В виду этого данная суббота была названа Дмитриевской! И в 1903 году даже светской властью сделано было распоряжение о совершении в войсках поминовения усопших воинов именно в эту субботу. По какому чину это делать? По тому самому чину «поминовения о православных воинов». Более того, этот чин соответствует не только тому, чтобы использовать его в Димитриевскую субботу, но и для поминания воинов ВОВ. Тем более, что в этом году поминание совпадает с субботой, что вполне согласуется с Уставом. А если данное поминание выпадет в будний или праздничный день? Как быть? По тому же принципу как и с Дмитриевской субботой. Надо переносить поминание на ближайшую субботу, если она будет обычной. Мы уже говорили, что каждая вообще суббота, в особенности когда поется октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Впрочем, поминальной служба на этот день может быть только в том случае, если с ним не совпадет память какого-либо праздника, начиная от праздников со славословием. Да и на основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает лишь сравнительно немного из заупокойного. Зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой поется заупокойный канон октоиха рядового гласа. Субботний заупокойный канон опускается лишь в самых редких случаях, и на крайний случай переносится на повечерие. Так что вы всегда можете вечером (накануне субботы), совершить панихиду или литию. Как это делать по мирскому чину, мы обсуждали на Радонице. И уже сегодня вечером в чине полунощницы или же отдельно (после вечернего правила) призываю вас совершить поминовение о всех за веру и отечество на брани жизнь свою положивших с мольбой о прощении им всякого прегрешения, вольного же и невольного. Всех с наступающим днем победы! Не прощаюсь. До скорой встречи. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 283  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться:

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Анна 1 мая 2021, 08:50 Спасибо за душеспасительную статью! Прекрасные душепросвещающие слова!Сегодня Великая Суббота 01.05.2021года. 08 " 36.по московскому времени г. Краснодар. Проснулась в 5 утра думала начну трудится печь пасхи, но не стала, как будто руки связаны. На душе покой, хочется только молчать, даже громко разговаривать не получается. Заметила что сегодня даже птицы не так поют, как обычно, утром они трещат на все лады, а сегодня тишина, кое где горлица прокричит и воробей чирикнет, на этом все. Решила ничего сегодня не буду делать. Очень жаль что на всенощную службу не будут снова пускать в храмы, а я так надеялась, можно будет стоять только на улице. Всех с наступающей Светлой Пасхой Христовой! Людмила 30 апреля 2021, 23:50 Да,Вы правы ... Суета суетой,но конечно надо всю страстную седмицу как то распределить время,а то и раньше генеральные уборки сделать,когда на утреннюю,когда на вечернюю службу,в Великий четверг обычно все причашаются,а в пятницу красят яйца.И 12 Евангелий надо послушать ,и к плащанице поклониться ,все надо ...а пятница ,самый скорбный день,какая уж тут суета.Можно и печь куличи и слушать проповедь или что духовно полезное. Но тем ,кто работает ,трудновато приходится вырваться на службу .Но ,как говорят было бы желание.А ,Бог и намерения целует. Спаси Господи! Анна G 18 апреля 2020, 07:20 А меня нынче в Великую Субботу болезнь ввергла в покой - после Страстной седмицы, подготовки к Причастию в Великий четверг. Хотя все равно придётся шевелиться, но по минимуму. А ведь у меня каждую субботу душа просто требует покоя - никуда не хочу идти, ни с кем разговаривать. И душе и телу отдых нужен. И если я субботу провожу в покое, то следующую рабочую неделю работается легче. Если нет - работается с трудом, болезнь мешает. Как жаль, что нет у нас этого обычая - субботнего покоя. Масса других обычаев есть, а субботы нет. Елена 6 апреля 2018, 08:56 Спаси Бог, батюшка! И утешительно, и поучительно. Меня все время волновало, что приходится убираться и готовить в субботу, ведь от Великой Среды начиная, дни наполнены Богослужениями и практически невозможно успеть что-то сделать по дому в эти дни. И задуматься дается возможность, какой глубочайший смысл заложен в Страстной. И как суета съедает все это.

http://pravoslavie.ru/61322.html

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посетил ны есть свыше...». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Днесь невидимое Естество…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (единожды). Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся…». На часах – тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Кондак только Богородицы: «Иже прежде денницы...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канонов праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе: «…Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника, кроме воскресенья). По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». «Слава, и ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «Иже прежде денницы...». Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – субботы по Рождестве Христовом. Примечание. Прокимен субботы по Рождестве Христовом по своему содержанию Богородичный, поэтому прокимен Собора Богородицы не поется; аллилуиарии субботы по Рождестве Христовом и Собора Богородицы совпадают. См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 376. Апостол и Евангелие – субботы по Рождестве Христовом и Собора Богородицы (Евр., 306 зач.; Мф., 4 зач.). Задостойник праздника. Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся...». 95 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 96 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-08/

Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу (еще одно название Великого поста) со скрытыми обидами и недоговоренностями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы и пожать плоды от своего покаяния : простите ближним согрешения их перед вами». Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день (отсюда и название — Четыредесятница). Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно (даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца), сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе!», которые прозвучат в 2024 году в ночь с 4 на 5 мая. Первые дни Великого поста

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

В церкви новомучеников прихожане ожидали нас, чтобы провести нас по полигону и рассказать, что здесь происходило. Более тысячи священников и религиозных людей были расстреляны здесь. Архивы НКВД точно показывают, кто и когда был убит. На полигоне несколько общих могил, отмеченных холмиками. Оригинальная деревянная церковь, построенная в 1995 году, стоит буквально на крови этих мучеников. Что за место для того, чтобы провести Страстную Пятницу! Это вызов тому, как мы сегодня живем со своей верой. А они были невинны, эти люди никоим образом не заслуживали и не искали мученической кончины. Мы участвовали в богослужениях Выноса и Погребения Плащаницы. Когда мы шли вокруг храма новомучеников в Бутово с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», все паломники могли присоединиться к пению – мы часто поем это в Тезе. Разные традиции объединились в песнопении, идя за плащаницей Спасителя, который предал Себя на крест за каждого из нас. Этот символ открывает перед нами путь. Это было так, как будто выходя из темноты храма в вечерний свет, мы уже входим в свет Воскресения. Таково было наше чувство. Это время благословенно. Великая суббота . Люди направляются в церковь, чтобы освятить пасхальную еду – куличи, яйца, пасхи. Горящие красные свечи воткнуты в куличи. Приближающийся праздник ощущается в воздухе. Удивительно видеть такое выражение веры народа. Это было невозможным еще не так давно. В городских приходах люди выпускают брошюры и листовки с объяснением действительного значения Пасхи, но трудно не думать о том, что со временем это возрождение религиозности поведет за собой и обновление веры. В Великую Субботу паломники слушают проповедь в переводе на английский язык Днём мы совершили паломничество по московским храмам, чтобы поклониться Плащанице Христовой. Несколько групп отправились с проводниками по разным маршрутам. А в другом месте в это время проходил мастер-класс по разучиванию песнопений к пасхальной службе. Светлое Христово Воскресение. Короткий отдых – и вот ночная служба. Высшая точка, кульминация нашего паломничества.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Моление о чаше. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 36 об.) Моление о чаше. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 36 об.) Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (см. ст. Жены-мироносицы ). На др. день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал рим. солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло Воскресение Христово , наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому В. п., Великая суббота и Пасха - центральные дни в церковном календаре. Богослужение В. п. полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, В. п. как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании В. п. в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, к-рая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и нередко понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам «праздновать воспоминание Его смерти, т. е. Пасхи». У Тертуллиана Пасхой называется день Распятия и крестной смерти ( Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps. -Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу прор. Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю ( Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово «Пасха» понимается как производное от греч. глагола πσχειν (страдать) (напр., Meliton. Pasch. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40. 1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В конце этой великой вечерни совершается вынос Плащаницы, поется молебный канон «На Плач Богородицы» и впервые мы совершаем поклоны и целование Святой Плащаницы. В современной практике есть благочестивый обычай ничего не вкушать и не пить до выноса Плащаницы (по уставу этот день полагается проводить в полном воздержании, но этот подвиг мало кому по силам, а вот воздержание до выноса Плащаницы, то есть примерно до 16.00, — вполне приемлемая нагрузка). — Что, наконец, происходит в Великую Субботу?Великая Суббота — это главный день богослужебного года. Почему? Потому что в этот день празднуется победа над адом, над смертью: Христос сходит в ад и изводит души праведников: «Днесь ад, стеня, вопиет…» — поется в стихире. Преодолено грехопадение Адама. Кроме того, Великая Суббота — это день покоя. В песнопениях вспоминается покой седьмого дня, когда Творец почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2), и проводится аналогия с пребыванием Спасителя во Гробе — Бог-Слово почил от Своего земного служения. Великая Суббота словно находится между великой скорбью и величайшей радостью. Мы приобщаемся к состоянию Божественного покоя и ожидаем Воскресения. Не только праздник, но и ожидание делает нас счастливыми. Литургия Великой Субботыбогослужение в своем роде уникальное: у нее есть особенности, которые имеют место только один раз в церковном году. Например, после чтения Апостола не поется «Аллилуйя», а поются стихи псалма: Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши во всех языцех (81, 8). Именно в это время происходит переоблачение духовенства и храма из черного в белое. В этом можно увидеть богословский смысл: победа над адом уже одержана, хотя по земле весть о Воскресении еще не разнеслась, жены-мироносицы, в соответствии с ветхозаветной заповедью, пребывают в покое, ко Гробу они пойдут позже. Но есть также мнение, что белое облачение священнослужителей в этот день связано с крещением оглашенных: в древности Крещальная литургия совершалась именно в этот день. Именно поэтому вместо Трисвятого хор в этот день поет Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся .

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго . В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Богослужения Великой Субботы, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота  — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого — последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии — сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам — сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Описывается сокрушение ада и сатаны, причем, видимо, это разные фигуры, т.е. имеет место некая персонификация, олицетворение ада, чего-то отдельного, и отдельно еще говорится о победе над сатаной. Такой прием, как олицетворение, часто фигурирует в церковной культуре. Вспомним, например, некоторые иконы Крещения Господня, где в водах Иордана, как сквозь темное стекло, видно человеческую фигуру – это олицетворение Иордана. И в богослужении мы будем встречать олицетворение, там есть тексты, в которых говорится: «Днесь ад, стеня, вопиет...» – сегодня ад со стоном говорит, и жалуется, и плачет. В уста ада влагаются некоторые слова, и основано все это на Евангелии от Никодима. Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя наБог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее не бывшего, приближение к Воскресению. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний, нам знакомы, это Благообразный Иосиф и на И ныне – Мироносицам женам. Все это было на вечерне. Но между ними на Славувставляется тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» Что это такое? Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Но подумаем о другом: все-таки этот тропарь воскресный! На вечерне его не было, а на утрени он уже добавляется; ведь на утрени всегда полнее и глубже раскрывается празднуемое событие. На вечерне уже появлялись воскресные, победные тексты, а на утрени они являются в еще большей степени, и вот уже звучит воскресный тропарь. Нам открывается, что суббота неотторжима от воскресенья, любая суббота года чрезвычайно тесно связана с воскресеньем. Корень этого – в богослужении Великой и Лазаревой Суббот, которые во многом являются богослужениями воскресными. Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье, и это единство нужно обязательно чувствовать. Ни в коем случае не отменяется исключительное значение воскресенья, и ни в коем случае не исчезает особенный акцент субботы, но они постоянно будут сталкиваться и научать нас чему-то такому, что трудно выразить в конкретных словах, но можно опытно узнать, участвуя в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом Он сказал апостолам бодрствовать вместе с Ним и молиться, чтобы не впасть в искушение. Но несколько раз находит их спящими. Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф 26:48) . И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его. Великая Пятница Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых. Иисус — Спаситель мира был отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам. На богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом — время смерти. И на вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его. Великая Суббота Суббота — последний день перед Пасхой. В Евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб. Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил. Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняное полотно) по иудейскому обычаю. После этого Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень. В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Так и случилось: приставили стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa-2016....

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010