Предпосылки для укрепления православия на землях древних славян Принятие православия стало поворотным моментом для всех славянских народов. Православные идеи были посеяны в благодатную почву. Моральные основы, на которые опирались древние славяне, оказались схожими с теми, что предложила новая религия. Великая схизма В 1054 году произошло окончательное разделение единой церкви на католическую и православную. Конечно, раскол произошел не одномоментно. Виной тому были как религиозные, так и политические разногласия. Тамбовский период жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Есть люди, которые скромно провели свои дни, неприметно ушли из жизни. О них не трубили на каждом перекрёстке, не слагали гимны. Ведь этого им совсем не хотелось. Эти люди желали, чтобы другим было лучше. Предпосылки к крещению древнерусского государства Из истории всем известно, что первым из древнерусских княжеств крестилось Киевское. Уже потом, годы, иногда века спустя, православие распространилось на многие другие земли. Невесомость - неизведанный барьер Сегодня мы можем запросто смотреть из космоса на нашу Землю, не выходя из дома, используя веб-камеру установленную на МКС. А шестьдесят лет назад не знали: выживет ли человек на орбите, не сойдет ли он с ума от увиденного? Пушкин: величие души поэта Величайший мыслитель, поэт и писатель, лирик А. С. Пушкин считается родоначальником новой русской литературы. Рожденный в 1799 году в Москве, Пушкин был выходцем из старинного дворянского рода. Он изучил французский, получил достойное домашнее образование, и всю свою жизнь посвятил литературе. Красим яйца в светлый праздник Пасхи Пасха – это день, когда люди стали свидетелями удивительного воскрешения Иисуса Христа. Святая Мария Магдалина была одной из первых, кто об этом узнал. С необыкновенной новостью она отправилась к императору Тиберию. Тот, конечно, не поверил, сказав, что если это возможно, то пусть куриное яйцо, которое он держит в руке, станет красным. В тот же момент оно изменило цвет. С тех пор и пошла эта удивительная традиция.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

Бедняжка отец Иларион поехал на лодке в Крумицу для прогулки, и простудился, и заболел там, на Крумице, внизу, в доме, а наверху и не мог побывать, и едва живого привезли его в обитель, но, слава Богу, теперь стало ему лучше. О прочем Вам пишет отец Арсений. Мы посылали отца Нафанаила для приглашения экзарха на праздник, но он отказался. При разговоре о нашем деле отец Аверкий сказал экзарху, что «их дело не может у патриарха окончиться в их пользу, потому что тому препятствуют кузмики 250 , и они поневоле принуждены будут перенести свое дело к туркам, которые непременно решат их дело в их пользу». На это экзарх ответил так: «Надобно переменить политику, а иначе может произойти, как в болгарском вопросе, схизма». От сего да сохранит нас Господь ради молитв Пресвятыя Богородицы и святого Пантелеймона. Ваш сомолитвенник духовник Иероним 24 сентября 1874 года Днесь благовернии людие светло праздновали Покров Богоматери, за это слава Богу и Ей хвала. Возлюбленнейший наш отец Макарий! Я более сего, что выше написано, не имею, чем бы утешить Вас. В воскресенье мне пришла мысль побывать, то есть повидаться, с герондою, и вот ввечеру я спустился к нему. Встречает меня Арсений, грек. Я говорю ему, что хочу видеть геронду. Он отвечает, что геронда спит. Я говорю ему, что не может быть. Он отвечает, что «мы сейчас разбудим его и приведем на архондарик». Я согласился, и тотчас его привели на архондарик. Он принял меня с радостию и пожал мне руку. Потом я сказал ему, что я пришел узнать, что если придет русский пароход, то он примет ли капитана или нет, и что это я вопрошаю для того, чтобы избежать повторения прошедшего события. Геронда отвечал, что примет, и прибавил: «Не надо, чтобы кузмики знали о нашем смущении». То же подтвердил и Евгений. Потом я геронде предложил такой вопрос: «Так как по случаю погребения тела покойного консула 251 произошло смущение, вследствие чего ты, геронда, высказал свое запрещение, от коего русские возмутились и не захотели более приходить к тебе за обычным благословением, но, когда объяснилось, что твое запрещение касалось только одних твоих греков, тогда русские опять пожелали приходить к тебе за благословением, и вот потому-то я теперь предлагаю тебе мой вопрос: что, желаешь ли ты теперь, чтобы русские приходили к тебе, по обычаю, за благословением?» Геронда молчал, а вместо него отвечал командир его Евгений, что «если вы хотите покаяться, то это хорошо, ибо в поступке том вы сделали геронде преслушание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Они сказали, что если сюда внесут идолов и отменят эдикты императора Константина, отца Льва Хозара, то прольется кровь. И епископы так дипломатично решили разойтись, а Ирина приняла чисто политическое решение: шла война с арабами, поэтому весь константинопольский гарнизон был направлен в Малую Азию воевать с арабами, но там его щедро наградили и распустили. А новый же гарнизон был набран в основном из людей из западных районов: Фракии и Греции, где многие люди относились к иконам или нейтрально, или вообще были сторонниками иконопочитания. И Седьмой Собор 787 года состоялся и принял решение о возвращении икон. При этом долго спорили, какой им придать статус, и решили, что придадут, так сказать, напоминательный статус: сама по себе икона есть воспоминание об архетипах, священных персонажах, которая просто помогает восстановить какую-то духовную связь с Богом, со святыми, помогает в молитве. Именно в таком контексте и были восстановлены иконы как часть культа христианской Церкви. Правда, иконоборцы сдались не сразу. Фактически окончательный их разгром — признание иконоборческого течения еретическим — случился только в 843 году, то есть почти в середине IX века. С этого момента иконы прочно заняли свое место в рамках Западной и Восточной христианской Церкви. Правда, опять-таки стоит отметить, что иконопоклонство отвергается обеими Церквями. Иконы надо почитать, а не поклоняться им, потому что поклоняться надо Богу. В 1054 году произошла великая схизма — окончательный раскол Церквей, продолжающийся до сих пор, когда папа и патриарх обоюдно наложили друг на друга анафему. И появилась Католическая Церковь, что означает Всемирная Церковь, потому что Римская Церковь гордилась как раз тем, что у нее больше покрытие в Европе христианских приходов. Но в ответ Восточная Церковь естественно сказала: «Зато мы ортодоксы», то есть правильная Церковь, истинная Церковь: мы не меняли догматов, принятых на Первом Никейском Соборе. Это слово «ортодокс» в старославянском и русском языке было переведено как «православный» — Православная Церковь. И в рамках православия чин почитания икон был очень серьезный. Курсы: © Академия журнала «Фома» 2023 #rs-demo-id

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-ikon...

   Затем идет пункт о новых митрополиях и епархиях; о поставлении русских патриархов по избранию собора и утверждению царя, с извещением Вселенского патриарха; о поставлении епископов патриархом, по избрании их собором с утверждения царя.    Под грамотой печать царя, но не подпись его. Затем подписи: Иеремии и Иова и их печати. Подписи митрополитов и архиепископов (у 7-ми и печати). Всего 32 подписи; в том числе и архимандриты, и игумены, и соборные старцы, как полноправные члены собора, по русской практике. Тут и греческие подписи: Иерофея, митр. Арсения и архимандрита Христофора. Один Иерофей Монемвасийский долго не соглашался подписывать: «Что это за грамота?» — допрашивал он дьяка А. Щелкалова, — «и что я должен в ней подписывать?» Щелкалов объяснил: тут написано, как вы поставили патриарха и как пришли сюда». «Тогда почему же не написать ее по-гречески и почему не дать предварительно выслушать?» (доказательство, что грамота вышла не из собора, а из канцелярии прямо для подписи). Иерофей долго не подписывал, говоря, что он опасается «как бы не разделилась церковь Божия и не явилась бы в ней другая глава и не произошла бы великая схизма». Очевидно Иерофей не переваривал московской идеи Третьего Рима. Сам стоя на уровне греческого КПльского «папизма», он всерьез боялся «папизма» русского. Он увидел, что русские считают себя главой православия и хотели бы усвоить и «поглотить» в себе «вселенский» патриархат. Иерофей признает, что в конце концов он подписал грамоту только из страха, чтобы его не утопили в Москва-реке. Видимо, царские пристава попугивали Иерофея, как ослушника царской воли. Иеремия должен был заступиться за него и даже для успокоения совести друга совершил обряд заклятия на русских, если бы они учинили ту схизму, какой опасался Иерофей.    Лишь после подписей «Уложенной Грамоты» дали Иеремии отпуск в КПль.    Перед отъездом царь снова торжественно принял во дворце Иеремию и его спутников. Царь старался обласкать Иеремию и смягчить его горечи. Он взял его за руку, возвел на свой трон и усадил рядом. Патриарху и свите дали новые дары: золотые и серебряные кубки, материи, меха, шубы и деньги. Патриарху вручена была дорогая митра, украшенная жемчугами и дорогими камнями, с образом Деисуса на челе, с Распятием наверху и иконками разных святых вокруг. Жемчужная надпись вокруг гласила: «От царя патриарху». Гости благодарили и обещали молиться. Арсений Эласс. воспользовался моментом и устроил свою карьеру. Он встал на колени пред царем и молил навсегда оставить его в России. Царь обещал, и Арсений спокойно дожил свой век богатым русским архиереем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Но роковое событие произошло в 1204 г., когда во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Первоначально они направлялись в Египет, но Алексей, сын низложенного императора Исаака Ангела, убедил их повернуть к Константинополю, чтобы восстановить его с отцом на троне. Западное вмешательство в византийскую политику оказалось неудачным, и в конце концов крестоносцы, раздосадованные греческим «двоедушием», потеряли терпение и разграбили город. Восточнохристианский мир до сих пор помнит три страшные дня грабежа. «Даже сарацины милосердны и добры в сравнении с этими людьми, носящими на своих плечах крест Христов», — пишет Никита Хониат. По словам сэра Стивена Рансимена (Runciman), «крестоносцы принесли не мир, но меч, и этому мечу суждено было рассечь христианский мир». К давним доктринальным разногласиям отныне присоединилась горячая национальная ненависть, чувство оскорбленности и возмущения западной агрессией и святотатством. После 1204 г. уже не могло быть никаких сомнений в том, что христианские Восток и Запад разделились надвое.    И православие, и Рим равно считали себя правыми в спорных вопросах вероучения, а своего оппонента неправым, поэтому после схизмы и Рим, и Православная церковь притязали на звание истинной церкви. Но даже будучи убеждены в собственной правоте, они должны оглянуться назад с печалью и раскаянием. Обе стороны должны честно признать, что могли и должны были сделать больше для предотвращения схизмы. Обе стороны на человеческом уровне повинны в допущенных ошибках. Так, православные должны корить себя за гордыню и высокомерие, с какими они глядели в византийскую эпоху на западных христиан. Они должны корить себя за такие инциденты, как бунт 1182 г., когда множество живущих в Константинополе латинян были растерзаны византийской чернью (хотя ни одно злодеяние византийской стороны нельзя сравнить с грабежом 1204 г.). И обе стороны, при всех своих притязаниях на звание истинной церкви, должны признать, что на человеческом уровне разделение самым прискорбным образом обеднило их обеих. Греческий Восток и латинский Запад нуждались и все еще нуждаются друг в друге. Для обеих сторон великая схизма обернулась трагедией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Малахия, архиепископ Армаский (ок. 1094 – 1148; память в Католической Церкви 3 ноября), был ирландским церковным деятелем, уничтожившим старое благочестие и святость «острова святых», как традиционно называли Ирландию; он «реформировал» ее Церковь и ввел новое еретическое учение папы Григория VII Гильдебранда. Согласно этому новому революционному учению, папа Римский вместо Христа становится во главе Церкви, а Святой Дух действует на Земле через наместников Христа, то есть Римских пап. Малахия изменил православную литургию кельтов и с 1121 года систематически вводил в стране римо-католичество, тогда известное как «григорианская реформа». Примечательно, что позднее он уехал в Рим, чтобы и дальше обучаться этой ереси, а закончил свои дни в монастыре Клерво, что в нынешней Франции, где подвизался вместе с еще одним «святым» католическим церковным деятелем – Бернардом Клервоским. Третий из названных нами ирландских католических «святых» – Христиан, епископ Лисморский († 1186; память в Католической Церкви совершается 18 марта), был учеником Малахии, папским легатом и тоже тесно связан с проповедником пропитанных кровью крестоносцев – Бернардом Клервоским. Таким образом, все трое (а Малахия и Христиан были, к тому же, обучены за границей) принимали активное участие в уничтожении православного наследия Ирландии. На самом деле «святость» их сводится к их административным способностям, благодаря которым они ввели в стране римо-католичество. Конечно, они ни коим образом не могут почитаться как святые в православном смысле этого слова. Шотландия Католическая церковь Маргариты Шотландской в Данфермлине, графство Файф Первым после великого раскола шотландским «святым», а точнее «святой», была Маргарита, королева Шотландии (1045/46–1093; память в Католической Церкви 16 ноября), вышедшая замуж за шотландского короля Малкольма III. Именно ей, находившейся под сильным влиянием норманнских завоевателей и узурпаторов в Англии, принадлежит введение католицизма в Шотландии. Хотя Маргарита была англичанкой по происхождению, но воспитывалась и обучалась за границей, и ей было всего 8 лет, когда произошла великая схизма. Маргарита «реформировала» Церковь в Шотландии, учредила на острове Айона с его многовековым православным наследием новый римско-католический монастырь; она была канонизирована Римским папой в 1249 году. Ее сын, Давид Шотландский (ок. 1085 – 1153; память в Католической Церкви 24 мая), тоже почитаемый Католической Церковью святой, продолжил политику своей матери по насаждению папизма в стране. Хотя сам Давид был благочестив, но он ввел в Шотландии новую норманнскую феодальную систему, отказавшись от укоренившейся до этого здесь исконно кельтской системы общинного (родового) землевладения.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Но еще больше русских с не менее интересными судьбами — в Аргентине. Однако там Патриарх оказался бы и в родной для Папы стране. А визит Папы в Россию пока ведь никто не объявлял. Но это — предположения. А что об отношениях с католиком говорят в самой Русской Православной Церкви? —  Мы до конца не преодолели те препятствия, которые нас разделяли. Главное препятствие, которое остается на пути реального взаимопонимания, — это тема унии. Она у нас остается. Здесь нет какого-то позитивного серьезного развития. В это трудно поверить, но 20 июля 2016 года исполняется 962 года с тех пор, как произошла Великая схизма — раскол христианского мира на Римско-Католическую Церковь и Православную. — В чем коренная разница между католиками и православными и через 962 года после этого раскола? —  Когда произошел разрыв, спор шел прежде всего о территориях. Папа и Константинопольский Патриарх не поделили территории на юге Италии. Это была непосредственная причина разрыва. Но к тому времени накопились и некоторые разногласия в богословии. В частности, католики учат, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а мы говорим о том, что Святой Дух исходит от Отца. Но и есть целый ряд других различий богословского характера, которые могут со стороны показаться какими-то тонкостями. — И кажутся. — И кажутся. Многие из этих различий существовали тогда, когда христиане на Востоке и Западе были едины. То есть эти различия не препятствовали христианам сознавать себя единой Церковью. Но вот когда конфликт произошел, то, во-первых, вспомнили обо всех этих различиях. Во-вторых, началась самостоятельная жизнь двух традиций, и эти различия стали увеличиваться, стали появляться и новые. И сейчас у нас их намного больше, чем было тысячу лет назад. — Это произошло 20 июля 1054 года. На дворе — февраль 2016-го. Патриарх Константинопольский и Папа Римский анафемы друг с друга сняли еще, кажется, в 1965- году. Хотя бы это произойдет между русским православием и Римом после встречи Предстоятелей? — Не будем забывать о том, что конфликт 1054 года был конфликтом между Папой Римским и Патриархом Константинопольским. Никаких анафем Патриарх Московский никогда на Папу Римского не накладывал, как и Папа Римский никаких анафем не провозглашал.

http://pravmir.ru/istoricheskaya-vstrech...

На Западе соборы, папы и другие лица часто заявляли, что греки – еретики, что они отпали от апостольской кафолической Церкви, что единственной наследницей кафолической Церкви является церковь западная, признающая главенство преемника св. Петра. Укажем на некоторые заявления этого рода. Епископ кремонский Лиутпранд в донесении Оттону о своём посольстве (в 968 г.) в Константинополь выдает греков «за варварский и еретический народ, вера которого обветшала» 618 . Папа Бенедикт VIII называет греков «еретическими» 619 . Папа Григорий VII писал аббату Гуго Клюнийскому, между прочим, следующее: «ужасная скорбь и великая печаль удручают меня вследствие того, что восточная церковь благодаря козням диавола отпала от кафолической веры и что древний враг чрез своих помощников умертвил (тамошних) христиан» 620 . Евгений III в письме к одному аббату говорит, что восточная церковь отпала «от истинной веры» 621 . Папа Урбан IV в послании (от 1154 г.) к архиепископу Василию Фессалоникийскому сравнивал греков с потерянной драхмою и с заблудшей овцой 622 . Это сравнение впоследствии было повторено Григорием IX 623 . Послание Иннокентия III к византийскому императору Алексею III, между прочим, гласило: «греческие народы разорвали единство в церкви, отпали от апостольской кафедры и римской церкви, общей матери, образовав другую церковь , если вообще таковая может быть» 624 . В послании к латинскому духовенству на Востоке Иннокентий III называет греческую церковь Самарией, отступившей от Иерусалима, Даном и Вефилем 625 . Мысль об отпадении греков от православной веры высказывает и III латеранский собор 626 . Отлучительной буллой папы Мартина IV, направленной против Михаила Палеолога, между прочим, объявлялось: «извещаем.., что Михаил Палеолог.., как покровитель схизматических, в схизме застаревших и еретических греков, находится под великой анафемой, как и греческая ересь и схизма их» 627 . Климент V, возбуждая западный мир к крестовому походу против греков, обещает участникам его отпущение всех грехов и, т. о., ставит греков как бы на одну доску с неверными 628 . Урбан V в письме к византийскому императору сравнивает греков с язычниками и павликианами 629 . Каллист III называет восточных христиан еретиками и схизматиками, находящимися вне церкви 630 . Пий IX в своей энциклике, призывая восточных христиан к соединению с апостольским престолом, даёт понять, что кафолическая Церковь – это лишь западная церковь 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИТРИХ НИМСКИЙ [лат. Theodoricus de Niem; нем. Dietrich von Nieheim (Niem, Nyem)] (ок. 1340, Бракель, близ Нихайма (Нима), Вестфалия - 22.03.1418, Маастрихт), средневек. нем. историк и публицист, церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. О жизни Д. Н. до 1370 г. ничего не известно, так же как и о времени его посвящения в сан и о самом сане, хотя Д. Н. называл себя клириком (clericus). Он изучал рим. и каноническое право, однако степени д-ра права так и не получил, а имел степень бакалавра свободных искусств. При папе Римском Урбане V (1362-1370) Д. Н. прибыл в Авиньон, где ок. 1370 г. поступил на службу в папскую канцелярию в качестве нотария (notarius sacri palatii). В 1376/77 г. он вместе с курией папы Григория XI переехал из Авиньона в Рим. В 1378 г. папа Урбан VI назначил Д. Н. на более высокую должность аббревиатора и писца (abbreviator et scriptor) папской канцелярии, к-рая сохранялась за ним и при последующих понтификах. Также исполнял обязанности прокуратора при курии, представляя интересы ходатаев, что позволило ему увеличить свое состояние. Папой Бонифацием IX Д. Н. был назначен епископом Вердена (1395-1399), однако преимущественно он находился при курии, хотя успешно собирал доходы от приходов в Кёльне, Бонне, Миндене, Льеже, Маастрихте. После поездок в Германию Д. Н. входил в круг приближенных пап Иннокентия VII и Григория XII и делал записи как куриальный чиновник и историограф. Кроме того, он также основал в Риме госпиталь для герм. паломников Санта-Мария делль Анима и был его 1-м ректором (до 1413). С 1401 г. был связан с Эрфуртским ун-том, возможно был зачислен студентом. В католич. Церкви с сент. 1378 г. началась т. н. Великая схизма (1378-1415). В 1408 г. Д. Н. поддержал созыв Пизанского Собора (25 марта 1409) и признал законным понтификом избранного им антипапу Александра V (1409-1410), а позднее и его преемника Иоанна XXIII (1410-1415).

http://pravenc.ru/text/178561.html

О неотложности совместных действий на встречах с представителями Римско-Католической Церкви неоднократно говорили и покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , и новоизбранный Святейший Патриарх Кирилл. С удовлетворением можно отметить, что подобное сотрудничество уже осуществляется на уровне международных европейских организаций, таких как Совет Европы в Страсбурге, органы Европейского союза в Брюсселе, ОБСЕ и других. В частности, католические и православные представители при Совете Европы совместно выступили против проекта Европейской конституции, в котором ни словом не упоминалось о христианских корнях европейской цивилизации. Представители Римско-Католической и Православных Церквей активно поддержали проведение в рамках ОБСЕ первого круглого стола, посвященного проблеме дискриминации христиан в современной Европе. Обеими Церквами совместно организуются международные конференции по отстаиванию традиционных христианских ценностей в Европе, среди которых можно особо выделить форумы, прошедшие в Вене (Австрия, 2006 г.) и Тренто (Италия, 2008 г.). И православным, и католикам сегодня необходимо ответить на следующий вопрос: не будучи единой Церковью, можем ли мы научиться действовать как единая структура перед лицом внешнего мира? Вышеприведенные примеры доказывают, что можем. Папа Иоанн Павел II, говоря о единстве Церкви, любил использовать метафору русского поэта и мыслителя Вячеслава Иванова о необходимости для христианства дышать двумя легкими — западным и восточным. В наши дни ивановская метафора часто используется применительно к Европе и европейскому христианству. Мы можем сказать, что Европа сегодня как никогда прежде нуждается в согласованной работе «двух легких» — Римско-Католической и Православной Церквей, которые призваны объединить свои усилия для защиты традиционного христианства и духовного здоровья общества. «НГ-Религии» /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/696584.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010