Чудеса, Греция). Торжественное празднование Чудотворной иконы Иверской Божией Матери справляется на Афоне во второй день светлой седмицы: ...доныне совершается литургия и крестный ход со Святыней на берегу моря, где икона была принята отшельником Гавриилом. (Вышний Покров над Афоном, Москва, 1902, стр. 33). По особому Промыслу Господню и покровительству Царицы Небесной Богородицы Православная Русь уже в те далекие времена своего христианского становления была как бы сращена со св. горой Афон. Время христианского домостроительства знаменовалось особым стечением и духовным сообщением великих подвижников, строителей Христова благочестия в благодатных местах, освященных Божией Матерью. Так, великий преподобный Антоний Печерский прибывает на св. гору Афон в 973 г. по Р.Х. и, приняв монашество, подвизается там под руководством Афонского старца Феоктиста. Когда же Антоний приходит в возраст духовного возмужания, старец Феоктист благословляет его возвратиться в Россию и продолжать подвиги иночества. В 1028 году Антоний навсегда покидает св. Афон, возвращается в Россию, где продолжает подвизаться, выкопав себе пещеру при Берестовой горе, которая походила на св. гору Афон. Она и послужила основанием Киево-Печерской лавры – духовного оплота Киевской и Московской Руси. Напомним, что 17 лет назад в 956 г. по Р.Х. на св. гору Афон прибыл основатель первой Афонской Лавры, преп. Афанасий Афонский , духовный отец и сподвижник Иверских иноков Иоанна, его сына Евфимия и Торникия (Иоанна), которые здесь подвизались и основали будущую обитель Иверскую. Духовно укрепляясь, Россия все более и более сближается со св. горой Афон. Великое множество паломников, богомольцев, тянется к Святой Горе, о чем свидетельствует появление русских монастырей на Афоне. «Что касается до того, как возникли на св. горе Афон русские монастыри, то на основании одного акта исторического (хрисовулла Императора Алексия Комнина) можно с вероятностью полагать, что Русским инокам, жившим в разных обителях св. горы, дарован был какой-либо незначительный монастырь...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В основном пространстве храма, к сожалению, сохранилось не очень много мозаик, они почти все были сбиты в то время, когда храм стал мечетью. Там осталось только три композиции Христа и Богородицы с надписямипо сторонам от алтаря и на западной стене идеально сохранившаяся композиция «Успения Богоматери». Можно представить, как прекрасны были остальные варварски уничтоженные мозаики. Изображение византийской принцессы, жившей при монгольском дворе Среди мозаик — уникальный деисус, где всего две фигуры — стоящего Христа и обращающейся к Нему с молением Богоматери. Это тоже ктиторская композиция: у ног Христа и Богоматери показаны исторические ктиторы храма, которые поддерживали его до того, как Феодор Метохит начал реконструкцию храма и его украшение. Там изображен член императорской семьи Исаак Комнин, перестраивавший храм в 12 веке и Мария Деспина Монгольская (XIII век) — византийская принцесса, которая оказалась при монгольском дворе в качестве жены одного из ханов, а потом вернулась в Константинополь, стала монахиней, видным деятелем византийского православия своей эпохи. Первые шаги Девы Марии В храме сохранился подробнейший мозаичный цикл с изображением детства Христа и Богородицы. Среди композиций: Первые шаги Девы Марии, Рождество Христа, Бегство в Египет, Прощание Иосифа с Марией (когда он хотел отпустить Ее), Сон Иосифа. В том числе и редчайшая сцена, изображающая налоговую перепись при Ироде, о которой упоминают Евангелия. В ожидании Второго Пришествия Из уникальных иконографических особенностей важны полностью сохранившиеся росписи южного придела (параклессиона), который был предназначен для погребения ктиторов монастыря, в том числе Феодора Метохита. Программа росписи связана с темой Воскресения, Второго Пришествия, отсюда — знаменитая фреска «Сошествие во ад» в алтаре — как образ грядущего воскресения; детальная композиция Страшного суда, а также изображение великих православных гимнографов — Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других, которые, как евангелисты, изображены в парусах одного из куполов Параклесиона: они боговдохновенно создавали свои гимны, прославляющие Христа и Богоматерь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Поэтому, посылая письменное извещение синодально– вместе с преосвященными нашими архиереями и прелестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями, мы молимся и благословляем всех без исключения вас – лиц посвященных и мирян, юношей и стариков, малых и великих и отечески побуждаем вас, чтобы и вы, отныне и впредь признавая каноническим патриархом святейшего апостольского и патриаршего престола Александрии и законным духовным предстоятелем, пастырем и попечителем о вашем спасении указанного блаженнейшего и святейшего папу и патриарха великого города Александрии кир Киприана, во Христе превожделенного брата и сослужителя нашей мерности, поминали каноническое патриаршее имя его во всех священных службах и последованиях, как установлено, и приняли с надлежащею приветливостью, внимательностью и честью, соответствующею патриаршему достоинству, когда он, спустя немного, с Божиею помощью прибудет для управления и духовного наблюдения за вами, истинными его духовными чадами, станет благословлять и освящать вас, как патриарх, духовно наблюдать, устроят и путеводить но спасительным пажитям евангельской благодати и непрестанно молиться за вас ко Господу, а Человеколюбец Господь, принимая его молитвы, как благоухающий фимиам, возниспослет вам богатые Свои милости из неисчерпаемых сокровищ Своих и подаст всем вам благословение Авраама, Исаака и Иакова, умножая и увеличивая приобретения и труды и имущества, и, наконец, удостойвая вас всех нобесного Своего царства. Его благодать и беспредельная милость и молитва и благословение нашей мерности да будут со всеми вами. –14 июля 1766 года. Послание подписали: патриархи – Филимон антиохийский и Парфений иерусалимский и митрополиты: Дионисий дерконский, Иоанникий халкидонский, Герасим критский, Герасим кизикский и Никифор никомидийский 58 . Дополнением к представленным документам могут служить и некоторые другие источники, сообщающие сведения по вопросу об избрании патриарха Киприана. Так, историк Афанасий Комнин Ипсиланти под 1766 г. отметил следующее: «Отказался от престола Александрии кир Матфей в пользу названного [выше] диакона Киприана» 59 . В другом месте своего исторического труда тот же писатель сообщил такие сведения: «(Патриарх Матфей), возвратившись в Константинополь, отказался [от престола] в пользу Киприана кипрянина, притом философа, уплатив из своих средств денежные расходы и на хиротонию [Киприана], и на берат, и на одежды, и на вознаграждения слугам, и за перевозку багажа, и за путешествие» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

23 июня 2011г. 19:32 Чем мне нравятся материалы с сайта " благогон " ,так это тем,что они " чепуху говорят. но при этом говорят её безапелляционно и уверенно " . как можно увязать тот факт,что ЦСЯ сам по себе не является замершим языком?? язык этот жив и подвижен - достаточно поглядеть сканы книг (лежащих в сети в свободном доступе на множестве ресурсов,у кого нет возможности сходит в крупнейшие библиотеки для изучения оригиналов).  тот факт,что в тексты литургий мы (ах да, отцы наши!!) изменения можем вносить (тот же тропарь третьего часа,который за уши туда притянути много чего ещё, искажающего самые величесветные тексты)---а признаться самим себе что язык менятся - не можем. амбиции " защитников истины " не позволяют это сделать. фраза " Наряду с “разморозкой” церковнославянского языка, надо будет делать справу иконную, т.к. церковнославянский язык и язык иконы имеют общую основу. " вообще умилила. простите грешного - какой дурак её написал? то множесвто " иконописи " ,которое расплодилось в Синодальный период и сейчас ещё тиражируется по причине безвкусицы и желания набить карман ---просто поражает. и  те редкие попытки, когда вновь возводимые(или реставрируемые храмы) храмы  получают роспись в стиле периода Великих Комнинов ----это настоящее событие. которое также подтверждает простой факт : над иконой уже давно поглумились, поглумились в период Возрождения. и наша Церковь прошла очень непростой период для того чтобы понять-византийский стиль храмовой живописи,иконописи это не просто дань истории. а реальность,которая очень важна и необходима. и к ней постепенно возвращаются. возвращаются от того,что было при " поголовном благочестии во времена царя батюшки " понимают ли это те,кто пишет подобные статейки и кто их цитирует?? врядли.... " Но богослужение постигается прежде всего на мистическом уровне (от сердца, молитвенно). Само звучание церковнославянского языка — это музыка богослужения " конечно,с этим вроде как тоже не поспоришь. но каким же образов последователи и единомышленники протопопа Аввакума шли тысячами на костёр, " очистительныя смерти ради " ?? может быть это было навеяно мистическим уровнем понимания духовности??? или надо чесно признать,что не всё то,что находится у каждого из нас в душе ---от Бога. а,стало быть,сначала надо разобраться с собой,со своими страстями,а не тыкать диаконам и другим прихожанам куда дти и что делать. 

http://bogoslov.ru/article/1762769

132 У Византия – Матфиа, котораго память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, – 16 ноября. 133 В Житии св. патриарха Цареградскаго Евтихия (умер 582) сказано, что он “погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарнъм степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки” (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).-Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 135 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был “вельми велик” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 136 По Стефану Новгородцу: “от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен” (Там же; сн. Путега. иерод. Зос. стр. 61; дьяка Алекс. стр. 72; диакона Игн. стр. 100 –101). 137 Об этой доске в монастыре Пантократора говорять и другие наши паломники. Стефан Новгородец: “идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседержителю... .ту доска Господня лежит, иже привезена бысть святою Еленою царицею” (Там же, стр. 54). Дьяк Але ксандр: “в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на нейже несли его ко гробу” (стр. 72). Диакон Игнатий: “идохом в великий честный монастырь Пантократов, и целовахом святую доску Господню, на нейже со креста снемше тело Христово положиша, и Претастыя слезы на том вообразишась” (стр. 101). Иеродиакон Зосима: “в том бо монастыре стоит дска, на нейже Христа несли ко гробу; на нейже слезы Богородицы Марии и доныне знати” (стр. 61). 138 Т. е. в церкви святых Апостолов: потому что здесь, по свидетельству паломников, были мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтскаго, котораго память совершается церковию 12 декабря. 139 Название монастыря Калуяновым указывает, вероятно, на строителя его – Калоиоанна Комнина (1118 – 1143). По Синаксарю, память св. Власия, епископа Севастийскаго, пострадавшаго при Ликинии, совершалась в Царьграде 11 февраля, в храме, посвященном его имени и находившемся близ св. Филиппа неподалеку от монастыря Спаса Человеколюбца (Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 121. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t, VI. p. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

трапезундский имп. (февр. 1222-1235). Муж Анны, дочери Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундского гос-ва. Единственный из Великих Комнинов , занявший имп. трон не по прямой линии из-за малолетства наследника престола (буд. имп. Иоанна I ). С большой долей вероятности А. В. К. можно отождествить с полководцем никейского имп. Феодора I Ласкаря Андроником Гидом, разгромившим в 1207 г. при Трахее отряд франков, выступивший из Никомидии в помощь Давиду Комнину, брату Алексея I. На 2-м году своего царствования А. В. К. возобновил договор 1214 г., согласно к-рому Трапезунд должен был выплачивать дань и послать отряд воинов Иконийскому султанату (см. Рум ). В дальнейшем мирные отношения с сельджуками были прерваны из-за захвата последними трапезундского судна. Это и др. события подробно излагаются в Житии св. вмч. Евгения , покровителя Трапезунда, написанном Трапезундским митр. Иоанном Лазаропулом . Согласно Житию, после успешного нападения трапезундцев на Синоп некий «султан мелик», личность к-рого достоверно не отождествлена ни с одним из сельджукских правителей, вторгся на территорию Трапезундской империи и осадил ее столицу. После усердных молитв А. В. К. вмч. Евгений явился императору и обещал ему помощь от Бога в отражении сельджуков. В эту же ночь во время бури вражеское войско в панике бежало, а их предводитель был пленен. Впосл. отпущенный на свободу «султан мелик» стал данником А. В. К. и посылал щедрые пожертвования трапезундским мон-рям. Вероятно, в Житии нашли отражение события, действительно имевшие место в царствование А. В. К., но происходившие с нек-рым промежутком во времени. Если разграбление трапезундского судна и поход на Синоп следует отнести к 1225-1228 гг., то вторжение «султана мелика», наиболее вероятно, связано с войнами хорезмийского шаха Джелал ад-Дина и коалиции, возглавляемой иконийским султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом I. В этом конфликте А. В. К. принял сторону хорезмшаха. После поражения Джелал ад-Дина в долине Яссычаман в 1230 г., вероятно, и произошел поход «султана мелика», описанный у Иоанна Лазаропула.

http://pravenc.ru/text/115412.html

Таким образом, в течение шести столетий она оказывала империи большие услуги. Она украсила свои знамена ореолом славы. Наконец, обладая такими качествами, как храбрость и искусство стремительного натиска, эта армия много раз получала замечательных полководцев: в VI в. Велизария и Нарсеса, в VII в. Ираклия, в VIII в. императоров Льва III u Kohcmahmuha V, в X в. Иоанна Гургена, которого писатели сравнивают с Траяном и Велизарием, а также полководцев из фамилии Фоки, которые в течение трёх поколений вели армии империи от победы к победе. Блестящими полководцами были и великие императоры Македонской династии Никифор Фока, Иоанн Цимисхий, Василий II; в XII в. императоры фамилии Комнинов, в особенности Мануил; этот бесстрашный паладин был кумиром своих солдат. Память об этих великих полководцах всегда жила в Византии, и народ много раз взывал к ним в тяжёлых обстоятельствах, умоляя их восстать из гроба, чтобы ещё раз повести своих солдат к победе. Всё это достаточно убедительно показывает, насколько несправедливо и наивно было бы видеть в истории Византийской империи лишь одну непрерывную линию упадка. Без сомнения, эта армия отличалась и большими недостатками. Наряду с превосходными солдатами рекрутский набор внутри страны часто давал людей посредственного качества, вследствие чего императоры нередко заменяли для своих подданных военную повинность налогом. С другой стороны, эта армия страдала недостатками, свойственными войскам наёмников; она была порой недостаточно дисциплинирована, её вечно волновал вопрос о жаловании, который часто был причиной восстаний или дезертирства. Хотя армия и вела войну против врагов, но она никогда не останавливалась перед грабежом граждан империи, что часто ставило в затруднительное положение командующего и даже самого императора. Она постоянно вмешивалась во внутренние дела империи. Тесно связанная с крупными феодалами, занимавшими высокие посты, она готова была поддерживать их во всех попытках переворотов. Но эта армия всё-таки была замечательным орудием войны, позволившим византийским императорам не только защищать империю, но даже расширить её пределы, и одерживать блестящие победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКАВМЕН [греч. Κεκαυμνος] (XI в.), византийский писатель, автор дидактического соч. «Советы и рассказы» (название условное). Первоначальное название труда неизвестно. В прологе, добавленном позднейшими редакторами, указано: «Стратегикон», что не соответствует содержанию. Произведение состоит из 6 частей: «Советы по службе», «Стратегикон», «Домострой», «О правилах поведения в случае мятежа», «Советы василевсу» и «Советы топарху». Нек-рые из советов адресованы читателям, занимающим определенное положение в обществе (стратиг, император, топарх), однако, вероятно, действительными адресатами К. были его дети. Тематическое разнообразие делает «Советы и рассказы» неоднородными по жанру. Разд. «Советы василевсу» по жанру близок к «княжеским зерцалам», которые были хорошо известны на Руси (ср. «Поучение» в книге Владимира Мономаха) ( Чичуров. 1990. С. 119-120). Др. части текста представляют собой практические советы по домашнему хозяйству. Основная часть была создана между 2 авг. 1075 и 31 марта 1078 г. Трактат К. сохранился в единственном списке (ГИМ. Греч. 436), созданном в Трапезунде в XIV в. ( Фонкич. 1971. С. 109) или во 2-й пол. XIII в. ( Фонкич, Поляков. 1993. С. 142). Рукопись принадлежала некой женщине, близко связанной c династией Великих Комнинов , позднее попала на Св. Гору Афон в Иверский монастырь , где в 1654 г. была приобретена Арсением (Сухановым) и привезена в Москву и передана в Патриаршую (Синодальную) б-ку. Состояние текста позволяет утверждать, что он подвергся существенной (не всегда квалифицированной) редакторской правке: были добавлены оглавление, стихотворный пролог, запись о состоянии протографа, заметка о падении К-поля в 1204 г. Деление текста на части и параграфы, их заголовки и нумерация, а также заглавие всего сочинения добавлялись в неск. этапов редакторами и не соответствовали первоначальному авторскому замыслу. Трактат впервые был опубликован в 1896 г. В. Г. Васильевским и В. К. Ернштедтом . Издатели полагали, что имеют дело с 2 произведениями разных авторов и жанровой природы. Автором 1-й части («Стратегикона») они признавали некоего К., воздерживаясь при этом от к.-л. выводов о его личности, а автором 2-й («Слова о царских обязанностях») - Никулицу Дельфина, свата 1-го автора, эту часть они датировали началом правления имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Важным этапом изучения памятника стало его критическое издание 1972 г., подготовленное Г. Г. Литавриным; именно оно получило широкое признание в науке. Дополненное и исправленное издание вышло в свет в 2003 г.

http://pravenc.ru/text/1684109.html

Уже в IV–V вв. на Афоне появились первые монастыри, и уже с этого времени святые отцы положили закон, воспрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола. К IX в. Афон становится одним из известных православных духовных центров, где сосредотачиваются обители, находящие здесь уединенный покой от мирской суеты. В 971 г. византийский император Иоанн I Цимисхий закрепил своим хрисовулом за афонскими монахами право владения полуостровом «на вечные времена». К этому времени знаменитые центры монашества в Египте и Палестине утрачивают уже свое первенство, из-за разорения обителей и притеснений на территориях, завоеванных арабами. Из нового центра, со Святой Горы, потекут теперь «реки монашества» в славянские страны – в Моравию, Сербию и на Русь. Основателем Киево-Печерской лавры станет святогорец преподобный Антоний Великий , принесший благословение святых старцев на берега Днепра. Афон всегда будет особо почитаем православным миром. Здесь подвизались нетолько греки, но и славяне: сербы, болгары, румыны, русские. Уже в IX в., во времена святого равноапостольного князя Владимира, известно существование монастыря Ксилургу (Древоделя), где обитали русские монахи с другими насельниками. Существует предание, что византийский император Алексей Комнин в 1081 г. даже повелел Святой Горе передать эту обитель в собственность русов, коих здесь стало большинство. В Ксилургу сохранился древнейший русский храм, освященный в честь Успения Богородицы. Обитель процветала материально и духовно, и скоро стала тесна для пребывания увеличившегося братства. В 1169 г. инокам Богородичной обители, общим согласием священного собрания высшей власти на Святой Горе, передается для благоустроения запустевший монастырь, где был освящен храм во имя святого Пантелеймона. Он имел второе наименование – обители Фессалоникийца или солунцев. Прежний монастырь остался за русскими, который скоро стал скитом. Новая обитель была более значительных размеров, но в совершенном разрушении. Под руководством игумена русов Лаврентия обитель быстро возрождается и получает наименование Русика. Здесь, около 1186 г., принимает монашеский постриг сербский царевич, ставший со временем национальным героем, святым Саввой Сербским , особо почитаемым в балканских странах. Позже, вместе со своим также принявшим монашество отцом они основывают на Афоне сербский монастырь Хиландар.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Храмовой иконе приписывалось неоднократное спасение столицы во время нескольких осад. Известен случай, когда во время осады города аварами в 626 г. вождю нападавших была явлена на стенах города женщина в драгоценном уборе, которая привела его в полный испуг. Именно в это время патриарх Сергий проносил по стенам знаменитую чудотворную икону. Анна Комнина, византийская принцесса, одна из первых женщин-историков (1083–1153), оставившая яркие описания своей эпохи, свидетельствовала об известном образе: «в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь». После падения Константинополя Влахернская икона была перенесена на Святой Афон, разорять который турки не решились, а в 1654 г. прислана святогорцами в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. В ней иерусалимский патриарх Паисий I, бывший тогда в Москве, признал древний Влахернский образ. Как пишет побывавший в Москве год спустя Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом». Находясь в Успенском соборе Кремля, во времена французского нашествия 1812г., икона потеряла свой драгоценный оклад. Сейчас икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Монастырь Пантократора (Христа Вседержителя) Соборный храм монастыря Пантократора, или мечеть Зайрек-джами, как называют его сегодня турки, расположенный в историческом районе Стамбула, считается вторым по величине сооружением византийского зодчества после знаменитой Святой Софии. Он был возведен в основном в 1118–1136 гг., в период правления второго императора из рода Комниных, Ин. 2 (1118–1143), по указу его жены императрицы Ирины. Постройку грандиозного монастыря осуществлял выдающийся архитектор своего времени Никифорос, сумевший придать неповторимый облик грандиозному сооружению. Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора строился из целого ряда зданий, призванных обеспечить не только духовную жизнь, но и призванного играть значительную социальную роль в византийской столице. Помимо нескольких церквей, были возведены здания библиотеки, больницы, кельи, благотворительное заведение для бездомных и неимущих стариков и другие.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010