379.  Тогда же, похвала 121. 380.  Вторник ваий, вечерня, на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. о том же см. и Пятница ваий, утро, по втором стихослов. седален Господина Иосифа, крестобогородичен, гл. 4. 381.  6 декабря, великая вечерня, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 382.  Вторник, 1 седмица, вечерня, на стих. крестобогородичен, гл. 8. 383.  Четверток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 5. 384.  Пяток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 8. 385.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 1, богородичен. 386.  О том же безболезненном рождении говорится и в других песнях, так например: среда, 3 седмица, утро, на стих. крестобогородичен, гл. 2; пяток, 2 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 5; пяток, 4 седмица, утро, канон, гл. 8, п. 1. Канон о Распятии, п. 3; Великая Суббота, похвала 76 и другие. 387.  Среда, 1 седмица, утро, по 2 стихословии, седален, гл. 2, крестобогородичен. 388.  Тогда же, на стиховне, крестобогородичен, гл. 8. 389.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 8. 390.  Вторник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Феодора, гл. 8, п. 9. 391.  Среда, 4 седмица, утро, Канон Кресту, господина Феофана, гл. 4, п. 1. 392.  Тогда же, там же, п. 5. 393.  Тогда же, там же, п. 9. 394.  Пяток, 4 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 4, крестобогородичен. 395.  Среда ваий, утро, по 3 стихословии, седален, господина Феодора, гл. 3. 396.  Святая и Великая Суббота, похвала 89. 397.  Тогда же, похвала 147. 398.  Среда, 4 седмица, утро, ексапостиларий, крестобогородичен. 399.  Канон о Распятии, п. 7. 400.  Вторник, сырная седмица, вечерня на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. 401.  Среда, сырная седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, гл. 2. 402.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл. 2. 403.  Неделя, 3 седмица, утро, стихира самогласна на поклонение Кресту, слава, гл. 8. творение Льва Деспота, так же поется в среду 4 седмицы на вечерни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Итак, в седмичном круге мы должны выделить три типа богослужения. Прежде всего, начало седмицы и ее вершина – день воскресный, в богослужении он называется неделя. День воскресный велик, и мы, конечно, не обойдем его вниманием. Заранее скажем, что устроение богослужебного Устава для воскресного дня несомненно свидетельствует о том, что день воскресный сравним с самыми великими праздниками годового круга. Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9-я глава Типикона. Этот устав бегло рассмотрен в предыдущей главе. Следует заметить, что два дня – среда и пятница являются если и не вершинами, то некими возвышенностями в течение седмицы, потому что тема этих дней – Крест – отличается от прочих, она Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но являются, с точки зрения Октоиха, с точки зрения седмичной службы как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. Субботнее богослужение является наиболее забытым и попираемым в нашей приходской практике, редко можно встретить храм, где правильно служат в субботу. Вместе с тем суббота являет нам необыкновенную красоту. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года. Это Суббота Великая или Преблагословенная (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. О них мы будем говорить подробно в дальнейшем, когда будем разбирать богослужение Триоди. Эти дни совершенно неповторимы и обладают особой богослужебной красотой; все субботы года связаны с ними. Если мы возьмем следующий богослужебный круг времени – годовой, и две его части – неподвижные праздники и подвижные, то следует сказать, чтонеподвижные праздники, которые образуют систему месяцеслова, имеют четкую разработанную иерархию, которая отражена в главе Типикона «О знамениях праздников месяцеслова». Знамения – это графические значки, которые являются отражением устроения богослужебного года, выражают иерархию праздников месяцеслова, о них мы уже говорили. Здесь уже большее разнообразие служб, здесь гораздо больше видов богослужения, чем в седмичном круге. Как раз эти праздники привлекут наше основное внимание в дальнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апреле – 23. Мае – 9. Июне – 24. Июле – 20. Август – 29. Сентябре – 26. Октябре – 1. Ноябре – 8. Декабре – 6. Из переходящих: суббота мясопуста, первая седьмица поста, суббота акафиста, преполовение пятидесятницы. Мы не касаемся пока чисто церковных праздников, которые не вакуют. Посты бывают: А. Говение – количественный пост. В. Воздержание – качественный. А. Говение: разрешается лишь одна трапеза по вечерни, в эти дни литургия после 9 часа с вечерней. Дни говения суть: 1 день сочельника Рождества Христова, 1 день сочельника Крещения, 2 дня среда и пяток сырные, 30 дней седмиц). Будни великого поста (кроме суббот), 6 дней святых и великих страстные седмицы. Итого 40 дней в году. Из них 3 дня: Сочельник Крещения, среда и пяток сырные не суть дни воздержания. Также ½ дня с вечерни Рождества Христова в сочельник несть особого воздержания. Итого 361½ дней, сиречь десятина (одна десятая) лета строгого поста, говения и воздержания. В. Воздержание: среда, пяток, кроме сплошных седмиц, день Усекновения, Воздвижение. Посты: Великая четыредесятница. Сырная неделя. Суббота и неделя вербная. Страстная седмица. Малая четыредесятница. Успенский пост. Апостольский Петров пост. Обязательные посты для мирян: 1 . Сочельник Рождества Христова – до звезды. 2 . Первый день великого поста – весь. 3 . Страстная пятница – весь. 4 . Страстная суббота – весь. Строгий пост: одна трапеза, без мяса, молока, мяса и яиц. Эти постные дни все христиане должны соблюдать, иначе смертно грешат. Остальные постные дни достаточно, если миряне будут воздерживаться от мяса, или если даже этого не могут, но за одной трапезой не есть мяса и рыбы вперемежку, так как мясо разрешается в постные дни только по той причине, что негде, трудно, дорого достать рыбу или если кто находит ее недостаточно питательной. Желающие же как следует воздать почесть постным дням или одинаково воздерживаются от мяса во все дни или различают степени воздержания, как это делает и Церковь . Именно: 1 . Воздержание от мяса – разрешение на молоко и яйца. Обычно, каждую пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

1240 На Страстной недели... – Последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе, посвященная вспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя – Тайной вечери, предании на суд, страданиях, распятии и погребении Иисуса Христа. 1241 ...грамоты разрешительныя... – Разрешительная молитва, которую читают во время чина погребения, а затем вкладывают в правую руку умершего. 1242 ...в Великой пяток...Великая пятница Страстной седмицы посвящена воспоминаниям распятия и погребения Иисуса Христа. 1243 В субботу Великую все архиереи, бывшее тогда духовенство и некоторые из поклонников, имеющий чин священства, во облачении носили священную церемонию, Святую плащаницу. – Великая (Страстная) суббота – суббота Страстной седмицы, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии во ад; последний день перед Пасхой. Священнослужители на утрени Великой субботы при пении «Святый Боже...» выносят Плащаницу – полотно большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа – из храма на главе и при участии народа обносят ее вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса во ад и победы над смертью. 1244 ...пели 17-ю кафизму... – 17-я кафизма (118-й псалом) является неотъемлемой частью заупокойной службы, как молитва за умерших, свидетельство об их благочестивой жизни и напоминание живым о смысле земного пути человека; читается в дни особого поминовения усопших. 1245 ...начали бегать арапы кругом святой Кувуклии крыгами и резвились, становились кучками и друг другу на плеча и, ходя вокруг святой Кувуклии... Турецкая чиновники сидели на хорах тогда и смотрели на волнующийся народ и резвость арабской черни, никем необуздаемой... – В Великую субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия Благодатного огня. Церковная церемония Святого огня начинается за сутки до начала православной Пасхи. В храме собирается большое количество народа, среди которых обязательно православная арабская молодежь, которая через 20–30 минут после опечатывания Кувуклии начинает резвиться, сидя на плечах другу у друга как наездники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9 глава Типикона. Из них два дня (среда и пятница) являются особыми, потому что тема этих дней Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но с точки зрения седмичной службы являются как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года — Это Суббота Великая (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. Все субботы года связаны с ними. Об этом и о смысле субботнего дня мы подробно говорили в Великую Субботу, хотя этому нам несколько мешала тема «освящения» куличей. Теперь надо сказать, что в зависимости от праздничного знака структура богослужения так же видоизменяется. Например, богослужебные тексты могут менять свое место. Это касается ектений. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце — сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: “И ныне. Богородичен”. На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные (или воскресные), т.е. те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи. Там четыре приложения: два — будничных и два — праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста — праздничный. Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Как правило, это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Жертвенник. Престол на месте водружения Креста. Голгофа С Голгофы, по выслушании проповеди , литания, при пении следующих песнопений из «Сионского Песнопевца», спускается вниз к камню миропомазания, причем четыре архиерея, держа в правой руке свв. Евангелия и горящие свечи, левыми руками поднятую за кисти с престола плащаницу несут вниз по северной лестнице. Здесь с этою плащаницею архиереи трижды обходятъ камень миропомазания и полагают ее на камне, причем народ возлагает на нее снова живые розы, а клирики кропят ее розовою водою и умащают благовониями. Патриарх читает евангелие от Марка глав. 15:42–47: „И уже позде бывшу, понеже бе пяток, еже есть к субботе 144 . Конец: Мария же Магдалина и Мария Иосиева зрясте, где его полагаху. Архидиакон произносит сугубую ектению о православных христианах, о поклонниках Святой Земли и т.п., на которую певчие снова отвечают многократным пением „Господи помилуй“. Затем против входной двери храма ставятся стулья, которые занимают участвующие в литании архиереи, и назначенный иерокирикс (проповедник), с возвышения у одного из карнизов, произносит вторую проповедь на арабском языке. По окончании проповеди, архиереи поднимают плащаницу с камня миропомазания, и литания направляется к кувуклию, который и обходит с плащаницею трижды, при пении: „Тебе одеющагося светом, яко ризою“. Священники после этого становятся по обе стороны Живоноснаго Гроба Господня, располагаясь иногда до часовни коптов. Для патриарха ставится против кувуклия кресло, а епископские седалища устанавливаются по правую и левую сторонам патриарха в ряд с священниками. При пении тропаря: „Благообразный Иосиф» и именно слов: „покрыв, положи“, плащаница вносится архиереями внутрь кувуклия и полагается на ложе, где пребывало пречистое Тело нашего Господа по погребении. Когда архиереи выйдут из кувуклия, патриарх, приняв кадильницу, тот час входит внутрь его и взволнованным голосом начинает перед плащаницею петь первую статью (τ γχμιον): «Жизнь во гробе положился еси, Христе, и ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Схожее чинопоследование есть и у католиков. Оно так и называется «Крестный путь» и состоит из 14-ти Стояний («Осуждение», «Возложение креста», «I Падение под крестом» и т.д. ) с совершенно изумительными народными гимнами. Вел. Пятница была днём самого строгого поста и печали («День скорби, в который постимся» Свт. Амросий). Сильвия пишет: «После отпуста у Креста: еще до восхода солнца, весь народ, полный ревности, сразу же направляется на Сион, чтобы помолится у того столба, у которого бичевали Господа. А затем, отдохнув немного у себя дома, все они снова готовы для следующей службы». (стр. 210). Происходит всеобщее поклонение Св. Животворящему Кресту, обретённому Св. Еленой. Потом «Перед Крестом ставится сидение для епископа, и от 6 часа (12:00) до 9 (15:00)ничто другое не совершается, как только чтение текстов Свящ. Писания...И нет в этот день никого, ни старого, ни молодого, кто бы не плакал в течение тех трёх часов, помышляя о тех страданиях, которые Господь претерпел за нас». (стр. 211). У нас в Церкви этот обряд претворился в чтение четырёх Евангелий во время Царских часов (которые в Вел. Пяток заменяют собой Литургию). Напомню, что Литургия в Вел. Пятницу не служится (ибо Христос на Кресте), кроме того случая, когда с ней совпадает Благовещение (тогда положена Литургия И. Златоуста). У католиков, наоборот, это единственный день, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров св. папы Григория Вел. А перед ней совершается чин поклонения Кресту (опять же восходящий к 4 веку). Великая Суббота также была днём строгого поста (почти ничего не ели), который кончался в полночь. В это время совершалось крещение оглашенных. И об этом нам до сих пор напоминает пение на Литургии Вел. Субботы вместо обычного Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...» (т.е. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Гал.3:27 ). Сильвия рассказывает: «... неофиты, только что воспринявшие крещение и сразу же одетые после купели, идут за епископом прежде всего в храм Воскресения. Епископ входит внутрь решетки под пение гимна и там молится о них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь , где весь народ бодрствует, ожидая». (стр. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грехи – суть занозы в нашей душе. Не каясь, не борясь с грехом, мы не вынимаем их. Не мудрено, что человек мучается и страдает, пребывая в таком состоянии. Человек постоянно должен бы радоваться и благодарить Бога за всё. Должен бы радоваться природе, творению, да грехи мешают. Кто-то сказал: «Православие сделало душу русскому человеку». Мне понемногу становятся понятными эти слова. Все-таки как мы еще небрежно относимся к нашей вере, к Спасителю в нашем служении. Ибо служение наше часто бывает небрежным, невнимательным, не с должным благоговением, которое следовало бы оказывать Спасителю, Богу. Таково же, увы, и наше поведение в храме. «...Вонмем, Святое Возношение в мире приносите» (Литургия). Святое Возношение – то есть Святое и Животворящее Тело и Святую Животворящую Кровь Господни. Как далеки мы от совершенства. Мы еще не видим себя как следует – ни в отношении к Богу, ни в отношении к людям, ни в смысле своего внутреннего состояния. Самый строгий день в христианстве – Великая Пятница (Пяток). Пасха Господня После болезни человек чувствует себя как бы вновь родившимся. На все он смотрит с обновленным интересом. Какая радость для христиан заключается в словах Христовых: И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф 28,20 ). «...И заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприми, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с Небесными совокупит Силами» (догматик 4-го гласа)... Не есть ли это – пастырское дело, а наипаче архипастырское: «горохищное... овча» приводить ко Отцу и соединять с Небесными Силами? «Из Тебе бо воплотися Бог и человек...» Трудно себе представить все величие Божией Матери – из Нее, Девицы, воплотился Бог!.. Какая честь, какая радость служить Господу! Какая честь, какая радость держать Господа своими руками – в Святых и Животворящих Его Тайнах! 8 июня [нов. ст.] Если бы у нас была крепкая вера в то, что по смерти мы не умираем, что за гробом есть светлая, блаженная жизнь, то не боялись бы смерти, как ее не боялись мученики. Никакие бы мучения не были нам страшны. При такой крепкой вере в загробную жизнь мы не боялись бы смерти. Нас пугают неуверенность, слабость веры и привязанность к этому миру и к этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому нужно нам задуматься, что мы живем не для того, чтобы поесть, попить, выйти замуж, поругаться с мужьями, развестись, поблудить, убить пяток детей, накопить две сотни денег себе на похороны, сжечь два килограмма свечей. Нет, жизнь нам дана, чтобы подготовиться к Страшному суду. Потому что ну сколько мы здесь живем? Совершенно ничтожное количество лет: семьдесят-восемьдесят лет редко кто проживет, а так пятьдесят-шестьдесят, и все. А дальше простирается вечность. Самая близкая к нам звезда – это Солнце, и до него сто пятьдесят миллионов километров. А до другой ближайшей звезды уже семь световых лет. Это вообще страшное расстояние: семь лет идет до нас свет с этой звезды. Вот какая вселенная огромная, но все равно она меньше, чем бесконечность, и она гораздо меньше той муки, которую мы будем терпеть, отверженные от Бога. Поэтому Господь и призывает нас, как мы читали у царя Давида: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша, яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи». И если мы в своей жизни с Богом не встретились, не соединились, то наша жизнь бессмысленна. А где Бога искать, как Его найти? Господь нам открывает и эту тайну, Он говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть надо нам сердцем своим прилепиться к Богу, надо сердцем своим возлюбить Бога, надо свою жизнь так устроить, чтобы все в ней было по-Божьи, и стараться, если уж мы существа разумные, чтобы каждое наше действие, каждый наш поступок, каждое наше слово были бы сообразны с нашим разумом; чтобы мы прежде, чем что-либо сделать, немножечко подумали: а угодно ли это Богу? А если мы не знаем, угодно ли это Богу (бывают такие темные люди, которые не знают заповедей Божиих; и из присутствующих здесь больше половины Евангелие не только никогда не читали, но даже в руках не держали), то можно подумать так: а хорошо ли это? И тогда через совесть Сам Господь нам скажет – ведь хотя мы и падшие грешники, но у всех нас остатки совести-то есть; это уж большая редкость, чтобы человек был совсем бессовестным, таких очень мало, и такие в церковь обычно не приходят. То есть прежде, чем что-то сделать, что-либо сказать, можно вопросить не Евангелие, а свою совесть: хорошо ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопения Минеи добавляются только, если случится святой бденный или полиелейный, храмовый праздник, Сретение Господне, его предпразднство или попразднство. Во всех этих случаях богослужение с точки зрения схемы пения и чтения изменяемых частей является более сложным, так как совершается по трем книгам: Октоиху, Триоди и Минее. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона. В частности, в случае бденного святого образцом является 1-я Маркова глава праздника Трех святителей (30 января), а в случае полиелейного – 1-я Маркова глава праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи (24 февраля). В случае храмового праздника служба совершается по 2-й Марковой главе Сретения Господня, некоторые индивидуальные особенности указаны в 25-й храмовой главе. Итак, служба Недели о мытаре и фарисее является типичным представителем службы воскресного дня периода Постной Триоди. Мы рассмотрим особенности этой службы очень подробно и рекомендуем всем запомнить их, так как службы почти всех воскресных дней периода Триоди Постной совершаются по тому же чину, имея лишь незначительные вариации (главным образом в пении канона). Малая вечерня Стихиры Октоиха и тропарь воскресный с Богородичным по обычаю. Великая вечерня «Блажен муж…» (вся кафисма). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 7 и Триоди на 3; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Отметим сразу, что в отношении количества стихир Триоди на «Господи, воззвах…» современная служба Недели о мытаре и фарисее типичной не является. Дело в том, что в большую часть воскресных дней поется 6 стихир Октоиха и Триоди на 4, потому рекомендуем запомнить следующее правило: нормой является пение стихир Октоиха на 6 и Триоди на 4, но в Неделю о мытаре и фарисее мы имеем исключение: Октоиха – 7 и Триоди – 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010