Эти слова Евангелия – о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда. Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди. Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один – бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви – сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле. Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь – «близ, при дверех», и все происходит уже сейчас. Он одесную Бога Отца, и Он – там, где человек, в этом мире. Но этот мир перевернут, и эта перевернутость мира – не абстракция. Ее можно видеть в тех, кого мир отрицает, не принимает в расчет – в опозоренных, в одиноких, в старых, в безнадежно больных, в сумасшедших, в заключенных, в тех, кто, по существу, исключен из человеческого общества. Он прежде всего в них, но Он также не оставляет Своим присутствием тех, кого мир хвалит и кому сопутствует земной успех, в ком, несмотря на эту видимость, время от времени прорывается через их поверхностность неподдельный страх перед подлинными глубинами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Сретенской духовной семинарии открылось научно-богословское издательство «Среда» 9 мая 2020 г. 19:47 В мае 2020 года открылось издательство Сретенской духовной семинарии  «Среда», в котором будет выпускаться научно-богословская литература, исследования отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. Главным редактором научного издательства стал первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов , директором — выпускник аспирантуры философского факультета РГГУ Дмитрий Рындин. До этого Д. Рындин работал главным редактором Издательства Московской духовной академии , ведущим редактором издательства «Рипол-классик», помощником директора Фонда Мераба Мамардашвили. Ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий  отметил: «Собственное издательство, как подсказывает мне опыт организации издательств Петербургской и Московской  духовных академий, создает в духовном учебном заведении особую научно-богословскую среду, без которой невозможно творчески и адекватно передавать церковное Предание и развивать богословскую науку; становится центром притяжения для христианских ученых со всего мира... Издательство " Среда " должно стать интеллектуальной площадкой для диалога и дискуссий, обмена богословским осмыслением тех тем, которые, будучи актуальными для нынешнего периода человеческой истории, имеют измерение, выходящее за пределы времени, и отвечают на главное вопрошание верующих людей: " что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? " Книги и научные журналы, которые будут выходить в издательстве Сретенской духовной семинарии, а также мероприятия издательства помогут современному думающему человеку, ищущему ответы на вопросы о смысле жизни, обрести единомышленников и установить связь между исторической фигурой Господа Иисуса Христа и нашими сегодняшними реалиями, включить в себя соответствие нашего нынешнего опыта человеческого существования тому, что говорят об этом опыте Священное Писание и Предание Церкви». Первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов, главный редактор издательства «Среда», в связи с его открытием заявил: «События последних месяцев, связанные с пандемией коронавируса, показали, насколько может быть содержательно слабым осмысление происходящего с точки зрения православного богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/5633835.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сретенской духовной семинарии открылось научно-богословское издательство «Среда» 09.05.2020 В мае 2020 года открылось издательство Сретенской духовной семинарии «Среда», в котором будет выпускаться научно-богословская литература, исследования отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. Главным редактором научного Издательства стал первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов , директором — выпускник аспирантуры философского факультета РГГУ Дмитрий Рындин. До этого Д. Рындин работал главным редактором Издательства Московской духовной академии, ведущим редактором издательства «Рипол-классик», помощником директора Фонда Мераба Мамардашвили. Ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий отметил: «Собственное издательство, как подсказывает мне опыт организации издательств Петербургской и Московской духовных академий, создает в духовном учебном заведении особую научно-богословскую среду, без которой невозможно творчески и адекватно передавать церковное Предание и развивать богословскую науку; становится центром притяжения для христианских ученых со всего мира... Издательство " Среда " должно стать интеллектуальной площадкой для диалога и дискуссий, обмена богословским осмыслением тех тем, которые, будучи актуальными для нынешнего периода человеческой истории, имеют измерение, выходящее за пределы времени, и отвечают на главное вопрошание верующих людей: " что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? " Книги и научные журналы, которые будут выходить в Издательстве Сретенской духовной семинарии, а также мероприятия издательства помогут современному думающему человеку, ищущему ответы на вопросы о смысле жизни, обрести единомышленников и установить связь между исторической фигурой Господа Иисуса Христа и нашими сегодняшними реалиями, включить в себя соответствие нашего нынешнего опыта человеческого существования тому, что говорят об этом опыте Священное Писание и Предание Церкви».

http://drevo-info.ru/news/25839.html

375 В отличие, например, от Прокопия Кесарийского и иных писателей эпохи расцвета, предпочитавших восхищаться в большей степени многочисленностью жителей, экономическим процветанием, уровнем культуры и образования и, наконец, красотой окружающей природы. 376 Manuel Chrysolora. Epictola ad Ioannen Imperatorem PG 156 40b-c. Пер. по: Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2013. С. 229. 377 Цит. по: Сметанин В.А. Византийское общество XII-XV вв. (по данным эпистолографии) Сведловск: Изд. Уральского университета, 1987. С. 226. 378 См. об этом: Сметанин В.А. Византийское общество XII-XV вв. (по данным эпистолографии) Сведловск: Изд. Уральского Университета, 1987. С.. 152–154. 379 Manuel Palaiologos. Dialogue with the Empress-mother on Marriage. Wien, 1991. P. 695–698. Пер. по: Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург, 2013. С. 284. 380 Dimitrius Cydonès. Correspondance/pupl. par. R-J. Lorenertz. Studi e testi, 186, 208. Citta del Vaticano, 1956–1960, ep. 434, 25–26. 381 Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2013. С. 200. 382 Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2013. С. 262. 383 Dimitrius Cydonès. Correspondance/pupl. par. R-J. Lorenertz. Studi e testi, 186, 208. Citta del Vaticano, 1956–1960, ep. 428, 15–20. 384 Пашкин Н. Г. Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402–1438). Екатеринбург: Изд. Уральского университета. 2007. С. 165–166. 385 См.: Пашкин Н. Г. Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402–1438). Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2007. С. 168–169. 386 Пашкин Н. Г. Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402–1438). Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2007. С. 176. 388 Военные действия Европы Нового времени будут уже строиться на принципах национальных интересов, поэтому такие события, как союз Англии и России во время войны за независимость Греции, уже не могут быть рассмотрены как религиозное противостояние исламу. Мотивы защиты христиан от иноверческого притеснения вряд ли сыграли какую-либо значимую роль в этих событиях, хотя как идеологический повод (по крайней мере в русской истории) он все же присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Можно ли приватизировать Патриарха? Комментарий на результаты опроса социологической службы " СРЕДА " Социологическая служба СРЕДА опубликовала результаты своего исследования на тему " Общественная польза от деятельности Патриарха Кирилла " и предложила публике обобщенную и весьма, на мой взгляд, спорную оценку отношения граждан к личности Патриарха. Мы почти ничего не знаем о социологической службе СРЕДА, её методиках, финансировании, учредителях. Вроде бы СРЕДА выступает в роли заказчика, вроде бы ФОМ проводит полевые работы. Результатов исследований мы не видим, нам показывают лишь комментарии к ним самой СРЕДЫ и экспертные комментарии популярных общественных деятелей к этим комментариям. Очевидно, экспертные комментарии должны повысить уровень доверия к объявленным результатам и придать СРЕДЕ респектабельности. Внешне проект выглядит гламурно, тем не менее, предлагаемые СРЕДОЙ темы из общественно-церковной жизни злободневны, что свидетельствует о политической интуиции её создателей. Попробуем прочитать портрет Патриарха Кирилла, предложенный СРЕДОЙ . Обращаю внимание – это не моё суждение о главе РПЦ МП, а моя оценка результатов работы СРЕДЫ, вполне, разумеется, субъективная. Начнем с поставленного вопроса ( " оцените общественную пользу от деятельности Патриарха Кирилла " ), что собственно он подразумевает? Ведь без конкретизации понятие " общественной пользы " весьма туманно. Главная задача Патриарха – сохранение и передача неискажённой православной веры, что включает в себя целый комплекс действий (литургия, хиротонии, развитие богословской школы, храмостроительство, представительство перед кесарем, защита от секулярного и инославного миров и проч.), отношение к которым с точки зрения некоей " общественной пользы " будет разниться в зависимости от мировоззрения респондента. У Путина, например, круг обязанностей заметно отличается от патриарших, и принесённую ими обоими общественную пользу нельзя оценивать по одним и тем же параметрам.

http://religare.ru/2_87692.html

Но чем резче выражено природное предрасположение в какую-нибудь одну сторону, в сторону добра, или зла, – тем слабее оказывается действие воспитания, среды, духа времени и других обстоятельств на отклонение человека от того пути, на который направляют его врождённые задатки, и тем могущественнее их действие на развитие последних в том случае, если они попадают в тон врождённого настроения человека. Злого от природы человека хорошая среда исправляет, но мало, дурная же среда легко и весьма сильно развращает; а если в человеке природное расположение к пороку выражено резко, то в таком человеке добрая среда иногда только раздражает желание зла и вызывает ненависть к добру. В антихристе именно и будет столько задатков зла, и они в самой природе его будут столь резко выражены, а предрасположение к добру будет так слабо, что никакое воспитание, никакая среда, никакие события не будут в состоянии ослабить его злые наклонности и задержать их развитие и подавляющее их действие на задатки добра. Раньше пробуждения сознания и проявления свободной воли существо антихриста будет исполнено зла, его природа с самого начала будет проникнута злом, это злая природа. По мере роста природное зло будет в нём только развиваться и усиливаться, постепенно превращаясь из безвольного настроения в сильное волевое стремление и желание зла, из несознаваемого задатка в обдуманное действование, из общего и неопределённого предрасположения к злу и семени зла, раскрываясь в разнообразные пороки. Но если главнейшим источником зла в антихристе должно признать его природу, а природу свою он получит, подобно всем людям, от родителей своих, то последних и нужно признать причиной и источником происхождения столь злого человека, каков антихрист. Но родители антихриста сами получат свою природу, тоже злую, от своих родителей, общее – от своих предков. Можно допустить, что природное и приобретённое зло, накопляясь постепенно в длинном ряду предков антихриста, прирастая с каждым новым поколением, в самом антихристе достигнут такой степени силы, какую только может вместить, проявить и выдержать человеческая природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Насколько нам известно, животные не воспринимают свое окружение с той же полнотой, с какой оно открывается нам. Животные замечают в своем окружении только то, что является инстинктивно важным для их вида. Все остальное совершенно не затрагивает их сознания. Широта и узость, простота и сложность окружающей среды для каждого отдельного вида животных, разумеется, сильно отличаются. Но в отношении всех видов можно сказать, что их поведение определяется окружающей средой. Определенные элементы окружающей среды воздействуют как сигналы и вызывают то или иное поведение, которое в своей основе является врожденным, а потому ему не нужно учиться. Органы чувств животных приспособлены к восприятию таких элементов, и когда они встречаются, то возникает предусмотренная инстинктом реакция. Для некоторых примитивных видов окружающая среда складывается из очень небольшого числа элементов. Так, если привести один из самых простых примеров, клещ обладает только тремя чувствами: светочувствительностью, обонянием и ощущением температуры. Благодаря светочувствительности своей кожи он путь к ветке. Обоняние и ощущение температуры подают ему сигнал, когда под веткой находится теплокровное животное. По этому сигналу клещ падает на животное, чтобы напитаться его кровью. Такова среда обитания клеща, у клеща нет ни глаз, ни ушей, ни чувства вкуса. Он в них и не нуждается. Среда обитания клеща является, конечно же, очень простым примером. Среда обитания большинства видов животного мира намного сложнее. Но относительно всех видов животного мира можно сказать, что они знают лишь некоторый фрагмент доступного нашему познанию мира, они воспринимают лишь те элементы, которые являются инстинктивно-важными для их вида, к которым приспособлены их органы чувств и на которые они инстинктивно реагируют. Даже в тех случаях, когда инстинктивное поведение оказывается более восприимчивым, животные переживают в мире только то, что они в действительности уже и так знают благодаря наследственным формам своего восприятия и поведения, что очень напоминает кантианскую концепцию человеческого познания. В случае же человека его переживания и его поведение как раз не ограничиваются определенной средой обитания. Если у человека и появляется нечто подобное среде обитания, то речь здесь идет об установлениях его культуры, а не о врожденных пределах. Так, лес для охотника является чем-то иным, чем для дровосека или воскресного туриста. Однако то, каким образом охотник переживает лес, определяется не его биологическим устройством, а связано с его профессией, которую он избрал и вместо которой он мог бы избрать какой-либо иной род деятельности. Стоит ему только стать инженером, и лес он будет переживать с точки зрения воскресного туриста. Даже будучи охотником, человек остается открытым для других возможностей человеческого бытия. В животном мире – по-другому. Животные знают только среду, данную им при рождении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов, главный редактор издательства «Среда», в связи с его открытием заявил: «События последних месяцев, связанные с пандемией коронавируса, показали, насколько может быть содержательно слабым осмысление происходящего с точки зрения православного богословия. В новых условиях уже не работают шаблоны и схемы, которые считались на протяжении сотен лет единственно возможными. Мы не можем в ситуации, когда мир на глазах превращается в одну " большую деревню " , спрятаться в собственной уютной комнатке и хвалить друг друга, при этом пренебрегая опытом других христианских богословов, религиоведов, философов — только потому, что они в чем-то имеют непривычную для нас позицию. Академическая свобода и научная достоверность — вот главные условия для развития богословия сегодня, и здесь значение научной издательской деятельности невозможно недооценивать. Уверен, что сегодня без качественной научной издательской деятельности в духовных семинариях и академиях едва ли возможно развитие интереса студенческой среды к богословию как неотъемлемой стороне осознанного Православия». Директор издательства «Среда» Дмитрий Рындин рассказал о задачах нового проекта: «Издательство семинарии мыслится нами не как сугубо академическое, а шире, как христианское издательство интеллектуальной литературы, главная цель которого — продвижение, распространение и популяризация современной богословской мысли, как отечественной, так и зарубежной, позиционирование богословия как живой, актуальной и необходимой для современной культуры и общества науки. Издательство видится как одно из средств создания плодотворной интеллектуальной среды для развития богословия. Книга — это событие, которое должно влечь за собой реакцию, обсуждения, споры, дискуссии, тем самым создавая вокруг себя пространство для рождения новой мысли и новых исследований. Мы бы хотели, чтобы каждая наша книга была приглашением к диалогу о насущных проблемах Церкви и мира. В наших планах, во-первых, создание и наполнение концептуальных серий передовой научной и научно-популярной богословской литературы; во-вторых, издание учебной и научно-образовательной литературы для учащихся высших духовных заведений; в-третьих, создание общесеминарского периодического научного журнала».

http://drevo-info.ru/news/25839.html

Раздел I. Теология Концепция культовой среды общества в исследованиях В.А. Мартиновича Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия Пензенской духовной семинарии Аннотация: Феномен нетрадиционной религиозности невозможно исследовать, ограничиваясь рамками её структурированных форм. Большинство исследований сектантства посвящены институциализированным формам нетрадиционной религиозности, их влиянию на общество и вероучительным доктринам. Увеличивающаяся по содержанию и формам нетрадиционная религиозность имеет некую генерирующую общность, которую Колин Кэмпбэлл в 1972 году назвал культовой средой общества. Концепция культовой среды была исследована и дополнена новыми характеристиками в работах известного белорусского сектоведа В.А. Мартиновича. Ключевые слова: культовая среда общества, неинституциализированная нетрадиционная религиозность, сектантские идеи двойственной природы, мифологическое мышление, бриколаж, полиморфизм. Белорусский учёный, доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, известный сектовед Владимир Александрович Мартинович является автором теории воспроизводства нетрадиционной религиозности 1 . В рамках его теории ключевым компонентом воспроизводства и хранилищем идей неинституциализированной религиозности выступает культовая среда общества. Данный термин был впервые употреблён Колином Кэмпбэллом в 1972 году 2 . В статье сделана попытка обозначить характеристики и элементы культовой среды, которые выступают в качестве функционала в системе воспроизводства нетрадиционной религиозности В.А. Мартиновича. Понятие культовой среды общества впоследствии становится самым устойчивым и распространённым термином в социологии религии и теоретическом сектоведении 3 . Культовая среда общества в исследованиях В.А. Мартиновича выступает в качестве одного из элементов классификации нетрадиционной религиозности по структуре 4 . Белорусский учёный предлагает собственное определение культовой среды общества: «Вся сфера неинституциализированной нетрадиционной религиозности, состоящая из сектантских идей и ритуальных практик, разделяемых и исполняемых людьми в индивидуальном порядке вне контекста какой-либо группы» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Роман Лункин: При нынешнем состоянии российской медицины остается надеяться только на силу и могущество Бога Наконец, совершенно естественным образом «силу и могущество» в Боге видят самые активные православные («фундаменталисты»), а также представители профессии, которые всегда ожидают чуда и знают, что часто все происходит с жизнь человека только потому, что это чье-то провидение – это врачи. 9 ноября, 2011 Наконец, совершенно естественным образом «силу и могущество» в Боге видят самые активные православные («фундаменталисты»), а также представители профессии, которые всегда ожидают чуда и знают, что часто все происходит с жизнь человека только потому, что это чье-то провидение – это врачи. За словом «Бог» каждый четвертый россиянин видит «надежду и помощь». Это самый популярный ответ. Следом за ним идут «сила и всемогущество» (16%) и «непознаваемое» (15%). На четвертом месте  — «любовь» (12%),  на пятом — «справедливость» (10%). Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного службой «Среда». «Как Вам кажется, что стоит за словом «Бог»?  Пожалуйста, выберите один ответ из списка», — с таким вопросом обращались к респондентам социологи службы «Среда». Результаты опроса комментирует Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Роман Лункин Опрос службы «Среда» выявил очень интересную черту современной российской религиозности – около трети россиян скорее оценивают образ Бога апофатически, то есть не имеют определенного представления о Боге (это «непознаваемое»), либо ссылаются столь же ни к чему не обязывающий стереотипный образ «силы и могущества». Конечно, выводы опроса условны, также как мы условно предполагаем, что респонденты не были богословами, а отвечали интуитивно. Восприятие Бога как «надежды и помощи» также является архетипным восприятием, но все же в большей степени является осознанным возложением на божество своих просьб и пожеланий. Более содержательны и не столь условны ответы на вопросы о «социальном образе» Бога – о том, что Бог – это «справедливость», «закон и порядок» (19 %), а также об отрицательном «социальном образе» Бога – что это обман и пережиток прошлого (5%). В данном случае интересно, сколько еще было ответов, «характеризующих» Бога не с лучшей стороны из 21% других ответов. Из этих 21 % «других» 6 % считают, что Бог – это «закон и порядок» (не очень понятно, чем это отличается от «справедливого» образа Бога, только вкусовыми ощущениями, но ясно, что меньшая часть населения видит в вере в Бога источник порядка).

http://pravmir.ru/roman-lunkin-pri-nynes...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010