В эти праздники бывают крестные ходы, с окроплением св. водою домов и скота. В свадебных обычаях есть следующие особенности: Когда жених одевается к венцу, мать опоясывает его, по голому телу, сетью, а в сапоги кладет мак. Невесту также опоясывают сетью, а в башмаки кладут серебро, в платье – булавки. Причт поет «Царю Небесный». Невесту и жениха в церковь и из церкви провожает священник в епитрахили, с крестом в руках. Все это делается во избежание порчи. С тою же целью метут дорогу веником. При благословении невесты хлебом-солью, отрезывают от хлеба горбушку и соединив ее с горбушкой, отрезанной от хлеба женихова, везут в церковь . После венчания жених берет невесту в охапку, как ребенка, и садит ее в сани. По возвращении молодых из церкви, священник встречает их заздравной ектенией и участвует в обеде. После поздравления молодых, им подается стакан с медом и они выпивают из него три раза, попеременно. На бедные свадьбы священник не приглашается и свадебному поезду делаются разные препятствия, для устранения которых прибегают к угощениям, а иногда и к кулачной расправе. В обычаях над умершими замечено, что мыло, с которым омывали покойника, иные крестьяне берегут, как средство от судорог. Могилы покойников опахиваются платком, или ветвями дерев. Скажем о других поверьях и обычаях. О Великой пятнице думают, что в этот день должно брать молоко у чужих коров, класть яйца под чужих кур, дабы иметь у себя обилие молока и яиц. В этот же день считают свои деньги, чтобы они всегда водились, сбивают масло, чтобы коровы имели много молока. В Иванов день собирают верес и делают из него метелку, которою метут горячую печку, перед тем, как ставить в нее хлебы. Часовен в приходе 8. В часовне, в Судемье, есть каменный крест, найденный когда-то на ближайшем огороде. По древностям замечательны деревни Судемье и Посадница. Около Судемья, на огороде, находили мечи, кости людей, черепа, щиты, серебряные кресты и монеты, продолговатые с заостренными концами. Место это считается у крестьян «Литовским побоищем». Отец одного крестьянина, Фоки Ильина, нашел когда-то здесь котелок с рублями Екатерининских времен. Рождественский Сясьский погост

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Содержание песни о десяти девах заимствовано из евангельской притчи этого имени и из беседы о страшном суде, т.е. из евангелия, которое читается во вторник страстной недели, почему этот кондакарь в Корсиниевом кодексе надписывается «в великую середу». В самом кондакаре нет указания на употребление его в страстную неделю, но совмещение двух евангелий, усвоенных вторнику этой седмицы, составляет весьма веское основание для заключения положительного. Песнопение о Богоматери при кресте (р. 101) вполне соответствует Великой пятнице, и действительно, некоторые строфы этого кондакаря вошли в службу этого дня. Оно начинается следующими словами: «распятого нас ради приидите вси воспоем, ибо увидела его Мария на древе и сказала: хотя Ты и на кресте пребываешь, но Сын еси и Бог мой». В кондакаре на пятидесятницу собрание апостолов в сионской горнице, в ожидании содействия Св. Духа, представляется в чертах, заимствованных из тогдашних церковных собраний, имевших место в этот праздник. Возбуждая присутствующих к молитве, апостол Пётр обращается к ним со словами: «νω σχμεν τς καρδας» и, став посреди их, восклицает: «δεηθμεν, γνυ κλνομεν, ατσωμεν, κκλησαν τ δωμτιον τοτο ποισωμεν... κλασωμεν κα κραυγζωμεν», – т.е. помолимся, преклоним колена, будем просить, обратим эту горницу в церковь , восплачем и воскликнем к Богу: пошли нам Духа Твоего Всеблагого, да путеводит всех к земле Твоей правой, которую Ты предуготовил чтущим и славословящим Всесвятого Духа. Итак, мы имеем здесь три литургические черты, весьма важные для характеристики тогдашнего богослужения: общие собрания в церкви в день пятидесятницы, коленопреклонение и молитву о ниспослании Св. Духа. Последняя строфа в кондакаре на усекновение Предтечи даёт самое раннее указание на связь между этим праздником, как днём памяти великого постника, и позднейшим церковным обычаем поститься в этот день. К нему, как жителю пустыни и великому воздержнику, песнописец обращается со следующими словами: дай нам силу поститься, да будем подражателями твоими по мере сил наших, да не владычествует над кем чрево наше, но мы да владеем над ним... Мы, последователи Христа, постившегося волей и снявшего с нас древний голод, которым алкал Адам ради временной сладости» (р. 185). Разумеется, из этих слов ещё нельзя заключать, чтобы в то время существовал пост в память Предтечи, но замечательно, что этот мотив проводится в позднейших поучениях и правилах относительно поста в день усекновения Предтечи. В заключение, мы должны прибавить, что большая часть кондаков и некоторые икосы Романа сладкопевца перешли в наши церковные книги и до сих пор читаются в службе великих праздников, а другие послужили образцом для позднейших песнописцев и под именем последних вошли в состав триоди и минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

После II Ватиканского Собора богослужение амвросианского обряда было максимально приближено к реформированному рим. чину. Утром совершается месса с освящением мира, целиком заимствованная из рим. обряда. Для вечерней мессы составлены 2 варианта богослужения: с чтениями Дан 13. 1-64 (или Быт 4. 1-10), Прем 2. 12-24, 3. 1-8 и Мф 26. 14-16 или с чтениями 2 Цар 5. 1-14 и Мк 2. 1-12 (последний вариант рассчитан на совершение таинства Покаяния). Византийская гимнография Практически все песнопения В. ч. известны со времен господства Студийского устава. К важнейшим относятся: тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «λδβλθυοτεΟτε ο νδοξοι μαθητα» (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: «Τν ρτον λαβν ες χερας προδτης» (          ), канон утрени визант. гимнографа прп. Космы Маюмского (глас 2-й плагальный (т. е. 6-й), с проходящим через ирмосы и тропари акростихом «Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω» (            ); 1-й ирмос: «Τμηθεσ τμται, πντος ρυθρς» (        ), нач.: «Η πανταιτα κα παρεκτικ ζως» (        )), 11 самогласных стихир (10 на утрене, 6 из них повторяются на вечерне, где поется и 11-я; по ркп. известно еще ок. 50 самогласных и подобных стихир В. ч.- Карабинов. С. 280-282); 2 трипеснца повечерий (под В. ч. и в В. ч. вечером) прп. Андрея Критского (1-й трипеснец 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, ирмос: «    », нач.: «              »; 2-й трипеснец 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, ирмос: «      », нач.: «            ». В рукописях также встречается трипеснец Феодора на В. ч. 2-го гласа, ирмос: «Τν κ παρθνου σου γννησιν» (          ), нач.: «Τ τς παροσης μυστριον παναγας μρας» (Тайна настоящего всесвятого дня). В принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и мн. седальны и светильны В. ч., встречающиеся в рукописях (Там же. С. 283-284). Известны 2 кондака прп. Романа Сладкопевца , исполняемые в В. ч.- «На умовение ног», посвященный Тайной вечере и предательству Иуды (3-й глас, акростих: «Το ταπ[ε]ινο Ρωμανο ποημα» (Смиренного Романа творение), 1-й проимий: «Πτερ πουρνιε» (Отче пренебесный), 2-й проимий: «Δεσπτου χερσ» (Руками Владыки), 1-й икос: «Τς κοσας οκ νρκησεν» (Кто, услышав, не оцепенеет?); см.: SC. 128. P. 55-97), и «На отречение Петра», по содержанию и месту в богослужении относящийся уже к Великой пятнице. Оба кондака не вошли в совр. богослужебные книги. Кроме того, в рукописях встречается анонимный кондак, посвященный установлению таинства Евхаристии и умовению ног (проимий этого кондака - это и есть т. н. кондак совр. Триоди) ( Grosdidier de Matons. P. 91-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую середу, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочие недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются «со сподоби Господа» на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: в среду страстныя недели полагается поклон, (по другому чтению: полагаются поклоны) в пяток тоя недели держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I. 514). Мысль та, что, кроме середы страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую середу. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265. о цлованн. Прди исходи т игоуменъ десны стороны. и такоже и иконо. аще по боуде. дроугы стороны. и сърщетас сама. предъ огородою олтарьною. 185 непокръвенами главами. аще не има боуде. тъгда бо коупльми 186 покрывают ь. посемь икономъ поклонитьс игоумен до емл. и въставъ съчетать, 187 роуц свои положь. десноую прмо роуц вьрхоу лвы роукы. ко се кртъмь таковаго положени. тако же игоуменоу свои роуц въображьшю 188 вълагать десноую си роукоу икономъ межю игоумени роуц. а оутрьн чсть 189 лвы (не написано слово) десны роукы игоумен прдъложи. 190 игоуменъ краи косновени иконома краи косноувъ. абби къ своимъ оустомъ свои роуц и цлоуть пьрстъ соущии обраъ крътовидныи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Группа Вконтакте Facebook группа Великая пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий,  Косьма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Евангелия ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава 27 1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков Амоса, Иезекииля, Исаии, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение, померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов… Настал День Господень. Настал День Суда . Ничего подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”… Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. — Г. Ч. ) (Мк 15: 25, 33–34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы , а перед наступлением вечера совершается девятый час . Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15: 44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

«В пятый день недели» – по нашему счёту – в четверг, ибо иудейская неделя исчисляется по «субботам», а наша по «воскресениям». Итак, Апостолы Христовы, когда настал день 13 нисана, следуя обычному укладу жизни иудеев, подошли к своему Учителю с предложением приготовить пасху. Господь послал Петра и Иоанна в Иерусалим и сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. И они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» ( Лк. 22:10–13 ). «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками» ( Мф. 26:20 ). «Вечер» – относится уже к следующему календарному дню по еврейскому счислению дней, то есть к 14 нисана – пятнице. По нашему привычному счёту – вечер четверга. Таким образом, Иисус Христос совершил ветхозаветную пасху вечером 14 нисана, строго в соответствии с законом, ибо Он пришёл исполнить закон, а не разорить, и до конца его исполнил. Тайная Вечеря начиналась с ветхозаветной пасхи, было четыре чаши 15 . Последняя, пятая, была уже Чаша Крови Нового Завета. И, таким образом, ветхозаветная пасха, которую совершил Сам Господь с учениками Своими, стала последней для Израиля. Ею завершался весь Ветхий Завет . Далее уже наступает Таинство Нового Завета – Таинство Тела и Крови Христовых – Таинство Святой Евхаристии. Отсюда начинается Новый Завет , истинный, основанный не на прообразовательной крови ветхозаветного агнца, а на истинной Крови Христовой. Закон Моисеев завершается, так как Господь исполнил закон; клятва (проклятие) закона «искупается Его честной Кровию». Это проклятие лежало на всяком, кто не исполняет всех постановлений и заповедей закона Моисея. Пришло время Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа, и потому хлеб, который Господь благословил и, преломив, дал Своим ученикам, «глаголя: сие есть Тело Мое, еже за вы даемо» ( Лк. 22:9 ) – несомненно, был квасным, так как закон исполнен и опресноки уже не нужны. Мы уже «безквасны», по слову апостола Павла и «новая тварь», то есть очищены от «старой закваски». И Господь даровал нам истинный Хлеб Животный – Тело Свое – оживотворяющий, очищающий и освящающий нас, вместе с Пречистою Своею Кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенно приближают человека к Богу дела любви и милосердия, с чистым сердцем совершаемые. Об этом благовествует Сам Господь, говоря: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:34–35, 40 ). В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай – после литургии в дни дванадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже...». Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих простых молитвах, обращенных ко Господу, имена Ольги и Василия, и испрашивали здравия и спасения своим благодетелям. Сами же супруги Муравьевы питались очень скромно, употребляя простую и здоровую пищу в небольших количествах. Это был телесный подвиг, совершаемый в строгом согласии со святоотеческим учением и по истинно духовному рассуждению – умеренная наружная жизнь вместе сохранением тела в ровности и здравии, необходимых для подвига внутреннего, духовного. Как было уже упомянуто, с детских лет Василий Николаевич любил постничать. Ольга тоже старалась подражать ему. После того, как супруги Муравьевы принесли обет целомудрия, в доме их к среде и пятнице присоединился еще один постный день – понедельник. Воистину, не хлебом единым жив будет человек... Собирая мед духовный. О поведении православного христианина в миру

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Прииди, блаженный Петр апостол, и прибавь твое святое слово к тому, что слышали мы только что от великого апостола Иоанна. — Пришел и он, и слышим мы святое слово его: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1, 18-19). Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой – от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей. Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 51, 53-56). Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве причащения мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих. Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его – чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите». Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его. Митрополит Антоний Сурожский о Страстной пятнице

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010