Если вы изменяете истине, за которую Он умер; если чужды любви и милосердия, для коих Он жил; если не храните правды и чистоты, коими Он облек вас; если те грехи, кои Он пригвоздил на Кресте, снимаете со креста и полагаете в душу и сердце свое; если вместо того, чтобы готовиться к Суду и вечности; все время и силы ваши отдаете грехам и похотям, то знайте: сколько бы вы ни поклонялись сему изображению, сколько бы ни лобызали сии язвы, ваш суд написан (Пс. 149; 9), - написан и подписан - сею же самою кровью, за вас пролиянною! Для грешников нераскаянных нет более Искупителя: остается один Судия и Мздовоздаятель! Аминь. Слово в Великий Пяток    ...дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших... (Лк. 23; 28).    ...дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших...    Так говорил Господь сердобольным женам Иерусалимским, кои с плачем сопровождали Его из претории Пилатовой на Голгофу.    Но можно ли было удерживаться от слез, при виде умученного уже воинами Пилатовыми Страдальца, Который с тяжелым Крестом на раменах шествовал теперь посреди злодеев к месту лобному? Плачущие жены могли сказать в ответ то же, что Сам Господь говорил фарисеям при Своем входе в Иерусалим: аще мы умолчим, камение возопиет! (Лк. 19; 40).    Теперь другое: на нашей ежегодной Голгофе нет более мучений для Сына Человеческого. Когда мы окружаем гроб Его, и поем песни исходные, Он сидит во славе одесную Отца, и внемлет хвалебным гласам Архангелов и Ангелов. Не тем ли более мы вправе от лица Божественного Страдальца воззвать теперь гласом Голгофским: дщери Иерусалимски - души чувствительные и состраждущие, при виде сей Плащаницы не плачитеся о Нем, обаче себе плачите и чад ваших!    Не плачитеся о Нем; ибо чаша лютых страданий, уготованная для Него правосудием небесным, давно истощена Им до конца; крест и смерть, яко необходимые для искупления рода человеческого от проклятия за грех, претерпены, состояние земного уничижения Сына Человеческого кончилось, и Он почил от всех дел Своих.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

VII. День скорби (Великая пятница) Какие-то необъяснимые тревожные ощущения волнуют душу. Душа чего-то ищет, к чему-то стремится. Все окружающее получает как будто свой особый смысл; является желание удалиться куда-нибудь от житейской суеты, от обычных тревог и забот и посвятить себя тихому вдумчивому размышлению. Перед взором христианина неотступно стоит страдальческий образ с поникшей головой, с потухшим взором. Невольно чувствуется, что в Нем заключено все и надежды и печали, утешение и скорби, вера, жизнь и небеса, со всеми их радостями и вечным блаженством... «Пяток пасце» – какой это великий день! Если бы собрать все, что написано, что пережито и перечувствовано людьми под впечатлениями этого дня, если бы собрать всех величайших мыслителей, ораторов и поэтов всех времен, всего этого было бы недостаточно, чтобы изобразить все ужасы, все грозное величие и всю спасительность этого дня. Было около полудня – и «распяли Его!» Так кратко сказали евангелисты об этом величайшем событии всемирной истории. О, как хотелось бы узнать все подробности, все обстоятельства, относящиеся к этому событию! Но с другой стороны, что может быть сильнее, выразительнее этих кратких слов, в которых сосредоточен весь смысл, все значение этого события! Крестная казнь сопровождалась жесточайшими, невыносимыми страданиями. Неестественное протяжение рук и всего тела, нестерпимые муки при малейшем движении; судороги, воспаления язв, подвергнутых действию свежего воздуха; неправильное кровообращение, прилив крови к голове, производящий ужасную головную боль; затрудненное дыхание; мучительная жажда; смертельная тоска и томление духа... Поистине адская злоба, превосходящая лютость кровожадных зверей, могла изобрести столь ужасную казнь! В тот ужасный час, когда Искупителя поглощала бездна страданий, среди жесточайших мук и бесконечной скорби, Он молился за Своих мучителей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». – Возможно ли изобразить всю силу сказавшейся в этих словах беспредельной любви к человечеству! Если Небо слышит наши молитвы, если Оно исполняет «во благих» наши желания, то без сомнения была услышана эта молитва Божественного Страдальца. Но ее не слышали, не желали слышать враги Христа. Страшная злоба окаменела сердца их, сделала их кровожаднее лютых зверей: в лице их, перед лицом бесконечной кротости и всепрощающей любви, проявилась как бы сама олицетворенная ярость, изрыгающая все, что в ней есть ядоносного. Необузданная толпа народа, воины, вожди народные, каждый по-своему спешат выразить свое ожесточение и ненависть к беззащитной жертве. Сама природа, как бы не вынесла этого ужасного зрелища людской злобы и низости. Среди полудня солнце внезапно померкло, мрак покрыл землю, и в течение трех часов длилась ночь, пока Божественный Страдалец не поник головой и не испустил дух. Какой глубокий смысл сокрыт в этом поразительном явлении!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Слово в Великий Пяток    Есть же обычай... да единого вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска? Возопиша же... еси, глаголюще: не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник (Ин. 18; 39-40).    Есть же обычай... да единого вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска? Возопиша же... еси, глаголюще: не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник    Вот, наконец, среди беззаконного суда над Иисусом и глас о Нем народа, - тот глас, в пользу коего ныне по разным странам столько лживых и безумных возгласов! Вот, наконец, и приговор над Иисусом так называемого свободного собрания общественного, - тот приговор, мнимым беспристрастием коего так жалко прельщаются целые царства и народы! - И Пилат, подобно нынешним мудрецам, уверен был в превосходстве добродетели пред пороком, почему и почитал совершенно достаточным поставить только невинного Иисуса пред народным собранием наряду с Вараввою, дабы спасти Его от казни крестной; но что вышло? Вместо гласа Божия, каковым привыкли иногда называть глас народа, из уст иудеев раздался ужасный голос духа злобы: не Сего, но Варавву!..    Остановитесь, несчастные избиратели! Что сделал вам пророк Галилейский, что вы осуждаете Его так безжалостно на смерть? Не Он ли отверзал очи вашим слепцам, исцелял ваших прокаженных, изгонял бесов, воскрешал мертвых? Не Он ли поучал всех и каждого путям живота вечного? С другой стороны, чем заслужил вашу любовь и предпочтение пред Иисусом Варавва? Не от него ли столько времени трепетали грады и мирные веси? Не его ли проклинают доселе за разбой и убийства жены, лишенные супругов, матери, обезчадевшие от детей? Не вы ли сами, наконец, молитесь ежедневно и в храме, и в домах ваших о пришествии Мессии, Который стоит теперь пред вами, ожидая вашего приговора?    Никто и ничего не может сказать напротив; и, однако же, все вопиют: не сего, но Бараеву! Почему? Потому что божественное лицо и святое учение Иисусово не приходятся по страстям и народным предрассудкам иудейским; потому что Он не удовлетворяет и не показывает желания удовлетворить тем мечтательным ожиданиям, кои каждый создал в уме своем касательно лица и действий Мессии.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Вы безопасны от сего преткновения, слушатели, когда столь внимательно и внешним, и внутренним оком рассматриваете гроб сей, когда ваше сердце не распинает Иисуса, но сраспинается Ему. Таковые расположения составляют славу настоящего дня и ваше будущее блаженство. Нести крест самоотвержения и терпения, восходить на самую высоту любви к Божеству и человечеству, распинать плоть со страстьми и похотьми, умирать миру, чтобы жить Богу, - сие есть стяжать все, что совершил Богочеловек; сие дает право каждому подражателю его при конце своего течения и чувствовать и говорить: Совершишася! Совершитель нашего спасения! Соверши стопы наши во стезях Твоих. Жизнь умершая! Оживи нас Тобою во веки. Аминь. Слово в Великий пяток, 1813 г. Чего теперь ожидаете вы, слушатели, от служителей слова? Нет более Слова . Слово, собезначальное Отцу и Духу, рожденное для нашего спасения, начало всякого слова живого и действенного, умолкло, скончалось, погребено и запечатано. Дабы вразумительнее и убедительнее сказать человекам пути живота (Пс.15:11), Слово сие преклонило небеса и облеклося плотью, но человеки не восхотели внимать Слову - растерзали плоть Его, и се, взят от земли живот Его (Ис.53:8). Кто же теперь даст нам слово жизни и спасения? Поспешим исповедать тайну Слова, которая долженствует обезоружить гонителей Его и которая возвращает Его душам, готовым принять Оное. Слово Божие не связуется смертью. Как устное слово человеческое не совсем умирает в ту минуту, когда перестает звук его, но паче восприемлет тогда новую силу и, прошед чрез чувство, вселяется в умах и сердцах слышавших, так Ипостасное Слово Божие, Сын Божий, в Своем спасительном вочеловечении, умирая плотью, в то же время исполняет всяческая (Еф.4:10) Своим духом и силою. Посему-то, когда Иисус Христос изнемогает и умолкает на Кресте, тогда и небо и земля дают Ему глас свой, и умершие проповедуют Воскресение Распятого, и самое камение вопиет о Нем: И померче солнце, и завеса церковная раздрася, и земля потрясеся, и камение распадеся, и многа телеса усопших святых восташа (Лк.23:45; Мф.27:51,52).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Ин.18:28 . Судившие И. Христа утром в пятницу не взошли в преторию – дом Пилата язычника – да не осквернятся (так как прикосновение к нечистому, особенно языческому, считалось осквернением, а оскверненный не мог вкушать пасхи), но да ядят пасху. Под пасхой здесь, по сравнению Ин.13:1 , нельзя разуметь пасхальных жертв, приносившихся по закону ( Числ. 28: 19–24 ) в каждый из семи дней опресноков, 382 а должно понимать пасху в собственном смысле – вкушение пасхального агнца. Следовательно, утро, в которое Пилат судил Христа и осудил, было утро того дня, в который вечером надлежало вкушать агнца пасхального, следовательно утро 14-го числа Нисана; следовательно пасху Христос совершил 13-го числа вечером. Ин.13:14 . Тогда (день распятия Иисуса) бе пяток пасхи ( παρασκευ του πσχα), час же яко шестый. Пятница пасхи не значит – пятница праздника пасхи, или пятница в праздник пасхи, но значит именно пятница пред пасхою, пятница, в которую вечером должно было вкушать пасхального агнца. 383 Ин.19:31 . Иудее же, понеже пяток бе (день распятия Господа), да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы ( ν γρ μεγλη μρα κεινι του σαββτου), просили Пилата и проч. Это замечание о важности дня той субботы опять указывает, что пятница не была первым, главным днем праздника пасхи того года, но днем приготовления ко вкушению вечером пасхального агнца; главным же днем праздника была суббота, и потому этот день в тот год был особенно велик, как день субботний и первый день пасхи, – великая суббота. Первый и последний дни праздников иудеи называли великими днями, в продолжение их сохранялся покой субботний; промежуточные же дни праздников назывались малыми, так как в продолжение их не соблюдалось покоя субботнего. 384 Следы этого видим в самом Евангелии от Иоанна, когда он например говорит: в последний великий день праздника (кущей – ν τν σχτη μερ τ μεγλη τς ορ τς – Ин.7:37 ). Если так, то несомненно, что Иоанн в рассматриваемом месте замечанием об особенном значении субботнего дня указывает, что именно эта суббота была главным днем пасхи того года (15-е число Нисана), а в пятницу, в которую распят был Христос, было 14-е число, в которое вечером должно было вкушать пасхального агнца, Христос же вкушал его днем ранее, в четверток 13-го числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

«Вторая, – говорит он, – великая пятница супротив Благовещения Бога нашего. Третья великая пятница супротив Светлого Христова Воскресения: в ту Великую Пятницу распят был Сам Иисус Христос... Четвертая супротив Вознесения Господа нашего Иисуса Христа... Пятая супротив Троицы Живоначальной... Шестая великая пятница супротив Илии, пророка Божия: в ту великую пятницу взят Илия пророк на небеса»... И откуда узнал сочинитель об этом? Священное Писание ничего об этом не говорит; значит, просто выдумал от себя. Выдумал он, будто в пятницу преобразился Сам Иисус Христос; выдумал, будто в пятницу преставилась Пресвятая Богородица; выдумал, будто в пятницу царь Ирод Иоанну главу отсек... «Десятая, – говорит он, – великая пятница супротив Михаила Архангела... В первуюнадесять великую пятницу народился Сам Иисус Христос... Втораянадесять великая пятница: в ту великую пятницу окрестился Сам Иисус Христос»... Вот сколько насчитал сочинитель стиха разных великих пятниц! Святая Церковь знает только одну, Страстную, Великий Пяток, а он насчитал двенадцать... Повторяю: откуда он взял их? Кто ему сказал, будто и Благовещение Пресвятой Деве Марии, и Крещение Господне, и Преображение, и Рождество Христово, и усекновение главы Иоанна Предтечи, и Успение Матери Божией – все эти события будто бы происходили в пятницу?.. Возьмите Евангелие и читайте: нигде ни единого слова нет о том, чтобы какое-нибудь из этих событий случилось в пятницу. Нигде, решительно нигде не найдешь об этом сведений и у святых отцов и учителей Церкви, а они заботливо собирали все древние предания и записывали их. Вот святитель Илия Минятий записал предание, что Спаситель родился в первый день недели, а по-нашему в воскресенье. И уж конечно, мы скорее поверим этому учителю Церкви, чем неизвестному сочинителю стихов о двенадцати пятницах. Говорить ли о других нелепостях, какие обретаются в этом, запрещенном властью Церковной, стихе? Разумный человек и сам поймет, что сочинитель сам, кажется, не понимает, о чем говорит: как это, например, «Иисус Христос крестился с Илиею небесным, со светом со Иоанном со Крестителем», что Он «показал в Троице лице Свое», что вознесся Он тоже будто бы с Иоанном Крестителем...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору " Лествицы " (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название " стояние Марии Египетской " ). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется " Похвала Пресвятой Богородицы " или " Суббота Акафиста " ). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - " Лазарева суббота " - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной. ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) - пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин. 18; 128; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-19; 16; 5е - Мф. 27; 337; 6е - Мк. 15; 1632; 7е - Мф. 27; 3354; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 2537; 10е - Мк. 15; 4347; 11е - Ин. 19; 3842; 12е - Мф. 27; 6266. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - 5, 2, 21 пс; 3й - 34, 108, 50; 6й - 53, 139, 90; 9й - 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 05:55 29.04.2024 Великая Пятница 28.04.2016 10:58:06 Николай Бульчук Запись редкого по своей значимости и красоте Слова в Великий Пяток выдающегося " московского златоуста " - Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Вот, как писал Евгений Поселянин о митрополите Филарете:  " Поминая святителя Филарета, оглядываясь на его закончившуюся жизнь, дадим себе отчет в том, что дал он для будущего. Филарет дал своему и будущему (нашему) времени живой образеце, как в наши дни служить Церкви. Научимся от него безусловному подчинению Ее учению, установленному Сыном Божиим и выстраданному веками; малейшее отступление от него будем считать величайшим грехом и несчастием и будем восставать против всего, что с этою чистотою веры несогласно. Научимся от него постоянному воодушевлению, научимся и вере его, при высочайшей мудрости сумевшего по простоте, теплоте и смирению своей веры быть наравне с простецами и детьми, которых веру ублажал Христос. Митрополит Филарет стал исходною точкой и приметою, по которому мы можем поверить и веру нашу и дела, если мы стремимся работать для Церкви. На Москве часто говорят: " другого Филарета не будет " . И действительно, он был одним из тех великих явлений, которые точно дружным, в продолжение нескольких веков, напряжением всех сокровенных сил своих выставляет изредка русская жизнь, и выходят тогда из недоступных глазу тайников в красоте чрезвычайной эти удивительные олицетворения родной народности. И счастлива Россия тем, что, наполнив Русь своими подвигами, словно не умирают эти люди, но и по закате их продолжают освещать России ее путь " . Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2016/04/28/21-00.html Фрагмент Утрени Великой Пятницы, совершенной митрополитом Антонием Сурожским на приходе Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2016/04/28/21-35.html           Слово Митрополита Филарета (Дроздова) в Великий Пяток (1813). Произнесено в Александро-Невской Лавре. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/recommend/velikaya-py...

Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк. 23, 34 В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные. Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в. Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе. На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского.

http://pravoslavie.ru/1701.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010