Х ристос Воскресе из мертвых! Три дня Страстной седмицы – Пятница, Суббота и Воскресение – это дни, объемлемые словами “От смерти бо к жизни и от земли к небеси”, они включают в себя Христову смерть, сошествие во ад, и воскресение из мертвых. Но они также предвещают нам наше собственное Воскресение из мертвых и наше восхождение на небеса, где мы навеки будем со Христом. Великая и Святая Суббота – Утреня Дарование Христом новой жизни заключенным во аде перед самим Его Воскресением происходит в Великую и Святую Субботу, в средний день Тридневной Пасхи – в промежутке между двумя событиями: смертью Спасителя и сообщением ангела у пустого гроба женам- мироносицам о Его Воскресении. Воскрешение мертвых начинается в глубинах ада, куда нисходит Господь, чтобы победить всю силу смерти. На богослужении Утрени Великой Субботы (происходящем в Пятницу вечером) мы слышим нижеследующие песнопения среди длинной череды стихов 118-го Псалма. Они повествуют нам о том, что Господь пришел на землю, чтобы спасти праотца Адама. Адам и его потомки умерли. После своего изгнания из Рая, они уже не могли пребывать с Богом. Но Господь приходит спасти нас, умерев за нас. Он нисходит в обитель самой смерти, чтобы найти Адама и воскресить его от смерти, разрушив самое жало смерти. Вот что слышим мы в Великую Пятницу вечером: Н а землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрете сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай. (Статия I, стих 25) У бояся Адам, Богу ходящу в раи, радуется же ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь. (Статия II, стих 17) Великая и Святая Суббота Продолжительная Литургия святителя Василия Великого совершаемая вместе с Вечерней в Святую Субботу заключает в себе несколько частей: 1 . Стихи “Господи, воззвах...”, поющиеся на Вечерне провозглашают начало битвы во аде между Спасителем и адскими силами смерти и победу Христа над смертью (смотри икону Воскресения Господня – с Христом, выводящим Адама и Еву из ада). 2 . После “Свете тихий” следуют 15 чтений из Ветхого Завета. В них говорится о Боге, сотворившем жизнь “В начале”. Они содержат повествования о сотворении воды, света, а также пророчества, возвестившие Господню силу и Его желание спасти людей и привести их к свету. Среди этих чтений: повествования о переходе евреев через Красное море, о пророке Ионе и народе Ниневии, пророчества Исаии, повествование об Елисее, воскресившем отрока от смерти, о спасении Богом сына Авраамова, пророчество Иеремии о Новом Завете, который Господь заключит со Своим народом и о трех благочестивых отроках в пещи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смысловой вершиной церковно-богослужебного года являются дни Страстной седмицы и Пасхи. Великий пост, Страстная седмица и Пасха образуют неразрывное единство. Службы Страстной седмицы и Пасхи посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страданий, крестной смерти и Воскресения. Каждый из дней Страстной седмицы именуется «великим»: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг (на церковнославянском — четверток), Великая Пятница (на церковнославянском — пяток), Великая Суббота. Как говорится в синаксаре Великой Субботы, «Великая Четыредесятница превосходит все прочие дни [года], но выше ее — святая и Великая [Страстная] седмица». Богослужения Страстной седмицы и Пасхи уникальны и не похожи на богослужения ни одного из прочих дней года. Первые три дня Страстной седмицы посвящены евангельским событиям и наставлениям Христа Спасителя в дни между Входом Господним в Иерусалим и Страстями. В эти дни ежедневно совершается литургия Преждеосвященных Даров, на которой — как и на утрене — читаются отрывки из Евангелия. Кроме того, церковный устав предписывает в эти три дня прочитать во время служб часов (то есть между утреней и вечерней) все четыре Евангелия подряд, исключая последние главы Евангелия от Иоанна. В Великую Среду также вспоминается предзнаменование крестной смерти Спасителя — помазание Его миром, когда «в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову». Господь тогда сказал ученикам: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф 26:6–7, 12 ; Мк 14:3–9 ; Ин 12:1–8 ). В этот же день вспоминается предательство Иуды ( Мф 26:14–16 ; Мк 14:10–11 ; Лк 22:3–6 ). Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери. В песнопениях этого дня говорится о последних днях Спасителя перед Его страданиями и о предательстве Иуды; раскрывается содержание Тайной Вечери, во время которой Господь Иисус Христос преподал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина ( Мф 26:26–28 ; Мк 14:22–24 ; Лк 22:19–20 ). В этот день совершается литургия по чину святителя Василия Великого, которой предшествует вечерня. В кафедральных соборах к литургии присоединяется чин умовения ног: епископ омывает водой ноги двенадцати священникам в воспоминание о том, как Сам Господь омыл ноги апостолам ( Ин 13:3–17 ). Евангельское чтение литургии Великого Четверга — составное: в нем объединены отрывки из всех четырех Евангелий, составляющие рассказ о предыстории и начале Страстей Христовых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Священнослужители износят из алтаря св. плащаницу – образ пречистого тела Спасителя, в том виде, как оно было по снятии Его со креста. Все и каждый повергается ниц пред сим священным изображением и с претрепетным благоговением, с умилительною душою лобызают язвы своего Господа и Новый Завет , лежащий на персях Его и запечатленный святейшею кровию Его! 16 Между тем начинается повечерие, которым и оканчивается эта единственная в году вечерня. Великая суббота. В святую и Великую субботу церковь воспоминает погребение Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Его во ад, коими род человеческий, воззванный от тли, перешел к вечной жизни. Все дни превосходит святая четыредесятница, но больше святой четыредесятницы святая и великая седмица страстей Господних, а больше самой седмицы страстной есть Великая и святая суббота, ибо, как в первом миротворении, Бог , создавши все твари и в шестой день окончательно сотворивши человека, в седьмой почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, т. е. покоем; – так и в делании умного творения, совершив все дело искупления и в шестый день (пяток) вторично воссоздавши истлевшего человека, обновив его живоносным крестом и смертию, Господь в настоящий седьмой день успокоился, уснув живоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб; снисходит же и во ад с естественной и Божественною душой, отделившейся смертию от тела и преданной Им в руки Отца, Которому Он принес и кровь Свою, соделавшуюся нашим избавлением; но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гроб телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обоженной Своей душею, преестественно же был со Отцем и Духом; везде Он был, как Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело разлучение души от тела, но отнюдь не разрушение плоти и членов, или совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает великий камень, а иудеи выпросили стражу для гроба и приложили ко гробу свою подлинную печать. И все это оказалось против них. Отселе ад содрагается и изумевается, ощутив могущественную силу, и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгнет и Христа – твердейший и краеугольный камень и тех, коих заключал во чреве своем. 17 Богослужение Великой субботы есть благоговейное бдение пред гробом Господним. Воспоминая в Великую субботу все события, относящиеся к погребению Иисуса Христа, церковь на утреннем богослужении этого дня совершает образ погребения Христова. Для этого со сладкопением произносит пред гробом Господа, среди храма, при каждении и держании всеми находящимися в храме горящих светильников, непорочны 18 – стихиры, предваряемые стихами из 118-то псалма, разделенные на три статьи. Сделаем выдержки из этих статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Студийские и Иерусалимские уставы (по изданиям: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей... К., 1895. Т. 1. Пг., 1917. Т. 3; Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001; и др.) Основная литература Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1884; Он же. Чтение Евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц//Руководство для сельских пастырей. К., 1885. 8. С. 219–229; Он же. Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток//Там же. 9. С. 252–259; Он же. Великая суббота в святогробском храме//Там же. 1902. 14. С. 377–384; Он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. К., 1907. Желтов М. С., Лукашевич А. А. Великие понедельник, вторник, среда//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 444–451; Они же, Ткаченко А. А. Великий четверг//Там же. С. 464–471. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая пятница//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 416–430; Они же. Великая суббота//Там же. С. 431–443. КарабиновИ. А. Постная Триодь. СПб., 1910. Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA. 193). Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine: structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99=Analecta Liturgica. 12). Morozowich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebration from the Fourth to the Fourteenth Centuries: Diss. R., 2002 [ркп.] Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93). 2 Например, кондак Рождеству Христову (проимий: Дева днесь..., начало первого икоса: Эдем Вифлеем отверзе...). 3 С утратой традиции исполнения многострофных кондаков икосы, кроме первого, просто перестали копироваться писцами литургических рукописей и впоследствии не вошли в печатные издания литургических книг; новые кондаки стали с какого-то времени сразу создаваться с одним-единственным икосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

15/I Серафимовский праздник. Литургия одна в 9 ч. утра. Служил о. Ал-др Державин. Причастников 25. Заболел Михаил Сергеевич . Михаил Сергеевич Ермаков (1909–1973) — завхоз в Знаменском храме. Погребён на Пятницком кладбище в одной ограде с отцом Клеоником и его матушкой. 16/I Святого пророка Малахии среда. Свободный день. Мария Владимировна больна с пятницы 11/I (грипп и ангина). 17/I Четверг. Собор 70 апостолов. Вечером богослужение. Вечерня и утреня. 18/I Крещенский сочельник. Пятница. Часы в 8 ч. утра. Литургия и освящение воды великое. Нужно оставаться одному свя­щен­нику для дополнительного освящения воды. Вечером всенощное бдение. 19/I Святое Крещение Суббота. 2 литургии. 2 освящения воды. После ранней шум был. 20/I Иоанна Крестителя. 2 литургии. Воскресенье. Вечером моя беседа. 21/I Будничная служба. Я заболел гриппом. Запрещено врачом выходить до следующего понедельника. 22/I и 23/I Будничные службы. 24/I тоже вечером служба. 25/I Пятница святой мученицы Татьяны. 2 литургии. 210 причастниц. В прошлом году было 160 причастниц. 26/I Суббота по Просвещении в этом году после недели по Просвещении 2 , которая была 20/I в день Иоанна Крестителя. 27/I Воскресенье 2 литургии. 160 причастников. Позднюю служил о. Ал-др Ветелев. Я не служил, болен. Не служил и о. Ал-др Державин (нарыв на пальце). Мария Владимировна больна уже почти месяц с 8/I. Вечером в воскресенье проповедовал о. Алексий. 28/I, 29/I Понедельник и вторник службы будничные. Во вторник служил о. Ал-др Державин. 30/I Антония Великого. Среда. Служба полиелейная. 29/I было совещание в Новодевичьем о приезжающих на фестиваль. 31/I Святых Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Причастников 15, служил о. Алексий. На пожертво­ванные талоны приобрели 2 машины угля и 6 кубометров дров. Февраль 1/II Пятница. Служил о. Ал-др преподобного Макария Вели­ко­го Египетского. 2/II Преподобного Евфимия великая суббота. Служит о. Ал-др Ветелев. Служба полиелейная. Служит о. Алексий. 3/II Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа моя. На беседе был Иван Михайлович.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

По 9-й песни возглашается Свят Господь Бог наш, а мы знаем, что это чисто воскресная особенность, о которой мы уже говорили в Субботу Лазареву: в Великую Субботу входят самые яркие черты воскресного богослужения. Но этому воскресному тексту предшествует сама 9-я песнь и ее знаменитейший ирмос: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без Семене зачала еси сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Эти опять слова Христа, которые, по мысли гимнографа, Господь сказал тайно Пресвятой Богородице, еще будучи во гробе. В ответ на Ее стенания и слезы Он Ей говорит: «Не рыдай Мене, Мати». (есть даже иконография: Христос изображается во гробе, на фоне Креста, не лежащим, а как бы по пояс, и рядом с Ним Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов; эта икона так и называется: «Не рыдай Мене, Мати»). Говорится о том, что Господь еще не воскрес, но тайно Свою Пречистую Мать утешил. Закончен канон, поется Всякое дыхание и хвалитные стихиры, которые заканчиваются чрезвычайно интересным славником. Вот он: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав; и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец». Здесь говорится, что это особенная суббота, прообразованная в Ветхом Завете, когда, по закону Моисееву, это был день покоя. Подобно тому, как Господь сотворил мир и в седьмой день почил от дел Своих, так и Сын Божий в субботу почил от дел Своих, это день Его покоя. На И ныне поется чисто воскресный текст: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Все больше и больше воскресных текстов; они накапливаются и изменяют характер службы. И затем, как всегда это и положено при таком порядке утрени, великое славословие. Есть указание: «Славословие великое. Также входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы. И облачится во вся священныя одежды (иереи же токмо в ризы); исходит со Евангелием под плащеницею, над держащим священником, диаконом же кадящим». Некоторые уставщики считают, что не на вечерне Великого Пятка должна выносится Плащаница, а в конце великого славословия в Субботу. Это не лишено оснований; вспомним, как выносится для поклонения Крест на Крестопоклонной и на Крестовоздвижение — именно во время Трисвятого по великом славословии. Но в нашей практике Плащаница уже на середине храма, и священники на Трисвятом только выходят, совершают поклонение перед Плащаницей, поднимают ее и начинают крестный ход.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Я уже сказал, что чтение этого послания апостола Павла совершается во время таинства Крещения, и оно же, что очень важно, читается на вечерне Великой Субботы, что еще раз выказывает тождество между событием, которое мы сейчас ошибочно воспринимаем как частное, и таким вселенским событием, как воспоминание крестной смерти Христовой и схождения во ад. После окончания чтения Апостола поется слово прокимна «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех», где Суд и Воскресение не разносятся исторически от точки Воскресения Господня до грядущей точки Его Второго пришествия, а выявляется их единосущность. В это время священники переоблачаются из великопостных одежд в светлые ризы. В деревенском приходе, где я когда-то служил, был такой умилительный обычай: верующие женщины приходили на службу Великой Субботы в черных платочках, а брали с собой белые, и в то самое время, когда священник переоблачался в светлые ризы, они переоблачались в белые платочки. И когда я оборачивался, вся церковь из черной делалась белой. Это было замечательно. Каждый раз перед началом Божественной литургии священник или диакон, совершая каждение церкви, читает тропарь канона четвертого гласа Октоиха: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в Раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Таким образом, в богослужении Страстной недели выражена вся полнота Божественной истины, и в той степени, в какой мы можем приникать к богослужениям этих дней, мы тоже будем приобщены тайне любви Бога к человеку. Мария Красовицкая. Литургика. Богослужение в Великую Субботу. У трени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — это день смерти и Воскресения. Это бывший седьмой день; в Ветхом Завете это был день, посвященный Богу, и в этот день нельзя было делать мирских дел. В христианском богослужении главным днем и началом седмицы стало воскресенье, но суббота остается особым днем и никогда не бывает днем постным. Суббота — самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших. Радоница, вторник второй седмицы по Пасхе — это праздник не уставной, это просто русская традиция, идущая вразрез с устроением нашего богослужения.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

В асилевс (греч. βασιλες – царь) – император. Великая неделя – именование в чинопоследовании церковного богослужения Страстной седмицы, недели перед Пасхой, когда произошли события Страстей и Распятия Спасителя. Каждый из дней этой недели называется великим. Великая среда – среда Страстной седмицы, в которую вспоминается пребывание Спасителя в доме Симона, предательство Его Иудой. Вечером этого дня обязателен чин вечерней исповеди накануне четверга, поэтому именуемого ещё чистым. Великая суббота – церковное наименование дня и богослужения, происходящего в субботу Страстной недели перед Пасхой. Темы песнопений Великой субботы связаны с погребением умершего Спасителя. Великая Четыредесятница (или Великий пост ) – предваряет в годовом христианском календаре событии Страстной недели и Пасхи. Пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, времени подготовки Спасителя к Его жертвенному служению. Каждое воскресенье Великого поста (исключая Вход в Иерусалим или Вербное воскресенье) посвящено особому воспоминанию, как правило, связанному общей темой возвращения человечества к своему Отцу и Создателю. Особенностью богослужении Великого поста является отсутствие литургии по понедельникам, вторникам и четвергам, совершение в среду и пятницу каждой недели особой литургии – литургии преждеосвященных Св. Даров. Великий вход на этих богослужениях приобретает мистическую торжественность, ибо это шествие с уже пресуществившимся телом Господа. Начинает богослужение Великой Четыредесятницы чтение Великого (Покаянного) канона Андрея Критского , содержащего воспоминание всей истории человечества. В состав молитвословий каждого дня входит знаменитая молитва Ефрема Сириянина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...», сопровождаемая сорока земными поклонами. Середина Великого Поста – Крестопоклонная неделя, богослужение которой завершается воздвижением в центре храмового пространства Распятия Господа и чина поклонения Кресту Господню. Четыредесятницами именуют также православные иконы, в сюжет которых включены события, связанные с Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник Благовещения, принадлежа к постоянным, неподвижным праздникам Православной Церкви, совершается в промежуток времени – с четверга третьей недели Великого поста до среды Пасхальной недели включительно. Благовещение принадлежит к числу великих, двунадесятых праздников. Но так как случается в дни поста, то имеет только день предпразднества, и день попразднества или – отдания праздника. Если же Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет дня отдания праздника. А если Благовещение случится в праздник входа Господня в Иерусалим (неделя ваий) или в страстную и Светлую недели, то не имеет ни предпразднества, ни попразднества, а празднуется только один день. В Благовещение, случившееся до страстной недели, позволяется вкушать рыбу, елей и вино; в страстную недолго до пятницы – только елей (т. е. варение) и вино; в пятницу же и субботу – сухоядение и вино 53 . По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Всенощное бдение начинается или великим повечерием (вторник, среда, четверг, пятница и суббота Великого поста; вторник, среда, четверг страстной недели), так как накануне этих дней совершается особо или с литургией великая вечерня. Во все прочие дни Великого поста и дни Светлой недели бдение Благовещения начинается великой вечерней. Иногда Богослужение Благовещения начинается утреней (пятница и суббота страстной недели), так как накануне этих дней уже совершалась великая вечерня. На утрени в день Благовещения всегда полагается читать праздничное Евангелие с полиелеем, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этому празднику 54 . В Великую пятницу читается при двенадцати Евангелиях и праздничное. После полиелея поется величание: Архангельский глас вопием Ти, чистая: «радуйся Благодатная, Господь с Тобою». По 8–й песни канона поется: «честнейшую херувим» в день Благовещения только в недели (воскресения) 3–й, 4–й и 5–й седмиц великого поста, в прочие дни как великого поста, так и пасхальной седмицы, поются припев и ирмос или одного праздника Благовещения (до недели ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (с недели ваий и в пасхальную седмицу) 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С чтениями постоянно чередуются молитвы, которые приспособлены к дню, И при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь. После этого, при начале девятого часа, читается то место из Евангелия от Иоанна, где Он испустил дух; по прочтении этого, бывает молитва и отпуст. И после отпуста перед Крестом, тот час все собираются в большой церкви, в Мартириуме; правится все, что в течение всей недели правилось от девятого часа, когда собираются в Мартириуме, до вечера (вечерня). По отпуске же в Мартириуме, идут (лития) в Воскресение, и когда придут туда, читается то место из Евангелия, где Иосиф просит у Пилата тело Господа и полагает его во гробе нове. По прочтении этого произносится молитва, благословляются оглашенные, и затем бывает отпуст. В этот день не возглашается о бдении в Воскресении, потому что известно, что народ утомился; но есть обычай бодрствовать там; итак, кто желает из народа, и кто может, бодрствует, а кто не может, тот не бодрствует там до утра; клирики же там бодрствуют те, кто покрепче и моложе, и всю ночь поются там песни и антифоны вплоть до утра. Бодрствует большая часть народа, одни с вечера, другие с полуночи» [ 742 ]. Великая суббота Великая суббота в Апостольских Постановлениях считается еще более строгим постом, чем пятница: не могущим оставаться без пищи два эти дня предписывается поститься так по крайней мере субботу [ 743 ]. Тогда как обычно пост оканчивался вечером или в 9 ч. Пост Великой субботы оканчивался в полночь или даже на другое утро (в воскресенье) [ 744 ]. В Великую субботу совершалось крещение оглашенных, но оно происходило уже на ночном бдении с субботы на Пасху, посему относилось к богослужению Пасхи. Следовательно, ничто и в богослужении не нарушало строгого и сурового поста этого дня, не смягчаемого близостью великого праздника.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010