Великий покой В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером и содержит в своем составе чтение так называемых Непорочных — стихов из 17 кафизмы (названных так по первым словам 118 псалма: Блаженни непорочнии… ), перемежающихся с особыми похвалами Спасителю. Это служба погребения Господа, которая завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма при пении погребального Трисвятого. В Великую субботу, как и в четверг, служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. Но это совершенно особое богослужение в непохожий ни на один другой день церковного года. Христос уже покинул Свой гроб и сошел в ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость и со страхом взирает на долгожданное разрушение ада. Великая суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы отображено в исполняемой на литургии вместо «Херувимской» благоговейной песни: Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет… На вечерне, перед началом этой литургии, читаются 15 паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. После Апостола, вместо обычного «Аллилуиа» поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. В белом одеянии, стоя перед плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея, повествующую о событии Воскресения Спасителя, и это уже прямое указание на грядущую в предлежащую спасительную ночь радость Пасхи.

http://pravoslavie.ru/37399.html

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Мастер С.Ф. Вердников. 1840 г. (СОКМ) Богослужение в дни перед Рождеством Христовым и Богоявлением частично уподобляется богослужению перед Пасхой: за неск. дней до праздника начинают петь трипеснцы на повечериях (по аналогии с трипеснцами на утренях и повечериях Страстной седмицы), накануне утром совершается последование Царских часов, составленное по образцу часов Великой пятницы. Вечерня в этот день совершается в соединении с литургией свт. Василия Великого: после входа с Евангелием читают 8 (на Рождество) или 13 (на Богоявление) паремий, затем - малая ектения, Трисвятое, Апостол и Евангелие и проч. последование литургии. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, окончания вечерни и утрени с 1-м часом: после славословия на повечерии совершается выход в притвор на литию с пением стихир праздника, затем поются стихиры на стиховне и совершается та часть последования вечерни, к-рая не была совершена ранее и к-рая вместе с литургией переходит в утреню, как обычно бывает при совершении всенощного бдения. При совпадении навечерия этих праздников с субботой или воскресеньем Царские часы совершаются в пятницу, литургии в пятницу не бывает, в день навечерия службы проходят в обычном порядке: литургия свт. Иоанна Златоуста, вечерня - уже после литургии; всенощное бдение совершается так же, как и в др. дни, но литургия в день праздника - свт. Василия Великого. Г. п. имеют предпразднства (обычно 1 день, Рождество и Богоявление - 5 дней и 4 дня соответственно). Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства, тем не менее песнопения Лазаревой субботы, предваряющей праздник, готовят к нему, поэтому можно сказать, что Лазарева суббота является как бы предпразднством, хотя формальных особенностей предпразднства эта суббота не имеет. Г. п. могут иметь попразднства в течение 1-8 дней, не считая дня самого праздника, это зависит от значения праздника и от близости др. праздников. Количество дней в попразднстве Сретения Господня зависит от близости Великого поста (см. Типикон. [Т. 1.] С. 483-484); при совпадении Сретения с сыропустной неделей попразднства не бывает. Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет лишь нек-рые черты попразднства в богослужении вечерни накануне понедельника (это можно сравнить с отданием праздника Обновления храма - см.: Типикон. [Т. 2.] С. 1098). В течение неск. дней попразднства на литургии поочередно выпеваются песни утреннего канона (или канонов) праздника на блаженнах. Вечером в день праздника (т. е. накануне 1-го дня попразднства) совершается великая вечерня с входом и пением великого прокимна; если праздник приходится на субботу, на вечерне поется обычный прокимен    , а великий прокимен произносится на вечерне накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, у к-рого нет прокимна на вечерне.

http://pravenc.ru/text/166339.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота. Страстная седмица день за днем 5 мин., 14.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая суббота Богослужение Великой субботы Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая Суббота Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол , научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие , повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» ... Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею . После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий , в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великую субботу после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 14 апреля 2012 г. 14:47 14 апреля 2012 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великой субботой. Сия суббота есть преблагословенная. Именно в эту субботу Господь осуществил цель Своего земного бытия. Он извел из ада души, и души не только тех, кто томился в аду — Он открыл каждому из нас выход из ада. Как рай, так и ад начинаются здесь, на земле. Не может человек быть в раю здесь, испытывая в сердце радость о Святом Духе, и оказаться в аду там. Не может человек, в чьих глазах — адский пламень, тот, кто пребывает в аду умом своим, страстями своими, образом жизни своей, там оказаться в раю. Господь Крестной жертвой всех выводит из ада — и умерших, и живых. Он всем нам открывает путь, истину и жизнь. И как важно знать это нам, людям, еще зде на земле пребывающим, что врата рая открыты, а врата ада заперты. И нам не нужно особых сил, чтобы войти в эти врата рая, но нам нужно употребить огромные силы, чтобы, нарушив закон бытия, определенный Богом, пойти против нравственной природы человека, против замысла Божия, и, силой открыв врата ада, упасть в бездну.  Великая и святая суббота открывает нам эту перспективу жизни, наполненную огромным духовным оптимизмом. Все позади — и страдания, и Голгофа, и крестная смерть, и даже Воскресение. Христос пребывает вовек, и из этой вечности Он всем нам, открывая врата рая, предлагает войти в жизнь с Ним, в жизнь, исполненную блага, того самого блага, которое превышает разумение человеческое.  Великая суббота есть уже предчувствие, предвосхищение Пасхальной радости. Именно поэтому священнослужители облачены в белые одежды, именно поэтому уже читается Евангелие о Воскресении Спасителя, именно поэтому песнопения, включенные в богослужение, несут в себе весть о Христе Воскресшем. И одновременно еще не пробил час, и, как бы предвосхищая в молитве радость Воскресения, мы тем самым готовимся вступить в радость Пасхальной ночи. 

http://patriarchia.ru/db/text/2160631.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что нельзя пропустить на Пасху: 8 важных событий 3 мин., 26.04.2019 Самый главный праздник христиан длится не пару часов, а несколько недель. За это время происходит много важного и интересного. Мы выбрали 8 главных событий, которые нельзя пропустить.   Великая Суббота Суббота перед Пасхой : самое страшное уже случилось, самое радостное вот-вот наступит. Это день, когда Церковь вспоминает Сошествие Христа в ад . Служится вечерня, переходящая в литургию Василия Великого. После службы освящают куличи, крашеные яйца и остальную праздничную еду.   Светлое Христово Воскресение Фото spbda/www.flickr.com Или Пасха. В полном названии праздника излагается вся его суть — Христос, который в пятницу умер на Кресте за все человечество, воскрес. Богослужение по традиции совершается ночью. Перед плащаницей Христа, которая символизирует Его снятое с креста тело, читается канон, после которого начинается крестный ход. Затем духовенство с прихожанами заходят в храм и начинается само пасхальное богослужение с многократным повторением радостного приветствия «Христос Воскресе!». В этот же день вечером служится пасхальная вечерня. Она намного короче большинства служб. В этот день в храмах существует прекрасная традиция — в конце богослужения духовенство и прихожане обмениваются пасхальными яйцами.   Причастие на Светлой седмице Фото Юлии Маковейчук Неделя, которая идет после Пасхи называется Светлой. Одна из ее особенностей — отсутствие постных дней в среду и пятницу. Другая особенность — причащаться на этой неделе можно без говения, если соблюдался Великий пост. Достаточно не есть с 12 часов ночи. Перед Причастием в эти дни читается только Последование ко Святому Причащению (без псалмов). Вместо остальных канонов — канон Пасхи , который и так читается на утрене перед литургией. Смотрите также: документ " Об участии верных в Евхаристии "     Колокольный звон На Светлой седмице в большинстве храмов есть традиция пускать всех желающих на колокольню, чтобы позвонить. Под присмотром штатного звонаря можно исполнить несложную мелодию. Если давно мечтали научиться звонить — отличный повод начать. Колокольный праздничный звон — один из традиционных символов Пасхи.

http://foma.ru/chto-nelzya-propustit-na-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Митрополит Владимир совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе. 22 АПРЕЛЯ Великий вторник Митрополит Владимир совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе и вручил Патриаршие и Архиерейские награды клирикам Санкт-Петербургской епархии. 24 АПРЕЛЯ Великий четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, а вечером того же дня - там же службу Страстей Христовых с чтением Двенадцати Евангелий. 25 АПРЕЛЯ Великая пятница Митрополит Владимир совершил вечерню с выносом Святой Плащаницы и службу Погребения Спасителя в Казанском кафедральном соборе . 26 АПРЕЛЯ Великая суббота Митрополит Владимир молился за богослужением в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Настоятель храма протоиерей Николай Коньков был награжден митрой. 26/27 АПРЕЛЯ Пасха. Светлое Христово Воскресение Митрополит Владимир совершил ночное Пасхальное богослужение в Казанском кафедральном соборе. В день Пасхи вечером Владыка совершил Пасхальную вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 28 АПРЕЛЯ Светлый понедельник В Исаакиевском соборе состоялось поздравление Митрополита Владимира с праздником Пасхи Христовой. Владыка совершил Пасхальную вечерню в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства епархии. На богослужении присутствовали Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. 30 АПРЕЛЯ Светлая среда Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади. 1 МАЯ Светлый четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Великую субботу 3 апреля 2010 г. 12:38 3 апреля 2010 года, в  Великую субботу , в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с Великой субботой. В Великую субботу мы уже прикасаемся к тайне Пасхальной ночи, к торжеству Воскресения. Но Святая суббота посвящена сошествию Христа во ад. Своей смертью, Своей жертвой Он искупил грехи всех праведников, которые жили до Него и которые пребывали в шеоле, в аду, потому что над ними тяготел неискупленный грех. И, совершив жертву искупления, Господь выводит этих несчастных из места печали и скорби и принимает их в Свое Царство. Искупление Спасителем грехов человеческих имело силу не только по отношению к тем, кто жил до Него и кто совершил грехи до Его воплощения, но и по отношению к Его современникам и всем, кто жил и будет жить после пришествия в мир Спасителя. Искупление распространяется на весь человеческий род, на каждого человека, который через крещение и веру обретает возможность войти в Царствие Божие и получить прощение грехов — потому что они уже искуплены драгоценной Кровью Спасителя. Вот почему в этот преблагословенный день мы и говорим, что в течение всего дня «да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Великая суббота вводит нас в соприкосновение с Пасхальным торжеством, и потому мы все уже сейчас в белых одеждах, и звучат радостные песнопения. И тем не менее это еще не день Пасхальной радости. В нашем быту этот день связан со многими трудами. Люди стараются прибрать свои дома, приготовить пасхальную пищу, сходить в храмы освятить пасхи, куличи, яйца и другую снедь. Все это сопряжено с физической усталостью. Иногда в ответ на эту усталость, движимые слабостью человеческой, мы разрушаем этот день раздражительностью, гневом и даже конфликтами с другими людьми. Всего этого ни в коем случае не должно быть сегодня. Этого не должно быть никогда, но по слабости мы не можем не совершать ошибок. Но сегодня мы должны воздержаться от осуждения, раздражительности, набраться сил для того, чтобы понять и простить другого человека, если он совершает что-то неправильное.

http://patriarchia.ru/db/text/1129497.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010