9. Предстоятель  выразил соболезнования президенту Бразилии в связи с гибелью школьников в Рио-де-Жанейро. 10. Неделя 5-я Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю неделю Великого поста). Литургия свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.  Хиротония архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 12. Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с терактом в минском метрополитене. 14. Первое заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, состоявшееся в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 16. Канун праздника Входа Господня в Иерусалим. Всенощное бдение и освящение ваий в Храме Христа Спасителя. 17. Неделя 6-я, ваий (Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. 18. Великий понедельник. Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Сергиевском соборе Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 19. Великий вторник. Литургия Преждеосвященных Даров в Зачатьевском монастыре. 20. Великая среда . Литургия Преждеосвященных даров  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 21. Великий четверг. Литургия и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 22.  Великая пятница. Вечерня с выносом Плащаницы  в Храме Христа Спасителя. 23. Великая суббота. Вечерня с чтением 15 паримий и Литургия свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. 23-24. ПАСХА. Богослужение в Храме Христа Спасителя. 24. Посещение НИИ детской онкологии. 25. Понедельник Светлой седмицы. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 25-26. Лития у мемориала «Героям Чернобыля» в Киеве. 26. Пасхальный молебен в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. 27. Среда Светлой седмицы. Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Возвращение в Москву. 28. Посещение Пасхального приема  в Министерстве иностранных дел России.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

В связи с этим участие в богослужении в ночь на В. с. считалось необязательным. Тем не менее клирики и те, «кто помоложе», проводили и эту ночь в бдении с пением «гимнов и антифонов» ( Eger. Itiner. 37. 9). Литургия в В. с. утром не совершалась по причине строгого поста. 3-й и 6-й часы были по обычному чину, а вместо 9-го часа в главном храме города (Мартириуме, ныне в перестроенном виде храм Гроба Господня) начиналась подготовка к пасхальному бдению (38. 1). Пасхальное бдение, по словам Эгерии, совершалось так же, как и у нее на родине (т. е. в Галлии или Испании), и включало Крещение оглашенных. Единственное, по мнению Эгерии, отличие иерусалимской практики IV в. от лат. заключалось в том, что, совершив Крещение, епископ не возвращался с новокрещеными сразу в храм (Мартириум), но они направлялись в часовню Воскресения Христова (соответствует совр. кувуклии Гроба Господня), где пелся гимн и епископ читал молитву о новокрещеных. После этого все возвращались в храм, и там по окончании бдения совершалась Евхаристия, сразу после к-рой уже все верующие шли с пением гимнов к часовне Воскресения, здесь прочитывалось Евангелие о Воскресении Христовом и опять совершалась Евхаристия (38. 1-2). Совершение 2 литургий (1-я завершала продолжительное пасхальное бдение и одновременно являлась крещальной, 2-я происходила непосредственно на месте Воскресения и предварялась только лишь кратким радостным последованием) подряд и одними и теми же людьми - явление крайне необычное. Вечером, согласно арм. переводу Лекционария, пасхальное бдение (т. е. вечерня и литургия В. с.) начиналось с обряда возжжения вечернего света (Эгерия, хотя и не упоминает в своем описании пасхального бдения этот обряд, отмечает, что оно совершалось так же, как и на Западе, т. е., видимо, содержало обряд благословения вечерней свечи) - древнего церковного обряда, связанного с вечерней службой (источники IX и последующих веков (напр., «Итинерарий» Бернарда Монаха (ок. 870), письмо Арефы , архиеп. Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамаска (X в.), сообщение араб.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться. В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверге все православные причащаются Святых Христовых Таин. Тропарь:Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного канона «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение Плащанице как Самому Господу, снятому со Креста и приготовленному к погребению во гробе. В Великую субботу (19 апреля) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером, и эта служба погребения Господа завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма. В Великую субботу утром совершается особое богослужение. Одежды священников и облачения в храме с черных меняются на белые, и этот день не похож ни на один другой день церковного года. Христос уже сошел во ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость. Великая суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы передает песнопение, исполняемое на литургии вместо «Херувимской»: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…» . Эти Великие дни не вмещаются ни в одну неделю, ни во все время, которое прожило и проживет еще все человечество. Главная мысль, которую богослужения Страстной седмицы до нас доносят, — это необходимость осознания нами, что Богочеловек Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти всех, но главное — спасти лично меня. Чтобы спасти кого-либо от гибели, необходимо устранить причину, приводящую к гибели. Таковой является наша гордыня, то есть желание жить и принимать решения не так, как того хочет от нас наш Творец, а основываясь на собственном произвольном выборе. Это высшая точка гордости — бунт горшка против горшечника — приводит человека к тому, что он разбивается вдребезги, спрыгивает с полки и, пока не закончит свой бесславный полет, успевает на один краткий миг ощутить обманчивую сладость свободного падения. Исправить последствия произвольного бунта оказалось возможно только посредством произвольного же смирения и послушания. Смирению невозможно научить, его можно только показать, чтобы затем последовать за этим примером. И, по сути, на Страстной седмице, как и во всем христианстве, нам преподается этот самый главный пример.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Шестой час. Полдень. Жарко. Распятие — унизительная и мучительная смерть. Унижение. Один из самых трогательных моментов службы Двенадцати Евангелий — прокимен перед седьмым Евангелием «Разделиша ризы Моя себе…». Цитата из Псалтири легла на невероятную, душеразрывающую мелодию. Стоит вслушаться, чтобы ощутить хотя бы на мгновение то, что пережил Сам Бог, что бывает с каждым человеком, потому что он смертен и несчастен. Абсолютную брошенность, покинутость, пустоту, еще до смерти наступивший ад — когда у тебя вообще больше ничего не осталось. Даже одежду отобрали, и стоишь ты, нагой духовно и физически, перед вечностью, а вечность молчит. Христос страдает около трех часов под палящим иерусалимским солнцем. Лука говорит, что Его мучение сопровождается «тьмой по всей земле» от шестого до девятого часа, и Господь умирает. Что это была за тьма? Солнечное затмение? Ветер из пустыни — «хамсин», несущий слепящий песок, затмевающий солнце? Грозовая туча? В любом случае: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». Эта тьма — эхо Его предсмертного крика. Бог не может умирать. Человек не должен умирать. Страшному уроку сострадания, преподанному Господом, вняла природа, но не люди. Только безымянный благоразумный разбойник пожалел невинного Страдальца: «Он ничего худого не сделал» (Лк.23,41). Остальные — только после Его смерти, увидев великие знамения, начинают осознавать, что натворили… «Воистину Он был Сын Божий», — растерянно говорит сотник (Мф.27,54). Сын Своей Матери В середине дня в Великую Пятницу совершается последняя служба Страстей — Вечерня с выносом Плащаницы. Снова читается Евангелие, описывающее все события от ареста до погребения Иисуса Христа. В этом богослужении, находящемся на границе Великой Пятницы и Благословенной Субботы (Лк.23,54: «День тот был пятница, и наступала суббота»), уже звучат нотки пасхальной радости: Когда в гробнице плотию Ты добровольно заключен был, Христе, по природе Божественной оставаясь вездесущим и безграничным, Ты запер все сокровищницы смерти, Ты опустошил все царские дворцы ада — тогда и эту субботу Ты почтил Божественным благословением, и славой, и Твоим сиянием.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-cht...

Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропари по Уставу. Устав тропарей Если празднуется один святой, то исполняется тропарь святому (из Минеи), «Слава, и ныне» – богородичен или тропарь праздника. В случае празднования двух святых: тропарь 1-го святого, «Слава» 2-го святого. На «И ныне» поется: – при службе малому и шестеричному святому: богородичен 4-го приложения Минеи по гласу последнего тропаря; – при службе святому со славословием: богородичен 3-го приложения Минеи по гласу тропаря; – в субботу: богородичен 3-го приложения уходящего гласа; – в пред- и попразднство, период пения Цветной Триоди: тропарь праздника (пред-празднства). Диакон: сугубая ектения «Рцем вси...» – без двух начальных прошений (со слов «Помилуй нас, Боже...»). Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...» Хор: " Аминь». Диакон: «Премудрость» – далее уходит в алтарь. Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, т.к. в это время священник выходит на амвон). Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава и ныне». «Господи помилуй (трижды). Благослови». Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго Господина...» Однако на практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное " Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню. Великая вечерня Дни, когда совершается Великая вечерня 1 .  Все воскресные дни. 2 .  Великие бденные и полиелейные праздники. 3 .  Господские двунадесятые праздники и Неделя Антипасхи в самый день праздника вечером, т.е. на 1-й день попразднства (ради Великого прокимна). 4 .  Неделя сыропустная и все недели Великого поста вечером (ради Великого прокимна). 5 .  Литургия Преждеосвященных Даров. 6 .  Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. 7 .  Неделя Пасхи вечером и все дни Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером и содержит в своем составе чтение так называемых Непорочных - стихов из 17 кафизмы (названных так по первым словам 118 псалма: Блаженни непорочнии... ), перемежающихся с особыми похвалами Спасителю. Это служба погребения Господа, которая завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма при пении погребального Трисвятого. В Великую субботу, как и в четверг, служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. Но это совершенно особое богослужение в непохожий ни на один другой день церковного года. Христос уже покинул Свой гроб и сошел в ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость и со страхом взирает на долгожданное разрушение ада. Великая суббота - это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы отображено в исполняемой на литургии вместо «Херувимской» благоговейной песни: Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет... На вечерне, перед началом этой литургии, читаются 15 паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. После Апостола, вместо обычного «Аллилуиа» поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. В белом одеянии, стоя перед плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея, повествующую о событии Воскресения Спасителя, и это уже прямое указание на грядущую в предлежащую спасительную ночь радость Пасхи. Иеромонах Дорофей (Баранов)

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/32/che...

Вопросом допуска священников для служения в доме Ипатьева занимался комендант (до 4 июля (н. ст.) — Александр Авдеев, затем Яков Юровский). За 80 дней нахождения семьи в Екатеринбурге богослужения там были пять раз. Служили священники Екатерининского собора. 4 мая (здесь и далее даты — по н. ст.) (Великая Суббота, утренняя), 19 мая (50-летие государя, молебен) и 23 июня (Троица, Литургия и вечерня) богослужения совершал иерей Анатолий Меледин. 2 июня (воскресенье, обедница) и 14 июля (воскресенье, обедница) служил протоиерей Иоанн Сторожев. Все пять служб священникам сослужил диакон Василий Буймиров. Об этих богослужениях отец Иоанн впоследствии вспоминал: «Едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва. Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери, где в высоко поэтических, трогательных словах выражается мольба страждущего человека поддержать его среди скорбей, дать ему силы достойно нести ниспосланный от Бога крест». Свое состояние во время посещений узников отец Иоанн определял так: «…совершенно исключительные внутренние переживания за время нахождения там препятствовали мне быть только спокойным наблюдателем»(16). В этот, последний, как потом выяснилось, день их встречи он так и не посмел сказать узникам ни слова, даже в виде приветствия. Вместо «здравствуйте» у отца Иоанна было принято, как он сам говорил, «молчаливое приветствие» (вероятно, почтительный наклон головы) царственных узников каждый раз до и после службы. Так было и в этот раз, и это, видимо, угнетало его впоследствии. Впрочем, само богослужение было утешительным, о чем записала в дневнике императрица: «Имела радость от слушания обедницы». Что чувствовал отец Иоанн, уходя из «дома особого назначения»? Духовные терзания священника, наверное, усилились, когда стало известно об убийстве царственных узников, в том числе и детей. Его сын, Серафим Сторожев, впоследствии писал: «Что произошло в доме ­Ипатьева, я не знал, а отец не вдавался в подробности, так как воспоминания причиняли ему душевную боль».

http://e-vestnik.ru/history/duhovniki_za...

Перед 2-м обхождением епископ пел прокимен (Пс 11. 6 со стихом Пс 95. 1), перед 3-м - прокимен из Пс 112. В конце каждого обхождения бывали ектения и молитва; во время обхождений пелись псалмы (во время 1-го - Пс 64 или Пс 95, во время 2-го и 3-го - Пс 86, 95, 96, 97, 99, 112, 147, 149; единообразие рукописей в отношении 1-го обхождения, возможно, указывает на его древность). По возвращении епископ давал пресвитерам и диаконам лобзание мира и благословлял свечу, от к-рой зажигали проч. свечи. Двери отверзались, и бдение продолжалось по чину вечерни: епископ запевал «Господи, воззвах» (указана и стихира: «Светися, светися, Иерусалиме»), далее следовали «Свете тихий» и вечерний вход. Торжественно исполнялся Пс 147. 1, после чего пели прокимен из Пс 81, епископ уходил крестить оглашенных, а в церкви читали 12 ветхозаветных чтений (те же, что и в арм. переводе Лекционария; порядок исполнения библейских песней не описывается). В конце каждого чтения - ектения и коленопреклонная молитва. После чтений новокрещеные возвращались в храм с пением «Елицы во Христа» (Гал 3. 27); Божественная литургия (по чину ап. Иакова - обычному иерусалимскому чину в древности) начиналась с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых» (литургийные чтения те же, что и в арм. переводе Лекционария, но стихи аллилуиария - Пс 147. 2 или 101. 14; тропарь на умовение рук (особый элемент чина литургии ап. Иакова) «Воскресение Господне возвестил нам ангел», тропарь на Св. Дары (херувимская) и причастен - «Воскресый из мертвых»). По окончании литургии читали «по книге». 2-я (пасхальная) литургия совершалась после пасхальной утрени, на к-рую, в частности, перенесено чтение Евангелия (Ин 20. 1-18) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 88-94; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 708-740). Грузинский Иадгари (гимнографическое приложение к Лекционарию, отражающее литургическую практику Иерусалима VII-IX вв.; среди последних находок на Синае обнаружены греч. оригиналы Иадгари) - еще один важный источник по истории иерусалимского богослужения.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Разумеется, речь не идет о повторном крещении. Однако путь, который проходит хоть и крещеный, но невоцерковленный (никогда не причащавшийся) человек, по своему содержанию тождествен оглашению перед крещением. В этом случае катехизация становится по сути дела подготовкой к первому причащению или даже к первому более или менее осознанному Причастию. Пасхальное таинство Наконец, и само крещение, кульминационный момент катехизации, должно быть не частным делом, производимым где-то в свободное от богослужения время, а делом всего прихода, всей общины, опять-таки во главе с настоятелем. Когда, в какой день совершать крещение? Конечно же, больше всего подходит Пасха — день радикальной перемены от смерти к жизни. Точнее же, Великая Суббота с ее крещальным Апостолом, крещально-пасхальным ­Евангелием (вспомним Мф. 28, 19 — часто цитируемый девиз катехизации) и крещальной символикой всей службы. Особенный момент наступает, когда после крещения в отдельном храме (в Феодоровском соборе — в нижнем храме, где находится большая купель для крещения взрослых полным погружением) новокрещеные, в сопровождении крестивших их священников и тех, кто, будучи крещеными, вместе с ними проходил оглашение, входят в храм, где идет великосубботняя служба (в Феодоровском соборе — верхний храм). Это торжественное шествие происходит как раз тогда, когда на Литургии вместо Трисвятого поется крещальный гимн «Елицы во Христа крестистеся», обретающий в данном случае конкретное, зримое подтверждение в лице только что крещеных людей, входящих уже на правах верных в Церковь, в ее главное таинство — Литургию, ради которого, собственно, мы все и приняли крещение. Само же таинство совершается во время вечерни, с которой начинается служба Великой Субботы и во время которой, в частности, читаются известные паремии из Ветхого Завета. Вот оно — «было когда-то в древности», которое вполне может стать «есть и сейчас» и давать замечательные плоды, не менее актуальные сего­дня, чем много лет назад! Цель, задачи и средства достижения

http://e-vestnik.ru/church/my_nashli_mes...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010