Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца» (4-я стихира на стиховне). После стихир на хвалитех читается вседневное славословие, обычная ектения просительная, и стихиры на стиховне, уже цитированные выше. И затем обычное окончание утрени: Благо есть, еще раз тропарь Егда славнии ученицы, сугубая сокращенная ектения и окончание. После Утверди Боже начинается чтение первого часа, который замечателен тем, что на нем читается паримия, чего практически никогда не бывает. А тут на первом часе есть прокимен; паримия и еще один прокимен, такова особенность первого часа в Великий Четверг. Тропарь на часе читается, естественно, тот, который был на утрени, и кондак Триоди: «Хлеб прием в руце предатель», тоже посвященный Иуде. Этим заканчивается утреннее богослужение Великого Четверга. Мы рассмотрели утреню и первый час. Естественно, в свое время совершаются часы. Устав говорит о них так: «Прочие же часы поются трипсалмны просто», – т.е. не великопостные, не Великие, а обычные часы. На них употребляется один тропарь и один кондак Великого Четверга. К ним же присоединяется и чин изобразительных. Почему в этот день назначены изобразительны? Вы знаете, что изобразительны это особая краткая служба, в просторечии называемая «обедница». Если литургия это обедня, то нечто меньшее, заменяющее обедню, это обедница. Изобразительны назначаются в двух случаях: если литургии в какой-то день нет вообще, или если литургия совершается на вечерне. Например, Великим Постом в обычные понедельник, вторник и четверг совершается чин изобразительных, потому что в эти дни нет литургии. Зато в среду и пяток св. Четыредесятницы изобразительны тоже совершаются, но по другой причине: литургия Преждеосвященных Даров есть, но совершается она на вечерне. Что это значит? Определенные дни года избраны Уставом как дни особенно строгого, совершенного поста, и именно в эти дни литургию назначено совершать на вечерне, т.е. она должна быть позже обычного времени литургии. Конечно, не в 6–7 часов вечера, как мы могли бы себе это представить, но где-то в 3–4 часа пополудни, во второй половине дня, а не в первой, как это бывает обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   По осенении молящихся свечой и кадилом царские врата закрываются и чтец произносит: Притчей чтение.     Диакон: Вонмем.     Чтец читает вторую паримию – из книги Притчей. 1. В седмичные дни Четыредесятницы первая паримия читается из книги Бытия, повествующей о сотворении мира и последствиях грехопадения прародителей; вторая паримия – из книги Притчей, наставляющей верующих уразумевать и любить Божественную премудрость. 2. На Страстной седмице, в Великие понедельник, вторник и среду, также читаются две паримии, но одна – из книги Исход, другая – из книги Иова. 3. Кроме двух паримий, читается еще паримия праздника из Минеи в случае, когда на следующий день будет храмовый праздник или святого, имеющего полиелей (например, 24 февраля, 9 марта). Если накануне этих праздников Преждеосвященная литургия не положена, то паримия праздника читается накануне за вечерней, соединяемой с часами.   По окончании чтения паримии священник произносит: Мир ти.     Чтец: И духови твоему.     Диакон открывает царские врата (как принято повсюду) и возглашает: Премудрость.     Чтец, став пред царскими вратами за амвоном (по Уставу), поет избранные стихи 140-го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею – жертва вечерняя.    В это время все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания пения всех четырех стихов.    Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют «Да исправится молитва моя...» и затем опять становятся на колени: чтец же становится на колени во время пения хора и при пении в заключение стиха «Да исправится молитва моя...»     Чтец поет: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.     Хор: Да исправится молитва моя...     Чтец поет: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.     Хор: Да исправится молитва моя...     Чтец: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.     Хор: Да исправится молитва моя...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

898 Служба Великого канона переносится на вторник в том случае, если празднику Благовещения случится в среду или четверток 5-й седмицы Великого поста. 899 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., напечатано (в послед. 25 марта, аще случится в понедельник Светлыя Недели) после «Свете тихий», прокимна и Евангелия, та же ектения. Такое указание означает на вседневной вечерне после прокимна ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». Но это указание есть типографская ошибка. Следует напечатать не «ектения», а «ектении». В Типиконе при указании: «ектении» разумеется сперва ектения: «Рцем вси» и после «Сподоби, Господи» ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» Таков Устав и для вечерни в пасхальную седмицу (Тип., послед. дня Пасхи – вечер). 900 После полиелея поется величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Ирмол.). 901 В Типиконе, в последовании 25-го марта находится такое указание: «И час первый с кафизмою». Это указание относится к Благовещению, случившемуся в те дни седмицы, в которые на великопостных часах положено чтение кафизмы, именно – ко вторнику, среде и четвергу, но не к понедельнику п пятку, когда чтение кафизмы на 1-м часе не положено (Тип., гл. 17). 902 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, начало вечерни говорит сам архиерей, и псалом; вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: «Господи, ниспосли», да в начале вечерни: «Боже, Боже наш»; да входная: «Вечер и заутра»; а после паремии ектения малая, а возгласа не говорит. Таже: «Господи, спаси благочестивыя», по чину и прочая литургии» (Чин свящ. и обряд, в Больш. Успенск. соборе, см. 15). 904 Типикон указывает в дни Петрова поста на утрени петь, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». Так, в последованиях на дни, не имеющие праздничного знака (1-го, 3-го июня и др., сказано: «Аллилуиа» или тропарь (См. подобные указания 4-го и 3-го августа), т. е., и то и другое можно петь. В Петровом посту, при пении «Аллилуиа», полагают великие поклоны (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В среду, как бы для обличения сребролюбия Иуды, изображена вечеря у Симона прокаженного. Когда «блудница простре власы Владыце, истощала миро многоценное» и изливала его со слезами на пречистые ноги Господа, тогда Иуда течет к иудеям и глаголет беззаконным, «что ми хощете дати и аз вам предам во еже распяти Его». В Страстную седмицу (после вечерни недели ваий) облачение бывает в темные одежды. Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа», а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток перед пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50 псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с Великого четверга до пасхальной субботы включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на 3, 6 и 9 часах чтение четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий», в приходских церквах обыкновенно чтение евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В Великую среду оканчиваются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». На часах перед литургией вместо обычного отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы как священник, так и братия (народ) просят друг у друга прощения. Затем бывает три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны великие. В Великий четверток воспоминается, как Господь смирился нас ради, умыл ноги учеников и преподал страшное таинство Тела и Крови Христовой, как молился в Гефсиманском саду и был предан Иудою. К особенностям службы Великого четвертка относится, во-первых, то, что на 1 часе полагается прокимен и паремия пророчества Иеремии (11:1«23; 12:1–5:9–15), в которой пророк созерцает враждования старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных, и скорбь об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богородицы. Об этом последнем, когда он случится в один из постных дней, в Типиконе сказано: «В 3-й час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря; и возвращшеся входим в трапезу и поем час 3 и 6... Присовокупляем же и 9... По сем блаженна скоро без пения и отпуст». Затем в особом отделе, без указания на время, говорится о вторичном богослужебном собрании, которое должно быть уже в церкви, для совокупного служения вечерни и литургии Златоустаго (Тип., л. 204). Тот же праздник может случиться в Великие понедельник, вторник и среду. О празднике Благовещения, когда он случится в сии дни, в 12 мрк. гл., имеющей заглавие: «Аще случится Благовещение пр. Богородицы в Великий понедельник», сказано: «при часе 3-м дне творим литию вне монастыря; возвращшеся же поем 3-й час и 6-й... Такожде поем и 9 час, и блаженны просто без пения»; в конце изобразительных – «молитва Всесвятая Троице, и абие Приидите поклонимся 3, и поем вечерню», а за нею литургию Златоустаго (Тип., л. 210 на об.). Такой же точно устав на Великие вторник (л. 211 на об., 13 мрк. гл.) и среду (л. 212, 14 мрк. глава), если в сии дни случится праздник Благовещения. Вывод отсюда тот, что в Великие понедельник, вторник и среду, если в сии дни случится праздник Благовещения, для отправления всех дневных служб, в числе которых бывает полная литургия, должно быть одно только богослужебное собрание в храме, вследствие чего в конце изобразительных отпуст не произносится. Примечание. Ниже (чит. дополн. примеч. о вседневной вечерни понед., вторн. и четв. св. Четыр.) мы будем иметь повод возвратиться к вопросу о богослужебных собраниях в постные дни св. Четыред. Третий час в седмичные дни св. Четыредесятницы, понеделъник, вторник, среду, четверток и пяток. Тип., гл. 49 л. 310. См. пон., л. 38. Особ, изд., понед., л. 38 на об. Ос. изд., пон., л. 40. По приходе во храм, священник полагает начало: Благословен Бог... (обыкновенно пред царскими вратами при закрытой завесе). Предстоятель (по Типикону) или же чтец (по особ. изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Существенное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские . В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150109.html

В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Απαρχ γων μερν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «Ιδετε, δετε, τι γ εμι Θες δουλωθντα» (              ), нач.: «Πλιν πανγυριν τν ταθημτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «Εν τ στε, τς πστες σου» (        ), нач.: «Τ πονηρν συνδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μγιστος ανος τ μεγστ δευτρ. Ιωσφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα» (    ), нач.: «Μετ τν παδων Ιησον μνσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτς πφυκεν μνος ες σεπτν τρτην. Ιωσφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Συνελθντες δετε τ Χριστ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τν παμμγιστον ανσωμεν τετρδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δετε, λαο» (    ), нач.: «Τ πονηρν ρτι συνχθη συνδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) ( Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).

http://pravenc.ru/text/150085.html

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/150085.html

понедельника - воспоминание воскрешения Лазаря (см. Лазарева суббота ), к-рое в вост.-сир. традиции, вероятно, перенесено на этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 143-152). В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]). На латинском Западе богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo ): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16). Византийская гимнография

http://pravenc.ru/text/150085.html

515 а) В Сретение, предпразднство, попразднетво и отдание его, случившияся в среду или пяток сырные; б) в Благовещение – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; в) в праздник храма; г) святого с полиелеем – в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. 516 Таким образом, на службах 1-гог 3-го, 6-го и 9-го часов положено 12-ть псалмов, соответственно числу часов в продолжение дня (по восточному счислению). Припомним, что на востоке (См. выше) под 1-м часом дня разумели и три часа наши: 7-й, 8-й и 9-й утра; под третьим часом разумели часы: 10-й, 11-й и 12-й; под шестым часом – часы: 1-й, 2-й и 3-й пополудни; под девятым – часы: 4-й, 5-й и 6-й пополудни нашего времени. 518 Часы называются царскими в Типиконе (послед. 25-го декабря. Зри, аще случится навечерие Рождества Христова в субботу). 519 Исключение – то, если в Великий пяток случится Благовещение, тогда 1-й час совершается с утреней, а 3-й, 6-й и 9-й часы особо вместе (Тип., послед. 25-го марта, аще в Велик. пяток). 520 От Недели ап. Фомы до Вознесения, вместо: «Приидите поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе», трижды. 522 На великопостных часах: 1-м часе и 6-м, если после них бывает выход из церкви, после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и молитва – на 1 -м часе:«Христе свете истинный», па 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Велик. поста). 523 Например – служба 3-го часа, за коим следует 6-й час и литургия служба 9-го часа, за коим следует вечерня, повечерие; служба 1-го часа, за которым на царских часах следуют все другие часы. 524 Так, первый час – за утреней, 6-й – за третьим часом, также 9-й – за шестым в среду и пяток сырной седмицы, в день постен Св. Четыредесятницы, в Великие Четверток и Субботу. 526 «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди их, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи» ( Пс.5:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010