вторн. и пят. и Службы на кажд. день Страст. седм.); тропари на повечерии пятка положены на 4, а в остальные дни «тропари колико их есть» (т.е., столько, сколько их имеется в песнях трипеснцев); припевы на всех повечериях – те же самые, что и на утрене (см. выше), только в понедельник в начальной песни трипеснца к богородичну: «Пречистая Богородице Дево», – припев: «Пресвятая Богородице спаси нас» (см. Служб. на кажд. день Страст. седм.), а также в четверток перед катавасией 8-й песни не указывается припев: «Хвалим благословим» (см. там же); в понедельник, вторник и среду после начальной песни трипеснца (перед его 8-й песнью) положен седален, а перед ним: «Господи помилуй», 3-ды, «Слава, и ныне (см. там же). – В понедельник (на вторн.) и вторник (на среду) положено великое повечерие; на этом повечерии перед «Господи сил» положен кондак Триоди, а затем поется «Господи сил» «и прочее по обычаю, с поклоны», – так же, как и в обычные постные дни св. Четыредесятницы. – В остальные дни Страстной седмицы, кончая пятком, совершается обычным порядком (без всяких особенностей свойственных «чину постному») малое повечерие (см. ниже. Табл. повеч.), но на нем по «Отче наш» (вместо обычных тропарей и проч. песнопений) положен только кондак Триоди; отпуст – обычный малый. – Во всю Страстную седмицу, кроме литургии в Великие четверток и субботу (см. ниже), облачение употребляется черного цвета. 297 – Великий понедельник. В Богослужении этого дня св. Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. Иосиф, говорится в Синаксаре, есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – Иудеев, продается учеником за тридцать сребренников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб, и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, т.е., над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своей живоносной плот.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

585-590) и слово прп. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе ( Ephraem Syri Opera omnia. R., 1732. Vol. 2. P. 21-41); в Вел. вторник гомилия свт. Иоанна Златоуста о милосердии и о 10 девах (PG. 49. Col. 291-300), гомилия неизвестного автора, подписываемая именем свт. Иоанна Златоуста, о 10 девах и о милости (PG. 59. Col. 527-532) и слово пресв. Леонтия об Иове ( Leontii presbyteri Constantinopolitani Homiliae/Ed. C. Datema, P. Allen. Turnhout, 1987. P. 211-219 (CCSG; 17)); в Вел. среду гомилия псевдо-Златоуста о жене-блуднице и о фарисее (PG. 59. Col. 531-536), слово прп. Ефрема Сирина о блуднице ( Ephraem Syri Opera omnia. R., 1732. Vol. 3. P. 385-395) и слово свт. Амфилохия Иконийского о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее (PG. 39. Col. 65-90). Кроме того, на утрене всех 3 дней могут читаться по частям беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (начиная с беседы о поучении на Елеонской горе - PG. 58. Col. 685). С XIV в. в Триоди часто включаются специальные синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула (рус. пер. основных богослужебных чтений в эти дни см. в кн.: Сборник церковно-учительных чтений. С. 61-156). В богослужении нехалкидонитов Притча о девах разумных и неразумных. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502-1503 гг. Мастер Дионисий Притча о девах разумных и неразумных. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502-1503 гг. Мастер Дионисий В армянском обряде службы этих дней восходят к древней иерусалимской традиции; сохраняются те же библейские чтения, что и в Иерусалиме в древности. Литургия не совершается. В восточно-сирийском обряде эти дни еще относятся к Великому посту. Кроме обычных суточных служб на вечерне 3 дней вечером совершается литургия Преждеосвященных Даров (чтения в Вел. понедельник: Быт 37. 1-23, Нав 22. 21-30, Евр 1. 1-14, Ин 11. 47-12. 12; в Вел. вторник: Быт 37. 23-36, Нав 22. 30-23. 2, Евр 4. 14-6. 9, Ин 12. 12-44; в Вел. среду: Быт 40. 1-23, Нав 23. 1-26, Евр 9.11-28, Ин 13. 1-18). Одна из тем Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/150085.html

   Хотя этот праздник к большим праздникам и не принадлежит, к нему относятся с особым уважением, так как в Воскресенских храмах в этот день торжественно отправляли престольные праздники. В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустого. В главах 26—48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48—50 Устава.    В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием.    Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах». Если престольный праздник будет в понедельник 1-й седмицы Великого поста, он переносится на Сырное воскресенье; если в следующие 4 дня этой седмицы – на субботу 1-й седмицы Четыредесятницы; если в понедельник, вторник, среду и четверг Страстной седмицы – на Неделю ваий; если в пятницу и субботу этой седмицы или в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30—32, 45—47 Устава). Если храмовый праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то совершается служба праздника, и лишь в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона (храмовая глава 28 Устава).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В древнейших редакциях Иерусалимского устава XI-XII вв. Л. П. Д. установлена на те же дни, что и в Мессинском Типиконе, за исключением вечеров 23 и 26 марта. Принятый ныне в РПЦ Типикон, представляющий собой позднюю редакцию Иерусалимского устава, предписывает совершать Л. П. Д. по средам и пятницам Великого поста (гл. 10), а также в четверг 5-й седмицы и в Великие понедельник, вторник и среду (гл. 49: соответствующие разделы). В сырные среду и пятницу, а также в Великую пятницу Л. П. Д. не совершается. Для дней памяти Обретения честной главы св. Иоанна Предтечи и 40 Севастийских мучеников в самый день праздника вечером предписано совершать вечерню с Л. П. Д. Но если по каким-то причинам Л. П. Д. совершена быть не может, празднование этим святым должно оканчиваться раньше, на изобразительных, и вечерня в день праздника посвящается уже следующему дню (48-я глава: разделы под 24 февр. и 9 марта). По тому же образцу совершается богослужение др. праздников Минеи, имеющих полиелей , равно как и престольных праздников (Храмовые главы, гл. 35), в будние дни поста. Типикон упоминает и о Л. П. Д. вечером 23 марта (вечерня под предпразднство Благовещения) и 24 марта (вечерня под само Благовещение), предлагая 2 варианта службы: с Л. П. Д. и без нее (с формулировками     или      ). Нек-рые совр. толкователи устава полагают, что Л. П. Д. под посвященные Благовещению памяти должна совершаться только в том случае, если эти дни выпадают на обычные для этой литургии среду или пятницу (или четверг 5-й седмицы и т. д.), интерпретируя формулировки типа     в смысле безальтернативного варианта службы при совпадении с днями, обычно не имеющими Л. П. Д. Однако точно те же формулировки используются и в уставе дней, когда Л. П. Д. безусловно должна быть: в среду и пятницу 1-й седмицы поста, в понедельник Страстной седмицы и т. д. Поэтому очевидно, что и в случае с благовещенскими празднованиями они имеют в виду не зависимость совершения Л. П. Д. от дня недели, а те ситуации, когда ее невозможно совершить технически (напр., из-за отсутствия священника). Данные Типиконов студийской эпохи, приведенные выше, полностью подтверждают традиционность совершения Л. П. Д. на вечернях накануне праздника Благовещения (подобно, напр., полной литургии на вечернях накануне праздников Рождества Христова и Богоявления) и даже его предпразднства.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Понедельник Этот день посвящен Небесным бесплотным силам, святым Архангелам и Ангелам. Поэтому в понедельник вознесем ум свой к Небесам, к светлым и неисчислимым сонмам ангельским. Восхитимся блистанием их, и красотой, и бессмертностью, и вечной молодостью. Помимо того, что молимся святому этого дня согласно Минеи, следует вспоминать также святых Ангелов и несколько раз в течение дня, где бы мы ни оказались, молиться кратко, примерно так: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о мне грешной! Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о спасении моем! Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о спасении моем! Вы – великие военачальники живого Бога, а я слаба и немощна. Помогите мне! Вы – светлые светильники пред Престолом Божьим, а я – как маленькая свечка на ветрах. Не дайте угаснуть свету во мне! Святые Архангелы Михаиле и Гаврииле, поддержите меня, чтобы не упала! Ангеле мой, хранителю мой, удали с пути моего всякое непотребство! Аминь. Вторник Вторник посвящен святому славному пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Поэтому во вторник следует возносить молитвы как святому этого дня согласно Минеи, так и святому Иоанну. И в этот день поминать имя его неоднократно, где бы мы ни оказались, молясь ему примерно так: Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Святой Иоанне Крестителю, моли Бога о мне грешной! Пресвятая Богородице, спаси меня! Великий сродниче Христов, молись о мне грешной, чтобы и я была по духу сродницей Христовой и дочерью Божьей! Великий Постниче, дай мне крепости, чтобы и я могла легко выдерживать посты! Великий Девственниче, защити меня и сохрани в чистой девственности до смерти! Великий Молитвенниче, вымоли милость Божью для всех сестер и для меня недостойной! Чтобы и через меня прославился Бог во Троице на веки веков! Аминь. Среда Среда посвящена Кресту и страданию Христову. В среду предатель принял 30 сребреников за то, что предаст Господа своего. Кресту покланяемся и постимся в этот день. Молимся святому дня по Минеи, но многократно в течение дня, где бы ни оказались, покланяемся Честному Кресту и говорим:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Совр. рус. Типикон в общем следует тем же принципам, что и при совпадении праздника Благовещения с седмичными днями Великого поста. Если Благовещение падает на Вел. понедельник, то накануне служится малая вечерня, а всенощное бдение состоит из великой вечерни с литией и утрени. Если же праздник падает на Вел. вторник или среду, то малой вечерни нет, великая вечерня под праздник соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а бдение состоит из великого повечерия с литией и утрени. Отменяется трипеснец повечерия. На утрене ради праздника поется «Бог Господь» и тропарь праздника трижды («      » отменяется, его нет и на часах). Перед каноном прочитывается Евангелие праздника, а Евангелие дня оставляется. Полный канон праздника соединяется с трипеснцем или двупеснцем Триоди по тому же принципу, что и в седмичные дни Великого поста, но без песней. На 9-й песни канона поются особые припевы праздника вместо песни Пресв. Богородицы, а к тропарям Триоди - припев «            ». Около 3-го часа дня (т. е. около 9.00) должен совершаться праздничный крестный ход. На часах читается Четвероевангелие. Если Благовещение падает на Вел. среду, после часов и последования изобразительных бывает чин прощения. Вечерня в сам день праздника соединяется с полной литургией свт. Иоанна Златоуста, за к-рой читаются Апостол праздника, Евангелие праздника и дня. На трапезе разрешается пища с елеем и вино (вино разрешается и в день накануне праздника). После трапезы - малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея (Типикон. [Т. 1.] С. 560-567). Святоотеческие творения в богослужении первых 3 дней Страстной седмицы В древних и совр. богослужебных книгах и сборниках святоотеческих слов для чтения за богослужением в эти дни обычно назначаются следующие чтения: в Вел. понедельник слово прп. Иоанна Дамаскина на иссушенное дерево и на притчу о смоковнице (PG. 96. Col. 575-588), слово прп. Севериана на иссушенное дерево (во мн. источниках и в совр. рус. Триоди приписывается свт. Иоанну Златоусту) (PG. 59. Col.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Можно отметить несколько особенностей богослужений периода Великого поста по Сту-дийскому уставу. В первую неделю (воскресенье) поста Устав указывает память пророков Мои-сея, Аарона, Давида, Самуила, последование Недели Православия указывается не всегда и в некоторых Триодях не выписано. Важными особенностями Студийского устава было частое совершение Великим постом литургии преждеосвященных Даров (см. выше), а также то, что в седмичные дни поста могли отменяться службы Минеи. Торжественно праздновались 3-я неде-ля поста, Крестопоклонная, а также следующая за ней среда – преполовение поста. Не было чтения всего Евангелия на часах в Великие Понедельник, Вторник и Среду. Чин 12 тропарей Страстей с чтением паримий, Апостолов и Евангелий совершался в Великий Втор-ник. В Великий Четверг совершался заимствованный из практики Великой церкви чин омовения престола. В мон-ре и кафедральных храмах в этот день совершали чин умовения ног. В Вели-кую Пятницу совершались обычные часы, на первом часе, присоединявшемся к утрене, чита-лось последнее из 12 страстных Евангелий утрени, на остальных часах Великой Пятницы чита-лись только Евангелия, без паримий и Апостолов. Памятники не свидетельствуют о совершении в Великую Субботу каких-либо священнодействий, связанных с плащаницей. На утрене Вели-кой Субботы единственный раз в году славословие употреблялось в кафедральной редакции (см. Великое славословие), после славословия были вход с Евангелием и чтения. На вечерне Великой Субботы не пелись воскресные стихиры Октоиха, по окончании вечерни и литургии полагались трапеза и расход по кельям. Полунощница (как и во все дни го-да) не совершалась. Не было крестного хода в начале пасхальной заутрени. На пасхальной заут-рене не отменялось пение славословия (во «вседневной» редакции) в отличие от современного порядка. Все последование литургии, кроме антифонов, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу совершалось священниками внутри алтаря. Из практики Великой церкви был заим-ствован обычай чтения Евангелия на литургии первого дня Пасхи попеременно священником и диаконом, существование его уже в XI–XII вв. засвидетельствовано «Вопрошанием» Кирика Новгородца (22-й вопрос). Пасхальный канон пелся только в первый день Пасхи и в Светлые понедельник, вторник и субботу (см. Светлая седмица), а в среду, четверг и пятницу пелись воскресные каноны и стихиры Октоиха (соответственно 1 и 2, 4 и 5, 6 и 8-го гласов). Вечером в неделю Пасхи повторялись стихиры Великой Субботы. Вечером в Светлый понедельник пелись кроме пасхальных стихир стихиры о схиме и происходило пострижение желающих принять ее. Отдание Пасхи совершалось в Светлую субботу, после нее «Христос воскресе из мертвых» уже не пели до следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010