Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству причинявшие много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563 года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот что сказано об этом в той же Никоновской летописи: «Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть». Весть о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского нунция в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но продержался всего 16 дней. По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений стал массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего времени (и послуживший основанием для трибун стадиона «Спартак»). Этот вал до сих пор называется валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово. Пытаясь спасти положение, с их точки зрения – весьма неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского, тем более теперь, после возвращения городу креста Евфросинии Полоцкой. 10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Здесь Кирилл старался изобразить пред ними плачевное состояние православной Церкви, и особенно порицал ее главных архипастырей — Восточных патриархов, и своими хитрыми словами довел епископов до того, что они, во-первых, составили и подписали приговор, в котором выражали свое согласие на принятие унии и который решили послать чрез самого же Кирилла Терлецкого к митрополиту, прося его благословения, а во-вторых, написали условия (артикулы), на основании которых соглашались принять унию, и поручили, вероятно, тому же Луцкому владыке изложить эти условия пред королем. В начале своих условий епископы говорили: «Видим мы в наших старших, т. е. патриархах, великое нестроение и незаботливость о Церкви Божией; сами они в неволе, и вместо четырех патриархов теперь явилось их уже восемь (чего прежде никогда не бывало). Видим, как они живут там, на своих кафедрах и подкупаются друг под другом, как утратили свои соборные церкви. А, приезжая к нам, они не ведут никаких диспутов с иноверными и не хотят давать ответов от Священного Писания, хотя бы кто и требовал, а лишь собирают с нас свои пожитки более, нежели сколько следовало бы, и, набрав откуда ни попало денег, подкупают друг друга там, в земле поганской. Потому мы, не желая более оставаться под таким их пастырством, единодушно согласились и желаем приступить к соединению веры и признать святейшего папу Римского нашим единым верховным пастырем. Только просим, чтобы господарь обеспечил нас с нашими епископиями своею грамотою и навсегда утвердил следующие артикулы: а) чтобы обряды и церемонии в наших церквах не нарушались ни в чем до скончания века, б) чтобы русские владычества, церкви, монастыри и их имущества оставались в целости и все духовенство, по стародавнему обычаю, под властию, благословением и подаваньем епископов; в) чтобы все церковные дела и служба Божия не нарушались никем ни из духовных, ни из светских и отправлялись по старому календарю; г) чтоб господарь благоволил дать нам почет на сейме и место в раде (сенате); д) чтобы проклятия, какие могут быть на нас от патриарха, не причинили никакого вреда ни нам, ни нашему духовенству; е) чтобы монахи из Греции, которые приезжают сюда грабить нас и которых мы смело можем назвать шпионами, никакой власти над нами больше не имели; ж) чтобы листы и привилегии, какие понадавали у нас патриархи ради прибытков своих братствам и на разные справы в народе, от чего размножились секты и ереси, были уничтожены; з) чтобы каждый новоизбранный епископ был посвящаем от митрополита Киевского, а самого митрополита посвящали все епископы с благословения папы Римского и без всякой платы; и) чтобы все эти артикулы король утвердил нам своими грамотами, одною на латинском, а другою на русском языке; к) чтобы король постарался об утверждении тех же артикулов и грамотою святейшего папы и чтобы мы удостоены были таких же вольностей, какими пользуются в Короне Польской и великом княжестве Литовском арцибискупы, бискупы, прелаты и все римское духовенство» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

и западноевроп. купцами. Кроме того, власти ордена установили запрет на ввоз в Россию цветных металлов и оружия, не пропускали мастеров, нанятых рус. властями в Зап. Европе. В 1554 г. после длительных переговоров были заключены соглашения, устранявшие эти препятствия, но на практике они не выполнялись. Один из пунктов договора предусматривал возобновление выплаты дани, к-рую во 2-й пол. XV в. выплачивало Дерптское католич. еп-ство Пскову. Когда в 1557 г. ливонские послы не привезли в Москву дани, это стало предлогом для начала зимой 1557/58 г. войны с Ливонским орденом, к-рая показала военно-политическую слабость этого образования. В 1558-1559 гг. рус. войска захватили сев.-зап. часть владений ордена, в т. ч. такой важный центр, как Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония). Занятая русскими войсками в 1558 г. Нарва превратилась в крупный порт, где рус. купцы торговали с западноевропейскими. В 1560 г. ливонское войско было разбито в битве при Эрмесе, в плен попал великий магистр ордена. Однако, не имея флота, русская армия не могла овладеть прибалтийскими портами. В это же время Великое княжество Литовское, Швеция и Дания выступили с притязаниями на наследство Ливонского ордена, на обладание транзитными путями, приносящими большие доходы. Локальный конфликт превратился в международный. Одновременно осложнилось внутриполитическое положение в России. К кон. 50-х гг. XVI в. И. В. стал знатоком тех социокультурных традиций визант. мира, которые были связаны с представлениями о роли и характере имп. власти. Он считал себя не только правителем России, но и главой всего христ. мира, на которого Богом возложена миссия распространения и утверждения истинной веры. Такой правитель, ответственный за свои действия только перед Богом, по убеждению И. В., должен обладать неограниченной властью и вправе требовать от подданных беспрекословного повиновения. Между тем действительность не соответствовала этим представлениям. Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. управлении после проведения земской реформы.

http://pravenc.ru/text/469782.html

На протяжении уже многих столетий тут у нас всякое было: конфликты религиозные, межнациональные и так далее. Пережили. Если взять историю Беларуси, Великое княжество Литовское — постоянно православные с католиками в противостоянии находились. Потом Речь Посполитая — тем более, период, когда в составе Польши были католической. Потом Российская Империя, там пошло опять, уже православные стали наступать на католиков. То есть вот так, туда-сюда.  Но уже за это время, мне кажется, белорусский народ понял, что просто не надо ругаться между собой, где-то, может, мы и гордились, что мы такой мирный народ, что мы не ругаемся, не ссоримся, что у нас католики с православными уже научились друг с другом рядом жить. Но тут вот опять начались уже на политической почве разногласия, которые, в общем-то, Беларуси были не свойственны, на самом деле.  Самое главное, я хочу подчеркнуть, что у нас народ, даже протестуя, все равно старается как-то мирно действовать. Ну, к сожалению, есть такие горячие головы, которые уже не выдерживают, уже начинают баррикады строить, дороги перекрывать и так далее. Это уже, конечно, печально.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 мая, 2021 13 мая, 2021 10 августа, 2020 10 августа, 2020 11 августа, 2020 11 февраля, 2024 25 февраля, 2022 5 января, 2022 5 января, 2022 20 мая, 2021 13 мая, 2021 10 августа, 2020 10 августа, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/eto-zakonchitsya-a-lyu...

На то, чтобы грамота русская была принята самим государем, равно как и ответная передана была им же самим, – обращалось особенное внимание; и послы отказывались принимать ее из других рук, от того или другого сановника. Послы также внимательно следили за правильностью титула царского в грамоте, в случае неисправности настаивали на уничтожении ошибки и отказывались в противном случае принять грамоту. Бывали случаи, что послы, получив отказ на свои неоднократные требования, уезжали без ответных грамот, не взяв неисправных, хорошо зная, как строго Московское правительство относилось к вопросу о «прописках» в царском титуле. Вообще, к обереганию чести царской послы относились чрезвычайно строго и ставили это на главнейшем месте. «Самое большое дело, говорили они, государскую честь остерегать; за государскую честь должно нам всем умереть; прежде всего нужно оберегать государское именование; начальное и главное дело государев чести остерегать». – Вопрос о царском титуле, титуле государя Московского «царь», служит предметом неоднократных споров в XVI веке. С вел. князя Ивана внутри России давали Московским великим князьям титул то сударя всея Руси и царя. Так величают Ивана II псковитяне и новгородцы, и так послы наши именуют своего государя в Германии. На этом основании император Максимилиан в акте 1505 г., называет Ивана II и Василия императорами и величеством; в акте 1514 г. дает Василию NI титул брата и императора, Ливонский орден скоро признал этот царский титул в договорах с Новгородом и Псковом и потом в прямых сношениях с Москвою. Одно великое княжество Литовское упорно отказывало нашим Государям в этих титулах; титул всея Руси Литва признает только с 1494 г. Царский титул был признаваем всеми державами Только в XVII в. из-за этого титула не раз дипломатические переговоры прерывались, и послы уезжали, не достигнув той цели, для которой были отправлены. Все эти пререкания о посольском церемониале и царском свидетельствуют не об узости взглядов русских послов, не о рутинности древнерусской дипломатии, а о старании их ставить честь своего государства выше всего, нежелании умалить ее чем-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Неудовольствия с Польшею, естественно возникавшие после неудачного сватовства Иванова, усилились от политических обстоятельств. Ливонский орден не в силах был бороться с Москвою; завоевывая город за городом, русские взяли крепкий Феллин, пленили магистра Фирстенберга и овладели почти всею ливонскою страною. Тогда новый магистр Готгард Кетлер, с согласия всех рыцарей, архиепископа рижского и городов Ливонии отдался польскому королю Сигизмунду-Августу. Ливония признала польского короля своим государем; Орден прекращал свое существование в смысле военно-монашеского братства (секуляризировался); сам Кетлер вступал в брак и делался наследственным владетелем Курляндии и Семигалии; Ревель с Эстляндией не захотел поступать под власть Польши и отдался Швеции: кроме того, остров Эзель, в значении епископства эзельского, отдался датскому королю, который посадил там брата своего Магнуса. Сигизмунд-Август, сознавая себя государем страны, которая ему отдавалась добровольно, естественно возымел притязания на города, завоеванные Иваном. Уже в 1561 году, до формального объявления войны, начались неприязненные действия между русскими и литовцами в Ливонии. Сигизмунд-Август подстрекал на Москву крымского хана, а между тем показывал вид, что не хочет войны с Иваном, и только требовал, чтобы московский государь оставил Ливонию, так как она отдалась под защиту короля. Московские бояре не только отвечали от имени царя, что он не уступит Ливонии, но припомнили польскому посольству, что все русские земли, находившиеся во власти Сигизмунда-Августа, были достоянием предков государя, киевских князей, и самая Литва платила дань сыновьям Мономаха, а потому все Литовское Великое княжество есть вотчина государя. После таких заявлений началась война. В начале 1563 года сам царь двинулся с войском к Полоцку. В городе начальствовал королевский воевода Довойна. Замечая, вероятно, в народе сочувствие к московскому государю, он приказал сжечь посад и выгнал из него холопов, или так называемую чернь, т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435609/

Стремясь расширить свое влияние, правители О. во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. осуществили ряд масштабных военных походов: на Литовское великое княжество (ВКЛ; 1257/58, 1275, 1277 и др.), Польшу (зима 1259-1260, кон. 1287, 1289 и др.), страны Балканского п-ова (1271, 1277 и др.), Византию (1265, 1270), гос-во Хулагуидов и др. Период наивысшего расцвета О. относится к нач.- сер. XIV в. и приходится на правление ханов Узбека (1313-1341) и его сына, Джанибека (1342-1357). После событий «Великой замятни» (многолетней кровавой борьбы за власть, начавшейся в 1357 (ПСРЛ. Т. 25. С. 180)) политическое единство О. стало ослабевать: результатами этого явились выход из состава О. в 1359 г. Хорезма и создание в 60-х гг. XIV в. на землях к западу от р. Дон т. н. Мамаевой О., включившей в свой состав Булгарский и Мордовский улусы в Поволжье, а на юге - земли Сев. Кавказа и Крымский улус. После кратковременного подъема в 80-х гг. XIV в. О. вступила в полосу кризиса, вызванного конфликтом хана Тохтамыша со среднеазиат. правителем Тимуром (сер. 80-х - сер. 90-х гг. XIV в.). Несмотря на усилия беклербека Едигея по восстановлению гос-ва в 1-й четв. XV в., О. вступила в стадию необратимого распада. В XV - нач. XVI в. на ее территории образовались Узбекское, Крымское, Казанское ханства, Большая Орда, Казахское, Тюменское (Сибирское) ханства, Ногайская Орда и Астраханское ханство. Старшей считалась Большая Орда. До 1472 г. ее ханы выдавали ярлыки князьям Сев.-Вост. Руси и получали от них дань. В 1479-1502 гг. ханы Большой Орды вели борьбу за гегемонию с крымским ханом Менгли-Гиреем. После разгрома сыновей хана Ахмата Большая Орда распалась в 1502 г. Положение православных в О. С 1242 г. царевич Батый стал приглашать в О. для выдачи инвеституры рус. князей, и некоторые из них позднее отправлялись для подтверждения своих прав в Монголию (напр., Рязанский блгв. кн. Олег Ингваревич ). Так, в 1243 г. правитель О. подтвердил права Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича на старейшинство среди русских князей, утвердив за ним Киев и всю Русскую землю, а в 1248 г. ярлык на эти владения Батый выдал его сыну, св. блгв. вел. кн. Александру Ярославичу Невскому . В 1246 г. в О. в ставку к Батыю приезжал галицко-волынский кн. Даниил Романович .

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Горько, очень горько об этом говорить. В этих мелких перебранках, тоске по собственной славе и величию мы уже потеряли Древнюю Русь, потеряли прекраснейшую страну и несчетное число родичей наших. Опомниться бы, забыть свои мелочные желания во имя жизни Отечества, покаяться в смерти невинных!.. Но нет: снова нужно любыми средствами добиться своего, и не страшно натравливать врагов на своих же, и даже на Церковь и ее предстоятеля. Джанибек, только что воцарившийся, вызвал святителя в Орду вместе с молодым князем Симеоном (сыном и преемником Ивана Калиты); князя, впрочем, быстро отпустил, а святителя, слыша такие доносы, задержал. Последовали уговоры, угрозы и даже пытки: ордынцам во что бы то ни стало нужно было добиться от митрополита Феогноста, чтобы он сам согласился платить дань, поскольку права чингисхановой «Ясы» для священства они знали прекрасно и нарушать боялись. Но святитель твердо стоял на своем: дани с церковных земель не будет. Он готов был отдать все свои деньги (и отдал 600 рублей – по тем временам огромную сумму!), он вытерпел всё, но Руси и ее чад, паствы своей на разграбление не дал. И монголы наконец смирились. Потребовались «весь дипломатический талант и чисто византийская и подлинно христианское самоотвержение митрополита, но Джанибек отпустил наконец святителя Феогноста, дав ему ярлык, подтверждающий прежние права Церкви; ярлык дала митрополиту и жена Джанибека, ханша Тайдула – та самая, которую много лет спустя исцелит преемник святителя, святой митрополит Алексий… Условный портрет Джанибека в Каталанском атласе (1375) Много забот доставлял святителю Феогносту вопрос о западных митрополиях, находившихся на территории Литовского княжества: это были русские земли с русским населением, в тяжелые времена XIII века попавшие в политическую зависимость от Великого княжества Литовского. Правители Литвы, разумеется, всё время пытались отделить «свои» земли от Руси и в духовном плане; иными словами, желали создать свою митрополию. Для этого в Константинополь направлялось великое множество просьб и денег. Святитель Феогност еще в самом начале своего правления Русской Церковью добился закрытия Литовской митрополии, но прошло всего несколько лет, и вот снова видим – «под актами Константинопольской патриархии ставит свою подпись митрополит Галицкий [т. е. отдельно западнорусский. – Е.Б.] Святитель Феогност лично направился в западные земли и подтвердил свою юрисдикцию, при участии практически всех архиереев Западной Руси хиротонисал епископов для Новгорода и Твери; и тут же отправил послов в Константинополь, требуя упразднить незаконно созданную Галицкую митрополию, а за послами отправился и сам, и в 1332 году наконец лично добился в Константинополе ее закрытия. Но через пятнадцать лет все повторилось снова, и вновь митрополит Феогност огромными усилиями улаживал церковную смуту…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

     Псков — лучшая крепость Европы на XVI век. А теперь посмотрите положение Псковской республики, оно до сих пор такое же, в принципе, только вокруг него другие государства. Вот Ливонский, вот Тевтонский орден, вот Великое княжество Литовское, вот вам Новгород огромный с выходом в Сибирь, Москва подрастающая, всякие иные княжества туда дальше, уже ближе к Сибири. Как точно Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал, Псковская земля до сих пор смотрится «как вытянутый воинский щит на границе» — у нас же 300 км границы.   Советский страх — Причем граница не самая дружелюбная. Уверен: вы бываете свидетелем такого бытового отвращения, пренебрежения к России, причем у самих русских: «Ну, что мы, никудышные и криворукие, можем?» Вот это самоуничижительное отношение в Отечеству, к Пскову в частности, знаете, раздражает. Но прошу вас, объясните мне, как оно, это милое чувство, стало возможным, если псковские шедевры строили не Растрелли с Монферранами, а свои, родные? Как мы могли дойти до того, что мы сейчас сами себя презираем? Как это понять? — Понимаете, искусство, оно не лжёт, оно только с высокими категориями работает, поэтому мне легче ответить с моей личной колокольни. Мой опыт подтверждает правоту Сократа: главный враг искусства — это невежество. И если Пскова с его огромной намоленностью боялась советская власть… — Советская власть боялась Пскова? — Конечно. Иначе бы не позакрывали почти все храмы, об этом не говорили, краеведение долго было под запретом, православное искусство не изучалось, о Евангелии и говорить нечего, и в этом невежестве мы до сих пор преуспеваем. Хотя сила старины Пскова такова, что его корневые люди подвижнического духа уровня знаменитого Ю.П. Спегальского, сумели поставить дело реставрации памятников на недосягаемый сегодня уровень и тем самым обратиться к древностям псковским как главной ценности города.   — Было время в советский период, когда были закрыты все храмы, и Троицкий собор? — Было, конечно. Троицкий собор немцы открыли в 1941 году, когда город взяли. Здесь, в соборе, в советское время был музей атеизма.  

http://pravoslavie.ru/119253.html

В 1258 году грянула новая русско-литовская война. Литва затопила Смоленскую землю, взяла штурмом городок Войщину, разгромила новоторжцев, «много зла сотворила» новгородскому «пригороду» Торжку. На сей раз великий князь владимирский Александр Ярославич отвёл беду чужими руками, направив одного врага против другого. Очевидно, он сумел внушить ордынцам, что наступление литвы всерьёз угрожает им. Те встревожились, а затем отреагировали традиционным для Орды способом. Зимой 1258–1259 года «…взяша татарове всю землю литовьскую, а самех избиша». Подводя итоги: силой оружия и с помощью дипломатии, объединяя русских князей в коалицию и действуя самостоятельно, так или иначе, Александр Ярославич натиск литвинов притормозил. Все их нападения были отбиты. Неприятель почувствовал: у Руси ещё достаточно сил, чтобы дать сдачи, и достаточно сильных военачальников, чтобы было кому организовать отпор. Впоследствии, при преемниках Александра Ярославича, дела пойдут хуже. Значительная часть Руси окажется поглощена Великим княжеством Литовским. Но, во-первых, придёт время, и Россия вернёт всё, что было потеряно Русью. И, во-вторых, всё это — дела гораздо более поздние, нежели эпоха и «зона ответственности» Александра Невского. Он, в своё время, «литовскую проблему» решил, выполнив свой долг до конца. VK:13815 Фото: город Торопец сегодня (источник: сайт «Тверские Ведомости») Дмитрий Михайлович Володихин Цикл статей Дмитрия Михайловича Володихина, посвящённых Александру Невскому: Переславль-Залесский, родина Александра Невского Победа над шведами на реке Неве 1240 года Ледовое побоище 1242 года Новгород Великий и русские князья Великий князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского Разгром литвинов под Торопцом в 1245 году Великое княжение Владимирское при Александре Невском Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя Батый — бич Божий для Руси Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского Подпишитесь на рассылку свежих выпусков. Хотите поддержать создание новых выпусков проекта «Вера и Фома»?

http://veraifoma.ru/famblog/razgrom-litv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010