Как посредством дерева вследствие падения (в раю) нам приключилось зло, так же опять посредством дерева произошло возвращение наше в то, чем мы были в начале, и тревожделенное восприятие небесных благ, так как ради нас Христос возглавил в Себя как-бы самое начало недуга. Ин.19:20 . Сие же титло мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже распят был Иисус. И бе написано еврейски, римски, еллински. 1401 Каждый, конечно, скажет, что весьма искусно и по некоему божественному и неизреченному промышлению возложена была эта надпись, имевшая троякое —207— письмо: «еврейски, римски, еллински». Этим оно ясно предлагало исповедовать царство Спасителя на трех пока самых известных из всех языках и приносила Распятому как бы некий начаток изреченного о Нём пророчества. Именно премудрейший Даниил сказал в одном месте, что «Ему дана была честь и царство, и все колена и языки Ему будут служить» ( Дан.7:14 ). Также и священнейший Павел в одном послании взывает к нам, что «всякое колено поклонится – небесных и земных и подземных, и всякий язык будет исповедовать, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца» ( Флп.2:10–11 ). Таким образом, провозглашая Иисуса Царем, надпись эта была как бы некиим истинным начатком исповедания языков. Но, с другой стороны, она была и обвинительницею безбожия Иудеев, едва не восклицая громко сходившимся для чтения, что они распяли своего Царя и Господа, совершенно пренебрегши любовью к Нему и впав, несчастные, в самую крайнюю бесчувственность. Ин.19:21–22 . глаголаху же Пилату архиереи иудейстии: не пиши: царь иудейский, но яко Он (Сам) рече: царь есмь иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах. 1402 Наставники иудейские не могут вынести этих слов надписи, и сильная зависть овладевает ими. Опять отрицаются от царства Христа и говорят, что в действительности Он не получил власти и никогда не был признан царем, а только пользовался этим словом, говорят, по весьма великой, им присущей, глупости не зная даже и того, что —208— природа истины никогда не может высказывать ложь, а Христос есть Истина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Введение Христианство, и в особенности на Западе, представлялось и представляется вплоть до сегодняшнего дня религией, оправдывающей страдание и превозносящей его ценность. Такое оправдание поддерживается по большей части отношением к прародительскому греху, представленным в рамках августиновского взгляда 1 , который очень почитается на Западе. [С точки зрения блж. Августина ,] этот грех якобы был включен в человеческую природу, все его унаследовали при рождении, все были в нем виновны и все должны заплатить за него главную плату в виде страдания и смерти 2 . Помимо этого страдание часто понималось как наказание, которое люди должны понести за свои личные грехи 3 . Что касается повышенной оценки страдания в христианском богословии в целом, то она связана с тем фактом, что Сам Сын Божий, воплотившись, перенес страдания и крестную смерть, чтобы спасти всех людей. Но еще более эта значимость страдания была усилена тенденцией богословия, а также стремлением христианских конфессий Запада (католицизма и протестантизма) поставить Страсти и Смерть Христа в центр сотериологии. В отличие от восточного христианства, которое придает большее значение Воскресению, сделав праздник Пасхи самым большим праздником, давая почувствовать в литургических службах Страстной Пятницы будущую победу Христа над смертью, западное христианство возвышает страдание и Распятие Христа, смешивая их в одно общее событие и делая из него главный факт Его спасительного Домостроительства. Сверх того, оно понимало это как «искупление», воспринимаемое само по себе как выкуп, который принес Христос через Свои страдания и Свою смерть, заменяя Собою людей, отдавая за них долг, который они имеют по отношению к Богу, или искупая таким образом оскорбление, нанесенное Богу грехом людей 4 . Поэтому Великой Пятнице придавалось значение, которое в сознании людей часто затмевало саму Пасху, в то время как рассматриваемые сквозь призму благоговения перед «крестным путем» 5 страдания Христа анализировались, разбирались и прославлялись в представлении, где воображение часто переходило границы, дозволенные нам Священным Писанием и Священным Преданием. Тогда как восточное христианство в своей иконографии Страстей 6 , Распятия и Положения во Гроб представляло Сына Божия бесстрастным и спокойным, уже победившим страдание и смерть, западное христианство , начиная с готического искусства, способствовало развитию религиозной иконографии, представлявшей Христа в те же моменты Его спасительного Домостроительства драматическим образом, стараясь с возможно большей реалистичностью показать Его страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Видя таких смиренных и светящихся благодатью людей, ты чувствуешь, что в своем сердце они непрестанно служат двум добродетелям: Таинству покаяния и любви. Они не покаявшиеся, но кающиеся. Призыв Господа покаяться не означает однократное или эпизодическое покаяние (хотя с него нужно начинать). Надо обратить всю свою жизнь в покаяние, пребывание в состоянии непрестанного покаяния и сокрушения. Ничего не говорить, не помышлять, и ничего не делать без чувства сокрушения. Пусть оно наполнит все наше существо. Всякий раз Таинство покаяния, сокрушения и возрождения руководится Высшей силой. Каждый раз, когда чувствуешь, что Он помогает тебе подняться, помни, что ты – падение, а Он – Воскресение. Ты – небытие, а Он – бытие. И по Своей великой милости Он привел тебя в бытие, отпавшего – воздвиг и воздвигает непрестанно. Таким образом, чтобы взрастить в своей душе дух покаяния, мы приходим к тому, что “всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем” ( 2Кор. 4:10 ). Монахи одновременно пребывают и в Страстной пятнице, и в Пасхальном Воскресении, непрестанно переживая “живоносное умерщвление” и “радостнотворный плач”. Равно как и к покаянию, они чувствительны к Таинству любви, ибо и здесь видят путь жертвенности, безоговорочно приводящий к вечной жизни. Труд во имя любви к Богу никогда не остается без внимания. И все, что было подарено и утрачено из любви к брату, то всегда сохраняется и обретается нетронутым и приумноженным в вечной жизни. Ближний – это не просто необходимый спутник нашей жизни, но неотъемлемая часть нашего духовного самопознания. Лишь тот, кто утратил себя во имя Бога и ближнего, может по-настоящему познать самого себя. “Кто погубит, тот найдет”. Только таким образом в человеке сможет возродиться его безграничное богочеловеческое величие. Лишь это дает возможность почувствовать, что основание, на которое опирается человек, никогда не пошатнется. Это основание – смерть и гибель. Но действительность, в которой постоянно пребывает новый человек, – это всеохватывающая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Что бы мы ни делали, о чём бы мы ни думали, с кем бы мы ни встречались, — всегда у нас перед глазами, прежде всего, должна быть наивысшая цель. Чтобы мы всю свою деятельность воспринимали как служение Христу. Во время Великого Поста людям удаётся собраться, сконцентрироваться. А потом – вновь начинается привычная жизнь, в которой есть работа, посещение церковных служб, забота о семье, но порой забывается Главное… Как сделать так, чтобы в нашей повседневной жизни с её заботами, суетой присутствовал Христос? Отвечает митрополит Иларион (Алфеев) . Окончание поста – это не призыв к духовной расслабленности. Мне кажется, единственный способ никогда не забывать о Христе – это то, что в Ветхом Завете называется «хождение перед Богом», то есть чтобы человек всю свою жизнь посвящал Богу. Как мы произносим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Что бы мы ни делали, о чём бы мы ни думали, с кем бы мы ни встречались, — всегда у нас перед глазами, прежде всего, должна быть наивысшая цель. Чтобы мы всю свою деятельность воспринимали как служение Христу. Это относится не только к священнослужителям, это относится ко всякому христианину. Как воспринимать служением Христу, скажем, приготовление яичницы на завтрак? Думаю, что приготовление яичницы может быть сопряжено с чисто мирскими попечениями, а может быть той жертвой, которую человек приносит Богу. Это всё зависит от внутреннего расположения и от внутреннего настроения человека. И от того, например, помолился ли человек перед тем, как начать готовить яичницу, молится ли он во время приготовления, молится ли он после. Если молитва сопровождает жизнь человека, то получается, всё, чтобы он ни делал, даже простые житейские вещи, он их посвящает Богу. Читайте также: Большой секрет для малого стада Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Мнимая победа падшей религии Страстная Пятница: Христос умер на кресте Распятие и Погребение Христа: иконы и картины и другие материалы, посвященные Страстной седмице Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/mitr-hilarion-na-isxod...

Суд первосвященника определил, что Он достоин смерти, потому что творит Себя Богом. Это было немыслимое, ни с чем не сравнимое богохульство. Его нужно было предать смерти, побить камнями, но первосвященники не имели  права предавать смерти. К тому же, наступала Пасха. И поэтому они принимают решение, что предать казни Его должны язычники, и ведут Его к Пилату. Пилат – Римский прокуратор, наместник Римской власти. Он обрадовался, что Иисус пришёл к нему, он давно хотел Его видеть и тоже начинает задавать вопросы: «Что, мол, Ты молчишь? Я над Тобой имею власть – распять Тебя или оправдать». А Спаситель говорит: «Ты не имел бы никакой власти надо Мною, если бы тебе не дано было свыше», — имея в виду: «Меня как преступника повели, а я – Тот, Кто установлен Премудростью Божьей прежде века принять смерть за человеческий род». Пилат, получив эти ответы и не удовлетворившись, посылает Его к  Ироду Четверовластнику. Евангилие называет его «лисицей», то есть этот человек был лукавый, хитрый, изворотливый. Он тоже с радостью встречает Христа. Даже подмечено в Евангелии, что в этот день установился контакт между Иродом и Пилатом, хотя до того они враждовали между собой. Пилат таким жестом показал:  пусть другой судит, — потому что он был правителем там, где уже были и последователи Христа,  и сам много о Нем слышал, и жена его говорила: «Оправдай Его, потому что я много во сне ради Этого Праведника пострадала». Что это было, остаётся тайной. Но Пилат пытается оправдать Спасителя. Первосвященники же научают народ: «Если римлянин Его оправдает, то все наши намерения разрушатся. Будет неопределённость и волнения». Народ требует от Пилата казнить Христа, и в последний момент говорит: «Если ты Его оправдаешь, то ты не друг императору! Он Себя делает царём». И Пилат задаёт вопрос: «Ты ли царь Иудейский?» — а Он отвечает: «Царство Моё не от мира сего. Я на то и рождён, чтобы быть Царём, имеющим власть над миром временным и Миром вечным». Тогда Пилат понимает, что здесь не идёт речь о политических притязаниях, здесь нет таких юридических основ. Римское право в то время уже было разработано на высоком уровне. Однако под напором требований («Если ты не предашь Его смерти, то ты враг кесарю! Этот Человек возмущает народ и хочет провозгласить Себя царём, а ты хочешь остаться в стороне!») Пилат говорит: «Я умою руки в знак того, что я не повинен в крови Этого Праведника», — и предает его на казнь. Как Спаситель и говорил: «Предадут Меня сначала суду первосвященников, потом отдадут в руки язычников. Наругаются и оплюют Меня, и предадут смерти, и в третий день воскресну».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Многие мыслители полагали, что, может быть, самый высокий накал страданий Спасителя произошел в Гефсиманском саду. Потом поведение Христа совершенно меняется. Он идет навстречу воинам из Гефсиманского сада, тут же идет Иуда. Они стоят и не знают что сказать. «Иисус Назорей — это Я», — говорит Господь, и они от страха падают, теряют самообладание. Он опять говорит: «Встаньте, посмотрите, если вы ищете Иисуса Назарянина – Я стою перед вами. Что же вы так испугались-то?» Один из апостолов взял нож и хотел защитить Спасителя, но Он говорит: «Вложи меч свой в ножны, потому что всякий кто поднимет меч от меча и погибнет. Или вы не знаете, что Я могу умолить Отца Небесного, и двенадцать легионов ангелов защитят Меня? Но Я Сам добровольно Себя отдаю». Так мы видим, что это именно добровольное предание. Иуда подходит, набравшись смелости, и лобзает Его, подавая знак, что Он – Тот, Кого нужно забрать на суд. Солдаты берут Христа и ведут на суд. Глубоким вечером кончаются все события Великого Четверга. И Христос с наступлением нового дня идет к первосвященникам и встречает первосвященника Каиафу, который на Синедрионе произнес непростые пророческие слова. Как сказано в Писании, будучи первосвященником, он имел духа, которым сказал: «Лучше Одному умереть, чем всему народу. Если за Ним пойдет весь народ, придут римляне, пленят нашу страну, порушат наши святыни». Христос должен был предстать вначале перед судом первосвященников Каиафы и Анны. Они уже ожидали Его и стали искать свидетельства против Него. Призвали свидетелей, но их слов оказалось недостаточно, чтобы Его придать смерти. Один из свидетелей говорит:  «Он учил, что в три дня разрушит Храм Иерусалимский». — «Что, Ты правда так учил?» — Он говорит: «Нет. Я никогда этому не учил. То, что Я говорил, было слышно всему народу. Ваши обличения не состоятельны». Тогда они прямо задают вопрос: «Ты ли сын Бога живаго?». А Господь отвечает: «Вы сказали. Я на это и родился, на это и пришел».  Тогда они разодрали одежду на себе и сказали: «Какие нам нужны ещё свидетельства? Он называет Себя сыном Бога!».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

«Вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе. Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак, и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Богородицы и для учеников Христовых». Итак, опыт конца, катастрофы, оставленности, одиночества – вот что, как мне думается, позволяет нам, хоть в малой степени, прикоснуться к опыту Страстной седмицы. И наоборот, если в жизни человека нет такого опыта, если ничего подобного он никогда не переживал, то такому человеку нелегко понять то, что происходит в эти дни. Я дважды, за один год, очень глубоко пережил такой опыт. Падение в пропасть Это был 1990 год, я учился в семинарии и был в самом начале своего христианского, да и, собственно, жизненного пути. Весной, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста у меня состоялся очень важный разговор, по итогам которого я понял, что жизнь моя кончилась. Это очень личная, интимная история, и я не хотел бы расписывать ее в подробностях. Могу лишь сказать, что такой опыт переживали и будут переживать многие молодые люди. Острота такого рода переживаний может быть очень разная. Мне было очень больно, земля буквально ушла из-под ног, я провалился в пропасть. Дело в том, что человеческая жизнь так устроена, что в ней есть прошлое, есть «здесь и сейчас», и есть будущее. Мы можем не сильно про это думать, но это так. И прошлое важно, оно влияет на наше настоящее, но и будущее, наши планы, надежды, мечты во многом определяют нашу жизнь. А вот теперь представьте, что будущего нет. Не в том смысле, что оно неизвестно, а вот его просто нет и быть не может! Как жить?

http://pravmir.ru/ottsa-aleksandra-ubili...

(Псалтирь митрополита Киприана, л. 191 об.). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы въ церкви многая убо koлhonpekлohehiя въ великую среду, а иже посред coбpahiu u 3 beлukiя отпустная (т. е. поклоны на отпусте) въ пятокъ на вечерни бываютъ. Uмyщiu же зanobдь u npouзboляющiu рекше въ великую субботу въ keлiяxъ своихъ творятъ (т. е. поклоны), судивше се (на том основании) , яко за еже имти сей суббот постъ паче всего лта, (въ) субботу елико можетъ койждо творитъ и тако отдаваются, и паки отъ всхъ святыхъ начинаютъ koлhonpekлohehiя. Въ прочая же дни лта, егда нсть праздникъ, по ckohчahiu же 9-го часа въ пятокъ отдаются и даже до вечерни недльныя отъ сподоби господи въ вечеръ сей безъ грха и паки начинаются. Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую среду, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочия недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются „со сподоби Господи“ на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: въ среду страстныя недли полагается поклонъ (по другому чтению: полагаются поклоны), въ пятокъ тоя недли держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I, 514). Мысль та, что, кроме среды страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно, с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую среду. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Сейм Латвии отказался придать Рождеству Христову и Великой пятнице статус отмечаемых дней 2 июня 2006 г. 13:09 На второй день после отъезда Святейшего Патриарха Алексия из Риги сейм (парламент) Латвийской Республики проголосовал против введения поправок к законопроекту о праздничных и памятных днях, в соответствии с которыми празднику Рождества Христова по юлианскому календарю и православной Великой пятнице предполагалось придать статус отмечаемых дней. Решение было принято по прошествии лишь нескольких дней после того, как представители высшего руководства страны присутствовали на Патриарших богослужениях и выступали с уверениями в лояльности по отношению к Православной Церкви. За принятие законов выступали депутаты Первой партии, Союза зеленых и крестьян, ЗаПЧЕЛ, «Центра согласия» и Социалистической партии. Против — представители Народной партии, ТБ/ДННЛ, часть депутатов от Нового времени. Воздержалась (что в данном случае равносильно голосу «против») почти вся фракция «Новое время». После завершения голосования пленарное заседание сейма пришлось прервать, так как представители антинационалистической оппозиции — депутаты от ЗаПЧЕЛ, «Центра согласия» и Соцпартии — не зарегистрировались и тем самым сорвали кворум. «Сорвав кворум, мы выразили свой протест! Это голосование — самое большое издевательство, которое позволил себе нынешний сейм по отношению к народу. Есть нормальный здравый опыт принятия документов, эти поправки были ододрены на заседаниях комиссий. И то, что произошло в зале, — это просто издевательство!» — подчеркнул Андрей Климентьев, зампредседателя фракции «Центр согласия». Депутат от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев полагает, что вследствие данного голосования, оттенившего недавний Первосвятительский визит в страну Святейшего Патриарха Алексия, председатель сейма и Президент министров Латвийской Республики должны подать в отставку. Теперь поправки к законопроекту «О праздничных днях» могут подаваться до 8 октября. Однако за день до названной даты в Латвии состоятся парламентские выборы. Это значит, что ответственность за принятие закона возложены на сейм следующего созыва. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/117384.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010