Успенский пост, продолжающийся две недели: от 1 до 15 августа, то есть – до праздника успения пресвятой Богородицы, церковь установила подражая Божией Матери, Которая пред Своим преставлением непрестанно пребывала в посте и молитве, и сим высказывая к Пречистой Деве Богородице любовь. Строгостию правил успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает св. четыредесятнице. В понедельнике, среду и пятом устав церкви в успенский пост предписывает сухоядение; во вторник и четверток варение без елея; по субботам и воскресеньям разрешает на вино и елей; а в день преображения Господня и успения пресвятые Богородицы, которым оканчивается, и на рыбу. (См. кн.: «Правила христ. жизни» священника Масловского). 5. Рождественский пост Рождественский пост, продолжающийся от 14 ноября до 25 декабря, то есть, около шести седмиц, иначе называемый в просторечии постом Филипповым, от имени апостола, коего память 14 ноября, установлен в воспоминание и честь рождения Христа Спасителя нашего. Важность этого события указывает на то, что оно додхно быть празднуемо не иначе, как по предварительном подготовлении к празднованию. Но это христианское подготовление наше, наиболее конечно молитвенное, не может быть без поста, почему и соединяется с ним. Правила воздержания, предписанные церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пяток запрещаются уставов церкви рыба, вино и елей и предписывается ясти сухоядение после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресенья и великие праздники, как например, в праздник введения во храм пресвятой Богородицы. От 20-же числа декабря, то есть, со дня предпразднества рождества Христова, и до 2 6, до дня самого рождества, «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу». (Устав церковн. в 14 ноября). Последний день Рождественского поста в просторечии называется сочельником, от сочива, то есть, кутии с медом, которую положено уставом есть на трапезе в сочельник. (Ц. У. 25 дев.). Есть обыкновение в этот день не есть до звезды; оно напомннает о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, и внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника рождества Христова, (Смотри книгу «Правила христианской жизни», свящ. Масловского). 6. Пост в среду и пяток

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Типикон умалчивает об особенностях данного богослужения, лишь содержит замечание: «Всю службу поем поскору, труда ради бденнаго». Так как такое же замечание относится в Уставе к совершению часов на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в полиелейные праздники в седмичные дни поста, то можно вывести следующие особенности. Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов. По «Отче наш…» кондак Великого канона «Душе моя…». Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). §4.6. Особенности в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами. После Богородична (на 3-м и 9-м) или после второго прокимена (на 6-м) читается Евангелие. По Уставу в первые три дня Страстной седмицы на часах (кроме 1-го) прочитывается все Четвероевангелие до Ин. 13, 31 . По «Отче наш…»: кондак Триоди. Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (на 9-м часе – с тремя). §5. Последование великого часа Великие часы, как мы уже отмечали, совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Однако если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием). Это самый торжественный вид часов; Великие часы совершаются при открытых царских вратах, и на каждом часе полагается каждение. Наиболее полное последование Великих часов дается в Типиконе, 24 декабря (см.: «Последование часов, певаемых в навечерии Рождества Христова»). Назовем сначала отличительные черты Великого часа в сравнении с обычным часом. 1. Все четыре Великих часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) совершаются вместе (исключение имеет место только в том случае, если Благовещение случится в Великую Пятницу; в этом случае 1-й час присоединяется к утрене, а 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе с изобразительными).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Соборный храм Афона обнародовал расписание богослужений на Страстную Седмицу 14 апреля, 2014. Новостная служба В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Священный Кинот Святой Горы обнародовал расписание богослужений в соборном храме Афона (Протате) на период Страстной и Светлой Седмицы. В Великий Понедельник и Великий Вторник – Литургия Преждеосвященных Даров начнется в 6:30. Великое Повечерие в эти дни состоится в 17:00, Утреня Жениха в 21.0,  — сообщает Путеводитель по Афону . В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Утреня Великого Четверга начинается в 20:30. Также в Великий Четверг состоятся Елеосвящение, Литургия Василия Великого в 6:30. Утреня с чтением 12 Евангелий в Великий Четверг начнется в 20:00. В Великую пятницу Великие Часы пройдут с 8:00, вечерня с выносом Плащаницы в 15:30. Утреня Великой Пятницы пройдет с 20:30 В Великую Субботу состоится Литургия Василия Великого в 6:30 и Пасхальное Богослужение в 22:30 В Воскресение Христово  в 15:30 начнется Пасхальная Вечерня. В Понедельник Светлой Седмицы – Утреня, Литургия, Крестный Ход с иконой «Достойно Есть» начнется в 6:00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennyiy-kinot-ob...

      Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.       В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.       Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.        С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.       Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.       В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - " все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " .       Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Непротивление и страдание за исполнение заповедей Божьих подтверждается фактами. Чем подтверждается, что царя Николая Второго и его семью заставляли отречься от веры? Никаких свидетельств нет. Потому их к мученикам не причислили. Найдете документальные доказательства - публикуйте. А пока, по тем свидетельствам которые есть, убийство выглядит как дикая расправа соотечественников. И никаких ритуалов при этом они не совершали. Светлана 2015/11/27, 15:30:51 КАК ПИТАТЬСЯ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в пост от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. В дни Предпразднства Рождества Христова, от 2 января до 7 января (нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=219...

55. ξ ν, ν ος, περ στ (πρχει и т. д.) — важнейшая христологическая формула прп. Максима Исповедника (на что также любезно обратил мое внимание Г.И. Бене­вич). См.: Максим Иповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 526-528. 1  Согласно ряду источников, отец прп. Иоанна усыновил прп. Косму в детском возрасте. 2  Подробные сведения о прп. Косме Маюмском и список основной литературы см. в одно­именной статье из «Православной энциклопедии». 3  Что, однако, неизбежно происходит в церковной практике, поскольку ирмосы исполняются хором на тот или иной распев, а тропари, как правило, читаются чтецом. 4  В «Древнем Иадгари» содержатся серии строф, которые некогда исполнялись после той или иной библейской песни утрени; эти строфы не обязательно связаны между собой и могут иметь разное происхождение; количество строф после той или иной песни не нормировано. В классическом каноне, сложившемся в VII—VIII веках, наборы таких строф (тропарей) сразу пишутся одним автором как единый комплекс, содержащий по несколько тропарей к каждой из звучащих за данной службой библейских песней, причем каждый из наборов тропарей к той или иной песни сопровождается специальными начальной и заключительной строфами: ирмосом и богородичном (а в ряде канонов перед богородичном помещены еще и мученичен и/или троичен). 5  Впоследствии в Триоди четверопеснцы прп. Космы для Лазаревой и Великой суббот были дополнены иными авторами до полных канонов. 6  В «Древнем Иадгари» на Лазареву субботу приведены циклы монострофов, предназначенные для 7, 8, 9-й песней утрени, на Вход Господень — для всех библейских песней утрени (в том числе 2-й), на дни с Великого Понедельника по Пятницу — для одной песни по дню недели (в Понедельник 1-й, во Вторник 2-й и т. д.) и песней 8-й и 9-й, на Великую Субботу —  для 6, 7, 8, 9-й песней. 7  Речь идет о цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца (?) для Сырной седмицы, циклах трипеснцев прпп. Феодора и Иосифа Студитов для Великого поста и цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца для Пятидесятницы (содержится в приложении к русским изданиям Цветной Триоди). По рукописям известны и иные аналогичные циклы. Для Страстной седмицы Постная Триодь, помимо цикла прп. Космы, приводит также цикл прп. Андрея Критского, каноны которого помещены на повечерия и включают полные каноны на Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим (второй из них в печатных изданиях Триоди отсутствует и известен по рукописям), а также трипеснцы на Великие Понедельник, Вторник, Среду, Четверг и Пятницу и четверопеснец на Великую Субботу (последний в печатной Триоди также отсутствует).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

Ввиду трудности исполнения в полном объеме предписания Типикона о чтении Четвероевангелия на часах обычно вычитывают часть Четвероевангелия заранее - на 6-й седмице Великого поста или даже в течение неск. седмиц поста. Эта практика появилась давно: так, греч. иерусалимский Типикон трапезундской редакции XIV в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 451) предписывает прочитывать на 6-й седмице, начиная со среды, половину Четвероевангелия; в Обиходнике Сийского мон-ря XVI в. (ГИМ. Син. 814) содержится указание читать Евангелия от Матфея и Марка на 6-й седмице, в понедельник, вторник и среду, а остальные 2 - на Страстной седмице ( Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1. С. 205). В 1-й пол. XVII в. подобная практика бытовала в московском Успенском соборе, но была в 1661 г. запрещена царем Алексеем Михайловичем ( Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 108-109). Тем не менее в наст. время практика заранее вычитывать часть Четвероевангелия широко распространена, хотя она отчасти лишает чтение Четвероевангелия первоначального символизма, заключающегося в изображении проповеди Христа в храме в первые 3 дня Страстной седмицы. В конце изобразительных Вел. среды, после 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы Типикон предписывает читать вместо отпуста главопреклонную молитву «    » (из чина повечерия), а затем испрашивать друг у друга прощение за все прошедшее время Четыредесятницы. По свидетельству сохранившихся рус. Чиновников, чин прощения в этот день в практике соборного богослужения РПЦ в XVII в. совершался с большой торжественностью: во время 9-го часа начинался благовест, в храме собирались клирики и миряне, богослужение возглавлял епископ. Окончание изобразительных изменяли ради этого случая: молитва изобразительных «    » заменялась на молитву 9-го часа «              » (вероятно, из-за покаянного характера молитвы); прощение испрашивалось дважды: 1-й раз после отпустной молитвы «    », 2-й раз после ектении-помянника (заимствованной из окончания полунощницы и повечерия) и окончательного отпуста, и именно во 2-й раз в формуле прощения звучало особое прибавление: «...

http://pravenc.ru/text/150085.html

Кроме этого, в своих правилах митрополит Фотий показывает праздники, в которые должно совершать литургию св. Златоуста или св. Василия Великого , а также службы и чтения, положенные в великие пяток и субботу. В сретение Господне и обретение главы Иоанна Предтечи, пишет он, если праздники эти случатся в среду или пяток сырной недели, равно как и в Благовещение, если оно случится в понедельник, вторник, среду и воскресенье недели цветной и в великий пяток, нужно совершать литургию Златоуста. Если же Благовещение случится в Великий четверток или субботу, то совершается литургия Василия Великого . В Великие четверток, пяток и субботу архипастырь повелевал вечерни читать по кельям и говорил, что мефимоны в это время в церкви не полагаются. В ночь с великой субботы на воскресенье он предлагает читать «Деяния св. апостолов» и другие приличные писания 121 . К богослужению же надобно отнести ещё два правила, из которых в первом митрополит запрещает отпевать и хоронить около церкви поединщиков и самоубийц всякого рода, а в другом определяет образ воздвижения креста. Воздвигать крест, пишет он, надобно сначала на восток, а потом и на прочие стороны по порядку и при каждом поднятии креста нужно произносить «Господи помилуй» сто раз 122 . Обличая нарушение установленных Церковью постов, митрополит Фотий, на основании примеров Иисуса Христа, Моисея, Илии и апостолов, заповедует христианам соблюдать все посты: великий, петровский, успенский и рождественский. Затем он прибавляет, что мясоястие воспрещается и соблюдается пост и в следующие дни: в день преполовения, воздвижение креста, усекновения главы Иоанна Предтечи, введения во храм пресвятой богородицы, накануне Богоявления, а так же во все среды и пятки, кроме недели по Рождестве и Воскресении Христовом и сошествия Святого Духа. В заключение Фотий говорит. Что употребление рыбы разрешается во все субботы и воскресные дни великого поста, так же в цветоносную неделю и в праздник Благовещения, а употребление мяса дозволяется от рождества Христова до навечерия Богоявления 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Междочасия. Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Последование их находится в Следованной псалтири. Их положено совершать только в седмичные дни; но и в эти дни они не всегда совершаются (см. Уст., 9 гл., 21 дек., нед. Блудн. сына, среда Сырной седм., понед. Святого Духа). В настоящее время междочасия обыкновенно совершаются в монастырях. Последование изобразительных. Последование изобразительных, называемое иногда «Обедницею» (от слова обедня, т.е., литургия), есть краткая служба, которую пустынножители иногда совершали вместо литургии и которая своими песнопениями и молитвословиями служит некоторым изображением, или подобием литургии. 83 Последование этой службы находится в Часослове и Следованной псалтири. В дни поста, когда на утрене поётся «Аллилуиа», изобразительные совершаются после девятого часа; если изобразительные бывают не во дни поста (когда поётся на утрене «Бог Господь»), то они отправляются после 6-го часа. Литургия Круг суточного богослужения православной Церкви завершается литургией, так что все другие суточные службы по отношению к ней суть приготовительные. Под именем литургии разумеется то общественное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, т.е., умилостивительное, благодарственное и хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовой, под видом хлеба и вина, и преподание их верующим для вкушения. По этому своему основному содержанию, литургия есть важнейшее христианское богослужение или богослужение по преимуществу. В нашей Церкви употребляются три чина литургии: 1) св. Иоанна Златоустог о, 2) св. Василия Великого и 3) св. Григория Двоеслова , или литургия преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления (519–520 и 19–20 стр. печатного оригинала), 1 янв., в воскресенья 1, 2, 3, 4 и 5-й нед. Великого поста, в Великие четверток и субботу. В настоящее время, согласно с Уставом, преждеосвященная литургия совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понед., вторн. и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом 84 дни поста (см. в Уст. 24 февр., 9 мар., 34 и 35 хр. гл.; см. 563 стр. печатного оригинала и сн. 54 I отд.). Есть дни в году, когда не полагается совершения литургии 85 : в Сырные среду и пяток 86 , в понед., вторн. и четвер. Великого поста, в Великий пяток, в пяток пред Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти оба праздника случатся в воскресенье и понедельник. 87 Во все прочие дни совершается литургия св. Иоанна Златоустог о. См. ниже, о храмовых праздниках, днях Высокоторжественных и о поминовении усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред. ), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средствосредство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

http://patriarchia.ru/db/text/165260.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010