоны на них не могут быть ни отмечены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св. Ефрема Сирина читается один раз. А в малые посты промежуток между чтением на 9-м часе молитвы Ефрема Сирина и пением Блаженных более продолжительный, ибо за молитвой 9-го часа должно быть междучасие, и на изобразительных прежде Блаженных будут псалмы 102 и 145 и песнь «Единородный Сыне». Поэтому здесь не будет чрезмерного соединения в одном месте многих поклонов, а разделенные достаточным промежутком они не будут утомительны и для слабых силами богомольцев. Вечерня самым своим названием показывает, что она должна совершаться вечером. А в Великом посте она присоединяется к дневному богослужению. Но это потому, что назначаемое в Великом посте в качестве вечернего богослужения великое повечерие, если совершать его как положено по Уставу, займет времени гораздо больше, чем обычные 9-й час, вечерня и малое повечерие. У нас обыкновенно на великом повечерии «С нами Бог», «День прошед...», «Бесплотное естество херувимское...», «Верую» и тропари по первом и втором Трисвятом читают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О поминовении скончавшихся в Великом посте церковный Устав дает такое указание. Подобает ведати, яко аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех посреде Седмицы, не бывают третины его даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобно и в субботу литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, еще ли ни. Четыредесятницы же его бывают, егда число дней его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от Новыя недели, даже до исполнения дней четыредесяти 432 . Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями 433 . Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы 434 . Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста 435 . Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий 436 . Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что для Вас значит Великий пост? Валерий Трошин Что для Вас значит Великий пост? Этот вопрос мы задаем известным людям — актерам, журналистам, спортсменам. Их лица знакомы многим, но в то же самое время это обычные прихожане обычных храмов, у каждого из которых — свой опыт жизни в Церкви и свой опыт покаяния 12.04.2014 Что для Вас значит Великий пост? Борис Корчевников Великий пост… Чем особенно это время, чем оно отличается от другого времени несения поста православным человеком?.. 06.04.2014 Валерий Трошин о Великом посте Что для Вас значит Великий пост? Этот вопрос мы задаем известным людям — актерам, журналистам, спортсменам. Их лица знакомы многим, но в то же самое время это обычные прихожане обычных храмов, у каждого из которых — свой опыт жизни в Церкви и свой опыт покаяния. 14.03.2014 Что для Вас значит Великий пост? Антон и Виктория Макарские Великий пост… Чем особенно это время, чем оно отличается от другого времени несения поста православным человеком? 01.04.2013 Макарские Виктория и Антон о Великом посте «Что для Вас значит Великий пост?» Этот вопрос мы задаем известным людям — актерам, журналистам, спортсменам. Их лица знакомы многим, но в то же самое время это обычные прихожане обычных храмов, у каждого из которых — свой опыт жизни Церкви и свой опыт покаяния. Семь недель Великого поста — семь монологов о том опыте, которым каждому из нас хотелось бы поделиться. 01.04.2013 Что для Вас значит Великий пост? Евгений Киндинов Великий пост… Чем особенно это время, чем оно отличается от другого времени несения поста православным человеком? 25.03.2013 Евгений Киндинов о Великом посте «Что для Вас значит Великий пост?» Этот вопрос мы задаем известным людям — актерам, журналистам, спортсменам. Их лица знакомы многим, но в то же самое время это обычные прихожане обычных храмов, у каждого из которых — свой опыт жизни Церкви и свой опыт покаяния. Семь недель Великого поста — семь монологов о том опыте, которым каждому из нас хотелось бы поделиться 25.03.2013 Борис Корчевников о Великом посте «Что для Вас значит Великий пост?» Этот вопрос мы задаем известным людям — актерам, журналистам, спортсменам. Их лица знакомы многим, но в то же самое время это обычные прихожане обычных храмов, у каждого из которых — свой опыт жизни Церкви и свой опыт покаяния.Семь недель Великого поста — семь монологов о том опыте, которым каждому из нас хотелось бы поделиться. 21.03.2013 Великий пост: как он меняет вашу повседневную жизнь? Принято считать, что пост — это такое мрачное время, когда нужно все время плакать и скорбеть. Нет, наоборот, это такое очищение, а значит, радость 04.03.2010 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-posty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Борис Корчевников о Великом посте 2 мин., 21.03.2013 Борис Корчевников, журналист, актер. Я не считал, но это, наверное, седьмой или восьмой Великий пост для меня. Я не очень давно в Церкви, поэтому то, что я надумал себе об этом времени, о Великом посте, может быть, не очень правильное, но оно пока мое, на этот период времени. Я, правда, сколько ни думал о Великом посте, так и не понял, чем это время так уж принципиально отличается от всего остального. Не так давно мне пересказали разговор святейшего Патриараха Алексия с одними людьми — сами эти люди и пересказали. Они ему задали вопрос, сказали: «Нам очень тяжело поститься сейчас, мы несем определенное служение, у нас очень много работы...» Он им ответил: «Ничего, вы и так на посту». И мне кажется, что эта фраза имеет отношение ко всей христианской жизни: любой христианин, он и так все время на посту. И Великий пост... Чем особенно это время, чем оно отличается от другого времени несения поста православным человеком?.. Может быть, тем, что оно — более сконцентрированное напоминание об этом. Мы же всегда призваны к тому, чтобы говорить с Богом и получать от Бога ответы, все приносить Ему и слушать волю Божию, стараться ей следовать. Великопостные службы очень напоминают такой разговор с Богом. Какой-то очень личный, очень интимный. Своей продолжительностью, своей тишиной — там же, по-моему, не так много песнопений, на этих службах. Это такой неспешный и очень откровенный с Богом разговор. Знаете, каждый день во время всенощного бдения в церквах читают Шестопсалмие. Это фрагмент службы, когда в храме гасятся все свечи, выходит чтец и читает шесть избранных псалмов из Псалтири. В этих псалмах есть и радость, но главное — предчувствие пришествия Спасителя в мир. Мы как бы проживаем состояние ветхозаветного еще человека, который ждет обещанного Мессию. И вот великопостные службы, они напоминают этот фрагмент каждого всенощного бдения. Напоминают не только внешней декоративной обстановкой — это тоже происходит в темноте, при погасших свечах — но и чувством замирания и ожидания чего-то… Мы даже до конца не осознаем, чего. Потому что понять, что такое Пасха, сколько ее не проживай, на самом деле, наверное, невозможно до конца.

http://foma.ru/boris-korchevnikov-o-veli...

Лучшие рассказы будут опубликованы на «Правмире», а авторы пяти из них получат книги от издательства «Никея» о Великом посте 16 марта. ПРАВМИР. Великий пост – время открытий, когда мы понимаем о себе что-то важное. Кто-то находит в себе новые силы на добрые дела, а кому-то удается навсегда победить пагубную привычку. Возможно, именно постом в вашей жизни произошла судьбоносная встреча или настоящее чудо! Может быть, у вас есть забавная история о первом посте «не по разуму», или рассказ о том, как соблюдает пост ваш ребенок и что он об этом думает. Если именно постом вы по-настоящему пришли к вере, сделали очередной шаг к Богу, обрели новый взгляд на жизненные трудности – напишите об этом рассказ! Серьезный или веселый, наводящий на размышления, красивый и вдохновляющий! Ваши рассказы присылайте по адресу konkurs.pravmira@gmail.com . Лучшие из них будут опубликованы на «Правмире»! Авторы пяти рассказов получат призы – книги от издательства «Никея» о Великом посте. А компания Stickme.ru подарит победителям наклейки на ноутбуки, созданные по библейским мотивам. Тексты принимаются до 25 марта. Итоги конкурса будут подведены перед Страстной седмицей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravmir-provodit-konku...

Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. 20 марта, 2013 Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов?  На эти и другие  вопросы наших читателей  о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский.  Мой младший сын (4 месяца) до сих пор по ряду причин не крещен. Окрестить ребенка получится только в апреле, а это время Великого поста. Для нас крещение ребенка – праздник, а во время поста ведь нельзя устраивать веселые застолья? Крещение – величайшее церковное таинство, в котором духовно рождается новый человек. Это именно праздник, а не повод для очередного застолья. Впрочем, ничего плохого не будет, если после крещения родители с друзьями и родственниками вместе потрапезничают. Из постных продуктов тоже можно приготовить вкусный обед. По церковному уставу даже Великим постом по большим праздникам благословляется употребление вина. И я считаю, что если люди, собравшиеся после крещения ребенка за столом, выпьют понемногу вина, в этом не будет греха. Что значит понемногу? Это не чувствовать ни малейшего опьянения. А пьянствовать грешно не только постом, но и на Пасху, и на Светлой седмице, и на Рождество, и на святках, и в любой другой день. Главное, чтобы и родители, и крестные, и гости понимали духовный смысл крещения. Поэтому я желаю вам всерьез подумать о Боге, о смысле жизни, исповедоваться и причаститься (могу ошибаться, но судя по вашему вопросу и по тому, что ребенок до сих пор не крещен, вы человек малоцерковный). А воцерковляясь, вы вскоре осознаете необходимость крещения ребенка и крестите его как можно быстрее.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

   Если бы во времена апостолов существовал Великий пост хотя бы в зачаточном виде, как нечто общераспространенное и общепризнанное, то где-нибудь в посланиях их было бы какое-либо указание на него, как в этих посланиях содержатся немалочисленные указания на разные обычаи в тогдашних церквах, на богослужебную практику (евхаристию), на празднование воскресного дня.    Если послания апостольские могли обойти молчанием такой пост, не смотря на то, что о нем был повод сказать, когда речь заходила о воздержании вообще (напр. у ап. Павла о воздержании от мяса, от вина), то, по крайней мере, у ближайших к апостолам писателей, у так называемых мужей апостольских и в современных им памятниках, не могло не встретиться упоминание об этом посте. Можно сказать, каждый из этих писателей имел повод в сохранившихся от него писаниях говорить об этом предмете, и не говорил. В послании ап. Варнавы две главы (из 21) занимаются специально постами, приводятся все места Ветхого Завета о постах и между ними грозное определение Левит 23, 29: „кто не будет поститься постом, смертию потребится“ и ничего не говорится об обязанности христиан поститься; напротив доказывается, что пост должен состоять в делах милости. В „Пастыре“ Ерма, памятнике тоже I века, один отдел (из числа так называемых там 10 „подобий“, кроме которых есть еще 4 видения и 12 заповедей) посвящен посту и в нем находят, глухое впрочем, указание на пост среды и пятницы: Ерм говорит Пастырю, что находится „на стоянии“, объясняя, что это значит „постится“; а между тем известно, что уже во времена Тертуллиана среда и пятница назывались „днями стояний“. Таким образом, здесь, где можно было бы ожидать упоминания о посте Четыредесятницы, нет такого упоминания.    Ныне в науке самым драгоценным и неповрежденным из древних памятников считается так называемое „Учение 12 апостолов“ (открытое только в 1875 году в рукописи XI века). Написанное по признанию самых строгих критиков (отвергающих подлинность или неповрежденность евангелий и посланий апостольских) не позднее конца I или начала II века, оно служит лучшим показателем практики церкви первого после-апостольского периода. В нем три раза идет речь о посте и тоже не упоминается о Четыредесятнице, тогда как дается прямое предписание поститься в среду и пятницу. Нет о ней упоминания и в другом, ныне очень ценимом древнехристианском памятнике, так называемых „Канонах церковных св. апостолов“, составляющих очень раннюю переработку „Учения 12 апостолов“; впрочем в этом памятнике нет вообще речи о постах. Нет о постах речи (следовательно не могло быть упоминания и о Великом посте) и в посланиях св. Игнатия Богоносца (107 или 115 г.). Такое указание находится только в послании с его именем к Филиппийцам („Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову“), но подложность его давно доказана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В завершение первой книги Исидор Севильский рассматривает во­просы, связанные с христианским постом и со временем, установленным для воздержания 23 . В этой части трактата речь идет о Великом посте (I, 37), о посте Пятидесятницы (I, 38), о сентябрьском посте (I, 39), посте в ноябрьские и январские календы (I, 40–41). Главы 42–44 посвящены обычаю трехдневного поста и воздержанию в другое время, а также раз­личиям, которые наблюдаются в разных Поместных Церквях. Последняя глава книги первой содержит рассуждения святого Исидора об употреб­лении мяса и рыбы (I, 45). Вторая книга трактата, как уже было сказано, посвящена церковным служителям и служениям. Она состоит из меньшего числа глав, хотя размер многих из них превосходит размер глав первой книги. Вероятно, что вторая книга была написана позже и не предназначалась для еписко­па Фульгенция. Считается, что сочинение De ecclesiasticis officiis могло иметь хождение как в цельном, двухчастном виде, так и в виде двух отдельных книг 24 . Информации о богослужении в этой части трактата гораздо меньше. Основное ее содержание – рассказ об иерархических чинах, обязанно­стях и задачах церковнослужителей, а также о различных группах ве­рующих и о христианских Таинствах. Книга начинается главами о кли­риках (II, 1–3), о тонзуре (II, 4), о священно- и церковнослужителях и их степенях: епископе, хорепископе, пресвитере, диаконе, хранителе, суб­диаконе, чтеце, псаломщике, экзорцисте, аколите и ризничем (II, 5–15). Затем повествуется о монахах, кающихся, девствующих, вдовых, брач­ных, катехуменах и готовящихся к Крещению (II, 16–22). Далее следуют главы о Символе веры и правиле веры, применительно к тем, кто хочет стать членом Церкви (II, 23–24). Завершает книгу рассказ о церковных Таинствах, среди которых выделяются Крещение (II, 25), Миропомазание (II, 26) и Рукоположение (II, 27). С точки зрения истории богослужения наиболее ценным являет­ся свидетельство Исидора Севильского о таинстве Крещения и о том, что ему предшествует. Если собрать воедино главы 21–25 второй части книги, а также добавить информацию из 28-й главы книги первой, то мы получим цельную информацию о практике Крещения во вре­мена святого Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Беседы с Архипастырем. О Великом посте Пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений 17 марта, 2014 Пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений 15 марта вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии. Вед.: Здравствуйте! Мы продолжаем беседовать о Великом посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. У наших телезрителей много вопросов о том, как лучше провести время поста, чтобы он принес духовную пользу. «Владыка, нужно ли ставить себе конкретные задачи в грядущий пост, например, бороться с какой-то одной страстью, например, ограничить себя в том, что действительно любишь. Я вот не могу жить без кофе. Или узких задач лучше не ставить, а воспринимать пост в целом?», спрашивает Арсений. Митрополит Лонгин: Лучше воспринимать пост в целом. Но если есть желание расстаться с каким-то пристрастием (кофе, мне кажется, не очень достойная цель в этом отношении), можно поставить себе такую задачу. У святых отцов есть такие советы, что в пост можно особо побороться с какой-то страстью, с каким-то недугом души, который беспокоит человека. Но нужно очень хорошо рассчитать собственные силы. Вед.: «Простите, но я все-таки не понимаю, почему пища рождает страсти?», спрашивает Иван. Митрополит Лонгин: Это чисто физиологическое действие. У сытого человека сразу возникают какие-то желания, стремления плотского характера. Это естественно и, собственно говоря, факт медицинский, даже не духовный. Вед.: Следующий вопрос: «Если нарушил пост, сорвался в чем-то, есть ли смысл продолжать поститься?» Митрополит Лонгин: Это очень важный вопрос, то, что очень многих людей останавливает и искушает. Если каким-то образом нарушил пост, то в ту же минуту нужно его продолжать, даже не ждать нового дня или следующего понедельника. В любом случае, когда человек нарушил какие-то свои обещания, обеты, он должен обязательно продолжить исполнение этого обета или обещания. К примеру, бросает человек курить и вдруг — раз!  — не удержался, выкурил сигарету. Но это не значит, что можно теперь курить следующую. Надо тут же бросить и опять держаться, тогда есть надежда, что бросишь. Так же и с любым грехом. Если человек падает, то, как только пришло осознание того, что совершилось падение, нужно немедленно вставать и идти дальше, в этом залог победы. А если упав, человек продолжает лежать, если сорвавшись, допустим, нарушив пост, он махнет рукой и скажет: «Ну все, теперь мой пост пропал» — это обман, на который поддается огромное количество людей. Это бесовское искушение, голос слева, который говорит: «Ничего у тебя не получилось, все равно это все не твое, ты все испортил…». И нужно встречать такие вещи мужественно и идти дальше.

http://pravmir.ru/besedy-s-arxipastyrem-...

Если бы во времена апостолов существовал Великий пост хотя бы в зачаточном виде, как нечто общераспространенное и общепризнанное, то где-нибудь в посланиях их было бы какое-либо указание на него, как в этих посланиях содержатся немалочисленные указания на разные обычаи в тогдашних церквах, на богослужебную практику (евхаристию), на празднование воскресного дня. Если послания апостольские могли обойти молчанием такой пост, несмотря на то что о нем был повод сказать, когда речь заходила о воздержании вообще (напр., у ап. Павла о воздержании от мяса, от вина), то, по крайней мере, у ближайших к апостолам писателей, у так называемых мужей апостольских и в современных им памятниках, не могло не встретиться упоминание об этом посте. Можно сказать, каждый из этих писателей имел повод в сохранившихся от него писаниях говорить об этом предмете и не говорил. В послании ап. Варнавы две главы (из 21) занимаются специально постами, приводятся все места Ветхого Завета о постах и между ними грозное определение Левит 23, 29 : «Кто не будет поститься постом, смертию потребится» 26 , – и ничего не говорится об обязанности христиан поститься; напротив, доказывается 27 , что пост должен состоять в делах милости. В «Пастыре» Ерма , памятнике тоже I века, один отдел (из числа так называемых там 10 «подобий», кроме которых есть еще 4 видения и 12 заповедей) посвящен посту, и в нем находят глухое, впрочем, указание на пост среды и пятницы: Ерм говорит Пастырю, что находится «на стоянии», объясняя, что это значит «постится»; а между тем известно, что уже во времена Тертуллиана среда и пятница назывались «днями стояний» 28 . Таким образом, здесь, где можно было бы ожидать упоминания о посте Четыредесятницы, нет такого упоминания 29 . Ныне в науке самым драгоценным и неповрежденным из древних памятников считается так называемое «Учение 12 апостолов» (открытое только в 1875 году в рукописи XI века). Написанное по признанию самых строгих критиков (отвергающих подлинность или неповрежденность евангелий и посланий апостольских) не позднее конца I или начала II века, оно служит лучшим показателем практики церкви первого послеапостольского периода. В нем три раза идет речь о посте 30 и тоже не упоминается о Четыредесятнице, тогда как дается прямое предписание поститься в среду и пятницу 31 . Нет о ней упоминания и в другом, ныне очень ценимом древнехристианском памятнике, так называемых «Канонах церковных св. апостолов» 32 , составляющих очень раннюю переработку «Учения 12 апостолов»; впрочем, в этом памятнике нет вообще речи о постах. Нет о постах речи (следовательно, не могло быть упоминания и о Великом посте) и в посланиях св. Игнатия Богоносца (107 или 115 г.). Такое указание находится только в послании с его именем к Филиппийцам («Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову»), но подложность его давно доказана 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010