Потому что Пасха – это свет и уверение в жизни будущего века, слава Царствия Божьего, которое стало воочию зримо, ощутимо, проповедано Святой Церковью. Потому что Воскресение – это уже не мифы, которые тысячелетиями проповедовало язычество. Воскресение – явно, и апостол так и говорит: мы не проповедуем сочиненные баснотворцами сказки, а говорим о фактах, которые сами видели и сами ощущали – что Христос умер и Христос воскрес. Это стало основой, зерном проповеди, которая потом пошла по всему миру после Воскресения Христова. Ученики Его даже боялись что-то добавлять к этому. Потому что прилагать к этому факту что-то человеческое – невозможно. Именно это и было заповедано апостолам: идите, проповедуйте, говорите, что вы видели, чему были свидетелями – Я умер и Я воскрес. Так Христос исполнил все чаяния и заветы. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».  Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Четверге (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Субботе (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на трипеснцы: Создатель неба и земли! Как Трисвятую песнь от Ангелов, Трипеснец от людей прими. На мытаря и фарисея: По-фарисейски кто живет, тот удаляется от Церкви; Христос же вами обретается, смиренные, внутри. Мытарь и фарисей В настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из наших святых и богоносных отцов-поэтов, движимые Святым Духом, прекрасно и подобающим образом составили, наполнив песнями. Первым придумал трипеснец — полагаю, что во образ Святой и Живоначальной Троицы, — великий стихотворец Косьма для Великой седмицы святых Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сочинив песни с кратким названием каждого дня в акростихе. После него и иные отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты , следуя его примеру, составили богослужебные последования для других недель Великого поста, — вначале для своей Студийской обители; прежде всего они написали трипеснцы, а затем, руководствуясь указаниями отцов, составили и выверили и другие богослужебные книги. Поскольку неделю завершает главный из дней, воскресенье, являясь и первым, и восьмым, последним, днем, то первую песнь они приурочили ко второму дню, то есть понедельнику. Соответственно к третьему дню, то есть вторнику, — вторую песнь; к четвертому, среде, — третью; к пятому, четвергу, — четвертую; к шестому, пятнице, — пятую; к субботе же — шестую и седьмую; восьмая же и девятая песнь поются каждый день. Ибо таким образом устроил божественный Косьма, написав для Великой Субботы четверопеснец, хотя впоследствии по повелению царя Льва Мудрого он был расширен до полного канона монахом Марком, епископом Отрантским. Книга эта справедливо именуется Триодью , хотя и не всегда содержит трипеснцы, — ибо она содержит и полные каноны, — но, полагаю, она получила свое название от того, что трипеснцы преобладают в ней, или от трипеснцев Великой недели, которые, как написано выше, появились первыми. Идея наших святых отцов заключается в том, чтобы целой книгой Триоди вкратце напомнить все благодеяния Божии к нам от создания мира: как мы были Им сотворены; как были изгнаны из рая сладости, отвергнув заповедь, данную нам для совершенствования; как были отвержены по зависти первого в злобе змия и врага, низложенного за гордость; как пребывали отлученными от благодати и водимыми диаволом; как Сын и Слово Божие по милосердию Своему принял страдания, приклонив небеса, сойдя и вселившись во утробу Девы, став ради нас Человеком и показав Своей жизнью путь на Небеса — в первую очередь, смирением, постом, отвержением зла и другими делами; как Он принял страдания и воскрес, и снова взошел на Небеса, и ниспослал Духа Святого Своим ученикам и апостолам; и как они начали проповедовать Сына Божия, Бога совершенного; и как божественные апостолы, содействием благодатиПресвятого Духа, своей проповедью собрав всех святых от земли, снова наполнили горний мир — в соответствии с изначальным замыслом Создателя.

http://pravoslavie.ru/2096.html

      Разумеется, если рассматривать восточную литургию одной только Великой Пятницы, тогда постоянное обращение к воскресению Христа можно было бы объяснить ожиданием и надеждой и поэтому не считать его характерным для восточного переживания. Однако, зная, что это повторяется и в Пасхальное Воскресение, мы, возвращаясь к Великой Пятнице, можем проследить, как это обращение приобретает для нас новый смысл и значение. Если в литургии Великой Пятницы Воскресение составляет главный мотив праздника, то в литургии Пасхального Воскресения главный мотив – крест и страдание. В Великую Пятницу Восточная Церковь словно следит за тем, что произойдет в Пасхальное Воскресение. В Пасхальное же Воскресение она обращает свой взор на то, что произошло в Великую Пятницу. Грядущее и прошлое переплетаются в одном неразделимом единстве смерти и воскресения. Без воскресения смерть Христа была бы полным и окончательным Его поражением: умерший и не воскресший Иисус никакой не Спаситель мира, даже если бы Он морально и пожертвовал бы Собой во имя человечества. Однако без смерти кенозис Христа был бы не полон и Иисус не испил бы всей судьбы человечества, следовательно, не принял бы на Себя его грехов реально, ибо тот, кто реально принимает на себя грехи человечества, принимает и смерть как последствие греха. Ведь Спасение человечества это не придача чего-нибудь еще к тому, что оно уже имеет, спасение естьвнутреннее изменение, затрагивающее даже онтологические глубины человеческого существа. Спасение есть преодоление прежнего положения человека, которое преодолевается не по приказу сверху, но претерпевается изнутри полностью и до конца, исчерпывая таким образом все ресурсы прежнего положения. Вечная жизнь, вызванная искуплением Христа, не есть продолжение естественной жизни в смысле бессмертия, это есть бытие на совершенно ином уровне, которое приходит к человеку онтологически из впервые дарованной ему благословляющей Благодати, но экзистенционально – только после выстраданной им смерти. Воскресение реализовывает это новое существование. Смерть же завершает прежнее существование, без которого и новое существование было бы невозможным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Большой секрет для малого стада Протодиакон Андрей Кураев рассказывает о своем переживании Великой Пятницы в литургическом и социальном контекстах. 2 мая, 2013 Протодиакон Андрей Кураев рассказывает о своем переживании Великой Пятницы в литургическом и социальном контекстах. Великая Пятница в литургическом смысле необычна тем, что это единственный день года, когда совершаются три службы. Это день полной синхронизации церковной и соответственно молитвенной жизни христианина с тем порядком событий, которые описаны в Евангелии. В частности, именно поэтому не совершается в пятницу литургия. Господь в эти часы претерпевал страдания на Кресте, а литургия – это очень праздничная и всегда неизменно пасхальная служба. Поэтому в это время Церковь пребывает в молчании: непрерывное чтение Псалтыри, некий поток молитвы, который перемежается чтением Евангельских отрывков, возвращающих нашу память к тем часам и к тому месту, где совершалось наше Спасение – это совершающаяся утром служба Царских часов. Наперсный крест убиенного иерея Даниила Сысоева (+20 ноября 2009 г.) с его кровью Днём совершают вечерню  с выносом Плащаницы, а вечером  – погребение Плащаницы. Фактически мы делаем то, что не сделали апостолы: погребаем Господа с положенными молитвами. По церковному уставу Великая пятница — день всецело постный. Человек не отвлекается ни на что, даже минимум еды для себя. Эти дни – пятница, четверг, суббота – тридневие Страстей Христовых, для меня, по моей  советской памяти, еще особенны тем, что это время каких-то своих секретов. Город вокруг живёт совершенно другими интересами, мотивами. А у меня есть свой повод для мыслей, переживаний, молитвы. И это не для того, чтобы осуждать тех, кто там идёт мимо храма, и не помнит в этот день о распятом Христе. Скажу по-детски – это такой большой секрет, для маленькой такой компании. Иногда все-таки радостно, по-хорошему радостно, почувствовать какую-то свою неконтекстуальность, некоторую отличность. Хотя бы иногда христианин должен всё-таки действовать, думать, реагировать, переживать иначе, чем просто наши дорогие соотечественники. И вот эти последние дни Страстной седмицы дают для этого повод. Когда эту тайну ты можешь нести просто в себе. Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Мнимая победа падшей религии Страстная Пятница: Христос умер на кресте Распятие и Погребение Христа: иконы и картины и другие материалы, посвященные Страстной седмице

http://pravmir.ru/bolshoj-sekret-dlya-ma...

Вот почему Великая суббота — день во всех смыслах особенный. «Ныне царит на земле великое молчание», — отмечается в латинском тексте Бpebuapuя. Magnum silenmium…«Дa молчит всякая плоть человеча», — поётся в этот день во время Великого входа… В соответствии с древней традицией, это день безмолвной молитвы и строгого поста, когда Иисус пребывает «во гробе плотски». В литургической практике сегодняшнего Запада это единственный день церковного года, когда вообще не совершаются никакие богослужения - jour alimurgique. В богослужебном чине православного Востока утреня Великой субботы, включающая чин Погребения (на практике она, что в данном случае абсолютно оправданно, совершается вечером в пятницу), безусловно, относится к пятнице — как в историческом, так и в богослужебном плане, ибо в тот час, когда Иосиф положил тело Иисусово в гробнице, была ещё пятница, хотя уже наступала суббота. Эта служба ориентирует нас на молитвенное созерцание плача Марии над телом Сына: «Спасительный Свет мой, Сладчайший Иисусе, как скрылся Ты в мрачном гробе?.. Взирая на Тебя, Слово, лежащего, Пречистая матерински плакала: О, приятнейшая Весна моя, Моё Сладчайшее Чадо, куда скрылась красота Твоя?» Отсюда ясно, что она как бы продолжает вечерню Великой пятницы, которая посвящена снятию с Креста тела Иисусова и плачу Богородицы. Что же касается литургии Великой субботы, то в древности она совершалась в субботу вечером, ибо начинается вечерней с чтением псалма, где говорится о том, как «солнце позна запад свой», и пением гимна «Свете тихий», в котором каждый без труда услышит знакомые слова: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…». Это говорит о том, что и для Востока Великая суббота является днём, в который всякая плоть человеческая призывается к молчанию; по сути своей она посвящена не службам, а безмолвной молитве, исихии, превращающей на какое-то время каждого из нас в монаха–молчальника. День великого молчания… День безмолвной молитвы… «Что такое молитва, сможет понять только тот, кто молится», — сказал как-то Иоанн Павел II. «Через слова можно только попытаться сделать первые шаги, но молиться — это значит войти в тайну общения с Богом». И в другом месте: «Когда вы встречаете Иисуса в молитве, когда вы прикасаетесь к Евангелию и молитвенно размышляете о том, как соотносится оно с вашими надеждами и намерениями, тогда всё становится новым».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.    Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.    Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле.    Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса.    Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

Метафизика для Бродского оказывается критерием художественного качества. Буквальной веры у него нет. Он — агностик, тяготеющий к позитивистской картине мира. Это сугубо материальный мир, где ничего мистическое как реальное не предполагается. Смерть, по Бродскому — это абсолютное уничтожение, безысходный ужас. Такому представлению можно сопоставить 14-ю симфонию Шостаковича: гениальное выражение ужаса перед смертью и абсолютной безысходностью. Митрополит Иларион: Мне очень близко это сопоставление, потому что я по первой своей профессии музыкант, и в свое время, в юности, когда мне было 17 лет, 14-я симфония Шостаковича оказала на меня очень сильное воздействие. На мой взгляд, понятие религиозности применительно к поэтам, композиторам все-таки должно трактоваться особым образом, то есть, если, например, оценивать таких людей как Бродский или Шостакович с точки зрения ходили ли они в церковь, причащались и исповедовались, то, конечно, в таком понимании они не были религиозными людьми. Но ведь религиозное начало проявляется в человеке по-разному: прежде всего, как он реагирует на окружающий мир, на какие-то сигналы, которые ему посылает Бог. Я думаю, что у Шостаковича, даже если он не был, скажем, практикующим христианином, была очень чуткая в религиозном отношении душа. Если говорить о наших поэтах XX века, таких как Пастернак, Ахматова, то Ахматова, конечно, была верующим, церковным человеком, а о Пастернаке этого сказать нельзя. О Бродском — тем более. Тем не менее, у Пастернака есть очень глубокие и пронзительные стихи, в которых идет речь о Боге, об Иисусе Христе, Его деяниях, о временах и событиях, описанных в Библии. Они посвящены,  в частности, Великой Пятнице, Великой Субботе, Страстям Христовым, Пасхе. Основная часть таких стихов содержится в романе Бориса Леонидовича «Доктор Живаго». Думаю, что и в поэзии Бродского есть много глубоких религиозных прозрений. Не такая уж она безысходная, как Вы говорите. П. Спиваковский: Я бы не поставил Бродского в один ряд с Пастернаком. Пастернак в моем понимании все-таки поэт верующий, а религиозность Бродского я бы сравнил с религиозностью Чехова, который писал, что на всякого интеллигентного верующего он поглядывает с изумлением. Чехов растерял свою детскую веру, но при этом он с удовольствием изображает верующих людей, например, в том же «Студенте», и как бы примеривает на себя, что было бы, имей он такую же веру. Аналогично я бы сказал и о Бродском: ему интересно представить то, что было бы, не будь он убежден в том, что ничего нет.

http://patriarchia.ru/db/text/4099271.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Прикосновение к смерти Христовой 29.04.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Жен-мироносиц Слово в Неделю жен-мироносиц Христос воскресе! В Неделю святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима мы слышим песнопения Великой Субботы и песнопение при изнесении святой Плащаницы: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою». Почему поет эти слова Церковь? Разве мы уже не прошли Великий пост и Страстную седмицу? Почему Церковь хочет, чтобы мы шли как бы вспять от Воскресения Христова к Великой Пятнице? Это самая глубокая тайна Церкви, о которой она снова и снова напоминает нам. Тайна заключается в том, что не было бы Воскресения Христова без распятия Его, без погребения пречистого Его Тела, и что ничего не значило бы для нас распятие Христово, Крест Его и смерть без Его Воскресения. Мы уже прошли и Великий пост, и Страстную седмицу. Мы празднуем Пасху, но впереди то, что не менее значительно, чем Великий пост. Впереди — Страстная седмица нашей Церкви, потому что Господь говорит, что Церковь пройдет тем же путем, каким прошел Он. Сегодня мы вспоминаем святых жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тех, кто больше всех и раньше всех участвовал в смерти Христовой, прикоснувшись к ней первыми. «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв положи». И «мироносицам женам представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь». Мы призываемся прикоснуться к смерти Христовой, прежде всего — участием во всех богослужениях, которые предлагает нам Церковь на Страстной и Светлой седмице и во все пасхальные дни. Особенно в воскресные пасхальные дни. Это настолько важно, что Церковь говорит: «Вместо мира песнь принесем Владыце». Она ставит как бы знак равенства между тем, что совершили жены-мироносицы, праведный Иосиф Аримафейский и Никодим, и что можем совершить мы своим участием в церковном богослужении.

http://moral.ru/myrrhbearers/

Это знаменательно. Богословие Иоанна очень высокое. Он ясно научил о Боге, что Бог — есть любовь. Где это ему открылось? Конечно, это явилось с креста. Потому что Христос никого не осудил с креста, а наоборот, молился о Своих распинателях: «Отче, прости, ибо они не ведают, что творят». «Погребение Христа», картина Дирка Боутса И произошла чудная перемена. Когда Спаситель умер, начались совершаться знамения: в субботу, на Пасху, стали воскресать праведники, отверзаться гробы. Многие, возвращаясь, били себя в грудь, и признавали, что предали кровь неповинную, даже язычники, которые охраняли гроб Господень. Самые верные последователи Спасителя в этот момент почувствовали, что сейчас совершается что-то очень важное и старались не утерять живую связь с умершим Спасителем. Приходят праведный Иосиф и Никодим, снимают Его с креста, кладут на камень Помазания (он до сего времени находится в иерусалимском храме Воскресения Христова), мажут Тело Христа миром, обвивают пеленами, возлагают на голову сударь… Праведный Иосиф отдал свой новый гроб. Казалось бы, в глазах Синедриона, первосвященников Он был преступником, а конец преступников был плачевен – даже кости их были перебиты. У Спасителя же и кости не были перебиты, согласно древним пророчествам. Хотя он вменился в число беззаконников, наказание мира нашего на Нем, мы исцелились Его язвами, как говорит пророк Исаия – но Ему была воздана честь с людьми высочайшего достоинства, каким был член Синедриона, праведный Иосиф, который положил Спасителя в своем гробе. Так смерть  Спасителя открывает новую страницу Его прославления, как Он и говорил: если Я буду верен кресту страданий, то Вы узнаете, что это Я. Действительно, стали открываться глаза многих людей. Они поняли, что Этот Человек ни единого зла не сотворил, а наоборот, душу отдал за всех. Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Четверге (+ Видео) и другие материалы, посвященные Страстной седмице

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010