Года не прожил старец после возвращения в Киновию. Начав сильно болеть еще зимой и по старости – ему было более 66 лет – не имея сил перенести недуг, он в мае 1869 года стал, очевидно, близок к гробу. 18 мая в 5 часов утра, предчувствуя последние минуты жизни, он пригласил духовника своего о. Тихона, бывшего духовником скита, исповедался, принял св. Тайны из рук сына своего иеромонаха Прокопия и в 12 часов дня мирно отошел к жизни той, к которой в трудных христианских подвигах готовился в течении 33-х лет. Погребен он наместником Лавры архимандритом Антонием в нижнем храме Киновии за правым клиросом. V. Еще черты и случаи из жизни старца. Пещеры и Киновия теперь Дух юродства, присущий о.Филиппу еще в молодости, сохранялся в нем до самой смерти и привлекал к нему и во время его монашества и схимонашества множество жаждавших назидания и утешения духовного. Никогда никого не отпустил подвижник, не преподав наставлений и советов, смотря по нужде каждого. Не мало случаев из этих бесед остаются неизвестными, и лишь те из них, которые удалось собрать, но не пришлось поместить выше в последовательном изложении жизни, необходимо, думается, для полноты описания привести теперь. Раз к о.Филарету в пещеры пришли посетившие Лавру светские лица, приехавшие из Петербурга. – С ангелом! С ангелом! – радушно приветствовал он гостей: – вы из безгрешной деревни? – Так старец звал Петербург. Приехавшие, очевидно, его не понимали. – Вы из Петербурга?– еще раз спросил он. – Да, из Петербурга,– отвечали посетители. –У вас в пятницу и среду-то варят или сухоядение бывает? – спрашивает старец. – Мы не понимаем, о чем вы нас спрашиваете, – ответили гости. – Не понимаете? Посты в среду и пяток соблюдаете-ли? – разъяснил о.Филарет. – Родители нас не учили этому; ну мы и не знаем, что в среду и пятницу есть скромное нельзя – отвечали изумленные посетители. – О! Среда-то горяча, а пятница еще горячее – стал объяснять им старец, и затем дал им наставление строго соблюдать посты. – Как идти к вам грязно – сказали посетители эти Филиппу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

662 Чти к сим книжицу преосвященного Стефана Рязанского «Знамения пришествия антихристова и кончины мира», а паче главу 4–9; «Розыска» часть 2, глава 5, и сего трактата глава 2, §15. 732 [Сие видно в повестях Минеи-четьи и в прологе месяца октября, 4 числа о Домнике мученице и дщерях её.] 748 Чти к сим «Обличение неправды раскольнической» при конце в объявлении толков схизматических номер 29-й. 750 Что касается до слов «Параскева» и «Пятница», то по собственности значения их Параскева есть греческое название, на нашем языке переведено быть должно «приуготовление»; а пятница у нас значит пятый день в седмице. Почему ж вошло Параскеву в святцах наших называть Пятницей? Потому, первое, что у евреев день приуготовления к шабату, или к субботе, был тот самый, что у нас пятница. Почему они, навыкнув греческому языку, и называли день сей «параскеви». Второе, у нас в святцы взошёл обычай Параскевию мученицу, которой повесть написана в Минеи-четьи октября в 28 [день], называть «Пятницей», поскольку сама она перед мучителями изъяснилась, чего ради наименована Параскевией; того-де ради, что родители её почитали в седмице день шестой постом и молитвами страстей ради Христовых, в оный день подъятых за спасение наше и в сей же день даровал им Бог её, дщерь. Чти оную повесть, то пространнее увеси. Пятница ж пятый есть день с понедельника, а шестой от воскресного дня. Вот как надобно пятничный день чтить, то есть постом и молитвой, воспоминая в нём страдание Христа Спасителя. Тако чтити среду и пяток повелевает и правило святых апостол 69. 751 Выбор девок в Пятницы ведёт, конечно, своё начало от обычая простонародного. Известно, что по сёлам многие из непросвещённых христиан, хотя, впрочем, от Церкви не отщепившихся, особенно почитают пятки всего лета, оставляя в них свои ручные дела: для того, что будто матушка пятница гневается на тех, кои в день её работают. Но сие также не есть ли грубое невежество и суеверие? Ибо как пятница, пятый сиречь день, может на кого гневаться? И за что, когда в самом законе Божием предписано помнить токмо субботный день или воскресный, а в прочие шесть дней, не исключая и пятницу, равно повелевается делать и творить в них вся дела своя?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Все, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы. Часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день, то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что . К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Содержание Неделя первая Воскресенье сырное Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя вторая Воскресенье первое Понедельник Вторник Пяток Неделя третья Воскресенье второе Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя четвертая Воскресенье третье Понедельник Вторник Среда Пятница Неделя пятая Воскресенье четвертое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница Неделя шестая Воскресенье пятое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница     В память княгини Наталии Владимировны Долгоруковой Некоторые из почитателей неусыпной и плодотворной деятельности по изданию и распространению духовно-нравственных книг Княгини Наталии Владимировны Долгоруковой предприняли возобновить издание книги: „Стихиры Великопостных служб с переводом на русский языка, как сочинения, излюбленного почившею Княгинею при её жизни, надеясь, что не один из благочестивых читателей этой книги, достойно оценив заботы и труды покойной, по распространению в массе читателей подобных назидательных изданий, безмолвно сотворит теплую молитву о упокоении души рабы Божией Княгини Наталии. Возвышенны все песнопения наших церковных служб, но службы великого поста производят более сильное впечатление на сердца молящихся. Содержанием всех песнопений великого поста служат воздыхания и вопли души, сокрушенной мыслию о тяжести грехов, о потере чистоты и первобытного блаженства райского. Вся цель этих песнопений – возбудить в душе чувства раскаяния во грехах, воодушевить к подвигам поста, к умерщвлению страстей, к очищению сердца. И нужно сказать, что весьма и весьма многие , из песнопений великопостных служб, составленные Феодором и Иосифом Студитами, достигают необыкновенной высоты и по изложению. Предание говорит, что один благочестивый муж любил песнопения св. Студитов, поемые в великий пост. Но зашли к нему однажды какие-то иноки и весьма неодобрительно отозвались о песнопениях св. Феодора. Этот отзыв охладил усердие благочестивого мужа, и он перестал петь стихи Феодора. Во сне явился ему св. Феодор Студит и сказал: „за чем ты оставил мои творения, которые любил прежде? Как не рассудил ты, что не приняла бы их церковь Божия, если бы не находила их полезными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Среда и пятница Из прочих дней седмицы более священными были, как и ранее, среда и пятница. Теперь впервые находим обоснование поста в эти дни. «Поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток потому, что в оный претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате» [ 646 ]. О постном режиме в эти дни известно лишь, что пост оканчивался в 9 часу, т. е. не ели до этого часа; о роде же пищи в эти дни неизвестно ничего; судя по сопоставлению этих постов с Четыредесятницей [ 647 ], можно думать, что она была такая же, как в Четыредесятницу (см. ниже). «Пост сей (среды и пятницы), говорит св. Епифаний Кипрский, соблюдается во весь год и продолжается до 9 часа. Исключаются 50 дней Пятидесятницы, когда не бывает ни коленопреклонения, ни поста… Равно неприлично поститься в Богоявление, когда родился плотию Господь наш, хотя бы это случилось в среду и пятницу» [ 648 ]. Следовательно, пост среды и пятницы оставлялся в Пятидесятницу и важнейшие праздники. Из этих двух седмичных постов пятница считалась важнее, как и в III b. [ 649 ]: в пятницу Константин великий освобождал воинов от службы и отменил суды в этот день, как и в воскресенье [ 650 ]. Кроме поста, чтились эти дни и богослужение — в одних местах литургией [ 651 ], в других особой службой, заменявшей литургию, без евхаристии: «александрийцы в среду и в так называемый день приготовления (παρσκευον — пятницу) читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме Таин» [ 652 ]. Вероятно эта служба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, которая в некоторых древних памятниках усвояется св. Марку и ап. Петру, проповедовавшим в Александрии, а также Афанасию Великому. [ 653 ]. Четыредесятница. Удлинение предпасхального поста От IV b.мы имеет первые ясные свидетельства и о 40-дневной продолжительности предпасхального поста, который, следовательно, к этому только времени (в конце III b.) стал Четыредесятницей в собственном смысле. Первое такое свидетельство принадлежит Никейскому Собору 325 г., который требует, чтобы поместные Соборы бывали: «один пред Четыредесятницей, дабы по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносился Богу, а другой около осеннего времени» [ 654 ]. По Евсевию Кесарийскому «мы празднуем Пасху, принимая на себя 40-дневный подвиг для приготовления к ней»; «до Пасхи мы 6 недель укрепляем себя 40-дневным постом» [ 655 ]. Афанасий Великий неоднократно упоминает о Четыредесятнице, и, между прочим, в пасхальном послании 330 г. [ 656 ], — как и Кирилл Иерусалимский († 386 г.) [ 657 ]. Говорит о ней Лаодикийский Собор около 360 г. [ 658 ] и св. Епифаний Кипрский около 375 г. [ 659 ]. На Западе свидетельства о ней начинаются позднее: первое у св. Амвросия Медиоланского († 397 г.) [ 660 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Смотрели, т. е. наблюдали за страждущим своим Учителем и Господом и сами страдали за Него своей душой. Магдалина, – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады ( Мф.15:39 ). Мария Иакова малого (меньшего) и Иосии мати (мать), и Саломия. – Мария. Полагают, что это была Сама Пресв. Матерь Господа (Златоуст и Феоф.). Евангелисты называют Ее матерью Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей его жены; а так как Богородица называлась женой Иосифа, то называлась и матерью (мачехой) этих детей его, или жена Алфея или Клеопы, одного из 70-ти апостолов, сестра Богоматери. Саломия – по Матфею, мать сынов Зеведеевых ( Мф.27:56 ), т. е. апостолов Иакова и Иоанна. Служаху (служили), т. е. прислуживали Ему. У еванг. Луки сказано: служили имением своим ( Лк.8:3 ), т. е. помогали в обычных житейских нуждах средствами своими, потому что Иисус Христос и Его последователи, особенно Апостолы, были бедны. Зач. 69. Погребение Христово. Евангелие 10-е страстей в вел. пяток и недели Мироносицкой. Еванг. Марк описывает погребение Христово почти одинаково с евангелистом Матфеем ( Мф.27:57–61 ). Мк.15:42 . И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть, день пред субботою, Уже позде бывшу (как уже настал вечер). Это – вечер пятницы, когда Господь после трехчасовых крестных Своих страданий скончался – время после 9-ти часов дня, по-еврейскому счету, или после 3-х часов пополудни, по-нашему. Поскольку была пятница, т.е. день перед субботой (понеже в пяток, еже есть к субботе). Тут указывается причина, по которой Иосиф спешил похоронить Иисуса Христа. С вечера пятницы Евреи начинали празднование субботы, когда уже нельзя было ничего делать, и, значит, тело Христово должно было оставаться на кресте. Тем более еще, что в эту пятницу, вечером, нужно было вкушать пасхального агнца, так как с сего вечера уже начинался праздник Пасхи. Иосиф и пользуется для погребения Христова малым временем, которое оставалось до прекращения занятий и до вкушения агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет. Мать и высоко подымет, да не больно опустит руку. Наемная рука хорошо бьет ребенка, да плохо ласкает. Своя матка и бьет, да не пробьет, а чужая гладя прогладит. Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет. Кулаком да в спину – то и приголубье сыну. Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь. Как в поле трава растет, так бы твое добро росло (говорит отец, благословляя и оделяя сына, что всегда делается в новолуние) . Дни Воскресенье – свято, понедельник – черный, вторник – потворник, среда – постница, четверток – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин. Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие. С понедельника на всю неделю (т. е. счастье или несчастье) . В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы. В понедельник – на могильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – по коты, в пятницу – на мельницу, в субботу – на работу, в воскресенье – на веселье. В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли. Понедельник – похмелье; вторник – потворник; середа – пост; четверг – перевал; пятница – не работница; суббота – уборка; воскресенье – гулянье. В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу. В понедельник чихнешь – подарок на неделе. Сухи вторники. Вторники и суббота легкие дни. Что Бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть. Не суйся, середа, наперед четверга. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Середа да пятница четвергу не указчица. В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай. Не суйся, пятница, наперед четверга. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут. Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает (ворон.) . По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Вопрос 19 Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже. Вопрос 20 Да дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни промышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью не играли и по корчмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покрестьянски, и были бы довольни своими оброки. Вопрос 21 Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же заповедают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме божественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым пророкам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, порицаемые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов смущаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких подвизех и делати своима рукама, и заповедь учиниша по священным правилом, аще кий списком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников однолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо постилися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу болсию по своей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

Скачать epub pdf Пятница В четверток вечера на Господи воззвах: поем последование все праздника неизменно, якоже и в господственный день вознесения, кроме чтений, и полиелеа: на вечерни же, и в пяток на У трени, и на Литургии блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. По входе тропарь. Слава, и ныне: кондак. Прокимен, аллилуиа, и причастен праздника: апостол же и еванглие дне. Службу же минеи поем на повечерии. В пяток на Утрени, На Бог Господь... тропарь праздника: Вознеслся еси во славе.., трижды. По 1-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану. Ангелом дивящимся восхода странному и учеником ужасающимся страшному взытия, возшел еси со славою, яко Бог , и врата Тебе взяшася, Спасе. Сего ради силы небесныя дивляхуся, вопиюще: слава снизхождению Твоему, Спасе, слава Царствию Твоему, слава Вознесению Твоему, едине Человеколюбче! Дважды. По 2-м стихословии седален, глас 3: Подобен: Красоте девства. Превечный Бог и Безначальный, еже восприят естество человеческое, обоготворив тайно, днесь вознесе. Ангели предтекуще, апостолом показоваху Сего идуща на небеса со славою многою, Томуже поклонившеся, глаголаху: слава Богу вознесшемуся! Дважды. Каноны: глас пятый, со ирмосы, на 8, и четвертый на 6. Канон первый, творение Иоанна монаха, глас 5. Песнь 1. Ирмос: Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами наставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому единому поим, яко прославися. Воспоим, вси людие, на рамех херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную, яко прославися. Ходатая Богу и человеком, Христа, лицы ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победную, яко прославися. Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему боговидцу Моисею, от горы Елеонския вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим, яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

689 «Иудеи, действительно, – говорит св. Иоанн Златоуст , – тогда совершали пасху, а Христос совершил ее одним днем прежде, чтобы Его заклание было в пяток, когда совершалась и ветхозаветная пасха». Творения. Том 8. Бес. 82 на Еванг. от Иоанна, пунк. 3. 1902 г., стр. 561. «Евреи на этот раз должны были есть пасху вечером в пятницу, а Он совершил ее одним днем ранее, чтобы заклание Самого Себя соблюсти на пятницу, когда совершалась и ветхозаветная пасха». Блаж. Феофилакт. Толк. на Еван. от Иоанна, часть 4. 1908 г. стр. 342; ср. Толков. его же на Еван. от Матфея. Часть I. 1907 г., стр. 316. Макарий, Митроп. Моск. Правосл. – Догм. Богосл., т, 2, 1895 г., стр. 373–374. Малиновский Н. прот. Правосл. – Догм. Богосл., т. 4, 1909 г., стр. 141, 142. Болотов В. проф. Лекции по истории древ. Церкви. Введен. в церк. истор. 1907 г., стр. 90. Залуцкий В. Изъяснение Четвероеван. и кн. Деян, Ап. 1913 г., стр. 378 – 381, 690 Стих 14 гл. 19-й Еванг. от Иоанна неточно переведен: тогда была пятница пред Пасхою, ν δ παρασκευ το πσχα (бе же пяток пасце), следовало: была пятница пасхи, т.е. приготовление пасхи, так как вечером должны были евреи есть пасхального агнца, ср. было утро (пятницы), и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху ( Ин. 18:28 ) в тот же день вечером, 691 «От этого дня (второго дня праздника пасхи), как дня принесения начатков жатвы, закон предписывал отсчитывать семь суббот или недель до праздника Пятидесятницы». Рыбинский В. Цитов. соч., стр. 15. «Что этот день (Пятидесятницы) приходился в том году в первый день недели, это ясно из следующего. Пятьдесят дней отсчитывалось со второго дня Пасхи (т.е. с 16 Нисана), в который приносился первый сноп жатвы к священникам ( Лев.23:15,10 ; Втор.16:9,10 ); первый день после седьмой седмицы от 16-го Нисана и назначался для празднования Пятидесятницы ( Лев.23:16 ). В год воскресения Христова первый день Пасхи, – 15 Нисана – случился в субботу ( Ин.18:28; 19:31 ), а 16-е Нисана приходилось в первый день недели, а потому и пятидесятый день, начиная с него, приходился тоже в первый день недели. У современных евреев праздник Пятидесятницы бывает 6-го Сивана, а посему, если 16 Нисана приходится в первый день недели, то и 6 Сивана приходится тоже в первый день недели (Нисан имеет 30 дней, – поэтому 30-е Нисана придется в первый день недели; следующий месяц Яр имеет 29 дней и потому 1-е число следующего за ним месяца Сивана будет во вторник, а шестое число – день воскресный)». Смирнов Д. Цитов. сочин., стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010