В четверток опять не должно быть трапезы. В пяток – такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, разваренной пшеницы с медом 231 . В прочие недели Великого поста не заповедуется неядение в продолжение целых дней. В страстную неделю предоставлено поститься, как кому внушит усердие и благочестие, без сомнения потому, что постановившие церковные правила и представить себе не могли, чтобы нашелся христианин, который дерзнул бы нарушить святыню этих дней и малейшим невоздержанием. В Великий четверток разрешается вино и елей. О Ввеликом пятке сказано в уставе: «В сей святой день ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день распятия; аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода по захождении солнца. Сице бо прияхом от святых заповедей св. апостолов не ясти в Великий пяток». Великая суббота есть единственная суббота, в которую православная Церковь заповедует пост до вечера, лишь после вечерни и литургии, что оканчивается к вечеру, разрешено подкрепить силы хлебом и вином, которые нарочно приготовляются и освящаются в конце литургии (после заамвонной молитвы). Впрочем, Церковь строгость своих правил не простирает на случаи нужды и немощи. Так, она разрешает масло и вино родильнице даже в самую страстную неделю. Вот, мой друг, церковные правила о посте. Ни изменить, ни ослабить их никто не может, потому что они приняты всей вселенской Церковью и утверждены соборами. Могут не исполнять, могут попирать их, но это уже, как я сказал выше, злоупотребление свободы, которое безнаказанным никогда и никак не останется. Воздержание – одна сторона постных подвигов, другая – усиленная молитва. Так как вообще, главная цель их – очищение души от всех греховных нечистот и примирение человека-грешника с Богом, то, понятно, ни то ни другое, без особенных, усиленнейших молитв совершиться не может. Вот почему великопостные богослужения отличаются и своей продолжительностью, и особенным настроением своих песней и молитв. В них все или призыв к раскаянью, или самое пламенное моление Господу Богу, чтобы Он дал силы, средства, возможность раскаяться, сам был помощником в этом трудном подвига и, наконец, с любовью принял раскаивающегося, как в притче отец принял блудного, но раскаявшегося, сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   Все последующее богослужение четверга 5-й седмицы совершается «поскору, труда ради бденнаго». Это значит, что тропари на часах, Блаженны на изобразительных не поются, а читаются, и в конце всех служб молитва святого Ефрема Сирина только с 3 поклонами.    На всех часах и на изобразительных по Трисвятом – кондак «Душе моя».    В четверг – Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди – на 6, Минеи – на 4, «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи. Вход с кадилом. Глава 18. Суббота 5-й седмицы. Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста    Служба вся по Триоди. Полунощница субботняя.    Начало утрени обычное. «Царю Небесный», Трисвятое, псалмы 19-й и 20-й и прочее. Шестопсалмие, ектения великая. На «Бог Господь» – тропарь, глас 8-й: «Повеленное тайно», поем трижды, косно. После кафизмы и малой ектении вместо седальна начинается пение акафиста. По Уставу, настоятель должен читать акафист в алтаре пред престолом, а каждение на первых кондаках совершает один диакон. Но у нас с давних пор установился обычай читать акафист на средине храма. С началом пения 1-го кондака отверзаются царские врата, и предстоятель со всем собором исходит на средину храма к заранее уготованному здесь образу Богоматери. В некоторых храмах образ Богоматери уготовляется в алтаре, и с началом пения кондака выносится двумя священнослужителями впереди настоятеля, и полагается на уготованном среди храма аналое.    Став около образа Богоматери, священнослужители поклоняются по чину. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим и во время медленного пения 1-го кондака (поем со сладкопением, косно) совершает каждение всего храма.    Затем читаются икосы и кондаки 1-й части акафиста. При соборном служении они разделяются, по возможности, между всеми иереями. Только 1-й и 12-й икосы и 13-й кондак читает сам предстоятель. В некоторых храмах читается только начало икосов, а припевы «Радуйся» поются антифонно на оба лика.    После окончания 3-го икоса певцы поют «Взбранной Воеводе». Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются, читается 17-я кафизма. Ектения малая. По возгласе царские врата отверзаются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

БОГОМИЛЬСТВО (богумильство) – еретическое движение, возникшее в начале X в. на Балканах и в дальнейшем, под разными названиями и в различных формах (павликиане, катары, альбигойцы, стригольники), рас­пространившееся в Европе (из Болгарии в сербскохорватские земли, оттуда в северную Италию и южную Францию). В некоторых регионах (Боснии, например) учение долгое время было господствующим. Название восходит к имени предполагаемого основателя движения Богомила. Богомилы отрицали догмат троичности Бога, допускали дуализм добра и зла, материи и духа, презирали телесную природу человека, проповедовали строгое соблюдение безбрачия. Аскетизм позволял им находить последователей в монастырях Востока и Запада. Богомилы отрицали значение таинств, иерархии, богослужения. Выступали против насилия, войн, присяги светским властям, осуждали богатых, призывали освобождаться от крепостной зависимости и рабства. Богомилами и другими европейскими еретическими движениями была создана обширная апокрифическая литература, влияние которой обнаруживается в русских апокрифах и духовных стихах. Источников почти не сохранилось, знание о Б. можно почерпнуть из сочинений оппонентов. БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА – секты амальрикан, распространенные в XIII–XIV вв. в Европе, особенно в Германии. Их основателем был Амальрик Венский, который в духе мистического пантеизма учил, что нет различия между Богом и человеком, так как все существующее и есть Бог. По его мнению, разрушенное единство Бога и человека может быть восстановлено сознанием необходимости этого единства. ВЕЛИКАЯ СУББОТАсуббота перед Пасхой, последний день Страстной седмицы, посвященный воспоминанию пребывания умершего Христа во гробе. ВЕЛИКИЙ КАНОН , Покаянный Канон св. Андрея Критского – богослужебный канон (особый жанр церковной гимнографии), состоящий из 250 стихов (тропарей), составленный преп. Андреем Критским . Представляет собой нравоучительные толкования событий истории Ветхого и Нового Заветов, своего рода плач души о совершенных грехах. События ветхозаветной и новозаветной истории – от падения праотца Адама до Вознесения Христова – собраны воедино, их изложение проникнуто духом глубокого сердечного сокрушения. Великий канон – история греха и одновременно история покаяния, восстания и искупления – читается вечером в первые четыре дня Великого поста, а затем на вечернем богослужении пятой недели в среду.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Календарь Материалы 11 июня 2011 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 29 мая/11 июня 2011 г. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 160:20 мин. Размер 77 Mb) [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит. (MP3 файл. Продолжительность 17:12 мин. Размер 8.3 Mb) [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Протоиерей Андрей Ткачев Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже. [Встреча с Православием/Православная библиотека] У Бога ценятся добродетели и труды святых по мере их смирения; они, при всей своей святости, считали себя землей и пеплом непритворно и нелицемерно, но залог имея сего сокровища в сердцах своих. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] In the new covenant of the Messiah, the Passover event takes on its new meaning as the celebration of Christ " s death and resurrection, the " exodus " of men from this sinful world to the Kingdom of God. And in the New Testament as well, the Pentecostal feast is fulfilled and made new by the coming of the " new law, " the descent of the Holy Spirit upon the disciples of Christ.

http://pravoslavie.ru/archive/110611

1992. Т. 1. С. 500). 641 «Странствия Владычня» – задостойник Великого Четверга, ирмос 9-й песни канона утрени (см.: Триодь Постная. Ч. 2, Л. 428; Красовицкая М.С. С. 259). 642 В Великую Пятницу во время пения на вечерне стихиры, начинающейся словами «Тебе, одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом...» и представляющей собой «благосердный плач» праведного Иосифа Аримафейского над Телом Спасителя, снятым с Креста, царские врата открываются и возглавляющий службу священник с дьяконом три раза совершают каждение вокруг престола с лежащей на нем плащаницей (четырехугольным платом с изображением снятого с Креста Спасителя, символизирующим полотно, которым было обернуто при погребении Тело Господа Иисуса Христа). Во время пения тропарей, завершающих вечерню (один из них начинается словами: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое...»), в которых говорится о погребении Спасителя и Его Воскресении, о явлении ангела женам-мироносицам, пришедшим ко Гробу Господню, исполняемых обычно медленным и торжественным напевом, принадлежащим болгарскому распеву (см. примеч. к гл. V, л. 69 об. – ссылка 1050), служащие священники с идущими впереди свеченосцами и диаконом выносят плащаницу из алтаря и кладут на приготовленное место посреди храма, символизирующее Гроб Господень, затем вновь совершается каждение вокруг нее. На этом месте плащаница находится до пасхальной полунощницы (см. примеч. к гл. IV, л. 38 об. – ссылка 665), во время которой ее вносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня. См.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 462, 464; Красовицкая М. С. С. 268–269, 275–276; Настольная книга. 2001. Т. 4. С. 561, 566. 643 Великая или преблагословенная Субботасуббота Страстной седмицы, в литургическом смысле является преддверием Пасхи и наряду с ней вершиной церковного года. Богослужение Великой Субботы состоит из утрени, часов, чина изобразительных и вечерни, на которой совершается литургия свт. Василия Великого . Утреню, представляющую собой надгробное пение снятому с Креста Спасителю, которую по уставу положено служить в течение всей ночи, завершает торжественное шествие с плащаницей вокруг храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Самые ранние литургические книги, содержащие термин «ипакои»,- это груз. Лекционарии , отражающие традицию иерусалимского богослужения V-VII вв. (см.: Tarchnischvili. 1959-1960; Leeb. 1970). Здесь И. также употребляются в качестве припевов к стихам псалмов. Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту - исполнение народом или клириками,- скорее всего подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно в виде мелодической речитации. В Лекционариях содержатся И. только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы И. встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (т. н. Ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших И. встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в совр. богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Напр., на Рождество Христово указаны И. «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк 2. 14) и «Исаие, ликуй,/Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос 9-й песни канона 5-го гласа), на великое освящение воды в день Богоявления - «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень» (Ис 40. 3) (в совр. богослужении - начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства Крещения новообращенные входят в храм с пением И. «Елицы во Христа креститеся». Некоторые И. в совр. богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в др. дни и на др. гласы. Особенно много сохранилось И. из ночной службы Великой пятницы. Напр., И. 7-го гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира 1-го гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а И. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно 6-го и 12-го антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/673735.html

После этих стихир совершается вход с Евангелием; это очень редко бывает на вечерне, только в тех случаях, когда будет читаться Евангелие; вечерня Великого Пятка – как раз один из тех редких случаев. Естественно, поется Свете Тихий, и потом возглашается прокимен и читаются паримии – Исход, Иов и Исайя, т.е. те книги, которые больше всего подходят к преобразованию центральных событий Евангельского повествования. Затем снова прокимен и чтение Апостола. После Апостола читается особенное Евангелие; формально оно называется 110 зачалом от Матфея, но на самом деле оно является составным Евангелием, потому что в середину там вставляются кусочки из других евангелистов. Оно подчинено принципу составления максимально емкого, максимально полного чтения о страданиях и смерти Христа. Все Евангелия, как мы помним, очень личные; у каждого евангелиста своя манера, свой стиль, своя степень подробности, поэтому пришлось составить такое чтение обо всем, что говорится о Страстех Господних. И это Евангелие, естественно, целиком относится к Великому Пятку и как бы подытоживает все то, что было отслужено в эти дни за утреню, часы и вот сейчас вечерню. Прочитано Евангелие, сугубая ектения и Сподоби, Господи, просительная ектения, и после нее поются стихиры на стиховне. Эти стихиры на стиховне, помимо своей поэтической и певческой красоты, замечательны тем, что являют нам момент перелома от богослужения Великого Пятка к богослужению Великой Субботы. Великая Суббота – это день, выделяющийся из всей Страстной Седмицы, это уже заря Воскресения Христова, заря перед восходом Солнца. Он уже окрашен совсем в другие тона, чем прочие дни Страстной, а вот переход к этому светлому дню чувствуется уже в стиховных стихирах на вечерне Великого Пятка. Эти стихиры прежде всего знамениты тем, что их четыре. Четыре стихиры на стиховне бывают очень редко, в субботу вечера в Октоихе и иногда в Постной Триоди. Обычно стиховных стихир три, а здесь четыре: это заметная разница. Первая стихира представляет собой знаменитый самоподобен (т.е. текст, который является образцом для певческого исполнения других стихир):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В пятницу вечером, на утрени Великой Субботы, совершается погребение Плащаницы. Во время богослужения происходит крестный ход, Плащаницу обносят вокруг вокруг храма и поют «Святый Боже», при этом шествие сопровождается погребальным звоном колоколов. Все православные как бы шествуют за телом Христа — это момент высочайшей скорби. В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры  Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго . Великая Суббота Это последний день перед Пасхой. Утром: часы, изобразительны, вечерня, литургия свт. Василия Великого. После часов и изобразительных совершается вечерня с литургией Василия Великого — последней в году. Самый известный момент этого богослужения — чтение пятнадцати паремий из Ветхого Завета, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. На литургии во время великого входа вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча». Интересно, что в древности в этот день происходило ещё и крещение оглашенных (людей, желавших принять Святое Крещение), которые готовились к этому дню весь Великий пост. Традиция эта уже не существует, но память о ней сохранилась в порядке богослужения Великой сСубботы: вместо Трисвятого («Святый Боже…») поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о силе Крещения. И после Апостола, вместо «Аллилуиа» поются семь стихов, составленных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время этого песнопения священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. Затем, в белом облачении, стоя перед Плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея о событии Воскресения Спасителя — это Евангелие читается только раз в году. В этот момент заканчивается скорбь Страстной седмицы и начинается уже радость Пасхи. Читайте другие публикации о Страстной седмице

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa-2016....

11/24 1908. Великая Пятница. С 9-ти часов Часы. С 3-х часов вечерня и вынос плащаницы. В Церкви довольно много христиан. С 6-ти часов вечера повечерие и всенощная. Я и три иерея читали Статью Отпевания. По окончании, св. плащаница обнесена вокруг Собора, причем было так тихо, что свечи не гасли. Кончилось богослужение, как и вчера, почти в 9 часов. Иокохамские учащиеся сегодня с 9-ти часов утра исповедались у о. Петра Булгакова. На вечерне и всенощной были в Соборе. Днем директор школы мальчиков в Йокохаме был здесь у меня; согласился, чтобы мальчики остались здесь до полудня понедельника (а заказывал прежде, чтобы присланы были в воскресенье, так как в понедельник-де должны быть в классах). 12/25 апреля 1908. Великая Суббота. С 9-ти часов Литургия. Причастники, между которыми несколько русских, вчера исповедавшихся у меня. Иокохамские приобщались в Посольской Церкви. Пение все эти дни преплохое, так как Д. К. Львовский и лучшие певчие, 8 человек, в Посольстве на богослужениях, регенты Обара и Кису больны. Разнят иногда пренесносно, так как в большом хоре, если все расползутся, как раки, то уже святых выноси! День прошел душевно мирно, в приготовлении в Великому Празднику. Между прочим, Miss Palmer, английская миссионерка, согласно ее вчерашнему премилому письму, приходила со своей компанией проститься со мной и Собором пред отбытием в Англию. 13/26 апреля 1908. Светлое Христово Воскресенье. В ночь до Пасхального богослужения миссийский дом, по обычаю, полон людьми, их шумом и движением. В Крестовой Церкви приходы соперничают в украшении своих приносов, куличей и яиц. В Соборе пред плащаницей тихо читают Деяния и слушают переменяющиеся посетители. За четверть часа до 12-ти начинают убирать плащаницу, в 12 часов ровно начинается богослужение. Читается только начало повечерья. Потом открываются Царские врата, поют «Воскресение Твое Христе Спасе», и совершается крестный ход вокруг Собора. Когда после литии входят в Собор, он полон светом паникадил, и начинается совершение чудной Пасхальной заутрени. На небе, конечно, в это время еще радостней празднуют Воскресенье Христово, но и на земле хорошо бы было, если бы почаще давалась людям вот такая радость, которую вот сегодня испытывали они, как и всегда испытывают в этот день и в эту заутреню и следующую за ней Литургию…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Триодь Постная и Триодь Цветная представляют собой крепкое и неразрывное единство, они подчинены одному принципу, и очень долго, до X-XI вв., они существовали вместе, как одна книга – «Триодион». Вопрос о делении ее на две части не может быть решен однозначно. Раньше на Руси Постная Триодь заканчивалась вместе со св. Четыредесятницей, в канун Лазаревой субботы, которая предшествует Неделе цветоносной (Неделе ваий). От этих цветов, которые «носят» в праздник Входа Господня в Иерусалим, все дальнейшие богослужения, начиная от Лазаревой Субботы, и получили название Триоди Цветной, в которую тем самым включались богослужения Недели ваий, Страстной седмицы и всего последующего пасхального цикла. И если сейчас грань между двумя периодами, отраженная в разделении Триоди, представляется нам вполне логичной, то само богослужение говорит о том, что все не так просто: переломным днем является и Лазарева Суббота, и Великая Среда, и Суббота Преблагословенная. Поэтому следует знать, что до нынешнего деления существовали другие, и это должно ставить некоторые акценты, проясняющие для нас устроение богослужения. Поговорим о последовательности богослужения по Триоди Цветной. Вернемся немного назад и начнем с того богослужения, которое мы застаем в храме, приходя на пасхальную службу. Мы приходим на пасхальную заутреню, но Перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3–4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться. В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010