Так и произошло. Христа в насмешку облачили в красную одежду, которая свидетельствовала о принадлежности к царскому роду. Плевали на Него, лукаво кланялись Ему. А Он всё это претерпевал. Потом Его заставили нести крест на Голгофу. На пути встретили Его женщины, которые хотели выразить Ему сострадание, но Господь сказал: «Обо Мне не плачьте, плачьте о себе и о детях своих, потому, что я не сотворил плохого». Ещё перед Своими страданиями Он сказал: «Грядёт сего мира князь, но во Мне он не найдёт ничего принадлежащего себе». То есть ни зла, ни греха, ни беззакония. Он пронёс Свой крест до Голгофы. Там же предали распятию ещё двух разбойников, потому что это был последний день, когда можно было предавать смерти. Так, в согласии с древними пророчествами, что с беззаконными вменися, Христос был повешен между двумя разбойниками. Вот мы знаем, что с одной стороны висит благоразумный разбойник – на все времена символ людей, которые, делая грех, каются и хотят исправиться, и Бог их оправдывает. С другой стороны – крест ожесточённого разбойника, который, страдая вместе со Спасителем, хулил Бога. Это тоже символ того, как люди приходят в совершенное безумие, не хотят понести трудности и начинают хулить Бога, отрекаться, кощунствовать. Господь страдал на Голгофе, и чтобы облегчить эти страдания, Ему подносили оцет. А в шестой час вся земля поверглась во тьму до часа девятого. Церковная завеса раздралась, и в девятый час Господь, уже изнемогая, преклонился с креста и произнёс: «Совершившишася». То есть всё совершилось, что было предначертано Премудростью Божьей в веках. Потом апостол Павел это прекрасно выразит в своих посланиях: крест есть высочайшая премудрость Божья, которая трудно постигается человеком. Для одних это кажется безумием, для других соблазном, но для всех познавших Бога, имеющих веру, является премудростью Божьей, спасающей человеческий род. Добавлю о Великой Пятнице то, о чём говорит Иоанн Богослов . Он вместе с Пречистой Божьей Матерью стоял у Креста Господня и передал нам очень важный для нас факт: Спаситель с креста усыновил Пречистой Божьей Матери Иоанна Богослова, сказав: «Жено, это сын Твой». И от того времени сказано, что Иоанн Богослов взял Пречистую деву Марию в свой дом и был Ее покровителем. А ему указал на Пречистую: «Это Мать твоя». Православные богословы видят в этом, что через Иоанна Богослова весь христианский мир усыновлён Пречистой Деве Марии.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Надгробное пение в Великую субботу (т.е. 17 кафизма с тропарями) иначе совершалось в Великой церкви и соборах, нежели в монастырях («Како поется надгробное пение в царьградской соборной церкви и по всему митрополиям». Описание рук. С. Б. III, 215–216). Обычай совершать полную литургию в Благовещение, в какой бы день Великого поста ни случился этот праздник, – хотя бы даже в Великую пятницу, Никон Черногорец ведёт из практики Великой церкви, откуда он перешёл в уставы студийский и иерусалимский. По словам нашего литургиста, насчёт этого вопроса правила разных уставов расходились между собой, но «обретается в соборнице (синаксаре) Великия церкви, яко в молитвенных храмех Богородицы бывати приношению (т.е. проскомидии) и совершенней службе» (Пандекты слово 57, лист 579). В греческом тексте (Питра Spicil. solesm IV, p. 454) всё это место читается следующим образом: περ δ το γνεσθαι προσκομιδν τ μεγλη παρασκευ, ε τχη υαγγελισμς, κα ο καννες διηγρευον. υρσκεται δε κα ν τ συναξαρω τς μεγλης κκλησας ες τоς εκτηρους οκους τς θεοτκου γνεσθαι προςκομιδν κα τελεαν λειτουργαν. Греческий текст говорит, по-видимому, за общеизвестность этого обычая и за его разрешение церковными правилами: «ι καννες διηγρευον», но а) такие правила неизвестны: 52-е Трулльского собора говорит о Благовещении безотносительно к Великой пятнице, а 3 правило Никифора патриарха, на которое указывает Питра в объяснение этих слов Никона, разрешает в день Благовещения, когда оно случится в Великую пятницу; только употребление масла, вина и рыбы, не говоря ничего о литургии; б) славянский перевод этого места: «правила инако сказуют» находит себе оправдание в уставе патриарха Алексия, где говорится, что хотя церковные правила и не велят в дни поста быть проскумисанию, но поскольку в синаксаре Великой церкви это разрешается, то и мы «се уставляем быти». в) Наконец, разрешение совершать в этот день полную литургию допущено только там, где Благовещение – храмовой праздник – «в церквах, посвящённых Богоматери», в прочих же полагается литургия преждеосвященных (Описание р. С. Б. III, 231). Самый порядок службы, в день Благовещения, случится ли оно в один из дней Великого поста, или в неделю Пасхи, «обычаю Великой церкве вследующе уставихом», говорится в этом уставе (лист 162). По действующему ныне церковному уставу это правило распространяется на все без исключения церкви, независимо от храмового праздника. Колебание на этот счёт началось, впрочем, очень рано, как видно из правил о Благовещении в Марковых главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Богослужение Великой Пятницы в Иерусалиме в IV-X вв. В Св. Граде, после его восстановления и новой застройки св. имп. Константином и его матерью Еленой, предпасхальные службы, в связи с наплывом паломников и очевидной связью между непосредственными местами Страстей и воспоминанием Страстей приобрели характер воспоминания-воспроизведения событий последних дней и часов земной жизни Господа, превратившись уже к V в. в развитую систему стационального богослужения. Наиболее ранние источники сведений о древней богослужебной практике Иерусалима - это Огласительные и Тайноводственные беседы свт. Кирилла Иерусалимского и т. н. " Паломничество " Эгерии. В " Паломничестве " Эгергии, которое обычно датируется кон. IV в., службы в Великой Пятницы подробно описаны в гл. 35-37 (SC. 296. P. 280-290). В службах этого дня участвовали все жители Иерусалима (в т. ч. и маленькие дети) и множество паломников; службы возглавлялись епископом. Служб было 3: бдение в ночь с четверга на пятницу, состоявшее из целого ряда последований на разных местах Страстей и шествий с одного места на др., во время которых пелись гимны; трехчасовая служба чтений, совершавшаяся днем (перед этой службой устраивалось поклонение Кресту, первоначально не оформленное как отдельное богослужебное последование); вечерня, которую пели сразу после службы чтений. Бдение Великой Пятницы начиналось почти сразу после литургии, вечером в Великий четверг; ко бдению все собирались в Елеонской церкви, построенной, по преданию, на месте пещеры, в которой Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этой церкви все оставались до 5 часа ночи (ок. 23.00 по совр. счету), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, " соответствующие дню " , а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Господа с учениками накануне Страстей (вероятно, Прощальная беседа - Ин 14-16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные Великой Пятнице При первом пении петухов все переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (Лк 22.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Статья Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу (Мф 26. 17-56; Мк 14. 12-50; Лк 22.1-53; Ин 13; 18. 1-11). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года - Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии.

http://bogoslov.ru/article/398148

На некоторых иконах Пасхи можно увидеть закованных в цепи демонов, распростертых на земле. Такова подлинная цель воплощения Слова Божия, Его уничижения, Его смерти на кресте, Его схождения во ад: победа над диаволом. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8). Свою победу Христос одержал как Человек, так как Он тоже был искушаем. Христос воспользовался не оружием Божественного всемогущества, но силой смиренного самоуничижения чтобы победить зло, корень которого есть гордыня. Литургически Пасхальная мистерия заключается в Великой Пятнице (дне распятия), Великой Субботе и, конечно, в славном дне Воскресения. Праздник Пасхи, в сущности говоря, представляет безусловную победу Христа над смертью, вхождение в вечность, поэтому Пасха празднуется в течение восьми дней; " день восьмой " - символ вечности. Пасха Христова переворачивает все: смерть устранена, тьма становится Светом, ад становится Раем. Великий русский богослов XIX века святитель Филарет Московский не может сдержать свое удивление и пишет: " Земля ли это? Небо ли это? Непостижимое прехождение от совершенного истощания к полноте совершенства, от глубочайшего бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к бессмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха! " Крест - древо жизни И если представить себе распятие Христа в динамике смерти и воскресения, то страдание, которое явно присуще драме нашего искупления, не затмевается, а ставится в перспективу, которая выводит к вечной славе. Крест перестает быть символом позорной казни, крест прославляется, становится знаком победы Богочеловека Христа над диаволом. В раю было два дерева: древо познания добра и зла и древо жизни (Быт.2:9). Адам, несмотря на запрет, данный ему Богом, поддался на соблазн лукавого и выбрал путь познания. Будете, как боги, знающие добро и зло, - сказал ему змей-искуситель (Быт.3:5). Этот путь горделивого желания стать богом самостоятельно, обойдясь без Бога, путем ложного знания, - искушение наиболее тонкое из всех. Но Адам был изгнан из рая, стал добычей смерти, вход в рай заградил херувим, потрясающий огненным мечем и запрещающий ему приближаться к древу жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/373/...

Рубрики Коллекции Мозаика монастыря Осиас Лукас. Изображение: pravoslavie.ru Великая Пятница: воспоминание Страстей Христовых 1 мин., 30.03.2024 Поделиться 3 мая 2024 года, в Великую Пятницу Страстной седмицы , Православная Церковь вспоминает самые скорбные эпизоды последней недели земного служения Господа Иисуса Христа. В это день верующие вспоминают суды над Спасителем, Его поругание, распятие и смерть на кресте, снятие с креста и погребение. На утреннем богослужении – Царских Часах – Церковь молитвенно переживает суды над Господом у Понтия Пилата и Ирода Антипы. Около 15:00 (по церковному – девятый час) Православная Церковь вспоминает крестные страдания Спасителя на Голгофе и Его смерть. В это время в храмах происходит особое действие – вынос Плащаницы – плата, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Вечером в храмах совершается особый Чин погребения Плащаницы. Во время богослужения верующие совершают крестный ход – обносят Плащаницу вокруг храма. Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов. По окончании Чина погребения Плащаницу подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой Субботы. Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи. Читайте также: О Великой Пятнице и ее особенностях Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-vospom...

Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные Великой пятнице. При первом пении петухов все переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (Лк 22. 41), там произносилась молитва, «соответствующая месту», пелся гимн, читался отрывок Евангелия о Гефсиманском молении Спасителя и произносилась еще одна молитва. После этого все медленно (из-за усталости) шли в Гефсиманию, на место, где Господь был взят под стражу. Там зажигали множество свеч (более 200, согласно Эгерии), читалась молитва, пелся гимн и читалось Евангелие о взятии Господа под стражу; в это время, как отмечает Эгерия, все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе. По окончании чтений, уже в предрассветные сумерки, все возвращались в город и сразу шли к главному храму. На рассвете все наконец приходили, на место обретения Креста, там читалось Евангелие о приведении Христа к Пилату и произносился отпуст бдения. После отпуста молящиеся отправлялись на Сион, где находилась колонна, у которой, по преданию, Господь был подвергнут бичеванию, молились у колонны и шли на некоторое время для отдыха домой. В армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария бдение Великой пятницы также представляет собой шествие по местам Страстей; в переводах говорится о 7 остановках (их конкретные места могут несколько различаться) и 7 евангельских чтениях этого бдения и достаточно подробно описывается гимнография, исполнявшаяся между чтениями. Гимнография включала в себя специально подобранные псалмы с антифонами (припевами, певшимися после каждого из стихов того или иного псалма; пение псалма с припевом было в древности обычным способом заполнить время той или иной литургической процессии — в данном случае, шествий от одной остановки до другой) и ипакои (тропари) по окончании этих псалмов (вероятно, исполнявшиеся по прибытии на место очередной остановки; ипакои упомянуты только в грузинском переводе Лекционария).

http://pravoslavie.ru/37405.html

И удивляться надо, как это можно верить такому невежественному писанию?.. Послушайте вот, сколько нелепостей в этом стихе о пятницах. Он начинается так: «Придите, братия, послушайте писания Божия, поучения святого Климента, папы Римского, про дванадесять великия пятницы». Но ведь это ложь: ни в Писании Божием, то есть в Священной Библии, ни в писаниях Климента, папы Римского, ни слова нет о двенадцати пятницах; что же это, как не клевета на слово Божие, на Священное Писание , и на святого отца – Климента, святителя Божия? Откуда это сочинитель взял, будто святой Климент писал о двенадцати пятницах? Спросите людей ученых, спросите пастырей и архипастырей наших: им известны все писания святого Климента, и все они скажут, что ни слова в них нет о двенадцати пятницах. А в Библии и сам можешь увидеть – прочитай ее от доски до доски – и помину в ней нет о двенадцати пятницах. Правда, найдешь там упоминание об одной – только об одной Великой Пятнице, в которую пострадал и умер на кресте Господь наш Иисус Христос; ради этой Великой Пятницы Святая Церковь и все пятницы в году (кроме Пасхальной, Троицкой, да на Святках, после Рождества Христова) почитает постом и молитвой; но никакого различия между этими пятницами она не полагает, и никакой особенной награды за соблюдение той или другой пятницы она не обещает. Какие же особые пятницы перечисляет сочинитель стиха о двенадцати пятницах? «Первая, – говорит он, – великая пятница на первой неделе Великого поста: в эту великую пятницу убил брат брата, Каин Авеля...» Итак, по его мнению, первая, самая важная пятница не та, в которую Господь наш за нас пострадал, а та, в которую будто бы был Авель убит. Уже и то нехорошо, что смерть Авеля, человека, он ставит выше смерти нашего Господа Спасителя; но откуда это он узнал еще, будто именно в пятницу, а не в другой какой-то день убил Каин Авеля? Да еще в Великий пост?.. Разве Великий пост при Адаме установлен был? Ведь это установление Апостольское: с чего выдумал сочинитель, будто еще при Адаме был Великий пост? Конечно, это выдумка невежды, и больше ничего...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

таком случае Воскресение Христово дойдет и до нас. Но без смерти на Кресте нет Воскресения и его радости - радости возрожденной жизни, радости жизни, которую никто больше не в силах отнять у нас! Радости жизни преизбычествующей, которая, словно поток, устремляется с высоты и несет с собой само Небо, которое отражается в его сверкающих водах. Воскресение Христа - такая же историческая реальность, как и Его смерть на Кресте, и именно потому, что оно принадлежит истории, мы верим в него. Не только сердцем, но всем целостным нашим опытом мы знаем воскресшего Христа. Мы можем знать Его изо дня в день, как знали Его апостолы. Не Христа во плоти, не Христа, каким Его с изумлением видели окружавшие его люди во дни Его земной жизни, но вечно живого, бессмертного Христа, Христа, которого, как говорит апостол Павел, мы знаем духом, воскресшего Христа, Который принадлежит времени и вечности, потому что, однажды умерев на кресте, Он живет вечно. Воскресение Христа - единственное, неповторимое событие, которое принадлежит равно прошлому и настоящему. Прошлому, потому что оно произошло в определенный день, в определенном месте, в определенный момент, потому что его видели и познали как событие во времени, в жизни тех, кто знал Христа. Но оно также принадлежит и каждому дню, потому что Христос, однажды воскреснув, жив вечно, и каждый из нас может знать Его лично; и пока мы не познали Его лично, мы не знаем еще, что значит быть христианином. Вернемся к Великой пятнице, когда Христос умер на Кресте ради того, чтобы мы смогли жить. В православном песнопении говорится: О Жизнь вечная, как Ты умираешь!? О Свет невечерний, как Ты угасаешь!?.. Действительно, кажется, что Сама Жизнь Вечная сошла в могилу, кажется, что Сам Свет Предвечный, слава Божия, открывшаяся нам в Сыне Его, погас и навсегда зашел от нас. Чтобы понять смысл, значение Великой пятницы, спасительной смерти Христа, мы должны постичь смысл Воплощения. Каждый из нас рождается во временный мир из небытия. Мы вступаем в мимоходящую, непрочную жизнь для того,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

   Поэтому Господь и молчал, поэтому и не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.    Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает Воскресение, так к Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.    Когда через шесть месяцев Господь был распят, то сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало во гробе, Он душой Своей, полной Бога, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех человеческих душ в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто, когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как Победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло удерживать Бога, Который был в душе Иисусовой, держать Бога в своих руках, то распалось царство смерти от Божества Христова, от Его пресвятой души, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле.    Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя.    Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого Евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому благовестию, святому апостольству, святому мученичеству. Вот уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010