Слава: Стену претверду Тя стяжавше, спасения нашего надежду на Тя возложихом, Богомати. Но Ты буди рабом Твоим пристанище, и стена необорима, и ко еже вопити непрестанно направи: да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки. И ныне: Утробою матерски растерзаема, и слезами многими исполняема, Яже чисто рождшая Тя зрящи на Кресте, стенаньми неутешными взываше: болезни избегши в Рождестве Твоем, Сыне Мой, болезнию ныне одержима есмь, видящи зрак Твой безчестен. Песнь 9 Ирмос: Неизглаголанное Девы таинство: Небо бо Сия, и Престол Херувимский, и светоносный Чертог показася, Христа Бога Вседержителя, сию благочестно яко Богородицу величаем. Окалях безчестия страстьми душу мою окаянный, всю же душетленными страстьми оскверних плоть: но яко Чистая же и Нескверная, Ты мя очисти множеством милости Твоея. Не стяжах разве Тебе, Чистая прибежища, не знаю, Владычице, ины на земли заступницы твердыя и покрова: темже к Тебе тепле притекох, прося Тобою прияти согрешений избавление. Слава: Всепетая, Твоя рабы ныне милостивно зриши свыше, верою благочестною соблюдающи, и Твоими молитвами всяческих избавляющи нас обстояний, истинную Тя чтущих Богородицу Чистую. И ныне: Яже безсеменное рождение познавшая, Тя Человеколюбче, на Древе Крестнем повешена яко виде, вопияше: Сыне и Боже мой Всесильне, человеки спасти хотяй, како приял еси ныне распятие? Таже, Достойно есть: И поклон. Трисвятое. И по Отче наш: тропари, и прочее обычное, и отпуст. Пятница В пяток утра По 1-м стихословии седальны Крестны. Глас 1: Распеншуся Ти Христе, погибе мучительство, и попрана бысть сила вражия: ни ангел бо, ни человек, но Ты Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе. Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Креста Твоего Древу покланяемся Человеколюбче, яко на том пригвоздился еси, Животе всех: Рай отверзл еси Спасе, верою пришедшему к Тебе разбойнику, и пищи сподобил еси исповедующаго Тя: помяни мя Господи. Приими якоже онаго, и нас вопиющих Тебе: согрешихом вси, милосердием Твоим не презри нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ne tu commande   ni petite, ni grande, Auparavant   ce qui manque, – argent. Prèfére chercher   Bâtir clocher 1041 . Глупо, да уж так вышло. Ничего не поделаешь! Бетжалиотка с апологией себе. Дремота и сон на целый час. Приснилось, что какой-то фокусник въехал в галопе на колокольню, как будто нашу Горненскую, только весьма высокую. Чтение «Совр Известий». Семейство Николы за благословением. Письмо и денежки в Иерихон. Малое пребывание наверху. Начало переписывания «Изрумелии». Чай. Певцы-шельмецы. Уже 3-й час давно. Пяток, 7 авг Спал до 8-го часу. Безветрие полнейшее. Молитва. Смоквы елеонские. Чай. Письмо из Яффы с реляцией о болях и болезнях. Гур – с такою же о своей болезни. Переписка тугая и тупая. Напрасное ожидание археолога. Ученые справки в библиотеках. Ответ на реляцию. Посылка из СПб. с тремя экземплярами Врумелии и Кунгурскою, иначе – Сибирскою, летописью об Ермаке Тимофеевиче. Золото – туда, золото – сюда. Обед. Вечерня не для нас. Отъезд с соседом с Построек в ученую экспедицию. Псевдо-Сион. Кривдо-Иерусалим Давидова времени 1042 . Спуск по Тиропию к Силоаму. Обретение там Ганно и Левеня. Проникновение в туннель. Тщательнейшее высматривание датированной 1343 годом Гутевой заметки. Ни малейшего следа таковой. Алебастровый слепок с надписи художника Павлюса. Des batons. Des -. Герзен des. máim. Заказ мастеру и для меня подобного слепка. Возвращение в сумерки восвояси. Переписка ленивая и дремучая. Чай. Сон. Мириады комаров и троекратный поход на них с огнем. Хапун-эфенди 1043 никак не высказывается прямо и ясно. Несомненно, что поднимемся с ним далеко за 300. Суббота, 8 августа Не успеешь вздрыхнуть, как уже и слышится повестка к обедне. Нигде ничего не болит, слава Богу. Не знаю, что творится там у моря и на самом море. После службы чай. Κυρ Δικισσα 1044 . Марья Гавриловна еще раз с шапочкой. Зограф 1045 с своей работой. Отыскивание для него сюжета для образа прав Закхея и снабдение его чаем-сахаром. Турецкий почтальон с двумя письмами. Одно (из Оренбурга) обещает 31 рубль, а другим м. Леонида извещает об отъезде своем из Воронежа с иконостасом и со всеми «сокровищами» за границу, т. е. в Палестину. Туда же отправлен из Москвы и колокол (еще!). Спасибо старице. Будем ждать. Чтение в ожидании гостя. Mr. Ganneau, уже переписавший нынешними еврейскими буквами Силоамскую надпись 1046 . Сидение и даже лежание с ним в библиотеке на полу над кусками разбитой мозаической надписи, найденной на Елеоне, не достигшее результатов. Вышли только буквы ΓΕΡΑΤΙ ... YΖΔΟ. Обед. Пелагия, вышедшая из больницы. Сын Ибрагима-эфенди за 10-ю наполеонами. Всенощная купальная. Извороты перед эскулапами за несостоявшуюся баню. Окулярное приспособление к Vademecum 1047 . Переписка. Чай. Дремота. Комары-злодеи. Продавец гефсиманский сегодня ночью обещался поругаться с шельмецом Денефом в нашу пользу. Уже скоро 12 ч. Пора приниматься за «правило», крепко покривившееся. Воскресение, 9 авг

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мученикам От земных всех нерадивше, и на муки мужески дерзнувше, блаженных надежд не погрешисте, но Небесному Царствию наследницы бысте, всехвальнии мученицы. Имуще дерзновение к Человеколюбцу Богу, мир мирови испросите, и душам нашим велию милость. [«Пренебрёгши всем земным, и мужественно решившись на страдания, вы не обманулись в блаженной надежде, но сделались наследниками небесного царства, всехвальные мученики. Имея свободный доступ к человеколюбивому Богу, испросите мир миру и душам нашим великую милость».] Богородице Агнца Своего Агница иногда зрящи к заколению тщащася, усердно последоваше, Сия вопиющи Ему: камо идеши чадо Мое сладчайшее Христе; чесо ради скорое течение сие, долготерпеливе, течеши неленостно; Иисусе возжеленнейший безгрешне многомилостиве Господи, даждь Ми слово рабе Твоей, Сыне Мой вселюбезнейший, не презри Мене Щедре молча, Тя странно Рождшую, Боже всещедре, даруй мирови велию милость. [«Некогда Агница, видя, как Агнец Её спешит на заклание, с ревностью следовала за Ним, взывая к Нему так: «Куда Ты идёшь, сладчайшее Моё чадо, Христос? Для чего, долготерпеливый, неленостно совершаешь это скорое Твоё шествие. Ты, вожделенный Иисусе, безгрешный, многомилостивый Господи? Скажи слово Мне, рабе Твоей, сын Мой возлюбленный. Не пренебреги, милостивый, в молчании Меня, удивительным образом родившую Тебя, Боже всемилостивый, подающий миру великую милость».] Пяток На утрени стихиры на стиховне Страстоубийца пост настоящий, озлобленныя от греха уврачевати обещавается: егоже яко богоданного помощника почтим, богописанныя скрижали Моисеом приимше. Не предъизберем сокрушившаго их невоздержанием: не будем общницы, ихже телеса падоша в пустыни: не возсетуим иудейски, но церковно просветимся: не фарисейски лицемеруим, но евангельски удобримся хвалящеся о кресте Христа, Избавителя душ наших. [«Настоящий пост, убивающий страсти, обещает уврачевать недугующих грехом; его и почтим, как данного Богом помощника, принявши чрез Моисея богописанные скрижали. Не отдадим предпочтения невоздержанию, разбившему их, не будем общниками с теми, коих тела пали в пустыне, не будем сетовать по-иудейски, но евангельски покажем себя светлыми; не будем фарисейски лицемерить, но евангельски украсим себя, хвалясь крестом Христа, Избавителя душ наших».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Тако ж определить, что оныя многочисленныя моления, хотя бы и прямыя были, однако не суть всякому должныя, и по воли всякаго на едине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон, и совести бы человеческой не отягощали. 3. Смотреть Историй Святых, не суть ли некия от них ложно вымышленныя, сказующия чего не было, или Христианскому православному учению противныя или бездельныя и смеху достойныя повести. И таковыя повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи во оных обретаемой. Ибо суть таковыя явственно ложныя и здравому учению противныя. На пример, в житии Евфросина Псковскаго спор о двойственном аллилуия пения явно ложный есть, и от некоего бездельника вымышленный, в котором, кроме самаго тщетнаго догмата о двоении аллилуия, обретаются Савеллиева, Несториева и иныя ереси. И хотя автор тот невежеством погрешил, обаче духовному правительству не подобает вымыслов таковых терпеть, и вместо здравой духовной пищи, отраву людям представлять. Наипаче, когда простой народ не может между десным и шуим разсуждать, но что либо видит в книге написанное, того крепко и упрямо держится. 4. Собственно же и прилежно розыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают. На пример, не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на непразднующих, и с великим на оных же угрожением наступает. Також поститися некиих именных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений; також собственно, аки важнейшия паче иных времен, службы почитать, обедню Благовещенскую, утреню Воскресенскую и вечерню Пятьдесятницы. Сия, на пример, воспоминаются, ибо оныя немногих и простых повреждают. Хотя и о немногих и о едином брате должно есть иметь понечение, да не соблазнится той, его же ради Христос умре; обаче суть сим же подобная учения, которая и честнейшим лицам за их простоту вероятна быти мнятся, и по тому вреднейшая суть. И таковое Киевопечерскаго монастыря предание, что погребенный тамо человек, хотя бы и без покаяния умер, спасен будет. И как далече сия и сему подобныя повести отводят от пути спасательнаго, всяк, хотя немного учению православному навыкший, но доброй совести человек, исповесть не без воздыхания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1340...

Передний угол. Пришедши в гости, не должно садится в переднем углу, ибо суеверные люди говорят, что впереди должно сидеть или попу или дураку, – первому из уважения к его сану, а дураку для того, это он всегда ищет для себя более почтения, нежели сколько стоит. Переносье свербит. У кого свербит переносье, тому слышать про покойника. Платье. Ежели кто, выходя из чужого дома, прищемит полу или подол платья, то это значит, что ему придется возвратиться в тот дом. Плевать. Ежели кто плюнет нечаянно на свое платье, то это значит, что будет иметь в скором времени обнову или терпеть напраслину. Понедельник. В этот день в дорогу не ездят, опасаясь несчастья. Приметы. Простолюдины утверждают, что если кто родится злым человеком, то на того природа кладет свой знак: он бывает или кос, или рыж, или картав; напротив того, кто хорош лицеем, тот иным быть может. Прыгун, скакун, разрыв. Уверяют, что эти травы особую имеют в колдовстве силу, и что без них никакого клада вынуть не возможно. Пятница. То есть, – пятый день недельный, пяток. Ежели кто в сей день как и в понедельник что-нибудь предпринимает, то успеха будто бы ожидать не должно; в тот день прясть и шить бабы почитают в грех , и ожидают в наказание или ногтоеды злой, или заусенцы не излечимой. Русалки. Дьяволы женского рода, живущие в озерах, в реках и болотах. Они имеют весьма долгие волосы, и уверяют простаки, что часто их видят бегущими по горам, и сидящими на берегах рек, где они чешут длинные свои волосы, и кого только они увидят человека, то тотчас бросаются в воду. Древние славяне почитали их богами вод и лесов, покланялись им и приносили жертвы. По мнению их, они имеют весьма долгие зеленые волосы. Собака воет. Когда в котором доме собака завоет, то уверяют, что быть там не счастью; а ежели на кого собака потянется, то предвещают ему обнову. Северное сияние. Сие величественное явление, названым северным потому, что бывает обыкновенно в холодных климатах, суеверные простолюдины почитают предзнаменованием целому государству какого-нибудь несчастья, например мора, голода, нашествие неприятелей и прочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

3) Собственно же и прилежно розыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут и образ ко спасению лестный предлагают, напр. не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на не празднующих и с великим на оных же угрожением наступает. Також поститися некиих имянных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений, також собственно аки важнейшия паче иных времен службы почитать обедню благовещенскую, утреню воскресную и вечерню пятьдесятницы.... 4) Могут обрестися некия и церемонии непотребные и вредные. Слышится, что в Малой России, в полку Стародубском, в день уреченный праздничный, ведать жонку простовласую, под именем пятницы, а водят в ходе церковном (если то по истине сказуют) и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некия пользы. Також на ином месте попы с народом молебствуют пред дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение. Розыскать, так ли деется. 5) Худый и вредный и весьма богопротивный обычай вшел службы церковные и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня, или вечерня на части разобрана, вдруг от многих поется, и два или три молебны вдруг же от многих певчих и чтецов совершаются. 6) Весьма срамное и сие обреталося (как сказуют) молитвы людем, далече отстоящим, чрез посланников их, в шапку давать». Это перечисление разных грубых суеверий заключается следующим замечанием: «словом рещи: что либо именем суеверия нарещися может, сие есть лишнее, ко спасению непотребное. на интерес только свой от лицемеров вымышленное, а простой народ прельщающее, и аки снежные заметы (сугробы), правым истины путем» идти возбраняющее, все то к сему досмотру прилагается, яко зло, понеже во всяких чинах обретатися может» 37 . Производя развитие и распространение таких суеверий от отсутствия образования в народе, Регламент предписывает пастырям заботиться о его распространении, опровергая при этом то возражение, какое делали против него невежественные люди, говорившие, что учение производит ереси: «Когда нет света учения, нельзя быть доброму поведению церкви и нельзя не быть нестроению и многим смеха достойным суевериям, еще же и разорам и пребезумным ересем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Пускать проход – опорожняться Пустыни – уединенные, не заселенные людьми места Путь – путешествие Пшено сорочинское – рис Пыха – гордость, надменность Пятокпятница Пятью – пять раз Радение – забота, внимание Разбить – разбросать Разразиться – разбиться в результате удара Разрешить – отпустить грехи Раиз – здесь: капитан корабля Разойтись – освободиться ото льда; разбушеваться Разряд чинить – распределять места, назначать на должности Раствориться – оттаять Розмавитый (размаитый) – разнообразный Рождший – родной Рок – год Руб – одежда Руками розно (разно) – развели руками Рухлядь (рухледь, рухлеть) – пожитки, движимое имущество Рычаг – весло Ряд делу – подобны другим строениям Рядиться – договариваться Ряды – место для торговли Сам-друг – вдвоем Сарай – султанский дворец Сафьян – тонкая, мягкая, ярко окрашенная кожа Свинчатый – сделанный из свинца, свинцовый Свитка – здесь: рубашка Своя мера дулепы – бестолковый народ Седмыйнадесять – семнадцатый Семо и овамо – туда-сюда, в разные стороны, во все стороны Сильно – силою, насильно Скарба – казна; кладовая; то, в чем хранят деньги Скаредно – мерзко, грязно, гнусно Скучать – здесь: докучать, тяготить, принуждать Смоква – инжир Снабдевать – снабжать, доставать необходимое; запасать, сберегать Сноравливать (снаравливать) – остерегать Снаряд – снаряжение, скарб; совокупность товаров для торговли Содом – беспорядок, шум Содомство – грех , противоестественные половые отношения Сонмище – собрание людей Сопец – руль корабля Сопрение – спор, словесное состязание Сорб – серб Со товарищи – с другими, подобными ему Спрятать в недра – положить за пазуху Спуд – закрытое место, хранилище; тяжесть, груз Ставрос – крест Стала всходить полоса – ветер стал порывистым Станица – толпа Старинный – здесь: бывалый (капитан корабля) Стень – тень Стеречься к полю – караулить, охранять полевой стан Стихира (стихера) – церковное песнопение, обычно предваряемое стихом из Священного Писания Стиховна – одна из стихир, в которой вспоминаются события или лица ветхозаветной истории

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое ясное указание евангелиста на день совершения вечери заключается в тех местах, где евангелист день распятия Господа называет «пятницею» παρασκευ το Πσχα: иудеи же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы. Здесь под словом «пятница» нельзя понимать пятницу праздника Пасхи, но пятницу пред Пасхою, в которую вечером должно было вкушать пасхального агнца. Такое понимание имеет следующие основания: 1) хотя слово παρασκευ употреблялось иногда для обозначения дня пред субботой, но в Новом Завете везде, где только употребляется это слово, везде употребляется для обозначения покоя, предшествовавшего субботнему дню. Так, нельзя понимать παρασκευ как день пятницы в том месте, где евангелист говорит, что погребавшие положили Иисуса в ближайшем гробе по причине пятницы иудейской. Точно такое же значение имеет это название и у других евангелистов ( Лк. 23:54 ; Мк. 15:42 ). 2) Если бы слово παρασκευ означало день недели, то была бы совершенно излишняя приставка του Πσχα; в таком случае нужно бы было прибавить не του Πσχα, а το σλτου или просто употребить παρασκευ без всякой приставки. 3) Если бы событие распятия случилось 15 Нисана, в самый день праздника, который праздновался в том году в пятницу, то обозначение следовавшей за этим днем субботы никак не могло бы быть такое, какое евангелист ей дает. Ее никак нельзя бы было назвать великим днем. Все дни, находившееся между первым и последним днем праздника, назывались малыми днями. Днем же великим назывался только первый и последний день праздника. Такое название встречается в самом Евангелии. Так, говоря о пребывании Иисуса на последнем дне праздника Кущей, евангелист выражается так: «В последний великий день праздника» ( Ин. 7:37 ). Следовательно, с полною уверенностью можно принять, что если евангелист называет субботу великим днем, то называет потому, что к обыкновенному празднику субботы присоединился еще другой, именно – праздник Пасхи: бе бо велик день тоя субботы. Значит, можно принять, что события распятия происходили 14 Нисана, а последняя вечеря – 13 Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Егда поем Бог Господь В пяток вечера: по обычней стихологии, на Господи воззвах, поем стихиры подобны, святаго Минеи, на 6, Слава: самогласен святаго, аще имать. Аще ли ни, Слава, и ныне: богородичен 1-й настоящаго гласа. На стиховне стихиры во Октоихе мученичны три, гласа. Слава: святаго, аще имать; Аще ли ни, Слава, и ныне:  богородичен. Таже: Ныне отпущаеши: и Трисвятое по Отче наш, тропарь святаго. Слава, и ныне: богородичен настоящаго гласа. Ектении, и отпуст. зри   Подобает ведати , яко аще не прилучится апостола некоего память, или от святых великих, или святаго, не имуща тропаря, Бог Господь не поем: но аллилуия, на глас 2. На утрени: по шестопсалмии поем Бог Господь: на глас тропаря святаго, и тропарь его дважды. Слава, и ныне: богородичен 1-й по гласу тропаря святаго. Таже стихологисуем кафисму 16: Рече Господь Господеви моему: по обычаю. И по стихологии ектения. И седальны во Октоихе мученична два, первый и вторый. Слава, и ныне: богородичен 1-й настоящаго гласа: и чтение. Посем стихологисуем непорочны: в нихже кадит священник. По непорочных седальны мученичны два, 3-й, 4-й, и покоин. Слава, и ныне: богородичен. И паки чтение: и псалом 50: Помилуй мя Боже: И поем каноны 3: святаго Минеи со ирмосом на 6: ирмос по дважды, тропари на 4. [Сей бо предваряет всегда в субботу:] и по нем храма святаго, на 4. Таже во Октоихе мученичен на 4: покоин бо канон поется в пяток на повечерии. К каноном же глаголем песни: Поим Господеви: По 3-й песни седален Минеи святаго: Слава, и ныне: богородичен. По 6-й песни кондак и икос святаго, аще имать. И чтем пролог. По 9-й песни светилен прежде святаго, аще имать. Таже, Слава: во Октоихе: И ныне: богородичен. Аще же ни, светилен Октоиха: Иже мертвыми и живыми: Слава, и ныне: Мы о Тебе хвалимся: На хвалитех стихиры не поем Октоиха, но поем их на стиховне. зри Аще ли несть святаго стихир на хвалитех, глаголем: Тебе слава подобает: зри Аще ли поем святаго на хвалитех стихиры, тогда: Тебе слава подобает, не глаголем: но по стихирах глаголем: Слава Тебе показавшему нам свет. Слава в вышних Богу: и посем ектения: Исполним утреннюю:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

279 Относительно обрядового благочестия и религиозного суеверия в Регламенте сделаны следующие, весьма важные замечания: 1) Разыскать вновь сложенные и слагаемые акафисты и иные службы и молебны, суть ли они писанию согласные? 2) Эти многочисленные моления не суть всякому должные, наедине, а не в соборе церковном употреблять их, дабы не вошли в закон, и совести не отягощали. 3) Смотреть истории святых, не суть ли ложно вымышленные? Напр. в житии Ефросина спор о двойственном аллилуия ложный от некоего бездельника вымышленный. Не подобает, вместо здравой духовной пищи отраву людям представлять, наипаче, когда простой народ не может рассуждать, но что видит написанное в книге, того крепко и упрямо держится. 4) Прилежно разыскивать вымыслы, которые образ ко спасению лестный предлагают. Напр. не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на не празднующих и с великим угрожением наступает. Тако ж поститися неких 12 пятниц; тако ж аки важнейшие службы почитати: обедню благовещенскую, утреню воскресенскую и вечерню пятидесятницы. 5) Могут обрестися некие церемонии вредные. В полку стародубском, в ходе церковном водят простоволосую женку, под именем Пятницы. Тако ж попы с народом молебствуют пред дубом, и ветви этого дуба поп раздает на благословение. 6) Разыскивать о мощах святых, где какие явятся сомнительные, много бо и о сем наплутано. 7) О иконах смотреть; понеже иецыи, для вспоможения убогих церквей и построения новых повелевали проискивать явления иконы, и оную свидетельствовали быть чудотворную. 8) Вельми срамное и это: молитвы людем далече отстоящим, давать через посланников их в шапку. 9) Словом рещи, что-либо именем суеверия может нарещися, это лишнее, на интерес от лицемеров вымышленное, простой народ прельщающее, и аки снежные заметы правым путем идти возбраняющее». (Дух. Реглам. стр. 16–20) . 288 Лет. литер. Тихонр. IV, 93. Паис. сбор. Злат. цепь. Рукоп. соф. библ. 1285. Златоустник 1523. 332 Подробный разбор апокрифов, бывших в употреблении на Руси, изложен в истории рус. словесности Порфирьева. (Стр. 178–212) .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010