Патриарх Кирилл советует накануне Пасхи уделять внимание празднику, а не развлекательным передачам на ТВ Москва, 23 апреля 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове после Божественной Литургии в Великую Субботу призвал верующих сосредоточиться на смысле наступающей Пасхи – главного для всех православных христиан праздника. «Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей», - сказал Святейший Патриарх, обращаясь к духовенству после богослужения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. По его словам, на телевидении в дни Страстной недели нельзя было встретить «никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя», но вместо этого можно было увидеть «все то же - смех, развлечения». Это, как отметил Патриарх, «ранит верующих людей». «Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились», - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. Он призвал помнить, что «миссия Церкви, обращенная к миру, - это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал на горе в Галилее, это первейшее призвание Церкви». И никто, по словам Патриарха, «не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить». «Пусть же Пасха Христова наполняет наши сердца радостью, укрепляет нашу веру, укрепляет понимание того, что путь, по которому идут ученики Спасителя, — это путь света и правды. И да поможет нам Господь силой Своего Воскресения никогда не сбиться с этого спасительного пути», - сказал Патриарх Кирилл. Синодальный информационный отдел Московского Патриархата 23 апреля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46152.html

Однако уважение и честь, подобающие среде и пятнице, не должны ограничиваться лишь воздержанием от пищи. Наш телесный пост получает свою ценность и духовное содержание, когда в эти дни мы стараемся также горячее и больше молиться. Мы должны читать Священное Писание и в особенности главы Евангелия, повествующие о Божественных Страстях. Мы должны стараться творить добрые дела. 5 . Покаянный характер и строгий пост этих двух дней, который, как мы сказали, считается равным по значимости посту Великой Четыредесятницы, по словам святого Никодима Святогорца , также требует, чтобы в эти дни не совершались браки и супруги не имели между собой плотского общения «за честь поста». «Ибо нелепо, – объясняет святой учитель, – с одной стороны не нарушать эти посты вкушением пищи, а с другой стороны нарушать их плотским смешением и наслаждением. Поэтому равно подобает поститься в эти дни и воздержанием от запрещенных постами яств, и воздержанием от желаний плотского смешения». 6. Коль скоро зашла речь о еженедельных постах среды и пятницы, то надо сказать здесь несколько слов, с одной стороны, о посте понедельника, а с другой – о субботе и воскресенье. Пост понедельника был неизвестен в древней Церкви. Он представляет собой особый монашеский пост, что подтверждается указаниями различных монастырских Уставов. Видимо, из монастырей его переняли и те мирские христиане, которые имеют обычай соблюдать этот пост. Ясно, что соблюдение этого поста мирянами полностью предоставлено их желанию; однако, конечно, те, кто могут и соблюдают его, приобретают значительную пользу. Это замечает и святой Никодим, который пишет, что «и тот из мирян, который хочет поститься в этот день, похвален пред Богом и восприимет подобающее ему воздаяние». 7. Известно, что для нас, христиан, суббота, бывшая самым священным днем недели для евреев, заменена воскресеньем – днем восстания из мертвых нашего Господа. Однако суббота по-прежнему остается и для христиан особым днем служения Богу в воспоминание Его упокоения от дела творения (см. Быт. 2:2–3 ). Итак, эти два дня изначально носили праздничный характер. «Субботу же и день Господень празднуйте, – предписывают Апостольские постановления, – ибо первая есть воспоминание творения, а второй – воскресения».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Или, вернее, Церковь , вера сами стали жить в нас, требуя какого-то углубления, требуя ответа на вопрос: о чем мы вспоминаем, когда поем «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом..»? Или можно ли в Великой Пятнице видеть только символ смерти и воскресения России? И вот я попал в Православный богословский институт. В то время в нем преподавали настоящие корифеи. Я принадлежу к последнему классу, который еще слушал отца Сергия Булгакова ; я был ассистентом по кафедре Антона Владимировича Карташева 192 ; слушал нравственное богословие у Бориса Петровича Вышеславцева 193 , историю христианства и философию у профессора Мочульского 194 . Все эти деятели были чрезвычайно русскими людьми, цветом России. Но главное в институте было то, что Церковь , православие и вера зажили для нас своей собственной жизнью. Если раньше мы воспринимали их в основном как часть русского опыта, может быть – лучшую часть, то теперь на этом новом для нас этапе в душах наших стала выстраиваться некая иерархия ценностей. И мы начали задавать себе вечный вопрос: что значат слова Христа «Ищите прежде всего Царствия Божия, а остальное все приложится вам» 195 ? Что к чему прикладывается? Что из чего следует? И что составляет тот религиозный центр, который делается центром жизни? Центром всего, потому что все в мире с ним соотнесено. Помню, как я сидел с открытым ртом первые три года из пяти лет моего богословского образования, когда мне все время открывались абсолютно непостижимые прежде горизонты... Я и не предполагал раньше, когда был мальчишкой, когда архиерею посох выносил, что существует такой замысел, такой потрясающий Божественный замысел о том, что такое мир, что такое человек и к чему он призван. И что за пределами всех наших религий и конфессий открывается человеку. Я вдруг понял, что каждый человек, что бы ни случилось с ним в жизни, всегда про себя может сказать: «Я изгнанник на этой земле». Я никогда не мог понять, как могут существовать какие-то «зарубежные Церкви», потому что само христианство и есть всегда некая «зарубежная Церковь », потому что мы – за рубежом мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   И иногда даже сейчас, когда я встречаюсь с людьми, мне кажется, что мой опыт России даже немножко шире, потому что они не видали никогда графа Коковцева, а я с ним чай пил… И Шаляпина хоронил, стоял у гроба его. Это было неразличимое, неразделимое, абсолютно неразличимое одно целое — Россия, храм, Церковь, Православие.    Я перехожу ко второй стадии. Получивши от России Церковь и Православие, мы стали задумываться о самой Церкви. Или вернее, Церковь, вера сами стали жить в нас, требуя какого-то углубления, требуя ответа на вопрос, о чем мы вспоминаем, когда поем: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…». Или можно ли в Великой пятнице видеть только символ смерти и воскресения России? Или она еще о чем-то другом говорит? В чем тут дело?!    И вот я попал в Православный богословский институт. В то время в нем преподавали настоящие корифеи. Я принадлежу к последнему классу, который еще слушал отца Сергия Булгакова; я был ассистентом по кафедре Антона Владимировича Карташева, слушал нравственное богословие у Бориса Петровича Вышеславцева, историю христианства и философию у профессора Мочульского. Там было что-то другое. Все эти деятели были чрезвычайно русскими людьми, цветом России. Но главное в институте было то, что Церковь, Православие и вера зажили для нас своей собственной жизнью.    Если раньше мы воспринимали их как часть русского опыта, может быть, лучшую часть, то теперь на этом новом для нас этапе в душах наших стала выстраиваться некая иерархия ценностей. И мы начали задавать себе вечный вопрос — что значат слова, сказанные Христом: «Ищите прежде всего Царствия Божия..., а остальное все приложится вам» (Мф.6:33)? Что к чему прикладывается? Что из чего следует? И что составляет тот религиозный центр, который делается центром жизни? Центром всего, потому что все в мире к нему соотнесено. Значит ли, что это самодовлеемость богословия в высочайшем смысле этого слова?    Помню, как я сидел с открытым ртом первые три года из пяти лет моего богословского образования, когда мне все время открывались абсолютно непостижимые прежде горизонты, когда где-то далеко даже весь мир остается…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2628...

По свидетельству многих людей, вода из него обладает целительными свойствами, люди с тяжёлыми душевными и телесными недугами обретают здесь помощь от Пречистой Девы Богородицы. В КРЫМУ Источник Космы и Дамиана: При советской власти все монастыри в Крыму были ликвидированы, а посещение святых источникам довольно строго преследовалось. За прошлый век крымская земля потеряла не одну сотню родников. Характерной особенностью святых крымских источников является то, что к ним приходят поклониться люди различных вер и национальностей, ведь и сам полуостров представляет собой смешение восточной и западной культур. Целебные источники являются до сих пор одним из главных символов такого соседского сожительства. В Крыму существует источник святых Космы и Дамиана. Расположен он в горной местности неподалеку от Космо-Дамиановского монастыря, который был основан в середине XIX века в ущелье у реки Альма. Из-под горы пробивается чистый горный родник, который считают святым. В составе воды обнаружены полезные для здоровья вещества, в том числе серебро. В старину над Космо-Дамиановским ключом была построена часовня. Она уцелела даже в годы Великой Отечественной войны, когда фашисты подожгли монастырские строения, намереваясь вытеснить из округи партизан. Здесь, у этого источника, особо почитается день памяти святых целителей Космы и Дамиана - 14 июля. По свидетельству старинных преданий, святые целители скрывались некогда в крымских горах от гонителей христианства. Некоторые легенды даже называют крымскую землю местом мученической кончины и захоронения святых. Источник святой Параскевы: Ещё один крымский святой источник расположен вблизи Топловского Параскевиевского женского монастыря. Он основан в 1864 году. Источник посвящен святой мученице Параскеве Пятнице. Согласно существующим преданиям, Параскева приняла мученическую смерть именно на Крымском полуострове, в урочище Топлу. Там, где пролилась кровь мученицы, открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за девятнадцать веков. Подборку подготовила Ольга МАРЫШЕВА

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Исаково. Патриаршее подворье Алексия, митрополита Московского. Скит. Действует.   Год основания:приблизительно 2003 - 2009. Адрес: 141591,Московская область, Сонечногорский район, деревня Исаково. Координаты: 56.084491, 36.816335 Проезд:От ст. м. Войковская автобус номер 440 или от Ленинградского вокзала электричка до ст. Подсолнечная. В г. Солнечногорске от автостанции отправляется автобус 27 до д. Пятница.Время движения автобуса примерно 40 минут. От д. Пятница пешком около 3 км по указателям. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В стародавние времена село Пятница получило свое название от построенной в нем деревянной церкви святой Параскевы Пятницы. В более позднюю эпоху Пятница стала монастырской слободой. В 1776 году построили церковь Святой Троицы, в 1807 году - церковь с тремя приделами: Похвалы Божьей Матери, Святителя Николая и Мученицы Параскевы. В 1936 году в Пятнице прекратилась церковная служба. Церковь решили переоборудовать под клуб. Сохранилось известие о том, что церковные сторожку и сарай передали в 1940 году рыбхозу " Истра " , а колокольню - колхозу на слом для строительства теплиц. Во время Великой Отечественной войны село было сожжено немцами, здания церкви разрушены. И вот, спустя столько десятилетий, на невысоком берегу Истры, в деревне Исаково вырос храмовый комплекс Святителя Алексия, Митрополита Московского. Патриаршее подворье Святителя Алексия Митрополита Московского дает возможность людям поклониться и помолиться всем ликам Царицы Небесной. На сегодняшний день открыт малый зал музея икон Пресвятой Богородицы, в котором представлена 91 икона Божьей Матери. В ближайшее время планируется открыть большой зал музея, в котором будут представлены более 500 экспонатов икон Божьей Матери, выкупленных из частных собраний. В России большинство храмов строились на средства меценатов, людей неравнодушных и щедрых на добрые и богоугодные дела. Один из них — Сергей Веремеенко, доктор технических наук, президент Фонда развития регионов. Фонд неоднократно предоставлял средства на восстановление храмов, и за плечами Сергея Алексеевича не один десяток возрожденных святынь. Так сложилось, что обратился к С. А. Веремеенко известный коллекционер Владимир Николаевич Строковский. В его коллекции имелось более 100 икон — Образов Пресвятой Богородицы и идея о создании музея нашла поддержку и понимание у Сергея Алексеевича. Он часто встречался с известными священниками и был не редким гостем на острове Залита у батюшки Николая Гурьянова. Показал ему книжечку с изображением образа Божией Матери. А батюшка улыбнулся и сказал:

http://sobory.ru/article/?object=48186

   О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского († 582 г.), Симеона юродивого († ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.    Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.    И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII — VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Страстная седмица Путь Страстей Господних Путь Страстей Господних открылся мне тогда, когда я впервые захотел участвовать в страстных службах, и не смог; остался дома с ветрянкой. Мне было лет пятнадцать. Я лежал в полубессознательном состоянии, но меня не оставляла уверенность в том, что человеческое страдание, даже такое незначительное, связано с Голгофой На последнем рубеже смерти Однажды женщине приснился сон, в котором она зашла в магазин, а за прилавком магазина стоял Господь Бог. - Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью. - Да, это Я, - ответил Бог. - А что у Тебя можно купить? - спросила женщина. Жгучий огонь веры Отчаянные, настойчивые, огненные, как бы даже взахлеб, слова любви, слова подлинного единства: Я в Тебе, Ты во Мне, Мы – в них, они – в Нас, вместе, крепко, навсегда-навсегда!.. Любовь, самое ее живое средоточие. Священник Константин Кобелев: «Нужно думать не о себе, а о Господе, идущем на Голгофу» Мы все тяжело переживали известия о взрывах в метро. Потом я вспомнил, что было полтора года назад, когда у нас в храме обнаружили взрывное устройство. Сейчас все призывают проявлять бдительность, но тогда никто ничего не проявлял, ничего не ждал. Абсолютно Человеческая смерть В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Сия есть благословенная Суббота Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17).

http://pravmir.ru/tag/strastnaya-sedmica...

Святейший Патриарх Кирилл: Никто да не ставит под сомнение призыв Воскресшего Христа идти, свидетельствовать, учить и крестить 23 апреля 2011 г. 15:51 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове после Божественной литургии в Великую субботу призвал верующих сосредоточиться на смысле наступающей Пасхи главного для всех православных христиан праздника. «Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей», сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По словам Его Святейшества, на телевидении в дни Страстной недели нельзя было встретить «никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя», но вместо этого можно было увидеть «все то же смех, развлечения». Это, как отметил Святейший Патриарх, «ранит верующих людей». «Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились», сказал Предстоятель Русской Церкви. Святейший Владыка призвал помнить, что «миссия Церкви, обращенная к миру, это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал на горе в Галилее, это первейшее призвание Церкви». И никто, по словам Патриарха, «не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить». «Пусть же Пасха Христова наполняет наши сердца радостью, укрепляет нашу веру, укрепляет понимание того, что путь, по которому идут ученики Спасителя, — это путь света и правды. И да поможет нам Господь силой Своего Воскресения никогда не сбиться с этого спасительного пути», заключил Святейший Патриарх Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1459620.ht...

Я хорошо помню, как меломаны ходили по этим четырем соборам — каждое воскресенье в новый храм. Это было настоящее музыкальное событие внутри Церкви. Эта традиция жива до сих пор. В этом году, 6 ноября, в день 130-летия со дня смерти композитора, у нас в Феодоровском соборе тоже прозвучит Литургия Чайковского в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. 12 Евангелий В детстве я был под впечатлением службы «12 Евангелий», и сейчас в записи услышал «Разбойника благоразумнаго» именно в том исполнении. Служба совершается вечером Великого четверга и относится уже к Великой пятнице. Там есть светилен: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя». Поют его три раза. Перед пением «Разбойника» в третий раз на записи слышно, как солисты и хор озвучивают диалог между Пилатом и первосвященниками, вынесшими Христу смертный приговор. Первосвященники поют: «Распни, распни, распни Его». Пилат им отвечает: «Царя ли вашего распну?» А они: «Не имамы царя, токмо кесаря». Все это выглядит как настоящая трагическая мистерия. И никто мне не смог ответить, откуда это появилось и кто композитор. Ведь отец Павел не мог позволить себе никаких литургических экспериментов. Литургия апостола Иакова Остался невыясненным и вопрос, почему в Ленинградской духовной школе начали служить Литургию апостола Иакова, которая давно ушла из нашего обихода. Эта инициатива принадлежит владыке Никодиму и была для своего времени событием необычным. Возможно, такой интерес владыки Никодима к этому чину древней литургии был вызван тем, что он какое-то время возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. И его интересовала православная жизнь Востока, особенно греческая православная традиция. Покаянный канон прп. Андрея Критского Если на УоиТиве-канале мы выложили аудиозаписи, то на сайте mn100.ru акцент сделан на тексты и фотографии. Там размещены материалы двух выпусков журнала «Вода живая» — этого года и 2008-го. Там же размещен материал о нашем издании Великого канона прп. Андрея Критского в русском переводе митрополита Никодима.

http://predanie.ru/book/221278-nikodim-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010