Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. Предсказание об отречении Петра и других учеников. У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис) Великая Пятница/Μεγλη Παρασκευ Первосвященническая молитва Спасителя. Моление о Чаше. В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы. Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. Допрос Христа у Анны. Суд Синедриона над Христом у Каиафы. Отречение Петра. Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны. Приговор Синедриона. Раскаяние и самоубийство Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата ( Мф.27-19 ). Иисус Христос на суде у Ирода. Шествие на Голгофу. Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу. Распятие Спасителя. Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра. Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя ( Мф.27:53 ) Исповедание сотника. Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе. Женщины у Креста Погребение Иисуса Христа. Только у Ин. сообщается также о Никодиме. Великая Суббота/Μεγλη Σββατον Исполнение субботнего дня по заповеди. Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь.

http://azbyka.ru/shemy/posledovatelnost-...

Церковь Илии Пророка была закрыта в 1929 году, во время Великой Отечественной войны были разрушены венчания. В настоящее время действует, медленно восстанавливается. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625 г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна была посвящена св. пророку Илии, другая — св. мученице Параскеве-Пятнице, «строение мирское того приходу посацких людей. В 1738 г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы. В 1818 г. началось строительство нового Ильинского храма, так как прежний пришёл в ветхость. Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822 г. Известны имена расписывавших её художников: А. Беренсон и И. Морозов. В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны». Церковь была обнесена оградой, внутри которой находились два склепа семьи храмоздателя Торочкова и сестёр Суворовых. Церковь закрыли в 1929 г., и в 1930 г. здание передали новоторжскому педтехникуму под общежитие. В 1971 г, здание храма передано ДСО «Спартак». В наши дни (до 2005 г.) здесь размещался спортивный зал школы бокса. В Ильинском храме с 1901 по 1929 год служил протоиереем Александр Вершинский. 8 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский был причислен к лику святых. В 2005 году Ильинский храм стал подворьем монастыря Нилова пустынь. С 2013 года Ильинская церковь вошла в состав Торжокского благочиния.

http://sobory.ru/article/?object=08265

Когда наш Спаситель получил крещение от Иоанна на реке Иордан, Иоанн видел Его величие, то есть Его Божество и человечество, и понял, что Господь принял крещение не ради Себя, но чтобы показать пример нам, что мы тоже должны креститься, как и Он. И сей блаженный Иоанн был благодатно вдохновлен взять от Крещения Господня немного «закваски» для нашего крещения. Так что когда Господь вышел из воды, и вода еще стекала с Его тела, Иоанн подошел к Господу и собрал эти капли в сосуд. Когда пришел день его мученической смерти, он отдал сосуд своему ученику и завещал ему хранить его с великой тщательностью, пока не придет время и он не понадобится. Этим учеником был Иоанн сын Зеведеев, и Иоанн знал, что тому предстоит стать служителем Господним. После крещения Господь призвал Иоанна и сделал его своим любимым учеником. И когда приблизилось окончание земного служения Спасителя, Его страсти и смерть, в вечер, предшествовавший Великой Пятнице, Он совершил Пасху со своими учениками хлебом и вином, как написано, и дал каждому хлеб. Но Иоанну Он дал два хлеба, и вложил в его сердце помысел съесть один хлеб, а второй оставить, чтобы он мог стать закваской, которая будет храниться Церковью для вечного воспоминания. После этого, когда иудеи схватили Господа, а ученики из страха спрятались, только Иоанн остался. И когда они предали Господа позорной смерти, распяв Его вместе с разбойниками, только Иоанн был рядом, решившись остаться, чтобы видеть, что будет с Ним. Затем первосвященники приказали снять распятых с крестов и перебить им голени, думая, что если они еще живы, то от этого сразу умрут. Солдаты перебили голени разбойникам, но, когда они подошли к Спасителю и увидели, что Он уже умер, они не перебили Ему голени, но один из солдат копьем пронзил Его бок, и оттуда сразу же вытекли кровь и вода; Иоанн видел это. Теперь эта кровь – символ таинства Тела и Крови Христовой в Церкви, а вода – символ нового рождения верных. Только Иоанн видел это раздельное истечение крови и воды, и он истинно свидетельствовал об этом, чтобы мы веровали, как он говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Источник Скачать epub pdf Содержание Божественная литургия и вечерняя трапеза Освящение мира Омовение св. престола Общее маслоосвящение Умовение ног     Новая статья из цикла продолжающихся публикаций доцента МДА священника Михаила Желтова посвящена богослужебным особенностям Великого Четвертка. К статье прилагаются «Чин омовения Святые Трапезы», «Чин омовения ног», «Слово святителя Иоанна Златоустог о во святый Великий Четверток», а также «Порядок совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке». Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу ( Мф 26. 17–56 ; Мк 14. 12–50 ; Лк 22.1–53 ; Ин 13; 18. 1–11 ). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года – Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии. Божественная литургия и вечерняя трапеза Особый статус литургии Великого четверга проявляется в целом ряде ее особенностей. Эта литургия традиционно связана с вечерним богослужением 1 , поскольку является воспоминанием вéчери, то есть ужина. С этим воспоминанием связано и то, что особый статус имеет также трапеза Великого четверга – в древности существовал даже обычай (впрочем, осужденный 50-м правилом Лаодикийского Собора) вовсе разрешать пост в Великий четверг, а в позднейших Типиконах (в том числе – и в принятой ныне в Русской Церкви редакции) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Издавна христиане к двум дням относили название Пасхи – к Великой Пятнице, когда Христос был принесен в жертву за наши грехи, – это Пасха Крестная, и к Воскресению, когда Христос воскрес, – это Пасха Воскресная. Христос воскрес, чтобы нас взять в Свое Воскресение. Ведь Кого мы причащаемся – Христа! Но какого Христа? Не того Христа, Который идет на смерть, нет, а Того Христа, Который смерть победил! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила. Вот что происходит с нами при причащении. Поэтому ответственно, с великой любовью будем подходить к Чаше Христовой и в этот великий день, и как можно чаще, до самого нашего смертного часа, когда мы встретимся со Христом уже лицом к лицу. И будем помнить, что ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня ( 1Кор.11:29 ). Великий Четверг – такой святой день! Христос совершает тайную вечерю, соединяется с нами, освящает нас. Христос не только вмещает нас в Себя, но и Сам входит в нашу жизнь, Он соединяет нас с Собой и друг с другом, делает нас членами Своего Тела – Своей Церкви. Спаситель всех нас ведет в Вечную Жизнь. 1998 год 70. «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите!» Бог замыслил сотворить человека по Своему образу и подобию. В акте творения человек стал образом Божиим, как бы портретом Божиим в материальном мире. По замыслу Творца в результате духовного совершенствования человек должен дорастать до Бога, становиться Его подобием. Этот великий духовный путь человек может пройти только в союзе вместе со своим Создателем. В результате грехопадения образ Божий в человеке хотя и не уничтожился, но оказался сильно, подчас до неузнаваемости искажен. Вся трагедия грехопадения произошла оттого, что человек попался на уловку искусителя, перестал доверять своему Небесному Отцу и решил воровским путем достигнуть состояния божеского величия. Увы, совершенство без духовно-нравственной чистоты и красоты недостижимо. Но: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Великая Пятница Великая пятница: Мы рядом со Христом во время Его страданий (+видео) Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», - потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Он понимал, что принять это – чуждо его природе, и в то же время воля Божья определяла. Потому и молился Он до кровавого пота. Но воля его победила природу человеческую, противившуюся этому ужасному подвигу, и Господь вышел как победитель. Любовь человеческая Все наши чувства поглощены одним благоговейным изумлением перед этим превышающим наше понимание делом Божиим, в котором так ярко и очевидно явлена превосходящая разумение любовь Христова. Но любовь человеческая нам видна слишком хорошо, и она тоже достойна изумления. Читая службы Великой Пятницы И Церковь, под крики улюлюкающей толпы “возми, возми, распни со злодеи” достигая Голгофы, у подножия Креста в трепете уразумевает тайну спасения Праздник У Смоленской — женщина-прислужница. Там действительно удобное место, за баками: укромный уголок прямо рядом с иконой. Бабуля шаркает к Распятию, коряво крестится, тычется сухими губами в ноги Спасителя и — шепчет, шепчет что-то. «Праздник…», «с праздником…» — не могу разобрать. Да и неохота прислушиваться: уж больно хорошо батюшка читает Евангелие. Почему смерть дала свободу? Там, на Голгофе, когда Христос умер за нас, совершилась и наша смерть для греха. “Пойдем выпьем! - как же я могу, я же умер”. “Пойдем, украдем! - не могу, я же умер.” “Пойдем, отомстим! - как? я же мертв.” “Давай, хотя бы, позлословим кого-нибудь! - не могу, я умер.” Великая пятница в храме Всемилостивого Спаса Великая пятница - самый скорбный день в году. В этот день не служится Литургия - Великая жертва уже принесена на Кресте, Христос умер, Христос сошел во ад, чтобы вывести оттуда людей, чтобы ад разрушился изнутри, чтобы мы все воскресли. Над Господом насмехались, били, разодрали нетканый хитон, венчали его терновым венцом.

http://pravmir.ru/tag/velikaya-pyatnica/...

И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти. Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда. Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле. Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса. Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

http://sedmitza.ru/text/1219590.html

—542— арх Московский и всеа великия и малыя и белыя Росии, сотвори, государь, совет по благодати, данной ти от Святаго Духа, с возлюбленным своим сыном благоверным и благочестивым и христолюбивым государем царем и великим князем Алексеем Михаиловичем всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцем, пожалуй меня, богомольца своего, благослови ехати моево владычества в Касимов и в Шацкое и в Танбов татар и мордву крестить, и пожалуй мне»… (конец челобитной не сохранился). 1616 Одним исследователем было уже отмечено, что в челобитной архиепископа Мисаила встречаются выражения, употреблявшиеся в то время воеводами в донесениях о победах («Божиею милостию, всех святых молитвами и государевым счастьем»…). 1617 По нашему мнению, эта формула воеводских отписок употреблена в данном случае святит. Мисаилом не по недостатку литературных форм изложения, а вполне сознательно. Приведенные фразы вполне выражали взгляд святителя (а вместе и патр. Никона) на обращение мордвы, как на дело великой государственной важности, а на миссию – как на своего рода крестовый поход против неверных. Этому взгляду святителя, насколько можно судить по сохранившимся отрывочным сведениям, соответствовала и та обстановка, при которой им совершалась проповедь христианской веры. К собравшейся мордве святитель являлся в мантии, в сопровождении священнослужителей, а его домовые люди несли или везли икону, вероятно, довольно больших размеров. Сохранившийся текст челобитной свят. Мисаила заканчивается просьбой: «пожалуй мне»… Судя по первому путешествию, святитель опять, может быть, просил послать к нему светского чиновника, который был бы представителем государя и служил в глазах мордвы наглядным под- —543— тверждением того, что царь «указал их крестить». С другой стороны, так как новокрещенам обычно выдавалось царское жалование, то святитель мог также просить и об отпуске из казны средств на эти жалования, которые, по случаю массового крещения мордвы, вероятно, давались каждому в увеличенном размере. Получив благословение патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– И. Ш.). После чтения непорочных и великого славословия над держащим Евангелие святителем поднимают плащаницу. Затем входят в алтарь, полагают Евангелие на трапезе и покрывают его плащаницею, исполняя тропарь «Благообразный Иосиф» (Л. 92 об. –94) 827 . Как видно из этого принципиального для литургического исследования текста, страстная служба в начале XVI в. уже имела весьма развитую форму, причем важнейшее место в ее последовании занимали плащаница с образом мертвого тела Иисуса и икона «Уныние Господа нашего» – Akra Tapeinosis, установленная в середине наоса. Самое раннее упоминание об использовании ее в богослужении страстной службы, но, к сожалению, не передающее подробностей, содержится в гомилии патриарха Германа II (1222–1240) 828 , предназначавшейся для чтения в Великую Субботу, и в письме патриарха Афанасия I начала XIVb. (1305?), приглашающего народ «почтить и воспеть всесвятую жертву и жизнетворное погребение Христа, и совершить процессию со святыми иконами» 829 . По-видимому, древнейшими изображениями Akra Tapeinosis, к тому же соединенными с воспоминаниями о Великой Пятнице, должны быть признаны две миниатюры греческого Евангелия из Карахиссара (ил. 1), рукопись которого, согласно последним исследованиям, написана в Константинополе в восьмидесятых годах XII в. (РНБ, Греч. 105. Fol. 65v, I67v) 830 . Обе миниатюры представляют собой почти поясные изображения обнаженного Христа с опущенными плотно прижатыми к телу руками и склоненной на фоне подчеркнуто большого креста головой. В первом случае они соотносятся с текстом Евангелия от Матфея, повествующего об обстоятельствах Распятия: «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий... И поставили над головою его надпись... „Сей есть Иисус, Царь Иудейский”» ( Мф.27:35–37 ). В другом случае это Евангелие от Луки, рассказывающее о пути Христа на Голгофу, плаче и рыданиях сопровождавших его жен: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе...» ( Лк.23:28–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна Предтечи, и меньшая, чем для дня 40 мучеников (без масла, только маслины и вино). В уставе же имп. Ирины и Евергетидском в этот четверг, как и в среду Крестопоклонную, дается самое большое разрешение,— как в субботы и воскресенья поста. Устав иеромонаха Нила запрещает в этот четверг, как и в предшествующую ему среду, ужин, м. б. в противоположность каким-либо уставам, дозволявшим его (так как ужина вообще в пост не полагается, а обед бывает позже, вечером).— Нынешний устав в виду всего этого дает такое указание о трапезе этих дней: в 32 гл. Типикона: „в пяток 1-я недели, и в среду великого канона, и в великий четверток, аще нецыи уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней»; в 49 гл. и Триоди о среде великого канона: „на трапезе разрешаем на елей и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти; внимающий же спастися, воздержанию прилежат; множайшии же посту нелицемерну»; о четверге: „на трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго; нецыи же уставы [Ипотипосис] разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют; во святыя же горы типице разсуждает: на святых мученик 40, на предтечевы главы обретение, в среду крестопоклонную, на великий канон, и на неседалное (под акафист) ясти два варения с елеем и испивати по две чаши вина“. Т.о., явно не одобряя разрешения на елей накануне великого канона (разрешения, действительно, не даваемого древнейшими уставами), нынешний устав считает приличным для этого четверга, по крайней мере, разрешение на вино; такое же разрешение мысленно предполагает и 32 гл., неодобряя разрешения на елей. Как увидим ниже, такая же льгота в посте дается для великого четверга и отчасти для великой субботы.     О пятнице накануне субботы Акафиста, из известных нам древних уставов, есть замечание только в Типиконе иером. Нила; запрещая ужин в среду и четверг великого канона, этот устав прибавляет: „в пятницу же должно утешать певцов ради Акафиста» т. е. дозволен ужин. Нынешний устав: „на трапезе пием вино труда ради бденнаго» (49 гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010