В страстную седмицу (после вечерни Недели ваий) облачение бывает в темные одежды (см. выше) 979 . Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа». а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток пред пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50-й псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с великого четвертка до пасхальной субботы, включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на часах 3-м, 6-м и 9-м чтение четырех Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий». Чтением Евангелий раскрывается верующим вся жизнь Господа, напоминается, что Иисус Христос пострадал и умер добровольно нас ради, для нашего спасения. Чтение четырех Евангелистов Устав разделяет на девять отделов, или чтений. Евангелие Луки разделяется на три чтения, каждое же из трех остальных Евангелий, т. е. Евангелие Матфея, Марка, Иоанна разделяется на два чтения (Тип., послед. Велик, понедельн.). В приходских церквах обыкновенно чтение Евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров. На литургии бывает чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов, диакон выносит Евангелие Царскими вратами. иерей говорит: «Премудрость, прости» и т. д. «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Иерей: От Матфея святого Евангелия чтение (Особ. ки. «Служба на каждый день страст. седм.»). В великую Среду после девятого часа и молитвословий чина изобразительных пред литургией оканчиваются великие поклоны с молитвой: Господи и Владыко живота моего». Пред литургией, вместо обычного отпуста, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы, как священник, так и братия (народ), просят друг у друга прощения. Затем бывает на литургии три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны (Тип., послед. Вел. среды) – и с этим, так сказать, оканчивается время церковного покаяния 980 . Хотя в особых книжках «Служба на каждый день страстной седмицы», нет молитвословий, ни указаний на службу полунощницы, но эта служба не отменяется. В Типиконе читаем: Полунощницу поем в келиях (Тип., послед. Великого четвертка). От сего святого дня, т. е. четвертка Страстной седмицы, полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. Страсти, седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» В конце всенощного бдения (после утрени) Перед Литургией Перед Литургией Великопостные Часы Служба часов, совершаемая в седмичные дни Великого поста , имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь . б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. д) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами (на 1м, 3м и 6м – с 16ю поклонами, на 9м – с 3мя поклонами). е) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). Великие (царские) Часы Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В книгах они приписываются святителю  Кириллу Александрийскому (V в., Египет); на самом деле их чин сложился позже, а автор — неизвестен. Раньше сформировался чин часов Великой Пятницы: его некий прообраз – «служба чтений» – совершалась уже в IV – V вв. в Иерусалиме; впоследствии чин несколько видоизменился, но многие чтения перешли в более поздний византийский чин. Уже в XII веке по образцу часов Великой Пятницы были составлены аналогичные службы для навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/chasy

Апостолы освящали эти часы молитвой ( Деян 2, 15; 10, 9 ). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348). 3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе. В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня. Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2:15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).     3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.    В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.    Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.    Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.     Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.     Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме.     Вседневные часы отправляются во все остальные дни года.    Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Первый час Читается первый час, по окончании которого, после пения «Взбранной Воеводе» (в воскресение) или кондака праздника (в великие праздники), совершается малый отпуст. Литургия Понятие Святая литургия – святейшая и таинственнейшая из служб христианской Церкви. Это – «песнь песней» любви христианской. Литургия – истинное осуществление святой молитвы Искупителя к Отцу Небесному: «Да вси едино будут... Будут едино, якоже и мы...» ( Ин.17:11–12 ). Здесь по мысли Церкви верующие около чаши Христовой, обагренные кровью, пролитой «за единение всех в любви», соединяются в «едину душу», сливаются в святом «поцелуе душ». Литургия в первую христианскую эпоху и сопровождалась общим лобзанием. Прежде и самая литургия носила название «таинства собрания», или «общения», а Кирилл Александрийский прямо именует ее «общею связью», соединяющею всех друг с другом. Да и слово «литургия» – «общее дело», значит то же. Св. Иоанн Дамаскин свидетельствует, что чрез таинство причащения все люди тесно сообщаются и соединяются друг с другом. И вообще мысль о всеобщем и теснейшем соединении людей между собой чрез литургию не раз повторяется и раскрывается в святоотеческом писании. «Преподание одного и того же хлеба и чаши общей для всех, – говорит св. Дионисий Ареопагит , – внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа». И отсюда понятно место литургии в христианстве. Без литургии нет христианства 27 . Общие замечания В нашей Церкви употребляются три чина литургии: 1) святого Иоанна Златоустог о, 2) святого Василия Великого и 3) святого Григория Двоеслова , или литургия преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, в Великие Четверток и Субботу. В настоящее время, согласно с Уставом, преждеосвященная литургия совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни (см. Устав 24 февраля, 9 марта, 34-я и 35-я храмовые главы). Есть дни в году, когда не полагается совершения литургии: в сырные среду и пяток, в понедельник, вторник и четверг Великого поста, в Великий Пяток 28 , в пяток пред Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти оба праздника случатся в воскресенье и понедельник. Во все прочие дни совершается литургия св. Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Литература Чины божественной литургии, дни их совершения Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия - главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого , святого Григория Двоеслова , или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустого . Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что (в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро). К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?. Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», с великими (земными) поклонами. д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою...» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже...» (50-й псалом). Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя...» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою...» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго...» (90-й псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

109 Трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песни, причем 2-я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй – на катавасию. 110 Этот тропарь бывает во все седмичные дни св. Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу. 113 Полный отпуст бывает также в субботу 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст краткий. (Подробное указание о чтении канонов на великопостной утрени см. В. Розанов . Богослужебный Устав. М., 1902, с. 492–500, а также Богослужебные указания на 1950 г. и 1951 г.). 114 Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м часе и в пятницы на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах. 115 На 6-м часе полагается чтение паремии из книги пророка Исаии, перед которой и после поется прокимен. 116 В праздники: Благовещения, храмовой и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов. 118 На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...». 119 Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1-го тропаря. Например, на 3-м часе: «Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа...» и т.д. 121 Слово «прокимен» чтец не произносит (см. Типикон, последование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста). 123 В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благовещения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу «Блаженны» не поются, а читаются (без поклонов). 125 В праздники полиелейные, Благовещения, храмовой и другие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются. 128 3 Хотя в Типиконе нет указания на возглас: «Мир всем», однако обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечернях священнослужитель произносил: «Вонмем. Мир всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь «      »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий «    »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545). Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Иерусалимский устав начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА Первые 3 дня Страстной седмицы , начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, к-рые в эти дни произошли. Так, в понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во вторник - притчи о 10 девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в среду - помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды. Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней; одна из тем вторника - история ветхозаветного патриарха Иосифа - основана на ветхозаветном чтении (паремии на вечерне). «Великой» (греч. μεγλη) Страстная седмица именовалась уже в IV в. (Const. Ap. VIII. 33; ок. 380 г.), и этот эпитет получили все ее дни, в т. ч. понедельник, вторник и среда. В иерусалимском богослужении IV-X вв. В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику кон. IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов (примерно 9.00 и 12.00 по совр. счету времени) совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост ; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00-19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после к-рого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст. Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010