Чудесное явление трех великих святителей, послужившее поводом к установлению настоящого торжества, поучительно для всех нас. Оно уверяет нас в блаженстве и славе, которою окружены угодники Божии в небесных селениях, и эта слава сопутствует им неразлучно, когда они по особому изволению Божию, нисходят на землю в сиянии лучезарного света. Оно утешает нас тем, что мы на земле не одни: есть у нас верные ходатаи, учители и молитвенники на небесах. Живя среди нас, они больше всего заботились об устройстве царства Божия на земле; и там, у престола Божия, своею деятельной молитвой пред Богом продолжают также великое дело: пекутся о мире и единомыслии концев вселенныя. Явление великих святителей учит нас тому, что угодно святым наше взаимное общение с ними. Угодно им, когда в молитвах обращаемся к ним, когда Церковь земная благочестно творит святую их память, – это потому, что почитание их доставляет нам великую домашнюю пользу. Почитая их болезни и труды, назидаясь примером жития их и взирая на скончание их земного подвига, мы укрепляем свои силы и подражаем вере их. Если хотим достойно почтить память великих святителей, позаботимся всегда блюсти единение духа в союзе благодатного мира. Много и ныне соблазна и поводов к гибельным разделениям: много среди нас лжеучителей, волков хищных в одежде овчей. Отвергшис Церкви, утративши мир и надежду спасения, они всячески стараются и других прельстить своими лжеучениями, сеют раздор и смуту в Церкви Божией, в умах чад ея. Не слушайте, братия, льстивых речей их, ведущих в пагубу, и, вверяя себя водительству пастырей Церкви и покрову ныне прославляемых святителей, в простоте сердец храните мир и веру Православную. Своим миролюбием, верностию матери Церкви мы доставим великую радость о нас небесным молитвенникам о нашем спасении, – и Сам Бог мира наставит нас на великое дело благое, как послушных чад Его св. Церкви. (Из «Сборн. крат. поучений» Свящ. Андрея Смирнова, книга 3-я). 16. О единомыслии в вере В 11-м веке, в царствование христолюбивого императора Алексея Комнина, была великая распря в Константинопополе между словеснейшими любомудрецами, пишет святитель Димитрий ростовский в своих Четьихъ-Минеях, в сказании о соборе трех святителей, память коих совершается ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Нельзя поэтому сказать, что симпатии населения были на их стороне. Феодор завел целый штат царских придворных, но порядки в его дворце были болгарские или варварские, как заметил современник. Кроме того, «самодостаточность» деспота, за которую так ратовал Дмитрий Хоматин, Болгарский архиепископ, встретила сопротивление у другого иерарха – Фессалоникийского митрополита Константина Месопотамита, не признавшего Феодора Ангела Комнина Дуку царем 98 . Несложно заметить, что именно поддержка патриарха, резиденция которого находилась в Никее, обеспечила св. Иоанну III Ватацу легитимные основы власти. Дмитрий Хоматин мог сколь угодно долго рассуждать о праве Феодора Ангела называть себя Фессалоникийским царем, но в глазах подавляющей массы византийцев единственным законным Римским императором был только Никейский василевс, которого венчал на царство «Вселенский» патриарх. Объяснение этому явлению заключается в том, что в среде иерархов Восточной церкви не было и не могло быть даже намека на примирение с Римской кафедрой, помимо всего прочего освятившей тот разгром Византии, который был учинен крестоносцами. Именно Церковь стала носителем национальной идеи, объединителем византийской нации. И в этих условиях подлинным Византийским императором мог стать только тот, кто получил поддержку восточного епископата и монашества, т.е. Никейский император 99 . Но перевес в военных силах был пока на стороне Феодора Ангела Комнина Дуки. Кроме всего прочего, Фессалоникийский император отличался гибким умом и решительностью. Его успехи против латинян вызывали в северных греках восхищение – его называли «могучим Комнином», «вершителем великих дел». Вскоре он захватил Фессалоникийское королевство – несостоявшееся детище давно уже погибшего Бонифация Монферратского, – и присоединил к своим владениям целый ряд областей Фессалии и Македонии. Но едва Рим, взволнованный успехами эпирского оружия, объявил о Крестовом походе против Фессалоникийского царства, как Феодор тут же направил посольство к папе, заявив о своей покорности Апостольскому престолу. Обрадованный понтифик немедленно отменил Крестовый поход и даже запретил венецианцам покушаться на Диррахий, который много раз безуспешно осаждали латиняне 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проведя несколько дней без пищи и воды, Андроник I был вновь извлечен толпой из камеры. Ему выкололи один глаз и верхом на шелудивом осле повезли по Константинополю. Наверное, не было издевательства, которое ему не пришлось пережить в этот день: Андроника I били палками, бросали в него камни, совали под нос навоз и обливали навозной жижей, одна девка облила его лицо кипятком. Наконец, бывшего царя подвезли к ипподрому и привязали за ноги к поперечной балке. Он успел прошептать: «Господи, помилуй!», но кто-то из солдат уже вонзил меч в его глотку, а стоявший рядом латинянин – в задний проход. Судорожным движением Андроник I поднял культю правой руки ко рту и испустил дух. Его труп разрубили на две части и бросили в глубокий ров у монастыря Эфор 781 . Так закончил свою жизнь последний представитель династии Комнинов, столь бездарно разменявший на собственное честолюбие все труды, пот и страдания своих великих и легендарных предшественников. Скоро погибли и его сыновья – Мануил принял мучительную смерть, а Иоанн был ослеплен. Месть императора Исаака II Ангела не коснулась, однако, внуков Андроника I – их вывезли в Грузию слуги царицы Тамары 782 . Как справедливо заметил один исследователь, «гениальный от природы, он мог бы стать спасителем и обновителем истощенной Византийской империи; для этого у него не хватало нравственного чувства. К несчастью, он пользовался своими высокими качествами лишь для удовлетворения своих пороков, своего тщеславия, своих страстей. Есть в душе Андроника Комнина нечто общее с душой Цезаря Борджа» 783 . 205 Норвич Джон. Норманны в Сицилии. Второе норманнское нашествие 1016–1130. С. 252, 254, 260, 264. 253 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 135. 255 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб., 2003. С. 149. 256 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 93–96, 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В центре города, на обрывистом плато, окруженном оврагами и водными протоками, находился акрополь. В его южной части («старом» или верхнем городе), обнесенной мощными крепостными стенами, располагались цитадель эпохи Комнинов, императорский дворец (XIIIXIV вв.), при котором, как предполагают, находилась небольшая домовая церковь , и административные здания. Из императорского дворца можно было попасть в «средний город», где проходила вторая линия укреплений и находились храмы Богородицы Златоглавой (Хрисокефал, X в., перестроен в XIII в.) и св. Софии (после 1204 г.). «Новый город» с церковью св. Анны (haч.VIII в.) и с церковью св. Евгения (XXIV вв.) простирался от бастионов до гавани. В эпоху Великих Комнинов в Трапезунде было сооружено более сотни церквей: трехнефных однокупольных базилик с центральной пятиугольной апсидой и нартексом и небольших однонефных базилик с куполом, барабан которого ставился прямо на стены. В окрестностях города находились монастырь Феоскепатос (XIV в.) и пещерная церковь св. Саввы (XIV в.). В 1461 г. Трапезунд был завоеван турками. Трон Максимина архиепископа Равенны (545553), дает представление о византийском искусстве эпохи Юстиниана. По поводу места создания этого замечательного памятника мнения исследователей расходятся: одни называют Константинополь, другие Александрию, третьи – Равенну. Несомненно то, что многочисленные пластинки слоновой кости были выполнены разными мастерами ок. 550 г. На 10 боковых пластинах трона представлены эпизоды из жизни Иосифа Прекрасного. Вверху Иаков скорбит, узнав о мнимой смерти своего сына; в центре – Иосиф в колодце; внизу Иосифа продают в рабство. И сюжет, и детали говорят о том, что создателем этих пластин был египетский мастер. Большие пластины на передней стороне трона с изображениями Иоанна Крестителя и четырёх евангелистов, размещенными под полуциркульной аркой и отличающимися большей торжественностью, сложным рисунком складок одежды, разнообразием поз, вероятно, были выполнены константинопольским резчиком. На 24 частично сохранившихся пластинах оборотной стороны трона изображены сцены из жизни Спасителя, созданные третьим мастером. Композиции отделены друг от друга изящным растительным орнаментом из завитков виноградных лоз, в которые вплетены птицы, животные и вазы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако же при всем том Аллаций представляет их нам свидетелями достойными великого вероятия. Приметили в нем сей порок многие ученые мужи: приметил и Адам Зерникав, муж весьма высокого учения: и правда, хотя должно признаться, что Аллаций был довольно учен, однако удивительно то, что труды свои употребил в худую сторону. Но возвратимся к нашему предмету, и оставив сии ненужные и примечания недостойные повести, рассмотрим те плачевные приключения, которые с того времени происходили из толикого церьквей несогласия. Чего для мимоходом здесь целые почти триста лет, и как прочие маловажнейшие распри, так и оную Михаила Церулария Патриарха Константинопольского с Гумбертом Папским посланником оставляем, поспешая к концу правления Мануила Комнина: ибо там много имеем увеселительного. В лето 1200. по кончине Императора Мануила, вступил на престол Андроник Тиранн. По убиении сего поздравлен Императором Исаакий Ангел. См. у Никиты Хониата кн. 2. в конце о Андронике. Потом Исаакия, брат его Алексей Комнин, лишив очей и правления, заключил в темницу, и сам начал царствовать см. у того же Хониата о Исаакие кн. 3. к концу. Ослепленного Исаакия сын Алексей убежал в Сицилию к Королеве того острова, своей сестре, просить у нее помощи и совета. Случилось же кстати, ибо в самое то время многолюдное Римское воинство под предводительством Балдуина Графа Фландрийского и Дандула Венецианца и прочих шествовало морем к Палестине против Сарацинов; и так оный Алексей Ангел начал просить у них вспоможения под условием многих и великих обещаний, и между прочим дал им слово, что он все Восточные церкви принудит к соединению с Римлянами, ежели помощию их возвратит наследие отца своего. См. Хониата о Алексее кн. 3. Сим обольщенные Римляне остановили флот свой близь Константинополя. Комнин будучи не в силах сопротивляться неприятелю, убежал из города, и так ослепленный Исаакий немедленно гражданами из темницы выведен и посажен на престол. Потом отправил он посланников уведомить сына своего и полководцев Римских о своем на престол возвращении, дабы тем прекратить осаду города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Время основания и очерк истории его. Когда именно возник на св. горе Русский монастырь, и как возник, т. е. , основан ли первоначально или дарован Русскому братству из прежде существовавших монастырей, исторически неизвестно. Время появления Русского монастыря на Афоне некоторые относят к временам Ярослава Владимировича, которого считают, хотя без достаточного основания, и ктитором его; другие ставят в современность просвещения России светом Христианской веры. Что действительно рано появились на Афоне Русские иноки, в этом удостоверяет уже то обстоятельство, что туда около 973 года пришел инок Антоний, первоначальник иночества в нашем отечестве. – Что касается того, как возник на св. горе Русский монастырь, то, на основании одного акта исторического (хрисовулла Императора Алексия Комнина) можно с вероятностью полагать, что Русским инокам, жившим в разных обителях св. горы, дарован был какой-либо незначительный монастырь, о котором не сохранились сведения, – дарован именно в следствие просьб и ходатайств наших Великих Князей, начиная с св. Владимира, которые находились в родственной связи между собой и в постоянных сношениях. Потом Русскому братству дарован был монастырь Греческий Ксилурги (что теперь Болгарский скит Пресвятой Богородицы). О монастыре Руссов Ксилурги исторически уже известно, именно: Хрисовуллом Царя Алексия Комнина велено было св. горе отдать этот монастырь собственно во владение инокам Русским в 1080 году. Впрочем Ксилурги не остался на всегда монастырем Русским: на своем месте, т. е. , в густой дубраве Ксилурги, за час разстояния от Пантократора, он существовал только до конца XII века. В 1172 году, когда игумен его Лаврентий, по тесноте места, просил себе более просторной обители, дарован был общим приговором Прота св. горы и всех настоятелей Афонских Русскому братству Ксилурги Солунский монастырь св. Великомученика Пантелеймона, находившийся в чаще леса на вершине горной, за час от Кареи к западу; а прежняя обитель сделалась скитом Пресвятой Богородицы, который и теперь существует в зависимости от Русского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А.М. Величко Династия Дуков LVI. Император Константин X Дука (1059–1067) Глава I. Слабость царской власти и торжество «византийского папизма» 52-летний Константин X Дука, взошедший на царский престол, ранее украшенный блистательными фигурами настоящих императоров, являл собой образ жалкого подобия своих великих предшественников. Тонкий эстет, обаятельный в общении, он совершенно не обладал волей и самостоятельным мышлением. Несколько слов о его семье: род Дуков отличался знатностью, хотя предположения о его происхождении от св. Константина Великого лишены всякой исторической основы. Тем не менее многие знатные военачальники, прославившие византийское оружие, носили фамилию Дуки и имели, по-видимому, отношение к новой царственной династии. Но это – лишь предположения, а достоверно известно только, что сам Константин X родился в Пафлагонии, в первый раз был женат на дочери Константина Далассина, несостоявшегося избранника императрицы Зои. А после смерти жены, уже в зрелом возрасте, сочетался браком с Евдокией Макремволитессой, племянницей патриарха Михаила Керуллария 23 . Лишенный каких-либо замечательных свойств характера, он никогда не смог бы взойти на императорский престол без упорной поддержки клерикальной партии во главе с Керулларием, Лихудом и Пселлом, и их энергия в итоге была вознаграждена сполна. Дука легко расстался со всеми приобретениями Исаака I Комнина и быстро отказался от какого-либо участия василевса в управлении Церковью . Первый же хрисовул царя, изданный тотчас после воцарения, означал резкое умаление царского сана. Император рассмотрел в своем документе рядовой, казалось бы, вопрос о церковной иерархии. Но попутно затронул очень важную тему – о традиционном полномочии царя менять границы епархий и даровать епископам высшие церковные титулы. До сих пор никто из Византийских императоров, памятуя о старых прерогативах Римских царей, даже не озадачивался таким вопросом, полагая данные полномочия своим священным правом. Теперь же Константин X Дука признал такую практику неблагочестивой и неканоничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василевс мог передать власть не старшему сыну и даже вообще не сыну, а дальнему родственнику или постороннему человеку. Так, например, поступил Исаак I Комнин (1057-1059), назвавший своим преемником не сына, а Константина X Дуку (1059-1067) . Царь Феодосий III (715-717) передал императорский венец Льву III Исавру (717-741) . Хотя и вынужденно, но тем не менее Михаил I Рангаве (811-813) отрекся от трона в пользу совершенно постороннего для себя с точки зрения родства человека - Льва V Армянина (813-820). Хрестоматийный пример косвенного династического родства явило соправление Андроника I (1083-1085) и юного Алексея II Комнина (1080-1083), когда общество во имя «общего блага» согласилось признать дядю царственного мальчика полноправным императором. Зато Михаил VIII Палеолог (1261-1282), ставший соправителем малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261), был выдвинут по своим личным качествам. Он приходился лишь дальним родственником правящей династии Ласкаридов, каковых в то время насчитывалось немало. Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) вообще не являлся родственником царя Андроника III Палеолога (1328-1341), но по «праву духовного родства» с покойным василевсом он считался вполне легитимным преемником его власти. При условии, конечно, сохранения права на царство юного Иоанна V Палеолога (1341-1391), сына своего царственного друга и покровителя. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат (1078-1081), Алексей I Комнин (1081-1118), посчитав, что нарушены законные права наследника – юного Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака (1067-1078), предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетия передать тому единоличную власть . Согласимся, едва ли возможно усмотреть в этой конструкции наследственное преемство «по крови». Такие прецеденты имели место, разумеется, не только в Византии. После кончины св. Феодора Иоанновича (1584-1598) легитимация власти одного из претендентов на престол Бориса Годунова (1598-1605) основывалась на нескольких непрямых нюансах, каждый из которых сам по себе мало что значил: родстве с царской семье через сестру Ирину (1598), церковном поминовении по его распоряжению вдовой царицы на Ектенье, как свидетельство заботы о ней (что, напротив, вызвало глухой ропот недовольства в силу беспрецедентности), а также специально подобранных исторических примеров безродности многих великих царей у других народов, и ссылке самого претендента на несуществующую грамоту Иоанна Грозного (1547-1584), который-де незадолго до своей смерти поручил его заботам сына, невестку и царство. Интересно, что грамота об избрании Годунова по инициативе патриарха св. Иова (1586-2589) была вложена в раку с мощами св. Петра (память 24 августа), митрополита Московского, как важный сакральный жест зашиты соборного решения .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Речем же паки о житии преподобнаго отца Ефрема. По убиении убо святую страстотерпцу, великих князей Бориса и Глеба, преподобный Ефрем изыде от дому своего и достиже града Торжка и обрете место близ града того велми красно, на брегу реки Тфери, и воздвиже ту храм во имя государей своих великих князей и страстотерпец Бориса и Глеба, и возгради обитель, и собра монахов множество, и доволно труды к трудом прилагаше, в посте же и молитве непрестанно пребывая и братию поучая, сам же всем во всем образ бывая, и тако преставися от тленных в вечный покой в лето 6523 (1015). Память же его святая соборная церковь прия праздновати месяца Иануария в 28 день. О родителю же его и о пострижении и о рукоположении архимандричества преподобнаго, в кая времена и лета и при коих великих князех и коим ариереом хиротонисан и коего лета, того не обретохом. По преставлении же своем преподобный Ефрем многа и неизреченная чудеса сотвори: слепыя просвети и болящия исцели и ненаказанныя страху Божию наказа и целомудрствовати устроив. Овогда же единою, яко второй пророк Илия, молений ради и воздыханий сердечных к нему всего града людей Торжка, еже о бездождии молитвою своею ко Господеви Богу, дождь с небесе сведе, и того ради в той день во обители своей всех граждан торжествовати радостно сотвори. Честныя же и святыя мощи его целы и нетленны соблюдаются и приходящим с верою многую цельбу подают и до сего дне, в славу Святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго всех Бога, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. 24. Собор святых трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. (30 янв.) В царство благовернаго и христолюбиваго царя Алексия Комнина, приимшаго по царе Никофоре Ватаниоте державу царскую, распря бысть велика в Константине граде между учащимися словесному наказанию книжному. Овем убо провозглашающим Великаго Василия, высокоглааголива нарицающе его, якоже сущим всем изобретша естествославием и добродетелми, малым точию ангелом не равна, ниже удобь прощающа и нравом сумнена и ничтоже человеческо имуща, – снижающим же божественнаго Иоанна Златоуста , яко супротивна оному предлежаща, зане удобну сущу и скороприводну на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Великая княгиня Анна была дочь князя Витебского Василька Брячиславича, потомка Владимира святого по старшему сыну его (от Рогнеды) Изяславу. С нею в брак вступил Всеволод Георгиевич года через 4 после кончины первой супруги его Марии, в 1209 году. Когда скончалась Анна Васильковна – неизвестно. В южном приделе, не в алтаре, а перед иконостасом на правой стороне – гробницы супруги св. Великого князя Александра Невского, Великой княгини Александры и дочери его княжны Евдокии, а на левой стороне – гробница второй супруги того же князя – Великой княгини Вассы 151 . Обе гробницы, подобно гробнице Великих Княгинь Марии и Анны, обложены медными посеребренными листами. Но гробница Великой княгини Александры и княжны Евдокии не имеет вида двойной гробницы, подобно гробнице Великих княгинь Марии и Анны, и, таким образом, остается место предположению, что здесь, в южном приделе, одна из гробниц уничтожена и останки Великой княгини и княжны положены в одной общей гробнице. В Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века говорится о гробнице княжны Евдокии, что эта гробница стояла на правой стороне южного придела «в стене»; следовательно, она находилась в 17 веке под сводом ниши в южной стене храма. В этом Сборнике, при исчислении погребенных во Владимирском женском монастыре, прямо не упоминается имени Великой княгини Александры 152 , но вслед за сообщением о гробнице Евдокии говорится: «в другом каменном гробе подле и лежат мощи неизвестно чьи». Вероятно, эти слова указывают именно на гробницу первой супруги Александра Ярославича. Великая княгиня Александра была дочерью Полоцкого князя Брячислава. В брак с Александром Ярославичем она вступила, когда он был еще князем Новгородским, в 1239 году. Бракосочетание совершено было в городе Торопце, но брачные торжества свои князь Александр повторил и в Новгороде, «не из любви к пирам, по замечанию одного историка, а из желания делиться своею радостию с народом» 153 . Ранее того времени, в Полоцке жила и скончалась (23-го мая 1173 года) знаменитая полоцкая княжна, преподобная Евфросиния. Жизнь и подвиги преподобной, конечно, с детства хорошо были известны невесте Александра Ярославича и, несомненно, влияли на нравственное воспитание последней. Это, между прочим, видно и из того, что княжна Александра, отправляясь на свое бракосочетание в город Торопец, взяла с собой из Полоцка чудотворную икону Богоматери, присланную в дар св. Евфросинии Полоцкой Греческим императором Мануилом Комниным 154 . Когда скончалась Великая княгиня Александра – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010