Регулярно поднимается тема введения в богослужении белорусского языка вместо церковнославянского; в Минске давно уже идут толки об автокефалии Белорусской православной церкви. В деле «исторического нациостроительства» белорусских Миндовгов, Гедиминов, Манюшек, Калиновских, Радзивиллов, Сапег, Костюшек развелось столько, что соседей в Литве и Польше это откровенно раздражает. Бывший министр иностранных дел Литвы Авдронюс Ажубалис заметил, что «Гедимины и Миндовги появляются в Белоруссии, как грибы после дождя» . Можно подумать, Минск строит не Союзное государство с Россией, а новые Великое княжество Литовское и Речь Посполитую . Или так оно и есть? Несмотря на то, что в 1995 году белорусы отвергли на референдуме бело-красно-белый флаг, введённый в 1918 году при германской оккупации и использовавшийся коллаборационистами во время Великой Отечественной войны, белорусская оппозиция пытается легализовать этот флаг, чтобы затем сделать его государственным. Подвергается атакам и партизанское движение, якобы привнесённое в Белоруссию из Москвы и ставшее причиной гибели миллионов белорусов. Каждое из этих действий - звено реализации формулы «мы - не Россия, мы - не русские». И эти семена уже дают всходы. Что делать в таких условиях? Делать нужно многое. Однако самое главное - нужно покончить с монополией бело-красно-белых в сфере культуры и СМИ. Тогда развитие и укрепление Союзного государства будет в Белоруссии общенародным требованием, а не просто проявлением воли белорусского руководства. Показателем того, каков всё-таки вектор движения Беларуси в пространстве между Союзным государством и наступающими бело-красно белыми, станет то, как пройдёт в республике 9 мая - не только в Минске, но и в Гродно , снискавшем известность «второй столицы БНР», и в Витебске, где власти запретили шествие «Бессмертного полка», и в других белорусских городах. Примечание РНЛ Запрещённые в РФ организации: Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/06/belor...

Образование в Вост. Европе такого крупного политического образования, как Л. в. к., привлекло внимание папской курии. 3 февр. 1317 г. папа Римский Иоанн XXII обратился к Гедимину с предложением принять христианство. В 1323 г. Гедимин сообщил папе, что в Вильно находятся мон-ри доминиканцев и францисканцев, к-рые свободно исповедуют свою веру. Затем последовала серия посланий, в к-рых Гедимин приглашал поселиться в Л. в. к. крестьян, ремесленников, купцов, служилых людей и духовных лиц, обещая им разные льготы и выгоды. 2 окт. 1323 г. в Вильно был заключен договор с архиепископом Риги, ее горожанами и др. союзниками в Ливонии, а также с орденом об установлении мирных отношений и развитии торговли. В авг. 1324 г. договор был утвержден папой Римским. Осенью 1324 г. в Ригу прибыли папские легаты, чтобы крестить «короля литвинов и рутенов», но решение о крещении не было принято. Гедимин был вынужден считаться с мнением язычников-жямайтов и «русских» подданных, число к-рых за время его правления заметно увеличилось. Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Литовский вел. кн. Гедимин и его сыновья. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Остермановский 1-й том (БАН. 31.7.30–1. Л. 703 об.) Важной частью политики Гедимина стали попытки создать для его «русских» подданных особую правосл. Литовскую митрополию . Она была учреждена ок. 1316-1317 гг. Ее центром стал Новгородок. Возможно, в ее состав кроме подчиненных митрополиту земель Чёрной Руси входила Полоцкая епархия. Киевскому митр. Феогносту удалось добиться закрытия этой митрополии, вероятно, после смерти Литовского митр. Феофила (ок. 1330). Ко времени Гедимина относятся сведения о принятии Православия его сыновьями, правившими на рус. землях. Так, крестился с именем Глеб его сын Наримант, сидевший в Пинске, и Кориат (Михаил), сидевший в Новгородке. Сохранилась запись в Евангелии, принадлежавшем Лавришевскому мон-рю, что «повелением» Кориата (Михаила) была построена ц. св. Николы и наделена землей. Христианином был и младший сын Гедимина - Любарт (Димитрий), женившийся на дочери одного из волынских князей и поселившийся на Волыни. Он делал щедрые пожалования Луцкой епископской кафедре. Известны и нетитулованные представители знати, бывшие православными. Примером может служить наместник Гродно Давид.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Из этого описания мы видим, что большую часть войска Великого княжества Литовского составляли русские, что и неудивительно. К тому времени земли, населённые русскими, составляли 90% территории Великого княжества Литовского. Уже Гедемин (1316-1341 гг.) именовал себя «королём литвинов и русинов». При его правлении в 1317 году была создана православная митрополия Литвы с центром в Новогрудке. В 1362 году Ольгерд подчинил Великому княжеству Литовскому Киев и посадил там своего сына Владимира. Владимир Ольгердович, естественно, был православным, а под конец жизни и вовсе перебрался в Москву . От него ведут своё происхождение Олельковичи (князья Слуцкие), а также князья Бельские, сыгравшие выдающуюся роль в истории России. К 1370 году в состав Великого княжества Литовского входили Гродно, Новогрудок, Минск, Полоцк, Витебск, Торопец, Брест, Луцк, Владимир-Волынский, Пинск, Туров, Брянск, Курск, Новгород-Северский, Чернигов, Киев, Переяславль и множество других древних русских городов. Герман Вартбургский, очевидно, сильно преувеличивает потери противника в битве при Рудау, называя цифру в 5500 человек. Однако то, что большая часть из павших воинов были русские, не подлежит сомнению. Единственный названный по имени «благородный боярин» Везевильте также был русским, о чём говорит его имя. Везевильте – это латинская калька русского имени Всеволод. Таким образом, большая часть войска Великого княжества Литовского, участвовавшая в битве при Рудау, состояла из русских воинов, происходивших с древнерусских земель, входящих сегодня в состав Белоруссии, Украины , России (Брянская, Курская, Белгородская, Смоленская, Тверская области) и северо-востока Польши (Подляшское воеводство, то есть города Дрогичин, Мельник, Бельск, Сураж). Великое княжество Литовское той эпохи представляло из себя довольно интересное государственное образование с русским языком делопроизводства и значительным влиянием Православной церкви. Густынская летопись сообщает, что основатель первой династии литовских князей Миндовг (великий князь в 1236-1263 гг.) со своими боярами принял православное крещение в 1246 году.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Получив контроль над всей Речью Посполитой, Баторий приступил к проведению различных реформ, главной целью которых было усиление королевской власти и армии Причем оба направления были неразрывно связаны друг с другом, так как в тот период РП находилась в непростом положении, в первую очередь из-за шедшей почти 20 лет Ливонской войны, где главным соперником РП было Русское царство. В частности, за годы своего правления король постоянно боролся с магнатами, для чего провел усовершенствование судебной системы в интересах шляхты. Так, вместо королевского суда как высшей судебной инстанции были утверждены шляхетские избранные трибуналы (для шляхты Польши в 1578 г., а Великого Княжества Литовского в 1581 г.), а в 1584 году Баторий официально обещал утвердить поправки к Статуту Великого княжества Литовского 1566, где планировались новые привилегии для шляхетского сословия Кроме того, король поддерживал католическую церковь и иезуитов. При этом именно последние виделись ему в качестве одной из основ развития системы образования в стране. В результате, в 1579 году он учредил первый коллегиум для иезуитов у себя на родине в Коложваре, а затем в течение пяти лет основал их в Люблине (1581 г.), Полоцке (1582 г.), Риге (1582 г.), Калише (1583 г.), Несвиже (1584 г.), Львове (1584 г.) и Дерпте (1586 г.). Кроме того, в 1579 году он превратил Виленский иезуитский коллегиум в академию, который позже станет университетом При этом в годы правления Батория не было преследования православных христиан, что подтверждается изданным им королевским привилеем на ежегодную денежную помощь на содержание Гродненской православной Пречистенской церкви. Важным во внутренней политике Батория было и то, что он стремился развивать инфраструктуру государственного управления, причем с опорой на Великое Княжество Литовское. Поэтому он планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок. Однако наиболее значимыми реформами короля стали преобразования в военной сфере, где он отказался от шляхетского ополчения, начал широко использовал наемников и даже пытался создать постоянную армию путем набора солдат в королевских имениях.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

В соответствии с общей направленностью религиозной политики великого князя продолжали соблюдаться и те ограничения для православных, которые были установлены предшествующим законодательством. Когда после заключения брака между Александром и дочерью Ивана III Еленой встал вопрос о строительстве православной церкви, куда великая княгиня могла бы ходить на службу, последовал ответ, что «то в правех записано, что церквей греческого закону болши не прибавливати» . Наконец, именно в первые годы правления Александра была предпринята попытка перенести в Великое княжество Литовское некоторые дискриминационные меры в отношении православных, практиковавшиеся на территории Польского королевства. Так, в грамоте 1496 г. одному из костелов в великокняжеских владениях на Подляшье предписывалось, что налог на содержание храма должны внести все крестьяне, проживавшие в данном владении «как русские, так и католики» (tam Rutheni quam catholici) . Таким образом, влияние династических соображений сказалось лишь в том, что планы укрепления католицизма в Великом княжестве Литовском приняли форму планов церковной унии. Такому повороту великокняжеской политики, по-видимому, способствовало появление новых сторонников унии среди служилой литовской знати. Именно к этой группе принадлежал по происхождению и роду занятий человек, сыгравший видную роль в дальнейших событиях,— Иван Богданович Сапега. Он происходил из служилого рода, делавшего карьеру не на военной службе или в финансовом ведомстве, а в великокняжеской канцелярии. Его отец, королевский писарь, был зятем смоленского епископа Мисаила, от которого унаследовал часть его родовых владений, но в составлении послания к папе не участвовал. Иван Богданович начал работать в великокняжеской канцелярии в 1486 г. В начале 90-х гг. он совершил путешествие в Рим, где после отречения от «еретических» взглядов был принят в лоно римской церкви. 13 мая 1491 г. папа Иннокентий VIII поручил новообращенного опеке польского короля Яна Ольбрахта . Выражения, употребленные в письме папы, показывают, что процедура принятия Сапеги в лоно римской церкви была та же, что и в случае с Александром, т. е. не было речи о повторном крещении православного шляхтича. Аналогия с Солтаном нашла выражение также и в том, что после возвращения из Рима Сапега не покинул ряды православных, хотя и стал выступать как горячий сторонник церковной унии с Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/442973/

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии – частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, – свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня. В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию. В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен». Василий III оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых торжественных случаях. Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Не исключено, что с имевшим негативные последствия вмешательством Витовта в дела православной Церкви в западнорусских землях был связан приезд в июле 1408 г. из Брянска в Москву епископа Черниговского и Брянского Исаакия. Архиерей приехал в свите князя Свидригайло Ольгердовича, который перешел на службу к великому князю Московскому Василию Этот сын великого князя Литовского Ольгерда и брат короля Польского Владислава II Ягайла первоначально был крещен в православие с именем Лев. В 1386 г. он принял католичество, но продолжал покровительствовать православным русинам Великого княжества Литовского, а также выступал за полную независимость Литвы от Польши. По этой причине Свидригайло, несмотря на его жестокий нрав и отсутствие политических талантов, пользовался большой популярностью среди русского православного населения Великого княжества Литовского. Вокруг него группировалась православная знать, недовольная насаждением католицизма и сближением Литвы с Польшей. При Витовте Свидригайло получил в удел Чернигово-Северскую землю с городами Черниговом, Новгородом-Северским, Трубчевском, Стародубом-Северским и Брянском, но вскоре во главе группы князей и бояр Северских земель перебрался в Москву, где получил от великого князя Василия Дмитриевича в кормление Владимир, Переялавль-Залесский, Юрьев-Польской, Волоколамск, Ржев и половину Коломны. Свидригайло надеялся при поддержке московского государя свергнуть Витовта и занять Литовский великокняжеский престол, однако ему это не удалось. Василий Дмитриевич вести масштабную войну со своим тестем не хотел. Сам же Свидригайло уже в период пребывания в Московском княжестве выказал полную неспособность к военной и политической деятельности. Например, во время нашествия в 1408 г. на московские земли ордынского войска эмира Идигу (Едигея) Свидригайло бросил на произвол судьбы вверенный ему Владимир и с малой дружиной спрятался в окрестных лесах. После этого его отношения с Василием Дмитриевич ухудшились, и уже в начале 1409 г. Свидригайло вернулся в Великое княжество

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

После ликвидации Можайского удела произведен был дележ его территории. По докончанию с Василием Ярославичем, составленному вскоре после лета 1454 г., основная часть можайских земель переходила к великому князю. Серпуховской князь приобрел Бежецкий Верх и Звенигород, которые еще недавно князь Иван Андреевич получил из наследия галицких князей. Князь Василий Ярославич за себя и своего сына Ивана обязывался иметь «братом старейшим» не только Василия II, но и всех его детей (как в докончании около 1450 г.). Текст докончания в основном повторял предшествующий договор между московским и серпуховским князьями. Очевидно, в то же самое время Василий II со своими детьми Иваном и Юрием заключил докончанис и с тверским великим князем Борисом Александровичем. Если князь Борис подписывал договор от своего имени и от имени «братьи молодшей» (Дмитрия Юрьевича Холмского и Ивана Юрьевича Зубцовского), то московский великий князь уже никого из «братьи» (ни Василия Ярославича, ни Михаила Андреевича) к подписанию договора не допустил. Договор подтверждал союзнические отношения между Москвой и Тверью «по старине». Князь Борис обещал «к собе... не приимати» тех, кто «отступил» от Василия II, т.е. князя Ивана Андреевича Можайского и Ивана Дмитриевича Шемякина, а также (предусмотрительно) того, «которой... иныи браг згрубит». Формулировка весьма неопределенная. «Грубостью» великий князь московский мог назвать любой проступок или даже подозрение в деянии. Опасность со стороны беглецов в Литву была реальной, ведь в 1446 г. именно Великое княжество Литовское было тем центром, в котором собирались русские сторонники Василия II, начавшие оттуда борьбу за восстановление Василия Васильевича на великокняжеском престоле. Кто мог дать гарантию, что в 1454—1456 гг. там же не образуется группа энергичных сторонников того же Ивана Андреевича или Ивана Дмитриевича Шемякина и не затеет войну против Василия II? После завершения объединения основных земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы в середине 50-х годов XV в. началась большая работа по строительству государственного аппарата на основах, отличавшихся от тех, на которых построено было княжество предшественников Василия II. Отрывочные данные источников позволяют представить основные контуры реформ. Перестраивалась территориально-административная структура государства. На смену уничтоженным уделам создавались новые, но уже не на родовой («гнездо Калиты»), а на семейной основе: все они принадлежали детям Василия II (за исключением разве что старого удела князя Михаила Андреевича).

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

- Если обратиться к церковной истории, то мы видим, что на территории Белоруссии была Западная Русская митрополия, Русско-литовское государство и Великое княжество литовское, потом Речь Посполитая. - Белоруссия в течение нескольких веков постоянно была ареной борьбы между католической Польшей и православной Россией прежде всего за религиозный, церковный приоритет. И так продолжается поныне. Следует напомнить, что Католическая церковь на территории Белоруссии постоянно применяла самые неприглядные способы насаждения своей веры - в первую очередь, насильственно насаждалась уния. Православие всегда находилось в обороне и долгом Русской Церкви и Русского государства всегда было поддерживать гонимое Православие. - Долгие века русских людей заставляли быть униатами, почти католиками, превратить их в литовцев и поляков. Но они боролись за свое русское самосознание и православную веру. Когда эти исконные русские земли присоединились к Российской империи, униатский митрополит Иосиф Семашко провел церковный собор, в результате которого более полутора тысяч священников и почти два миллиона русских людей добровольно вернулись в ограду православной церкви в 1839 году. Сейчас идут разговоры о его канонизации. Он может быть примером для современных людей в Белоруссии? - Конечно, его надо канонизировать. Его канонизация будет укреплять веру народа Белоруссии. Но если русский народ - и здесь, и там - сам отказывается от Православия, то он начинает рассыпаться во всех направлениях. Одно направление - это вырождение семьи, потому что без крепкой веры невозможно создать семью. Другое направление - это какой-то примитивный национализм, который господствует в разных частях бывшей Российской империи. И остальные неудачи русского народа - в хозяйстве, в культуре, в политике происходят тогда, когда исчезает твердый фундамент православной веры. Поэтому, если у нас будет укрепляться Православие, то Россия еще просуществует сколько-то времени. Вместе с Белоруссией, с Украиной, с Грузией - со всеми, кто хочет быть в вере.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/26/...

Между тем в Твери все со страхом ожидали, чем накажет Узбек Дмитрия, осмелившегося на его глазах совершить убийство. Прошло несколько месяцев, и хан все еще молчал. Друзья великого князя уже начали надеяться, что Узбек не будет мстить за Георгия. Но вдруг, 15 сентября 1326 года, было дано повеление казнить несчастного Дмитрия, и в тот же день его убили в Орде. Ему было только 27 лет. Вместе с известием о казни брата Александр Михайлович получил от хана и грамоту на великокняжеский престол. Но недолго он владел им. Не прошло и года, как приехал в Тверь двоюродный брат Узбека, Шевкал, со множеством Татар. В народе разнесся слух, будто бы он приехал для того, чтобы обратить всех Русских в магометанскую веру, убить князя Александра и других его братьев, и раздать все города Татарским вельможам. Вероятно, этот слух был несправедлив, но великий князь, боясь умереть так же, как умер его отец, и не имея великодушия Михаила, жертвовавшего собой для спокойствия подданных, встревожил этими слухами народ, который поверил ему, и для спасения веры и своих государей решился на дело, чрезвычайно опасное и вовсе бесполезное в то время: решил истребить всех Татар, бывших в Твери. Он исполнил это под начальством своего князя 15 августа 1327 года, в самый день Успения Богородицы: ни одного живого Татарина не осталось в городе. Непростительно было для Александра Михайловича так безрассудно вовлечь своих подданных в неминуемую погибель! Гнев Узбека был ужасен: он поклялся истребить все Тверское княжество и поручил исполнить это Иоанну Данииловичу, князю Московскому, обещая в награду сделать его великим князем, и прислал к нему на помощь 50 000 воинов. Как сказано, так и сделано. Тверь, Кашин, Торжок были опустошены со всеми селениями и жители истреблены или уведены в неволю; Иоанн Даниилович стал великим князем; Александр Михайлович убежал в Псков, его младшие братья — в Ладогу. Это ужасное состояние северной части нашего государства было еще счастьем по сравнению с бедствиями южной, которая в это время подпала под власть одного из наследников Миндовга, Литовского князя Гедимина. Гедимин был необыкновенно умен и храбр; однако он совершил великое злодейство, умертвив своего государя Буйдива и присвоив себе его престол. Вскоре Немцы, Русские и Поляки узнали его силу. Он завоевал Брест, Овруч, Житомир, наконец, сам Киев и всю старинную Кривскую область и нынешнюю Белоруссию. Хитрый Гедимин, понимая трудное искусство удерживать у себя свои завоевания, не изгонял природных князей покоренных им земель, уважал их обычаи, покровительствовал православию и позволял своим новым подданным зависеть в церковных делах от Московского митрополита. Сам же он пользовался верховной властью и титулом великого князя Литовского и Русского. Его столицей была Вильна, им же основанная.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010