Так защищал в своё время право эксокатакилов Феодор Валсамон . Право сидеть выше митрополитов и епископов эксокатакилы приобрели мало-помалу, и что дозволялось прежде редко, то сделалось в последствии обыкновенным и получило силу закона (δι μνην τν γροφον μακροττην συνϑειαν, τν ντ νμου παραλαμβανομνην . Право это было оспариваемо у эксокатакилов митрополитами и епископами, но первые нашли поддержку в императорах. Алексей Комнин издал новеллу, в которой подтвердил права эксокатакилов . Впрочем, не смотря на всё это, должно полагать, что эксокатакилы сидели рядом с патриархом, выше митрополитов и епископов, только в частных домашних заседаниях патриарха, к которым приглашались епископы и митрополиты, временно проживавшие в Константинополе. Нельзя указать ни одного соборного деяния, в котором говорилось бы, что эксокатакилы сидели выше митрополитов и епископов, или где первые подписались бы выше последних. Напротив, в большей части соборных деяний, относящихся к Средним векам, после перечисления митрополитов, епископов, гражданских чиновников, в присутствии которых происходило то или другое заседание патриарха, делается указание и на церковных сановников, и то в следующих выражениях: παριστμενων κα τν πατριαρχικν ρχντων; παριστμενων κα τν δεσποτικν ρχντων, — «предстоящим патриаршим начальникам; предстоящим владычним начальникам» , т. е. оффикиалам. Сами константинопольские патриархи смотрели на право эксокатакилов — сидеть рядом с ними, как на право домашнее, частное, и отнюдь не позволяли им пользоваться этим правом в важных случаях. Так, когда в Ферраре эксокатакилы просили патриарха Иосифа, чтобы позволил им сесть рядом с ним, то им было отказано в этом . Как высшие патриаршие сановники, эксокатакилы почтены были титлом великих (μγας). Титло это не только выражало важность эксокатакилов, но вместе отличало их от всех таких же оффикиалов, бывших при софийском храме и при других епископских кафедрах . Кроме того, эксокатакилы нередко подписывались на бумагах так, как подписывались епископы и митрополиты, т. е.

http://azbyka.ru/o-chinah-patriarshej-ko...

Против могущественного протосеваста Алексея составилась сильная партия, во главе которой встал Андроник Комнин, одна из любопытнейших личностей в летописях византийской истории, интересный тип как для историка, так и для романиста. Андроник, племянник Иоанна II и двоюродный брат Мануила I, принадлежал к младшей, отстраненной от престола линии Комнинов, отличительным признаком которой была необычайная энергия, направляемая иногда по ненадлежащему пути. Эта линия Комнинов в своем третьем поколении дала государей Трапезундской империи, которые известны в истории под названием династии Великих Комнинов. «Князь-изгой» XII века, «будущий Ричард III византийской истории,» в душе которого было «нечто похожее на душу Цезаря Борджиа,» «Алкивиад средневизантийской империи,» Андроник являл собой «законченный тип византийца XII века со всеми его достоинствами и пороками.» Красивый и изящный, атлет и воин, хорошо образованный и обаятельный в общении, особенно с женщинами, которые его обожали, легкомысленный и страстный, скептик и, в случае нужды, обманщик и клятвопреступник, честолюбивый заговорщик и интриган, в старости страшный своей жестокостью, Андроник, по мнению Диля, был той гениальной натурой, которая могла бы создать из него спасителя и возродителя изнуренной Византийской империи, для чего ему, может быть, недоставало немного нравственного чувства. Современный Андронику источник (Никита Хониат) писал о нем: «Кто родился из столь крепкой скалы, чтобы быть в состоянии не поддаться потокам слез Андроника и не быть очарованным вкрадчивостью речей, которые он изливал наподобие темного источника.» Тот же историк в другом месте сравнивает Андроника с «многообразным Протеем,» старцем-прорицателем древней мифологии, известным своими превращениями. Находясь, несмотря на внешнюю дружбу с Мануилом, у него на подозрении и не находя себе деятельности в Византии, Андроник большую часть царствования Мануила провел в скитаниях по различным странам Европы и Азии. Будучи отправлен сначала императором в Киликию, а затем к границам Венгрии, Андроник, обвиненный в политической измене и в покушении на жизнь Мануила, был заключен в константинопольскую тюрьму, где провел несколько лет и откуда, после ряда необычайных приключений, ему по заброшенной водосточной трубе удалось бежать для того, чтобы снова быть пойманным и заключенным еще на несколько лет в темницу.

http://sedmitza.ru/lib/text/434295/

С остальным населением города поступили довольно сурово. Знатные семьи были лишены всего имущества и отправлены все вместе в Константинополь, где султан обеспечил их домами и деньгами, достаточными для того, чтобы начать новую жизнь. Все же оставшиеся в городе мужчины, а также многие женщины и дети, были превращены в невольников и поделены между султаном и его везирами. Остальных женщин отправили в Константинополь, а 800 мальчиков забрали в корпус янычар 304 . Турки быстро заняли и остальную территорию империи. Сопротивлявшийся какое-то время город Керасунт сдался на почетных условиях, благодаря чему его греческое население целиком уцелело. Не хотели сдаваться несколько горных селений. Замок Кордили в течение многих недель защищала одна крестьянская девушка, которую потом долго воспевали в старых понтийских балладах. Однако никакой замок не был в состоянии долго сопротивляться мощи турецкой армии. К октябрю султан Мехмед уже снова был в Константинополе, присоединив все владения Великих Комнинов к своей империи 305 . Это был конец свободного греческого мира. «Ромеи больше нет, Ромея порабощена», – горестно восклицали авторы баллад 306 . Правда, какое-то число греков еще оставалось под христианским правлением – на Кипре, на островах Эгейского и Ионического морей и в портовых городах континента, пока удерживаемых Венецией, однако их правители были другой крови и иной формы христианства. Только на юго-востоке Пелопоннеса, в затерянных деревнях Майны, в суровые горные отроги которой не осмеливался проникнуть ни один турок, сохранялось подобие свободы. Вскоре все православные территории на Балканах оказались в руках турок. Пока был жив Скандербег, албанцы сохраняли свою весьма непрочную независимость, но сразу же после его смерти в январе 1468 г. страна потеряла ее, а Венеция еще раньше лишилась своих портов на албанском побережье. Севернее, в области, называемой Зета, держалось небольшое число горцев. Они образовали княжество, названное позднее Черногорией; которое время от времени признавало сюзеренитет то турок, то венецианцев, но при этом никогда не теряло своей автономии. Сербия и Босния были порабощены. На другом берегу Дуная валашские господари признали себя турецкими вассалами еще в 1391 г., но каждый раз при приближении венгерской армии отрекались от этого. С 1456 по 1462 г. господарь Влад, прозванный «Сажателем на кол» за то, что обычно именно таким способом расправлялся с несогласными 307 , отказывался подчиниться султану и однажды даже посадил на кол его посланцев; однако после его падения власть султана над страной вновь утвердилась. В Молдавии господарь Петр III признал свою вассальную зависимость от султана в 1456 г., но его сын Стефан IV отказался от нее и успешно отбивался от турок в течение всего своего долгого царствования с 1457 по 1504 г.; однако через девять лет после смерти Стефана его сын, господарь Богдан, подчинился султану Селиму 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нее были лучшие учителя, и она воспользовалась их уроками. Она училась всему, чему только можно было учиться в ее время, риторике и философии, истории и литературе, географии и мифологии, медицине и естественным наукам. Она читала великих поэтов древности, Гомера и лириков, трагиков и Аристофана, таких историков, как Фукидид и Поливий, таких ораторов, как Исократ и Демосфен; она читала трактаты Аристотеля и диалоги Платона, и знакомство с этими знаменитыми писателями научило ее искусству хорошо говорить и «утонченнейшему эллинизму». Она была способна легко цитировать Орфея и Тимофея, Сафо и Пиндара, Порфирия и Прокла, стоиков и академиков. Quadrivium (четыре науки) не составлял для нее тайны: она знала геометрию, математику, музыку и астрологию. Великие боги языческого мира и прекрасные легенды Эллады были близки ее душе; естественно, что она приводит в своих произведениях Геракла и Афину, Кадма и Ниобею. Она знала также историю Византии и географию, и до известной степени интересовалась античными памятниками: более того, она умела при случае рассуждать о военных делах и обсуждать с врачами лучшие способы лечения. Наконец, эта византийка, как кажется, – довольно еще редкое явление на Востоке того времени, – знала даже по латыни. Это не была только образованная женщина, это была женщина ученая. Все современники одинаково восхваляют ее изящный аттический слог, силу и способность ее ума разбираться в самых запутанных вопросах, превосходство ее природного гения и прилежание, с каким она старалась развить его дары, любовь, какую она всегда выказывала к книгам и ученым разговорам, наконец, универсальность ее познаний. И достаточно также бросить взгляд на «Алексиаду», ее произведение, чтобы найти в ней блестящее доказательство ее высоких качеств. Несмотря на то, что тут можно подметить искусственность в слоге, изысканный и деланный пуризм в языке, несмотря на то, что тут встречаются местами педантизм и притязательность, все же тут чувствуется женщина выдающаяся, действительно талантливый писатель, каким неоспоримо была Анна Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обстоятельства благоприятствовали ему, особенно Генриху VI польстила история с кипрским посольством. В 1194 г. скончался Гвидо де Лузиньян, и теперь правителем Кипра стал его младший брат Амори I (1194–1204). В 1195 г. он обратился к германцу с просьбой признать свой титул в обмен на сюзеренитет Германского короля. Или, как выразился сам Амори, он хотел «навсегда остаться человеком Римской империи» ( " homo imperiiesse Romani»). И 22 сентября 1197 г. в Никосии произошла торжественная церемония коронации нового Кипрского короля. С аналогичной просьбой к Генриху VI обратился и правитель Киликийской Армении (Малой Армении) Левон II (1187–1219), сумевший в период 3-го Крестового похода и нестроений в Константинополе захватить практически все византийские владения и присоединивший их к себе. Честолюбивый и жестокий, он не имел никаких постоянных друзей, перманентно воюя то с византийцами, то с латинскими антиохийцами, то с турками Кылыдж Аслана II. В мечтах ему грезилось новое Армянское царство, построенное по западному типу. А потому Левон II установил жесточайшую дисциплину в отношениях не только с вассалами, но и собственными клириками, заставив тех признать власть над собой Рима. Он привлек на свою службу рыцарей-иоаннитов, тамплиеров и французских пилигримов, обеспечил итальянским купцам привилегии у себя в стране и создавал основу для последующего завоевания Антиохии, которую мечтал сделать жемчужиной своего царства 923 . Желая легализовать свой статус, он обратился и к папе в Рим, и к Генриху VI, а затем и... в Константинополь, на всякий случай. 6 января 1198 г. он был провозглашен королем Киликии. Если бы теперь Германскому королю удалось закрепиться в Сирии и Палестине, Византия оказалась бы в кольце осады, из которой уже невозможно было выбраться. А весь Латинский Восток, конечно, вошел бы в состав Западной империи 924 . Но тут неожиданным союзником Константинополя выступил Рим, папа которого, Иннокентий III (1198–1216), избранный буквально через 2 дня после коронации Левона, являлся одним из самых великих представителей Апостольской кафедры. Масштабный папист, человек строгого ума и неукротимой воли, он желал не только укрепить папство, но и вернуть Иерусалим под власть креста. А для этого ему необходимо было найти общий язык с Восточной церковью и Византийским императором 925 . Кроме того, Иннокентий III прекрасно понимал, что воссоздание Священной Римской империи будет означать осуждение папства на вечное бессилие. Поэтому, нисколько не смущаясь «схизматичностью» Востока, понтифик резко выступил против планов германца 926 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Анна Комнина. Алексиада, М. 1948. 11 . Антология Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия./ред. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, М.; СПб., 2009. 12 . Арендт Х. О Революции М., 2011. 13 . Афанасьев А. Русский солдат. Рассказы. СПб., 1855. 14 . Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847) М.: Изд-во «Индрик», 1997. 15 . Афиногенов Д. Е. Повесть о Николае Воине: семейная этиологическая легенда?//Индоевропейское языкознание и классическая филология X: материалы чтений, посв. памяти проф. И. М. Тронского (Санкт-Петербург, 19–21 июня 2006 г.)/отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб.: Изд-во «Наука», 2006, с. 9–12. 16 . Банников А. В. Римская армия в IV столетии (от Константина до Феодосия) СПб.: Изд.-во СПбГУ, 2011. 17 . Банников А. В., Морозов М. А. Византийская армия (IV-XII вв.) СПб, 2013. 18 . Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: 1988. 19 . Большаков О. Г. История халифата М., 1993. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633–656). 20 . Большаков О. Г. История халифата.. М. 2010. Т. 4: Апогей и падение арабского Халифата (695–750). 21 . Бородин O. P. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма)//Византийские очерки. Труды российских ученых к XIX международному конгрессу византинистов. М., 1996. С. 116–129. 22 . Бородин О. Р. Византийская Италия в VII–VIII веках (Равеннский экзархат и Пентаполь). Барнаул: «День», 1991. 23 . Бородин О. Р. Эволюция войска в византийской Италии в VI–VIII вв (военно-организационный аспект)//ВВ. 1986. Т. 46. С. 124–138. 24 . Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. СПб., 2001. 25 . Браунворт Л. Забытая Византия, которая спасла Запад. СПб, 2012. 26 . Вальденберг В. Е. Государственное устройство Византии до конца VII в. СПб., 2008. 27 . Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. 28 . Василик В. Тема войны в византийской гимнографии (URL: http://www.pravoslavie.ru/35738.html (Дата обращения 20.05.2018).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разобрав это дело судом, царь, как награду, вверил власть снова Уресию. Но это было уже после. 10 . Между тем царь открыл поход в землю гуннов, пользуясь тем предлогом к войне, что гунны, как сказано прежде, помогали далматам. Впрочем, он пошел на них не без объявления им об этом, но предварительно послал письмо, в котором изложил их вину перед собой и угрожал скорым нашествием римлян. Придя к берегам Дуная и не желая упустить удобное время, которое в подобного рода делах весьма важно, царь – так как приготовленных им в Византии кораблей еще не было – вошел в одну из тех небольших лодок, какие находятся у тамошних берегов, состоят из одного дерева, и переправился в ней на другой берег, ведя вплавь за собой коня. Потом таким же образом переправилось и целое римское войско и вступило в землю гуннов, в которой, по мере углубления в нее, беспощадно грабило все, что встречалось. На другой стороне реки находилось укрепление, по имени Зевгмин 107 , окруженное крепкими стенами и достаточно обезопашенное в других отношениях. Не могши взять его при первом приступе, царь оставил при нем войско под начальством зятя своего по сестре Феодора Ватация, а сам, проходя селения, все покорял своей власти. Тогда для отражения римлян вышло было войско гуннов, но, видя, что оно приступает к делу невыполнимому, и само присоединилось к царю, а вслед за тем все по произволу было и уводимо, и уносимо. Людей всякого возраста гнали, как пленников, целые племена приведены были в движение и переселяемы в другие жилища. Таким образом остров, образуемый двумя вытекающими из Альпийских гор 108 реками – Дунаем и Савой, которые в земле гуннов сперва текут отдельно одна от другой, а потом, сделав большой обход, сливаются вместе,– этот остров 109 остался весь пустым и ненаселенным. Римляне разрушили даже королевский дворец – дело, достойное занять место в ряду самых великих удач римского оружия. Совершив это столь успешно, царь отправился под Зевгмин, где, как сказано, оставлен был Ватаций для осады этой крепости. Защитники Зевгмина упорно отстаивали свой город, пока у них была надежда, что король в непродолжительном времени придет к ним на помощь; но когда получили известие, что его нет нигде, а римляне между тем приготовились к штурмованию стен, тогда, страшась наступающей опасности, обратились они к царю с просьбой, чтобы по сдаче крепости позволено было им выйти невредимыми. Царь, однакож, отверг это предложение, и они, повесив на шею веревки и сняв с головы покровы, предстали перед ним в таком униженном виде. Царь запретил римлянам убивать кого бы то ни было, а только позволил им расхитить эту богатую сокровищами крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

их сменили половцы. Византия сохраняла свои позиции в К. до начала XIII в., после чего влияние в этом регионе перешло к Трапезундской империи Великих Комнинов. Ряд центров К. подвергся в XIII в. военно-морским рейдам сельджуков и разорительным набегам монголов. В Горном К. во второй половине XIV – первой половине XV вв. находилось христианское греческое княжество Феодоро с одноименным городом – крепостью на Мангупе, а в Кафе, Чембало, Солдайе (Судаке), Джалите (Ялте) и ряде других южнобережных мест – торговые фактории Генуи. В 1575 г здешние земли были завоеваны османами и оказались под полным контролем их союзников – крымских татар, пришедших сюда вместе с монголами в 30-е гг. XIII в. Крымский Агатангел – видный российский востоковед начала ХХ в. Ксенодохион – странноприимный дом (от греч. ксенос – «гость»), гостиница, обычно при монастыре. Иногда приют для вдов и бедных, больных, получавших бесплатный хлеб. Другое распространенное название византийского постоялого двора – пандохион, дословно «принимающий всех». Ср.: птохотрофий. Ксенон – гостиница; с VII в. так стали называть больницу, обычно при монастыре. См.: носокомион, иатрина. Ксенопарик – другое название анепигност, дословно «парик-гость», не внесенный в податные описи-кадастры (например, только что осевший на новых землях), иногда специально освобожденный от налогов и повинностей. Такие льготы привлекали на земли динатов новых людей, которые уравнивались с обыкновенными париками после очередного составления кадастра, то есть тоже становились зависимыми. Ксенофонт (ок. 430–425 – после 355 гг. до н. э.) – историк и писатель родом из Афин. Вырос в среде аристократов, дружественных Спарте и враждебно относившихся к афинской рабовладельческой демократии. Вместе с греческим наемниками воевал на стороне персидского царя Кира Младшего. Был приговорен в Афинах к изгнанию и удалился в пожалованное ему спартанцами имение близ греческого города Олимпии. В 370 г был вынужден бежать в Коринф, где и умер. Оставил исторические труды («Анабасис» – о походе греческих наемников вглубь персидской державы и их обратном пути к Черному морю, «Греческая история» V-IV вв. до н. э.), историко-дидактический роман «Киропедия» (Воспитание персидского царя Кира) и политические сочинения (панегирики, педагогические романы). Ксеролоф – он же форос (агора) Аркадия в Константинополе. Ксилокастра – дословно с греч. «деревянная крепость», башня на корабле, с которой во время боя воины метали камни и стрелы во вражеские суда. Для защиты от огня обшивалась сырыми кожами, которые обильно смачивали перед боем. Ксилокоп – дровосек (от греч. ксилос – «дрова, хворост, валежник»). Нередко являлся изготовителем древесного угля (см.: анфракоп).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трапезная – см.: трапеза. Трапезунд (Трапезунт) – процветающий греческий портовый город в приморской области Понт, на юго-восточном побережье Черного моря (совр турец. Трабзон). Основан выходцами из милетской колонии Синопа во второй половине VII в. до н. э. Пережил свой первый расцвет во времена Римской империи. В 257 г стал одним из главных объектов морского похода готов, которые, переправившись из Боспора, разграбили город и увезли богатую добычу, пленников. Позже Т. вошел в состав Византии и оставался в ней до ее падения под ударом крестоносцев в 1204 г. Известен как место панигиров, важный пункт внешней торговли ромеев, значение которого стало особенно возрастать с конца IX в. В начале XIII в. город пережил свой новый расцвет. Он стал столицей Трапезундской империи Великих Комнинов – государства, созданного по Византии времен модели Комнинов. Эта империя имела интересы в «заморьи» – Таврике, вела торговлю с Востоком и просуществовала до своей гибели в 1461 г. под уда – рами турок-осман, так и не вернувшись в состав Византии. В XIV-XV вв. Т. стал одним из региональных центров поздней византийской культуры. В экфрасисе, посвященном этому прекрасному городу, трапезундец-писатель Иоанн Евгеник сравнивал его с пиршественным столом, дающим пропитание многим и собирающим для ученых бесед выдающихся мудрецов. Т был главным рынком на Черном море, стоял на перекрестке дорог с Кавказа и из Персии. Покровителем города являлся Св. Евгений: его изображали на монетах, печатях, его именем называли детей. Оборонительные стены и рвы окружали Т. на трех уровнях: нижний город с кварталом ремесленников и торговцев; средний город с акведуком, узкими улочками, кафоликоном Св. Евгения Трапезундского, купольными базиликами и многочисленными церквами; акрополь и царский дворец. Разросшийся в XIV в. пригород был окружен широким рвом, что превратило Т. в самый большой город востока Византии. Трапезундская империя – см.: Великие Комнины, Трапезунд, Карпов. Трахи (трахея) – дословно с греч. «неровная»; 1) византийская электровая монета (из сплава золота и серебра) вогнутой, блюдцеобразной (скифатной) формы, какая появилась в обращении после монетной реформы Алексея I Комнина 1091/1092 гг.; 2) номинал из низкопробного серебра – биллонная монета, появившаяся к концу XI в.; к XIII в. содержала ничтожное ко – личество серебра и из-за большой примести меди, олова и свинца (до 95%) имела темный цвет; 3) неровная, вогнутая медная монета, появившаяся в правление Андроника II Палеолога (1328–1341 гг.); 4) медный номинал в Трапезундской империи. См.: Трапезунд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ову прилику и част да разговарамо са Вама, би било да нас у кратким цртама упознате са црквене уметности на простору рашко-призренске и На овакво тешко дати сажет одговор а да се не сведе на и црквене споменике, али да црквене уметности на овом простору сведем на три фазе, свакако зависне од политике, заправо период од XIII до XIX века. Косово и простор су Словени населили у VII веку, али у мраку био све до XI века, и Стефан након смрти цара Комнина. Важно поменути и да приликом Хиландара Стефан за изузетно великог манастирског властелинства установио управо Златно доба црквене уметности на Косову и био период власти Милутина на том простору установио неколико дворова, што било и црквене уметности. се Стефан Првовенчани у XIII века старао око обнове Грачанице и Богородице су епископска седишта у и Призрену, али их обновио или изнова подигао Милутин се на Студеницу Стефана као гробну цркву недалеко од Звечана саградио син Стефан потом градио Дечане, али доживео да их види довршене, те цркву довршио син Стефан Душан, пак, на реци Бистрици у близини Призрена, подигао велелепне Свете архангеле као гробну цркву. Тако део слива Белог Дрима властелинствима владарских задужбина, Хиландара, Студенице, Дечана и Светих архангела – и отуда и данас има назив Дакле, првих XIV века, са богатих рудних налазишта, Косово и област Српске што утицало и на црквене уметности. метоха у Хвосну властелинству манастира Жиче око 1220. године било од далекосежног како за цркву тако и за црквену уметност. У XIII и XIV веку, архиепископима Никодиму и Данилу II, створен комплекс манастира Осим великих задужбина, Косово и краси мноштво цркава; као што су владари следили узор Стефана владаре следила властела градила властеоске цркве, од била задужбина великог казнаца Драгослава у Мушутишту из 1315. године. У време Милутина у Призрену породица подигла цркву Светог Спаса, а Никола нешто подигао цркву Светог Николе. задужбине су и цркве у у Будисавцима, Светог Николе у Хочи, цркве у Црколезу, Ваганешу, Речанима… Од средине XV века, уз и велики уметности, а као културно средиште се одржала Грачаница, седиште Новобрдске првенствено митрополиту Никанору.

http://srpska.pravoslavie.ru/140144.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010