Чин пасхальной утрени, совершаемый ныне в Великой церкви в Царьграде: «Во время 4 песни (т. е. полунощницы, которой нет по вышеприведенным студийским уставам) входит патриарх в олтарь и облачается во все архиерейские одежды со св. архиереями. По 9 песни в олтаре Трисвятое, тропарь: егда снисшел еси, ектения и отпуст. Потом исходят из олтаря поюще: Воскресение Твое Христе Спасе, и сие поется, доколе достигнем до определенного места; тогда великий архидиакон возглашает: и осподобитися нам слышанию... и патриарх читает св. евангелие от Матфея: в вечер субботный свитающи; потом: Слава святей и единосущней и Христос воскресе со стихами и эктениявеликая и поется канон от св. архиереев и входим в храм, потом катавасия» и прочая по иерусалимскому уставу, как теперь у нас, без чтения, без Слава в вышних. Поелику многие из христиан не исходят из храма, то остающийся внутри храма один архиерей совершает ту же службу в храме.     Обратимся к типографскому уставу. Литургия в Пасху. Вся божественная литургия в великую неделю без антифон внутрь божественного алтаря от попов стваряется: прокимен и апостол и аллилуия; евангелие чтется от игумена, близ престола стоя, двема диаконама обе полы поддержащема... По миновении великие недели не внутрь алтаря к тому прокимен и апостол и аллилуия и евангелие глаголется. Тоже и в студийском синод.     Понедельник св. недели. В сноксари (синаксаре) блюсти же подобает, яко аще хотят нецыи от братии украситися схимою, поются в понедельник Пасхи по стихирах Пасхи стихиры 3 о схиме. Есть о сем и в студ. синод.     В Типогр. в понедельник творим память св. апостолов. Тоже в Кт. и Синайск. В Синод. и других нет. Во вторник собор творим святей Богородице. В Кт. Собор Богородицы в Халкопратиях. В Синайск. только собор Богородицы. В Синод. и других нет.     В среду Бт. Богородицы во Влахернах. В Синайск. только Госпожи. В обоих Студ. и проч. нет. В Кт. еще св. Стефана в св. Лаврентии и св. Андрея в Третьем. В других нет.     В четверг на Пасх. неделе в Синайск. память Иоанна Богослова и брата его Иакова. В других нет во всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ин. 19:30.    Лк. 23:46.    Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь».    Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе.    Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78.    Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65.    Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».    Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа».    Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне.    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава».    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне».    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава».    Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни    Великий Пяток, вечерня, тропарь.    Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3.    Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах».    Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне.    Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах».    Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Великая Суббота, вечерня — аллилуарий.    См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169.    Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В зависимости от совершения в различные периоды годового круга часы бывают великопостные, вседневные, великие (царские), пасхальные. Великопостные часы совершаются, помимо седмиц Великого поста, также в среду и пяток Сырной седмицы, с понедельника по среду Страстной седмицы. Их уставные особенности: пение тропарей и кондаков данного часа, а также чтение покаянной молитвы преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Царские часы совершаются накануне двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий пяток. На этих праздниках Первый, Третий, Шестой и Девятый часы соединяются вместе. Царскими они называются отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Состав молитвословий, чтений и песнопений на царских часах значительно отличается от последования часов вседневных. Здесь читаются особые псалмы, тропари, а также отрывки из Священного писания – паремии, послания апостолов, Евангелие. Пасхальные часы служатся в течение всей Светлой Пасхальной седмицы и отличаются не только составом песнопений, но и структурой, включающей в себя исключительно пасхальные песнопения. Вседневные часы бывают во все остальные дни года. Их уставные особенности – вместо тропаря и кондака часа читаются тропарь и кондак праздника или дня. Если по каким-либо причинам в храме не совершается Божественная Литургия, то после последования часов служатся так называемые изобразительны. Это краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной Литургии, которая своими молитвословиями и песнопениями являлась ее изображением или подобием. В состав изобразительных входят те песнопения Литургии, во время которых не происходит священнодействий, связанных с Освящением, Возношением и Причащением Святых Даров. Это 102, 145 псалмы, гимн «Единородный Сыне», стихи заповедей блаженств, Символ веры , молитва «Отче наш», прочие песнопения и молитвословия. 3. Богослужения седмичного (недельного) круга Седмичный круг и система осмогласия, день Воскресения Христова, дни седмицы в новозаветные времена – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воспоминаемые события: ветхозаветная суббота и история ее празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В отличие от Лазаря, мы сами – своими грехами и страстями – созидаем гроб для своей души. И просим Господа спасти нас, отвалив «камень ожесточения». История болезни, смерти и печали Но все же в центре нашего внимания праведный Лазарь – его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. Так потихоньку мы готовимся к дням Страстной седмицы, когда на второй или даже третий план отойдет состояние нашей души, и все мы станем созерцать великие Евангельские события. В понедельник и вторник шестой седмицы из песнопений мы узнаем: Лазарь тяжело болен, и Христос знает об этом с самого начала смертельной болезни. «Господи, об ону страну Иордана, плотию проходя, прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти, но о Твоей Бога нашего славе бывати. слава величию дел Твоих, и вседержительству Твоему: яко низложил еси смерть, за многую милость Человеколюбче» ( стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы). Могила праведного Лазаря в Вифании В среду случается страшное и, казалось бы, необратимое – Лазарь умирает, а сестры безутешно рыдают, недоумевая, почему Христос не поспешил на помощь Своему другу, почему не спас его от смерти? Ведь если бы Он был здесь, все случилось бы иначе. Кому из терявших близких не знакомы эти мучительные переживания – «вот если бы тогда…»? Но мы-то знаем, какой радостью и славой Божией обернется это горе. «Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже Провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея» ( седален утрени среды шестой седмицы). Тело человеческое животворит душа, и как только она уходит, начинается процесс распада, гниения. В Палестине, где климат жаркий, этот процесс еще более стремительный, потому покойных хоронят сразу – в день смерти. О погребении Лазаря также узнаем в среду из церковных песнопений. В четверг мы в ожидании – скоро Господь придет спасти умершего друга. «Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость» ( стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/23/...

В дни совершения Божественной литургии изобразительны совершались по кельям, но на литургии, за исключением неск. дней в году, имевших праздничные антифоны , пелись изобразительные антифоны с особыми тропарями на блаженнах . Великим постом полную литургию служили лишь по субботам и воскресеньям (Е. Т. указывает то же распределение литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста по дням года, что и позднейшие памятники), тогда как по будням в Великий пост (а также в сырные среду и пятницу и Великие понедельник, вторник, среду и пятницу) ежедневно служилась литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 508-510, 515 и др.). В Рождественский и Апостольский посты Божественная литургия совершалась по субботам, воскресеньям и дням, когда пели «Бог Господь» ; в дни же с пением «Аллилуия» Божественная литургия обычно отсутствовала, однако в дни святых, особо почитаемых, а также тех, чьи св. мощи имелись в мон-ре, и в дни заупокойных поминовений могли служить литургию; в последнем случае она совершалась непосредственно перед 9-м часом (тогда как в обычные дни литургия начиналась спустя нек-рое время после 1-го часа; см. там же. С. 314-315). Евергетидский Синаксарь указывает памяти на все дни церковного года (тогда как, напр., Студийско-Алексиевский устав пропускает ряд второстепенных дней; евергетидский Синаксарь отличает от др. литургических Синаксарей студийской традиции не только подробная регламентация всего литургического года, но и разработанная система уставных чтений - см.: Виноградов. 1914). Многие из этих памятей не являются празднуемыми и имеют службу с «Аллилуия» - как внутри многодневных постов (Е. Т. знает только 3 таких поста - Великий, Рождественский и Апостольский; Успенского поста, а также однодневных постов на праздники Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня в нем еще нет), так и вне их. Гимнографические книги, упоминаемые в Е. Т.,- те же, что и в др. послеиконоборческих визант. монастырских уставах: Октоих, Минея и Триодь.

http://pravenc.ru/text/187120.html

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К нашему предмету в этом уставе относится собственно 10-я глава „О святых постех Великом и о малых: Христова Рождества и святых апостол“. Она повторяет большей частью те особенности, которые мы сейчас отметили, но заключает и несколько своих собственных, впрочем, неважных деталей: также чистый понедельник проводится без поста, а в остальные дни сухоядение; в пятницу Федорову не полагается масла, а только по субботам, воскресеньям и по праздникам. Кроме того, по вторникам и четвергам одно блюдо с маслом. В Благовещение и на другой день, если останется, можно есть рыбу и два блюда с маслом ради попразднества. В Великий четверг горячее без масла, а в Великую пятницу трапеза состоит из овощей и зелени невареных и теплой воды с тмином. В малые посты понедельник, среду и пятницу без масла, во вторник и четверг с маслом, а в субботу и воскресенье рыбу можно есть. Теперь нам следует перейти к порядкам иерусалимско-палестинским и охарактеризовать направление этой отрасли устава в вопросе о постах и обработке дисциплинарных правил. Родиной Иерусалимского устава были наиболее строгие монашеские обители Востока, члены которых, ведя одиночный, строгий образ жизни, предавались самым суровым подвигам аскетизма. Великие основатели палестинского монашества были в этом отношении блестящим примером, и довольно прочесть сказания о Иродионе Палестинском, Харитове Исповеднике, Герасиме и Савве Освященном, чтобы наглядно, со слов ближайших свидетелей и очевидцев познакомиться с этими суровыми проявлениями тамошнего подвижничества. На этой аскетической основе возникли и суровые посты сирийско-палестинских сектантов, против которых высказывалась православная сторона не в принципе, а благодаря их исключительной вероисповедной тенденции, явившись под именем манихейских, армянских, яковитских и других сектантских постов. Здесь появилось прибавление к посту в виде осьмой недели, против которого была направлена ваша неделя сырная; отсюда же ведет начало и более строгий способ провождения меньших постов, о котором патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

" Мы обручены Христу ценой Его смерти " апреля 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня за Невской заставой В Великий Вторник Страстной седмицы, 26 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме-часовне Преображения Господня на исторической территории Спасо-Преображенского кладбища за Невской заставой. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Иоанн Соколов с клиром и другие священнослужители. На малом входе за усердное служение Русской Православной Церкви к празднику Святой Пасхи правящий архиерей вручил патриаршие и епархиальные награды. Права ношения палицы удостоены протоиереи Иоанн Соколов, Григорий Антипенко и Алексий Балакай . Права ношения наперсного креста удостоен иерей Василий Степичев . В сан протодиакона возведены диаконы Валерий Васильев , Владимир Чепурнов и Вячеслав Михалин . После богослужения митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " Мы вступили в великие дни Страстной седмицы, - начал владыка. - В понедельник, вторник, среду на утрене поется тропарь " Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши " . Жених - это Господь наш Иисус Христос. А невеста - наша душа. Господь нас на кресте “привенчал” с Собою, Он искупил род человеческий, и каждая душа принадлежит Богу. А когда мы принимаем Таинство Крещения, даем обеты и обручаемся Христу, то отрицаемся сатаны, мира, плоти и душу вручаем Господу. Происходит сочетание, которое мы должны сохранить. Господь после Вознесения покинул этот мир телесно, но оставил любовь каждой человеческой душе. Он оставил нам Свои Тело и Кровь, Слово, Крест, Таинства. Господь призывает нас каждый день на этот брак, на трапезу, чтобы мы приобщались Ему и были с Ним тесны " . " Мы сегодня слышали в Евангелии, что Господь приидет еще судить этот мир, - продолжил архипастырь. - Мы слышали, за что будем судимы. Мы не знаем, Господь придет раньше или призовет нас к Себе, послав ангела смерти. Поэтому надо в любом случае готовиться - и ко второму пришествию, и к своему отшествию. Память смертная должна быть всегда в нашем сердце. Неразумные люди не готовятся к смерти, не думают о ней. А благоразумные, как упоминалось в Евангелии о девах, всегда с горящими светильниками. Они всегда ждут Жениха и всегда готовы предстать перед Ним " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Потом бывает лития о усопших. Дополнительные примечания об утрени седмичных дней свят. Четыредесятницы. Если в те дни, в которые совершается постовое богослужение (понед., вторн., среду, четверт. и пят.), случится какой-нибудь праздник (24 февр., 9 и 25 март, храмовый); то утреня имеет особенности, свойственные празднику и изложенные в 48 гл. Типикона и в храмовых его главах, в которых поэтому и надобно справляться. Здесь мы обратим внимание только на заключительную часть утрени: а) Пение славословия великого в постные дни Великого поста никогда не полагается: оно читается (11 мрк. гл. 24 февр., Тип., л. 191; 9 марта, л. 197; 25 мрт., л. 203 на обор.; 12 мрк. гл. 25 марта, л. 210 на обор.; 13 мрк. гл., л. 211 на обор.; 14 мрк. гл., л. 212; 34 храм, гл., л. 419; 35 храм, гл., л. 420; 39 храм, гл., л. 422). б) Утреню должно оканчивать таким образом: Благо есть 1. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Тропарь по указанию Типикона. Ектения: Помилуй нас. Возглас. 3 великие поклона (принято с молитвою св. Ефрема Сирина ) 639 , и тотчас 1-й час со слов: Приидите поклонимся..., как и сказано, напр., в послед. праздн. Благовещения, случившегося в великий понедельник: „по трисвятом тропарь праздника, ектения и поклоны 3 великие; посем Приидите поклонимся 3, и час 1-й“ (12 мрк. гл., л. 210 на обороте). Первый час в седмичные дни св. Четыредесятницы: понеделъник, вторник, среду, четверток и пяток. Предстоятель (так по Тип., гл. 49, л. 309 на обор): Приидите поклонимся 3... Чтец (так и по Типик.): пс.: Глаголы моя внуши, Господи... Господи, прибежище был еси... Милость и суд воспою... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи помилуй 3. Слава, и ныне. Читается или, по выражению Типикона, стихословится рядовая кафизма 640 , совершенно так же, как на утрени, с тою только разницей, что начальное: „Господи, помилуй 3. Слава, и ныне“ читается, а не поется, но в средине кафизмы поется, как и на утрени. После неё по обычаю – Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3; а также Господи, помилуй 3. (см. Службы на каждый день 1 седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010