Календарь Материалы 5 августа 2012 г. [Интернет-журнал/Семья] Татьяна Шишова Не нужно дожидаться, пока ребенок подрастет и можно будет отдать его в воскресную школу. Ему важно слышать о Боге и о Его заповедях, о Божией Матери и о святых Божиих людях с первых лет своей жизни в привычной домашней обстановке от самого близкого человека, которому он безгранично доверяет и старается подражать. Тогда религия органично войдет в его жизнь, а не будет чем-то отдельным и малопонятным. [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Игнатий (Шестаков) Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Память Почаевской иконы Божией Матери [Встреча с Православием/Богослужение] 22 июля/4 августа 2012 г. Суббота 7-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Матерь Божия повелела Пелагии известить одного из крестьян, что он избран для обнаружения Ее иконы, зарытой на его поле, и возведения посвященной Ей церкви. Ужаснувшись и сочтя себя недостойной такого откровения, Пелагия не повиновалась. Тогда Пресвятая вновь явилась ей неделю спустя. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Родился отец Досифей (в миру Константин Сергеевич Сороченков) накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 26 сентября 1928 г., в семье Сергея Григорьевича и Анны Яковлевны Сороченковых. Наталья Горенок Паломничать по Крыму летом очень трудно. Дело не только в климате и рельефе: понятно, что несладко бывает забираться в горы по солнцепеку. Сама природа — буйно-цветущая, роскошная — поддерживает тот дух расслабления, который обрушивается мощным потоком: почти постоянно ты находишься в толпе, в гуще людей, которые отдыхают «бессмысленно и беспощадно». Не всегда получается вырваться из суеты даже возле крымских святынь — многие из них входят в «обязательную программу» для скучающих туристов. English Edition [Orthodoxy Today] At a time when the press both within Russia and beyond is raking through the events surrounding a group of punk rock girls who gained a previously elusive notoriety by blaspheming on the solea of the Russia’s preeminent Christ the Savior Cathedral as if it were a stage, it seems appropriate to mention a group of punks in the U.S. who have found the answer to their angst in Orthodox Christianity. Српска bepзuja

http://pravoslavie.ru/archive/120805

Явилась Дева Богородица, Которую издревле проповедали на земле пророки в своих предсказаниях, Которую мудрые патриархи и соборы праведников возвещают. С ними ликуют и благолепные женщины: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и вместе с ними Мариам, (сестра) Моисея. С ними радуются и все части света... Рождество Христово Праздник Рождества Христова – второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души – там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих. Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней. Кроме предпразднства, у Рождества Христова есть еще один день, называемый Навечерием, или (в просторечии) сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечернего богослужения (на практике, однако, вечерня обычно совершается в утренние часы). Богослужение Навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток. Подобная структура богослужения встречается еще лишь дважды в году: на Богоявление, которому также предшествует Навечерие, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться. В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверге все православные причащаются Святых Христовых Таин. Тропарь:Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Календарь Материалы 27 июня 2015 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 14/27 июня 2015 г. Суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:33:46 мин. Размер 110.8 Mb) Протоиерей Георгий Цыганов С 9 по 16 июня 2015 года в России прошли торжества, посвящённые 25-летию канонизации Русской Православной Церковью святого праведного Иоанна Кронштадтского. В праздновании этой даты участвовал священник нашей епархии протоиерей Георгий Цыганов, настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кировском. 23 августа 2014 года храм был разрушен попавшим в него снарядом. English Edition [News] The Roman Catholic Church is preparing for the celebration of the 1700th birth anniversary of St. Martin of Tours, reports Sedmitza.ru. It has been announced that the anniversary year is to open on November 7 in Szombathely, Hungary (formerly – Pannonia), where the saint was born. [Orthodoxy Today] Today the United States Supreme Court ruled that homosexual marriage is a constitutional right in the United States of America. Given the ubiquitous coverage the news media is providing on this issue it is important that our clergymen and parishioners fully understand the position of the Church in this regard. [News] The Supreme Court has ruled that the U.S. Constitution contains an inalienable right to same-sex “marriage.” Српска bepзuja [Вести] По благослову митрополита и Кримског Лазара послата 16. хуманитарне и око 4 тоне намирница и ствари у Донбас. [Вести] Академик и политичар Примаков преминуо у 85. години. Опело Примакову 29. у манастиру одржати Московски и целе Кирил, саопштио «Интерфаксу» порт-парол поглавара Александар Волков. [Вести] У Казнено-поправном заводу у у уторак 23. се налазе у установи Бранко представио програм за живих, настао у а се данас спроводи у четири у [Култура] Свештеник Оливер Често имамо прилику да да време у коме живимо тешко. То у потпуности тачно, поготово у односу на тежину времена косовских и и времена уследило после Косовске битке. Новости 27 июня 2015 г.

http://pravoslavie.ru/archive/150627.htm

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Исайи (Ис. 63:11—19; 64, 1—5) о величии Мессии.    Четырнадцатая из книги пр. Иеремии (Иер. 31:31—34) об установлении Нового Ветхого Завета.    Пятнадцатая из книги пр. Даниила (Дан. 3:1—24) о чудесном избавлении трех отроков, поверженных в пламень и прообразовавших спасением своим невредимое исшествие Спасителя из недр земли.    На Литургии в Великую Субботу, совершаемой позже Литургии всех дней и составляющей ближайшее предначатие Воскресения Христова, созерцая пребывание Господа во гробе плотью — в образе предлежащей плащаницы, Церковь в этот день, подобно Иисусу Христу, предрекшему о своем воскресении, еще яснее, чем на вечерне, предвозвещает нам о приближавшемся времени Воскресения Господа — чтением Апостольскими о том, что верующие во Христа умершего и воскресшего соединены с Ним подобием смерти через крещение, и должны быть соединены подобием воскресения. Да якоже восста Христос от мертвых славою отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6:11—13), особенно по прочтении Литургийного апостола пением: " Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время этого радостного предвестия священнослужители слагают с себя темное церковное облачение и, облекшись в белые ризы, по словам апостола, читаемым в Великую Субботу: аще бо сообразна быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим. 6:5), неприметно переходят от участия в состоянии уничижения Спасителя к участию в состоянии предначинающейся Его божественной славы, и являются предстоящим во храме в светлом облачении, подобно Ангелам, кои явились во гробе Господа в белом одеянии и первые были свидетелями и вестниками Воскресения Христова. Весть о предначатии радости пасхальной Церковь продолжает чтением Литургийного Евангелия о явлении Ангела на гробе Господа, возвестившего мироносицам, что воскрес Господь, и о явлении им самого Воскресшего (Мф. 28:1—20).    В целом году одна Великая Суббота не облегчается от поста, и пост ее, состоящий в сухоядении, продолжается не только до вечера, как и в другие дни св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посетил ны есть свыше...». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Днесь невидимое Естество…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (единожды). Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся…». На часах – тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Кондак только Богородицы: «Иже прежде денницы...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канонов праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе: «…Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника, кроме воскресенья). По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». «Слава, и ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «Иже прежде денницы...». Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – субботы по Рождестве Христовом. Примечание. Прокимен субботы по Рождестве Христовом по своему содержанию Богородичный, поэтому прокимен Собора Богородицы не поется; аллилуиарии субботы по Рождестве Христовом и Собора Богородицы совпадают. См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 376. Апостол и Евангелие – субботы по Рождестве Христовом и Собора Богородицы (Евр., 306 зач.; Мф., 4 зач.). Задостойник праздника. Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся...». 95 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 96 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-08/

ниже, 2 гл. Тип.). Чтец во время чтения должен быть непокровен, так и при трапезном чтении (л. 213). От епистимонархов (стареи обою страну») требуется тщательное обережение от порчи богослужебных книг (держать из под замком, ен позволять касаться нагими перстами, не капать воском, не окропить слюною, – л. 261). В частности из дисциплинарно-богослуженбных сторон монастырской жизни устав подробно определяет чин целования после повечерия (л. 265), чин воздвижения Креста (л. 261), чин погребения монашеского (л. 273 об.); указывает когда братии стоять в церкви со свечами: на «священие (храмовой праздник) церкви или притвора», на богоявленское освящение воды, в неделю ваий, в великий вторник при пении стихир св. страстей и в великую неделю («Колижды хотят мниси взимати свеще», л. 271 об.–273). Назначается в великий четверг чистить, а в вел пятницу мыть церковь и указывается при этом, как освещать ее в великую субботу и Пасху («О посвете церковнем», л. 278–279; см. ниже «Великая суббота»). В тесную связь с богослужением (с. 476) восточные уставы всегода ставили пост, почему Студийско-Ал. устав и начинает свою дисциплинарную часть отделом о постах («Уставник рассматряяй о брашне же и питии мнихом»... л. 196–212) и монастырский стол определяет на весь год еще с большей подробностью, чем нынешний Типикон. В этом отношении Студийско-Алексиевский устав прежде всего указывает порядок за трапезой, давая так названный впоследствии «чин о панагии» с не мене сложным ритуалом,чем нынешний, не только вместо панагии (богородичной просфоры) возвышается блюдо с укрухами (л. 196 об.–201); делается замечание о порядке трапезы для не обедавших вместе со всеми – келаря и прислуживавших («О вътореи тряпезе», л. 201), о вечерней трапезе («О вечернии», л. 202), о чтении за трапезой и внимании к нему, запрещение быть недовольным кушаньями 1813 (л. 203–204) и наконец подробное распределение кушаний на все посты (л. 205–211, см. гл. 32 и 33 Тип.). Эта статья заключается особым чином (коляды», т.е. исполнения певцами за трапезой пасхальною, успенскою, рождественскою и богоявленскою тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Календарь Материалы 15 января 2011 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 2/15 января. Суббота 34-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 151:06 мин. Размер 72.6 Mb) [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Арсений (Писарев) 2-го января по юлианскому календарю, а по григорианскому – 15-го 1833 г. скончался великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Современники на его могильном памятнике написали: «Жил во славу Божию семьдесят два года, шесть месяцев и двенадцать дней». А двадцать лет тому назад произошло новое второе обретение мощей этого великого русского святого. Как раз в этот день, 15 января 1991 г., православная Москва встречала их крестным ходом. (MP3 файл. Продолжительность 15:13 мин. Размер 7.4 Mb) [Встреча с Православием/Православная библиотека] Пост бывает двоякий: внешний — воздержание от скоромной пищи и внутренний — воздержание всех чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой неразрывно связаны друг с другом. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Персоналии/Современные церковные деятели] Торжественный чин возведения на трон новоизбранного епископа Рашко-Призренского совершен 26 декабря 2010 года в восстановленном соборном храме великомученика Георгия в Призрене. Епископа Феодосия на трон епископа Рашко-Призренского возвел Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней на Божественной литургии, где патриарху сослужили 14 сербских архиереев и более 70 священнослужителей Сербской и других Поместных Православных Церквей. Весть об избрании епископа Феодосия епархиальным архиереем Рашко-Призренской епархии была принята с великой радостью священством, монашеством и верующим народом этой богоспасаемой епархии, что можно было видеть на торжественной интронизации, на которую собралось более 1500 верующих, большое количество монашествующих и весь клир Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии. English Edition [Churches and Monasteries] Nun Seraphima (Bulgakova) “It is not wondrous that it has not reached 700 feet near my hut, but it is wondrous that my death will be like the death of the seven youths of Ephasus, who slept for three hundred years in the cave. Just as they arose in affirmation of the General Resurrection, so will I arise before the end [of the world] and lie down in Diveyevo. Diveyevo will not be named for the village Diveyevo, but for the worldwide wonder.” Новости 15 января 2011 г.

http://pravoslavie.ru/archive/110115

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ. Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. И мы конец: И сущим во гробех живот даровав. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Таже ектениа великая от диакона: Миром Господу помолимся. Подобает ведати, яко по внегда начати иерею, кадит святую трапезу по обычаю и весь олтарь, вечер, на Господи воззвах:  на Утрени, в начале канона исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся:  и прочее. Хор: Аминь. На Господи воззвах: поставим стихов 6. И поем стихиры воскресны, глас 8. На «Господи воззвах» стихиры на 6. Стихиры воскресные, глас 8 Стих:  Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Стих:  Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. Вечернюю песнь,/и словесную службу,/Тебе, Христе, приносим,/яко благоволил еси помиловати нас Воскресением. Вечернюю песнь/и разумное служение/Тебе, Христе приносим;/ибо Ты благоволил/помиловать нас воскресением. Стих:  Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Стих:  Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. Господи, Господи,/не отвержи нас от Твоего лица,/но благоволи помиловати нас Воскресением. Господи, Господи!/Не отринь нас от Твоего лица,/но благоволи помиловать нас воскресением. Стих:  От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Стих:  От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010