– Как изменили православный дух Германии и Швейцарии великая схизма и протестантская реформация? – Вы задаете довольно сложный вопрос, на который не ответишь в небольшом интервью. Но я выскажу несколько соображений по этому поводу. Что касается искажения Православия, то еще задолго до раскола, при короле Хлодвиге, первом франкском правителе (это конец V века), франкская Церковь стала довольно политизированной, то есть служила интересам франкской элиты и была инструментом в ее руках. Многие конфликты, в которые оказались вовлеченными ирландские миссионеры на землях будущих Франции и Бельгии (эти конфликты повлияли позднее и на «Западную Германию»), имели своими причинами то, что большая часть франкского епископата весьма по-мирски отдавала предпочтение интересам своих собственных семей в ущерб интересам Церкви. Святой Бонифаций противился этим искажениям и много сделал для христианизации центральной Германии (которая не была заселена римлянами), однако он следовал Риму и насаждал целибат среди священников . При Карле Великом политизация Церкви достигла своего апогея. Созванный им во Франкфурте в 794 году церковный собор, превратно рассудив суть спора об иконопочитании, чему причиной было недостаточное владение греческой терминологией, отверг решения VII Вселенского Собора против иконоборчества. Кроме того, в своем стремлении к литургической «гармонизации», Карл Великий ввел в дни почитания традиционно галльских святых празднование святым из римского календаря, а этим обрывалась связь с важной частью германских православных корней. Как и его каролингские предки, Карл не гнушался насилием при обращении в христианскую веру, стремясь к расширению своей империи за счет саксонских, алеманнских и баварских земель. Правда, нельзя утверждать, что только богословские искажения этого и других периодов истории привели к отпадению западной церкви от православного Востока – совокупность изменений привела в конце концов христиан Германии к тому, что они оказались неспособны распознать истинную христианскую традицию.

http://pravoslavie.ru/60756.html

В X веке византийский военачальник Никифор Фока, который впоследствии стал Императором (963 — 969), освободил Крит и этим избавил жителей островов и побережья Эгейского моря и Средиземноморья от удушающей хватки арабов. Целых два столетия длился безоблачный период стабильности, но, поскольку Византия боролась за выживание после разорительного для нее Четвертого Крестового похода, на море снова воцарились пираты. На сей раз это были не просто арабы-мусульмане, а наемники-профессионалы из Генуи, Италии, Нормандии, с Родоса, Монемвазии и других византийских островов, а также турки и греки; они продавали свои услуги богатым правителям и государствам, и их нанимала как Византия, так и ее враги. Когда они не работали на того, кто их нанимал, они грабили для самих себя. В числе жертв тех разбойных вылазок оказались и святые — св. Феоктист (он спасся на о-ве Парос и жил там как отшельник), св. Ефрем Новый Мученик, настоятельница Олимпиада со своими монахинями, свв. Николай, Рафаил и Ирина, монастырь Тахиархес на о-ве Митилини и множество афонских монахов, зверски замученных и убитых. Морской разбой продолжался и в XIII — XV веках. Контролировали его господствовавшие тогда на море турки и венецианцы Удивительно, но факт: в те внешне неспокойные времена процветала духовность. Быстро распространялось монашество. Историки-византологи утверждают, что к VIII веку более половины населения составляли люди, принесшие монашеские обеты. 4 Было много канонизированных святых. В период явного политического упадка достигло небывалых высот церковное искусство: вышивка, шитье церковных облачений, работа с металлом, фрески и иконопись поднялись на такой уровень, какой немыслим был в прежние более спокойные времена. Церковь и Император усиленно занимались благотворительностью, особенно в последние века существования Империи: открывали и поддерживали дома для сирот и бедняков, богадельни, хосписы, больницы. Великая Схизма, то есть раскол в Церкви в 1054 году, в результате которого от православного Востока откололся латинский Запад, нанесла тяжелейший удар христианскому единству, не восстановленному и поныне: Рим до сих пор остается отделенным от Христианского мира. Кроме того, участники Четвертого Крестового похода на пути в Святую Землю в 1204 году разграбили Константинополь, убили множество православных христиан и осквернили их храмы. Венецианцы и франки поделили между собой обширные области Византийской Империи (кое-где на века), и это предательство греки не забыли. Столица Империи была отвоевана в 1261 году Императором Михаилом VIII Палеологом, но в 1453 году снова пала под ударами турков. Византийская Империя закончила свое существование. Греция времен турецкой оккупации (1453 — 1821 г.)

http://pravmir.ru/istoriya-xristianstva-...

...в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным... Лк. 16:8–9 I. Тайные союзы (их смело можно назвать заговорами), битвы, наконец, резня... Для всех этих событий (и многих других, происходивших примерно в то же время и столь же безрадостных) основой, фоном, причиной послужило разделение Церкви на Восточную и Западную, «великая схизма», рана, которую время не исцелило до наших дней. К началу 1282 г. Карл Анжуйский был несомненно самым могущественным властителем христианского мира. Один лишь список титулов и владений этого младшего брата короля Франции Людовика Святого занимает несколько строчек: король Сицилийский, Иерусалимский и Албанский, граф Прованский, Форкалькерский, Анжуйский и Майнский, правитель княжества Ахайского, властелин Тунисский и сенатор Римский. Карл намеревался захватить Арльское королевство и отдать своему внуку. Сразу после этой военной операции он должен был направиться к Константинополю, где рассчитывал воссесть на императорский престол и, таким об разом, стать хозяином Средиземного моря и правителем империи, неслыханной со времен Юстиниана. 390 А положение Михаила VIII Палеолога, императора Ромеев, казалось безнадежным. Его казна была опустошена, армия и флот невелики. Активное участие Палеолога в европейских политических интригах ослабило восточную границу империи и позволило туркам пробить в ней несколько брешей. Унионистская церковная политика Михаила породила раскол в Византии и настроила против него большинство его подданных, а римский папа, на чью поддержку Михаил так рассчитывал, обратился против него. Похоже было, что Карлу удалось объединить под своими знаменами всех врагов Михаила: папу, Венецию, правителей балканских государств. Никифор Ангел, деспот Эпирский, и Иоанн Бастард Ангел, дука Фессалийский (и тот и другой – заклятые враги правителей Константинополя), с готовностью вступили в союз с Карлом. Кроме того, Георгий Тертер Раковский, царь Болгарский, и Стефан Урош Милутин, король Сербский, заявили о своей поддержке анжуйца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Великая схизма» привела к весьма серьезным последствиям для жизни католической церкви: – экклезиологические последствия вели к кризису церковного управления: епископы и суверены стали с подозрением относиться к папству и доверяли лишь собору, которого, в свою очередь, опасались папы; – богословские последствия были связаны с влиянием духа секуляризма: внутри самой католической церкви Ян Гус в Богемии и Джон Уиклиф в Англии развивали учения, противоречившие католической доктрине; мученичество Яна Гуса, осужденного Констанцским собором и сожженного за ересь, превратило его в народного героя и лишь сильнее разожгло пламя чешского национализма; – психологические последствия схизмы вели к смущению умов верующих: взаимные отлучения приводили к тому, что простые христиане оказывались под угрозой отойти в иной мир без последнего причастия в смутные времена, когда умирали часто и внезапно; церковь представляла собой множество людей, покинутых своими пастырями – христианин был полностью предоставлен самому себе и психологически травмирован тем, что, принадлежа церкви, он оставлен своими пастырями или уже не может испытывать к ним доверия. Как отмечается в литературе, христианский народ нашел способ преодолеть постигшие его потрясения и ужасающее духовное одиночество. Возникают новые формы личного религиозного поведения – пристрастие к конкретному и видимому, а также к внутреннему, дающему успокоение благочестию. В ряде случаев оно выливалось, например, в благоговейное отношение к реликвиям – к ним прикасались, их хранили при себе, чтобы обрести защиту. Одиноко стоящий в огромном храме, где звучит латинская речь, народ просил дать ему «увидеть Бога» – созерцать с молитвой евхаристическую Хостию и поклоняться Святым Дарам; этот обряд совершался в праздник Тела Господня (Corpus Domini), широко распространившийся в начале XIV в. В христианский мир вошел страх смерти и загробной участи, который питали распространившиеся по всей Европе наставления валенсийского доминиканца Винсенте Феррера (1350–1419), полные впечатляющих рассказов об аде и Страшном суде. Кладбища ассоциировались с пляской смерти, картина которой говорила об ужасающем равенстве перед ней всех людей – пап, королей, крестьян и горожан. Преждевременная смерть во время эпидемии или на войне была обычным делом. Люди перебирали четки, накапливали добрые дела или собирали индульгенции, и это вселяло уверенность и оберегало в случае внезапной смерти, после которой, согласно верованиям того времени, душа должна была попасть в чистилище, а получившая большое влияние в ту эпоху богословская концепция взятия в небесную славу Пресвятой Девы давала христианину надежду избежать тлена смерти через веру в нетленность тела Марии и в свое собственное воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были составлены капитуляции – соглашение, согласно которому кардиналы-выборщики оставляли за папой лишь роль своеобразного председателя «совета управляющих». Так, число кардиналов отныне не должно было превышать 20, новые кардиналы могли быть назначены только тогда, когда их общее число сокращалось до 16, новый кардинал не мог быть назначен без одобрения коллегии кардиналов; папа не мог ни под каким видом сместить кардинала или лишить его прав и привилегий; согласие большинства членов коллегии кардиналов требовалось при распределении церковных феодов, при назначении на руководящие посты в курии, при распоряжении папской казной; казна Святой коллегии должна была получать впредь половину всех поступлений в папскую казну. Правда, папа Иннокентий, несмотря на преклонный возраст, все же был слишком крупным канонистом, чтобы не найти выхода из ситуации: через полгода после избрания он аннулировал капитуляции как противоречащие установлениям о конклаве пап Григория X и Климента V, которые воспрещали кардиналам заниматься на конклаве чем-либо иным, кроме выборов нового папы. Папа Иннокентий прекратил формальное отношение к назначению держателей бенефициев, так что при нем, как прежде при папе Бенедикте, начался новый исход из Авиньона «вакантных» клириков. Решение конфликта с францисканцами, в который вступил папа Иннокентий, было до некоторой степени облегчено последствиями «черной смерти», эпидемия которой постигла Европу в 1348–1350 гг.: у генерала ордена не было другого выбора, кроме как принять реформаторские идеи нового папы, развивавшие посылы, выдвинутые Бенедиктом XII. Со смертью папы Иннокентия во время второй волны эпидемии «черной смерти», начавшейся в 1361 г., звезда Авиньона как потенциального центра внутрицерковных реформ закатилась. Однако последствия авиньонских реформ определили состояние Святого престола и его властных полномочий в католическом мире на столетия вперед. § 2. Кризис папства: «великая западная схизма» и богословие концилиаризма 1. Начало «великой схизмы»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятое. Не вопросити, яко сице хощем или молимся, но взыскати, аще сие не противляется законом и от сего аще не следствует противное или непристойное. Шестое. Не просите сие чрез денги, но просто – веры ради и полцы верных – не якоже ныне, когда честнейшии посланы, извещал нам, яко аще дадим грамоту, даст и милостыню, и аще не дадим – не даст. И Кир Дионисию, иже во прошаше, денег обеща, яко он имеет наказ царский прежде взяти граматы и потом дати денги. И подобает ли апостолские Церкви великие Москвы просити от Матери своей – Востоные Церкви духовная дарования за денги? и негли грамата оная, юже емлют частность его от Константинополского и таким образом прошения из денег – есть ли правда грамота достойна. И аще суть неции и обыкли имать денги и даровати граматы. Лепо есть Вашей Церкви просити таким образом сицевая великая прошения – яже дабы Святый Бог презрит. Седмое. Яко страх есть, да никогда непослушны будут Киевскому митрополиту, не хиротонисану будущу от Константинополского, иже на Украине и в Полше православни, и следует схизма и словопрение и еще хуждшее сего – отще выпросят митрополита иного от Константинополского. Оные он ради малых денег хиротонисати абие будет иного, и следствует соблазны и развраты. Аще же и Патриархи Константинополскии, часто пременяющиися, причина есть. Но от разорения Царяграда от таковых Патриархов хиротонисахуся и Патриархи и митрополиты великия Москвы даже до Никона, и Киевские митрополиты даже до нынешнего. Но и по закону и искренние, яко благодать не взирает на простоту человека, но в твердое и непоколебимое Православие веры. Аще же Царьград и далеко, но отнележе в России возсия праведное солнце чрез веру даже до вечернего дне, – не повреди Северные Церкви долность пути, – паче же и ползу многу во многих и зело много вина бысть. Аще же работает Царьград язычным, но близ 700 лет работала Антиохия арапом, и бе третия часть епархии Антиохийской под благочестивым Царем греческим, но не взял Константинополский ниже стопу ноги от епархии Антиохийской, паче же посылах по вся годы Царие послов к Салтаном в Вавилон и Египет во еже имети церковный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умер император в понедельник 9 июля 518 г. седовласым старцем в возрасте 88 или даже 90 лет. Смерть его была скоропостижна (от разрыва сердца) и случилась ночью во время грозы. Некоторые слухи, будто царь погиб от удара молнии, явно имеют своим источником позднюю месть православных ригористов, имевших основания быть недовольными Анастасием 1085 . Да, объективно, Римские епископы были православными и стояли за Халкидон, и по-своему были правы, хотя и покупали свою победу ценой целостности Римской империи. Но субъективно был прав и Анастасий, сделавший всё для её реставрации и поддержания единства Церкви. Кто из них более прав – знает только Бог . Но, расставаясь с земной жизнью, Анастасий мог повторить слова, незадолго перед смертью сказанные им папе Гормизде: «Мир мой даю вам, мир мой оставляю вам». С прекращением династии императора св. Льва Великого завершился первый период существования христианской Римской империи. Воцерковив Вселенную, утвердив Православие в качестве государственной и обязательной для подданных религии, мягко сведя на «нет» последние остатки язычества, Византия подошла к новому этапу своей жизнедеятельности, который откроет славная и великая династия святого императора Юстиниана I . 845 «Послание некоторых епископов Египетского округа в пользу Тимофея, незаконного архиепископа Александрийской церкви, к императору Льву августу»//ДВС. Т. 3. С. 205. 846 «Послание египетских епископов и клира епископского ко Льву августу»//ДВС. Т. 3. С. 194, 195. 847 «Послание епископов Египетского округа к Анатолию, архиепископу Константинопольскому»//ДВС. Т. 3. С. 200. 848 «Список с послания императора Льва I к Анатолию, архиепископу Константинопольскому»//ДВС. Т. 3. С. 193, 194. 875 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 111–112. 879 Малх Филадельфиец. Византийская история в семи книгах//«Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец». Отрывок 2. С. 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Календарь Материалы 23 декабря 2015 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Священник Павел Гумеров Новая книга отца Павла Гумерова призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками. Опираясь на Священное Писание, труды святых отцов и свой собственный священнический опыт, автор раскрывает психологические особенности поведения и мышления человека, которому Бог судил жить и спасаться в XXI веке. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Архимандрит Захария (Захару) Об уроке Иакова, о том, почему и как возрожденный духовно человек меняют свое отношение к другим, о радости Божией, подлинной свободе и онтологической сути святости. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Диакон Владимир Василик Македонская династия; эпоха патриарха Фотия, Великий собор 880 г. и осуждение Filioque; Великая схизма 1054 года; эпохи Комнинов и Ангелов. Лекция и ответы на вопросы. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Священник Валерий Духанин О том, нарушает ли чудо законы природы, в чем неправ Гегель, зачем Господь являет Свои чудеса, как молитва спасла миссионеров, а горячая исповедь поставила на ноги умирающую. [Интернет-журнал/Культура] Дмитрий Менделеев О пророчестве Стравинского и его ответе Хрущеву, смысле еврейского алфавита и о том, почему пророк Иеремия оплакивает трагедию своего народа акростихом. Валерий Коновалов Недавно из США вернулась небольшая российская делегация, которую американцы приглашали для помощи в очень важном деле. Речь о проекте в штате Мичиган. Там прихожане местной Свято-Владимирской церкви решили построить новый храм, а при нём школу и Русский центр. За образец взяли московский культурно-православный комплекс в Свиблове при храме Живоначальной Троицы. Проблема творчества всегда волновала христианскую совесть. Что такое творческий дар? Благословение Божие? Духовное испытание? Искушение? Первое творческое задание получает Адам в Эдемском саду: возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Но способен ли падший человек сохранить правильное отношение к этому дару и заданию? Что сотворит он, используя дарованный Богом талант и обретенное собственными усилиями мастерство: храм Господень или Вавилонскую башню?

http://pravoslavie.ru/archive/151223.htm

Русские не могли остаться равнодушными к таким лестным для них заявлениям Вселенского патриарха, и это естественно возбуждало в них гордые надежды, что Московский патриарх действительно займет возможно видное, почетное положение среди других восточных патриархов. В официальную уложенную грамоту об учреждении в России патриаршества, какая была составлена в Москве от лица Собора русских и греческих иерархов после поставления Иова, в уста Иеремии вложена была между прочим и следующая характерная речь: «Так как ветхий Рим пал от Аполлинариевой ереси, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании у безбожных турок, то твое, благочестивый царь, великое российское царство, Третий Рим, превзошло благочестием все прежние царства, и все благочестивые царства соединились в твое царство, и ты один теперь именуешься христианским царем во всей вселенной, поэтому и превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию Промыслу, молитвами чудотворцев русских, по твоему царскому прошению у Бога и по твоему совету исполнится». Таким образом, по смыслу этой грамоты, сам Иеремия признал торжественно, что Москва есть действительно Третий Рим, что Русь своим благочестием превзошла все прежние царства, которые теперь все соединились в одно русское царство, признал Москву центром и хранительницею истинного благочестия и Православия, которое в прежних центрах или окончательно уничтожилось (Рим), или уничтожается (Византия). Иеремия без всяких возражений подписал эту грамоту, когда она была принесена ему для подписи дьяком Андреем Щелкаловым. Не так отнесся к делу монемвасийский митрополит Иерофей. Когда Щелкалов обратился к нему с просьбою, чтобы он подписал уложенную грамоту, как уже это сделал Иеремия, Иерофей возразил: «Что это за грамота и что я должен в ней подписывать?» Щелкалов ответил: «Написано, как вы поставили патриарха и как вы пришли сюда». Иерофей заметил: «Приличнее было бы написать ее по-гречески, а не по-русски, да и предложить ее выслушать» – и затем решительно отказался подписать эту грамоту из опасения, «чтобы не разделилась Церковь Божья, не настала другая глава и не произошла великая схизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Когда возникло инославие? Когда Господь, сойдя на землю и воплотившись, создал, основал Церковь. Ученики Христовы, водимые Духом Святым, хранили учение православное. Но с первых же веков появились люди, измышляющие свои лжеучения, искажающие учение Христово. Церковь всегда стояла на страже и осуждала лжеучения еретиков. В начале II тысячелетия от Вселенской Православной Церкви отпала западная Католическая Церковь. Католики еще до раскола внесли искажение в церковное учение, в частности — прибавив к Символу веры то, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына». Великая схизма      В XVI веке произошла так называемая Реформация. От католичества откололись протестанты, которые еще более исказили церковное вероучение. Протестанты утратили очень важные древние вероучительные истины. Они отвергают Священное Предание. Отказались от полуторатысячелетнего духовного опыта Вселенской Церкви. У них искажено представление о Церкви и о Таинствах. Протестанты не почитают Пресвятую Богородицу, они не молятся святым. Отвергают иконы, не молятся за усопших. Само учение о спасении в протестантизме искажено. Реформация      С первых же десятилетий Реформации начинают возникать, а возникнув, дробиться и умножаться течения, направления. В дальнейшем цепная реакция расколов, дроблений, отделений продолжалась. Ныне существует несколько сот образований, называющих себя «церковью». Чем больше множатся всевозможные конфессии, деноминации и просто секты, тем меньше в них остается от первоначальной истины. Этот процесс можно сравнить с разбавлением какого-нибудь прекрасного вина или другого дорогого и вкусного напитка водой. Католичество разбавило первоначальное вино учения Апостольской Церкви наполовину, в протестантизме осталась лишь малая доля первоначального напитка. Все святые в земле российской просиявшие      Мы должны быть счастливы и благодарны Богу, что Он дал нам веру истинную, веру правую. Будем хранить ее и беречь. Русская Православная Церковь — самая большая по территории и численности из всех Поместных Церквей, нигде в мире нет такого количества храмов, монастырей, икон и прославленных святых. Поэтому задача Церкви Русской — хранить веру православную и свидетельствовать ее истинность перед всем миром. «Русь Святая, храни веру православную. В ней же тебе утверждение!»

http://pravoslavie.ru/104662.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010