Мои мысли обращены к моей прекрасной Родине, без малого 200 лет спасающейся вместе с множеством народов, составляющих собой ту Святую Русь, которой нет на карте, но гражданство которой мы с гордостью носим. На это прекрасное единство покушается отец всякого разделения и лжи, враг рода человеческого, который хочет вовлечь в пропасть раздора и саму Церковь. На земле моих предков, к сожалению, сбываются горькие слова святителя Григория Богослова: «Одни из нас спорят о священных престолах, Враждуя друг с другом, навлекая бесчисленные бедствия И сами становясь их жертвами… Другие же, разделившись на партии, возмущают Восток и Запад: начав Богом, кончают плотью. От этих борцов и у прочих появляются имена и начинается битва: У меня бог — Павел, у тебя — Петр, а у него — Аполлос». С чувством священного трепета продолжая служение церковному единству, находя в столь ответственный для меня час успокоение во всецелой преданности Божественной воле, я недоумеваю, откуда мне взять мудрости для сего превосходящего мои силы подвига? Нахожу же ответ в Священном Писании, через которое Дух Святый вещает: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7). Надеясь на благословения Вашего Святейшества, мудрость собора епископов, составляющего красоту нашего Патриархата, с трепетом ожидаю пришествия моей Пятидесятницы и говорю с Псалмопевцем: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю… Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Пс. 100:2-5, 7). В чем да поможет мне Пастыреначальник Христос и благожелательные молитвы Освященного Собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда

http://patriarchia.ru/db/text/1369088.ht...

Они стали подозревать себя и говорить один за другим: «не я ли?» Ибо Закон любви предписывает нам всегда надеяться, и мы по справедливости больше знаем плохого о себе, чем о других. И мы должны больше доверять словам Господа, чем своим сердцам. Господь уточняет: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо». Но Иуда, как ни в чем не бывало, не отступает от своего замысла. Хотя слова Господа должны бы рассечь его как острие меча: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться». Может быть, Иуда утешал себя мыслью, что его Учитель часто говорил, что Он должен быть предан. И если это должно совершиться, Бог не поставит в вину тому, кто это совершит. Но Христос говорит ему, что предательству не должно быть извинения: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться». «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Господь совершил Тайную Вечерю Своим Божественным благословением и благодарением. Божественная Евхаристия – наше благодарение за все дары Промысла Божия и за сугубый дар принесения нам Господом Себя. «Когда мы благодарим Бога, – говорит святитель Григорий Богослов , – мы становимся едиными с Ним». Евхаристия была установлена в воспоминание Крестной смерти Господа, и Он предваряет ее преломлением хлеба. И вино Евхаристии становится Кровью Нового Завета, ибо это – новый союз Бога с Его народом, с новым человечеством, запечатлеваемый Кровью – ценою нашего искупления. Эта Кровь – за многих изливаемая – ради приведения многих в славу сынов Божиих. Этой Крови достаточно для спасения многих. В Откровении мы видим «великое множество людей, которого никто не мог перечесть; они омыли одежды свои и убелили Кровью Агнца» ( Откр.7; 9, 14 ), и по-прежнему этот источник неиссякаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петр спрашивает Спасителя об Иоанне: «Господи, сей же что?» «Что тебе до того, – отвечает Господь, – ты иди за Мною». Господь дает каждому свое служение. Как говорит преподобный Силуан Афонский : «Один – патриарх, другой – священник, третий – повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога». Не надо сравнивать себя ни с кем. Перед лицом вечности каждый из нас, сколь бы скромным ни было его служение, обретает несоизмеримое ни с чем величие по дару любви Христовой. И Господь сказал еще об Иоанне: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Оттого что апостол Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто не умер мученической смертью, их ученики заключили из этого слова Христова, что он вообще не умрет. Может быть, в этом проявилась детская простота первых христиан, желающих видеть всегда перед собой этого исключительного свидетеля любви Христовой, и знающих после Его воскресения, что Господу возможно все. Но не сказал Господь, что он не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Господь хочет, чтобы верность, которую этот апостол явил у Креста вместе с Божией Матерью, его свидетельство о истине и любви, евангельское слово и откровение о будущем человечества и Церкви, всегда пребывало с нами. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они – ничто перед тем, что может ждать нас впереди. Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его. Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах, о неиссякаемой силе и безграничной благодати воскресшего Христа. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Утреня Ин, 65 зач., 20, 19–23 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому Церковь не может параллельно существовать и взаимодействовать с обществом; она не может вступать с ним во внешний контакт. Не таков замысел Господа нашего Иисуса Христа о Церкви. Она существует в мире подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Она подобна закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33). И зерно, и закваска - это образы динамической преображающей реальности. Церковь и есть это динамическое присутствие иного мира в этом мире, откровение Царствия Божия, которое не есть пища или питие, но радость о Духе Святом (Рим. 14, 17). Царствие Божие поселяется в душе человека как залог и возможность его спасения; также и Церковь поселяется в сердце мира как залог и возможность его спасения. Как огонь не может параллельно сосуществовать с вещью, но опаляет или нагревает его, так и Церковь: Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12, 49). Или огонь согревает внешнюю среду, или внешняя среда поглощает и тушит огонь - в любом случае происходит не внешний контакт, но внутреннее изменение той или иной стихии. Или Церковь Духом Святым преображает мир, или мир поглощает Церковь; или Церковь превращает мир в литургическую общину, или мир превращает Церковь в «социальный институт». Однако, это не равнозначный переход стихий одна в другую, не диалектическая борьба противоположностей. Христиане не могут, подобно Платону, наивно полагать, что между жизнью и смертью может быть взаимный диалектический переход. Христианство есть решительная и окончательная победа над смертью и воскресение к жизни. Мир, лишенный Святого Духа, заканчивается смертью. Церковь же дарит жизнь миру. Человек, преображаясь благодатью Святого Духа, не лишается своей человечности, но напротив - обретает подлинную человечность, смерть уже не имеет над ним власти (ср. Рим. 6, 9). Также и общество, становясь литургической общиной, не перестает быть обществом, но обретает свою подлинную «социальность».

http://bogoslov.ru/article/465391

- предлагать, участвовать в обсуждении, разработке осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую. чтец Василий 12 декабря 2012г. 03:03 + Господи благослови + Боюсь, что Церковь начинает увлекаться не свойственными Ей занятиями. Она должна спасать души людей, а не погрязать в мирских заботах. Призывание помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды и на духовные чаяния жителей городов, напоминает магические заклинание колдунов и знахарок. Христос Спаситель говорит: " Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы " (Матф.6:31-34). Православную Церковь саму можно вполне справедливо упрекнуть в неэкологичности и небезопасности. Недавно главный санитарный врач России Геннадий Онищенко указал, что в православных храмах большая скученность, духота - благоприятная среда для распространения инфекций и эпидемий - люди причащаются из одной чаши с одной лжицы, при запивке не меняется посуда, вкушаются просфоры, из которых вынимаются частицы нестерильными руками священников, и т.д. Можно придраться и к к тому, что дым от ладана, угольных таблеток, свечей и лампадного масла далеко не безвреден. Ещё больше претензий может быть к многочасовому стоянию в храме, из-за которого происходит отёк ног, приводящий к тяжелейшим заболеваниям. Если нанесение вреда экологии признать тяжким грехом, то нужно признать грехом пользование автотранспортом, электричеством, всеми плодами цивилизации, и даже то, что мы дышим и едим - людоедская философия. сергей, Санкт-Петербург 01 февраля 2013г. 02:30

http://bogoslov.ru/article/2603331

Сам же богоподобный человек, имеющий, подобно тварному космосу, иерархическое устроение , в богословии именуется не только «микрокосмом» (малой «моделью» вселенной), но и «макрокосмом» («великим в малом») с. 30-38; 3, сс. 166-171], ибо вселенная творится ради человека, отражает уровни его бытия, в нем достигает полноты и им увенчивается. В свою очередь нерукотворный тварный космос — это «Книга естественного откровения», «послание» Творца, обращенное к человеку: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» (Пс. 18:2-4); «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим. 1:20). Весь тварный мир с богословской точки зрения — сфера смыслов, открытие Божественного Замысла, лежащего в основе мироздания. Рукотворное литургическое храмовое пространство — среда, где Бог и человек вступают в диалог любви. Это не просто молитвенное здание, но также всегда пространство открывающихся смыслов. В христианской традиции храм одновременно является и образом мира, и образом человека сс. 18-19; 6, сс. 439-440]. В самой структуре храма, в комплексе росписей, убранства усматривается указание на иерархическое устройство космоса. «Внутреннее пространство византийского храма благодаря мозаикам, фрескам и другим священным изображениям было организовано так, чтобы воспроизводить все многообразие духовного и материального мира. Священные изображения делали пространство храма духовно насыщенным: они представляли тот идеальный мир, по образцу которого устроен тварный космос», — отмечает митрополит Иларион (Алфеев) Что касается символического отражения в храмовом пространстве образа человека, то об этом в своей «Мистагогии» преподобный Максим Исповедник учит так: «Святая Церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник — ум, а храм — тело. Потому что Церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию. И храмом, как телом, Она представляет нравственную философию; алтарем, словно душой, указывает на естественное созерцание; божественным жертвенником, как умом, проявляет таинственное богословие»

http://bogoslov.ru/article/6176378

Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Лк.4:37–44 Флп.1:1–7 Вчера мы читали, как Господь призвал первых Апостолов, а сегодня – как Он пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле? Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2, 4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ. Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» ( Ин.1:41–42 ). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Среда, утреня. Канон 1-й. Ирмос 6-й: «Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает, и во глубину нужднаго реет мя отчаяния: но Твою крепкую руку мне простри яко Петрови, o Управителю, и спаси» . В смущение душу могут привести «бездна грехов и буря прегрешений» . Средство от сего избавиться – молитва и помощь Божия. Минея месячная Сентябрь, день 13-й. Икос после песни 6-й канона на утрени: «Память совершая обновлений, мудрейший древле Соломон Богу, животных безсловесных приношаше всесожжения и жертвы: егда же ныне истина и благодать прииде на землю: жертвы абие преложи, жертвовав Жертву на спасение наше в Себе, яко Человеколюбец» . В Ветхом Завете человеку было предуказываемо на истину, а в Новом она пришла на землю, а с нею и благодать ее. Истина – во Христе, а это – непостижимая для ума, необъемлемая им Божественная мысль и жизнь, но в простоте сердца и души познаваема в Божественной любви и отсюда уже открывается уму и сердцу. Сентябрь, день 26-й. Утреня, седален по стихословии 1-м = Мк. 3:17 : Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть сыны громовы: «Ты сын назвался если Божественного Грома, во еже оглушити ушеса злочестивых, и трубы сладчае возгласив, о всемудре! В правая сердца, Слова воплощение, и яко искренний друг на перси возлегий. Отонудуже почерпл еси разума явление, всем проповедал еси, Отцу Собезначального, Иоанне апостоле» . Иоанн и Иаков были названы Иисусом Христом сынами грома, то есть Божественного, ибо как гром действует неотразимо на слух, так слово Божие неотразимо действовало чрез них на сердца человеческие, так что никто из слушавших их не мог противиться истине. Канон 2-й (Богослову 1-й), песнь 6-я, тропарь 1-й: «Иисус, Бог мой и Господь, твою чистоту приим, и всесовершенную святость, брата тя, Богослове, прият» . Канон 3-й (Богослову 2-й), песнь 9-я, тропарь 1-й: «Часов и времен Господь Сый Избавитель в преполовении оне на Кресте висяше, и тебе предаде якоже девственнику, блаженне Приснодеву, славу неотъемлему дая еже величати тя» ; Ин. 19:25–27 : При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Усыновив Иоанна Своей Матери, Иисус Христос сделал, таким образом, его Своим братом и наиближайшим. Так Иисус Христос возвысил, почтил и приблизил его к Себе за его совершенные чистоту, святость и девственность. Особенно же за последнюю Он передал ему Свою Матерь для заботы о Ней по Своей смерти на кресте, как неспособному ничем оскорбить Ее непостижимой девственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Через духовника исповедник приносит покаяние Богу в содеянных грехах. И только священник, как Божий помазанник на Земле, имеет власть прощать грехи. На это указывается в Евангелии. Иисус Христос, обращаясь к ученикам своим, сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21-23 ). Апостолы передали эту власть преемникам своего служения — пастырям Церкви Христовой. Именно они, священники, и поставлены в храме принимать нашу исповедь. Исповедь и подготовка к ней иногда бывают мучительны. На первую исповедь решиться страшно, человек испытывает стыд и неловкость. Но если вспомнить слова Спасителя, то ложный страх уступает место решимости отсечь от себя грех, отделить себя от него. Тайна исповеди непреложна. За разглашение тайны исповеди священника могут отлучить от служения. Самим Богом человеку дарована возможность очистить свою душу от греха. Разве это не щедрый дар? Дары исцеления Профессор философии В.Н Лосский пишет о Церкви, что она есть «средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни Церковь есть нечто более великое, чем земной рай». (В.Н Лосский. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»). Существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Венчание, Евхаристия (причащение), Покаяние (исповедь), Священство (рукоположение) и Соборование (елеосвящение). Каждое таинство, совершаемое в церкви — это дар Бога человеку, важное событие в жизни, дающее благодать и духовные силы. Что дает человеку таинство Соборования? Апостол Иаков говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и, если он сделал грехи, простятся ему ( Иак.5,14 и 15). К таинству соборования (елеосвящения) прибегают болящие, так как иногда (учат святые отцы) болезнь посылается Богом за не исповеданные и забытые грехи. Это таинство имеет большую силу, поэтому во время Соборования в храме так много верующих.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Что же получается: в ком нет греха, в том нет и истины?! – «Никак»! – ответил бы Апостол Павел на этот лукавый поворот мысли ( Рим.6:15 ). Ибо далее Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать, как Он поступал». И «кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». Значит, все-таки, как раз если согрешаем, то нет в нас истины! Недаром Апостол убеждает нас: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Апостол всех, без исключения, просит об этом. Значит, для каждого вполне по силам – совсем не грешить. Но если эта просьба дойдет до сердца, и вдруг – совсем перестанем грешить, и, наконец-то, радостно отчитаемся, «что не имеем греха», то… – снова представим Бога «лживым»! Что же, замыкается круг, из которого нет выхода? Но в этот круг мы сами себя загоняем своей лукавой логикой. А вслушаемся внимательно в слова Апостола. Он ополчается против двух конкретных людей: против того, кто говорит «не имею греха», и против того, кто говорит: «Я познал Его». И ублажает он третьего человека, который не говорит ни первого, ни второго, а просто исповедует грехи свои. И если мы это делаем, «то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Если мы, стараясь «поступать так, как Он поступал», вдруг оступимся, то – сразу какие силы приходят на помощь: «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»! И мгновенно круг размыкается. У одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый людьми, говоришь, что ты грешнее всех»? А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне»? – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии»? – «Одним из равных». – «А в Константинополе»? – «Одним из бедных». – «Ну а кем ты себя почувствуешь при царском дворе?» – «Последним нищим», – ответил тот. Вот так меняется духовное самочувствие человека по мере приближения к Богу, по мере познания Его, по мере того, как соблюдаем Его заповеди, и по мере того, как истина входит в душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010