НАША НОВАЯ «ЗАДОНЩИНА» 16.06.2014 08:13:53 Наталья Иртенина Кажется, неслучайно финальный аккорд порабощения южнорусских и малороссийских земель евроатлантической Новой ордой происходит в год памяти Сергия Радонежского. Человеческие истории и История всегда повторяются, будто ходят по кругу. Будто всякий раз по-новому соединяются части паззла или перемешиваются  стеклышки в калейдоскопе. Из 2014-го нас неким мистическим образом переносит в 1380-й, в год Куликова поля, великих событий «Задонщины». А Россия нынешняя оказывается в том же непростом положении, что и Русь времен князя Дмитрия Донского, которой бросил вызов властитель Орды Мамай. С чего все начиналось? Великое княжество Московское стало осознавать себя прямым наследником прежней, домонгольской великой Руси, державы, имевшей высокий статус в христианском мире. Москва, один из осколков той Руси, во времена Дмитрия Донского ставит себя в центр русского мира (этакого не совсем дружного «содружества независимых государств» — удельных княжеств), накапливает силы, составляет военно-политический союз князей. Словом, усиливается политически, экономически и в военном отношении. Укрепление и собирание Руси не входило в интересы Орды и соседнего Великого княжества Литовского. И даже хозяев торговых колоний в Крыму, генуэзцев («фрягов»), оно не радовало. Первым нужна была русская дань. Вторым — русские земли: западные границы Литвы уже вплотную приблизились к Смоленску, а на юге дошли до мест будущей обороны города Славянска. Третьи, дельцы и банкиры, желали более тесной «экономической ассоциации» с русскими землями. Кроме того, слабая Русь была богатым источником дешевых рабов — русских пленников, которых угоняли татары, а итальянские купцы перепродавали на всех средиземноморских рынках. Лишиться этого источника из-за возросшего самосознания Москвы они не желали. Увы, московский князь разочаровывал их всех. Татарскую дань — «инвестиции в ордынскую экономику» — сперва урезал, а в 1374 г. вовсе перекрыл Мамаю источник русских денег. С Литвой крепко бился, успешно отражая ее набеги. Итальянцев, «сурожских гостей» (т. е. крымских купцов) князь Дмитрий жаловал — но позволял им вести дела только в Москве; ни о каком расширении  торговли европейцев-католиков на Руси речи быть не могло.

http://radonezh.ru/analytics/nasha-novay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДИМИН (ум. зимой 1340/41), вел. кн. литов., сын вел. кн. литов. Пукувера (или Будивида), младший брат вел. кн. литов. Витеня. Правление Г.- важный этап в истории Литовского великого княжества , время заметного увеличения территории и роста его политического значения. Отсутствие местных документальных источников и совр. местного летописания не позволяет дать характеристику того, как Г. управлял страной. Более поздняя историческая традиция связывает с именем Г. основание городов Вильно (Вильнюса), к-рый при нем стал столицей Литовского княжества, и Ст. Трок. О стремлении Г. укрепить свою власть свидетельствует сохранившееся описание его печати - изображение мужа, восседающего на троне, с короной и со скипетром в руках и надпись: «S. Dei gratia Gedemini lethwinorum et ruthenor. reg.». Наибольшее количество сведений, сохранившихся в источниках, к-рые были созданы в др. странах, характеризуют прежде всего внешнюю политику Г., его отношения с соседями Великого княжества Литовского. Главные внешнеполитические успехи Г. связаны с его политикой по отношению к древнерус. землям, лежавшим на восток и юг от его гос-ва. Вильно. Вид на Замковую гору с башней Гедимина и Пречистенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. Вильно. Вид на Замковую гору с башней Гедимина и Пречистенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. В кон. XIII в. в Великое княжество Литовское входила этническая территория Литвы и территория совр. Зап. Белоруссии. Уже при предшественнике Г.- его старшем брате Витене - в состав Литовского гос-ва вошел один из главных центров Вост. Белоруссии - Полоцк. В начале правления Г. здесь сидел его брат Воин, а в 30-х гг. XIV в.- сын Г. кн. Наримант (Глеб). Власть Г. распространялась и на др. земли Вост. Белоруссии. Так, в Витебске сидел сын Г. Ольгерд , женившийся на дочери местного князя. Вошел в зону политического влияния Литвы и Минск, в 1326 г. его кн. Василий упоминается как один из послов Г. в Новгороде. По-видимому, власть литов. вел. князя распространилась и на Полесье, к-рое ранее было объектом борьбы между правителями Литвы и Галицко-Волынского княжества (см. Галицкая Русь ). По свидетельству составленного в окружении Витовта «Origo regis», при разделе наследия Г. между его сыновьями Наримант получил Пинск.

http://pravenc.ru/text/161885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Ягайло) (50-е гг. XIV в.- 1.06.1434, Краков), вел. кн. литов. (1377-1386), кор. польск. и вел. кн. литов. (1386-1434), 3-й сын вел. кн. литов. Ольгерда от 2-го брака с тверской кнж. Иулианией Александровной († 1392). В отличие от детей от 1-го брака, посаженных отцом на «русских» землях и принявших Православие, Ягайло и его родные братья находились с отцом в Литве и были язычниками. Владислав (Ягайло), кор. польский и вел. кн. литовский. Гравюра из кн.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio. P. 33v. (РГБ) Владислав (Ягайло), кор. польский и вел. кн. литовский. Гравюра из кн.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio. P. 33v. (РГБ) Ягайло вступил на престол в трудной обстановке. В кон. 70-х гг. XIV в. усилилось наступление на литов. земли Тевтонского ордена , к-рый опирался на поддержку всего европ. рыцарства, охотно участвовавшего в крестовых походах против язычников. Против нового вел. князя стали выступать старшие братья, недовольные предпочтением, оказанным ему отцом. Литов. власть над «русскими» землями стала ослабевать. Попытка Ягайло укрепить свое положение, заключив союз с фактическим правителем Орды темником Мамаем против вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского, не привела к успеху и способствовала падению авторитета литов. правителя. В окт. 1381 г. Ягайло был свергнут с престола своим дядей трокским кн. Кейстутом и получил в удел Витебск и Крево. Летом 1382 г. с помощью родных братьев Ягайло вернул себе престол в Вильно, а свергнутый Кейстут был задушен в тюрьме. Эти смуты еще больше ослабили Литовское великое княжество . Сын Кейстута Витовт нашел приют у нем. крестоносцев, что грозило продолжением смут. Под влиянием матери Ягайло пытался преодолеть трудности, заключив союз с Димитрием Донским. Он обязался принять Православие и жениться на дочери московского вел. князя. В дальнейшем, однако, Ягайло и литов. знать приняли решение искать союза с католич. Польшей. В 1385 г. было выработано соглашение, по к-рому Ягайло должен был жениться на наследнице польск. трона Ядвиге, дочери умершего венг. и польск. кор. Людовика I Анжуйского, и вступить на польск. трон. Ягайло принял обязательство вместе со своими подданными-язычниками принять католичество, освободить всех пленных христиан, использовать все силы для возвращения Польше утраченных земель и присоединить (applicare) навечно к ней Литовское великое княжество.

http://pravenc.ru/text/154995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ КАЛИКА († 3.07.1352, Михайловский мон-рь на устье Узы), свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Вел. Новгорода и Пскова. До пострижения в монашество носил имя Григорий, служил священником в новгородской ц. святых Космы и Дамиана «на Холопьи улици» в Неревском конце. Совершил паломничество в Св. землю, о чем впосл. упоминал в послании к Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) , об этом же свидетельствует и прозвище Калика, т. е. паломник. Григория, «мужа добра и смерена», новгородцы избрали по жребию архиепископом после 8-месячного вдовства кафедры, вызванного уходом на покой прежнего архиепископа свт. Моисея , принявшего схиму (др. кандидатами на архиепископский престол были иером. Арсений и архим. (очевидно, юрьевский) Лаврентий). Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) Лист с предпологаемым изображением свт. Василия Калики (справа внизу?). Новгородская служебная минея. XII в. Январь (ГИМ. Син. 163. Л. 255 об) 1 янв. 1331 г. свящ. Григорий принял постриг с именем в честь поминаемого в этот день свт. Василия Великого. 24 июня того же года отправился на поставление во Владимир-Волынский, где в то время находился Киевский митр. Феогност . В пути В. К. был задержан литов. вел. кн. Гедимином и вынужден был обещать передачу Новгородом сыну Гедимина Нариманту (Глебу) ряда новгородских пригородов и земель (Ладогу, Орехов, Корелу и половину Копорья). 25 авг. В. К. был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского. Во время пребывания во Владимире-Волынском В. К. не допустил образования Псковской епархии во главе с неким Арсением (неизвестно, тем ли самым, к-рый был кандидатом в Новгородские архиепископы, или нет), чего совместно добивались союзные в то время Псков и Великое княжество Литовское . На обратном пути В. К. и его свита «уходом бежали» от посланной Гедимином погони. Под Черниговом они подверглись нападению киевского кн. Федора, взявшего с новгородцев откуп. В. К. вернулся в Новгород 8 дек. 1331 г.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГЕРД [Альгирдас; литов. Algirdas] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377). Из династии Гедиминовичей. Один из старших сыновей кн. Гедимина , отец Владислава (Ягайло) и Свидригайло . Деятельность до 1345 г. Ок. 1318 г. (или в кон. 1-й четв. XIV в.) О. женился на кнж. Марии Ярославне († 2-я пол. 40-х гг. XIV в.), к-рая, по версии «Родословия князей витебских» (не ранее XVI в.), была единственной дочерью и наследницей отца, витебского кн. Ярослава Васильевича (нек-рые исследователи сомневаются в точности этих данных, т. к. в случае брака с православной О. должен был и сам, согласно традиц. практике, перейти в Православие, чего не произошло). От отца О. получил Крево, впосл. ставшее уделом его сына, Ягайло. Впервые в источниках О. упомянут 1 нояб. 1338 г., когда вместе с отцом, братом - полоцким кн. Наримантом (Глебом), Полоцким епископом, полочанами и витеблянами участвовал в заключении договора Полоцка и Витебска с Ливонским орденом и г. Ригой сроком на 10 лет. В 1342 г. О. вместе с братом Кейстутом помог псковичам в борьбе с ливонцами, но отверг приглашение вокняжиться в Пскове, условием к-рого было правосл. крещение, отправив во Псков своего сына Андрея. Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) В 1345 г. по договоренности с О. кн. Кейстут сверг с виленского престола их младшего брата Явнута (Евнутия) и передал великое княжение О. Братья договорились о своеобразном разделе сфер полномочий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ): О. вокняжился в Вильно, Кейстут - в Троках; О. распоряжался в вост. и юж. частях гос-ва, в т. ч. на присоединенных им рус. землях, где сажал на княжение своих сыновей (Ратно, Полоцк, Киев, чернигово-северские земли), Кейстут - в западной (Троки, Дорогичин, Городно, Берестье); О. во внешней политике отвечал преимущественно за вост. направление (отношения с рус. землями и Ордой), Кейстут - за зап. направление (Тевтонский орден и его подразделение - Ливонский орден, Польша, Мазовия, Венгрия, Свящ. Римская империя). Братья О. и Кейстута и их потомки, правившие в южнорус. землях (Любарт (Димитрий) Гедиминович - на Волыни, сыновья Корьята (Михаила) Гедиминовича - в Подолье), сохраняли значительную самостоятельность, даже оставаясь в политической орбите ВКЛ, и иногда присягали королям Польши и Венгрии. При этом О. принадлежала верховная власть в ВКЛ; в документах, отражающих взаимоотношения с соседями, он именуется более почетными титулами, чем кн. Кейстут, такими как «великий князь», «magnus dux» или «magnus rex». Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии], одно из подразделений Тевтонского ордена ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов») Литовского великого княжества с Польским королевством ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов МАЗАРИНИ [правильнее Маццарини или Маццарино] Джулио Раймондо (1602-1661), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV МАЗЕПА Иван Степанович (1639 - 1709), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени МАКРИЯННИС Иоаннис (1797-1864), один из лидеров Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., политик и писатель. МАКРОБИЙ Макробий Амвросий Феодосий (ок. 390 - сер. V в.), рим. ученый и писатель, представитель традиционалистского направления позднеантичной культуры, сторонник язычества

http://pravenc.ru/rubrics/122958_17.html

Минская духовная академия и Национальная академия наук Беларуси провели конференцию, посвященную святой Софии Слуцкой 17 сентября 2012 г. 18:27 14 сентября 2012 года на базе Минских духовных школ состоялась международная научно-практическая конференция «Святые земли белорусской: праведная София, княгиня Слуцкая». Организаторами мероприятия выступили Минская духовная академия и Национальная академия наук Беларуси. Форум собрал представителей Минских духовных школ, Белорусского государственного университета, Институтов истории, философии, социологии, искусствоведения, экономики НАН. «Отрадно отметить, что, связав тему конференции с именем праведной Софии, княгини Слуцкой, организаторы нашего форума исходили из стремления найти ответы на злободневные вопросы путем обращения к нашему духовному историческому наследию. Полагаю, это очень верный методологический подход. Ибо сейчас, как и испокон века, ответы на вопросы нашего времени полезно искать в Священном Писании, Священном Предании, в наследии отцов и учителей Церкви, в житиях святых угодников Божиих», — подчеркивается в приветственном слове Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета к участникам конференции. Ректор Минских духовных школ архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , обращаясь к собравшимся, выразил надежду, что изучение эпохи праведной Софии Слуцкой поможет белорусскому обществу и государству избежать ошибок в области конфессиональной политики. «Для нас сегодня важно, что Великое княжество Литовское, где на протяжении столетий царил конфессиональный мир, несмотря на государственный статус католического вероисповедания, стало местом раздоров, религиозных гонений и мятежей, после того как началось с 1596 года насаждение унии. Избежать повторения подобного в современных условиях задача каждого добросовестного гражданина и патриота нашей республики вне зависимости от его вероисповедания», — отметил владыка. Совместные форумы Белорусской Православной Церкви и Национальной академии наук проводятся уже 20 лет. Первая конференция такого рода была посвящена 1000-летию Полоцкой епархии и Православной Церкви в Белой Руси. Официальный сайт Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Пинск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Святая обитель ведет свою историю с начала XI века, и, по преданию, была основана самим великим князем Киевским Владимиром, крестителем Руси. Уже в XII - первой половине XIII веков монастырь становится центром Православия не только на Полесье, но и на всей юго-западной территории Великого Княжества Литовского... С большой заботой и благоговением к нему относились и простые люди и князья, знал ученый люд. Здесь инок Митрофан вел пинскую летопись, находилось старинное, известное по древней описи собрание богослужебных книг... Издалека виднелся Лещинский храм. Главный колокол “Лебедь” разносил звон над просторами. К великому сожалению, святыня не сохранилась. Последняя церковь сгорела в XX веке. В 2008 г. принято решение о строительстве главного храма обители - церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пинске была построена в 2008 году. Ее круглая форма, напоминающая ротонду, довольно необычна для православного храма. В центре возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная луковичной головкой, еще две расположены по обе стороны от нее. По всему периметру храма идет колоннада, фасад украшают арочные окна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пинске была сооружена на месте, где раньше находился прославленный Лещинский монастырь, известный с 1263 года. К началу ХХ века от него осталась лишь деревянная церковь, которая сгорела после того, как в нее попала молния. Источник: 31 октября 2020 года состоялся визит Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина в Пинскую епархию. Прибыв в Пинск, митрополит Вениамин в сослужении архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана совершил великое освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы на месте древнего Лещинского монастыря. По освящении в храме была совершена Божественная литургия. Архипастырям сослужили настоятель храма протоиерей Георгий Мацкевич и духовенство Пинской епархии. Комментарии и обсуждение 29 октября 2018 года в Пинске прошло архиерейское освящение нижнего придела церкви Рождества Пресвятой Богородицы и престола, посвященного святому равноапостольному князю Владимиру. В чине освящения принял участие архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43416

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010