Как поститься в день Воздвижения Креста Господня Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила однодневный пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страда ниях и смерти Господа. На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. " Сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися " , - пишется в Уставе Церковном. Как поститься в Рождественский пост Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря по 24 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Круг триодных праздников. В XV в. на Руси была принята Триодь в редакции, созданной в Болгарии в XIV в. при Патриархе Евфимии II. Эта же редакция использовалась при первом издании славянской Триоди в Кракове в 1491 г. Московские издания Триоди до Патриарха Никона делались на основе краковского. До реформ Патриарха Никона Постная триодь оканчивалась пятницей 6-й седмицы поста, Цветная начиналась Лазаревой субботой. Состав триодных праздников и песнопений изменился гораздо меньше, чем минейный; бульшая часть текстов Триоди подверглась лишь некоторой переработке, хотя появились и новые праздники, и песнопения. Так, характерным признаком неосавваитской редакции Триоди (в отличие от студийской) является использование кондака «Объятия отча» в качестве седальна по 3-й песни канона утрени в неделю о блудном сыне – место после 6-й песни занял кондак «Отеческия славы удалихся безумно». Появилась память всех преподобных отец и жен в субботу сыропустную. В богослужении 1-й недели поста сохранились некоторые тексты, относящиеся к празднованию памятей пророков Моисея, Аарона и др., однако сама память не указывалась. Значительно реже стала совершаться литургия преждеосвященных Даров. До сер. XVII в. на утрене седмичных дней Великого поста вместе с трипеснцами Триоди пелись каноны и Октоиха, и Минеи. Значительно строже стали правила о пощении – Студийский устав дозволял употребление елея и вина в седмичные дни Великого поста (кроме 1-й и Страстной седмиц, среды и пятницы), в среду преполовения поста дозволялось вкушать даже рыбу; Иерусалимский устав для большинства седмичных дней Великого поста назначает сухоядение. Богослужение Страстной седмицы приобрело почти современный вид, студийские особенности исчезли: в соответствии с Иерусалимским уставом все Евангелие стали читать на часах в Великие Понедельник, Вторник и Среду, чин 12 тропарей Страстей Господних начал совершаться только в Великую Пятницу, но не в Великий Вторник, чин умовения ног – в Великий Четверг после литургии. Служба Великой Субботы сохранила следы студийской практики – так, сугубая ектения на утрени начинается со слов «Рцем вси» (единственный раз в году – это связано с тем, что по Студийскому уставу только эта утреня имела великое славословие – см. выше). Служба вечерни Великой Субботы сблизилась с обычной воскресной службой: на вечерне Великой Субботы стали петься воскресные стихиры 1-го гласа, после вечерни совершалось благословение хлеба и вина, как на бдении, затем – великое чтение из Деяний апостолов, так же как на бдении, и полунощница с Троичным каноном Октоиха 1-го гласа, т. е. обычная воскресная полунощница.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья. Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник». Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, согласно церковным правилам, следует еще воздерживаться. Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рождественский или Филиппов пост - сорокадневный пост , предваряющий праздник Рождества Христова . Этот пост длится с 15 ноября по 24 декабря (28 ноября - 6 января н. ст.) Рождественский пост называется также Филипповым, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа . Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Рождественский пост ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин . Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Уже преподобный Эгберт Ратмельсигийский в конце VII -начале VIII века постился " в течение сорока дней перед Рождеством " . Такой же срок встречается в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита в IX веке . Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хрисовергом в середине XII века, когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост . Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

http://drevo-info.ru/articles/16680.html

Как питаться в пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - " все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред. ], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " . Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша. Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб. На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.

http://pravoslavie.ru/1808.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Холст.Пасха Холст.Пасха События Страстной недели и Пасхи в картинах великих художников. Лазарева суббота на картине Хосе де Риберы Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст. Пасха». 24.04.2021 Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним. 25.04.2021 Великий понедельник на картине Константина Флавицкого В Страстной понедельник Церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как дети праотца Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Эта история стала прообразом предательства Христа Иудой Искариотом. 18.04.2022 Великий вторник на картинах Джеймса Тиссо В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать как верующим можно попасть в Царствие Небесное. 18.04.2022 Великая среда на картине Дуччо ди Буонинсеньи В Страстную среду Церковь вспоминает предательство Иуды. В Евангелиях от Матфея и Марка говорится о том, что первосвященники предложили Иуде за выдачу Христа плату, равную шестимесячному жалованию простого рабочего или воина — 30 сребреников. 19.04.2022 Великий Четверг на картинах Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю, молитву Христа в Гефсиманском саду и Его арест. Как великие художники изображали последние дни земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха». 21.04.2022 Великая пятница на картинах Ивана Глазунова и Василия Верещагина

http://foma.ru/tag/holst-pasha

ОТВЕТ : Есть. Священнослужителю, совершающему Богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница? На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются безплотные силы, во вторник – св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу – честный и животворящей крест Господень, в четверток – св. Николай Мирликийский, в субботу – св. мученики и преподобные), и всегда поминаются св. Апостолы; затем поминается храмовый святой, т. е. тот святой, которому посвящён храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи св. угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после св. Апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, то есть св. Иоанн Златоуст , св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых». В дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Св. Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвиженья. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста»...), причём обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о кресте соединяется и воспоминанье о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» и на утрени поётся: «Воскресение Христово видевше»...).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский , удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин – преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие 172 . Согласно И. А. Карабинову , в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5-й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину 173 . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина . В последнее время появились указания западных богословов 174 на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита . Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета 175 , ни у профессора А. П. Голубцова 176 , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов , перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина , называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский, удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин — преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие . Согласно И. А. Карабинову, в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5–й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина. В последнее время появились указания западных богословов на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита. Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета , ни у профессора А. П. Голубцова , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов, перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина, называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Правила воздержания, предписанные Церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещаются уставом рыба, вино и елей, и дозволяется довольствоваться сухоядением, после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, напр., 16, 25 и 30 ноября, 4, 5, 6, 9, 17 и 20 декабря, если сии числа случатся во вторник и четверток. А если придутся в понедельник, среду и пятницу, то разрешение положено только на вино и елей. От 20 числа декабря до 25, т. е. со дня предпразднества Р. X., «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу» 162 . Последний день Рождественского поста называется обыкновенно сочельником или сочевником от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в сей день 163 . Сочиво (σαυκς, siccus, по Еврейски: кали, калуй) есть то же, что коливо, т. е. скудное кушанье ( Руф.2:14 , 1Цар.17:17 ). Буквально сочиво означает кушанье сушеное, из сухих зерен пшеницы, гороху, чечевицы, ячменя; что размочив водою едят – или с медом, или просто без всего 164 ; оно же называется кутией 165 , есть сочиво в навечерие праздника Р. X. вероятно принято из подражания посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Р. X., которые питались от семен земных, чтобы не осквернитися от трапезы языческой ( Дан.1:12 ), – и согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем ( Мф.13:31–36 ). В сочевники у православных христиан сохраняется благочестивое обыкновение не есть ничего до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, – обыкновение, внушающее, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова. По мнению некоторых, Рождественский сочевник установлен был вначале для крещения оглашенных и приготовления верующих к празднику 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010