С кон. XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Слав. книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в кон. XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал 4 книги на церковнослав. языке: Октоих (1491), Часослов (1491), Триодь постную (1492-1493), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском мон-ре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под рук. его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Черной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494), Октоих пятигласник (1494 (?)), Псалтирь с восследованием (1495), Требник (1496). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в г. Тырговиште. Известны 3 изданные там книги: Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1516 г. в Праге открылась слав. типография Ф. Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнослав. языке. С 1517 по 1519 г. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведенные им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык,- «Библию руску». В нач. 20-х гг. XVI в. Скорина основал в Вильно 1-ю на территории Великого княжества Литовского слав. типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и Апостол (1525). В Сербии и Валахии в 1-й пол. XVI в. известны типографии в мон-рях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в слав. мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло ок. 1553 г. в т. н. Анонимной типографии, от которой сохранилось неск. книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание 1-го полного церковнослав. библейского кодекса - Острожской Библии (1580-1581). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко 2-й пол. XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Но мы видели, как, разъезжая по Украине, своим архипастырским благословением преосвященный оживлял замиравшие приходы; как он собирал учеников в духовные училища; как хлопотал об одеждах Божиих храмов; как он больной, осыпаемый всевозможными неприятностями, работал в деле воссоединения, за которое, ещё задолго до его начала, он так тяжко страдал... Личные свойства преосвященного Виктора – его мягкость, незлобие, добродушие, – делали его незаменимым человеком на его месте. Он был духовный борец; а в духовной борьбе меч – слово Божие 2134 , а слово Божие – любовь 2135 . Правда, преосвященный Виктор не создал себе того ореола бумажной известности, который часто обманывает не одних современников и который так редко соответствует действительности. Преосвященный был скуп на похвальные себе самому слова и вздутой славой не обманул никого. Грустно, конечно, доживать дни, видя застой и охлаждение того самого дела, которое начинало когда-то так кипеть в руках того, кто теперь был от него далеко. Шумный успех в конце дела создаёт апофеоз, а почему нибудь не вполне удавшийся конец в глазах современников набрасывает тени на всё прошлое. Но историк не должен в своих суждениях доверяться впечатлению современников; он должен ценить исторических деятелей не по последнему слову. «Частная» жизнь преосвященного, не свободная, конечно, как и всякая жизнь человеческая, от некоторых тёмных пятен 2136 , не подлежит суду истории. Ей праведную оценку сделал уже Тот, пред Кем не скрыто ни одно ни дело человеческое, ни помышление. Не нужно бы было только забывать, что и при жизни преосвященный подвергался – и нередко – незаслуженным укорам. Преосвященный Виктор был милостив, а «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» 2137 2 H. П. Костомаров, «Последние годы», 21. Здесь приведено предсказание польского короля Яна Каземира о разделе Польши «москвитяне захотят себе взять великое княжество литовское, все земли по Бугу и Нарову, а может и по самую Вислу, бранденбужец замыслит приобрести великую Польшу и другие пограничные воеводства, дом австрийский покусится на Краков и прилегающие к нему земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Е. Никифоров: Но сами-то мы не «скифы с раскосыми и жадными глазами», как написал в своем стихотворении от обиды на Запад Александр Блок. Д. Бабич: — А даже если у кого из нас и раскосые глаза, то начинка за этими глазами у нас уже европейская, не азиатская. Но есть и другая константа: западная Европа, западная часть христианской цивилизации нас Европой не считает. От этого все наши фрустрации и метания в отношениях с ЕС. Это отношение нас обижает. В истории это повторялось много раз: мы обижаемся, уходим в изоляцию, потом возвращаемся, прощаем, потом опять уходим — и все по новой. При этом на Западе есть и такие люди, которые понимают, что мы европейская цивилизация, они к нам тянутся. Их за это сейчас бьют по рукам, даже сажают, как Матеуша Пискорского в Польше, но они все равно тянутся, потому что мы — их цивилизация. Они приезжают сюда всеми путями. Спрашиваешь — зачем? А они говорят, что чувствуют себя здесь хорошо, как дома. Но таких людей мало. А верящих в «черную легенду» о России много. А черная легенда — грех против истины. Е. Никифоров: — Ложь о России, в том числе исходящая изнутри самой России — это от лукавого. Одно из имен злого духа — лукавый, отец лжи. И здесь нужно быть осторожным в большой политике, когда есть ответственность за целый народ. Семь раз надо отмерить, один раз отрезать. Путин по натуре осторожный политик, но и у него не всегда получается. Он тоже человек. Д. Бабич: — А вокруг критическая масса людей, которая для пользы дела, судя по всему, не всё ему сообщала о ждущих нас на Украине опасностях. Опустить неприятную подробность, подольститься. Есть неприятная такая подробность насчет Украины. Огромная часть населения поверила там в националистическую идеологию. Я видел этот переход, там не сразу заговорили по-нацистски. Им говорили: смотрите, Великое княжество Литовское было лучше, чем Орда. Ведь ВКЛ — это Европа, а территория нынешней Украины входила в ВКЛ. То, что Москва не была частью Орды, а лишь платила ей дань, опускается. Истинные факты смешиваются с придумками. Некоторые действительно считают, что Орда — прекрасно. Там была епархия Русской Церкви, монголы не так давили священников налогами, как простых смердов. Но это обманчивые детали. В целом Орда для России была — иго, оккупация. Бывали годы, когда была «тишина великая», но не надо говорить, что это было хорошо и прекрасно в течение веков. Не надо — даже ради хороших отношений с татарским и другими тюркскими народами. Нам нужны хорошие отношения, нам надо вспоминать все хорошее, что было. (Например, воистину евразийский беспошлинный огромный рынок от Китая до Польши.) Но много было совсем не прекрасного.

http://radonezh.ru/2023/09/15/pochemu-na...

На протяжении уже многих столетий тут у нас всякое было: конфликты религиозные, межнациональные и так далее. Пережили. Если взять историю Беларуси, Великое княжество Литовское — постоянно православные с католиками в противостоянии находились. Потом Речь Посполитая — тем более, период, когда в составе Польши были католической. Потом Российская Империя, там пошло опять, уже православные стали наступать на католиков. То есть вот так, туда-сюда.  Но уже за это время, мне кажется, белорусский народ понял, что просто не надо ругаться между собой, где-то, может, мы и гордились, что мы такой мирный народ, что мы не ругаемся, не ссоримся, что у нас католики с православными уже научились друг с другом рядом жить. Но тут вот опять начались уже на политической почве разногласия, которые, в общем-то, Беларуси были не свойственны, на самом деле.  Самое главное, я хочу подчеркнуть, что у нас народ, даже протестуя, все равно старается как-то мирно действовать. Ну, к сожалению, есть такие горячие головы, которые уже не выдерживают, уже начинают баррикады строить, дороги перекрывать и так далее. Это уже, конечно, печально.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 мая, 2021 13 мая, 2021 10 августа, 2020 10 августа, 2020 11 августа, 2020 11 февраля, 2024 25 февраля, 2022 5 января, 2022 5 января, 2022 20 мая, 2021 13 мая, 2021 10 августа, 2020 10 августа, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/eto-zakonchitsya-a-lyu...

Исторические источники свидетельствуют именно о подчинении русских земель литовцам. Процитируем, к примеру, «Ливонскую хронику» Германа Вартбергского: « Далее, они (литовцы. - Прим. авт.) потребовали, чтобы орден для защиты их от нападения татар был переведён в пустыни между татарами и русскими и чтоб орден не удерживал за собой никакого права на русских, но чтобы вся Россия целиком принадлежала литовцам ». То есть этнически литовская знать относилась к русским (восточным славянам) как к подчинённым и боролась за свою власть над ними. Приведём также фрагмент договора 1340 года, заключённого литовскими князьями с польским королём Казимиром и мазовецкими князьями: « Аже пойдет оугорьскый король на литву, польскому королеви помагати, аже пойдет на русь што литвы слушает, королеви не помагати... аже пойдут на русь што короля слушает, литовьским князем не помагати » (перевод: «Если пойдёт венгерский король на Литву, польский король должен помогать Литве. Но если венгерский король пойдёт на Русь, подчинённую Литве, то польский король не должен вмешиваться... Если нападут на Русь, подчинённую польскому королю, литовские князья не должны помогать Польше»). «Русь што литвы слушает» - это западнорусские (белорусские) земли, подчиненные великому князю литовскому. «Русь што короля слушает» - это Галиция. Чтобы уяснить, что собой представляло Великое княжество Литовское в этнокультурном отношении, следует вспомнить Гражданскую войну, которая разгорелась в этом государстве в 1432-1438 годах. В 1385 году между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена Кревская уния. По условиям договора Ягайло получал, помимо титула великого князя литовского, польскую корону, и при этом был обязан крестить литовцев по католическому обряду. В 1413 году была заключена Городельская уния, в соответствии с которой в ВКЛ вводилось польское административно-территориальное деление, а литовские бояре-католики получали права польской шляхты. Русская православная знать по итогам уний с Польшей была существенно ограничена в правах. В конце XIV - начале XV века русское влияние в ВКЛ ослабляется, а польское, напротив, усиливается.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/28/...

Что ж, посмотрим, насколько такая позиция соответствует историческим фактам. Начнём с того, что Великое княжество Литовское образовалось благодаря захвату западнорусских земель литовцами, а не путём каких-либо договорённостей. Элита государства, по крайней мере в начальный период, была практически полностью литовской по своему этническому составу. Среди всех правителей ВКЛ, а впоследствии и Речи Посполитой, не было ни одного (!) белоруса (точнее, предка белорусов, поскольку белорусы тогда ещё не оформились в отдельный (суб)этнос). Единственный восточный славянин на литовском троне - Михаил Корибут Вишневецкий, происходивший с Волыни. При этом показательно, что он начисто утратил русское самосознание и ополячился. Пожалуй, самыми забавными действиями местечковых националистов по «обелорусиванию» ВКЛ являются их тщетные попытки доказать славянскую этимологию имён великих князей литовских. На самом деле происхождение имён правителей ВКЛ, безусловно, литовское. Имя Этимология Миндаугас (рус. Миндовг) mintis «мысль» daug «много» «Многомыслящий» (ср. польск. Болемысл) Гедиминас (рус. Гедимин) gedauti «тосковать» mintis «мысль» «Стремящийся мыслить» (тоска и стремление - синонимы, ср. нем. Sehnsucht - стремление и тоска) Альгирдас (рус. Ольгерд) alga «вознаграждение» girdas «слух, известие» «Известный вознаграждением» Йогайла (рус. Ягайло) joti «ехать верхом» gailas устар. «сильный» «Сильный всадник» Витаутас (рус. Витовт) išvydo «он увидел» tauta «народ» «Видимый народом» В русских летописях, немецких и польских хрониках имена литовцев переделывались на свой лад (так же, как скандинавы, к примеру, называли русского князя Владимира Вальдемаром или поляки называют Джорджа Вашингтона Ежи). Однако очевидно, что сами литовцы употребляли собственные наименования. Любопытно, что у современных литовцев сохранились древние литовские имена, а у белорусов - древнерусские. Половина Литвы носит имена Витаутас, Альгирдас, Миндаугас, а половина Белоруссии - Владимир, Ярослав, Святослав. Теперь зададимся вопросом: если великие князья и большая часть элиты ВКЛ - литовцы, а большинство населения - русские, то чьё же это государство? Очевидно, литовское, созданное путём завоевания русских земель. Действительно, русское культурное влияние было велико, поскольку литовцы стояли на более низкой ступени развития, нежели предки белорусов и украинцев: в отличие от литовцев, русские были крещены, имели письменность, высокую культуру, развитые города. Однако это было влиянием подвластных на власть имущих.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/28/...

Послом был знаменитый муж, Михайло Гарабурда, давно известный и приятный двору Московскому совершенным знанием нашего языка, умом гибким, вежливостию, а всего более усердием к Закону Греческому. Он вручил Боярам миролюбивые, ласковые письма от Вельмож Королевских и в тайной беседе с ними сказал: «Имея полную доверенность от государя нашего, Духовенства и всех мужей Думных, Коронных и Литовских, объявляю, что мы искренно хотим быть в неразрывном союзе с вашим отечеством и ревностно стоять против всех общих недругов. Для того оставим суетные прения о городах и волостях, коих ни вы нам, ни мы вам не уступим без кровопролития. Пусть каждый во веки веков бесспорно владеет тем, чем владеет ныне! Ничего не требуем: не требуйте и вы!.. Слушайте далее. Мы с вами братья единого Славянского племени, отчасти и единой Веры: для чего нам не иметь и единого Властителя? Господь да продолжит лета обоих Венценосцев; но они смертные: мы готовы, в случае Стефановой кончины, присоединить Великое Княжество Литовское и Польшу к Державе Феодора (так, чтобы Краков считался наравне с Москвою, а Вильна с Новымгородом), если, в случае Феодоровой смерти, обяжетесь признать Стефана Государем всей России. Вот самый надежный способ – и нет иного – утвердить тишину, незыблемое, истинное дружество между нашими Государствами!» Бояре донесли Царю, и, после торжественного совещания Думы с знатнейшим Духовенством, дали следующий ответ: «Мы не дозволяем себе и мыслить о кончине нашего великого Самодержца; не хотим даже предполагать и Стефановой: у вас иное обыкновение, едва ли достохвальное: ибо пристойно ли Послу ехать в чужую землю за тем, чтобы говорить о смерти своего Венценосца? Устраняя сию непристойность, объявляем согласие Государя на мир вечный». Но Гарабурда не хотел слышать о том без договора о соединении Держав, прибавив: «разве отдадите нам и Новгород и Псков: ибо Стефан не удовольствуется ни Смоленскою, ни Северскою областию». А наш Государь, – сказали ему Бояре, – не даст вам ни драницы с кровли. Можем обойтися без мира. Россия ныне не старая: берегите от ее руки уже не Ливонию, не Полоцк, а Вильну! Изъявив сожаление, что наши Вельможи и Духовенство не вразумились в мысль великую, добрую, Гарабурда откланялся Царю, а после Боярам, которые особенно принимали его в набережных сенях, сидя на рундуке (где Борис занимал четвертое место, уступая первенство Князьям Мстиславскому, Ивану Петровичу Шуйскому, Дмитрию Ивановичу Годунову); дали ему руку и письмо учтивое к Королевским Вельможам, сказав: «Ты был у нас с делом важным, но ничего не сделал. Ненавидя кровопролитие, Царь объяснится с Королем чрез своего Посла». Гарабурда уехал (30 Апреля), а Князь Троекуров вторично отправился к Стефану (28 Июня) с новым наказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1413 году Бургундский герцог Жильбер де Ланнуа побывал в Новгороде. Как раз столетняя война идет, великая культура бургундская, бургундское возрождение – это все примерно тогда происходит. Он называет Новгород вольным городом и владением общины и пишет: «У русских Великой Руси (так он называет новгородцев) нет других господ кроме тех, которые меняются по очереди так, как хочет община» , подтверждая то, что мы с вами уже читали. Ниже он уточняет: «И у них есть два должностных лица – тысяцкий и посадник, которые являются правителями вышеуказанного города. Каковые правители переизбираются год от года». Специалисты по бургундскому политическому языку подтверждают, что он описывает Новгород в тех же понятиях, которые использовались в его родной Фландре. Вот вы видите, это не современная Бургундия, а великое герцогство Бургундское, оно состояло из двух основных территорий – современная Бургундия (вот Дижон и то, что вокруг, там делается замечательное вино), и тогдашние, будущие испанские Нидерланды, то есть Бельгия, Нидерланды, Люксембург и часть северной Франции. Самая развитая часть тогдашней северной Европы и, может быть, всей Европы. Жильбер де Ланнуа описывает Новгород и его политическое устройство в тех понятиях, какие применялись для описания устройства Гента и Брюгге. Где-то в XVI веке происходит перелом, когда на Западе начинают Русь описывать в других понятиях, которые потом приводят к известному образу Ивана Грозного. И по направленности этого описания Русь – это деспотизм, там все ужасно. И, наконец, еще один пример. Это Зал Большого Совета во Дворце дожей в Венеции, я думаю, что многие там были. Немецкий хронист, автор «Хроники Констанцского собора» (на котором судили Яна Гуса, в результате чего он был сожжен; там масса других вопросов обсуждалась, были представители Великого Княжества Литовского и представители некоторых русских земель, в том числе Новгорода) Ульрих фон Рихенталь пишет о том, что там были представители Новгорода. Ему было известно (как предполагается, от самих новгородских послов), что город называется Великим Новгородом, что это самоуправляющийся город, что он выбирает герцога, как венецианцы. «Герцог» в данном случае применительно к Новгороду скорее всего «тысяцкий». Тысяцкого ганзейские купцы называли hertog , это был стандартный перевод, но применительно к Венеции герцог – это дож, потому что дож (это итальянское слово) восходит к слову дукс , по-латыни – герцог.

http://pravmir.ru/srednevekovyiy-novgoro...

Итак, возвратимся к Андрею Александровичу: он радовался разногласиям татар не для будущего счастья своих соотечественников, а для того, чтобы в случае отказа от одного хана ему можно было надеяться выпросить себе помощь у другого. По совету одного из недостойных бояр и своих друзей, какого-то Семена Тонглиевича, он отправился в Золотую Орду к хану Менгу-Темиру. Богатыми подарками и лестью хитрый Андрей так расположил к себе этого хана, что тот дал ему и грамоту на великое княжение и войско для покорения тех областей и городов, которые вздумали бы противиться ему. Вот с этими дикими толпами варваров, злодеяния которых еще так живы в памяти Русского народа, Русский князь возвратился в Отечество требовать себе венца великокняжеского! Никто из удельных князей не смел ослушаться: все покорились повелению Мангу-Тимура. Великий князь удалился из столицы в Новгород, а татары, пользуясь случаем, предались своей природной жестокости и разорили Муром, окрестности Владимира, Суздаля, Ростова, Твери и Торжка: они без разбору грабили и жгли и те города, которые им противились, и те, которые безусловно покорились их власти. Все опять погрузилось в печаль и уныние в бедном нашем Отечестве: каждый оплакивал или отца, или сына, или брата, или друга. Один злой Андрей радовался и пировал с Татарами. Между тем несчастный Дмитрий, не принятый Новгородцами, для которых выгоднее было перейти на сторону великого князя, жил в Пскове, где княжил тогда его зять, славный в истории Довмонт, один из князей Литовских, изгнанный из Отечества Миндовгом. Довмонт, претерпев много несправедливостей от Литовцев, не любил их, и, приняв в Пскове христианскую веру, стал Русским душой и языком и за отличные достоинства и храбрость был выбран Псковитянами князем над всей их областью. Доброго Довмонта уважали все Русские князья, а Дмитрий Александрович даже выдал за него свою дочь и во время своего несчастного изгнания к нему же пришел искать утешения. Вскоре он услышал, что ханское войско уже ушло в Орду. Это известие дало ему смелость возвратиться в свою разоренную область. Обрадованные жители начали собираться к нему, а испуганный Андрей опять бросился в Орду и привел с собой новых грабителей, которые со всех сторон нападали на области великого княжества. Дмитрий в отчаянии бежал к Ногаю просить его помощи. Ногай, владевший тогда всеми землями, от степей нынешней Харьковской области до берегов Черного моря и Дуная, принял его очень милостиво и был так силен, что одним повелением своим возвратил ему престол: не только что Андрей, но даже сам новый хан, Туган-Мангу, не смели противиться этому повелению, и оба брата помирились.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Только для полноты раскрытия темы вернемся в Белоруссию. Есть там Гродненская область, большинство населения которой - католики. Это не только поляки, но и те, кто называет себя белорусами. Часть из них действительно белорусы, которые после упразднения в 19 веке церковной унии, предпочли остаться в папской юрисдикции, перейдя в католицизм. Но большинство их, скорее всего, поляки, которые в 20 веке выбрали «безопасную национальность». Наконец, литовцы считают, что те и другие это славянизированные литовцы. У последней точки зрения есть свои основания. Мы хорошо знакомы с историей агрессии в Прибалтике немецких крестоносцев - «псов-рыцарей». Давайте же признаем, наконец, что были в истории и русские крестоносцы. Часть безземельных княжьих и боярских сыновей стекалась во Владимиро-Суздальскую землю покорять мерю, мещеру, мурому (см.: « Последний Мономашич: забытый юбилей »), часть искала счастья на западе. Когда немецкие рыцари покоряли Пруссию и Жемайтию (северо-западный угол Литвы за Шяуляем), русские витязи покоряли язычников ятвягов, которые вместе с аукшайтами назывались «литвой». Гродненская область и часть соседних (а также южной и занеманской Литвы - Судавии) и была землей ятвягов. В конце 12-го - начале 13 века здесь возникла дюжина мелких русских княжеств: Гродненское, Новогрудское, Волковыское, Кревское, Друцкое, Браславское и другие - настоящие «рыцарские гнезда» - чьей задачей было только закабаление местных жителей, и некоторые из которых мы знаем только по названиям. Около 1220 года вождь ятвягов Миндовг разгромил эти княжества, основав свое государство с первой столицей в Новогрудке - будущее Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Точнее, Миндовг только перенес откуда-то из южной Судавии столицу уже существовавшего государства. Установить «точную» дату основания большинства государств очень трудно. Ведь и Рюриковичи в 862 году были только основателями династии, пригласить которую четыре разрозненных племени просто не могли, если они уже не были связаны в одно государство. Равно, как и покорить малыми силами одновременно четыре племени, не имевших опыта государственного подчинения, было невозможно. Не говоря о том, что славяне жгли Альдейгьюборг еще за 100 лет до Рюриковичей.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/10/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010