Нужно ли говорить, что днём опресноков названо и подготовительное время пасхи и время опресноков? Да и, с другой стороны, пяток всеми согласно представляется как день страдания. Матфей пояснил бывший после него день этим так: " на другой день, который следовал за пятницей " (Мф.27:62); а Марк ясно выразился: " и как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть день перед субботою " (Мк.15:42). Таким же образом и Лука: " день тот был пятница, и наступила суббота " (Лк.23:54). Да и Иоанн: " но как тогда была пятница... ибо та суббота был день великий " (Ин.19:31). А тогда и Иудеям надлежало вкушать пасхального агнца; " и они " , говорит, " не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху " (Ин.18:28). Следовательно, вечеря прежде пятницы, вечеря прежде пасхи, и тем более прежде опресноков. Итак, Господь при совершении вечери не имел нужды по закону употребить, как говоришь, хлеб бесквасный. Напротив, так как Он совершил вечерю прежде дней опресночных, то если не хотел преступить закон вкушением опреснока не в установленное время, ясно употребил хлеб обыкновенный и совершенный, всюду сохраняемый, потому что квасное ещё не было уничтожено по закону. Но если, говорит, вечеря была прежде пасхи, то как же Господь совершаемое называет пасхой, говоря: " желанием возжелал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания " (Лк.22:15)? Сказав это, Он разрешил задачу. Ибо выразил, что предал некоторую иную от той законной и вместе прообразовательной, истинную пасху, Свою пасху нового Завета, посему и оставил бывшие при той законные блюдения и, напротив, принял тут много и противоположного Закону, соответственно чему, если даже не по чему другому, счёл приличным ввести новизну, употребление хлеба. Закон говорит: " агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Итак, Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судейском престоле на месте, называемом “Каменный помост”, а по-еврейски Гаввафа. Была же пятница перед Пасхой, и около шестого часа. И говорит он Иудеям: “Вот, Царь ваш”. Они же закричали: “Возьми, возьми, распни Его!” Говорит им Пилат: “Царя ли вашего распну?” Ответили первосвященники: “Нет у нас царя, кроме кесаря”. Тогда-то он и предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобным, которое зовется по-еврейски Голгофа, где Его распяли, и с Ним двух других, по ту и по другую сторону Его; посредине же – Иисуса. Написал же и надпись Пилат и поставил на кресте. Было же написано: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Так вот, эту надпись многие прочли из Иудеев, потому что близко было от города то место, где был распят Иисус, и было написано по-еврейски, по-гречески, по-римски. Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом же глагола ученику: се Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, и приклонь главу, предаде дух. Стояли же при Кресте Иисуса Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Матерь и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери Своей: “Женщина, вот сын Твой”. Потом говорит ученику: “Вот, Матерь твоя”. И с того часа взял ученик тот Ее к себе. После этого Иисус, зная, что все уже совершилось, склонив голову, предал дух. Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений. Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетельство его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/iznesenie...

Итак, Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судейском престоле на месте, называемом «Каменный помост», а по-еврейски Гаввафа. Была же пятница перед Пасхой, и около шестого часа. И говорит он Иудеям: «Вот, Царь ваш». Они же закричали: «Возьми, возьми, распни Его!» Говорит им Пилат: «Царя ли вашего распну?» Ответили первосвященники: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Тогда-то он и предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобным, которое зовется по-еврейски Голгофа, где Его распяли, и с Ним двух других, по ту и по другую сторону Его; посредине же – Иисуса. Написал же и надпись Пилат и поставил на кресте. Было же написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Так вот, эту надпись многие прочли из Иудеев, потому что близко было от города то место, где был распят Иисус, и было написано по-еврейски, по-гречески, по-римски. Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом же глагола ученику: се Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, и приклонь главу, предаде дух. Стояли же при Кресте Иисуса Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Матерь и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери Своей: «Женщина, вот сын Твой». Потом говорит ученику: «Вот, Матерь твоя». И с того часа взял ученик тот Ее к себе. После этого Иисус, зная, что все уже совершилось, склонив голову, предал дух. Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений. Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетельство его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу/сорок дней/перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию, т. е. от начала Церкви. Что означают слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете»? иеромонах Иов (Гумеров) Слово просите по смыслу евангельского текста, несомненно, означает молитвенное прошение. Выражение дано будет вам указывает на Божественное действие. Дальнейшие слова (ищите, и найдете) побуждают к исканию Бога, о чем писалось уже в священных книгах Ветхого Завета ( Втор. 4:29 ; Ис.55:6 ). У св. пророка Иеремии говорится, что искание Бога связано с молитвой: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас ( Иер.29:12–15 ). Совпадает ли в 2010 году православная Пасха с еврейской Песах? иеромонах Иов (Гумеров) Совпадения нет. В этом году еврейская Пасха празднуется 30 марта (14 нисана по еврейскому лунному календарю), а православная Пасха – 4 апреля (22 марта по старому стилю). Надо различать праздник и попразднство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Дни В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Дни Воскресенье – свято, понедельник – черный, вторник – потворник, среда – постница, четверток – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин. Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие. С понедельника на всю неделю (т. е. счастье или несчастье) . В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы. В понедельник – на могильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – по коты, в пятницу – на мельницу, в субботу – на работу, в воскресенье – на веселье. В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли. Понедельник – похмелье; вторник – потворник; середа – пост; четверг – перевал; пятница – не работница; суббота – уборка; воскресенье – гулянье. В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу. В понедельник чихнешь – подарок на неделе. Сухи вторники. Вторники и суббота легкие дни. Что Бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть. Не суйся, середа, наперед четверга. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Середа да пятница четвергу не указчица. В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай. Не суйся, пятница, наперед четверга. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут. Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает (ворон.) . По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут. Девятой пятнице строят обыденную пелену (обычай Вологод. губ., Ник. уезда; девки сходятся, теребят лен, прядут и ткут в сутки пелену, по обету) . Только бы перенес Бог через субботу (школьничья) . От субботней расправы уйду – воскресенье переживу. Задать кому субботки (т. е. высечь школьника) . Пред. глава Оглавление След. глава Рекомендуем TG-kahaлы VB-kahaлы Комментировать Отменить ответ ещё

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Страстная пятница в 2024 году 1 мин., 15.02.2024 Страстная пятница в 2024 году приходится на 3 мая. В Страстную пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя, искупившего Своей кровью грехи человеческие. Накануне вечером в храме совершается Утреня Великой пятницы, иначе называемая «служба Двенадцати Евангелий». На ней прочитывается двенадцать фрагментов, которые дают возможность проследить весь Страстной путь Христа, начиная от прощальной беседы с учениками и молитвы за верующих в Него до Распятия на Голгофе, моления Христа о врагах (« Отче! прости им, ибо не знают, что делают» , Лк. 23:34), смерти и, наконец, запечатывании первосвященниками и фарисеями гроба (« чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых», Мф. 27:64). В Страстную пятницу нет Литургии , а утром служатся Царские Часы с чтением фрагментов из Евангелий, рассказывающих о суде над Иисусом и Его Распятии. Днем (обычно в 14.00) совершается Вынос Плащаницы , эта служба символизирует смерть Спасителя и снятие Его с Креста. Плат с изображением тела Христа помещается в центре храма и будет находиться там до пасхальной полунощницы в память о трехдневном нахождении Господа во гробе. Вечером в пятницу на Утрене Великой Субботы происходит Чин Погребения, во время которого совершается крестный ход с Плащаницей. Страстная пятница – самый скорбный день для христиан в году. В Великий Пяток, как еще называют этот день, верующие держат строжайший пост, а до Выноса Плащаницы не вкушают никакой пищи вообще. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-strastnaya-pyatnits...

Скачать epub pdf Пятница В тойже четверток сырный вечера: От начала поклоны начинаем: и прочая вся служба, якоже и выше во вторник сырный указася. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. Слава, и ныне, богородичен: Свете тихий: И прокимен дне. На стиховне самогласен дне, глас 2: Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающи на Пригвожденнаго на нем, распинают плоть со страстьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам Присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество Подавшему, имущему велию милость. Повторяем сей со стихом: К Тебе возведох очи мои: Стих: Помилуй нас Господи: И мученичен: Земнаго наслаждения не возвелевше страстоносцы, небесных благих сподобишася, и Ангелом сожители быша: Господи, молитвами их помилуй и спаси нас. Слава, и ныне крестобогородичен. Подобен: Егда от древа: Грозд всезрелый Чистая,/Егоже невозделанно во утробе младоносила еси,/на древе яко узрела еси Сего висяща,/рыдающи восклицала еси, и взывала еси:/Чадо, сладость искапай,/еюже пиянство всякое страстей отъемлется Благодетелю,/Мене ради Тя рождшия,/божественными утешеньми,//яко благоутробен. Ныне отпущаеши: Богородице Дево: И прочее, творяще поклоны великия. Таже отпуст. Повечерие поем великое с поклоны, якоже во вторник указася. В пяток сыроястный на утрени, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас троична гласа. По 1-м стихословии седальны крестныя осмогласника. По 2-м стихословии седален триоди, глас 7. Подобен: Яко имуще: Возвыси церквей рог, честный Кресте, низложи еретическую гордыню силою твоею, и возвесели православных лики: сподоби предварити всем нам твое предвозвещение, и поклонитися тебе подножию Христову в тебе бо хвалимся, древо благословенное. Слава: тойже. И ныне, крестобогородичен: Яко имущи милостивное на смирение наше, и зрящи на земныя удобообстоимыя люди, умилосердися благословенная Богородице, пребуди молящися, да не погибнем люте: молю яко Пречистая благопримирительнаго Бога, спастися душам нашим, Пресвятая Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Довод.] Ибо что значит сие диковинное их чтилище? Преподобную ли или мученицу образует Параскеву, яже и Пятницей наречена в наших святцах? Но такое образование, кроме честных икон, в православной Церкви неизвестно, и нигде того ни в слове Божием, ни у святых отец в писании, чтоб образовать Пятницу или Параскевию девкой, не указано; а потому суетно, нечестиво и глупо вымышлено 750 . Пятый ли в недели день та девка знаменует? Но дни собой лично не существуют, а суть только последование времени, по восхождению и захождению солнца, от воскресных дней порядком исчисляемого, яко то вторник – второй от воскресенья день, четверток – четвёртый, а пяток или пятница – пятый 751 . За тем и образовать во дни пяток лицом девичьим нечего, и чтить его под таким видом, особливо же судя по служению молодцов, к девке определяемых, крайне предосудительно. Ибо на чём оное основывается? Разве на одних, по-видимому, также любострастных и суеверных каких-либо совершениях, но коим и оная девка есть то же, что кумир скверной богини, у язычников именуемой Венеры. §40. Против детоубивателей Положение истины [О сих чти в части 1, §2, IV, п.16 и §3, IV, п.16, где показано и мнение их.] Вельми богопротивно младенцев, хотя бы то незаконнорождённых, живых в землю закапывать; но гораздо вящшее есть злочестие, закалая, вынимать из них сердце и, истолокши его, очаровывать для привлечения других к своему единомыслию. [Довод I, о незакапывании младенцев.] I.Noheжe где бы в законе было предписано таковых отрочат живых предавать земле? Напротив того, сказано там 752 вообще, чтоб никого не убивать, а по сему и в недра земные отнюдь не зарывать живого. Притом, как Бог Сам дая всем живот и дыхание… жити по лицу земному 753 , то и незаконнорождённые в сем зависят от Него же. А когда сам Господь во утробе матерни их не умертвил, но жити им попустил, то властен ли уже человек по своему произволу лишить их жизни? Никак. Сей дерзко восхищает себе Божий суд и Его тем зело оскорбляет. Да и за что бы оный незрелый возраст тако от среды людей потреблять? Сами они не токмо важнейших, но и никаких преступлений ещё не делают; а по рождению зазорному виновны единственно их родившие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. Пост с любочестием Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки. И погляди, многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста — от упрямства, настырности, — чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы даёт. То, что они делают, — это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: «Христос Воскресе», думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне А помните, что говорит Пророк? «Проклят творяй дело Господне с небрежением» Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается.

http://pravmir.ru/esli-by-my-postilis-po...

Два вида поста Общий: среда, пятница, установленные посты Частный: некоторые из братиев особо брали на себя. Но неодобрительно позволяется Желать большего в сравнении с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия… Поэтому отложи собственные изволения и желания казаться, будто бы делаешь что-нибудь лучше других. По апостолу: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли что иное творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор. 10: 31 ) Неумеренное пощение осуждается Воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений Безвременный сон Бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге и когда пренебрегает судами Божиими Тело держать в строгой дисциплине – как молодого коня в узде Ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели Одежда Хитон, собранный поясом не выше чресл. Толщиной – чтобы согреться одним Смиренному образу мыслей приличен и взор печальный, и небрежение о наружности Обувь дешевая, но прочная Пояс у многих в Священном Писании Должна быть отлична от мирской – выделять, чтобы не согрешали Не изысканная, но потребная и в холод и в жару, и днем и ночью Причащение Четыре раза в неделю (воскресение, среда, пятница, суббота) Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову… Впрочем, и мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, и пяток, и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого Практика самопричащения: «монахов в пустынях» и «во время гонений» Причастие собственною своею рукою, без иерея, нимало не опасно Причащение преждеосвященными дарами В Александрии и Египте каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам собою причащается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую… справедливо должен веровать, что причащается как от самого преподавшего Епитимии Ни одного поступка не считать маловажным

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010